Решение и предписание по делу № 04-6/1-16-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/1-16-2014
Дата публикации: 4 августа 2014, 15:00

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-16-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 21 июля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 31 июля  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее – Совет депутатов Ильинского сельского поселения) и муниципального учреждения администрация Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее – Администрация Ильинского сельского поселения), надлежащим образом уведомленных о времени, дате и месте рассмотрения  настоящего дела,

рассмотрев дело № 04-6/1-16-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Ильинского сельского поселения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-16-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Ильинского сельского поселения по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Ильинского с/поселения от 28.08.2009 № 39, положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.

Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения от 28.08.2009 № 39, утверждено Положение о  порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении (приложение № 1 к вышеуказанному решению) (далее – Положение).

Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 и 5.2.3 Положения:

- супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется  оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

- оформление документов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение (кремация) с последующей выдачей урны с прахом

- услуги по погребению, указанные в пункте 2.2.1, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела (пункт 2.2.2);

- доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования на основании заключенных договоров специализированными службами – с департаментом продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии (пункт 5.2.3).

Согласно представленной Советом депутатов Ильинского сельского поселения (письмо от 11.07.2014 № 11) информации: 

- в Ильинском сельском поселении находятся 2 муниципальных кладбища (в с. Ильинское и д. Виноколы);

- по состоянию на 11.07.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также  имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Ильинском сельском поселении  отсутствуют;

- подготовлен проект решения о внесении изменений в пункты 2.2.2 и 5.2.3 Положения.

 В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения предоставлено исключительное право специализированной службе по вопросам похоронного дела Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области на оказание услуг по погребению, включая также услуги по транспортировке тел умерших на кладбищах Ильинского сельского поселения, что создает преимущественные условия деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке погребения в Ильинском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции на этом рынке.

Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

 На момент рассмотрения дела № 04-6/1-16-2014 Советом депутатов Ильинского сельского поселения изменения в пункты 2.2.2 и 3.2.3 Положения не внесены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 28.08.2009 № 39,  исключительного права специализированной службе по вопросам похоронного дела на оказание услуг по погребению, включая также услуги по транспортировке тел умерших на кладбищах Ильинского сельского поселения, а также установления требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Выдать Совету депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-16-2014

Резолютивная часть предписания оглашена: 21 июля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме предписание изготовлено: 31 июля  2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель  Комиссии:   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего  решения  от 21 июля  2014 года по делу  № 04-6/1-16-2014 о нарушении Советом депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в срок до 15.09.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункты 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 28.08.2009 № 39, исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке оказания услуг  по погребению и требования к специализированной службе по вопросам похоронного дела о наличии лицензии.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее десяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9392 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/1-16-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9392 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415192226 [changed] => 1415192226 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415192226 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-16-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 21 июля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 31 июля  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее – Совет депутатов Ильинского сельского поселения) и муниципального учреждения администрация Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее – Администрация Ильинского сельского поселения), надлежащим образом уведомленных о времени, дате и месте рассмотрения  настоящего дела,

рассмотрев дело № 04-6/1-16-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Ильинского сельского поселения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-16-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Ильинского сельского поселения по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Ильинского с/поселения от 28.08.2009 № 39, положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.

Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения от 28.08.2009 № 39, утверждено Положение о  порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении (приложение № 1 к вышеуказанному решению) (далее – Положение).

Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 и 5.2.3 Положения:

- супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется  оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

- оформление документов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение (кремация) с последующей выдачей урны с прахом

- услуги по погребению, указанные в пункте 2.2.1, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела (пункт 2.2.2);

- доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования на основании заключенных договоров специализированными службами – с департаментом продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии (пункт 5.2.3).

Согласно представленной Советом депутатов Ильинского сельского поселения (письмо от 11.07.2014 № 11) информации: 

- в Ильинском сельском поселении находятся 2 муниципальных кладбища (в с. Ильинское и д. Виноколы);

- по состоянию на 11.07.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также  имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Ильинском сельском поселении  отсутствуют;

- подготовлен проект решения о внесении изменений в пункты 2.2.2 и 5.2.3 Положения.

 В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения предоставлено исключительное право специализированной службе по вопросам похоронного дела Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области на оказание услуг по погребению, включая также услуги по транспортировке тел умерших на кладбищах Ильинского сельского поселения, что создает преимущественные условия деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке погребения в Ильинском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции на этом рынке.

Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

 На момент рассмотрения дела № 04-6/1-16-2014 Советом депутатов Ильинского сельского поселения изменения в пункты 2.2.2 и 3.2.3 Положения не внесены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 28.08.2009 № 39,  исключительного права специализированной службе по вопросам похоронного дела на оказание услуг по погребению, включая также услуги по транспортировке тел умерших на кладбищах Ильинского сельского поселения, а также установления требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Выдать Совету депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-16-2014

Резолютивная часть предписания оглашена: 21 июля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме предписание изготовлено: 31 июля  2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель  Комиссии:   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего  решения  от 21 июля  2014 года по делу  № 04-6/1-16-2014 о нарушении Советом депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в срок до 15.09.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункты 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 28.08.2009 № 39, исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке оказания услуг  по погребению и требования к специализированной службе по вопросам похоронного дела о наличии лицензии.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее десяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-16-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 21 июля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 31 июля  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее – Совет депутатов Ильинского сельского поселения) и муниципального учреждения администрация Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее – Администрация Ильинского сельского поселения), надлежащим образом уведомленных о времени, дате и месте рассмотрения  настоящего дела,

рассмотрев дело № 04-6/1-16-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Ильинского сельского поселения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-16-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Ильинского сельского поселения по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Ильинского с/поселения от 28.08.2009 № 39, положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.

Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения от 28.08.2009 № 39, утверждено Положение о  порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении (приложение № 1 к вышеуказанному решению) (далее – Положение).

Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 и 5.2.3 Положения:

- супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется  оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

- оформление документов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение (кремация) с последующей выдачей урны с прахом

- услуги по погребению, указанные в пункте 2.2.1, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела (пункт 2.2.2);

- доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования на основании заключенных договоров специализированными службами – с департаментом продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии (пункт 5.2.3).

Согласно представленной Советом депутатов Ильинского сельского поселения (письмо от 11.07.2014 № 11) информации: 

- в Ильинском сельском поселении находятся 2 муниципальных кладбища (в с. Ильинское и д. Виноколы);

- по состоянию на 11.07.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также  имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Ильинском сельском поселении  отсутствуют;

- подготовлен проект решения о внесении изменений в пункты 2.2.2 и 5.2.3 Положения.

 В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения предоставлено исключительное право специализированной службе по вопросам похоронного дела Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области на оказание услуг по погребению, включая также услуги по транспортировке тел умерших на кладбищах Ильинского сельского поселения, что создает преимущественные условия деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке погребения в Ильинском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции на этом рынке.

Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

 На момент рассмотрения дела № 04-6/1-16-2014 Советом депутатов Ильинского сельского поселения изменения в пункты 2.2.2 и 3.2.3 Положения не внесены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 28.08.2009 № 39,  исключительного права специализированной службе по вопросам похоронного дела на оказание услуг по погребению, включая также услуги по транспортировке тел умерших на кладбищах Ильинского сельского поселения, а также установления требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Выдать Совету депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-16-2014

Резолютивная часть предписания оглашена: 21 июля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме предписание изготовлено: 31 июля  2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель  Комиссии:   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего  решения  от 21 июля  2014 года по делу  № 04-6/1-16-2014 о нарушении Советом депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в срок до 15.09.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункты 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 28.08.2009 № 39, исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке оказания услуг  по погребению и требования к специализированной службе по вопросам похоронного дела о наличии лицензии.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее десяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-16-4315ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/1-16-4315ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-16-2014 [format] => [safe_value] => 04-6/1-16-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-16-2014 вынесены в отношении Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  "О защите конкуренции". выразившегося в установлении пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-16-2014 вынесены в отношении Совета депутатов Ильинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  "О защите конкуренции". выразившегося в установлении пунктами 2.2.2 и 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Ильинском сельском поселении положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-04 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-21 07:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415192226 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )