Решение по делу № 04-6/1-15-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6-/1-15-2014
Дата публикации: 17 июня 2014, 15:35

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-15-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июня 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 16 июня  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель  Комиссии –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии Главы МУ Администрации Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области М. (решение Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области);

и  представителя Совета депутатов  Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области Т.;

рассмотрев дело № 04-6/1-15-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-15-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в  Кавском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов от 17.09.2008 № 99 (в редакции от 26.08.2009 № 64), положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции  на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Решением Совета депутатов от 17.09.2008 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении  № 99 (далее – Положение).

 В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения доставка тел умерших вне дома,  в общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования.  На основании заключенных договоров специализированными службами – с департаментом продовольствия, потребительского рынка услуг Тверской области. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

 При этом в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 Положения:

- транспортировка тел умерших подразделяется на транспортировку тел умерших для сохранения и катафальные перевозки (пункт 5.2.1 Положения);

- транспортировка тел умерших для сохранения – доставка тел умерших, с соблюдением  санитарно-гигиенических и иных требований к данному виду работ, специально оборудованным транспортом, с выполнением погрузочно-выгрузочных работ с места смерти в морг на сохранение (пункт 5.2.2 Положения);

- катафальные перевозки – транспортировка тел умерших, предметов ритуала в церковь, на кладбище лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная их доставка (пункт 5.2.7 Положения).

Таким образом,  пунктом  5.2.3 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела Кавского сельского поселения Лихославльского района  Тверской области предоставлено исключительное право  на транспортировку тел умерших.

  В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела, не имеют такого права, может повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 5.2.3 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по транспортировке тел умерших, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в Кавском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

 Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированной службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно представленной МУ Администрация Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (письмо от 28.05.2014 № 377) (далее – Администрация)  и Советом депутатов информации: 

- в Кавском сельском поселении находятся 3 муниципальных кладбища (Кавское, Кузовинское, Золотихинское), на которых осуществляются захоронения;

- по состоянию на 28.05.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также имеющие статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Кавском сельском поселении  отсутствуют;

- транспортировка тел умерших для сохранения и катафальные перевозки в Кавском сельском поселении осуществляются населением самостоятельно с привлечением специализированных служб Лихославльского района;

-  Советом депутатов  представлено решение от 27.05.2014  № 29 о внесении изменений в пункта 5.2.3  из Положения, согласно которым в абзацах 1  и 4  вышеназванного пункта слова «специализированной службой» заменены на слова «организациями независимо от форм собственности», а абзац 5 пункта 5.2.3 Положения полностью исключен, что  Комиссией рассматривается как устранение нарушения  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции до принятия решения по существу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 17, 23, ч. 1 статьи 39,  статьей 41, пункта 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 17.09.2008 № 99 (в редакции от 26.08.2009 № 64), специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуг  по транспортировке тел умерших в  Кавском сельском поселении Лихославльского района Тверской области, а также установления требования о наличии у специализированной службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 04-6/1-15-2014 в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3.  Не выдавать предписание Совету депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9391 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/1-15-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9391 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415191406 [changed] => 1415191406 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415191406 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-15-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июня 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 16 июня  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель  Комиссии –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии Главы МУ Администрации Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области М. (решение Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области);

и  представителя Совета депутатов  Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области Т.;

рассмотрев дело № 04-6/1-15-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-15-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в  Кавском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов от 17.09.2008 № 99 (в редакции от 26.08.2009 № 64), положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции  на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Решением Совета депутатов от 17.09.2008 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении  № 99 (далее – Положение).

 В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения доставка тел умерших вне дома,  в общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования.  На основании заключенных договоров специализированными службами – с департаментом продовольствия, потребительского рынка услуг Тверской области. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

 При этом в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 Положения:

- транспортировка тел умерших подразделяется на транспортировку тел умерших для сохранения и катафальные перевозки (пункт 5.2.1 Положения);

- транспортировка тел умерших для сохранения – доставка тел умерших, с соблюдением  санитарно-гигиенических и иных требований к данному виду работ, специально оборудованным транспортом, с выполнением погрузочно-выгрузочных работ с места смерти в морг на сохранение (пункт 5.2.2 Положения);

- катафальные перевозки – транспортировка тел умерших, предметов ритуала в церковь, на кладбище лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная их доставка (пункт 5.2.7 Положения).

Таким образом,  пунктом  5.2.3 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела Кавского сельского поселения Лихославльского района  Тверской области предоставлено исключительное право  на транспортировку тел умерших.

  В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела, не имеют такого права, может повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 5.2.3 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по транспортировке тел умерших, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в Кавском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

 Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированной службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно представленной МУ Администрация Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (письмо от 28.05.2014 № 377) (далее – Администрация)  и Советом депутатов информации: 

- в Кавском сельском поселении находятся 3 муниципальных кладбища (Кавское, Кузовинское, Золотихинское), на которых осуществляются захоронения;

- по состоянию на 28.05.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также имеющие статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Кавском сельском поселении  отсутствуют;

- транспортировка тел умерших для сохранения и катафальные перевозки в Кавском сельском поселении осуществляются населением самостоятельно с привлечением специализированных служб Лихославльского района;

-  Советом депутатов  представлено решение от 27.05.2014  № 29 о внесении изменений в пункта 5.2.3  из Положения, согласно которым в абзацах 1  и 4  вышеназванного пункта слова «специализированной службой» заменены на слова «организациями независимо от форм собственности», а абзац 5 пункта 5.2.3 Положения полностью исключен, что  Комиссией рассматривается как устранение нарушения  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции до принятия решения по существу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 17, 23, ч. 1 статьи 39,  статьей 41, пункта 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 17.09.2008 № 99 (в редакции от 26.08.2009 № 64), специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуг  по транспортировке тел умерших в  Кавском сельском поселении Лихославльского района Тверской области, а также установления требования о наличии у специализированной службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 04-6/1-15-2014 в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3.  Не выдавать предписание Совету депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-15-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июня 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 16 июня  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель  Комиссии –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии Главы МУ Администрации Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области М. (решение Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области);

и  представителя Совета депутатов  Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области Т.;

рассмотрев дело № 04-6/1-15-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-15-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в  Кавском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов от 17.09.2008 № 99 (в редакции от 26.08.2009 № 64), положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции  на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Решением Совета депутатов от 17.09.2008 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении  № 99 (далее – Положение).

 В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения доставка тел умерших вне дома,  в общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования.  На основании заключенных договоров специализированными службами – с департаментом продовольствия, потребительского рынка услуг Тверской области. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

 При этом в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 Положения:

- транспортировка тел умерших подразделяется на транспортировку тел умерших для сохранения и катафальные перевозки (пункт 5.2.1 Положения);

- транспортировка тел умерших для сохранения – доставка тел умерших, с соблюдением  санитарно-гигиенических и иных требований к данному виду работ, специально оборудованным транспортом, с выполнением погрузочно-выгрузочных работ с места смерти в морг на сохранение (пункт 5.2.2 Положения);

- катафальные перевозки – транспортировка тел умерших, предметов ритуала в церковь, на кладбище лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная их доставка (пункт 5.2.7 Положения).

Таким образом,  пунктом  5.2.3 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела Кавского сельского поселения Лихославльского района  Тверской области предоставлено исключительное право  на транспортировку тел умерших.

  В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела, не имеют такого права, может повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 5.2.3 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по транспортировке тел умерших, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в Кавском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

 Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированной службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно представленной МУ Администрация Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (письмо от 28.05.2014 № 377) (далее – Администрация)  и Советом депутатов информации: 

- в Кавском сельском поселении находятся 3 муниципальных кладбища (Кавское, Кузовинское, Золотихинское), на которых осуществляются захоронения;

- по состоянию на 28.05.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также имеющие статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Кавском сельском поселении  отсутствуют;

- транспортировка тел умерших для сохранения и катафальные перевозки в Кавском сельском поселении осуществляются населением самостоятельно с привлечением специализированных служб Лихославльского района;

-  Советом депутатов  представлено решение от 27.05.2014  № 29 о внесении изменений в пункта 5.2.3  из Положения, согласно которым в абзацах 1  и 4  вышеназванного пункта слова «специализированной службой» заменены на слова «организациями независимо от форм собственности», а абзац 5 пункта 5.2.3 Положения полностью исключен, что  Комиссией рассматривается как устранение нарушения  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции до принятия решения по существу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 17, 23, ч. 1 статьи 39,  статьей 41, пункта 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 17.09.2008 № 99 (в редакции от 26.08.2009 № 64), специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуг  по транспортировке тел умерших в  Кавском сельском поселении Лихославльского района Тверской области, а также установления требования о наличии у специализированной службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 04-6/1-15-2014 в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3.  Не выдавать предписание Совету депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-15-3343ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/1-15-3343ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6-/1-15-2014 [format] => [safe_value] => 04-6-/1-15-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение по делу № 04-6/1-15-2014 вынесено в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее - Совет депутатов) по признакам нарушения Советом депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение по делу № 04-6/1-15-2014 вынесено в отношении Совета депутатов Кавского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее - Совет депутатов) по признакам нарушения Советом депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Кавском сельском поселении положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-17 11:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-06 06:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415191406 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )