Решение по делу № 04-6/1-10-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/1-10-2014
Дата публикации: 1 августа 2014, 14:00

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-10-2014

Резолютивная часть решения оглашена:  17 июля  2014 года                                   г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено:  31 июля  2014 года

       Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Тверского УФАС России от 07.03.2014 № 79 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

 - Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Заря» (далее – ООО СПК «Заря», также Заявитель) – И. по доверенности,

- Министерства сельского хозяйства Тверской области – Б. по доверенности,

рассмотрев дело № 04-6/1-10-2014 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон   о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-10-2014 возбуждено 07.03.2014 по заявлению ООО СПК «Заря» по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области   (далее – Министерство) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося, по мнению Заявителя, в создании дискриминационных условий отдельным участникам рынка мясного скотоводства при предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренных государственной программой Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп «О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы» (далее – государственная Программа).

Порядок реализации мероприятий государственной программы определен постановлением Правительства Тверской области от 05.02.2013 № 29-пп «Об утверждении порядка реализации мероприятий государственной программы Тверской области сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы» для всех отраслей сельскохозяйственного производства без распределения по подпрограммам и целевым региональным программам (далее - Порядок реализации государственной программы). Вышеуказанный Порядок реализации государственной программы первоначально предусматривал единственное основание для получения субсидий - заключение с Министерством соглашения о реализации мероприятий государственной программы (далее - Соглашение).

Критерии отбора, дающие право на заключение такого соглашения, были определены приказом Министерства от 25.03.2013 № 47/н  «Об утверждении критериев отбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса Тверской области» (далее – Приказ № 47/н) и являлись едиными для всех отраслей сельскохозяйственного производства (не содержалось указания на отрасль сельскохозяйственного производства - мясное, молочное скотоводство, льноводство) (далее – первоначальные критерии).

Для заключения такого Соглашения и последующего получения субсидий необходимо согласно п. 2 Порядка реализации государственной программы в срок до 01 сентября текущего года обратиться с соответствующим заявлением в Министерство.

Постановлением Правительства Тверской области от 04.06.2013 № 211-пп были внесены изменения в Порядок реализации государственной программы, пункт 2 которого был дополнен вторым абзацем о возможности получения субсидии в рамках реализации инвестиционного проекта с целью развития мясного скотоводства и (или) молочного скотоводства и (или) льноводства и (или) переработки продукции сельского хозяйства.

При этом сроки обращения в Министерство с письменным заявлением о заключении соглашения о привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области (далее - Инвестиционное соглашение) были установлены также до 01 сентября текущего года.

Критерии отбора, дающие право на заключение Инвестиционного соглашения, определены приказом Министерства от 20.08.2013 № 129 «О внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Тверской области от 25.03.2013 № 47/н» (далее – Приказ № 129). Право на получение субсидий по направлению - привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области - было поставлено в зависимость от объемов инвестиций в развитие своего хозяйства по направлениям мясного и молочного скотоводства не менее 30 000 тыс. рублей.

Заявления о получении субсидий ООО СПК «Заря» подавало уже после изменения Порядка реализации государственной программы  и критериев отбора Приказом 129, а именно:

- о получении субсидий в рамках реализации мероприятий государственной Программы – 29.08.2013 вх. № 1504;

- о получении субсидий по направлению государственной программы по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области -27.08.2013 вх. №1485.

Субсидий по поданным заявлениям ООО СПК «Заря» в 2013 году не получило.

По мнению Заявителя, установление критерия – в виде объема инвестиций в фиксированном денежном выражении, для отбора хозяйствующих субъектов - сельхозпроизводителей, имеющих право на поддержку в виде бюджетных субсидий, как в рамках реализации мероприятий государственной программы, так и по направлению -  привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области - неприемлемо, т.к. ставит ООО СПК «Заря» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке мясного скотоводства, которые могут  заявить о вложении большего объема финансов.

Объемы инвестиций в развитие своего хозяйства хозяйствующий субъект должен был отразить согласно п. 3.1 Порядка реализации государственной программы в приложении к заявлению на заключение Инвестиционного соглашения.

Согласно сведениям ООО СПК «Заря» (письмо от 13.01.2014) заявленный объем инвестиций в 2013 году составил <…> тыс. рублей.

По итогам рассмотрения вышеуказанных заявлений Министерство отказало (письмо от 30.09.2013 исх. № 3634) ООО СПК «Заря» в заключении Инвестиционного соглашения по основанию - несоответствие критериям по размеру инвестиций.

На заседании Комиссии 31.03.2014 представителем СПК «Заря» признало, что заявка ООО СПК «Заря» не соответствовала установленным критериям в виду отсутствия в ООО СПК «Заря» необходимых объемов инвестиций не менее 30 000 тыс. рублей даже с учетом вложений 2012 года.

Согласно информации Министерства (письмо от 15.01.2014 № 102) в 2013 году в Министерство поступило 4 заявления от хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства о заключении с Министерством Инвестиционного соглашения:

- СПК «Б.» (Торопецкий район) – объем заявленных инвестиций <…> тыс. тыс. рублей,

- колхоз «Авангард» (Лесной район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО «Ч.» (Кашинский район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО СПК «Заря» (Калининский район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей.

Всем 4 заявителям, планирующим реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства, отказано в заключении Инвестиционного соглашения по аналогичным основаниям - несоответствие критериям отбора по размеру инвестиций.

Согласно отчету о работе Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса Тверской области (далее – Комиссия), размещенному на официальном сайте Министерства http://www.depagr.tver.ru, в 2013 году рассмотрено всего 33 заявления хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства, молочного скотоводства, льноводства, о заключении соглашения о привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области, из них лишь 7 хозяйствующих субъектов признаны соответствующими  (молочное скотоводства, льноводство) критериям отбора и Министерству рекомендовано заключить с ними Инвестиционные соглашения.

Дополнительно Комиссией были проверены объемы инвестиций 3 хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития молочного скотоводства, прошедших отбор для заключения Инвестиционного соглашения.

Согласно информации Министерства (письмо от 28.05.2014 № 1924) заявленные объемы всех прошедших отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития молочного скотоводства, превысили 30 000 тыс. рублей:

- ОАО «К.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО «И.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ОАО «З.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей.

Нарушений Министерством отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей  в соответствии с установленным Порядком реализации государственной программы и критериям отбора, установленным Приказом № 129, не выявлено.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции, данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации и защиты конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, которые способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, запрещено создание дискриминационных условий. Вышеуказанный запрет является абсолютным, возможность совершения антиконкурентных действий допускается только в случаях, когда совершение таких действий прямо предусмотрена Федеральными законами.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации нарушения части 1 статьи 15 Закона необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: возможности ограничения конкуренции как следствие таких актов или действий и отсутствие норм федерального закона, разрешивших органу исполнительной власти,  принять оспариваемый акт или совершить действия.

Оценка целесообразности включения тех или иных критериев отбора, с достижением которых связывается право на бюджетные субсидии, их изменений или дополнений в течение времени реализации государственной программы, при том, что такие критерии являются едиными для всех участников товарного рынка, не создают необоснованных преимуществ или дискриминационных условий для отдельных участников товарного рынка, выходит за пределы полномочий антимонопольного органа.

Фактов создания дискриминационных условий при предоставлении рассматриваемых субсидий в соответствии с установленными критериями для отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей не установлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, рассмотрев в ходе дела доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в процессе отбора Министерством хозяйствующих субъектов для заключения Инвестиционных соглашений создания дискриминационных условий, при которых Заявитель был бы поставлен в неравные условия по сравнению с иными участниками рынка мясного скотоводства, не выявила.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Тверской области  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с неподтверждением наличия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства сельского хозяйства Тверской области.

Председатель Комиссии: В. М. Фомин

          Члены Комиссии:  Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Ю.Б. Иванова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9389 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/1-10-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9389 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415189593 [changed] => 1415189593 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415189593 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-10-2014

Резолютивная часть решения оглашена:  17 июля  2014 года                                   г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено:  31 июля  2014 года

       Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Тверского УФАС России от 07.03.2014 № 79 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

 - Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Заря» (далее – ООО СПК «Заря», также Заявитель) – И. по доверенности,

- Министерства сельского хозяйства Тверской области – Б. по доверенности,

рассмотрев дело № 04-6/1-10-2014 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон   о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-10-2014 возбуждено 07.03.2014 по заявлению ООО СПК «Заря» по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области   (далее – Министерство) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося, по мнению Заявителя, в создании дискриминационных условий отдельным участникам рынка мясного скотоводства при предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренных государственной программой Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп «О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы» (далее – государственная Программа).

Порядок реализации мероприятий государственной программы определен постановлением Правительства Тверской области от 05.02.2013 № 29-пп «Об утверждении порядка реализации мероприятий государственной программы Тверской области сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы» для всех отраслей сельскохозяйственного производства без распределения по подпрограммам и целевым региональным программам (далее - Порядок реализации государственной программы). Вышеуказанный Порядок реализации государственной программы первоначально предусматривал единственное основание для получения субсидий - заключение с Министерством соглашения о реализации мероприятий государственной программы (далее - Соглашение).

Критерии отбора, дающие право на заключение такого соглашения, были определены приказом Министерства от 25.03.2013 № 47/н  «Об утверждении критериев отбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса Тверской области» (далее – Приказ № 47/н) и являлись едиными для всех отраслей сельскохозяйственного производства (не содержалось указания на отрасль сельскохозяйственного производства - мясное, молочное скотоводство, льноводство) (далее – первоначальные критерии).

Для заключения такого Соглашения и последующего получения субсидий необходимо согласно п. 2 Порядка реализации государственной программы в срок до 01 сентября текущего года обратиться с соответствующим заявлением в Министерство.

Постановлением Правительства Тверской области от 04.06.2013 № 211-пп были внесены изменения в Порядок реализации государственной программы, пункт 2 которого был дополнен вторым абзацем о возможности получения субсидии в рамках реализации инвестиционного проекта с целью развития мясного скотоводства и (или) молочного скотоводства и (или) льноводства и (или) переработки продукции сельского хозяйства.

При этом сроки обращения в Министерство с письменным заявлением о заключении соглашения о привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области (далее - Инвестиционное соглашение) были установлены также до 01 сентября текущего года.

Критерии отбора, дающие право на заключение Инвестиционного соглашения, определены приказом Министерства от 20.08.2013 № 129 «О внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Тверской области от 25.03.2013 № 47/н» (далее – Приказ № 129). Право на получение субсидий по направлению - привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области - было поставлено в зависимость от объемов инвестиций в развитие своего хозяйства по направлениям мясного и молочного скотоводства не менее 30 000 тыс. рублей.

Заявления о получении субсидий ООО СПК «Заря» подавало уже после изменения Порядка реализации государственной программы  и критериев отбора Приказом 129, а именно:

- о получении субсидий в рамках реализации мероприятий государственной Программы – 29.08.2013 вх. № 1504;

- о получении субсидий по направлению государственной программы по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области -27.08.2013 вх. №1485.

Субсидий по поданным заявлениям ООО СПК «Заря» в 2013 году не получило.

По мнению Заявителя, установление критерия – в виде объема инвестиций в фиксированном денежном выражении, для отбора хозяйствующих субъектов - сельхозпроизводителей, имеющих право на поддержку в виде бюджетных субсидий, как в рамках реализации мероприятий государственной программы, так и по направлению -  привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области - неприемлемо, т.к. ставит ООО СПК «Заря» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке мясного скотоводства, которые могут  заявить о вложении большего объема финансов.

Объемы инвестиций в развитие своего хозяйства хозяйствующий субъект должен был отразить согласно п. 3.1 Порядка реализации государственной программы в приложении к заявлению на заключение Инвестиционного соглашения.

Согласно сведениям ООО СПК «Заря» (письмо от 13.01.2014) заявленный объем инвестиций в 2013 году составил <…> тыс. рублей.

По итогам рассмотрения вышеуказанных заявлений Министерство отказало (письмо от 30.09.2013 исх. № 3634) ООО СПК «Заря» в заключении Инвестиционного соглашения по основанию - несоответствие критериям по размеру инвестиций.

На заседании Комиссии 31.03.2014 представителем СПК «Заря» признало, что заявка ООО СПК «Заря» не соответствовала установленным критериям в виду отсутствия в ООО СПК «Заря» необходимых объемов инвестиций не менее 30 000 тыс. рублей даже с учетом вложений 2012 года.

Согласно информации Министерства (письмо от 15.01.2014 № 102) в 2013 году в Министерство поступило 4 заявления от хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства о заключении с Министерством Инвестиционного соглашения:

- СПК «Б.» (Торопецкий район) – объем заявленных инвестиций <…> тыс. тыс. рублей,

- колхоз «Авангард» (Лесной район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО «Ч.» (Кашинский район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО СПК «Заря» (Калининский район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей.

Всем 4 заявителям, планирующим реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства, отказано в заключении Инвестиционного соглашения по аналогичным основаниям - несоответствие критериям отбора по размеру инвестиций.

Согласно отчету о работе Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса Тверской области (далее – Комиссия), размещенному на официальном сайте Министерства http://www.depagr.tver.ru, в 2013 году рассмотрено всего 33 заявления хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства, молочного скотоводства, льноводства, о заключении соглашения о привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области, из них лишь 7 хозяйствующих субъектов признаны соответствующими  (молочное скотоводства, льноводство) критериям отбора и Министерству рекомендовано заключить с ними Инвестиционные соглашения.

Дополнительно Комиссией были проверены объемы инвестиций 3 хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития молочного скотоводства, прошедших отбор для заключения Инвестиционного соглашения.

Согласно информации Министерства (письмо от 28.05.2014 № 1924) заявленные объемы всех прошедших отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития молочного скотоводства, превысили 30 000 тыс. рублей:

- ОАО «К.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО «И.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ОАО «З.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей.

Нарушений Министерством отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей  в соответствии с установленным Порядком реализации государственной программы и критериям отбора, установленным Приказом № 129, не выявлено.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции, данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации и защиты конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, которые способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, запрещено создание дискриминационных условий. Вышеуказанный запрет является абсолютным, возможность совершения антиконкурентных действий допускается только в случаях, когда совершение таких действий прямо предусмотрена Федеральными законами.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации нарушения части 1 статьи 15 Закона необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: возможности ограничения конкуренции как следствие таких актов или действий и отсутствие норм федерального закона, разрешивших органу исполнительной власти,  принять оспариваемый акт или совершить действия.

Оценка целесообразности включения тех или иных критериев отбора, с достижением которых связывается право на бюджетные субсидии, их изменений или дополнений в течение времени реализации государственной программы, при том, что такие критерии являются едиными для всех участников товарного рынка, не создают необоснованных преимуществ или дискриминационных условий для отдельных участников товарного рынка, выходит за пределы полномочий антимонопольного органа.

Фактов создания дискриминационных условий при предоставлении рассматриваемых субсидий в соответствии с установленными критериями для отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей не установлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, рассмотрев в ходе дела доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в процессе отбора Министерством хозяйствующих субъектов для заключения Инвестиционных соглашений создания дискриминационных условий, при которых Заявитель был бы поставлен в неравные условия по сравнению с иными участниками рынка мясного скотоводства, не выявила.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Тверской области  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с неподтверждением наличия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства сельского хозяйства Тверской области.

Председатель Комиссии: В. М. Фомин

          Члены Комиссии:  Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Ю.Б. Иванова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-10-2014

Резолютивная часть решения оглашена:  17 июля  2014 года                                   г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено:  31 июля  2014 года

       Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Тверского УФАС России от 07.03.2014 № 79 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

 - Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Заря» (далее – ООО СПК «Заря», также Заявитель) – И. по доверенности,

- Министерства сельского хозяйства Тверской области – Б. по доверенности,

рассмотрев дело № 04-6/1-10-2014 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон   о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-10-2014 возбуждено 07.03.2014 по заявлению ООО СПК «Заря» по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области   (далее – Министерство) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося, по мнению Заявителя, в создании дискриминационных условий отдельным участникам рынка мясного скотоводства при предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренных государственной программой Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп «О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы» (далее – государственная Программа).

Порядок реализации мероприятий государственной программы определен постановлением Правительства Тверской области от 05.02.2013 № 29-пп «Об утверждении порядка реализации мероприятий государственной программы Тверской области сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы» для всех отраслей сельскохозяйственного производства без распределения по подпрограммам и целевым региональным программам (далее - Порядок реализации государственной программы). Вышеуказанный Порядок реализации государственной программы первоначально предусматривал единственное основание для получения субсидий - заключение с Министерством соглашения о реализации мероприятий государственной программы (далее - Соглашение).

Критерии отбора, дающие право на заключение такого соглашения, были определены приказом Министерства от 25.03.2013 № 47/н  «Об утверждении критериев отбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса Тверской области» (далее – Приказ № 47/н) и являлись едиными для всех отраслей сельскохозяйственного производства (не содержалось указания на отрасль сельскохозяйственного производства - мясное, молочное скотоводство, льноводство) (далее – первоначальные критерии).

Для заключения такого Соглашения и последующего получения субсидий необходимо согласно п. 2 Порядка реализации государственной программы в срок до 01 сентября текущего года обратиться с соответствующим заявлением в Министерство.

Постановлением Правительства Тверской области от 04.06.2013 № 211-пп были внесены изменения в Порядок реализации государственной программы, пункт 2 которого был дополнен вторым абзацем о возможности получения субсидии в рамках реализации инвестиционного проекта с целью развития мясного скотоводства и (или) молочного скотоводства и (или) льноводства и (или) переработки продукции сельского хозяйства.

При этом сроки обращения в Министерство с письменным заявлением о заключении соглашения о привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области (далее - Инвестиционное соглашение) были установлены также до 01 сентября текущего года.

Критерии отбора, дающие право на заключение Инвестиционного соглашения, определены приказом Министерства от 20.08.2013 № 129 «О внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Тверской области от 25.03.2013 № 47/н» (далее – Приказ № 129). Право на получение субсидий по направлению - привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области - было поставлено в зависимость от объемов инвестиций в развитие своего хозяйства по направлениям мясного и молочного скотоводства не менее 30 000 тыс. рублей.

Заявления о получении субсидий ООО СПК «Заря» подавало уже после изменения Порядка реализации государственной программы  и критериев отбора Приказом 129, а именно:

- о получении субсидий в рамках реализации мероприятий государственной Программы – 29.08.2013 вх. № 1504;

- о получении субсидий по направлению государственной программы по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области -27.08.2013 вх. №1485.

Субсидий по поданным заявлениям ООО СПК «Заря» в 2013 году не получило.

По мнению Заявителя, установление критерия – в виде объема инвестиций в фиксированном денежном выражении, для отбора хозяйствующих субъектов - сельхозпроизводителей, имеющих право на поддержку в виде бюджетных субсидий, как в рамках реализации мероприятий государственной программы, так и по направлению -  привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области - неприемлемо, т.к. ставит ООО СПК «Заря» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке мясного скотоводства, которые могут  заявить о вложении большего объема финансов.

Объемы инвестиций в развитие своего хозяйства хозяйствующий субъект должен был отразить согласно п. 3.1 Порядка реализации государственной программы в приложении к заявлению на заключение Инвестиционного соглашения.

Согласно сведениям ООО СПК «Заря» (письмо от 13.01.2014) заявленный объем инвестиций в 2013 году составил <…> тыс. рублей.

По итогам рассмотрения вышеуказанных заявлений Министерство отказало (письмо от 30.09.2013 исх. № 3634) ООО СПК «Заря» в заключении Инвестиционного соглашения по основанию - несоответствие критериям по размеру инвестиций.

На заседании Комиссии 31.03.2014 представителем СПК «Заря» признало, что заявка ООО СПК «Заря» не соответствовала установленным критериям в виду отсутствия в ООО СПК «Заря» необходимых объемов инвестиций не менее 30 000 тыс. рублей даже с учетом вложений 2012 года.

Согласно информации Министерства (письмо от 15.01.2014 № 102) в 2013 году в Министерство поступило 4 заявления от хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства о заключении с Министерством Инвестиционного соглашения:

- СПК «Б.» (Торопецкий район) – объем заявленных инвестиций <…> тыс. тыс. рублей,

- колхоз «Авангард» (Лесной район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО «Ч.» (Кашинский район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО СПК «Заря» (Калининский район) - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей.

Всем 4 заявителям, планирующим реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства, отказано в заключении Инвестиционного соглашения по аналогичным основаниям - несоответствие критериям отбора по размеру инвестиций.

Согласно отчету о работе Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса Тверской области (далее – Комиссия), размещенному на официальном сайте Министерства http://www.depagr.tver.ru, в 2013 году рассмотрено всего 33 заявления хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития мясного скотоводства, молочного скотоводства, льноводства, о заключении соглашения о привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Тверской области, из них лишь 7 хозяйствующих субъектов признаны соответствующими  (молочное скотоводства, льноводство) критериям отбора и Министерству рекомендовано заключить с ними Инвестиционные соглашения.

Дополнительно Комиссией были проверены объемы инвестиций 3 хозяйствующих субъектов, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития молочного скотоводства, прошедших отбор для заключения Инвестиционного соглашения.

Согласно информации Министерства (письмо от 28.05.2014 № 1924) заявленные объемы всех прошедших отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей, планирующих реализацию инвестиционных проектов с целью развития молочного скотоводства, превысили 30 000 тыс. рублей:

- ОАО «К.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ООО «И.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей,

- ОАО «З.» - объем заявленных инвестиций <…> тыс. рублей.

Нарушений Министерством отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей  в соответствии с установленным Порядком реализации государственной программы и критериям отбора, установленным Приказом № 129, не выявлено.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции, данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации и защиты конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, которые способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, запрещено создание дискриминационных условий. Вышеуказанный запрет является абсолютным, возможность совершения антиконкурентных действий допускается только в случаях, когда совершение таких действий прямо предусмотрена Федеральными законами.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации нарушения части 1 статьи 15 Закона необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: возможности ограничения конкуренции как следствие таких актов или действий и отсутствие норм федерального закона, разрешивших органу исполнительной власти,  принять оспариваемый акт или совершить действия.

Оценка целесообразности включения тех или иных критериев отбора, с достижением которых связывается право на бюджетные субсидии, их изменений или дополнений в течение времени реализации государственной программы, при том, что такие критерии являются едиными для всех участников товарного рынка, не создают необоснованных преимуществ или дискриминационных условий для отдельных участников товарного рынка, выходит за пределы полномочий антимонопольного органа.

Фактов создания дискриминационных условий при предоставлении рассматриваемых субсидий в соответствии с установленными критериями для отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей не установлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, рассмотрев в ходе дела доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в процессе отбора Министерством хозяйствующих субъектов для заключения Инвестиционных соглашений создания дискриминационных условий, при которых Заявитель был бы поставлен в неравные условия по сравнению с иными участниками рынка мясного скотоводства, не выявила.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Тверской области  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с неподтверждением наличия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства сельского хозяйства Тверской области.

Председатель Комиссии: В. М. Фомин

          Члены Комиссии:  Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Ю.Б. Иванова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-10-4335ВФ [format] => [safe_value] => 04-6/1-10-4335ВФ ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-10-2014 [format] => [safe_value] => 04-6/1-10-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение по делу № 04-6/1-10-2014. возбужденному по заявлению ООО СПК "Заря" по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"  в части создания дискриминационных условий отдельным участникам рынка мясного скотоводства при предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области, предусмотренных государственной программой Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области на 2013-2018 годы"

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение по делу № 04-6/1-10-2014. возбужденному по заявлению ООО СПК "Заря" по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"  в части создания дискриминационных условий отдельным участникам рынка мясного скотоводства при предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области, предусмотренных государственной программой Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области на 2013-2018 годы"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-01 10:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-17 06:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415189593 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )