Решение по делу № 04-6/1-9-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/1-9-2014
Дата публикации: 14 апреля 2014, 09:43

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/1-9-2014

                                                                                                                                     Резолютивная часть решения оглашена «27» марта 2014 года                          г. Тверь   

В полном объеме решение изготовлено «10» апреля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:  

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/1-9-2014 по признакам нарушения Администрацией городского поселения – город Кашин (далее также ответчик, Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей:

- Администрации городского поселения – город Кашин: А. – главы Администрации  (решение Совета депутатов городского поселения – город Кашин Тверской области) и  Ф. (по доверенности),

- Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – МУП «ПЖРЭУ»): Б. – директора (постановление Главы Администрации) и П. (по доверенности),

- Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Коммунальное хозяйство»): К. – директора (постановление Главы Администрации),

УСТАНОВИЛА:

            Дело № 04-6/1-9-2014 возбуждено по обращению Тверской  межрайонной природоохранной прокуратуры о проверке соответствия принятого Главой Администрации городского поселения – город Кашин постановления от 11.03.2012 № 55 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории городского поселения город Кашин» (далее также Положение, постановление № 55) требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

            Из представленных Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры документов и сведений следует, что 22.10.2013 Администрации городского поселения – город Кашин был принесен протест на пункты 1.3, 1.3.1, 2.1, 2.2 и 3.7 Положения. По результатам рассмотрения протеста прокуратуры Администрация городского поселения – город приняла постановление от 12.11.2013 № 438  «О внесении изменений и дополнение в Постановление администрации городского поселения – город Кашин от 11.03.2012 № 55», которым внесены изменения в пункт 3.7 Положения, в остальной части Положение оставлено без изменений.

 В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение разработано Администрацией городского поселения – город Кашин в целях улучшения санитарного состояния территорий муниципального образования городское поселение город Кашин и определяет порядок организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории города Кашин.

В частности, Положением установлены конкретные уполномоченные органы, которые на территории городского поселения – город Кашин осуществляют организацию работ по санитарной очистке, благоустройству территорий, сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее (ТБО) и крупногабаритных бытовых и иных отходов:

- «…Уполномоченным органом Администрации городского поселения – город Кашин по организации работ по санитарной очистке, благоустройству территорий, сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников индивидуальных жилых домов, собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно – строительных кооперативов, гаражных и садоводческих обществ, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности городского поселения город Кашин является МУП «Коммунальное хозяйство» (пункт 1.3);

- Уполномоченным органом Администрации городского поселения – город Кашин по организации работ по санитарной очистке, благоустройству придомовых и дворовых территорий, сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда является МУП «ПЖРЭУ» (пункт 1.3.1)…».

Согласно пункту 2.1 Положения собственники индивидуальных жилых домов, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно – строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, организации, предприятия и учреждений всех форм собственности обязаны обеспечить своевременный вывоз ТБО, образуемых в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно либо путем заключения договоров на вывоз ТБО с уполномоченным органом.

Пунктом 2.2 Положения определено, что физические и юридические лица, перечисленные в пункте 2.1 Положения, в случае принятия решения о вывозе образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности ТБО самостоятельно, без привлечения уполномоченного органа, представляют в отдел жизнеобеспечения Администрации городского поселения – город Кашин план мероприятий по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых отходов с указанием периодичности и места вывоза и договор на утилизацию (захоронение) ТБО и крупногабаритных бытовых отходов с организацией, занимающейся данным видом деятельности и имеющей всю разрешительную документацию на утилизацию (захоронение) ТБО и крупногабаритных бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 1.3.2 Положения предусмотрено, что разграничением прав и обязанностей по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда являются заключенные договоры по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных отходов с собственниками помещений многоквартирных домов, а также постановление Администрации городского поселения – город Кашин от 27.07.2011 № 196 «Об утверждении схемы вывоза твердых бытовых отходов с территории городского поселения город Кашин» (далее – постановление № 196).

В соответствии с постановлением № 196 за МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» закреплены обслуживаемые каждым из них объекты, а также местоположение контейнерных площадок на территории городского поселения – город Кашин.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии по статьей 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.20011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. При этом наличие лицензии на сбор и вывоз отходов названным законом не предусмотрено.

С учетом действующего законодательства деятельность по сбору и вывозу ТБО может осуществлять любой хозяйствующий субъект без специальных разрешений.

Администрация городского поселения – город Кашин в письме от 25.02.2014 № 82 пояснила, что на территории городского поселения разграничены права и обязанности по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных отходов между МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ», в том числе действующим постановлением № 196.

В ходе рассмотрения дела представители Администрации городского поселения – город Кашин пояснили, что деятельность по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов осуществляют только две организации: МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ».

 Привлеченные к рассмотрению настоящего дела в качестве заинтересованных лиц МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» пояснили по существу дела следующее.

 МУП «ПЖРЭУ» в письме от 18.03.2014 № 144 сообщило, что в период с 2012 года по 2014 год заключено 50 договоров оказания услуг по сбору и вывозу ТБО. Как пояснили представители МУП «ПЖРЭУ» названные договоры заключаются исключительно с собственниками многоквартирных домов; тарифы на вывоз ТБО утверждаются на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Представители МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» подтвердили, что на территории городского поселения – город Кашин отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые осуществляют вывоз ТБО и крупногабаритных и иных отходов самостоятельно. 

Местом утилизации (захоронения) ТБО и крупногабаритных отходов, собранных на территории муниципального образования городского поселения – город Кашин, является полигон ТБО по адресу: ***. На основании постановления от 06.05.1992 № 117-2 «Об отводе земельного участка под городскую свалку» МУП «Коммунальное хозяйство» в постоянное пользование предоставлен земельный участок общей площадью 6,8 га для организации городской свалки. В соответствии с вышеуказанным постановлением МУП «Коммунальное хозяйство» выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей от 21.12.1999 № 514.

МУП «Коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность по сбору и вывозу ТБО (указанная деятельность не лицензируется), так и по размещению отходов III-IV класса опасности на основании лицензии от 30.07.2013 № 00115 (69), выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. При осуществлении деятельности по захоронению ТБО с хозяйствующими субъектами заключаются договоры на прием для захоронения ТБО.

Согласно представленной МУП «Коммунальное хозяйство» информации от 18.03.2014 № 158 в 2012 году последним оказывались услуги по сбору и вывозу ТБО 159 хозяйствующим субъектам, в 2013 году – 155, в 2014 году – 110.

Частью 4 статьи 4 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Действия Администрации городского поселения – город Кашин, которая установила, что только МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» вправе осуществлять деятельность по сбору и вывозу ТБО, закрепила территории сбора и вывоза отходов за вышеуказанными муниципальными унитарными предприятиями, ограничив право выбора потребителям услуг хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такую услугу, противоречат запретам, установленным частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседание Комиссии представители Администрации городского поселения – город Кашин представили постановление № 26, принятое 17.03.2014 Администрацией городского поселения – город Кашин «О признании утратившими силу отдельных постановлении администрации городского поселения – город Кашин». Вышеназванным постановлением отменено постановление № 55, что рассматривается Комиссией как устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации городского поселения – город Кашин, выразившиеся в принятии постановления от 11.03.2012 № 55 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории городского поселения город Кашин», которым ограничен для потребителей услуг по сбору и вывозу ТБО выбор хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать такие услуги, нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года              № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Дело № 04-6/1-9-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского поселения – город Кашин прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3. Направить материалы дела № 04-6/1-9-2014 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

Л.В. Посохова

Е.И. Манюгина

 

Ю.Б. Иванова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9092 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/1-9-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9092 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401342445 [changed] => 1401342475 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401342475 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/1-9-2014

                                                                                                                                     Резолютивная часть решения оглашена «27» марта 2014 года                          г. Тверь   

В полном объеме решение изготовлено «10» апреля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:  

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/1-9-2014 по признакам нарушения Администрацией городского поселения – город Кашин (далее также ответчик, Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей:

- Администрации городского поселения – город Кашин: А. – главы Администрации  (решение Совета депутатов городского поселения – город Кашин Тверской области) и  Ф. (по доверенности),

- Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – МУП «ПЖРЭУ»): Б. – директора (постановление Главы Администрации) и П. (по доверенности),

- Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Коммунальное хозяйство»): К. – директора (постановление Главы Администрации),

УСТАНОВИЛА:

            Дело № 04-6/1-9-2014 возбуждено по обращению Тверской  межрайонной природоохранной прокуратуры о проверке соответствия принятого Главой Администрации городского поселения – город Кашин постановления от 11.03.2012 № 55 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории городского поселения город Кашин» (далее также Положение, постановление № 55) требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

            Из представленных Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры документов и сведений следует, что 22.10.2013 Администрации городского поселения – город Кашин был принесен протест на пункты 1.3, 1.3.1, 2.1, 2.2 и 3.7 Положения. По результатам рассмотрения протеста прокуратуры Администрация городского поселения – город приняла постановление от 12.11.2013 № 438  «О внесении изменений и дополнение в Постановление администрации городского поселения – город Кашин от 11.03.2012 № 55», которым внесены изменения в пункт 3.7 Положения, в остальной части Положение оставлено без изменений.

 В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение разработано Администрацией городского поселения – город Кашин в целях улучшения санитарного состояния территорий муниципального образования городское поселение город Кашин и определяет порядок организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории города Кашин.

В частности, Положением установлены конкретные уполномоченные органы, которые на территории городского поселения – город Кашин осуществляют организацию работ по санитарной очистке, благоустройству территорий, сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее (ТБО) и крупногабаритных бытовых и иных отходов:

- «…Уполномоченным органом Администрации городского поселения – город Кашин по организации работ по санитарной очистке, благоустройству территорий, сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников индивидуальных жилых домов, собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно – строительных кооперативов, гаражных и садоводческих обществ, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности городского поселения город Кашин является МУП «Коммунальное хозяйство» (пункт 1.3);

- Уполномоченным органом Администрации городского поселения – город Кашин по организации работ по санитарной очистке, благоустройству придомовых и дворовых территорий, сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда является МУП «ПЖРЭУ» (пункт 1.3.1)…».

Согласно пункту 2.1 Положения собственники индивидуальных жилых домов, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно – строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, организации, предприятия и учреждений всех форм собственности обязаны обеспечить своевременный вывоз ТБО, образуемых в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно либо путем заключения договоров на вывоз ТБО с уполномоченным органом.

Пунктом 2.2 Положения определено, что физические и юридические лица, перечисленные в пункте 2.1 Положения, в случае принятия решения о вывозе образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности ТБО самостоятельно, без привлечения уполномоченного органа, представляют в отдел жизнеобеспечения Администрации городского поселения – город Кашин план мероприятий по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых отходов с указанием периодичности и места вывоза и договор на утилизацию (захоронение) ТБО и крупногабаритных бытовых отходов с организацией, занимающейся данным видом деятельности и имеющей всю разрешительную документацию на утилизацию (захоронение) ТБО и крупногабаритных бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 1.3.2 Положения предусмотрено, что разграничением прав и обязанностей по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда являются заключенные договоры по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных отходов с собственниками помещений многоквартирных домов, а также постановление Администрации городского поселения – город Кашин от 27.07.2011 № 196 «Об утверждении схемы вывоза твердых бытовых отходов с территории городского поселения город Кашин» (далее – постановление № 196).

В соответствии с постановлением № 196 за МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» закреплены обслуживаемые каждым из них объекты, а также местоположение контейнерных площадок на территории городского поселения – город Кашин.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии по статьей 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.20011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. При этом наличие лицензии на сбор и вывоз отходов названным законом не предусмотрено.

С учетом действующего законодательства деятельность по сбору и вывозу ТБО может осуществлять любой хозяйствующий субъект без специальных разрешений.

Администрация городского поселения – город Кашин в письме от 25.02.2014 № 82 пояснила, что на территории городского поселения разграничены права и обязанности по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных отходов между МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ», в том числе действующим постановлением № 196.

В ходе рассмотрения дела представители Администрации городского поселения – город Кашин пояснили, что деятельность по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов осуществляют только две организации: МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ».

 Привлеченные к рассмотрению настоящего дела в качестве заинтересованных лиц МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» пояснили по существу дела следующее.

 МУП «ПЖРЭУ» в письме от 18.03.2014 № 144 сообщило, что в период с 2012 года по 2014 год заключено 50 договоров оказания услуг по сбору и вывозу ТБО. Как пояснили представители МУП «ПЖРЭУ» названные договоры заключаются исключительно с собственниками многоквартирных домов; тарифы на вывоз ТБО утверждаются на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Представители МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» подтвердили, что на территории городского поселения – город Кашин отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые осуществляют вывоз ТБО и крупногабаритных и иных отходов самостоятельно. 

Местом утилизации (захоронения) ТБО и крупногабаритных отходов, собранных на территории муниципального образования городского поселения – город Кашин, является полигон ТБО по адресу: ***. На основании постановления от 06.05.1992 № 117-2 «Об отводе земельного участка под городскую свалку» МУП «Коммунальное хозяйство» в постоянное пользование предоставлен земельный участок общей площадью 6,8 га для организации городской свалки. В соответствии с вышеуказанным постановлением МУП «Коммунальное хозяйство» выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей от 21.12.1999 № 514.

МУП «Коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность по сбору и вывозу ТБО (указанная деятельность не лицензируется), так и по размещению отходов III-IV класса опасности на основании лицензии от 30.07.2013 № 00115 (69), выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. При осуществлении деятельности по захоронению ТБО с хозяйствующими субъектами заключаются договоры на прием для захоронения ТБО.

Согласно представленной МУП «Коммунальное хозяйство» информации от 18.03.2014 № 158 в 2012 году последним оказывались услуги по сбору и вывозу ТБО 159 хозяйствующим субъектам, в 2013 году – 155, в 2014 году – 110.

Частью 4 статьи 4 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Действия Администрации городского поселения – город Кашин, которая установила, что только МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» вправе осуществлять деятельность по сбору и вывозу ТБО, закрепила территории сбора и вывоза отходов за вышеуказанными муниципальными унитарными предприятиями, ограничив право выбора потребителям услуг хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такую услугу, противоречат запретам, установленным частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседание Комиссии представители Администрации городского поселения – город Кашин представили постановление № 26, принятое 17.03.2014 Администрацией городского поселения – город Кашин «О признании утратившими силу отдельных постановлении администрации городского поселения – город Кашин». Вышеназванным постановлением отменено постановление № 55, что рассматривается Комиссией как устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации городского поселения – город Кашин, выразившиеся в принятии постановления от 11.03.2012 № 55 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории городского поселения город Кашин», которым ограничен для потребителей услуг по сбору и вывозу ТБО выбор хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать такие услуги, нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года              № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Дело № 04-6/1-9-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского поселения – город Кашин прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3. Направить материалы дела № 04-6/1-9-2014 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

Л.В. Посохова

Е.И. Манюгина

 

Ю.Б. Иванова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/1-9-2014

                                                                                                                                     Резолютивная часть решения оглашена «27» марта 2014 года                          г. Тверь   

В полном объеме решение изготовлено «10» апреля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:  

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Иванова Ю.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/1-9-2014 по признакам нарушения Администрацией городского поселения – город Кашин (далее также ответчик, Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей:

- Администрации городского поселения – город Кашин: А. – главы Администрации  (решение Совета депутатов городского поселения – город Кашин Тверской области) и  Ф. (по доверенности),

- Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – МУП «ПЖРЭУ»): Б. – директора (постановление Главы Администрации) и П. (по доверенности),

- Муниципального унитарного предприятия городского поселения – город Кашин «Коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Коммунальное хозяйство»): К. – директора (постановление Главы Администрации),

УСТАНОВИЛА:

            Дело № 04-6/1-9-2014 возбуждено по обращению Тверской  межрайонной природоохранной прокуратуры о проверке соответствия принятого Главой Администрации городского поселения – город Кашин постановления от 11.03.2012 № 55 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории городского поселения город Кашин» (далее также Положение, постановление № 55) требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

            Из представленных Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры документов и сведений следует, что 22.10.2013 Администрации городского поселения – город Кашин был принесен протест на пункты 1.3, 1.3.1, 2.1, 2.2 и 3.7 Положения. По результатам рассмотрения протеста прокуратуры Администрация городского поселения – город приняла постановление от 12.11.2013 № 438  «О внесении изменений и дополнение в Постановление администрации городского поселения – город Кашин от 11.03.2012 № 55», которым внесены изменения в пункт 3.7 Положения, в остальной части Положение оставлено без изменений.

 В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение разработано Администрацией городского поселения – город Кашин в целях улучшения санитарного состояния территорий муниципального образования городское поселение город Кашин и определяет порядок организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории города Кашин.

В частности, Положением установлены конкретные уполномоченные органы, которые на территории городского поселения – город Кашин осуществляют организацию работ по санитарной очистке, благоустройству территорий, сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее (ТБО) и крупногабаритных бытовых и иных отходов:

- «…Уполномоченным органом Администрации городского поселения – город Кашин по организации работ по санитарной очистке, благоустройству территорий, сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников индивидуальных жилых домов, собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно – строительных кооперативов, гаражных и садоводческих обществ, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности городского поселения город Кашин является МУП «Коммунальное хозяйство» (пункт 1.3);

- Уполномоченным органом Администрации городского поселения – город Кашин по организации работ по санитарной очистке, благоустройству придомовых и дворовых территорий, сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда является МУП «ПЖРЭУ» (пункт 1.3.1)…».

Согласно пункту 2.1 Положения собственники индивидуальных жилых домов, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно – строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, организации, предприятия и учреждений всех форм собственности обязаны обеспечить своевременный вывоз ТБО, образуемых в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно либо путем заключения договоров на вывоз ТБО с уполномоченным органом.

Пунктом 2.2 Положения определено, что физические и юридические лица, перечисленные в пункте 2.1 Положения, в случае принятия решения о вывозе образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности ТБО самостоятельно, без привлечения уполномоченного органа, представляют в отдел жизнеобеспечения Администрации городского поселения – город Кашин план мероприятий по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых отходов с указанием периодичности и места вывоза и договор на утилизацию (захоронение) ТБО и крупногабаритных бытовых отходов с организацией, занимающейся данным видом деятельности и имеющей всю разрешительную документацию на утилизацию (захоронение) ТБО и крупногабаритных бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 1.3.2 Положения предусмотрено, что разграничением прав и обязанностей по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, балансодержателей государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда являются заключенные договоры по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных отходов с собственниками помещений многоквартирных домов, а также постановление Администрации городского поселения – город Кашин от 27.07.2011 № 196 «Об утверждении схемы вывоза твердых бытовых отходов с территории городского поселения город Кашин» (далее – постановление № 196).

В соответствии с постановлением № 196 за МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» закреплены обслуживаемые каждым из них объекты, а также местоположение контейнерных площадок на территории городского поселения – город Кашин.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии по статьей 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.20011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. При этом наличие лицензии на сбор и вывоз отходов названным законом не предусмотрено.

С учетом действующего законодательства деятельность по сбору и вывозу ТБО может осуществлять любой хозяйствующий субъект без специальных разрешений.

Администрация городского поселения – город Кашин в письме от 25.02.2014 № 82 пояснила, что на территории городского поселения разграничены права и обязанности по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных отходов между МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ», в том числе действующим постановлением № 196.

В ходе рассмотрения дела представители Администрации городского поселения – город Кашин пояснили, что деятельность по сбору и вывозу ТБО и крупногабаритных бытовых и иных отходов осуществляют только две организации: МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ».

 Привлеченные к рассмотрению настоящего дела в качестве заинтересованных лиц МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» пояснили по существу дела следующее.

 МУП «ПЖРЭУ» в письме от 18.03.2014 № 144 сообщило, что в период с 2012 года по 2014 год заключено 50 договоров оказания услуг по сбору и вывозу ТБО. Как пояснили представители МУП «ПЖРЭУ» названные договоры заключаются исключительно с собственниками многоквартирных домов; тарифы на вывоз ТБО утверждаются на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Представители МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» подтвердили, что на территории городского поселения – город Кашин отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые осуществляют вывоз ТБО и крупногабаритных и иных отходов самостоятельно. 

Местом утилизации (захоронения) ТБО и крупногабаритных отходов, собранных на территории муниципального образования городского поселения – город Кашин, является полигон ТБО по адресу: ***. На основании постановления от 06.05.1992 № 117-2 «Об отводе земельного участка под городскую свалку» МУП «Коммунальное хозяйство» в постоянное пользование предоставлен земельный участок общей площадью 6,8 га для организации городской свалки. В соответствии с вышеуказанным постановлением МУП «Коммунальное хозяйство» выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей от 21.12.1999 № 514.

МУП «Коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность по сбору и вывозу ТБО (указанная деятельность не лицензируется), так и по размещению отходов III-IV класса опасности на основании лицензии от 30.07.2013 № 00115 (69), выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. При осуществлении деятельности по захоронению ТБО с хозяйствующими субъектами заключаются договоры на прием для захоронения ТБО.

Согласно представленной МУП «Коммунальное хозяйство» информации от 18.03.2014 № 158 в 2012 году последним оказывались услуги по сбору и вывозу ТБО 159 хозяйствующим субъектам, в 2013 году – 155, в 2014 году – 110.

Частью 4 статьи 4 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Действия Администрации городского поселения – город Кашин, которая установила, что только МУП «Коммунальное хозяйство» и МУП «ПЖРЭУ» вправе осуществлять деятельность по сбору и вывозу ТБО, закрепила территории сбора и вывоза отходов за вышеуказанными муниципальными унитарными предприятиями, ограничив право выбора потребителям услуг хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такую услугу, противоречат запретам, установленным частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседание Комиссии представители Администрации городского поселения – город Кашин представили постановление № 26, принятое 17.03.2014 Администрацией городского поселения – город Кашин «О признании утратившими силу отдельных постановлении администрации городского поселения – город Кашин». Вышеназванным постановлением отменено постановление № 55, что рассматривается Комиссией как устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации городского поселения – город Кашин, выразившиеся в принятии постановления от 11.03.2012 № 55 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов на территории городского поселения город Кашин», которым ограничен для потребителей услуг по сбору и вывозу ТБО выбор хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать такие услуги, нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года              № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Дело № 04-6/1-9-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского поселения – город Кашин прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3. Направить материалы дела № 04-6/1-9-2014 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

Л.В. Посохова

Е.И. Манюгина

 

Ю.Б. Иванова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-9-1981ВФ [format] => [safe_value] => 04-6/1-9-1981ВФ ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-9-2014 [format] => [safe_value] => 04-6/1-9-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение по делу № 04-6/1-9-2014 вынесеное в отношении Администрации городского поселения - г. Кашин Тверской области по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение по делу № 04-6/1-9-2014 вынесеное в отношении Администрации городского поселения - г. Кашин Тверской области по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-14 05:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-27 11:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401342445 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )