Решение и предписание по делу № 04-6/1-1-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/1-1-2014
Дата публикации: 13 февраля 2014, 09:06

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-1-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 февраля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 февраля  2014 года

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии представителя Администрации и Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области: И. по доверенностям,

рассмотрев дело № 04-6/1-1-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № № 04-6/1-1-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции  на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Решением Совета депутатов от 11.09.2008 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении  № 59 (далее – Положение).

 В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения: доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произвести ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

 При этом в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 Положения:

- транспортировка тел умерших подразделяется на транспортировку тел умерших для сохранения и катафальные перевозки (пункт 5.2.1 Положения);

- транспортировка тел умерших для сохранения – доставка тел умерших, с соблюдением  санитарно-гигиенических и иных требований к данному виду работ, специально оборудованным транспортом, с выполнением погрузочно-выгрузочных работ с места смерти в морг на сохранение (пункт 5.2.2 Положения);

- катафальные перевозки – транспортировка тел умерших, предметов ритуала в церковь, на кладбище лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная их доставка (пункт 5.2.7 Положения).

Таким образом,  пунктом  5.2.3 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела Микшинского сельского поселения Лихославльского района  Тверской области предоставлено исключительное право  на транспортировку тел умерших.

 Согласно представленной администрацией Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (письмо от 31.01.2014 № 27, № 85) и Советом депутатов (письмо от 05.02.2014 № 99) (далее – Администрация) информации: 

- в Микшинском сельском поселении находятся 6 муниципальных кладбищ, на которых осуществляются захоронения;

- по состоянию на 31.01.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также  имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Микшинском сельском поселении  отсутствуют;

- транспортировка тел умерших для сохранения и катафальные перевозки в Микшинском сельском поселении осуществляются населением самостоятельно с привлечением специализированных служб Лихославльского района;

-  Советом депутатов  подготовлен проект решения об исключении пункта 5.2.3  из Положения.

 В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 Согласно  пункту 22 статьи 8 Устава Микшинского сельского поселения к вопросам местного значения  сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа частников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка  ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 5.2.3 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по транспортировке тел умерших, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в Микшинском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

 Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуг  на транспортировку тел умерших в Микшинском сельском поселении Лихославльского района Тверской области, а также установления требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Выдать Совету депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-1-2014

Резолютивная часть решения оглашена: 06 февраля 2014 года                      г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 февраля  2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   на основании своего  решения  от 06 февраля  2014 года по делу  № 04-6/1-1-2014 о нарушении Советом депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (171221, Тверская область, Лихославльский район, с. Микшино, д. 116) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в срок до 15.03.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункт 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела Микшинского сельского поселения на рынке ритуальных услуг и связанных с ними услуг и требования к специализированной службе по вопросам похоронного дела о наличии лицензии.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9088 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/1-1-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9088 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401340997 [changed] => 1401340997 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401340997 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-1-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 февраля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 февраля  2014 года

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии представителя Администрации и Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области: И. по доверенностям,

рассмотрев дело № 04-6/1-1-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № № 04-6/1-1-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции  на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Решением Совета депутатов от 11.09.2008 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении  № 59 (далее – Положение).

 В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения: доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произвести ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

 При этом в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 Положения:

- транспортировка тел умерших подразделяется на транспортировку тел умерших для сохранения и катафальные перевозки (пункт 5.2.1 Положения);

- транспортировка тел умерших для сохранения – доставка тел умерших, с соблюдением  санитарно-гигиенических и иных требований к данному виду работ, специально оборудованным транспортом, с выполнением погрузочно-выгрузочных работ с места смерти в морг на сохранение (пункт 5.2.2 Положения);

- катафальные перевозки – транспортировка тел умерших, предметов ритуала в церковь, на кладбище лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная их доставка (пункт 5.2.7 Положения).

Таким образом,  пунктом  5.2.3 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела Микшинского сельского поселения Лихославльского района  Тверской области предоставлено исключительное право  на транспортировку тел умерших.

 Согласно представленной администрацией Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (письмо от 31.01.2014 № 27, № 85) и Советом депутатов (письмо от 05.02.2014 № 99) (далее – Администрация) информации: 

- в Микшинском сельском поселении находятся 6 муниципальных кладбищ, на которых осуществляются захоронения;

- по состоянию на 31.01.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также  имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Микшинском сельском поселении  отсутствуют;

- транспортировка тел умерших для сохранения и катафальные перевозки в Микшинском сельском поселении осуществляются населением самостоятельно с привлечением специализированных служб Лихославльского района;

-  Советом депутатов  подготовлен проект решения об исключении пункта 5.2.3  из Положения.

 В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 Согласно  пункту 22 статьи 8 Устава Микшинского сельского поселения к вопросам местного значения  сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа частников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка  ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 5.2.3 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по транспортировке тел умерших, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в Микшинском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

 Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуг  на транспортировку тел умерших в Микшинском сельском поселении Лихославльского района Тверской области, а также установления требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Выдать Совету депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-1-2014

Резолютивная часть решения оглашена: 06 февраля 2014 года                      г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 февраля  2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   на основании своего  решения  от 06 февраля  2014 года по делу  № 04-6/1-1-2014 о нарушении Советом депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (171221, Тверская область, Лихославльский район, с. Микшино, д. 116) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в срок до 15.03.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункт 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела Микшинского сельского поселения на рынке ритуальных услуг и связанных с ними услуг и требования к специализированной службе по вопросам похоронного дела о наличии лицензии.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-1-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 февраля 2014 года                            г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 февраля  2014 года

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии представителя Администрации и Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области: И. по доверенностям,

рассмотрев дело № 04-6/1-1-2014 по признакам нарушения Советом депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № № 04-6/1-1-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, выразившегося в установлении пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), положения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции  на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Решением Совета депутатов от 11.09.2008 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении  № 59 (далее – Положение).

 В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения: доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произвести ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

 При этом в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 Положения:

- транспортировка тел умерших подразделяется на транспортировку тел умерших для сохранения и катафальные перевозки (пункт 5.2.1 Положения);

- транспортировка тел умерших для сохранения – доставка тел умерших, с соблюдением  санитарно-гигиенических и иных требований к данному виду работ, специально оборудованным транспортом, с выполнением погрузочно-выгрузочных работ с места смерти в морг на сохранение (пункт 5.2.2 Положения);

- катафальные перевозки – транспортировка тел умерших, предметов ритуала в церковь, на кладбище лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная их доставка (пункт 5.2.7 Положения).

Таким образом,  пунктом  5.2.3 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела Микшинского сельского поселения Лихославльского района  Тверской области предоставлено исключительное право  на транспортировку тел умерших.

 Согласно представленной администрацией Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (письмо от 31.01.2014 № 27, № 85) и Советом депутатов (письмо от 05.02.2014 № 99) (далее – Администрация) информации: 

- в Микшинском сельском поселении находятся 6 муниципальных кладбищ, на которых осуществляются захоронения;

- по состоянию на 31.01.2014 хозяйствующие субъекты, осуществляющие погребение и оказание ритуальных услуг, а также  имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Микшинском сельском поселении  отсутствуют;

- транспортировка тел умерших для сохранения и катафальные перевозки в Микшинском сельском поселении осуществляются населением самостоятельно с привлечением специализированных служб Лихославльского района;

-  Советом депутатов  подготовлен проект решения об исключении пункта 5.2.3  из Положения.

 В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 Согласно  пункту 22 статьи 8 Устава Микшинского сельского поселения к вопросам местного значения  сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа частников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка  ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 5.2.3 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по транспортировке тел умерших, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в Микшинском сельском поселении и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

 Пунктом 5.2.3 Положения также предусмотрено, что транспортировка тел умерших осуществляется специализированой службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии.

Деятельность по транспортировке тел умерших не подлежит лицензированию, в связи с чем установление в пункте 5.2.3 Положения требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии противоречит нормам действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления пунктом 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуг  на транспортировку тел умерших в Микшинском сельском поселении Лихославльского района Тверской области, а также установления требования о наличии у специализированой службы по вопросам похоронного дела лицензии.
  2. Выдать Совету депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-1-2014

Резолютивная часть решения оглашена: 06 февраля 2014 года                      г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 февраля  2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   на основании своего  решения  от 06 февраля  2014 года по делу  № 04-6/1-1-2014 о нарушении Советом депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (171221, Тверская область, Лихославльский район, с. Микшино, д. 116) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в срок до 15.03.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункт 5.2.3 Положения о порядке организации похоронного дела в Микшинском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов  Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11.09.2008 № 86 (в редакции от 18.09.2009 № 59), исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела Микшинского сельского поселения на рынке ритуальных услуг и связанных с ними услуг и требования к специализированной службе по вопросам похоронного дела о наличии лицензии.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-1-761ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/1-1-761ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-1-2014 [format] => [safe_value] => 04-6/1-1-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-12014, вынесено в отношении Совета депутатов Микшинского с/п Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-12014, вынесено в отношении Совета депутатов Микшинского с/п Лихославльского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-13 05:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-06 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401340997 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )