Решение и предписание по делу № 04-6/1-8-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/1-8-2014
Дата публикации: 4 апреля 2014, 16:14

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-8-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 25 марта 2014 года                                       г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 03 апреля 2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии главы Администрации городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области:  Ф. (решение Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области),

  рассмотрев дело № 04-6/1-8-2014 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-8-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции.

Решением Совета депутатов от 30.03.2010 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково  № 53 (далее – Положение) и Правила работы муниципального кладбища и порядок его содержания (приложение № 2 к решению) (далее  Правила).

Разделом 4 Положения предусмотрено, что Администрация городского поселения – поселок Молоково (далее – Администрация)  осуществляет организацию похоронного дела на территории поселения; организацию ритуальных услуг и содержание кладбища; выделение мест под захоронения; ведение учета произведенных захоронений.

Пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения предусмотрено следующее:

доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2.3 Положения);

- копку могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (пункт 6.3 Положения).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил специализированная служба по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково, осуществляющая работы по копке могил на территории муниципального кладбища, выполняет работы в строгом соответствии с СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, «Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ» МДК 11-01.2002.

Согласно представленной Администрацией информации (пояснениям от 24.03.2014 б/н,  письму от 24.03.2014 № 145, справке от 21.03.2014 № 143) и устным пояснениям главы Администрации: 

- на территории городского поселения – поселок Молоково:

  •  расположено одно муниципальное кладбище (месторасположение: северо-восточная часть поселка Молоково);
  • погребение осуществляют два хозяйствующих субъекта: ООО «Р.» и ООО «Б.»;
  • организации, имеющие статус специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково по состоянию на 24.03.2014 отсутствуют;

- заявление на захоронение подается смотрителю кладбища, являющегося работником Администрации; книга учета захоронений хранится на текущий год у смотрителя кладбища, за истекший год книга учета сдается в Администрацию;

-  под «остальными случаями транспортировки тел умерших» Администрация понимает осуществление транспортировки тела умершего родственниками, друзьями и т.д., на судебно-медицинское освидетельствование, доставку тела на кладбище и т.д.;

- решением Совета депутатов от 12.11.2013 № 58 «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения поселения на уровень муниципального района»   полномочия городского поселения – поселок Молоково по организации ритуальных услуг в части  создания специализированной службы по вопросам похоронного дела  на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 переданы на уровень муниципального образования Молоковский район.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 Согласно  пункту 21 статьи 8 Устава городского поселения – поселок Молоково к вопросам местного значения  сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения  предоставлено исключительное право специализированной службе по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково на: оказание услуг  по транспортировке тел умерших, оформление заказов на захоронение, копку могил, транспортировку тел умерших на кладбищах городского поселения – поселок Молоково, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части  установления пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково, утвержденного решением Совета депутатов от 30.03.2010 № 53 норм, предоставляющих специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг по транспортировке тел умерших, оформление заказов на захоронение, копку могил, транспортировку тел умерших на кладбищах городского поселения – поселок Молоково.
  2. Выдать Совету депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Е.И. Манюгина,  М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-8-2014

«03» апреля  2014 года                                                                                                                                                                                                         г. Тверь

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   на основании своего  решения  от  25 марта  2014 года по делу  № 04-6/1-8-2014 о нарушении Советом депутатов  городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Совету депутатов  городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  в срок до 15.05.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункты 5.2.3 и  6.3 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково, утвержденного решением Совета депутатов от 30.03.2010 № 53, исключающее создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково на рынке ритуальных услуг и связанных с ними услуг.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Е.И. Манюгина,  М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9074 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/1-8-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9074 [type] => solution [language] => ru [created] => 1400588431 [changed] => 1400588431 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1400588431 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-8-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 25 марта 2014 года                                       г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 03 апреля 2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии главы Администрации городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области:  Ф. (решение Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области),

  рассмотрев дело № 04-6/1-8-2014 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-8-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции.

Решением Совета депутатов от 30.03.2010 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково  № 53 (далее – Положение) и Правила работы муниципального кладбища и порядок его содержания (приложение № 2 к решению) (далее  Правила).

Разделом 4 Положения предусмотрено, что Администрация городского поселения – поселок Молоково (далее – Администрация)  осуществляет организацию похоронного дела на территории поселения; организацию ритуальных услуг и содержание кладбища; выделение мест под захоронения; ведение учета произведенных захоронений.

Пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения предусмотрено следующее:

доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2.3 Положения);

- копку могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (пункт 6.3 Положения).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил специализированная служба по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково, осуществляющая работы по копке могил на территории муниципального кладбища, выполняет работы в строгом соответствии с СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, «Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ» МДК 11-01.2002.

Согласно представленной Администрацией информации (пояснениям от 24.03.2014 б/н,  письму от 24.03.2014 № 145, справке от 21.03.2014 № 143) и устным пояснениям главы Администрации: 

- на территории городского поселения – поселок Молоково:

  •  расположено одно муниципальное кладбище (месторасположение: северо-восточная часть поселка Молоково);
  • погребение осуществляют два хозяйствующих субъекта: ООО «Р.» и ООО «Б.»;
  • организации, имеющие статус специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково по состоянию на 24.03.2014 отсутствуют;

- заявление на захоронение подается смотрителю кладбища, являющегося работником Администрации; книга учета захоронений хранится на текущий год у смотрителя кладбища, за истекший год книга учета сдается в Администрацию;

-  под «остальными случаями транспортировки тел умерших» Администрация понимает осуществление транспортировки тела умершего родственниками, друзьями и т.д., на судебно-медицинское освидетельствование, доставку тела на кладбище и т.д.;

- решением Совета депутатов от 12.11.2013 № 58 «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения поселения на уровень муниципального района»   полномочия городского поселения – поселок Молоково по организации ритуальных услуг в части  создания специализированной службы по вопросам похоронного дела  на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 переданы на уровень муниципального образования Молоковский район.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 Согласно  пункту 21 статьи 8 Устава городского поселения – поселок Молоково к вопросам местного значения  сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения  предоставлено исключительное право специализированной службе по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково на: оказание услуг  по транспортировке тел умерших, оформление заказов на захоронение, копку могил, транспортировку тел умерших на кладбищах городского поселения – поселок Молоково, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части  установления пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково, утвержденного решением Совета депутатов от 30.03.2010 № 53 норм, предоставляющих специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг по транспортировке тел умерших, оформление заказов на захоронение, копку могил, транспортировку тел умерших на кладбищах городского поселения – поселок Молоково.
  2. Выдать Совету депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Е.И. Манюгина,  М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-8-2014

«03» апреля  2014 года                                                                                                                                                                                                         г. Тверь

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   на основании своего  решения  от  25 марта  2014 года по делу  № 04-6/1-8-2014 о нарушении Советом депутатов  городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Совету депутатов  городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  в срок до 15.05.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункты 5.2.3 и  6.3 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково, утвержденного решением Совета депутатов от 30.03.2010 № 53, исключающее создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково на рынке ритуальных услуг и связанных с ними услуг.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Е.И. Манюгина,  М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-8-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 25 марта 2014 года                                       г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 03 апреля 2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии главы Администрации городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области:  Ф. (решение Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области),

  рассмотрев дело № 04-6/1-8-2014 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/1-8-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции.

Решением Совета депутатов от 30.03.2010 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково  № 53 (далее – Положение) и Правила работы муниципального кладбища и порядок его содержания (приложение № 2 к решению) (далее  Правила).

Разделом 4 Положения предусмотрено, что Администрация городского поселения – поселок Молоково (далее – Администрация)  осуществляет организацию похоронного дела на территории поселения; организацию ритуальных услуг и содержание кладбища; выделение мест под захоронения; ведение учета произведенных захоронений.

Пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения предусмотрено следующее:

доставка тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произведения ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2.3 Положения);

- копку могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (пункт 6.3 Положения).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил специализированная служба по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково, осуществляющая работы по копке могил на территории муниципального кладбища, выполняет работы в строгом соответствии с СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, «Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ» МДК 11-01.2002.

Согласно представленной Администрацией информации (пояснениям от 24.03.2014 б/н,  письму от 24.03.2014 № 145, справке от 21.03.2014 № 143) и устным пояснениям главы Администрации: 

- на территории городского поселения – поселок Молоково:

  •  расположено одно муниципальное кладбище (месторасположение: северо-восточная часть поселка Молоково);
  • погребение осуществляют два хозяйствующих субъекта: ООО «Р.» и ООО «Б.»;
  • организации, имеющие статус специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково по состоянию на 24.03.2014 отсутствуют;

- заявление на захоронение подается смотрителю кладбища, являющегося работником Администрации; книга учета захоронений хранится на текущий год у смотрителя кладбища, за истекший год книга учета сдается в Администрацию;

-  под «остальными случаями транспортировки тел умерших» Администрация понимает осуществление транспортировки тела умершего родственниками, друзьями и т.д., на судебно-медицинское освидетельствование, доставку тела на кладбище и т.д.;

- решением Совета депутатов от 12.11.2013 № 58 «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения поселения на уровень муниципального района»   полномочия городского поселения – поселок Молоково по организации ритуальных услуг в части  создания специализированной службы по вопросам похоронного дела  на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 переданы на уровень муниципального образования Молоковский район.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131–ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131–ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 Согласно  пункту 21 статьи 8 Устава городского поселения – поселок Молоково к вопросам местного значения  сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа участников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право на транспортировку тел умерших, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения  предоставлено исключительное право специализированной службе по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково на: оказание услуг  по транспортировке тел умерших, оформление заказов на захоронение, копку могил, транспортировку тел умерших на кладбищах городского поселения – поселок Молоково, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совета депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части  установления пунктами 5.2.3 и 6.3 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково, утвержденного решением Совета депутатов от 30.03.2010 № 53 норм, предоставляющих специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг по транспортировке тел умерших, оформление заказов на захоронение, копку могил, транспортировку тел умерших на кладбищах городского поселения – поселок Молоково.
  2. Выдать Совету депутатов городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Е.И. Манюгина,  М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-8-2014

«03» апреля  2014 года                                                                                                                                                                                                         г. Тверь

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   на основании своего  решения  от  25 марта  2014 года по делу  № 04-6/1-8-2014 о нарушении Советом депутатов  городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Совету депутатов  городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области  в срок до 15.05.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: внести изменения в пункты 5.2.3 и  6.3 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении – поселок Молоково, утвержденного решением Совета депутатов от 30.03.2010 № 53, исключающее создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела городского поселения – поселок Молоково на рынке ритуальных услуг и связанных с ними услуг.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Е.И. Манюгина,  М.Ю. Шуклина

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-8-1779ВФ [format] => [safe_value] => 04-6/1-8-1779ВФ ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-8-2014 [format] => [safe_value] => 04-6/1-8-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-8-2014 вынесенное в отношении Совета депутатов городского поселения поселок Молоково Молоковского района Тверской области по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-8-2014 вынесенное в отношении Совета депутатов городского поселения поселок Молоково Молоковского района Тверской области по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-04 12:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-25 06:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1400588431 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )