Решение по делу № 04-6/1-7-2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/1-7-2014
Дата публикации: 8 мая 2014, 10:25

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-7-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 29 апреля 2014 года                                        г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 мая  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела представителей Совета депутатов  города Торопца Тверской области и Администрации города Торопца Тверской области (далее – также Администрация) и МУП  города Торопца «Ж.»;

рассмотрев дело № 04-6/1-7-2014 по признакам нарушения Советом депутатов города Торопца Тверской области  частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

  1. Дело № 04-6/1-7-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов города Торопца Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения частей 1  и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении разделами 2 и 4 пунктами 5.1, 5.3, 6.6, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1 и 10.1 Положения  о порядке организации похоронного дела в городе Торопце, утвержденного решением Совета депутатов от 12.09.2011 № 172 (далее – Положение), норм, реализация которых может привести  к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.

В соответствии с разделами 2 и 4 пунктами 5.1, 5.3, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1, 10.1 Положения:

- понятийный аппарат в разделе 2 Положения, а именно определения: «место под захоронение», «пропуск», «регистрация захоронения», «уполномоченная организация», не соответствует  статьям 9 и 25 Закона о погребении: 

  • Уполномоченная организация - предприятие, создаваемое администрацией города Торопца в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • место под захоронение - земельный участок, выделенный Уполномоченной организацией на территории муниципальных мест погребений города Торопца бесплатно и предназначенный для погребения тела (останков)  или праха умершего (погибшего);
  • пропуск – документ установленного образца, выдаваемый Уполномоченной организацией на выполнение работ на территории муниципальных кладбищ, за исключением установки гражданами надмогильных сооружений. Форма пропуска утверждается Уполномоченной организацией  и содержит информацию о транспортном средстве, проводимых работах, лице, получившем и выдавшем пропуск, дату производства работ, порядковый номер документа и дату его выдачи, наименование муниципального кладбища города Торопца;
  • регистрация захоронения – запись в регистрационной книге о захоронении умершего (погибшего), осуществляемая Уполномоченной организацией, на основании свидетельства о смерти и содержащая фамилию, имя и отчество умершего (погибшего), даты его рождения  и смерти, дату захоронения, фамилию, имя и отчество ответственного за захоронение;

- Уполномоченная организация  осуществляет контрольно-распорядительные функции по вопросам организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Торопца:

  • осуществляет ведение реестра захоронений, формирование и обеспечение сохранности архивного фонда захоронений;
  •  осуществляет выделение мест под захоронения;
  • осуществляет организацию деятельности на муниципальных кладбищах по оборудованию, содержанию, благоустройству мест погребения и др.(раздел 4 Положения);

- выделение места под захоронение и выдача пропуска на выполнение работ на территории муниципальных кладбищ осуществляется на бесплатной основе Уполномоченной организацией  при предоставлении документов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5.1 Положения (пункт 5.1 Положения);

- Уполномоченная организация на основании документов, предусмотренных пунктами 5.1 и 6.13 настоящего Положения, обязана оформить выделение места под захоронение и выдать пропуск на производство работ на территории муниципальных кладбищ (пункт 5.3 Положения);

- предоставление мест под захоронения на муниципальных местах погребения производится Уполномоченной организацией при наличии документов, указанных в пункте 5.1 Положения (пункт 6.7 Положения);

- погребение умершего (погибшего) на действующем кладбище  в существующую могилу разрешается Уполномоченной организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства… (пункт 6.12 Положения);

- возможность погребения умершего (погибшего) в существующую могилу или родственное захоронение определяется Уполномоченной организацией после обследования существующего (родственного) захоронения… (пункт 6.13 Положения);

все работы на муниципальных местах погребения, связанные с установкой надмогильных сооружений, могут производиться только после уведомления Уполномоченной организации в письменном виде (пункт 7.1 Положения);

- схему движения на территории муниципальных мест погребений разрабатывает и утверждает Уполномоченная организация (пункт 10.1 Положения).

2.     Согласно представленной Администрацией информации (письмо от 12.03.2014   № 533):

- в городе Торопце имеется 5 кладбищ: «Покровское», «Братское», «Восстань», «Жен-мироносец», «Вознесенье»;

- лицом, являющимся Уполномоченной организацией в городе Торопце является Муниципальное унитарное предприятие города Торопца «Ж.» (далее – МУП ГТ «Ж.»), осуществляющее отведение и содержание мест захоронений, выделение земельных участков для захоронения (подзахоронение), ведение журнала захоронений, формирование и обеспечение архивного фонда захоронений. При этом, пропуска на выполнение работ на территории кладбищ не выдаются в связи с вакансией на должность смотрителя кладбищ;

- специализированной службой по вопросам похоронного дела является ИП С. на основании постановления Администрации от 10.06.2009 № 83;

-  копку могил и захоронение осуществляют: ИП С., ООО «Л.»;

- продажу ритуальных принадлежностей и изготовление памятников осуществляют: ИП М., ООО «Л.»,  ООО «Л-р», Р.

Определением от 18.03.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП ГТ «Ж.».

В письме МУП ГТ «Ж.» (от 09.04.2014 № 242) сообщило, что оно осуществляет деятельность по регистрации умерших и отведению мест для захоронения, но ритуальные услуги и услуги по захоронению МУП ГТ «Ж.» не оказывает. Согласно выписке из Устава МУП ГТ «Ж.» не осуществляет деятельность по погребению (копку могил и захоронение), однако  Предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ (пункт 3.3 Устава).

 Наделение МУП ГТ «Ж.» полномочиями по выделению мест под захоронение, выдаче пропуска на выполнение работ на территории кладбища, ведению реестра захоронений, формированию и обеспечению сохранности архивного фонда захоронений может повлечь возможность ограничения конкуренции в случае, если МУП ГТ «Ж.» будет осуществлять деятельность по погребению.

  1. Кроме того, в соответствии с пунктом 6.6. Положения погребение на муниципальных кладбищах города Торопца осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела.

На основании постановления Администрации от 10.06.2009 № 83 единственной специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Торопце является ИП С.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа частников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право оказывать услуги по погребению, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 6.6 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по погребению, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в городе Торопце и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов города Торопца Тверской области нарушившим  требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Совету депутатов города Торопца Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

 

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-7-2014

 

«12» мая 2014 года                                                                                             г. Тверь

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего  решения  от 29 апреля 2014 года по делу  № 04-6/1-7-2014 о нарушении Советом депутатов города Торопца Тверской области  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов города Торопца Тверской области в срок до 15.07.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции:

  1. при выполнении Муниципальным унитарным предприятием города Торопца «Ж.» функций уполномоченной организации, предусмотренных разделами 2 и 4 и пунктами  5.1, 5.3, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1, 10.1 Положения о порядке организации похоронного дела в городе Торопце, утвержденного решением Совета депутатов города Торопца Тверской области от 12.09.2011 № 172 (далее – Положение), исключить осуществление деятельности по погребению;
  2. исключить из пункта 6.6 Положения норму, наделяющую специализированную службу по вопросам похоронного дела города Торопца - ИП С. исключительным правом на осуществление погребения на муниципальных кладбищах города Торопца.
  3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

stdClass Object ( [vid] => 9073 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/1-7-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9073 [type] => solution [language] => ru [created] => 1400561535 [changed] => 1400561535 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1400561535 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-7-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 29 апреля 2014 года                                        г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 мая  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела представителей Совета депутатов  города Торопца Тверской области и Администрации города Торопца Тверской области (далее – также Администрация) и МУП  города Торопца «Ж.»;

рассмотрев дело № 04-6/1-7-2014 по признакам нарушения Советом депутатов города Торопца Тверской области  частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

  1. Дело № 04-6/1-7-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов города Торопца Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения частей 1  и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении разделами 2 и 4 пунктами 5.1, 5.3, 6.6, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1 и 10.1 Положения  о порядке организации похоронного дела в городе Торопце, утвержденного решением Совета депутатов от 12.09.2011 № 172 (далее – Положение), норм, реализация которых может привести  к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.

В соответствии с разделами 2 и 4 пунктами 5.1, 5.3, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1, 10.1 Положения:

- понятийный аппарат в разделе 2 Положения, а именно определения: «место под захоронение», «пропуск», «регистрация захоронения», «уполномоченная организация», не соответствует  статьям 9 и 25 Закона о погребении: 

  • Уполномоченная организация - предприятие, создаваемое администрацией города Торопца в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • место под захоронение - земельный участок, выделенный Уполномоченной организацией на территории муниципальных мест погребений города Торопца бесплатно и предназначенный для погребения тела (останков)  или праха умершего (погибшего);
  • пропуск – документ установленного образца, выдаваемый Уполномоченной организацией на выполнение работ на территории муниципальных кладбищ, за исключением установки гражданами надмогильных сооружений. Форма пропуска утверждается Уполномоченной организацией  и содержит информацию о транспортном средстве, проводимых работах, лице, получившем и выдавшем пропуск, дату производства работ, порядковый номер документа и дату его выдачи, наименование муниципального кладбища города Торопца;
  • регистрация захоронения – запись в регистрационной книге о захоронении умершего (погибшего), осуществляемая Уполномоченной организацией, на основании свидетельства о смерти и содержащая фамилию, имя и отчество умершего (погибшего), даты его рождения  и смерти, дату захоронения, фамилию, имя и отчество ответственного за захоронение;

- Уполномоченная организация  осуществляет контрольно-распорядительные функции по вопросам организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Торопца:

  • осуществляет ведение реестра захоронений, формирование и обеспечение сохранности архивного фонда захоронений;
  •  осуществляет выделение мест под захоронения;
  • осуществляет организацию деятельности на муниципальных кладбищах по оборудованию, содержанию, благоустройству мест погребения и др.(раздел 4 Положения);

- выделение места под захоронение и выдача пропуска на выполнение работ на территории муниципальных кладбищ осуществляется на бесплатной основе Уполномоченной организацией  при предоставлении документов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5.1 Положения (пункт 5.1 Положения);

- Уполномоченная организация на основании документов, предусмотренных пунктами 5.1 и 6.13 настоящего Положения, обязана оформить выделение места под захоронение и выдать пропуск на производство работ на территории муниципальных кладбищ (пункт 5.3 Положения);

- предоставление мест под захоронения на муниципальных местах погребения производится Уполномоченной организацией при наличии документов, указанных в пункте 5.1 Положения (пункт 6.7 Положения);

- погребение умершего (погибшего) на действующем кладбище  в существующую могилу разрешается Уполномоченной организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства… (пункт 6.12 Положения);

- возможность погребения умершего (погибшего) в существующую могилу или родственное захоронение определяется Уполномоченной организацией после обследования существующего (родственного) захоронения… (пункт 6.13 Положения);

все работы на муниципальных местах погребения, связанные с установкой надмогильных сооружений, могут производиться только после уведомления Уполномоченной организации в письменном виде (пункт 7.1 Положения);

- схему движения на территории муниципальных мест погребений разрабатывает и утверждает Уполномоченная организация (пункт 10.1 Положения).

2.     Согласно представленной Администрацией информации (письмо от 12.03.2014   № 533):

- в городе Торопце имеется 5 кладбищ: «Покровское», «Братское», «Восстань», «Жен-мироносец», «Вознесенье»;

- лицом, являющимся Уполномоченной организацией в городе Торопце является Муниципальное унитарное предприятие города Торопца «Ж.» (далее – МУП ГТ «Ж.»), осуществляющее отведение и содержание мест захоронений, выделение земельных участков для захоронения (подзахоронение), ведение журнала захоронений, формирование и обеспечение архивного фонда захоронений. При этом, пропуска на выполнение работ на территории кладбищ не выдаются в связи с вакансией на должность смотрителя кладбищ;

- специализированной службой по вопросам похоронного дела является ИП С. на основании постановления Администрации от 10.06.2009 № 83;

-  копку могил и захоронение осуществляют: ИП С., ООО «Л.»;

- продажу ритуальных принадлежностей и изготовление памятников осуществляют: ИП М., ООО «Л.»,  ООО «Л-р», Р.

Определением от 18.03.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП ГТ «Ж.».

В письме МУП ГТ «Ж.» (от 09.04.2014 № 242) сообщило, что оно осуществляет деятельность по регистрации умерших и отведению мест для захоронения, но ритуальные услуги и услуги по захоронению МУП ГТ «Ж.» не оказывает. Согласно выписке из Устава МУП ГТ «Ж.» не осуществляет деятельность по погребению (копку могил и захоронение), однако  Предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ (пункт 3.3 Устава).

 Наделение МУП ГТ «Ж.» полномочиями по выделению мест под захоронение, выдаче пропуска на выполнение работ на территории кладбища, ведению реестра захоронений, формированию и обеспечению сохранности архивного фонда захоронений может повлечь возможность ограничения конкуренции в случае, если МУП ГТ «Ж.» будет осуществлять деятельность по погребению.

  1. Кроме того, в соответствии с пунктом 6.6. Положения погребение на муниципальных кладбищах города Торопца осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела.

На основании постановления Администрации от 10.06.2009 № 83 единственной специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Торопце является ИП С.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа частников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право оказывать услуги по погребению, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 6.6 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по погребению, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в городе Торопце и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов города Торопца Тверской области нарушившим  требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Совету депутатов города Торопца Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

 

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-7-2014

 

«12» мая 2014 года                                                                                             г. Тверь

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего  решения  от 29 апреля 2014 года по делу  № 04-6/1-7-2014 о нарушении Советом депутатов города Торопца Тверской области  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов города Торопца Тверской области в срок до 15.07.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции:

  1. при выполнении Муниципальным унитарным предприятием города Торопца «Ж.» функций уполномоченной организации, предусмотренных разделами 2 и 4 и пунктами  5.1, 5.3, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1, 10.1 Положения о порядке организации похоронного дела в городе Торопце, утвержденного решением Совета депутатов города Торопца Тверской области от 12.09.2011 № 172 (далее – Положение), исключить осуществление деятельности по погребению;
  2. исключить из пункта 6.6 Положения норму, наделяющую специализированную службу по вопросам похоронного дела города Торопца - ИП С. исключительным правом на осуществление погребения на муниципальных кладбищах города Торопца.
  3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 04-6/1-7-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 29 апреля 2014 года                                        г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 12 мая  2014 года

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела представителей Совета депутатов  города Торопца Тверской области и Администрации города Торопца Тверской области (далее – также Администрация) и МУП  города Торопца «Ж.»;

рассмотрев дело № 04-6/1-7-2014 по признакам нарушения Советом депутатов города Торопца Тверской области  частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

  1. Дело № 04-6/1-7-2014 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов города Торопца Тверской области (далее –  Совет депутатов) по признакам нарушения частей 1  и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении разделами 2 и 4 пунктами 5.1, 5.3, 6.6, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1 и 10.1 Положения  о порядке организации похоронного дела в городе Торопце, утвержденного решением Совета депутатов от 12.09.2011 № 172 (далее – Положение), норм, реализация которых может привести  к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.

В соответствии с разделами 2 и 4 пунктами 5.1, 5.3, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1, 10.1 Положения:

- понятийный аппарат в разделе 2 Положения, а именно определения: «место под захоронение», «пропуск», «регистрация захоронения», «уполномоченная организация», не соответствует  статьям 9 и 25 Закона о погребении: 

  • Уполномоченная организация - предприятие, создаваемое администрацией города Торопца в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • место под захоронение - земельный участок, выделенный Уполномоченной организацией на территории муниципальных мест погребений города Торопца бесплатно и предназначенный для погребения тела (останков)  или праха умершего (погибшего);
  • пропуск – документ установленного образца, выдаваемый Уполномоченной организацией на выполнение работ на территории муниципальных кладбищ, за исключением установки гражданами надмогильных сооружений. Форма пропуска утверждается Уполномоченной организацией  и содержит информацию о транспортном средстве, проводимых работах, лице, получившем и выдавшем пропуск, дату производства работ, порядковый номер документа и дату его выдачи, наименование муниципального кладбища города Торопца;
  • регистрация захоронения – запись в регистрационной книге о захоронении умершего (погибшего), осуществляемая Уполномоченной организацией, на основании свидетельства о смерти и содержащая фамилию, имя и отчество умершего (погибшего), даты его рождения  и смерти, дату захоронения, фамилию, имя и отчество ответственного за захоронение;

- Уполномоченная организация  осуществляет контрольно-распорядительные функции по вопросам организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Торопца:

  • осуществляет ведение реестра захоронений, формирование и обеспечение сохранности архивного фонда захоронений;
  •  осуществляет выделение мест под захоронения;
  • осуществляет организацию деятельности на муниципальных кладбищах по оборудованию, содержанию, благоустройству мест погребения и др.(раздел 4 Положения);

- выделение места под захоронение и выдача пропуска на выполнение работ на территории муниципальных кладбищ осуществляется на бесплатной основе Уполномоченной организацией  при предоставлении документов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5.1 Положения (пункт 5.1 Положения);

- Уполномоченная организация на основании документов, предусмотренных пунктами 5.1 и 6.13 настоящего Положения, обязана оформить выделение места под захоронение и выдать пропуск на производство работ на территории муниципальных кладбищ (пункт 5.3 Положения);

- предоставление мест под захоронения на муниципальных местах погребения производится Уполномоченной организацией при наличии документов, указанных в пункте 5.1 Положения (пункт 6.7 Положения);

- погребение умершего (погибшего) на действующем кладбище  в существующую могилу разрешается Уполномоченной организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства… (пункт 6.12 Положения);

- возможность погребения умершего (погибшего) в существующую могилу или родственное захоронение определяется Уполномоченной организацией после обследования существующего (родственного) захоронения… (пункт 6.13 Положения);

все работы на муниципальных местах погребения, связанные с установкой надмогильных сооружений, могут производиться только после уведомления Уполномоченной организации в письменном виде (пункт 7.1 Положения);

- схему движения на территории муниципальных мест погребений разрабатывает и утверждает Уполномоченная организация (пункт 10.1 Положения).

2.     Согласно представленной Администрацией информации (письмо от 12.03.2014   № 533):

- в городе Торопце имеется 5 кладбищ: «Покровское», «Братское», «Восстань», «Жен-мироносец», «Вознесенье»;

- лицом, являющимся Уполномоченной организацией в городе Торопце является Муниципальное унитарное предприятие города Торопца «Ж.» (далее – МУП ГТ «Ж.»), осуществляющее отведение и содержание мест захоронений, выделение земельных участков для захоронения (подзахоронение), ведение журнала захоронений, формирование и обеспечение архивного фонда захоронений. При этом, пропуска на выполнение работ на территории кладбищ не выдаются в связи с вакансией на должность смотрителя кладбищ;

- специализированной службой по вопросам похоронного дела является ИП С. на основании постановления Администрации от 10.06.2009 № 83;

-  копку могил и захоронение осуществляют: ИП С., ООО «Л.»;

- продажу ритуальных принадлежностей и изготовление памятников осуществляют: ИП М., ООО «Л.»,  ООО «Л-р», Р.

Определением от 18.03.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП ГТ «Ж.».

В письме МУП ГТ «Ж.» (от 09.04.2014 № 242) сообщило, что оно осуществляет деятельность по регистрации умерших и отведению мест для захоронения, но ритуальные услуги и услуги по захоронению МУП ГТ «Ж.» не оказывает. Согласно выписке из Устава МУП ГТ «Ж.» не осуществляет деятельность по погребению (копку могил и захоронение), однако  Предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ (пункт 3.3 Устава).

 Наделение МУП ГТ «Ж.» полномочиями по выделению мест под захоронение, выдаче пропуска на выполнение работ на территории кладбища, ведению реестра захоронений, формированию и обеспечению сохранности архивного фонда захоронений может повлечь возможность ограничения конкуренции в случае, если МУП ГТ «Ж.» будет осуществлять деятельность по погребению.

  1. Кроме того, в соответствии с пунктом 6.6. Положения погребение на муниципальных кладбищах города Торопца осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела.

На основании постановления Администрации от 10.06.2009 № 83 единственной специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Торопце является ИП С.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о погребении).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям статей 25 и 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в случае  мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

 При этом Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью за плату.

Целями Закона  о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа частников рынка. Реализация нормы, согласно которой только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право оказывать услуги по погребению, а иные участники рынка ритуальных услуг, не являющиеся специализированными службами по вопросам похоронного дела не имеют такого права, может повлечь наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, пункт 6.6 Положения  предоставляет специализированной службе  по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг  по погребению, что создает преимущественные условия  специализированной службе по вопросам похоронного дела  на рынке погребения в городе Торопце и может привести к ограничению конкуренции названным потенциальным лицам, оказывающим такие услуги.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет депутатов города Торопца Тверской области нарушившим  требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Совету депутатов города Торопца Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг.

 

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/1-7-2014

 

«12» мая 2014 года                                                                                             г. Тверь

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель –   Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И.,  начальник отдела контроля органов власти,

- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего  решения  от 29 апреля 2014 года по делу  № 04-6/1-7-2014 о нарушении Советом депутатов города Торопца Тверской области  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов города Торопца Тверской области в срок до 15.07.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции:

  1. при выполнении Муниципальным унитарным предприятием города Торопца «Ж.» функций уполномоченной организации, предусмотренных разделами 2 и 4 и пунктами  5.1, 5.3, 6.7, 6.12, 6.13, 7.1, 10.1 Положения о порядке организации похоронного дела в городе Торопце, утвержденного решением Совета депутатов города Торопца Тверской области от 12.09.2011 № 172 (далее – Положение), исключить осуществление деятельности по погребению;
  2. исключить из пункта 6.6 Положения норму, наделяющую специализированную службу по вопросам похоронного дела города Торопца - ИП С. исключительным правом на осуществление погребения на муниципальных кладбищах города Торопца.
  3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-7-2604ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/1-7-2604ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-7-2014 [format] => [safe_value] => 04-6/1-7-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-7-2014 вынесенное в отношении Совета депутатов города Торопца Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение и предписание по делу № 04-6/1-7-2014 вынесенное в отношении Совета депутатов города Торопца Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-08 06:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-07 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1400561535 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )