Решение по делу № 04-6/2-13-2013 по признакам нарушения ООО "СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ" Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе".

Номер дела: 04-6/2-13-2013
Дата публикации: 19 июля 2013, 09:35

   

 

    РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-13-2013

 

 

Дата оглашения решения «03» июля 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Тверь

Дата изготовления решения в полном объеме «17» июля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФ АС России, Управление, Комиссия) в составе:

председатель - Фомин В.М., руководитель управления;

члены Комиссии:

-Посохова Л.В., заместитель руководителя;

-Быкова Е.В., начальник отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-13-2013, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителей ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»: М. (доверенность от 27.06.2012 г.), Е. (доверенность от 27.06.2012),

 

УСТАНОВИЛА:

В период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия - 1» распространялась реклама оказываемых микрофинансовой организации - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (далее - также Общество) услуг.

Согласно письму филиала ВГТРК - ГТРК «Тверь» от 07.05.2013 № 194/114 размещение рекламы в эфире телеканала «Телеканал Россия» (Россия 1)» в г.Тверь и Тверской области осуществляет ЗАО «ТРТ-Медиа», которое уполномочено заключать сделки с рекламодателями. Распространение рекламы услуг Общества осуществлялось ЗАО «ТРТ-Медиа» на основании договора № 49 от 20.02.2012. Реклама услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» осуществлялась путем распространения рекламных 10 секундных видеороликов, включающго аудиотекст «Микрофинансовая организация «РЕШЕНИЕ» это вклады под 24% на сумму от 1 500 000 рублей» и следующий видеоряд: в левом верхнем углу название «Микрофинансовая организация «РЕШЕНИЕ» на переднем плане следующая информация: телефон: 8-800-***; сайт: РЕШЕНИЕ 2013.wmv.

Согласно пояснениям ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» от 01.07.2012:

-  в рекламном ролике в эфире телеканала «Россия - 1» освещены все существенные условия оказания финансовых услуг, влияющие на сумму доходов; распространенные сведения не искажают существенную информацию о рекламируемом товаре и не могут вводить в заблуждение потребителей рекламы;

  • размер доходов заимодавцев - 24% годовых, неизменен и действует в течение 18 месяцев;
  • условие о сроке действия договора - 18 месяцев - не является императивным, т.к. он может оговариваться индивидуально с заимодавцем исходя из его финансовых возможностей;
  • ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» по своей инициативе достигло соглашения с ЗАО «ТРТ-Медиа» о прекращении с 15.04.2013 трансляции вышеназванной рекламы;

- в 2012-2013 годах физические лица по вопросу заключения договора займа от 1 500 000 рублей с процентной ставкой 24% в год не обращались.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон) целями Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а таюке пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель -лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе (пункт 2 части 3 статьи 5);

-  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Согласно части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, в том числе, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг;

-  финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации и о внесении записей в ЕГРЮЛ QOO «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» зарегистрировано как юридическое лицо 14.09.2006; до 27.09.2012 имело наименование ООО «РЕШЕНИЕ».

Согласно информации территориального отдела регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (письмо от 11.04.2013 № 73-13-22/99) ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» является микрофинансовой организацией и включено в государственный реестр микрофинансовых организаций под названием ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее -Закон № 151-ФЗ):

  • микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
  • микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 

В соответствии со статьей 9 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 12 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется, в том числе, на привлечение денежных средств физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

Гражданский Кодекс Российской Федерации использует понятие вклад исключительно в отношении договора банковского вклада. Согласно статье 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией). Согласно статьям 36 и 38 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» самостоятельно разработало Правила привлечения займов у, физических лиц от 15 000 000 рублей Общества с ограниченной ответственностью «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (согласованы и утверждены генеральным директором Луньковой О.В. (далее - Правила). Согласно разделу 2 Правил:

- ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» вправе привлекать денежные средства от физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 ООО рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем;

  • процентная ставка составляет 24% в год. Общество удерживает с Заимодавца 13% от суммы выплаченных ему процентов для оплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 206 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ;
  • договор считается заключенным с момента передачи денег заемщику и действует в течении 18 (восемнадцати) месяцев до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

При этом типовая форма договора займа:

-    не предполагает указание размера годовой процентной ставки, предполагает указание размера процентной ставки в месяц, величина которой не определена (пункт 1.3);

-    предусматривает срок действия договора - 18 месяцев с момента передачи денег Заемщику (ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ») и действие договора до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему (пункт 4.2);

-   предоставляет право Заимодавцу (физическое лицо) на досрочное получение всей суммы займа, уведомив об этом Заемщика (Общество) за 1 (один) месяц, при этом процентная ставка за последний месяц будет составлять 0,5%.

Объектом рекламирования услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕННИЕ» является финансовая услуга - услуга по привлечению денежных средств физических лиц, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются как специальные требования, предусмотренные частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона, так и общие требования, предусмотренные статьей 5 Закона: реклама должна содержать наименование юридического лица; реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Вышеуказанная информация является существенной, поскольку без нее (при наличии информации только о процентной ставке и о сумме) невозможно определить, лицо,' оказывающее финансовую услугу, а также сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица. Кроме того, существенной и подлежащей раскрытию в соответствии со статьей 5 Закона является информация о правовой природе услуге - виде договора, который будет заключен с физическим лицом. Физические лица не располагают и не должны располагать специальными познаниями о правах микрофинансовых организаций и отсутствии у микрофинансовой организации права привлекать денежные средства физических лиц иначе как на условиях договора займа.

Распространяемая Обществом реклама по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе либо не указание таких условий приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

При размещении рекламы услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» нарушены требования части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона, поскольку:

приведены не соответствующие действительности сведения о наименовании микрофинансовой организации (ООО «РЕШЕНИЕ», в то время как наименование юридического лица - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»);

- приведены не соответствующие действительности сведения о характере оказываемой услуге и правовой природе заключаемого договора - в тексте рекламы содержится указание на оказываемую услугу «вклады под 24%», в то время как привлечение ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» денежных средств физических лиц возможно только на основании договора займа, имеющего иную правовую природу;

при наличии информации о величине процентной ставки (24%), отсутствует информация об иных условиях оказания рекламируемой финансовой услуги по привлечению денежных средств физических лиц, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, в частности о том, за какой период установлена процентная ставка (год или срок заключения договора займа - 18 месяцев), а также о том, что с Заимодавца будет удержано 13% от суммы выплаченных ему процентов для оплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 206 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно договору от 20.02.2013 ЗАО «ТРТ-Медиа» обязалось оказать ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» в период с 18.03.2013 по 26.05.2013 услуги по размещению рекламы в эфире телеканала в соответствии с Графиком размещения (пункт 2.1); ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» предоставляет для размещения в эфире телеканала рекламу на флэш носителе, в соответствии с требованиями Компании (пункт 3.2.1) и гарантирует, что предоставленная реклама по своему содержанию и оформлению соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, и ее распространение в эфире Телеканалов не нарушает каких-либо прав третьих лиц, включая, но не ограничиваясь, авторскими и смежными правами (пункт 3.2.6).

Содержание договора № 49 от 20.02.2013, пояснения ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» и филиала ВГТРК - ГТРК «Тверь» свидетельствуют о том, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

Реклама размещалась в период с 18.03.2013 по 15.04.2013.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц, размещавшуюся в период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия-1», ненадлежащей;  ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» - нарушившим требования  части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

       2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

 

 Председатель Комиссии  В.М. Фомин  

Члены Комиссии Л.В. Посохова  Е.В. Быкова                                                          

                                                                                                      

stdClass Object ( [vid] => 8366 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/2-13-2013 по признакам нарушения ООО "СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ" Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе". [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8366 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384839380 [changed] => 1385356099 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385356099 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

   

 

    РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-13-2013

 

 

Дата оглашения решения «03» июля 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Тверь

Дата изготовления решения в полном объеме «17» июля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФ АС России, Управление, Комиссия) в составе:

председатель - Фомин В.М., руководитель управления;

члены Комиссии:

-Посохова Л.В., заместитель руководителя;

-Быкова Е.В., начальник отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-13-2013, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителей ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»: М. (доверенность от 27.06.2012 г.), Е. (доверенность от 27.06.2012),

 

УСТАНОВИЛА:

В период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия - 1» распространялась реклама оказываемых микрофинансовой организации - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (далее - также Общество) услуг.

Согласно письму филиала ВГТРК - ГТРК «Тверь» от 07.05.2013 № 194/114 размещение рекламы в эфире телеканала «Телеканал Россия» (Россия 1)» в г.Тверь и Тверской области осуществляет ЗАО «ТРТ-Медиа», которое уполномочено заключать сделки с рекламодателями. Распространение рекламы услуг Общества осуществлялось ЗАО «ТРТ-Медиа» на основании договора № 49 от 20.02.2012. Реклама услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» осуществлялась путем распространения рекламных 10 секундных видеороликов, включающго аудиотекст «Микрофинансовая организация «РЕШЕНИЕ» это вклады под 24% на сумму от 1 500 000 рублей» и следующий видеоряд: в левом верхнем углу название «Микрофинансовая организация «РЕШЕНИЕ» на переднем плане следующая информация: телефон: 8-800-***; сайт: РЕШЕНИЕ 2013.wmv.

Согласно пояснениям ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» от 01.07.2012:

-  в рекламном ролике в эфире телеканала «Россия - 1» освещены все существенные условия оказания финансовых услуг, влияющие на сумму доходов; распространенные сведения не искажают существенную информацию о рекламируемом товаре и не могут вводить в заблуждение потребителей рекламы;

  • размер доходов заимодавцев - 24% годовых, неизменен и действует в течение 18 месяцев;
  • условие о сроке действия договора - 18 месяцев - не является императивным, т.к. он может оговариваться индивидуально с заимодавцем исходя из его финансовых возможностей;
  • ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» по своей инициативе достигло соглашения с ЗАО «ТРТ-Медиа» о прекращении с 15.04.2013 трансляции вышеназванной рекламы;

- в 2012-2013 годах физические лица по вопросу заключения договора займа от 1 500 000 рублей с процентной ставкой 24% в год не обращались.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон) целями Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а таюке пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель -лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе (пункт 2 части 3 статьи 5);

-  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Согласно части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, в том числе, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг;

-  финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации и о внесении записей в ЕГРЮЛ QOO «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» зарегистрировано как юридическое лицо 14.09.2006; до 27.09.2012 имело наименование ООО «РЕШЕНИЕ».

Согласно информации территориального отдела регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (письмо от 11.04.2013 № 73-13-22/99) ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» является микрофинансовой организацией и включено в государственный реестр микрофинансовых организаций под названием ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее -Закон № 151-ФЗ):

  • микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
  • микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 

В соответствии со статьей 9 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 12 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется, в том числе, на привлечение денежных средств физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

Гражданский Кодекс Российской Федерации использует понятие вклад исключительно в отношении договора банковского вклада. Согласно статье 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией). Согласно статьям 36 и 38 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» самостоятельно разработало Правила привлечения займов у, физических лиц от 15 000 000 рублей Общества с ограниченной ответственностью «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (согласованы и утверждены генеральным директором Луньковой О.В. (далее - Правила). Согласно разделу 2 Правил:

- ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» вправе привлекать денежные средства от физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 ООО рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем;

  • процентная ставка составляет 24% в год. Общество удерживает с Заимодавца 13% от суммы выплаченных ему процентов для оплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 206 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ;
  • договор считается заключенным с момента передачи денег заемщику и действует в течении 18 (восемнадцати) месяцев до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

При этом типовая форма договора займа:

-    не предполагает указание размера годовой процентной ставки, предполагает указание размера процентной ставки в месяц, величина которой не определена (пункт 1.3);

-    предусматривает срок действия договора - 18 месяцев с момента передачи денег Заемщику (ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ») и действие договора до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему (пункт 4.2);

-   предоставляет право Заимодавцу (физическое лицо) на досрочное получение всей суммы займа, уведомив об этом Заемщика (Общество) за 1 (один) месяц, при этом процентная ставка за последний месяц будет составлять 0,5%.

Объектом рекламирования услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕННИЕ» является финансовая услуга - услуга по привлечению денежных средств физических лиц, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются как специальные требования, предусмотренные частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона, так и общие требования, предусмотренные статьей 5 Закона: реклама должна содержать наименование юридического лица; реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Вышеуказанная информация является существенной, поскольку без нее (при наличии информации только о процентной ставке и о сумме) невозможно определить, лицо,' оказывающее финансовую услугу, а также сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица. Кроме того, существенной и подлежащей раскрытию в соответствии со статьей 5 Закона является информация о правовой природе услуге - виде договора, который будет заключен с физическим лицом. Физические лица не располагают и не должны располагать специальными познаниями о правах микрофинансовых организаций и отсутствии у микрофинансовой организации права привлекать денежные средства физических лиц иначе как на условиях договора займа.

Распространяемая Обществом реклама по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе либо не указание таких условий приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

При размещении рекламы услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» нарушены требования части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона, поскольку:

приведены не соответствующие действительности сведения о наименовании микрофинансовой организации (ООО «РЕШЕНИЕ», в то время как наименование юридического лица - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»);

- приведены не соответствующие действительности сведения о характере оказываемой услуге и правовой природе заключаемого договора - в тексте рекламы содержится указание на оказываемую услугу «вклады под 24%», в то время как привлечение ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» денежных средств физических лиц возможно только на основании договора займа, имеющего иную правовую природу;

при наличии информации о величине процентной ставки (24%), отсутствует информация об иных условиях оказания рекламируемой финансовой услуги по привлечению денежных средств физических лиц, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, в частности о том, за какой период установлена процентная ставка (год или срок заключения договора займа - 18 месяцев), а также о том, что с Заимодавца будет удержано 13% от суммы выплаченных ему процентов для оплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 206 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно договору от 20.02.2013 ЗАО «ТРТ-Медиа» обязалось оказать ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» в период с 18.03.2013 по 26.05.2013 услуги по размещению рекламы в эфире телеканала в соответствии с Графиком размещения (пункт 2.1); ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» предоставляет для размещения в эфире телеканала рекламу на флэш носителе, в соответствии с требованиями Компании (пункт 3.2.1) и гарантирует, что предоставленная реклама по своему содержанию и оформлению соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, и ее распространение в эфире Телеканалов не нарушает каких-либо прав третьих лиц, включая, но не ограничиваясь, авторскими и смежными правами (пункт 3.2.6).

Содержание договора № 49 от 20.02.2013, пояснения ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» и филиала ВГТРК - ГТРК «Тверь» свидетельствуют о том, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

Реклама размещалась в период с 18.03.2013 по 15.04.2013.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц, размещавшуюся в период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия-1», ненадлежащей;  ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» - нарушившим требования  части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

       2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

 

 Председатель Комиссии  В.М. Фомин  

Члены Комиссии Л.В. Посохова  Е.В. Быкова                                                          

                                                                                                      

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

   

 

    РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-13-2013

 

 

Дата оглашения решения «03» июля 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Тверь

Дата изготовления решения в полном объеме «17» июля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФ АС России, Управление, Комиссия) в составе:

председатель - Фомин В.М., руководитель управления;

члены Комиссии:

-Посохова Л.В., заместитель руководителя;

-Быкова Е.В., начальник отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-13-2013, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителей ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»: М. (доверенность от 27.06.2012 г.), Е. (доверенность от 27.06.2012),

 

УСТАНОВИЛА:

В период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия - 1» распространялась реклама оказываемых микрофинансовой организации - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (далее - также Общество) услуг.

Согласно письму филиала ВГТРК - ГТРК «Тверь» от 07.05.2013 № 194/114 размещение рекламы в эфире телеканала «Телеканал Россия» (Россия 1)» в г.Тверь и Тверской области осуществляет ЗАО «ТРТ-Медиа», которое уполномочено заключать сделки с рекламодателями. Распространение рекламы услуг Общества осуществлялось ЗАО «ТРТ-Медиа» на основании договора № 49 от 20.02.2012. Реклама услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» осуществлялась путем распространения рекламных 10 секундных видеороликов, включающго аудиотекст «Микрофинансовая организация «РЕШЕНИЕ» это вклады под 24% на сумму от 1 500 000 рублей» и следующий видеоряд: в левом верхнем углу название «Микрофинансовая организация «РЕШЕНИЕ» на переднем плане следующая информация: телефон: 8-800-***; сайт: РЕШЕНИЕ 2013.wmv.

Согласно пояснениям ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» от 01.07.2012:

-  в рекламном ролике в эфире телеканала «Россия - 1» освещены все существенные условия оказания финансовых услуг, влияющие на сумму доходов; распространенные сведения не искажают существенную информацию о рекламируемом товаре и не могут вводить в заблуждение потребителей рекламы;

  • размер доходов заимодавцев - 24% годовых, неизменен и действует в течение 18 месяцев;
  • условие о сроке действия договора - 18 месяцев - не является императивным, т.к. он может оговариваться индивидуально с заимодавцем исходя из его финансовых возможностей;
  • ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» по своей инициативе достигло соглашения с ЗАО «ТРТ-Медиа» о прекращении с 15.04.2013 трансляции вышеназванной рекламы;

- в 2012-2013 годах физические лица по вопросу заключения договора займа от 1 500 000 рублей с процентной ставкой 24% в год не обращались.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон) целями Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а таюке пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель -лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе (пункт 2 части 3 статьи 5);

-  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Согласно части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, в том числе, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг;

-  финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации и о внесении записей в ЕГРЮЛ QOO «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» зарегистрировано как юридическое лицо 14.09.2006; до 27.09.2012 имело наименование ООО «РЕШЕНИЕ».

Согласно информации территориального отдела регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (письмо от 11.04.2013 № 73-13-22/99) ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» является микрофинансовой организацией и включено в государственный реестр микрофинансовых организаций под названием ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее -Закон № 151-ФЗ):

  • микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
  • микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 

В соответствии со статьей 9 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 12 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется, в том числе, на привлечение денежных средств физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

Гражданский Кодекс Российской Федерации использует понятие вклад исключительно в отношении договора банковского вклада. Согласно статье 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией). Согласно статьям 36 и 38 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» самостоятельно разработало Правила привлечения займов у, физических лиц от 15 000 000 рублей Общества с ограниченной ответственностью «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» (согласованы и утверждены генеральным директором Луньковой О.В. (далее - Правила). Согласно разделу 2 Правил:

- ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» вправе привлекать денежные средства от физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 ООО рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем;

  • процентная ставка составляет 24% в год. Общество удерживает с Заимодавца 13% от суммы выплаченных ему процентов для оплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 206 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ;
  • договор считается заключенным с момента передачи денег заемщику и действует в течении 18 (восемнадцати) месяцев до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

При этом типовая форма договора займа:

-    не предполагает указание размера годовой процентной ставки, предполагает указание размера процентной ставки в месяц, величина которой не определена (пункт 1.3);

-    предусматривает срок действия договора - 18 месяцев с момента передачи денег Заемщику (ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ») и действие договора до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему (пункт 4.2);

-   предоставляет право Заимодавцу (физическое лицо) на досрочное получение всей суммы займа, уведомив об этом Заемщика (Общество) за 1 (один) месяц, при этом процентная ставка за последний месяц будет составлять 0,5%.

Объектом рекламирования услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕННИЕ» является финансовая услуга - услуга по привлечению денежных средств физических лиц, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются как специальные требования, предусмотренные частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона, так и общие требования, предусмотренные статьей 5 Закона: реклама должна содержать наименование юридического лица; реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Вышеуказанная информация является существенной, поскольку без нее (при наличии информации только о процентной ставке и о сумме) невозможно определить, лицо,' оказывающее финансовую услугу, а также сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица. Кроме того, существенной и подлежащей раскрытию в соответствии со статьей 5 Закона является информация о правовой природе услуге - виде договора, который будет заключен с физическим лицом. Физические лица не располагают и не должны располагать специальными познаниями о правах микрофинансовых организаций и отсутствии у микрофинансовой организации права привлекать денежные средства физических лиц иначе как на условиях договора займа.

Распространяемая Обществом реклама по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе либо не указание таких условий приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

При размещении рекламы услуг ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» нарушены требования части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона, поскольку:

приведены не соответствующие действительности сведения о наименовании микрофинансовой организации (ООО «РЕШЕНИЕ», в то время как наименование юридического лица - ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»);

- приведены не соответствующие действительности сведения о характере оказываемой услуге и правовой природе заключаемого договора - в тексте рекламы содержится указание на оказываемую услугу «вклады под 24%», в то время как привлечение ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» денежных средств физических лиц возможно только на основании договора займа, имеющего иную правовую природу;

при наличии информации о величине процентной ставки (24%), отсутствует информация об иных условиях оказания рекламируемой финансовой услуги по привлечению денежных средств физических лиц, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, в частности о том, за какой период установлена процентная ставка (год или срок заключения договора займа - 18 месяцев), а также о том, что с Заимодавца будет удержано 13% от суммы выплаченных ему процентов для оплаты подоходного налога с физических лиц в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 206 и подпунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно договору от 20.02.2013 ЗАО «ТРТ-Медиа» обязалось оказать ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» в период с 18.03.2013 по 26.05.2013 услуги по размещению рекламы в эфире телеканала в соответствии с Графиком размещения (пункт 2.1); ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» предоставляет для размещения в эфире телеканала рекламу на флэш носителе, в соответствии с требованиями Компании (пункт 3.2.1) и гарантирует, что предоставленная реклама по своему содержанию и оформлению соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, и ее распространение в эфире Телеканалов не нарушает каких-либо прав третьих лиц, включая, но не ограничиваясь, авторскими и смежными правами (пункт 3.2.6).

Содержание договора № 49 от 20.02.2013, пояснения ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» и филиала ВГТРК - ГТРК «Тверь» свидетельствуют о том, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ».

Реклама размещалась в период с 18.03.2013 по 15.04.2013.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц, размещавшуюся в период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия-1», ненадлежащей;  ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» - нарушившим требования  части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

       2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

 

 Председатель Комиссии  В.М. Фомин  

Члены Комиссии Л.В. Посохова  Е.В. Быкова                                                          

                                                                                                      

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-6/2-13-2060ВФ [format] => [safe_value] => № 04-6/2-13-2060ВФ ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/2-13-2013 [format] => [safe_value] => 04-6/2-13-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Решение по делу  № 04-6/2-13-2013 по признакам нарушения требования части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в  размещении  ООО "СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ " в период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия-1» рекламы ненадлежащего характера.

[format] => full_html [safe_value] =>

 Решение по делу  № 04-6/2-13-2013 по признакам нарушения требования части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в  размещении  ООО "СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ " в период с 18.03.2013 по 15.04.2013 в региональном эфире телеканала «Россия-1» рекламы ненадлежащего характера.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-19 05:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-03 06:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384839380 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )