Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/2-05-2012

Номер дела: № 05-6/2-05-2012
Дата публикации: 16 июля 2012, 15:49

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 05-6/2-05-2011

­­­­

09 июля  2012 г.                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Аренсватова Т.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа;

- Шибанов Я.А. специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-05-2012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оказываемых Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк», Банк) услуг,

в присутствии представителей

ОАО «ОТП Банк»: ***,

в отсутствии законных представителей ООО «Твой город», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в январе 2012 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверской пр-т, в непосредственной близости от клуба «Лазурный» рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по привлечению денежных средств во вклад «Теплое отношение» следущего содержания:

В верхней и средней части рекламы на оранжевом фоне крупным шрифтом белого цвета указано: «Откройте вклад «Теплое отношение» до 10 % годовых в рублях», правее указано: «Доступно и просто» Тверской пр-т, 9 33-14-37. ОТП Банк. Доверяя друг другу». В центре рекламы изображена девушка в зимней одежде.

В нижней части рекламы на белом фоне черными буквами, мелким шрифтом указано: «Условия по вкладу «Теплое отношение». Сумма вклада, срок вклада, проценты по вкладу (годовых в рублях РФ: при вкладе от 5 000 до 100 000 вкл. на 366 дн. -7,75%, на 732 дн. – 8,75%; от 100 000,01 до 700 000 вкл. на 366 дн. -8,00%, на 732 дн.-9,00%; от 700 000,01 до 1 500 000 вкл. на 366 дн. -8,25%; на 732 дн. 9,25%; от 1 500 000,01 на 366 дн. – 8,50%, на732 дн. – 10,00%. Процентная ставка по вкладу не изменяется в течение всего срока вклада. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Дополнительные взносы разрешаются, за искл. Последних 30 календарных дн. Срока вклада, установленного договором (вкл. день возврата вклада). Мин. Сумма доп. взноса – 3 000 рублей при досрочном истребовании вклады проценты выплачиваются з-а фактическое количество дн. Нахождения денежных средств на вкладе в соответствующей валюте, по ставке вклада. Досрочное изъятие части суммы вклада означает расторжение договора вклада. В случае невостребования вклада, в день его возврата, договор считается продленным на условиях вклада «до востребования» в соответствующей валюте, действующих в банке на момент продления договора. Условия действительны на 01.10.2011. В день открытия вклада «Теплое отношение» с 01.10.2011 по 30.12.2011 вкл. клиенту вручается  в офисе банка 1 подарок вне зависимости от числа открытых вкладов. Количество подарков ограничено_ шапки – 1 500 шт., варежки – 4200 шт., шарфы – 13 000 шт., пледы – 2 500 шт. условия по вкладу, а также информация о банке, правилах вручения подарков, их количестве, сроках, местах и порядке их получения – на сайте www.otpbank.ru. ОАО «ОТП Банк» генеральная лицензия Банка России № 2766. Реклама».

При этом наиболее привлекательные условия оказания услуг: информация о максимальном размере процентной ставки по вкладу – «10,00% годовых в рублях», указана крупным шрифтом, выделяющимся на фоне остальной информации. Иные условия оказания услуг, в частности о сумме и сроке вклада, а также другие условия, влияющие на сумму доходов, указаны мелким, фактически нечитаемым шрифтом, и кроме того – неконтрастным цветом, не выделяющимся на цветовом фоне рекламного изображения.

Реклама размещалась на основании заключенного 29.04.2011 Банком, в лице Начальника управления  - заместителя директора дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций Рукавишникова А.В. с ООО «Твой город» договора, согласно пункту 2.1.1 Исполнитель обязуется обеспечить размещение рекламно-информационных материалов (далее – РИМ), предоставленных Заказчиком. Согласно пункту 2.3.5 Договора Заказчик обязан обеспечить на РИМ размещение всей информации о рекламном товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе».

Согласно представленным документам, реклама вклада «Теплое отношение» размещалась с конца января по март 2012 года

В соответствии со статьей 1 Закона целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламного щита, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклад «Теплое отношение».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

Следовательно, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть должным образом извещен об остальных условиях, которые могу повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2  статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств во вклад, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования.

Реклама содержит информацию о максимальной процентной ставке по вкладу – 10% (годовых в рублях), это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющейся в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам – 10% годовых в рублях возможно получить при следующих условиях: срок вклада – 732 дня и сумме вклада от 1 500 0000,01 рублей. Вместе с тем, как следует из указанных мелким шрифтом сведений, при других условиях привлечения денежных средств во вклады, в частности, на более короткий срок, меньших суммах вклада, применяется другая менее привлекательная процентная ставка, например: при сроке вклада 366 дней и сумме вклада от 5 000 до 100 000 – 7.75 % годовых.

Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугой лица.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, вдоль автомобильных дорог, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное и сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России посчитало приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламные конструкции установлены вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия вклада прописаны мелкими черными буквами, на белом фоне, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по привлечению денежных средств во вклад «Сезонный накопительный» нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «ОТП Банк».

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу оказываемых  Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклад «Теплое отношение», размещавшуюся в период с января по март 2012 г.,, ненадлежащей; Открытое акционерное общество «ОТП Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

             2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «ОТП Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

             3. Передать материалы дела № 05-6/2-05-2012 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  16 июля 2012 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии                                                                             Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                                                                                        Т.С. Аренсватова   

                                            

             Я.А. Шибанов

stdClass Object ( [vid] => 7959 [uid] => 5 [title] => Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/2-05-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7959 [type] => solution [language] => ru [created] => 1364471449 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 05-6/2-05-2011

­­­­

09 июля  2012 г.                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Аренсватова Т.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа;

- Шибанов Я.А. специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-05-2012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оказываемых Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк», Банк) услуг,

в присутствии представителей

ОАО «ОТП Банк»: ***,

в отсутствии законных представителей ООО «Твой город», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в январе 2012 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверской пр-т, в непосредственной близости от клуба «Лазурный» рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по привлечению денежных средств во вклад «Теплое отношение» следущего содержания:

В верхней и средней части рекламы на оранжевом фоне крупным шрифтом белого цвета указано: «Откройте вклад «Теплое отношение» до 10 % годовых в рублях», правее указано: «Доступно и просто» Тверской пр-т, 9 33-14-37. ОТП Банк. Доверяя друг другу». В центре рекламы изображена девушка в зимней одежде.

В нижней части рекламы на белом фоне черными буквами, мелким шрифтом указано: «Условия по вкладу «Теплое отношение». Сумма вклада, срок вклада, проценты по вкладу (годовых в рублях РФ: при вкладе от 5 000 до 100 000 вкл. на 366 дн. -7,75%, на 732 дн. – 8,75%; от 100 000,01 до 700 000 вкл. на 366 дн. -8,00%, на 732 дн.-9,00%; от 700 000,01 до 1 500 000 вкл. на 366 дн. -8,25%; на 732 дн. 9,25%; от 1 500 000,01 на 366 дн. – 8,50%, на732 дн. – 10,00%. Процентная ставка по вкладу не изменяется в течение всего срока вклада. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Дополнительные взносы разрешаются, за искл. Последних 30 календарных дн. Срока вклада, установленного договором (вкл. день возврата вклада). Мин. Сумма доп. взноса – 3 000 рублей при досрочном истребовании вклады проценты выплачиваются з-а фактическое количество дн. Нахождения денежных средств на вкладе в соответствующей валюте, по ставке вклада. Досрочное изъятие части суммы вклада означает расторжение договора вклада. В случае невостребования вклада, в день его возврата, договор считается продленным на условиях вклада «до востребования» в соответствующей валюте, действующих в банке на момент продления договора. Условия действительны на 01.10.2011. В день открытия вклада «Теплое отношение» с 01.10.2011 по 30.12.2011 вкл. клиенту вручается  в офисе банка 1 подарок вне зависимости от числа открытых вкладов. Количество подарков ограничено_ шапки – 1 500 шт., варежки – 4200 шт., шарфы – 13 000 шт., пледы – 2 500 шт. условия по вкладу, а также информация о банке, правилах вручения подарков, их количестве, сроках, местах и порядке их получения – на сайте www.otpbank.ru. ОАО «ОТП Банк» генеральная лицензия Банка России № 2766. Реклама».

При этом наиболее привлекательные условия оказания услуг: информация о максимальном размере процентной ставки по вкладу – «10,00% годовых в рублях», указана крупным шрифтом, выделяющимся на фоне остальной информации. Иные условия оказания услуг, в частности о сумме и сроке вклада, а также другие условия, влияющие на сумму доходов, указаны мелким, фактически нечитаемым шрифтом, и кроме того – неконтрастным цветом, не выделяющимся на цветовом фоне рекламного изображения.

Реклама размещалась на основании заключенного 29.04.2011 Банком, в лице Начальника управления  - заместителя директора дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций Рукавишникова А.В. с ООО «Твой город» договора, согласно пункту 2.1.1 Исполнитель обязуется обеспечить размещение рекламно-информационных материалов (далее – РИМ), предоставленных Заказчиком. Согласно пункту 2.3.5 Договора Заказчик обязан обеспечить на РИМ размещение всей информации о рекламном товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе».

Согласно представленным документам, реклама вклада «Теплое отношение» размещалась с конца января по март 2012 года

В соответствии со статьей 1 Закона целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламного щита, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклад «Теплое отношение».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

Следовательно, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть должным образом извещен об остальных условиях, которые могу повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2  статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств во вклад, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования.

Реклама содержит информацию о максимальной процентной ставке по вкладу – 10% (годовых в рублях), это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющейся в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам – 10% годовых в рублях возможно получить при следующих условиях: срок вклада – 732 дня и сумме вклада от 1 500 0000,01 рублей. Вместе с тем, как следует из указанных мелким шрифтом сведений, при других условиях привлечения денежных средств во вклады, в частности, на более короткий срок, меньших суммах вклада, применяется другая менее привлекательная процентная ставка, например: при сроке вклада 366 дней и сумме вклада от 5 000 до 100 000 – 7.75 % годовых.

Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугой лица.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, вдоль автомобильных дорог, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное и сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России посчитало приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламные конструкции установлены вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия вклада прописаны мелкими черными буквами, на белом фоне, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по привлечению денежных средств во вклад «Сезонный накопительный» нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «ОТП Банк».

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу оказываемых  Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклад «Теплое отношение», размещавшуюся в период с января по март 2012 г.,, ненадлежащей; Открытое акционерное общество «ОТП Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

             2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «ОТП Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

             3. Передать материалы дела № 05-6/2-05-2012 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  16 июля 2012 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии                                                                             Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                                                                                        Т.С. Аренсватова   

                                            

             Я.А. Шибанов

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 05-6/2-05-2011

­­­­

09 июля  2012 г.                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Аренсватова Т.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа;

- Шибанов Я.А. специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-05-2012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оказываемых Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк», Банк) услуг,

в присутствии представителей

ОАО «ОТП Банк»: ***,

в отсутствии законных представителей ООО «Твой город», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в январе 2012 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверской пр-т, в непосредственной близости от клуба «Лазурный» рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по привлечению денежных средств во вклад «Теплое отношение» следущего содержания:

В верхней и средней части рекламы на оранжевом фоне крупным шрифтом белого цвета указано: «Откройте вклад «Теплое отношение» до 10 % годовых в рублях», правее указано: «Доступно и просто» Тверской пр-т, 9 33-14-37. ОТП Банк. Доверяя друг другу». В центре рекламы изображена девушка в зимней одежде.

В нижней части рекламы на белом фоне черными буквами, мелким шрифтом указано: «Условия по вкладу «Теплое отношение». Сумма вклада, срок вклада, проценты по вкладу (годовых в рублях РФ: при вкладе от 5 000 до 100 000 вкл. на 366 дн. -7,75%, на 732 дн. – 8,75%; от 100 000,01 до 700 000 вкл. на 366 дн. -8,00%, на 732 дн.-9,00%; от 700 000,01 до 1 500 000 вкл. на 366 дн. -8,25%; на 732 дн. 9,25%; от 1 500 000,01 на 366 дн. – 8,50%, на732 дн. – 10,00%. Процентная ставка по вкладу не изменяется в течение всего срока вклада. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Дополнительные взносы разрешаются, за искл. Последних 30 календарных дн. Срока вклада, установленного договором (вкл. день возврата вклада). Мин. Сумма доп. взноса – 3 000 рублей при досрочном истребовании вклады проценты выплачиваются з-а фактическое количество дн. Нахождения денежных средств на вкладе в соответствующей валюте, по ставке вклада. Досрочное изъятие части суммы вклада означает расторжение договора вклада. В случае невостребования вклада, в день его возврата, договор считается продленным на условиях вклада «до востребования» в соответствующей валюте, действующих в банке на момент продления договора. Условия действительны на 01.10.2011. В день открытия вклада «Теплое отношение» с 01.10.2011 по 30.12.2011 вкл. клиенту вручается  в офисе банка 1 подарок вне зависимости от числа открытых вкладов. Количество подарков ограничено_ шапки – 1 500 шт., варежки – 4200 шт., шарфы – 13 000 шт., пледы – 2 500 шт. условия по вкладу, а также информация о банке, правилах вручения подарков, их количестве, сроках, местах и порядке их получения – на сайте www.otpbank.ru. ОАО «ОТП Банк» генеральная лицензия Банка России № 2766. Реклама».

При этом наиболее привлекательные условия оказания услуг: информация о максимальном размере процентной ставки по вкладу – «10,00% годовых в рублях», указана крупным шрифтом, выделяющимся на фоне остальной информации. Иные условия оказания услуг, в частности о сумме и сроке вклада, а также другие условия, влияющие на сумму доходов, указаны мелким, фактически нечитаемым шрифтом, и кроме того – неконтрастным цветом, не выделяющимся на цветовом фоне рекламного изображения.

Реклама размещалась на основании заключенного 29.04.2011 Банком, в лице Начальника управления  - заместителя директора дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций Рукавишникова А.В. с ООО «Твой город» договора, согласно пункту 2.1.1 Исполнитель обязуется обеспечить размещение рекламно-информационных материалов (далее – РИМ), предоставленных Заказчиком. Согласно пункту 2.3.5 Договора Заказчик обязан обеспечить на РИМ размещение всей информации о рекламном товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе».

Согласно представленным документам, реклама вклада «Теплое отношение» размещалась с конца января по март 2012 года

В соответствии со статьей 1 Закона целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламного щита, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклад «Теплое отношение».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

Следовательно, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть должным образом извещен об остальных условиях, которые могу повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2  статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств во вклад, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования.

Реклама содержит информацию о максимальной процентной ставке по вкладу – 10% (годовых в рублях), это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющейся в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам – 10% годовых в рублях возможно получить при следующих условиях: срок вклада – 732 дня и сумме вклада от 1 500 0000,01 рублей. Вместе с тем, как следует из указанных мелким шрифтом сведений, при других условиях привлечения денежных средств во вклады, в частности, на более короткий срок, меньших суммах вклада, применяется другая менее привлекательная процентная ставка, например: при сроке вклада 366 дней и сумме вклада от 5 000 до 100 000 – 7.75 % годовых.

Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугой лица.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, вдоль автомобильных дорог, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное и сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России посчитало приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламные конструкции установлены вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия вклада прописаны мелкими черными буквами, на белом фоне, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по привлечению денежных средств во вклад «Сезонный накопительный» нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «ОТП Банк».

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу оказываемых  Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклад «Теплое отношение», размещавшуюся в период с января по март 2012 г.,, ненадлежащей; Открытое акционерное общество «ОТП Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

             2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «ОТП Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

             3. Передать материалы дела № 05-6/2-05-2012 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  16 июля 2012 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии                                                                             Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                                                                                        Т.С. Аренсватова   

                                            

             Я.А. Шибанов

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-05-214ЛП [format] => [safe_value] => № 05-6/2-05-214ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-05-2012 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-05-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-16 11:49:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-09 11:49:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1364471449 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )