Решение и предписание Комиссии Тверскго УФАС России по делу № 03-6/1-15-2012

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: № 03-6/1-15-2012
Дата публикации: 17 августа 2012, 11:34

Решение и предписание Комисссии Тверского УФАС России

 по делу  № 03-6/1-15-2012

Резолютивная часть решения  оглашена  03.08.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.08.2012                              г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Посохова Л.В.- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник  отдела антимонопольного контроля;

-Вавилова Е.Е. – ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-15-2012 по признакам нарушения ОАО «Тверьэнергосбыт»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

установила:

1. Настоящее дело возбуждено по заявлению Дхх, проживающего в Твери в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Ххх, полагающего, что ОАО «Тверьэнергосбыт» ущемляет его интересы, вынуждая оплачивать электрическую энергию, используемую для электроснабжения мест общего пользования (далее – МОП) в объеме, превышающем объемы, зафиксированные общедомовыми приборами учета электрической энергии, установленными в доме. 

2. На территории Тверской области на розничном рынке электрической энергии осуществляют деятельность по продаже электрической энергии два гарантирующих поставщика – ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэнергосбыт».

ОАО «Тверьэнергосбыт» признан гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, за исключением зон деятельности ООО «Тверьоблэнергосбыт» согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-НП «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков электрической энергии и согласований границ зон их деятельности» (в редакции от 28.04.2009 № 44-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-нп). 

Результаты анализа состояния розничного рынке электрической энергии Тверской области в границах зоны деятельности ОАО «Тверьэнергосбыт» как гарантирующего поставщика, ежегодного проводимого Тверским УФАС России в соответствии с Планом Федеральной антимонопольной службы и в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 свидетельствуют о следующем. 

За период 2008 - 2011 годы вышеуказанный рынок характеризуется как высококонцентрированный с высокой степенью монополизации и тенденцией к ежегодному увеличению доли ОАО «Тверьэнергосбыт» с ,,,% в 2008 году до ,,, в 2011 году за счет сокращения количества участников рынка (15 участников – 2008 год, 11 участников - 2011 год) и снижения доли их участия.

Анализ товарного рынка за период 2008-2011 годы приобщен к материалам настоящего дела.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.05.2006 № 57 (с изменениями от 15.12.2011 приказ № 284) ОАО «Тверьэнергосбыт» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: продажа электрической энергии на розничном рынке в географических границах  Тверской области,  с долей на рынке указанного товара более 50 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае   положение ОАО «Тверьэнергосбыт» признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

3. ООО «Современные коммунальные системы» (далее - ООО «СКС») является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: ул. Ххх, г.Тверь.

Электроснабжение мест общего пользования (далее МОП) вышеуказанного дома осуществляется в соответствии с договором от 01.05.2008 № 70786 между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «СКС» (далее -  Договор). Согласно пункту 1.1 Договора гарантирующий поставщик ОАО «Тверьэнергосбыт» обязался поставлять электрическую энергию на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества  в многоквартирном доме), а покупатель (ООО «СКС») - оплачивать ее в соответствии с разделом 4 Договора. Разделом  4 Договора определено, что количество электрической энергии, потребленной в местах общего пользования дома, определяется по данным общедомового прибора учета, и только в его отсутствие - с использованием расчетного метода.

Пунктом 4.5 Договора определено, что снятие показаний общедомового прибора учета осуществляется ООО «СКС» совместно с сетевой организацией 23 числа расчетного месяца в следующем порядке:  показания общедомового прибора учета передаются по согласованным телефонам не позднее дня, следующего за днем снятия показаний, и не позднее двух дней, с даты снятия показаний передаются в письменном виде за подписью уполномоченного лица.

Оплата электрической энергии, потребленной в МОП дома, до ноября 2011 года осуществлялась ООО «СКС» непосредственно ОАО «Тверьэнергосбыт».  Оплата электрической энергии, потребленной вне МОП (в пределах квартир) осуществлялись жителями в этот период непосредственно ОАО «Тверьэнергосбыт» в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета и на основании индивидуальных квитанций ОАО «Тверьэнергосбыт».

Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям по оплате коммунальных услуг за период с сентября по ноябрь 2011 года, стоимость  электрической энергии, потребленная в МОП дома и оплаченная Дхх   пропорционально площади квартиры, составила в среднем 93,53 руб. (колебалась от  91,65 руб. до 97,29 руб.).       

25.11.2011  между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «СКС» заключено дополнительное соглашение к Договору (далее – Соглашение), изменяющее с 01.12.2011 порядок проведения расчетов за электрическую энергию, согласно которому  ОАО «Тверьэнергосбыт» приняло обязательства самостоятельно производить начисления за электроэнергию, потребленную в МОП дома, и выставлять индивидуальные квитанции жителям дома.

Согласно пунктам 1.2 и 4.1 вышеуказанного Соглашения, оплата за потребленную Потребителями электрическую энергию осуществляется на основании сведений, предоставленных ООО «СКС», а количество фактически полученной за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний средств измерений (приборов и автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, измерительных трансформаторов тока и напряжения), которые должны быть поверены в установленном порядке, соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, техническим документам и внесены в Государственный реестр средств измерений.

Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям по оплате электрической энергии за период с декабря  2011г. по февраль 2012г., стоимость электрической энергии, указанная ОАО «Тверьэнергосбыт» как объем потребления в МОП дома, подлежащий оплате Дхх пропорционально площади квартиры, составила в декабре 2012г. - 346,38 руб. (объем 166,6 кВт),  в январе 2012г.-  499,29 руб. (объем 218,99 кВт),  в феврале 2012г. - 1164,36 руб. (объем 521,077 кВт).

Таким образом, с момента применения нового порядка расчетов за электрическую энергию, потребленную в МОП дома, стоимость электрической энергии, подлежащая оплате Дхх пропорционально площади квартиры, выросла с 91,65 руб.(в октябре 2011г.) до 1164,36 руб. (в феврале 2012г.), что не является следствием увеличения стоимости 1 кВт электрической энергии (с 01.01.2011 по 30.06.2012   тариф, дифференцированный  по зонам суток: дневной 2,88 руб. кВТ, ночной 2,01 руб. кВт не изменялся).   При этом, согласно расчетам ОАО «Тверьэнергосбыт», содержащихся в квитанциях, сведения об объемах электрической энергии, потребленной в МОП, объем электропотребления в МОП, подлежащей оплате Дхх  превысил объем электрической энергии, потребляемой индивидуально, согласно показаниям  индивидуальных приборов учета.       

4. Согласно пояснениям ОАО «Тверьэнергосбыт» (письмо 28.04.2012 №10/401-А) рост объема электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды (МОП) обусловлен следующим.

ОАО «Тверьэнергосбыт» с декабря 2011г. производит расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную многоквартирным домом ,,,,,,, в том числе Дхх в соответствии с подпунктом «а»  подпункта 23 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила №307), согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле 9:

                    VD

Pку 3.i  =  −−−−−−−−−−−−− x V i + T ky,

                  Vn.p+ Vn.n

Анализ расшифровок отдельных составляющих формулы свидетельствует о  том, что Правила №307 определяют суммарный объем  электрической энергии (показатель знаменателя формулы), потребленной многоквартирным домом за расчетный период, как объем электропотребления всех жилых и нежилых помещений и не допускают определение суммарного объема электрической энергии без учета электропотребления в отдельных жилых помещениях, поскольку это приведет к искажению (существенному уменьшению) показателей знаменателя формулы и росту необоснованных платежей отдельных потребителей.   

Анализ полученной от ОАО «Тверьэнергосбыт» информации (приложение к письму от 04.07.2012 №905-ИП/2012) свидетельствует о следующем.

С декабря 2011г. по февраль 2012г. включительно ОАО «Тверьэнергосбыт» производило расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную в МОП, в том числе Дхх по формуле 9 Правил №307. Объем (количество) электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, (Vd, кВт·час) и  суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленный за расчетный период в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, (Vnp, кВт·час) ОАО «Тверьэнергосбыт» определяло исходя из показаний не всех установленных в доме индивидуальных приборов учета, а лишь исходя из показаний индивидуальных приборов учета, сведения о которых добросовестными потребителями были указаны в оплаченных квитанциях.

Объем потребленной в жилых помещениях дома, но не оплаченной электрической энергии при расчете суммарного объема электрической энергии, потребленного в доме (знаменатель формулы), при определении размера платы Дхх не учитывался, что повлекло искуственное снижение показателя общего объема электрической энергии и автоматически приводило к увеличению размера платы последнего.

По показаниям приборов учета, своевременно переданным ООО «СКС», электропотребление многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  за период с декабря 2011г. по февраль 2012г. составило:

- в декабре 2011г.:                   «общий учет квартир» дневной 69800 кВт

                                                                                                ночной   20820 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  5612 кВт

                                                                                                  ночной   3828 кВт

- в январе 2012г.:                   «общий учет квартир»   дневной 81320 кВт

                                                                                                ночной   25640 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  7612 кВт

                                                                                                  ночной   3876 кВт

- в феврале 2012:      «общий учет квартир»                дневной 108840 кВт

                                                                                                ночной   34920 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  15497 кВт

                                                                                                  ночной   7767 кВт.

Вместе с тем, ОАО «Тверьэнергосбыт» при расчете стоимости электроэнергии в МОП  многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  по формуле №9 Правил №307 за  декабрь 2011г., январь 2012г. и февраль 2012г. не учитывало показания общедомовых приборов учета и не учитывало объем электропотребления отдельных жилых помещений (в таблице ОАО «Тверьэнергосбыт» за декабрь 2011г. значится, что сведения не представлены 309 потребителями из 579, и именно энергопотребление этих потребителей не учтено при определении суммарного объема электрической энергии, потреблённого за декабрь 2012года).

По информации ОАО «Тверьэнергосбыт», представленной письмом исх. от 28.04.2012 №10/401-А, обществом для расчета объемов потребления электрической энергии в местах общего пользования потребителям многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  применялись следующие объемы электроэнергии:

1) объем (количество) электрической энергии, фактически потребленной по показаниям одиннадцати коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме №хх по ул. Ххх за декабрь 2011г., январь 2012г. и февраль 2012г. (Vd; кВт·час):

- в декабре 2011г.:             дневной 100 333  кВт (вместо 75412 кВт)

                                             ночной   31489 кВт   (вместо 24648 кВт)      

- в январе 2012г.:               дневной 164344 кВт (вместо 88932 кВт)

                                             ночной   54164 кВт  (вместо 29516 кВт)       

- в феврале 2012:               дневной 124337 кВт

                                             ночной   42687 кВт 

2) суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленной в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением мест общего пользования), измеренных индивидуальными приборами учета, установленными в данных помещениях (Vnp):

- в декабре 2011г.:             дневной 97859 кВт (вместо 69 800 кВт)

                                             ночной   12187,5кВт   (вместо 20820 кВт)    

- в январе 2012г.:               дневной 215975 кВт (вместо 81320 кВт)

                                             ночной   31749,5 кВт  (вместо 25640 кВт)    

- в феврале 2012:               дневной 61497,8 кВт (вместо 108840 кВт)

                                             ночной   13888,3 кВт  (вместо 34920 кВт) 

Так, согласно приобщенным к материалам дела копиям квитанций ОАО «Тверьэнергосбыт», суммы платежей,  выставленных Дхх за период с декабря 2011г. по февраль2012г. в качестве оплаты электроэнергии в местах общего пользования, с учетом дневного и ночного потребления составили:

- декабрь 2011г.  - дневной 14,971 кВт или 43,12 руб.; ночной   151,63 кВт  или 303,26 руб. Итого: объем потребления 14,971+151,63=166,6кВт, стоимость 43,12+303,26=346,38 руб.;

- январь 2012г. -  дневной 12,852 кВт или 37,01 руб., ночной   206,142 кВт  или 412,28 руб. Итого: объем потребления 12,852+206,142=218,99 кВт, стоимость 37,01+412,28=449,29 руб.;

-  февраль 2012г. - дневной 128,7487 кВт или 370,79 руб., ночной   124,415 кВт  или 248,83 руб. Итого: объем потребления 128,7487+124,415=377,58 кВт, стоимость 370,79+248,83=619,62 руб.

При этом, ОАО «Тверьэнергосбыт» располагало сведениями об общем объеме электроэнергии, потребленной всеми жилыми и нежилыми помещениями дома, поскольку такие сведения о показаниях всех одиннадцати общедомовых приборов учета  электрической энергии, учитывающих как энергопотребление всех квартир, так и энергопотребление всех мест общего пользования получало от ООО «СКС» в силу договора от 01.05.2008 №70786 и претензий по поводу несвоевременности получения таких сведений не имело.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе за потребленную электрическую энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

Как указано в пункте 3 Правил N 307, «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Согласно пункту 22 Правил №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Указанная позиция отражена также в письме Минрегиона России от 17.02.2012 N 3224-НП/14 «О расчете размера платы за потребленную электроэнергию», согласно которому в соответствии с пунктом 22 Правил №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Установление данного порядка расчета за электроэнергию не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, который определяет, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комиссия полагает, что ОАО «Тверьэнергосбыт» не обосновало расчет суммарного объема электроэнергии, потребленный в жилых и нежилых помещениях дома за период с декабря 2011 года по февраль 2012 года по следующим основаниям.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 159 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей.

Договором от  01.05.2008 № 70786, дополнительным соглашение к нему от 25.11.2011 установлено, что оплата за потребленную Потребителями электрическую энергию осуществляется на основании сведений, предоставленных ООО «СКС».

Многоквартирный дома по адресу: ул. Ххх, дом №хх оборудован одиннадцатью коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемой электроэнергии,  учитывающих электрическую энергию во всех жилых помещениях и МОП,  и согласно   Приложению № 4 к Договору от 01.05.2008 № 70786 приняты сторонами в качестве расчетных.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что расчет ОАО «Тверьэнергосбыт» платы за электроэнергию в местах общего пользования (МОП), основанный на неполных сведениях о суммарном объеме электрической энергии, потребленной всеми жилыми и нежилыми помещениями дома, противоречит Правилам № 307, влечет необоснованный рост платежей отдельных потребителей и ущемляет интересы последних.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вышеуказанные действия ОАО «Тверьэнергосбыт» нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Тверьэнергосбыт», учитывающего при расчетах с потребителями многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ххх, д.хх г.Тверь, в том числе с Дхх в период с декабря 2011г. по февраль 2012г. сведения о неполном суммарном объеме электрической энергии, потребленный за расчетный период во всех жилых и нежилых помещениях дома.

2. Выдать ОАО «Тверьэнергосбыт» предписание о прекращении нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Председатель Комиссии              Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                         С.Е.Иванов

                                                   Е.Е.Вавилова

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 03-6/1-15-2012

 

17 августа 2012г.                                                                                                                 г.Тверь   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;

- Вавилова Е.Е.- ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17 августа 2012г.  по делу № 03-6/1-15-2012 о нарушении  ОАО «Тверьэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Тверьэнергосбыт»   в течении пяти дней с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не допускать расчета размера платы за электропотребление в местах общего пользования  для потребителей многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ххх, д.хх г.Тверь, в том числе Дхх., исходя из сведений о неполном суммарном объеме электрической энергии, потребленный за расчетный период во всех жилых и нежилых помещениях дома.

О выполнении предписания сообщить в течении 5 дней со дня его исполнения, представив заверенные копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии           Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                      С.Е.Иванов

                                                 Е.Е.Вавилова

 Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание  антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7654 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание Комиссии Тверскго УФАС России по делу № 03-6/1-15-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7654 [type] => solution [language] => ru [created] => 1352792366 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание Комисссии Тверского УФАС России

 по делу  № 03-6/1-15-2012

Резолютивная часть решения  оглашена  03.08.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.08.2012                              г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Посохова Л.В.- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник  отдела антимонопольного контроля;

-Вавилова Е.Е. – ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-15-2012 по признакам нарушения ОАО «Тверьэнергосбыт»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

установила:

1. Настоящее дело возбуждено по заявлению Дхх, проживающего в Твери в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Ххх, полагающего, что ОАО «Тверьэнергосбыт» ущемляет его интересы, вынуждая оплачивать электрическую энергию, используемую для электроснабжения мест общего пользования (далее – МОП) в объеме, превышающем объемы, зафиксированные общедомовыми приборами учета электрической энергии, установленными в доме. 

2. На территории Тверской области на розничном рынке электрической энергии осуществляют деятельность по продаже электрической энергии два гарантирующих поставщика – ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэнергосбыт».

ОАО «Тверьэнергосбыт» признан гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, за исключением зон деятельности ООО «Тверьоблэнергосбыт» согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-НП «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков электрической энергии и согласований границ зон их деятельности» (в редакции от 28.04.2009 № 44-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-нп). 

Результаты анализа состояния розничного рынке электрической энергии Тверской области в границах зоны деятельности ОАО «Тверьэнергосбыт» как гарантирующего поставщика, ежегодного проводимого Тверским УФАС России в соответствии с Планом Федеральной антимонопольной службы и в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 свидетельствуют о следующем. 

За период 2008 - 2011 годы вышеуказанный рынок характеризуется как высококонцентрированный с высокой степенью монополизации и тенденцией к ежегодному увеличению доли ОАО «Тверьэнергосбыт» с ,,,% в 2008 году до ,,, в 2011 году за счет сокращения количества участников рынка (15 участников – 2008 год, 11 участников - 2011 год) и снижения доли их участия.

Анализ товарного рынка за период 2008-2011 годы приобщен к материалам настоящего дела.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.05.2006 № 57 (с изменениями от 15.12.2011 приказ № 284) ОАО «Тверьэнергосбыт» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: продажа электрической энергии на розничном рынке в географических границах  Тверской области,  с долей на рынке указанного товара более 50 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае   положение ОАО «Тверьэнергосбыт» признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

3. ООО «Современные коммунальные системы» (далее - ООО «СКС») является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: ул. Ххх, г.Тверь.

Электроснабжение мест общего пользования (далее МОП) вышеуказанного дома осуществляется в соответствии с договором от 01.05.2008 № 70786 между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «СКС» (далее -  Договор). Согласно пункту 1.1 Договора гарантирующий поставщик ОАО «Тверьэнергосбыт» обязался поставлять электрическую энергию на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества  в многоквартирном доме), а покупатель (ООО «СКС») - оплачивать ее в соответствии с разделом 4 Договора. Разделом  4 Договора определено, что количество электрической энергии, потребленной в местах общего пользования дома, определяется по данным общедомового прибора учета, и только в его отсутствие - с использованием расчетного метода.

Пунктом 4.5 Договора определено, что снятие показаний общедомового прибора учета осуществляется ООО «СКС» совместно с сетевой организацией 23 числа расчетного месяца в следующем порядке:  показания общедомового прибора учета передаются по согласованным телефонам не позднее дня, следующего за днем снятия показаний, и не позднее двух дней, с даты снятия показаний передаются в письменном виде за подписью уполномоченного лица.

Оплата электрической энергии, потребленной в МОП дома, до ноября 2011 года осуществлялась ООО «СКС» непосредственно ОАО «Тверьэнергосбыт».  Оплата электрической энергии, потребленной вне МОП (в пределах квартир) осуществлялись жителями в этот период непосредственно ОАО «Тверьэнергосбыт» в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета и на основании индивидуальных квитанций ОАО «Тверьэнергосбыт».

Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям по оплате коммунальных услуг за период с сентября по ноябрь 2011 года, стоимость  электрической энергии, потребленная в МОП дома и оплаченная Дхх   пропорционально площади квартиры, составила в среднем 93,53 руб. (колебалась от  91,65 руб. до 97,29 руб.).       

25.11.2011  между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «СКС» заключено дополнительное соглашение к Договору (далее – Соглашение), изменяющее с 01.12.2011 порядок проведения расчетов за электрическую энергию, согласно которому  ОАО «Тверьэнергосбыт» приняло обязательства самостоятельно производить начисления за электроэнергию, потребленную в МОП дома, и выставлять индивидуальные квитанции жителям дома.

Согласно пунктам 1.2 и 4.1 вышеуказанного Соглашения, оплата за потребленную Потребителями электрическую энергию осуществляется на основании сведений, предоставленных ООО «СКС», а количество фактически полученной за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний средств измерений (приборов и автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, измерительных трансформаторов тока и напряжения), которые должны быть поверены в установленном порядке, соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, техническим документам и внесены в Государственный реестр средств измерений.

Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям по оплате электрической энергии за период с декабря  2011г. по февраль 2012г., стоимость электрической энергии, указанная ОАО «Тверьэнергосбыт» как объем потребления в МОП дома, подлежащий оплате Дхх пропорционально площади квартиры, составила в декабре 2012г. - 346,38 руб. (объем 166,6 кВт),  в январе 2012г.-  499,29 руб. (объем 218,99 кВт),  в феврале 2012г. - 1164,36 руб. (объем 521,077 кВт).

Таким образом, с момента применения нового порядка расчетов за электрическую энергию, потребленную в МОП дома, стоимость электрической энергии, подлежащая оплате Дхх пропорционально площади квартиры, выросла с 91,65 руб.(в октябре 2011г.) до 1164,36 руб. (в феврале 2012г.), что не является следствием увеличения стоимости 1 кВт электрической энергии (с 01.01.2011 по 30.06.2012   тариф, дифференцированный  по зонам суток: дневной 2,88 руб. кВТ, ночной 2,01 руб. кВт не изменялся).   При этом, согласно расчетам ОАО «Тверьэнергосбыт», содержащихся в квитанциях, сведения об объемах электрической энергии, потребленной в МОП, объем электропотребления в МОП, подлежащей оплате Дхх  превысил объем электрической энергии, потребляемой индивидуально, согласно показаниям  индивидуальных приборов учета.       

4. Согласно пояснениям ОАО «Тверьэнергосбыт» (письмо 28.04.2012 №10/401-А) рост объема электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды (МОП) обусловлен следующим.

ОАО «Тверьэнергосбыт» с декабря 2011г. производит расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную многоквартирным домом ,,,,,,, в том числе Дхх в соответствии с подпунктом «а»  подпункта 23 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила №307), согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле 9:

                    VD

Pку 3.i  =  −−−−−−−−−−−−− x V i + T ky,

                  Vn.p+ Vn.n

Анализ расшифровок отдельных составляющих формулы свидетельствует о  том, что Правила №307 определяют суммарный объем  электрической энергии (показатель знаменателя формулы), потребленной многоквартирным домом за расчетный период, как объем электропотребления всех жилых и нежилых помещений и не допускают определение суммарного объема электрической энергии без учета электропотребления в отдельных жилых помещениях, поскольку это приведет к искажению (существенному уменьшению) показателей знаменателя формулы и росту необоснованных платежей отдельных потребителей.   

Анализ полученной от ОАО «Тверьэнергосбыт» информации (приложение к письму от 04.07.2012 №905-ИП/2012) свидетельствует о следующем.

С декабря 2011г. по февраль 2012г. включительно ОАО «Тверьэнергосбыт» производило расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную в МОП, в том числе Дхх по формуле 9 Правил №307. Объем (количество) электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, (Vd, кВт·час) и  суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленный за расчетный период в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, (Vnp, кВт·час) ОАО «Тверьэнергосбыт» определяло исходя из показаний не всех установленных в доме индивидуальных приборов учета, а лишь исходя из показаний индивидуальных приборов учета, сведения о которых добросовестными потребителями были указаны в оплаченных квитанциях.

Объем потребленной в жилых помещениях дома, но не оплаченной электрической энергии при расчете суммарного объема электрической энергии, потребленного в доме (знаменатель формулы), при определении размера платы Дхх не учитывался, что повлекло искуственное снижение показателя общего объема электрической энергии и автоматически приводило к увеличению размера платы последнего.

По показаниям приборов учета, своевременно переданным ООО «СКС», электропотребление многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  за период с декабря 2011г. по февраль 2012г. составило:

- в декабре 2011г.:                   «общий учет квартир» дневной 69800 кВт

                                                                                                ночной   20820 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  5612 кВт

                                                                                                  ночной   3828 кВт

- в январе 2012г.:                   «общий учет квартир»   дневной 81320 кВт

                                                                                                ночной   25640 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  7612 кВт

                                                                                                  ночной   3876 кВт

- в феврале 2012:      «общий учет квартир»                дневной 108840 кВт

                                                                                                ночной   34920 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  15497 кВт

                                                                                                  ночной   7767 кВт.

Вместе с тем, ОАО «Тверьэнергосбыт» при расчете стоимости электроэнергии в МОП  многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  по формуле №9 Правил №307 за  декабрь 2011г., январь 2012г. и февраль 2012г. не учитывало показания общедомовых приборов учета и не учитывало объем электропотребления отдельных жилых помещений (в таблице ОАО «Тверьэнергосбыт» за декабрь 2011г. значится, что сведения не представлены 309 потребителями из 579, и именно энергопотребление этих потребителей не учтено при определении суммарного объема электрической энергии, потреблённого за декабрь 2012года).

По информации ОАО «Тверьэнергосбыт», представленной письмом исх. от 28.04.2012 №10/401-А, обществом для расчета объемов потребления электрической энергии в местах общего пользования потребителям многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  применялись следующие объемы электроэнергии:

1) объем (количество) электрической энергии, фактически потребленной по показаниям одиннадцати коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме №хх по ул. Ххх за декабрь 2011г., январь 2012г. и февраль 2012г. (Vd; кВт·час):

- в декабре 2011г.:             дневной 100 333  кВт (вместо 75412 кВт)

                                             ночной   31489 кВт   (вместо 24648 кВт)      

- в январе 2012г.:               дневной 164344 кВт (вместо 88932 кВт)

                                             ночной   54164 кВт  (вместо 29516 кВт)       

- в феврале 2012:               дневной 124337 кВт

                                             ночной   42687 кВт 

2) суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленной в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением мест общего пользования), измеренных индивидуальными приборами учета, установленными в данных помещениях (Vnp):

- в декабре 2011г.:             дневной 97859 кВт (вместо 69 800 кВт)

                                             ночной   12187,5кВт   (вместо 20820 кВт)    

- в январе 2012г.:               дневной 215975 кВт (вместо 81320 кВт)

                                             ночной   31749,5 кВт  (вместо 25640 кВт)    

- в феврале 2012:               дневной 61497,8 кВт (вместо 108840 кВт)

                                             ночной   13888,3 кВт  (вместо 34920 кВт) 

Так, согласно приобщенным к материалам дела копиям квитанций ОАО «Тверьэнергосбыт», суммы платежей,  выставленных Дхх за период с декабря 2011г. по февраль2012г. в качестве оплаты электроэнергии в местах общего пользования, с учетом дневного и ночного потребления составили:

- декабрь 2011г.  - дневной 14,971 кВт или 43,12 руб.; ночной   151,63 кВт  или 303,26 руб. Итого: объем потребления 14,971+151,63=166,6кВт, стоимость 43,12+303,26=346,38 руб.;

- январь 2012г. -  дневной 12,852 кВт или 37,01 руб., ночной   206,142 кВт  или 412,28 руб. Итого: объем потребления 12,852+206,142=218,99 кВт, стоимость 37,01+412,28=449,29 руб.;

-  февраль 2012г. - дневной 128,7487 кВт или 370,79 руб., ночной   124,415 кВт  или 248,83 руб. Итого: объем потребления 128,7487+124,415=377,58 кВт, стоимость 370,79+248,83=619,62 руб.

При этом, ОАО «Тверьэнергосбыт» располагало сведениями об общем объеме электроэнергии, потребленной всеми жилыми и нежилыми помещениями дома, поскольку такие сведения о показаниях всех одиннадцати общедомовых приборов учета  электрической энергии, учитывающих как энергопотребление всех квартир, так и энергопотребление всех мест общего пользования получало от ООО «СКС» в силу договора от 01.05.2008 №70786 и претензий по поводу несвоевременности получения таких сведений не имело.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе за потребленную электрическую энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

Как указано в пункте 3 Правил N 307, «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Согласно пункту 22 Правил №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Указанная позиция отражена также в письме Минрегиона России от 17.02.2012 N 3224-НП/14 «О расчете размера платы за потребленную электроэнергию», согласно которому в соответствии с пунктом 22 Правил №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Установление данного порядка расчета за электроэнергию не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, который определяет, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комиссия полагает, что ОАО «Тверьэнергосбыт» не обосновало расчет суммарного объема электроэнергии, потребленный в жилых и нежилых помещениях дома за период с декабря 2011 года по февраль 2012 года по следующим основаниям.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 159 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей.

Договором от  01.05.2008 № 70786, дополнительным соглашение к нему от 25.11.2011 установлено, что оплата за потребленную Потребителями электрическую энергию осуществляется на основании сведений, предоставленных ООО «СКС».

Многоквартирный дома по адресу: ул. Ххх, дом №хх оборудован одиннадцатью коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемой электроэнергии,  учитывающих электрическую энергию во всех жилых помещениях и МОП,  и согласно   Приложению № 4 к Договору от 01.05.2008 № 70786 приняты сторонами в качестве расчетных.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что расчет ОАО «Тверьэнергосбыт» платы за электроэнергию в местах общего пользования (МОП), основанный на неполных сведениях о суммарном объеме электрической энергии, потребленной всеми жилыми и нежилыми помещениями дома, противоречит Правилам № 307, влечет необоснованный рост платежей отдельных потребителей и ущемляет интересы последних.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вышеуказанные действия ОАО «Тверьэнергосбыт» нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Тверьэнергосбыт», учитывающего при расчетах с потребителями многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ххх, д.хх г.Тверь, в том числе с Дхх в период с декабря 2011г. по февраль 2012г. сведения о неполном суммарном объеме электрической энергии, потребленный за расчетный период во всех жилых и нежилых помещениях дома.

2. Выдать ОАО «Тверьэнергосбыт» предписание о прекращении нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Председатель Комиссии              Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                         С.Е.Иванов

                                                   Е.Е.Вавилова

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 03-6/1-15-2012

 

17 августа 2012г.                                                                                                                 г.Тверь   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;

- Вавилова Е.Е.- ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17 августа 2012г.  по делу № 03-6/1-15-2012 о нарушении  ОАО «Тверьэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Тверьэнергосбыт»   в течении пяти дней с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не допускать расчета размера платы за электропотребление в местах общего пользования  для потребителей многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ххх, д.хх г.Тверь, в том числе Дхх., исходя из сведений о неполном суммарном объеме электрической энергии, потребленный за расчетный период во всех жилых и нежилых помещениях дома.

О выполнении предписания сообщить в течении 5 дней со дня его исполнения, представив заверенные копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии           Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                      С.Е.Иванов

                                                 Е.Е.Вавилова

 Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание  антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание Комисссии Тверского УФАС России

 по делу  № 03-6/1-15-2012

Резолютивная часть решения  оглашена  03.08.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.08.2012                              г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Посохова Л.В.- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник  отдела антимонопольного контроля;

-Вавилова Е.Е. – ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-15-2012 по признакам нарушения ОАО «Тверьэнергосбыт»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

установила:

1. Настоящее дело возбуждено по заявлению Дхх, проживающего в Твери в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Ххх, полагающего, что ОАО «Тверьэнергосбыт» ущемляет его интересы, вынуждая оплачивать электрическую энергию, используемую для электроснабжения мест общего пользования (далее – МОП) в объеме, превышающем объемы, зафиксированные общедомовыми приборами учета электрической энергии, установленными в доме. 

2. На территории Тверской области на розничном рынке электрической энергии осуществляют деятельность по продаже электрической энергии два гарантирующих поставщика – ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэнергосбыт».

ОАО «Тверьэнергосбыт» признан гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, за исключением зон деятельности ООО «Тверьоблэнергосбыт» согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-НП «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков электрической энергии и согласований границ зон их деятельности» (в редакции от 28.04.2009 № 44-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-нп). 

Результаты анализа состояния розничного рынке электрической энергии Тверской области в границах зоны деятельности ОАО «Тверьэнергосбыт» как гарантирующего поставщика, ежегодного проводимого Тверским УФАС России в соответствии с Планом Федеральной антимонопольной службы и в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 свидетельствуют о следующем. 

За период 2008 - 2011 годы вышеуказанный рынок характеризуется как высококонцентрированный с высокой степенью монополизации и тенденцией к ежегодному увеличению доли ОАО «Тверьэнергосбыт» с ,,,% в 2008 году до ,,, в 2011 году за счет сокращения количества участников рынка (15 участников – 2008 год, 11 участников - 2011 год) и снижения доли их участия.

Анализ товарного рынка за период 2008-2011 годы приобщен к материалам настоящего дела.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.05.2006 № 57 (с изменениями от 15.12.2011 приказ № 284) ОАО «Тверьэнергосбыт» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: продажа электрической энергии на розничном рынке в географических границах  Тверской области,  с долей на рынке указанного товара более 50 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае   положение ОАО «Тверьэнергосбыт» признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

3. ООО «Современные коммунальные системы» (далее - ООО «СКС») является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: ул. Ххх, г.Тверь.

Электроснабжение мест общего пользования (далее МОП) вышеуказанного дома осуществляется в соответствии с договором от 01.05.2008 № 70786 между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «СКС» (далее -  Договор). Согласно пункту 1.1 Договора гарантирующий поставщик ОАО «Тверьэнергосбыт» обязался поставлять электрическую энергию на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества  в многоквартирном доме), а покупатель (ООО «СКС») - оплачивать ее в соответствии с разделом 4 Договора. Разделом  4 Договора определено, что количество электрической энергии, потребленной в местах общего пользования дома, определяется по данным общедомового прибора учета, и только в его отсутствие - с использованием расчетного метода.

Пунктом 4.5 Договора определено, что снятие показаний общедомового прибора учета осуществляется ООО «СКС» совместно с сетевой организацией 23 числа расчетного месяца в следующем порядке:  показания общедомового прибора учета передаются по согласованным телефонам не позднее дня, следующего за днем снятия показаний, и не позднее двух дней, с даты снятия показаний передаются в письменном виде за подписью уполномоченного лица.

Оплата электрической энергии, потребленной в МОП дома, до ноября 2011 года осуществлялась ООО «СКС» непосредственно ОАО «Тверьэнергосбыт».  Оплата электрической энергии, потребленной вне МОП (в пределах квартир) осуществлялись жителями в этот период непосредственно ОАО «Тверьэнергосбыт» в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета и на основании индивидуальных квитанций ОАО «Тверьэнергосбыт».

Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям по оплате коммунальных услуг за период с сентября по ноябрь 2011 года, стоимость  электрической энергии, потребленная в МОП дома и оплаченная Дхх   пропорционально площади квартиры, составила в среднем 93,53 руб. (колебалась от  91,65 руб. до 97,29 руб.).       

25.11.2011  между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «СКС» заключено дополнительное соглашение к Договору (далее – Соглашение), изменяющее с 01.12.2011 порядок проведения расчетов за электрическую энергию, согласно которому  ОАО «Тверьэнергосбыт» приняло обязательства самостоятельно производить начисления за электроэнергию, потребленную в МОП дома, и выставлять индивидуальные квитанции жителям дома.

Согласно пунктам 1.2 и 4.1 вышеуказанного Соглашения, оплата за потребленную Потребителями электрическую энергию осуществляется на основании сведений, предоставленных ООО «СКС», а количество фактически полученной за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний средств измерений (приборов и автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, измерительных трансформаторов тока и напряжения), которые должны быть поверены в установленном порядке, соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, техническим документам и внесены в Государственный реестр средств измерений.

Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям по оплате электрической энергии за период с декабря  2011г. по февраль 2012г., стоимость электрической энергии, указанная ОАО «Тверьэнергосбыт» как объем потребления в МОП дома, подлежащий оплате Дхх пропорционально площади квартиры, составила в декабре 2012г. - 346,38 руб. (объем 166,6 кВт),  в январе 2012г.-  499,29 руб. (объем 218,99 кВт),  в феврале 2012г. - 1164,36 руб. (объем 521,077 кВт).

Таким образом, с момента применения нового порядка расчетов за электрическую энергию, потребленную в МОП дома, стоимость электрической энергии, подлежащая оплате Дхх пропорционально площади квартиры, выросла с 91,65 руб.(в октябре 2011г.) до 1164,36 руб. (в феврале 2012г.), что не является следствием увеличения стоимости 1 кВт электрической энергии (с 01.01.2011 по 30.06.2012   тариф, дифференцированный  по зонам суток: дневной 2,88 руб. кВТ, ночной 2,01 руб. кВт не изменялся).   При этом, согласно расчетам ОАО «Тверьэнергосбыт», содержащихся в квитанциях, сведения об объемах электрической энергии, потребленной в МОП, объем электропотребления в МОП, подлежащей оплате Дхх  превысил объем электрической энергии, потребляемой индивидуально, согласно показаниям  индивидуальных приборов учета.       

4. Согласно пояснениям ОАО «Тверьэнергосбыт» (письмо 28.04.2012 №10/401-А) рост объема электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды (МОП) обусловлен следующим.

ОАО «Тверьэнергосбыт» с декабря 2011г. производит расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную многоквартирным домом ,,,,,,, в том числе Дхх в соответствии с подпунктом «а»  подпункта 23 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила №307), согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле 9:

                    VD

Pку 3.i  =  −−−−−−−−−−−−− x V i + T ky,

                  Vn.p+ Vn.n

Анализ расшифровок отдельных составляющих формулы свидетельствует о  том, что Правила №307 определяют суммарный объем  электрической энергии (показатель знаменателя формулы), потребленной многоквартирным домом за расчетный период, как объем электропотребления всех жилых и нежилых помещений и не допускают определение суммарного объема электрической энергии без учета электропотребления в отдельных жилых помещениях, поскольку это приведет к искажению (существенному уменьшению) показателей знаменателя формулы и росту необоснованных платежей отдельных потребителей.   

Анализ полученной от ОАО «Тверьэнергосбыт» информации (приложение к письму от 04.07.2012 №905-ИП/2012) свидетельствует о следующем.

С декабря 2011г. по февраль 2012г. включительно ОАО «Тверьэнергосбыт» производило расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную в МОП, в том числе Дхх по формуле 9 Правил №307. Объем (количество) электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, (Vd, кВт·час) и  суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленный за расчетный период в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, (Vnp, кВт·час) ОАО «Тверьэнергосбыт» определяло исходя из показаний не всех установленных в доме индивидуальных приборов учета, а лишь исходя из показаний индивидуальных приборов учета, сведения о которых добросовестными потребителями были указаны в оплаченных квитанциях.

Объем потребленной в жилых помещениях дома, но не оплаченной электрической энергии при расчете суммарного объема электрической энергии, потребленного в доме (знаменатель формулы), при определении размера платы Дхх не учитывался, что повлекло искуственное снижение показателя общего объема электрической энергии и автоматически приводило к увеличению размера платы последнего.

По показаниям приборов учета, своевременно переданным ООО «СКС», электропотребление многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  за период с декабря 2011г. по февраль 2012г. составило:

- в декабре 2011г.:                   «общий учет квартир» дневной 69800 кВт

                                                                                                ночной   20820 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  5612 кВт

                                                                                                  ночной   3828 кВт

- в январе 2012г.:                   «общий учет квартир»   дневной 81320 кВт

                                                                                                ночной   25640 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  7612 кВт

                                                                                                  ночной   3876 кВт

- в феврале 2012:      «общий учет квартир»                дневной 108840 кВт

                                                                                                ночной   34920 кВт 

                                     «лифт и коммунальная группа»  дневной  15497 кВт

                                                                                                  ночной   7767 кВт.

Вместе с тем, ОАО «Тверьэнергосбыт» при расчете стоимости электроэнергии в МОП  многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  по формуле №9 Правил №307 за  декабрь 2011г., январь 2012г. и февраль 2012г. не учитывало показания общедомовых приборов учета и не учитывало объем электропотребления отдельных жилых помещений (в таблице ОАО «Тверьэнергосбыт» за декабрь 2011г. значится, что сведения не представлены 309 потребителями из 579, и именно энергопотребление этих потребителей не учтено при определении суммарного объема электрической энергии, потреблённого за декабрь 2012года).

По информации ОАО «Тверьэнергосбыт», представленной письмом исх. от 28.04.2012 №10/401-А, обществом для расчета объемов потребления электрической энергии в местах общего пользования потребителям многоквартирного дома № хх по ул. Ххх  применялись следующие объемы электроэнергии:

1) объем (количество) электрической энергии, фактически потребленной по показаниям одиннадцати коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме №хх по ул. Ххх за декабрь 2011г., январь 2012г. и февраль 2012г. (Vd; кВт·час):

- в декабре 2011г.:             дневной 100 333  кВт (вместо 75412 кВт)

                                             ночной   31489 кВт   (вместо 24648 кВт)      

- в январе 2012г.:               дневной 164344 кВт (вместо 88932 кВт)

                                             ночной   54164 кВт  (вместо 29516 кВт)       

- в феврале 2012:               дневной 124337 кВт

                                             ночной   42687 кВт 

2) суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленной в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением мест общего пользования), измеренных индивидуальными приборами учета, установленными в данных помещениях (Vnp):

- в декабре 2011г.:             дневной 97859 кВт (вместо 69 800 кВт)

                                             ночной   12187,5кВт   (вместо 20820 кВт)    

- в январе 2012г.:               дневной 215975 кВт (вместо 81320 кВт)

                                             ночной   31749,5 кВт  (вместо 25640 кВт)    

- в феврале 2012:               дневной 61497,8 кВт (вместо 108840 кВт)

                                             ночной   13888,3 кВт  (вместо 34920 кВт) 

Так, согласно приобщенным к материалам дела копиям квитанций ОАО «Тверьэнергосбыт», суммы платежей,  выставленных Дхх за период с декабря 2011г. по февраль2012г. в качестве оплаты электроэнергии в местах общего пользования, с учетом дневного и ночного потребления составили:

- декабрь 2011г.  - дневной 14,971 кВт или 43,12 руб.; ночной   151,63 кВт  или 303,26 руб. Итого: объем потребления 14,971+151,63=166,6кВт, стоимость 43,12+303,26=346,38 руб.;

- январь 2012г. -  дневной 12,852 кВт или 37,01 руб., ночной   206,142 кВт  или 412,28 руб. Итого: объем потребления 12,852+206,142=218,99 кВт, стоимость 37,01+412,28=449,29 руб.;

-  февраль 2012г. - дневной 128,7487 кВт или 370,79 руб., ночной   124,415 кВт  или 248,83 руб. Итого: объем потребления 128,7487+124,415=377,58 кВт, стоимость 370,79+248,83=619,62 руб.

При этом, ОАО «Тверьэнергосбыт» располагало сведениями об общем объеме электроэнергии, потребленной всеми жилыми и нежилыми помещениями дома, поскольку такие сведения о показаниях всех одиннадцати общедомовых приборов учета  электрической энергии, учитывающих как энергопотребление всех квартир, так и энергопотребление всех мест общего пользования получало от ООО «СКС» в силу договора от 01.05.2008 №70786 и претензий по поводу несвоевременности получения таких сведений не имело.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе за потребленную электрическую энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

Как указано в пункте 3 Правил N 307, «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Согласно пункту 22 Правил №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Указанная позиция отражена также в письме Минрегиона России от 17.02.2012 N 3224-НП/14 «О расчете размера платы за потребленную электроэнергию», согласно которому в соответствии с пунктом 22 Правил №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Установление данного порядка расчета за электроэнергию не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, который определяет, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комиссия полагает, что ОАО «Тверьэнергосбыт» не обосновало расчет суммарного объема электроэнергии, потребленный в жилых и нежилых помещениях дома за период с декабря 2011 года по февраль 2012 года по следующим основаниям.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 159 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей.

Договором от  01.05.2008 № 70786, дополнительным соглашение к нему от 25.11.2011 установлено, что оплата за потребленную Потребителями электрическую энергию осуществляется на основании сведений, предоставленных ООО «СКС».

Многоквартирный дома по адресу: ул. Ххх, дом №хх оборудован одиннадцатью коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемой электроэнергии,  учитывающих электрическую энергию во всех жилых помещениях и МОП,  и согласно   Приложению № 4 к Договору от 01.05.2008 № 70786 приняты сторонами в качестве расчетных.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что расчет ОАО «Тверьэнергосбыт» платы за электроэнергию в местах общего пользования (МОП), основанный на неполных сведениях о суммарном объеме электрической энергии, потребленной всеми жилыми и нежилыми помещениями дома, противоречит Правилам № 307, влечет необоснованный рост платежей отдельных потребителей и ущемляет интересы последних.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вышеуказанные действия ОАО «Тверьэнергосбыт» нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Тверьэнергосбыт», учитывающего при расчетах с потребителями многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ххх, д.хх г.Тверь, в том числе с Дхх в период с декабря 2011г. по февраль 2012г. сведения о неполном суммарном объеме электрической энергии, потребленный за расчетный период во всех жилых и нежилых помещениях дома.

2. Выдать ОАО «Тверьэнергосбыт» предписание о прекращении нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Председатель Комиссии              Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                         С.Е.Иванов

                                                   Е.Е.Вавилова

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 03-6/1-15-2012

 

17 августа 2012г.                                                                                                                 г.Тверь   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;

- Вавилова Е.Е.- ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17 августа 2012г.  по делу № 03-6/1-15-2012 о нарушении  ОАО «Тверьэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Тверьэнергосбыт»   в течении пяти дней с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не допускать расчета размера платы за электропотребление в местах общего пользования  для потребителей многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ххх, д.хх г.Тверь, в том числе Дхх., исходя из сведений о неполном суммарном объеме электрической энергии, потребленный за расчетный период во всех жилых и нежилых помещениях дома.

О выполнении предписания сообщить в течении 5 дней со дня его исполнения, представив заверенные копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии           Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                      С.Е.Иванов

                                                 Е.Е.Вавилова

 Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание  антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-6/1-15-2012 [format] => [safe_value] => № 03-6/1-15-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-17 07:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-03 07:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1352792366 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )