Решение Комиссии Тверского УФАС по делу № 03-6/1-19-2012

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: 03-6/1-19-2012
Дата публикации: 23 июля 2012, 11:02

РЕШЕНИЕ

по делу №03-6/1-19-2012

Резолютивная часть решения оглашена           19 июля 2012       г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме            23 июля 2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;

- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-19-2012 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона Российской  Федерации от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов Дххххх (далее - Заявитель), посредством несоблюдения сроков технологического присоединения  объекта электроснабжения, расположенного по адресу: ххх, что ущемляет интересы последнего.

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по заявлению Дххххх (далее - Заявитель) об ущемлении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» его прав посредством несоблюдения сроков технологического присоединения  объекта электроснабжения Дххххх,  расположенного по адресу: ххх.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

ОАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.

Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

Согласно  пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии и самостоятельной услуги не образует.

С учетом того, что объекты электросетевого хозяйства необходимого  Дххххх класса напряжения в границах г. Торжка, технически предназначенные для преобразования электрической энергии среднего напряжения в электрическую энергию низкого напряжения, находятся в ведении структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» - Торжокского района электрических сетей (Торжокского РЭС), соответственно, технологическое присоединение энергоустановок  Дххххх расположенных в границах г. Торжка Тверской области, возможно именно к сетям напряжением 0,4-10кВ Торжокского РЭС от питающего  центра  ПС 110/35/10 кВ «Торжок», расположенного в г. Торжке Тверской области.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в границах г. Торжка (питающего  центра  ПС 110/35/10 кВ «Торжок») в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии для потребителей указанного населенного пункта.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861  (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Дххххх подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.

Форма типового договора технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 в качестве приложения к Правилам технологического присоединения. Вышеуказанная форма договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в вышеуказанном случае устанавливает равным 6 месяцам и не предусматривается возможность его  продления.

Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и Дххххх (далее - Заявитель) в целях удовлетворения личных бытовых нужд Заявителя заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ххх от ххх (далее - Договор).

Согласно пункту 5 поименованного Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты заключения договора, из чего следует, что  срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, согласно условиям указанного Договора, соответственно, заканчивается 28.06.2011. Однако, принятые ОАО «МРСК Центра» на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 –ти месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией не исполнены.

В процессе рассмотрения дела установлено, что между Дххххх и ОАО «МРСК Центра» заключено дополнительное соглашение  от ххх к договору технологического присоединения от ххх № ххх, срок осуществления сторонами технологического присоединения по которому продлён до 15.08.2012 г. 

Однако, подписание Дххххх и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанного дополнительного соглашения о продлении срока технологического присоединения не свидетельствует об отсутствии со  стороны ОАО «МРСК Центра» нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Дххххх, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, несоблюдение ОАО «МРСК Центра» сроков, определенных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, свидетельствует о нарушении установленных поименованным нормативным актом сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта электроснабжения Дххххх, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, принимая во внимание, подписанное дополнительное соглашение, отсутствуют основания для выдачи ОАО «МРСК Центра» предписания по делу.

Кроме того, в процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям объекта Дххххх.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части ущемления интересов гражданина Дххххх,  действия ОАО «МРСК Центра»  выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающих устройств расположенных по адресу: ххх по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ххх от ххх.  

2. Предписание по делу № 03-6/1-19-2012 не выдавать.

Председатель Комиссии               Л.В.  Посохова

Члены Комиссии:                           С.Е. Иванов   

                                                       А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7637 [uid] => 5 [title] => Решение Комиссии Тверского УФАС по делу № 03-6/1-19-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7637 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349939297 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №03-6/1-19-2012

Резолютивная часть решения оглашена           19 июля 2012       г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме            23 июля 2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;

- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-19-2012 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона Российской  Федерации от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов Дххххх (далее - Заявитель), посредством несоблюдения сроков технологического присоединения  объекта электроснабжения, расположенного по адресу: ххх, что ущемляет интересы последнего.

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по заявлению Дххххх (далее - Заявитель) об ущемлении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» его прав посредством несоблюдения сроков технологического присоединения  объекта электроснабжения Дххххх,  расположенного по адресу: ххх.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

ОАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.

Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

Согласно  пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии и самостоятельной услуги не образует.

С учетом того, что объекты электросетевого хозяйства необходимого  Дххххх класса напряжения в границах г. Торжка, технически предназначенные для преобразования электрической энергии среднего напряжения в электрическую энергию низкого напряжения, находятся в ведении структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» - Торжокского района электрических сетей (Торжокского РЭС), соответственно, технологическое присоединение энергоустановок  Дххххх расположенных в границах г. Торжка Тверской области, возможно именно к сетям напряжением 0,4-10кВ Торжокского РЭС от питающего  центра  ПС 110/35/10 кВ «Торжок», расположенного в г. Торжке Тверской области.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в границах г. Торжка (питающего  центра  ПС 110/35/10 кВ «Торжок») в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии для потребителей указанного населенного пункта.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861  (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Дххххх подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.

Форма типового договора технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 в качестве приложения к Правилам технологического присоединения. Вышеуказанная форма договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в вышеуказанном случае устанавливает равным 6 месяцам и не предусматривается возможность его  продления.

Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и Дххххх (далее - Заявитель) в целях удовлетворения личных бытовых нужд Заявителя заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ххх от ххх (далее - Договор).

Согласно пункту 5 поименованного Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты заключения договора, из чего следует, что  срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, согласно условиям указанного Договора, соответственно, заканчивается 28.06.2011. Однако, принятые ОАО «МРСК Центра» на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 –ти месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией не исполнены.

В процессе рассмотрения дела установлено, что между Дххххх и ОАО «МРСК Центра» заключено дополнительное соглашение  от ххх к договору технологического присоединения от ххх № ххх, срок осуществления сторонами технологического присоединения по которому продлён до 15.08.2012 г. 

Однако, подписание Дххххх и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанного дополнительного соглашения о продлении срока технологического присоединения не свидетельствует об отсутствии со  стороны ОАО «МРСК Центра» нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Дххххх, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, несоблюдение ОАО «МРСК Центра» сроков, определенных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, свидетельствует о нарушении установленных поименованным нормативным актом сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта электроснабжения Дххххх, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, принимая во внимание, подписанное дополнительное соглашение, отсутствуют основания для выдачи ОАО «МРСК Центра» предписания по делу.

Кроме того, в процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям объекта Дххххх.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части ущемления интересов гражданина Дххххх,  действия ОАО «МРСК Центра»  выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающих устройств расположенных по адресу: ххх по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ххх от ххх.  

2. Предписание по делу № 03-6/1-19-2012 не выдавать.

Председатель Комиссии               Л.В.  Посохова

Члены Комиссии:                           С.Е. Иванов   

                                                       А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №03-6/1-19-2012

Резолютивная часть решения оглашена           19 июля 2012       г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме            23 июля 2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;

- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-19-2012 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона Российской  Федерации от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов Дххххх (далее - Заявитель), посредством несоблюдения сроков технологического присоединения  объекта электроснабжения, расположенного по адресу: ххх, что ущемляет интересы последнего.

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по заявлению Дххххх (далее - Заявитель) об ущемлении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» его прав посредством несоблюдения сроков технологического присоединения  объекта электроснабжения Дххххх,  расположенного по адресу: ххх.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

ОАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.

Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

Согласно  пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии и самостоятельной услуги не образует.

С учетом того, что объекты электросетевого хозяйства необходимого  Дххххх класса напряжения в границах г. Торжка, технически предназначенные для преобразования электрической энергии среднего напряжения в электрическую энергию низкого напряжения, находятся в ведении структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» - Торжокского района электрических сетей (Торжокского РЭС), соответственно, технологическое присоединение энергоустановок  Дххххх расположенных в границах г. Торжка Тверской области, возможно именно к сетям напряжением 0,4-10кВ Торжокского РЭС от питающего  центра  ПС 110/35/10 кВ «Торжок», расположенного в г. Торжке Тверской области.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в границах г. Торжка (питающего  центра  ПС 110/35/10 кВ «Торжок») в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии для потребителей указанного населенного пункта.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861  (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Дххххх подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.

Форма типового договора технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 в качестве приложения к Правилам технологического присоединения. Вышеуказанная форма договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в вышеуказанном случае устанавливает равным 6 месяцам и не предусматривается возможность его  продления.

Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и Дххххх (далее - Заявитель) в целях удовлетворения личных бытовых нужд Заявителя заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ххх от ххх (далее - Договор).

Согласно пункту 5 поименованного Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты заключения договора, из чего следует, что  срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, согласно условиям указанного Договора, соответственно, заканчивается 28.06.2011. Однако, принятые ОАО «МРСК Центра» на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 –ти месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией не исполнены.

В процессе рассмотрения дела установлено, что между Дххххх и ОАО «МРСК Центра» заключено дополнительное соглашение  от ххх к договору технологического присоединения от ххх № ххх, срок осуществления сторонами технологического присоединения по которому продлён до 15.08.2012 г. 

Однако, подписание Дххххх и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанного дополнительного соглашения о продлении срока технологического присоединения не свидетельствует об отсутствии со  стороны ОАО «МРСК Центра» нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Дххххх, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, несоблюдение ОАО «МРСК Центра» сроков, определенных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, свидетельствует о нарушении установленных поименованным нормативным актом сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта электроснабжения Дххххх, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, принимая во внимание, подписанное дополнительное соглашение, отсутствуют основания для выдачи ОАО «МРСК Центра» предписания по делу.

Кроме того, в процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям объекта Дххххх.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части ущемления интересов гражданина Дххххх,  действия ОАО «МРСК Центра»  выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающих устройств расположенных по адресу: ххх по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ххх от ххх.  

2. Предписание по делу № 03-6/1-19-2012 не выдавать.

Председатель Комиссии               Л.В.  Посохова

Члены Комиссии:                           С.Е. Иванов   

                                                       А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-6/1-19-2012 [format] => [safe_value] => 03-6/1-19-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-23 07:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-19 07:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349939297 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )