Решение и предписание по делу № 04-6/1-18-2012

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 04-6/1-18-2012
Дата публикации: 30 августа 2012, 14:12

РЕШЕНИЕ  по делу № 04-6/1-18-2012

Резолютивная часть решения оглашена:  24 августа  2012 года           г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено:  29 августа  2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Комиссия) в составе:
председатель Комиссии –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации города Твери:  К. (по доверенности), Г. (без доверенности), К. (по доверенности), Р. (по доверенности),
в отсутствие уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «СанСити Медиа», с учетом ходатайства от 17.08.2012 ООО «СанСити Медиа» (далее Общество) о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) жалобу ООО «СанСити Медиа»,

установила:
В Тверское УФАС России 15.08.2012 поступила жалоба ООО «СанСити Медиа», полагающего условия открытого конкурса на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Твери  (Извещение № 4 размещено на официальном сайте в сети Интернет www.tver.ru) нарушающими права потенциальных участников конкурса в части:
- включения в состав лота № 1 и лота № 2 значительного количества рекламных конструкций, что лишает возможности принять участие в конкурсе потенциальных участников конкурса, имеющих предпринимательский интерес не ко всему лоту, а только к его части;
- установления пунктами 16.5.3-16.5.8 конкурсной документации условий допуска, необоснованно ограничивающих количество участников размещения заказа; 
- установления пунктом 17.5 конкурсной документации критериев оценки без определения порядка оценки и сопоставления в соответствии с установленными критериями;
- установления требования о внесении задатка, противоречащего требованиям гражданского законодательства. 
Администрация города Твери в лице Управления муниципального заказа и Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы (далее Администрация) считает доводы Общества необоснованными по следующим основаниям, изложенным в письменном отзыве от 15.08.2012.
В  соответствии с пунктом 1.10  Положения о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери, утвержденного Постановлением администрации города Твери  от 29.03.2012 N 644, (далее – Положение, постановление № 644), один лот может формироваться как из одного, так и из нескольких рекламных мест. Предметом открытого конкурса является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который может быть поделен и на мелкие части (в данном случае по количеству мест размещения рекламных конструкций) и не содержит требований к их количеству. При формировании лотов организатор  конкурса исходил из целесообразности и оптимизации проведения конкурсов.
По пунктам 16.5.3-16.5.8 конкурсной документации Администрация г. Твери поясняет, что условия допуска к участию в открытом конкурсе  установлены во исполнение раздела  3 Положения,  данные условия не противоречат действующему законодательству  и не нарушают права потенциальных участников Конкурса.
Довод заявителя об отсутствии порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с критериями оценки, установленными пунктом 17.5 конкурсной документации, полагает несостоятельным, поскольку раздел 17 конкурсной документации «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе» (п. 17.6-17.13) содержит порядок такой оценки и сопоставления.
Учитывая норму части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), устанавливающую, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов, полагает требование о внесении задатка правомерным и не противоречащим гражданскому законодательству.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав возражения участников Конкурса, доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
1. Рассмотрение жалобы производится в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 1).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4).
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушение порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции (часть 20).
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
2. Жалоба ООО «СанСити Медиа» направлена с соблюдением сроков, установленных частями 4 и 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (жалоба поступила 15.08.2012).
ООО «СанСити Медиа» соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1).
3. Как следует из пункта 1.1 раздела II конкурсной документации № 4 Конкурс  проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (статья 19), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 27.07.2007 № 66 «Об утверждении правил распространения наружной рекламы в городе Твери» (далее Решение № 66) и  постановлением № 644.
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно Решению № 66 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, осуществляется на основе торгов; торги проводятся в форме открытого конкурса; открытый конкурс проводится администрацией города Твери или уполномоченной ею организацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.4.2.2 и 4.2.3).
4. Согласно постановлению № 644:
- утвержденное постановлением № 644 Положение о конкурсе устанавливает лишь общий порядок организации и проведения Конкурсов (пункт 1.1);
- конкурсы проводятся в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в сфере распространения средств наружной рекламы, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности распространения средств наружной рекламы, предотвращения коррупции и злоупотреблений в этой сфере (пункт 1.3);
- организатором конкурса выступает Администрация г.Твери в лице управления муниципального заказа администрации города Твери и управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери, ими же разрабатывается и утверждается конкурсная документация (пункты 5.1, 1.5.1 и 1.5.2). При этом обязанности по организации конкурса распределены следующим образом.
- определение победителя открытого конкурса осуществляется на основании следующих критериев (пункт 5.6):

Система критериев оценки

                                Критерии                                
1. Предложение по размеру платы в год за предмет открытого конкурса    
2. Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм
с учетом сложившегося благоустройства городской среды               
3. Предложение по целесообразному использованию декоративных  насаждений
и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа
рекламной конструкции и сложившейся городской застройки             
4. Предложение по применению наружного освещения                       
5. Предложение по применению энергосберегающих технологий              
6. Предложение  по  размещению  социальной  рекламы,  учитывающее  место
размещения рекламной конструкции                                    
7. Наличие разработанных эскизных проектов социальной рекламы          
8. Предложение по размеру доли социальной рекламы                      

- при оценке заявок по критерию "Предложение по размеру оплаты за предмет открытого конкурса" учитывается предложение по размеру платы по договору;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм с учетом сложившегося благоустройства городской среды" учитываются виды малых архитектурных форм, способ изготовления, их внешняя привлекательность, содержащиеся в проектном предложении с предполагаемым размещением рекламной конструкции на месте установки в цветном исполнении (фотомонтаж);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по целесообразному использованию декоративных насаждений и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки" учитываются виды насаждений, внешняя привлекательность, содержащаяся в проектном предложении с предполагаемым размещением рекламной конструкции на месте установки в цветном исполнении (фотомонтаж);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по применению наружного освещения" учитывается наличие наружного освещения рекламной конструкции в ночное время суток, его характеристика, внешний вид, цветовая гамма;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по применению энергосберегающих технологий" учитывается применение энергосберегающих технологий при эксплуатации рекламной конструкции и размер экономии электроэнергии;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по размещению социальной рекламы, учитывающее место размещения рекламной конструкции" учитывается предложение о месте размещения социальной рекламы (магистральные, центральные улицы, рекламные места около социальных и образовательных учреждений) в соответствии с тематикой социальной рекламы.
- при оценке заявок по критерию "Наличие разработанных эскизных проектов социальной рекламы" учитывается наличие разработанных эскизов социальной рекламы к большинству праздников федерального, регионального и местного значения, а также памятных дат, плакатов, направленных на привлечение внимания к проблемам общества (пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркотиками, охрана окружающей среды и иные);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по размеру доли социальной рекламы" учитывается процент предоставления рекламных поверхностей под размещение социальной рекламы в размере не менее пяти процентов в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
- оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется с использованием метода ранжирования.
По каждому критерию оценки данной заявки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе каждым членом конкурсной комиссии каждой заявке на участие в открытом конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер (место). Заявке на участие в открытом конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора по данному критерию, присваивается первый номер (место).
Итоговое место, присуждаемое каждой заявке на участие в открытом конкурсе, рассчитывается путем суммирования порядковых номеров (мест), присужденных по каждому критерию оценки данной заявки (пункт 5.7);
-побеждает в открытом конкурсе заявка на участие в открытом конкурсе, для которой сумма порядковых номеров (мест) по всем критериям является минимальной. В случае, если нескольким заявкам на участие в открытом конкурсе в результате сложения всех порядковых номеров (мест) присвоен одинаковый итоговый номер (место), то меньший порядковый номер (место) присваивается из них заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других (пункт 5.8).
Таким образом, постановлением № 644 установлена лишь система и содержание критериев оценки заявок и определено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется с использованием метода ранжирования. 
5. Конкурсная документация (Документация № 4) была утверждена  управлением муниципального заказа администрации города Твери и управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери. Извещение № 1 о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены  на официальном сайте администрации города Твери www.tver.ru.
В пункте 17 конкурсной документации, именуемом «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе», и Информационной карте Конкурса (дана ссылка на пункт 17) дословно повторена система и содержание критериев оценки заявок и сопоставления заявок, установленные постановлением № 644, и указано, что при оценке и сопоставлении заявок будет использоваться метод ранжирования, ссылка на необходимость применения которого также имеется в постановлении № 644.
При этом в конкурсной документации отсутствует, как таковой, порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию. Указание на метод оценки путем ранжирования заявок не свидетельствует о том, что таким образом порядок оценки и сопоставления заявок установлен. За исключением критерия "Предложение по размеру оплаты за предмет открытого конкурса", учитывающего количественный показатель, содержание остальных критериев оценки представляет собой простое перечисление элементов, которые комиссия должна оценить. Так, оценке по критерию "Предложение по целесообразному использованию декоративных насаждений и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки" подлежат виды насаждений, их внешняя привлекательность исходя из представленного фотомонтажа в цветном исполнении. Оценке по критерию "Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм с учетом сложившегося благоустройства городской среды" подлежат способ изготовления и внешняя привлекательность малых архитектурных форм исходя из представленного фотомонтажа в цветном исполнении. Оценке по критерию "Предложение по применению наружного освещения" подлежат характеристика, внешний вид и цветовая гамма наружного освещения рекламной конструкции в ночное время суток.
Конкурсная документация в пункте 17.8 содержит следующее положение: присвоение порядкового номера (места) производится по каждому критерию оценки каждым членом комиссии каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. При этом конкурсная документация не содержит обозначения степеней выгодности и сведений о том, чему будет соответствовать ее наивысшая и наименьшая степень, т.е. не доводит до сведения претендентов важную информацию о показателях, к достижению которых им надлежит стремиться.
Отсутствие в конкурсной документации содержания тех элементов, которые подлежат оценке членами комиссии, в совокупности с отсутствием каких-либо количественных или определенных качественных показателей, достижение которых будет определенным и заранее известным для потенциальных участников образом оцениваться членами комиссии, препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений, и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса – выявлению действительно лучших условий выполнения контракта.  Это, в свою очередь, создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя Конкурса и ограничения конкуренции при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери на рынке услуг по предоставлению средств для размещения рекламы, что запрещено статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «СанСити Медиа» в части отсутствия в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, является обоснованной.
6. Остальные доводы жалобы ООО «СанСити Медиа» о нарушении порядка проведения конкурса Комиссия признает необоснованными (пункты 1, 2, 4 жалобы).
По пунктам 1 и 2 жалобы Общество свою позицию не мотивировало,  доказательств необоснованного ограничения доступа субъектов предпринимательской деятельности к участию в открытом конкурсе не  представило. При этом в соответствии с  постановлением № 644 один лот может формироваться как из одного, так и из нескольких рекламных мест. Комиссия исходит из того, что при проведении муниципалитетом конкурса с целью определения лучших условий исполнения договора должен обеспечиваться паритет публичных и частных интересов. Объединение рекламных мест в один лот осуществлено Администрацией с целью рационального и экономного расходования бюджетных средств, проведение конкурса по принципу «одна рекламная конструкция – один лот» повлечет существенное отвлечение трудовых и материальных ресурсов. Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг рекламная деятельность имеет единый код 74.40, объединение нескольких рекламных конструкций в один лот не может рассматриваться как включение в один лот товаров, технологически или функционально не связанных с предметом  конкурса, что опровергает доводы Общества о нарушении требований части 3 статьи 17 Закона  защите конкуренции.
Довод жалобы о противоречии нормам гражданского законодательства требования о внесении задатка (пункт 4 жалобы) также не обоснован. Согласно части 4 статьи 448 ГК РФ, регулирующей организацию и порядок проведения торгов, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. Вышеуказанное свидетельствует о том, что требование о внесении задатка не может рассматриваться как условие, ущемляющее права и законные интересы участников конкурса.

Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия решила:

           1.Признать жалобу ООО «СанСити Медиа» обоснованной в части отсутствия в Документации № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а Администрацию г.Твери нарушившей порядок организации и проведения торгов.
2. Выдать организатору торгов - Администрации города Твери в лице управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и управления муниципального заказа предписание о внесении изменений в Документацию № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери в части установления объективного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

             Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Г.И.Никифорова, М.Ю.Шуклина

Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/1-18-2012

       29 августа 2012 года                                                                             г. Тверь                                                                                      
                                                                          
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь частью 3.1 статьи  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 29 августа 2012 г. по делу  № 04-6/1-18-2012 о нарушении Администрацией города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа порядка организации и проведения торгов

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Администрации города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа в течение 10 дней с даты получения настоящего предписания внести изменения в Документацию № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери в части установления порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
2. Администрации города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа о выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Г.И. Никифорова, М.Ю.Шуклина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

stdClass Object ( [vid] => 7617 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/1-18-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7617 [type] => solution [language] => ru [created] => 1346408325 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ  по делу № 04-6/1-18-2012

Резолютивная часть решения оглашена:  24 августа  2012 года           г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено:  29 августа  2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Комиссия) в составе:
председатель Комиссии –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации города Твери:  К. (по доверенности), Г. (без доверенности), К. (по доверенности), Р. (по доверенности),
в отсутствие уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «СанСити Медиа», с учетом ходатайства от 17.08.2012 ООО «СанСити Медиа» (далее Общество) о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) жалобу ООО «СанСити Медиа»,

установила:
В Тверское УФАС России 15.08.2012 поступила жалоба ООО «СанСити Медиа», полагающего условия открытого конкурса на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Твери  (Извещение № 4 размещено на официальном сайте в сети Интернет www.tver.ru) нарушающими права потенциальных участников конкурса в части:
- включения в состав лота № 1 и лота № 2 значительного количества рекламных конструкций, что лишает возможности принять участие в конкурсе потенциальных участников конкурса, имеющих предпринимательский интерес не ко всему лоту, а только к его части;
- установления пунктами 16.5.3-16.5.8 конкурсной документации условий допуска, необоснованно ограничивающих количество участников размещения заказа; 
- установления пунктом 17.5 конкурсной документации критериев оценки без определения порядка оценки и сопоставления в соответствии с установленными критериями;
- установления требования о внесении задатка, противоречащего требованиям гражданского законодательства. 
Администрация города Твери в лице Управления муниципального заказа и Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы (далее Администрация) считает доводы Общества необоснованными по следующим основаниям, изложенным в письменном отзыве от 15.08.2012.
В  соответствии с пунктом 1.10  Положения о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери, утвержденного Постановлением администрации города Твери  от 29.03.2012 N 644, (далее – Положение, постановление № 644), один лот может формироваться как из одного, так и из нескольких рекламных мест. Предметом открытого конкурса является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который может быть поделен и на мелкие части (в данном случае по количеству мест размещения рекламных конструкций) и не содержит требований к их количеству. При формировании лотов организатор  конкурса исходил из целесообразности и оптимизации проведения конкурсов.
По пунктам 16.5.3-16.5.8 конкурсной документации Администрация г. Твери поясняет, что условия допуска к участию в открытом конкурсе  установлены во исполнение раздела  3 Положения,  данные условия не противоречат действующему законодательству  и не нарушают права потенциальных участников Конкурса.
Довод заявителя об отсутствии порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с критериями оценки, установленными пунктом 17.5 конкурсной документации, полагает несостоятельным, поскольку раздел 17 конкурсной документации «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе» (п. 17.6-17.13) содержит порядок такой оценки и сопоставления.
Учитывая норму части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), устанавливающую, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов, полагает требование о внесении задатка правомерным и не противоречащим гражданскому законодательству.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав возражения участников Конкурса, доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
1. Рассмотрение жалобы производится в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 1).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4).
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушение порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции (часть 20).
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
2. Жалоба ООО «СанСити Медиа» направлена с соблюдением сроков, установленных частями 4 и 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (жалоба поступила 15.08.2012).
ООО «СанСити Медиа» соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1).
3. Как следует из пункта 1.1 раздела II конкурсной документации № 4 Конкурс  проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (статья 19), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 27.07.2007 № 66 «Об утверждении правил распространения наружной рекламы в городе Твери» (далее Решение № 66) и  постановлением № 644.
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно Решению № 66 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, осуществляется на основе торгов; торги проводятся в форме открытого конкурса; открытый конкурс проводится администрацией города Твери или уполномоченной ею организацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.4.2.2 и 4.2.3).
4. Согласно постановлению № 644:
- утвержденное постановлением № 644 Положение о конкурсе устанавливает лишь общий порядок организации и проведения Конкурсов (пункт 1.1);
- конкурсы проводятся в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в сфере распространения средств наружной рекламы, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности распространения средств наружной рекламы, предотвращения коррупции и злоупотреблений в этой сфере (пункт 1.3);
- организатором конкурса выступает Администрация г.Твери в лице управления муниципального заказа администрации города Твери и управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери, ими же разрабатывается и утверждается конкурсная документация (пункты 5.1, 1.5.1 и 1.5.2). При этом обязанности по организации конкурса распределены следующим образом.
- определение победителя открытого конкурса осуществляется на основании следующих критериев (пункт 5.6):

Система критериев оценки

                                Критерии                                
1. Предложение по размеру платы в год за предмет открытого конкурса    
2. Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм
с учетом сложившегося благоустройства городской среды               
3. Предложение по целесообразному использованию декоративных  насаждений
и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа
рекламной конструкции и сложившейся городской застройки             
4. Предложение по применению наружного освещения                       
5. Предложение по применению энергосберегающих технологий              
6. Предложение  по  размещению  социальной  рекламы,  учитывающее  место
размещения рекламной конструкции                                    
7. Наличие разработанных эскизных проектов социальной рекламы          
8. Предложение по размеру доли социальной рекламы                      

- при оценке заявок по критерию "Предложение по размеру оплаты за предмет открытого конкурса" учитывается предложение по размеру платы по договору;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм с учетом сложившегося благоустройства городской среды" учитываются виды малых архитектурных форм, способ изготовления, их внешняя привлекательность, содержащиеся в проектном предложении с предполагаемым размещением рекламной конструкции на месте установки в цветном исполнении (фотомонтаж);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по целесообразному использованию декоративных насаждений и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки" учитываются виды насаждений, внешняя привлекательность, содержащаяся в проектном предложении с предполагаемым размещением рекламной конструкции на месте установки в цветном исполнении (фотомонтаж);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по применению наружного освещения" учитывается наличие наружного освещения рекламной конструкции в ночное время суток, его характеристика, внешний вид, цветовая гамма;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по применению энергосберегающих технологий" учитывается применение энергосберегающих технологий при эксплуатации рекламной конструкции и размер экономии электроэнергии;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по размещению социальной рекламы, учитывающее место размещения рекламной конструкции" учитывается предложение о месте размещения социальной рекламы (магистральные, центральные улицы, рекламные места около социальных и образовательных учреждений) в соответствии с тематикой социальной рекламы.
- при оценке заявок по критерию "Наличие разработанных эскизных проектов социальной рекламы" учитывается наличие разработанных эскизов социальной рекламы к большинству праздников федерального, регионального и местного значения, а также памятных дат, плакатов, направленных на привлечение внимания к проблемам общества (пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркотиками, охрана окружающей среды и иные);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по размеру доли социальной рекламы" учитывается процент предоставления рекламных поверхностей под размещение социальной рекламы в размере не менее пяти процентов в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
- оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется с использованием метода ранжирования.
По каждому критерию оценки данной заявки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе каждым членом конкурсной комиссии каждой заявке на участие в открытом конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер (место). Заявке на участие в открытом конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора по данному критерию, присваивается первый номер (место).
Итоговое место, присуждаемое каждой заявке на участие в открытом конкурсе, рассчитывается путем суммирования порядковых номеров (мест), присужденных по каждому критерию оценки данной заявки (пункт 5.7);
-побеждает в открытом конкурсе заявка на участие в открытом конкурсе, для которой сумма порядковых номеров (мест) по всем критериям является минимальной. В случае, если нескольким заявкам на участие в открытом конкурсе в результате сложения всех порядковых номеров (мест) присвоен одинаковый итоговый номер (место), то меньший порядковый номер (место) присваивается из них заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других (пункт 5.8).
Таким образом, постановлением № 644 установлена лишь система и содержание критериев оценки заявок и определено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется с использованием метода ранжирования. 
5. Конкурсная документация (Документация № 4) была утверждена  управлением муниципального заказа администрации города Твери и управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери. Извещение № 1 о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены  на официальном сайте администрации города Твери www.tver.ru.
В пункте 17 конкурсной документации, именуемом «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе», и Информационной карте Конкурса (дана ссылка на пункт 17) дословно повторена система и содержание критериев оценки заявок и сопоставления заявок, установленные постановлением № 644, и указано, что при оценке и сопоставлении заявок будет использоваться метод ранжирования, ссылка на необходимость применения которого также имеется в постановлении № 644.
При этом в конкурсной документации отсутствует, как таковой, порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию. Указание на метод оценки путем ранжирования заявок не свидетельствует о том, что таким образом порядок оценки и сопоставления заявок установлен. За исключением критерия "Предложение по размеру оплаты за предмет открытого конкурса", учитывающего количественный показатель, содержание остальных критериев оценки представляет собой простое перечисление элементов, которые комиссия должна оценить. Так, оценке по критерию "Предложение по целесообразному использованию декоративных насаждений и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки" подлежат виды насаждений, их внешняя привлекательность исходя из представленного фотомонтажа в цветном исполнении. Оценке по критерию "Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм с учетом сложившегося благоустройства городской среды" подлежат способ изготовления и внешняя привлекательность малых архитектурных форм исходя из представленного фотомонтажа в цветном исполнении. Оценке по критерию "Предложение по применению наружного освещения" подлежат характеристика, внешний вид и цветовая гамма наружного освещения рекламной конструкции в ночное время суток.
Конкурсная документация в пункте 17.8 содержит следующее положение: присвоение порядкового номера (места) производится по каждому критерию оценки каждым членом комиссии каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. При этом конкурсная документация не содержит обозначения степеней выгодности и сведений о том, чему будет соответствовать ее наивысшая и наименьшая степень, т.е. не доводит до сведения претендентов важную информацию о показателях, к достижению которых им надлежит стремиться.
Отсутствие в конкурсной документации содержания тех элементов, которые подлежат оценке членами комиссии, в совокупности с отсутствием каких-либо количественных или определенных качественных показателей, достижение которых будет определенным и заранее известным для потенциальных участников образом оцениваться членами комиссии, препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений, и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса – выявлению действительно лучших условий выполнения контракта.  Это, в свою очередь, создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя Конкурса и ограничения конкуренции при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери на рынке услуг по предоставлению средств для размещения рекламы, что запрещено статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «СанСити Медиа» в части отсутствия в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, является обоснованной.
6. Остальные доводы жалобы ООО «СанСити Медиа» о нарушении порядка проведения конкурса Комиссия признает необоснованными (пункты 1, 2, 4 жалобы).
По пунктам 1 и 2 жалобы Общество свою позицию не мотивировало,  доказательств необоснованного ограничения доступа субъектов предпринимательской деятельности к участию в открытом конкурсе не  представило. При этом в соответствии с  постановлением № 644 один лот может формироваться как из одного, так и из нескольких рекламных мест. Комиссия исходит из того, что при проведении муниципалитетом конкурса с целью определения лучших условий исполнения договора должен обеспечиваться паритет публичных и частных интересов. Объединение рекламных мест в один лот осуществлено Администрацией с целью рационального и экономного расходования бюджетных средств, проведение конкурса по принципу «одна рекламная конструкция – один лот» повлечет существенное отвлечение трудовых и материальных ресурсов. Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг рекламная деятельность имеет единый код 74.40, объединение нескольких рекламных конструкций в один лот не может рассматриваться как включение в один лот товаров, технологически или функционально не связанных с предметом  конкурса, что опровергает доводы Общества о нарушении требований части 3 статьи 17 Закона  защите конкуренции.
Довод жалобы о противоречии нормам гражданского законодательства требования о внесении задатка (пункт 4 жалобы) также не обоснован. Согласно части 4 статьи 448 ГК РФ, регулирующей организацию и порядок проведения торгов, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. Вышеуказанное свидетельствует о том, что требование о внесении задатка не может рассматриваться как условие, ущемляющее права и законные интересы участников конкурса.

Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия решила:

           1.Признать жалобу ООО «СанСити Медиа» обоснованной в части отсутствия в Документации № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а Администрацию г.Твери нарушившей порядок организации и проведения торгов.
2. Выдать организатору торгов - Администрации города Твери в лице управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и управления муниципального заказа предписание о внесении изменений в Документацию № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери в части установления объективного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

             Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Г.И.Никифорова, М.Ю.Шуклина

Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/1-18-2012

       29 августа 2012 года                                                                             г. Тверь                                                                                      
                                                                          
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь частью 3.1 статьи  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 29 августа 2012 г. по делу  № 04-6/1-18-2012 о нарушении Администрацией города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа порядка организации и проведения торгов

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Администрации города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа в течение 10 дней с даты получения настоящего предписания внести изменения в Документацию № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери в части установления порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
2. Администрации города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа о выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Г.И. Никифорова, М.Ю.Шуклина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ  по делу № 04-6/1-18-2012

Резолютивная часть решения оглашена:  24 августа  2012 года           г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено:  29 августа  2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Комиссия) в составе:
председатель Комиссии –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации города Твери:  К. (по доверенности), Г. (без доверенности), К. (по доверенности), Р. (по доверенности),
в отсутствие уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «СанСити Медиа», с учетом ходатайства от 17.08.2012 ООО «СанСити Медиа» (далее Общество) о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) жалобу ООО «СанСити Медиа»,

установила:
В Тверское УФАС России 15.08.2012 поступила жалоба ООО «СанСити Медиа», полагающего условия открытого конкурса на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Твери  (Извещение № 4 размещено на официальном сайте в сети Интернет www.tver.ru) нарушающими права потенциальных участников конкурса в части:
- включения в состав лота № 1 и лота № 2 значительного количества рекламных конструкций, что лишает возможности принять участие в конкурсе потенциальных участников конкурса, имеющих предпринимательский интерес не ко всему лоту, а только к его части;
- установления пунктами 16.5.3-16.5.8 конкурсной документации условий допуска, необоснованно ограничивающих количество участников размещения заказа; 
- установления пунктом 17.5 конкурсной документации критериев оценки без определения порядка оценки и сопоставления в соответствии с установленными критериями;
- установления требования о внесении задатка, противоречащего требованиям гражданского законодательства. 
Администрация города Твери в лице Управления муниципального заказа и Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы (далее Администрация) считает доводы Общества необоснованными по следующим основаниям, изложенным в письменном отзыве от 15.08.2012.
В  соответствии с пунктом 1.10  Положения о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери, утвержденного Постановлением администрации города Твери  от 29.03.2012 N 644, (далее – Положение, постановление № 644), один лот может формироваться как из одного, так и из нескольких рекламных мест. Предметом открытого конкурса является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который может быть поделен и на мелкие части (в данном случае по количеству мест размещения рекламных конструкций) и не содержит требований к их количеству. При формировании лотов организатор  конкурса исходил из целесообразности и оптимизации проведения конкурсов.
По пунктам 16.5.3-16.5.8 конкурсной документации Администрация г. Твери поясняет, что условия допуска к участию в открытом конкурсе  установлены во исполнение раздела  3 Положения,  данные условия не противоречат действующему законодательству  и не нарушают права потенциальных участников Конкурса.
Довод заявителя об отсутствии порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с критериями оценки, установленными пунктом 17.5 конкурсной документации, полагает несостоятельным, поскольку раздел 17 конкурсной документации «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе» (п. 17.6-17.13) содержит порядок такой оценки и сопоставления.
Учитывая норму части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), устанавливающую, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов, полагает требование о внесении задатка правомерным и не противоречащим гражданскому законодательству.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав возражения участников Конкурса, доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
1. Рассмотрение жалобы производится в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 1).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4).
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушение порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции (часть 20).
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
2. Жалоба ООО «СанСити Медиа» направлена с соблюдением сроков, установленных частями 4 и 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (жалоба поступила 15.08.2012).
ООО «СанСити Медиа» соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1).
3. Как следует из пункта 1.1 раздела II конкурсной документации № 4 Конкурс  проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (статья 19), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 27.07.2007 № 66 «Об утверждении правил распространения наружной рекламы в городе Твери» (далее Решение № 66) и  постановлением № 644.
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно Решению № 66 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, осуществляется на основе торгов; торги проводятся в форме открытого конкурса; открытый конкурс проводится администрацией города Твери или уполномоченной ею организацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.4.2.2 и 4.2.3).
4. Согласно постановлению № 644:
- утвержденное постановлением № 644 Положение о конкурсе устанавливает лишь общий порядок организации и проведения Конкурсов (пункт 1.1);
- конкурсы проводятся в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в сфере распространения средств наружной рекламы, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности распространения средств наружной рекламы, предотвращения коррупции и злоупотреблений в этой сфере (пункт 1.3);
- организатором конкурса выступает Администрация г.Твери в лице управления муниципального заказа администрации города Твери и управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери, ими же разрабатывается и утверждается конкурсная документация (пункты 5.1, 1.5.1 и 1.5.2). При этом обязанности по организации конкурса распределены следующим образом.
- определение победителя открытого конкурса осуществляется на основании следующих критериев (пункт 5.6):

Система критериев оценки

                                Критерии                                
1. Предложение по размеру платы в год за предмет открытого конкурса    
2. Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм
с учетом сложившегося благоустройства городской среды               
3. Предложение по целесообразному использованию декоративных  насаждений
и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа
рекламной конструкции и сложившейся городской застройки             
4. Предложение по применению наружного освещения                       
5. Предложение по применению энергосберегающих технологий              
6. Предложение  по  размещению  социальной  рекламы,  учитывающее  место
размещения рекламной конструкции                                    
7. Наличие разработанных эскизных проектов социальной рекламы          
8. Предложение по размеру доли социальной рекламы                      

- при оценке заявок по критерию "Предложение по размеру оплаты за предмет открытого конкурса" учитывается предложение по размеру платы по договору;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм с учетом сложившегося благоустройства городской среды" учитываются виды малых архитектурных форм, способ изготовления, их внешняя привлекательность, содержащиеся в проектном предложении с предполагаемым размещением рекламной конструкции на месте установки в цветном исполнении (фотомонтаж);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по целесообразному использованию декоративных насаждений и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки" учитываются виды насаждений, внешняя привлекательность, содержащаяся в проектном предложении с предполагаемым размещением рекламной конструкции на месте установки в цветном исполнении (фотомонтаж);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по применению наружного освещения" учитывается наличие наружного освещения рекламной конструкции в ночное время суток, его характеристика, внешний вид, цветовая гамма;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по применению энергосберегающих технологий" учитывается применение энергосберегающих технологий при эксплуатации рекламной конструкции и размер экономии электроэнергии;
- при оценке заявок по критерию "Предложение по размещению социальной рекламы, учитывающее место размещения рекламной конструкции" учитывается предложение о месте размещения социальной рекламы (магистральные, центральные улицы, рекламные места около социальных и образовательных учреждений) в соответствии с тематикой социальной рекламы.
- при оценке заявок по критерию "Наличие разработанных эскизных проектов социальной рекламы" учитывается наличие разработанных эскизов социальной рекламы к большинству праздников федерального, регионального и местного значения, а также памятных дат, плакатов, направленных на привлечение внимания к проблемам общества (пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркотиками, охрана окружающей среды и иные);
- при оценке заявок по критерию "Предложение по размеру доли социальной рекламы" учитывается процент предоставления рекламных поверхностей под размещение социальной рекламы в размере не менее пяти процентов в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
- оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется с использованием метода ранжирования.
По каждому критерию оценки данной заявки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе каждым членом конкурсной комиссии каждой заявке на участие в открытом конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер (место). Заявке на участие в открытом конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора по данному критерию, присваивается первый номер (место).
Итоговое место, присуждаемое каждой заявке на участие в открытом конкурсе, рассчитывается путем суммирования порядковых номеров (мест), присужденных по каждому критерию оценки данной заявки (пункт 5.7);
-побеждает в открытом конкурсе заявка на участие в открытом конкурсе, для которой сумма порядковых номеров (мест) по всем критериям является минимальной. В случае, если нескольким заявкам на участие в открытом конкурсе в результате сложения всех порядковых номеров (мест) присвоен одинаковый итоговый номер (место), то меньший порядковый номер (место) присваивается из них заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других (пункт 5.8).
Таким образом, постановлением № 644 установлена лишь система и содержание критериев оценки заявок и определено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется с использованием метода ранжирования. 
5. Конкурсная документация (Документация № 4) была утверждена  управлением муниципального заказа администрации города Твери и управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери. Извещение № 1 о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены  на официальном сайте администрации города Твери www.tver.ru.
В пункте 17 конкурсной документации, именуемом «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе», и Информационной карте Конкурса (дана ссылка на пункт 17) дословно повторена система и содержание критериев оценки заявок и сопоставления заявок, установленные постановлением № 644, и указано, что при оценке и сопоставлении заявок будет использоваться метод ранжирования, ссылка на необходимость применения которого также имеется в постановлении № 644.
При этом в конкурсной документации отсутствует, как таковой, порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию. Указание на метод оценки путем ранжирования заявок не свидетельствует о том, что таким образом порядок оценки и сопоставления заявок установлен. За исключением критерия "Предложение по размеру оплаты за предмет открытого конкурса", учитывающего количественный показатель, содержание остальных критериев оценки представляет собой простое перечисление элементов, которые комиссия должна оценить. Так, оценке по критерию "Предложение по целесообразному использованию декоративных насаждений и многолетних растений, включая вертикальное озеленение с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки" подлежат виды насаждений, их внешняя привлекательность исходя из представленного фотомонтажа в цветном исполнении. Оценке по критерию "Предложение по целесообразному использованию малых архитектурных форм с учетом сложившегося благоустройства городской среды" подлежат способ изготовления и внешняя привлекательность малых архитектурных форм исходя из представленного фотомонтажа в цветном исполнении. Оценке по критерию "Предложение по применению наружного освещения" подлежат характеристика, внешний вид и цветовая гамма наружного освещения рекламной конструкции в ночное время суток.
Конкурсная документация в пункте 17.8 содержит следующее положение: присвоение порядкового номера (места) производится по каждому критерию оценки каждым членом комиссии каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. При этом конкурсная документация не содержит обозначения степеней выгодности и сведений о том, чему будет соответствовать ее наивысшая и наименьшая степень, т.е. не доводит до сведения претендентов важную информацию о показателях, к достижению которых им надлежит стремиться.
Отсутствие в конкурсной документации содержания тех элементов, которые подлежат оценке членами комиссии, в совокупности с отсутствием каких-либо количественных или определенных качественных показателей, достижение которых будет определенным и заранее известным для потенциальных участников образом оцениваться членами комиссии, препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений, и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса – выявлению действительно лучших условий выполнения контракта.  Это, в свою очередь, создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя Конкурса и ограничения конкуренции при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери на рынке услуг по предоставлению средств для размещения рекламы, что запрещено статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «СанСити Медиа» в части отсутствия в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, является обоснованной.
6. Остальные доводы жалобы ООО «СанСити Медиа» о нарушении порядка проведения конкурса Комиссия признает необоснованными (пункты 1, 2, 4 жалобы).
По пунктам 1 и 2 жалобы Общество свою позицию не мотивировало,  доказательств необоснованного ограничения доступа субъектов предпринимательской деятельности к участию в открытом конкурсе не  представило. При этом в соответствии с  постановлением № 644 один лот может формироваться как из одного, так и из нескольких рекламных мест. Комиссия исходит из того, что при проведении муниципалитетом конкурса с целью определения лучших условий исполнения договора должен обеспечиваться паритет публичных и частных интересов. Объединение рекламных мест в один лот осуществлено Администрацией с целью рационального и экономного расходования бюджетных средств, проведение конкурса по принципу «одна рекламная конструкция – один лот» повлечет существенное отвлечение трудовых и материальных ресурсов. Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг рекламная деятельность имеет единый код 74.40, объединение нескольких рекламных конструкций в один лот не может рассматриваться как включение в один лот товаров, технологически или функционально не связанных с предметом  конкурса, что опровергает доводы Общества о нарушении требований части 3 статьи 17 Закона  защите конкуренции.
Довод жалобы о противоречии нормам гражданского законодательства требования о внесении задатка (пункт 4 жалобы) также не обоснован. Согласно части 4 статьи 448 ГК РФ, регулирующей организацию и порядок проведения торгов, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. Вышеуказанное свидетельствует о том, что требование о внесении задатка не может рассматриваться как условие, ущемляющее права и законные интересы участников конкурса.

Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия решила:

           1.Признать жалобу ООО «СанСити Медиа» обоснованной в части отсутствия в Документации № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а Администрацию г.Твери нарушившей порядок организации и проведения торгов.
2. Выдать организатору торгов - Администрации города Твери в лице управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и управления муниципального заказа предписание о внесении изменений в Документацию № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери в части установления объективного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

             Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Г.И.Никифорова, М.Ю.Шуклина

Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/1-18-2012

       29 августа 2012 года                                                                             г. Тверь                                                                                      
                                                                          
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь частью 3.1 статьи  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 29 августа 2012 г. по делу  № 04-6/1-18-2012 о нарушении Администрацией города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа порядка организации и проведения торгов

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Администрации города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа в течение 10 дней с даты получения настоящего предписания внести изменения в Документацию № 4 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери в части установления порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
2. Администрации города Твери в лице Управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы и Управления муниципального заказа о выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС  не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии:  Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Г.И. Никифорова, М.Ю.Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-18-2665ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/1-18-2665ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/1-18-2012 [format] => [safe_value] => 04-6/1-18-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Жалоба ООО "СанСитиМедиа" на открытый конкурс на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Твери   нарушающими права потенциальных участников конкурса

[format] => full_html [safe_value] =>

 Жалоба ООО "СанСитиМедиа" на открытый конкурс на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Твери   нарушающими права потенциальных участников конкурса

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-30 10:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-24 10:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1346408325 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )