Решение комиссии по контролю в сфере регулирования законодательства о рекламе

Номер дела: № 05-6/2-25-2011
Дата публикации: 17 октября 2011, 08:29

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-25-2011 

03 октября 2011 г.    г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа управления;

Аренсватова Т.С., специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-25-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы пива «Афанасий»  в газете «Караван + Я»,

в присутствии представителей:

- ООО ИД «Тверское княжество» - ***,

- ООО «БРАУ-СЕРВИС» - ***;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках проведения мониторинга соблюдения печатными СМИ законодательства о рекламе отделом контроля размещения государственного заказа выявлено следующее.

В газете «Караван + Я» от 24-31 августа 2011 года № 34 (806) опубликована статья «Рок - овое пиво» следующего содержания:

«Несколько десятков тысяч посетителей по достоинству оценили живое пиво из Твери: его натуральный вкус, полученный за счет полезных веществ и витаминов, которое не «убила» фильтрация. Ведь «Афанасий» не фильтрует и не пастеризует сорта, которые по праву можно назвать флагманскими. А это «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное». Любое из них порадует вас дивным вкусом настоящего хмеля – именно это привлекло байкеров со всего мира!».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую в средствах массовой информации,  адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования – сортам производимого ООО «БРАУ-СЕРВИС» (г. Тверь) живого пива: «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное», формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 3 статьи 22 Закона реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В указанной рекламе предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива отсутствует вовсе.

Следовательно, при размещении данной рекламы нарушены императивные требования части 3 статьи 22 Закона.

В соответствии со статьей 16 Закона размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Вместе с тем, статья «Рок - овое пиво», содержащая рекламу производимых ООО «БРАУ-СЕРВИС» сортов пива, не сопровождается пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Следовательно, при размещении данной рекламы нарушены также императивные требования статьи 16 Закона.

В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 Закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований, установленных статьей 16 Закона – рекламораспространитель.

В силу части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Согласно абзацу 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон «О средствах массовой информации») редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе названного Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир) (статья 26 Закона «О средствах массовой информации»).

В соответствии с абзацем 3 статьи 42 Закона «О средствах массовой информации» никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

По смыслу приведенных положений редакция обязана предотвратить размещение в средстве массовой информации рекламы, не соответствующей требованиям действующего законодательства. ООО ИД «Тверское княжество», в лице своих органов, не выполнило своих законных обязанностей, в результате чего опубликована ненадлежащая реклама.

Согласно статьей 56 Закона «О средствах массовой информации» учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Издателем газеты «Караван + Я», а, следовательно, и рекламораспространителем является ООО ИД «Тверское княжество».

ООО ИД «Тверское княжество» полагает, что статья «Рок - овое пиво» не является рекламным материалом. На заседание Комиссии представитель ООО ИД «Тверское княжество» пояснил, что данный материал размещен в разделе «Новости»; редактор отдела новостей «мониторит» популярные и авторитетные сайты Твери и Тверской области для подборки событийных новостей. Данный материал – событийный, и сообщает о конкретном событии – фестивале рок-музыки, прошедшем в начале августа 2011 г. на территории отеля «Ольгино» (Санкт-Петербург), и был взят с сайта «Афанасий-пиво». В тоже время ООО ИД «Тверское княжество» признает, что должного редактирования указанной статьи не было сделано. Комиссия критично относится к изложенной позиции ООО ИД «Тверское княжество» как противоречащей материалам дела и буквальному содержанию статьи «Рок – овое пиво» и полагает такие доводы несостоятельными в силу вышеизложенного. Кроме того, согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама данного товара. В спорной статье прямо указывается, как уже указано выше, о достоинствах производимого ООО «БРАУ-СЕРВИС» (г. Тверь) живого пива с перечислением сортов такого пива: «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное»

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным ООО «БРАУ-СЕРВИС», договор на  распространение (опубликование) статьи «Рок - овое пиво» не заключался, размещение статьи осуществлялось ООО ИД «Тверское княжество» самостоятельно.

ООО «БРАУ-СЕРВИС» также пояснило, что к размещению статьи «Рок – овое пиво» в газете «Караван + Я» никакого отношения не имеет, договор на размещение данной статьи в газете «Караван + Я» с ООО ИД «Тверское княжество» не заключало.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «БРАУ-СЕРВИС» не подтвердился, в связи с чем производство по делу в отношении данного Общества подлежит прекращению.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пива «Афанасий», размещенную в газете «Караван + Я» от 24-31 августа 2011 года № 34 (806) ненадлежащей, рекламораспространителя – ООО ИД «Тверское княжество» нарушившим требования статьи 16 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО ИД «Тверское княжество» не выдавать, поскольку нарушение носило разовый характер.

3. Производство по делу по части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «БРАУ-СЕРВИС» прекратить.

4. Передать материалы дела № 05-6/2-25-2010 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  17 октября  2011 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

              Председатель Комиссии           Л.В. Посохова

              Члены Комиссии                       В.М. Фомин

                                                                   Т.С. Аренсватова

 

stdClass Object ( [vid] => 7269 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии по контролю в сфере регулирования законодательства о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7269 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327383036 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-25-2011 

03 октября 2011 г.    г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа управления;

Аренсватова Т.С., специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-25-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы пива «Афанасий»  в газете «Караван + Я»,

в присутствии представителей:

- ООО ИД «Тверское княжество» - ***,

- ООО «БРАУ-СЕРВИС» - ***;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках проведения мониторинга соблюдения печатными СМИ законодательства о рекламе отделом контроля размещения государственного заказа выявлено следующее.

В газете «Караван + Я» от 24-31 августа 2011 года № 34 (806) опубликована статья «Рок - овое пиво» следующего содержания:

«Несколько десятков тысяч посетителей по достоинству оценили живое пиво из Твери: его натуральный вкус, полученный за счет полезных веществ и витаминов, которое не «убила» фильтрация. Ведь «Афанасий» не фильтрует и не пастеризует сорта, которые по праву можно назвать флагманскими. А это «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное». Любое из них порадует вас дивным вкусом настоящего хмеля – именно это привлекло байкеров со всего мира!».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую в средствах массовой информации,  адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования – сортам производимого ООО «БРАУ-СЕРВИС» (г. Тверь) живого пива: «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное», формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 3 статьи 22 Закона реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В указанной рекламе предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива отсутствует вовсе.

Следовательно, при размещении данной рекламы нарушены императивные требования части 3 статьи 22 Закона.

В соответствии со статьей 16 Закона размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Вместе с тем, статья «Рок - овое пиво», содержащая рекламу производимых ООО «БРАУ-СЕРВИС» сортов пива, не сопровождается пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Следовательно, при размещении данной рекламы нарушены также императивные требования статьи 16 Закона.

В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 Закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований, установленных статьей 16 Закона – рекламораспространитель.

В силу части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Согласно абзацу 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон «О средствах массовой информации») редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе названного Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир) (статья 26 Закона «О средствах массовой информации»).

В соответствии с абзацем 3 статьи 42 Закона «О средствах массовой информации» никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

По смыслу приведенных положений редакция обязана предотвратить размещение в средстве массовой информации рекламы, не соответствующей требованиям действующего законодательства. ООО ИД «Тверское княжество», в лице своих органов, не выполнило своих законных обязанностей, в результате чего опубликована ненадлежащая реклама.

Согласно статьей 56 Закона «О средствах массовой информации» учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Издателем газеты «Караван + Я», а, следовательно, и рекламораспространителем является ООО ИД «Тверское княжество».

ООО ИД «Тверское княжество» полагает, что статья «Рок - овое пиво» не является рекламным материалом. На заседание Комиссии представитель ООО ИД «Тверское княжество» пояснил, что данный материал размещен в разделе «Новости»; редактор отдела новостей «мониторит» популярные и авторитетные сайты Твери и Тверской области для подборки событийных новостей. Данный материал – событийный, и сообщает о конкретном событии – фестивале рок-музыки, прошедшем в начале августа 2011 г. на территории отеля «Ольгино» (Санкт-Петербург), и был взят с сайта «Афанасий-пиво». В тоже время ООО ИД «Тверское княжество» признает, что должного редактирования указанной статьи не было сделано. Комиссия критично относится к изложенной позиции ООО ИД «Тверское княжество» как противоречащей материалам дела и буквальному содержанию статьи «Рок – овое пиво» и полагает такие доводы несостоятельными в силу вышеизложенного. Кроме того, согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама данного товара. В спорной статье прямо указывается, как уже указано выше, о достоинствах производимого ООО «БРАУ-СЕРВИС» (г. Тверь) живого пива с перечислением сортов такого пива: «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное»

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным ООО «БРАУ-СЕРВИС», договор на  распространение (опубликование) статьи «Рок - овое пиво» не заключался, размещение статьи осуществлялось ООО ИД «Тверское княжество» самостоятельно.

ООО «БРАУ-СЕРВИС» также пояснило, что к размещению статьи «Рок – овое пиво» в газете «Караван + Я» никакого отношения не имеет, договор на размещение данной статьи в газете «Караван + Я» с ООО ИД «Тверское княжество» не заключало.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «БРАУ-СЕРВИС» не подтвердился, в связи с чем производство по делу в отношении данного Общества подлежит прекращению.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пива «Афанасий», размещенную в газете «Караван + Я» от 24-31 августа 2011 года № 34 (806) ненадлежащей, рекламораспространителя – ООО ИД «Тверское княжество» нарушившим требования статьи 16 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО ИД «Тверское княжество» не выдавать, поскольку нарушение носило разовый характер.

3. Производство по делу по части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «БРАУ-СЕРВИС» прекратить.

4. Передать материалы дела № 05-6/2-25-2010 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  17 октября  2011 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

              Председатель Комиссии           Л.В. Посохова

              Члены Комиссии                       В.М. Фомин

                                                                   Т.С. Аренсватова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-25-2011 

03 октября 2011 г.    г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа управления;

Аренсватова Т.С., специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-25-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы пива «Афанасий»  в газете «Караван + Я»,

в присутствии представителей:

- ООО ИД «Тверское княжество» - ***,

- ООО «БРАУ-СЕРВИС» - ***;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках проведения мониторинга соблюдения печатными СМИ законодательства о рекламе отделом контроля размещения государственного заказа выявлено следующее.

В газете «Караван + Я» от 24-31 августа 2011 года № 34 (806) опубликована статья «Рок - овое пиво» следующего содержания:

«Несколько десятков тысяч посетителей по достоинству оценили живое пиво из Твери: его натуральный вкус, полученный за счет полезных веществ и витаминов, которое не «убила» фильтрация. Ведь «Афанасий» не фильтрует и не пастеризует сорта, которые по праву можно назвать флагманскими. А это «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное». Любое из них порадует вас дивным вкусом настоящего хмеля – именно это привлекло байкеров со всего мира!».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую в средствах массовой информации,  адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования – сортам производимого ООО «БРАУ-СЕРВИС» (г. Тверь) живого пива: «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное», формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 3 статьи 22 Закона реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В указанной рекламе предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива отсутствует вовсе.

Следовательно, при размещении данной рекламы нарушены императивные требования части 3 статьи 22 Закона.

В соответствии со статьей 16 Закона размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Вместе с тем, статья «Рок - овое пиво», содержащая рекламу производимых ООО «БРАУ-СЕРВИС» сортов пива, не сопровождается пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Следовательно, при размещении данной рекламы нарушены также императивные требования статьи 16 Закона.

В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 Закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований, установленных статьей 16 Закона – рекламораспространитель.

В силу части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Согласно абзацу 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон «О средствах массовой информации») редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе названного Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир) (статья 26 Закона «О средствах массовой информации»).

В соответствии с абзацем 3 статьи 42 Закона «О средствах массовой информации» никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

По смыслу приведенных положений редакция обязана предотвратить размещение в средстве массовой информации рекламы, не соответствующей требованиям действующего законодательства. ООО ИД «Тверское княжество», в лице своих органов, не выполнило своих законных обязанностей, в результате чего опубликована ненадлежащая реклама.

Согласно статьей 56 Закона «О средствах массовой информации» учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Издателем газеты «Караван + Я», а, следовательно, и рекламораспространителем является ООО ИД «Тверское княжество».

ООО ИД «Тверское княжество» полагает, что статья «Рок - овое пиво» не является рекламным материалом. На заседание Комиссии представитель ООО ИД «Тверское княжество» пояснил, что данный материал размещен в разделе «Новости»; редактор отдела новостей «мониторит» популярные и авторитетные сайты Твери и Тверской области для подборки событийных новостей. Данный материал – событийный, и сообщает о конкретном событии – фестивале рок-музыки, прошедшем в начале августа 2011 г. на территории отеля «Ольгино» (Санкт-Петербург), и был взят с сайта «Афанасий-пиво». В тоже время ООО ИД «Тверское княжество» признает, что должного редактирования указанной статьи не было сделано. Комиссия критично относится к изложенной позиции ООО ИД «Тверское княжество» как противоречащей материалам дела и буквальному содержанию статьи «Рок – овое пиво» и полагает такие доводы несостоятельными в силу вышеизложенного. Кроме того, согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама данного товара. В спорной статье прямо указывается, как уже указано выше, о достоинствах производимого ООО «БРАУ-СЕРВИС» (г. Тверь) живого пива с перечислением сортов такого пива: «Живое Нефильтрованное», «Живое Осветленное», «Афанасий легкое» и «Афанасий Пшеничное»

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным ООО «БРАУ-СЕРВИС», договор на  распространение (опубликование) статьи «Рок - овое пиво» не заключался, размещение статьи осуществлялось ООО ИД «Тверское княжество» самостоятельно.

ООО «БРАУ-СЕРВИС» также пояснило, что к размещению статьи «Рок – овое пиво» в газете «Караван + Я» никакого отношения не имеет, договор на размещение данной статьи в газете «Караван + Я» с ООО ИД «Тверское княжество» не заключало.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «БРАУ-СЕРВИС» не подтвердился, в связи с чем производство по делу в отношении данного Общества подлежит прекращению.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пива «Афанасий», размещенную в газете «Караван + Я» от 24-31 августа 2011 года № 34 (806) ненадлежащей, рекламораспространителя – ООО ИД «Тверское княжество» нарушившим требования статьи 16 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО ИД «Тверское княжество» не выдавать, поскольку нарушение носило разовый характер.

3. Производство по делу по части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «БРАУ-СЕРВИС» прекратить.

4. Передать материалы дела № 05-6/2-25-2010 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  17 октября  2011 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

              Председатель Комиссии           Л.В. Посохова

              Члены Комиссии                       В.М. Фомин

                                                                   Т.С. Аренсватова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-25-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-25-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-17 04:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-03 04:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327383036 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )