Решение комиссии по контролю в сфере регулирования законодательства о рекламе

Номер дела: № 05-6/2-24-2011
Дата публикации: 12 октября 2011, 08:25

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-24-2011

­­­­

12 октября 2011 г.  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Аренсватова Т.С., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-24-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ОАО АКБ «Пробизнесбанк»  (далее – Банк),

в присутствии представителей Банка: ***,

в отсутствие законных представителей ООО «Корвет», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в июле 2011 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции (рекламная конструкции № 1131, принадлежит ООО «Корвет»), находящейся по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, д. 55, рекламы ОАО АКБ «Пробизнесбанк» следующего содержания:

В верхней части рекламы указано:

«ПРОБИЗНЕСБАНК. ДЕПОЗИТ «СТАНДАРТНЫЙ» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 10% годовых»; при этом слова «ПРОБИЗНЕСБАНК. ДЕПОЗИТ «СТАНДАРТНЫЙ» и «10%» указаны крупным шрифтом, слова «для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «до» и «годовых» прописаны мелким шрифтом. Наиболее привлекательное условие оказания услуг – максимальный размер процентной ставки, указан крупным шрифтом красного цвета, выделяющимся на фоне остальной информации. Более мелким – размер шрифта по сравнению с размером шрифта слова «10%» меньше примерно в 10 раз, указано слова «до». Еще более мелким, фактически нечитаемым шрифтом, (размер шрифта примерно в 20 раз меньше размера шрифта слова «ДЕПОЗИТ» и указаний на максимальные размеры процентов годовых – «10»), указаны иные условия оказания услуг, в частности – валюта депозита, минимальная сумма депозита, срок открытия депозита, в частности, реклама содержит также следующую информацию «ОАО АКБ «Пробизнесбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2412. Депозит «Стандартный». Депозит открывается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Валюта депозита: рубли, доллары США, евро. Выплата процентов ежемесячно, либо в конце срока. Минимальная сумма депозита 100 000 рублей, либо эквивалент в долларах США или евро. Депозит открывается на срок максимум 1460 дней. Депозит не предусматривает досрочного возврата, погашения или частичного снятия средств. Максимальная процентная ставка 10 %. Условия по депозиту действительны на 29.06.2011 г. Подробную информацию можно узнать на сайте банка www.prbb.ru или в отделениях ОАО АКБ «Пробизнесбанк». При этом в рекламе отсутствует указание на то, при каких условиях лицо, воспользовавшееся услугой банка, получит максимальный доход по депозиту, а также о том, какие именно условия влияют на размер процентной ставки по депозиту.

Cогласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 28.04.2011 в г. Твери Банк, в лице руководителя ***  действующего на основании Устава, заключил с ООО «Корвет» (далее - Общество) договор № 11/04/28-1, согласно которому Общество – Исполнитель, обязуется за плату разместить рекламную информацию Банка в форме рекламных плакатов на рекламных конструкциях, расположенных в г. Твери. Согласно пункту 2.3.5 Заказчик обязан обеспечить на рекламных материалах размещение всей информации  о рекламируемом товаре или услуги необходимой в соответствии c Законом «О  рекламе» и Законом «О сертификации продукции товаров и услуг».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств в форме вкладов (депозитов).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств в форме вкладов (депозитов), следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по депозиту – 10% годовых, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, данная процентная ставка является максимально возможной. При этом в рекламе более мелким шрифтом указаны определенные условия, касающиеся данной финансовой услуги, в частности, минимальный размер вклада; максимальный срок, на который открывается депозит. Вместе с тем, в рекламе отсутствует указание на то, при каких условиях лицо, воспользовавшееся рекламируемой услугой, может получить максимальную процентную ставку - 10% годовых в рублях, при каких – меньшую процентную ставку.

Такие условия являются существенными условиями договора депозита, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Банком реклама банковской услуги по привлечению денежных средств в форме вклада (депозита) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 07.10.2011, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции. Довод Банка о наличии в рекламе всей необходимой и существенной информации противоречит материалам дела и фактическому содержанию рекламы.

Кроме того, формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк» услуг по привлечению денежных средств в форме вклада (депозита «Стандартный») нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ОАО АКБ «Пробизнесбанк».

Реклама размещалась в период с 01.07.2011 по 31.08.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу оказываемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк» услуг, связанных с привлечением денежных средств в форме вклада (депозита), размещаемую в период с 01.07.2011 по 31.08.2011, ненадлежащей; ОАО АКБ «Пробизнесбанк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО АКБ «Пробизнесбанк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-24-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме  17 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Т.С. Аренсватова

stdClass Object ( [vid] => 7268 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии по контролю в сфере регулирования законодательства о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7268 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327382830 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-24-2011

­­­­

12 октября 2011 г.  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Аренсватова Т.С., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-24-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ОАО АКБ «Пробизнесбанк»  (далее – Банк),

в присутствии представителей Банка: ***,

в отсутствие законных представителей ООО «Корвет», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в июле 2011 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции (рекламная конструкции № 1131, принадлежит ООО «Корвет»), находящейся по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, д. 55, рекламы ОАО АКБ «Пробизнесбанк» следующего содержания:

В верхней части рекламы указано:

«ПРОБИЗНЕСБАНК. ДЕПОЗИТ «СТАНДАРТНЫЙ» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 10% годовых»; при этом слова «ПРОБИЗНЕСБАНК. ДЕПОЗИТ «СТАНДАРТНЫЙ» и «10%» указаны крупным шрифтом, слова «для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «до» и «годовых» прописаны мелким шрифтом. Наиболее привлекательное условие оказания услуг – максимальный размер процентной ставки, указан крупным шрифтом красного цвета, выделяющимся на фоне остальной информации. Более мелким – размер шрифта по сравнению с размером шрифта слова «10%» меньше примерно в 10 раз, указано слова «до». Еще более мелким, фактически нечитаемым шрифтом, (размер шрифта примерно в 20 раз меньше размера шрифта слова «ДЕПОЗИТ» и указаний на максимальные размеры процентов годовых – «10»), указаны иные условия оказания услуг, в частности – валюта депозита, минимальная сумма депозита, срок открытия депозита, в частности, реклама содержит также следующую информацию «ОАО АКБ «Пробизнесбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2412. Депозит «Стандартный». Депозит открывается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Валюта депозита: рубли, доллары США, евро. Выплата процентов ежемесячно, либо в конце срока. Минимальная сумма депозита 100 000 рублей, либо эквивалент в долларах США или евро. Депозит открывается на срок максимум 1460 дней. Депозит не предусматривает досрочного возврата, погашения или частичного снятия средств. Максимальная процентная ставка 10 %. Условия по депозиту действительны на 29.06.2011 г. Подробную информацию можно узнать на сайте банка www.prbb.ru или в отделениях ОАО АКБ «Пробизнесбанк». При этом в рекламе отсутствует указание на то, при каких условиях лицо, воспользовавшееся услугой банка, получит максимальный доход по депозиту, а также о том, какие именно условия влияют на размер процентной ставки по депозиту.

Cогласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 28.04.2011 в г. Твери Банк, в лице руководителя ***  действующего на основании Устава, заключил с ООО «Корвет» (далее - Общество) договор № 11/04/28-1, согласно которому Общество – Исполнитель, обязуется за плату разместить рекламную информацию Банка в форме рекламных плакатов на рекламных конструкциях, расположенных в г. Твери. Согласно пункту 2.3.5 Заказчик обязан обеспечить на рекламных материалах размещение всей информации  о рекламируемом товаре или услуги необходимой в соответствии c Законом «О  рекламе» и Законом «О сертификации продукции товаров и услуг».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств в форме вкладов (депозитов).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств в форме вкладов (депозитов), следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по депозиту – 10% годовых, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, данная процентная ставка является максимально возможной. При этом в рекламе более мелким шрифтом указаны определенные условия, касающиеся данной финансовой услуги, в частности, минимальный размер вклада; максимальный срок, на который открывается депозит. Вместе с тем, в рекламе отсутствует указание на то, при каких условиях лицо, воспользовавшееся рекламируемой услугой, может получить максимальную процентную ставку - 10% годовых в рублях, при каких – меньшую процентную ставку.

Такие условия являются существенными условиями договора депозита, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Банком реклама банковской услуги по привлечению денежных средств в форме вклада (депозита) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 07.10.2011, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции. Довод Банка о наличии в рекламе всей необходимой и существенной информации противоречит материалам дела и фактическому содержанию рекламы.

Кроме того, формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк» услуг по привлечению денежных средств в форме вклада (депозита «Стандартный») нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ОАО АКБ «Пробизнесбанк».

Реклама размещалась в период с 01.07.2011 по 31.08.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу оказываемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк» услуг, связанных с привлечением денежных средств в форме вклада (депозита), размещаемую в период с 01.07.2011 по 31.08.2011, ненадлежащей; ОАО АКБ «Пробизнесбанк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО АКБ «Пробизнесбанк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-24-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме  17 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Т.С. Аренсватова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-24-2011

­­­­

12 октября 2011 г.  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Аренсватова Т.С., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-24-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ОАО АКБ «Пробизнесбанк»  (далее – Банк),

в присутствии представителей Банка: ***,

в отсутствие законных представителей ООО «Корвет», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе в июле 2011 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции (рекламная конструкции № 1131, принадлежит ООО «Корвет»), находящейся по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, д. 55, рекламы ОАО АКБ «Пробизнесбанк» следующего содержания:

В верхней части рекламы указано:

«ПРОБИЗНЕСБАНК. ДЕПОЗИТ «СТАНДАРТНЫЙ» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 10% годовых»; при этом слова «ПРОБИЗНЕСБАНК. ДЕПОЗИТ «СТАНДАРТНЫЙ» и «10%» указаны крупным шрифтом, слова «для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «до» и «годовых» прописаны мелким шрифтом. Наиболее привлекательное условие оказания услуг – максимальный размер процентной ставки, указан крупным шрифтом красного цвета, выделяющимся на фоне остальной информации. Более мелким – размер шрифта по сравнению с размером шрифта слова «10%» меньше примерно в 10 раз, указано слова «до». Еще более мелким, фактически нечитаемым шрифтом, (размер шрифта примерно в 20 раз меньше размера шрифта слова «ДЕПОЗИТ» и указаний на максимальные размеры процентов годовых – «10»), указаны иные условия оказания услуг, в частности – валюта депозита, минимальная сумма депозита, срок открытия депозита, в частности, реклама содержит также следующую информацию «ОАО АКБ «Пробизнесбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2412. Депозит «Стандартный». Депозит открывается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Валюта депозита: рубли, доллары США, евро. Выплата процентов ежемесячно, либо в конце срока. Минимальная сумма депозита 100 000 рублей, либо эквивалент в долларах США или евро. Депозит открывается на срок максимум 1460 дней. Депозит не предусматривает досрочного возврата, погашения или частичного снятия средств. Максимальная процентная ставка 10 %. Условия по депозиту действительны на 29.06.2011 г. Подробную информацию можно узнать на сайте банка www.prbb.ru или в отделениях ОАО АКБ «Пробизнесбанк». При этом в рекламе отсутствует указание на то, при каких условиях лицо, воспользовавшееся услугой банка, получит максимальный доход по депозиту, а также о том, какие именно условия влияют на размер процентной ставки по депозиту.

Cогласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 28.04.2011 в г. Твери Банк, в лице руководителя ***  действующего на основании Устава, заключил с ООО «Корвет» (далее - Общество) договор № 11/04/28-1, согласно которому Общество – Исполнитель, обязуется за плату разместить рекламную информацию Банка в форме рекламных плакатов на рекламных конструкциях, расположенных в г. Твери. Согласно пункту 2.3.5 Заказчик обязан обеспечить на рекламных материалах размещение всей информации  о рекламируемом товаре или услуги необходимой в соответствии c Законом «О  рекламе» и Законом «О сертификации продукции товаров и услуг».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств в форме вкладов (депозитов).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств в форме вкладов (депозитов), следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по депозиту – 10% годовых, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, данная процентная ставка является максимально возможной. При этом в рекламе более мелким шрифтом указаны определенные условия, касающиеся данной финансовой услуги, в частности, минимальный размер вклада; максимальный срок, на который открывается депозит. Вместе с тем, в рекламе отсутствует указание на то, при каких условиях лицо, воспользовавшееся рекламируемой услугой, может получить максимальную процентную ставку - 10% годовых в рублях, при каких – меньшую процентную ставку.

Такие условия являются существенными условиями договора депозита, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Банком реклама банковской услуги по привлечению денежных средств в форме вклада (депозита) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 07.10.2011, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции. Довод Банка о наличии в рекламе всей необходимой и существенной информации противоречит материалам дела и фактическому содержанию рекламы.

Кроме того, формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк» услуг по привлечению денежных средств в форме вклада (депозита «Стандартный») нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ОАО АКБ «Пробизнесбанк».

Реклама размещалась в период с 01.07.2011 по 31.08.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу оказываемых ОАО АКБ «Пробизнесбанк» услуг, связанных с привлечением денежных средств в форме вклада (депозита), размещаемую в период с 01.07.2011 по 31.08.2011, ненадлежащей; ОАО АКБ «Пробизнесбанк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО АКБ «Пробизнесбанк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-24-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме  17 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Т.С. Аренсватова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-24-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-24-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-12 04:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-17 04:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327382830 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )