Решение комиссии

Номер дела: № 05-6/2-15-2011
Дата публикации: 19 июля 2011, 08:11

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-15-2011

­­­­

05 июля 2011 год   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-15-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ОАО КБ «СДМ-Банк» (далее –  Банк),

в присутствии представителей Банка: ***,

в отсутствие законных представителей ООО «АПН», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в апреле 2011 г. Тверским УФАС России на рекламной конструкции, находящейся по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, дом 5, корп. 1, (рекламная конструкция № 1071, владелец рекламной конструкции ООО «АПН», разрешение № 448 от 30.05.2007) выявлено размещение рекламы оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

«ПРИБАВЬ ОБОРОТОВ».

В центре рекламного изображения на красном фоне крупным шрифтом белого цвета указано «Факторинг товаров и услуг», чуть ниже на белом фоне  крупным шрифтом красного цвета – «От 11% годовых»».

В нижней части рекламы на белом фоне мелким шрифтом синего цвета  (размер шрифта более чем в 20 раз меньше размера шрифта слова «Факторинг» и указания на максимальный размер процентов – «11%») указаны остальные условия предоставления услуг по факторингу, в том числе, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, а именно:

«Указанная процентная ставка формируется из следующих комиссии: 1) единоразовая комиссия за открытие и ведение договора факторинга в размере 10 000 рублей; 2) комиссия за обработку каждого счета-фактуры в размере 50 рублей; 3) комиссия за использование Клиентом предоставляемого финансирования от 0,027236% до 0,042846% в день от суммы выплаченного финансирования (указанная комиссия зависит от сроков отсрочки по договорам поставки и/или оказания услуг, которые не должны превышать 91 календарный день, и от категории дебиторов, установленной по внутренней методике Банка); 4) комиссия за факторинговое обслуживание в % от суммы счета-фактуры и зависит от объема месячного оборота уступленных Банку денежных требований (при обороте меньше 5 000 000 рублей в месяц – 0,4% от суммы счета-фактуры, при обороте от 5 000 000 до 15 000 000 рублей в месяц – 0,3% от суммы счета-фактуры, при обороте больше 15 000 000 рублей в месяц – 0,2% от суммы счета-фактуры); 5) комиссии за изменение условий финансирования в размере 7 500 рублей при увеличении лимита финансирования и 5 000 рублей при изменении срока финансирования (возможно установление индивидуальных комиссий за изменение условий финансирования). Все комиссии указаны без учета НДС».

Согласно материалам дела 18.10.2011 филиал Коммерческого Банка «СДМ – БАНК» (ОАО) в г. Твери, (по договору – Заказчик) в лице директора ***, действующего на основании доверенности № 6636 от 15.12.2009, заключил с ООО «АПН» (далее - Общество) договор № 18/10-10Щ на размещение наружной рекламы, согласно которому Общество – Исполнитель, принимает на себя обязательство по размещению и обслуживанию рекламного материала Заказчика. Исполнитель обязуется начать размещение рекламного изображения Заказчика с 01.11.2010. Срок действия договора, согласно пункту 5.1 договора – три месяца с даты начала размещения рекламного изображения. Согласно пунктам 2.7 и 2.8 договора Банк обязуется обеспечить достоверность рекламного изображения и его соответствие действующему законодательству РФ о рекламе. Банк самостоятельно несет ответственность за несоблюдение требований к рекламе в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с пунктом 2 Дополнительного соглашения № 1 к договору № 18/10-10Щ, заключенного указанными выше сторонами 31.12.2010, срок действия договора продлен до 31.12.2011.

В соответствии с договором № 18-10/10П на изготовление рекламных материалов, заключенного филиалом Коммерческого Банка «СДМ – БАНК» (ОАО) в г. Твери, (по договору – Заказчик) в лице директора ***, действующего на основании доверенности № 6636 от 15.12.2009, и ООО «ПРИНТ», Заказчик поручает, а ООО «ПРИНТ» принимает на себя обязательства по изготовлению рекламных печатных материалов. Требования к рекламным материалам определяются Заказчиком, который предоставляет всю необходимую для выполнения работ информацию. Согласно пунктам 4.2 и 4.3 договора Банк несет полную ответственность за достоверность и законность предоставляемой информации, Подрядчик несет перед Банком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств третьим лицом, привлеченным Подрядчиком для оказания услуг по указанному договору.

Согласно письменным пояснениям Банка от 29.06.2011 № 1164/06 указанная выше информация на рекламной конструкции об оказываемых Банком услугах по факторингу размещалась в период с 30.04.2011 по 30.05.2011, содержание рекламы определялось Банком.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со статьей 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация помимо перечисленных в части 1 статьи 5 данного Закона банковских операций вправе осуществлять иные сделки, в том числе приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.

Международное законодательство, в частности, Конвенция УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу), операции по переходу (приобретению) права требования относит к факторингу.

Следовательно, рекламируемая ОАО КБ «СДМ - Банк» услуга является финансовой как по субъекту, который оказывает такую услугу, так и из фактического содержания такой услуги. 

Таким образом, объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как факторинг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – факторинг, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В распространяемой ОАО КБ «СДМ - Банк» рекламе финансовой услуги по факторингу содержится информация о минимальной годовой процентной ставке, информация об иных условиях, определяющих фактическую стоимость факторинга - о формировании процентной ставки финансирования денежного требования, сроке отсрочки платежа и иных условиях прописаны мелким, нечитаемым шрифтом.

Распространяемая Банком реклама банковской услуги по предоставлению факторинга направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно пояснениям Банка, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия факторинга, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по пользованию данной услугой, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, что значительно снижает уровень ее восприятия.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 16.09.2010 по делу А28-214/2010 указал, что «суды установили, что информация, размещенная на рекламных конструкциях и выполненная различным размером шрифта, касается рекламы одной банковской услуги; с учетом особенностей размещения рекламных конструкций (размещены на высоте, достигающей трех метров, что исключает возможность приблизиться к ним), а также свойств человеческого зрения восприятие текста рекламы банковской услуги, исполненного мелким шрифтом в правой нижней части плаката, без специальных приспособлений значительно затруднено и не обеспечивает возможность воспринимать содержание рекламы, в связи с чем пришли к выводам о том, что данная информация не доведена до потребителей надлежащим образом, при этом искажается действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, а использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как различный размер шрифта в размещаемой информации, может ввести в заблуждение потребителя относительно рекламируемой услуги, что не отвечает требованиям Закона о рекламе». Аналогичный подход по вопросу размера шрифта размещаемой в рекламе информации содержится и в других решениях Арбитражных судов, в частности, по делам А40-95999/09-152-713, А40-140613/09-120-889, А17-9743/2009, А40-19142/10-79-96, А33-18978/2009, А24-138/2010, А73-19483/2009 и другим делам.

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг по факторингу нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ОАО КБ «СДМ - Банк».

Реклама размещалась в период с 30.04.2011 по 30.05.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг по факторингу, размещаемую в период с 30.04.2011 по 30.05.2011, ненадлежащей; ОАО КБ «СДМ - Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО КБ «СДМ - Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-1-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  19 июля 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии       И.С. Демина

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Е.А. Норотков

stdClass Object ( [vid] => 7245 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7245 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327036386 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-15-2011

­­­­

05 июля 2011 год   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-15-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ОАО КБ «СДМ-Банк» (далее –  Банк),

в присутствии представителей Банка: ***,

в отсутствие законных представителей ООО «АПН», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в апреле 2011 г. Тверским УФАС России на рекламной конструкции, находящейся по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, дом 5, корп. 1, (рекламная конструкция № 1071, владелец рекламной конструкции ООО «АПН», разрешение № 448 от 30.05.2007) выявлено размещение рекламы оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

«ПРИБАВЬ ОБОРОТОВ».

В центре рекламного изображения на красном фоне крупным шрифтом белого цвета указано «Факторинг товаров и услуг», чуть ниже на белом фоне  крупным шрифтом красного цвета – «От 11% годовых»».

В нижней части рекламы на белом фоне мелким шрифтом синего цвета  (размер шрифта более чем в 20 раз меньше размера шрифта слова «Факторинг» и указания на максимальный размер процентов – «11%») указаны остальные условия предоставления услуг по факторингу, в том числе, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, а именно:

«Указанная процентная ставка формируется из следующих комиссии: 1) единоразовая комиссия за открытие и ведение договора факторинга в размере 10 000 рублей; 2) комиссия за обработку каждого счета-фактуры в размере 50 рублей; 3) комиссия за использование Клиентом предоставляемого финансирования от 0,027236% до 0,042846% в день от суммы выплаченного финансирования (указанная комиссия зависит от сроков отсрочки по договорам поставки и/или оказания услуг, которые не должны превышать 91 календарный день, и от категории дебиторов, установленной по внутренней методике Банка); 4) комиссия за факторинговое обслуживание в % от суммы счета-фактуры и зависит от объема месячного оборота уступленных Банку денежных требований (при обороте меньше 5 000 000 рублей в месяц – 0,4% от суммы счета-фактуры, при обороте от 5 000 000 до 15 000 000 рублей в месяц – 0,3% от суммы счета-фактуры, при обороте больше 15 000 000 рублей в месяц – 0,2% от суммы счета-фактуры); 5) комиссии за изменение условий финансирования в размере 7 500 рублей при увеличении лимита финансирования и 5 000 рублей при изменении срока финансирования (возможно установление индивидуальных комиссий за изменение условий финансирования). Все комиссии указаны без учета НДС».

Согласно материалам дела 18.10.2011 филиал Коммерческого Банка «СДМ – БАНК» (ОАО) в г. Твери, (по договору – Заказчик) в лице директора ***, действующего на основании доверенности № 6636 от 15.12.2009, заключил с ООО «АПН» (далее - Общество) договор № 18/10-10Щ на размещение наружной рекламы, согласно которому Общество – Исполнитель, принимает на себя обязательство по размещению и обслуживанию рекламного материала Заказчика. Исполнитель обязуется начать размещение рекламного изображения Заказчика с 01.11.2010. Срок действия договора, согласно пункту 5.1 договора – три месяца с даты начала размещения рекламного изображения. Согласно пунктам 2.7 и 2.8 договора Банк обязуется обеспечить достоверность рекламного изображения и его соответствие действующему законодательству РФ о рекламе. Банк самостоятельно несет ответственность за несоблюдение требований к рекламе в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с пунктом 2 Дополнительного соглашения № 1 к договору № 18/10-10Щ, заключенного указанными выше сторонами 31.12.2010, срок действия договора продлен до 31.12.2011.

В соответствии с договором № 18-10/10П на изготовление рекламных материалов, заключенного филиалом Коммерческого Банка «СДМ – БАНК» (ОАО) в г. Твери, (по договору – Заказчик) в лице директора ***, действующего на основании доверенности № 6636 от 15.12.2009, и ООО «ПРИНТ», Заказчик поручает, а ООО «ПРИНТ» принимает на себя обязательства по изготовлению рекламных печатных материалов. Требования к рекламным материалам определяются Заказчиком, который предоставляет всю необходимую для выполнения работ информацию. Согласно пунктам 4.2 и 4.3 договора Банк несет полную ответственность за достоверность и законность предоставляемой информации, Подрядчик несет перед Банком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств третьим лицом, привлеченным Подрядчиком для оказания услуг по указанному договору.

Согласно письменным пояснениям Банка от 29.06.2011 № 1164/06 указанная выше информация на рекламной конструкции об оказываемых Банком услугах по факторингу размещалась в период с 30.04.2011 по 30.05.2011, содержание рекламы определялось Банком.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со статьей 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация помимо перечисленных в части 1 статьи 5 данного Закона банковских операций вправе осуществлять иные сделки, в том числе приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.

Международное законодательство, в частности, Конвенция УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу), операции по переходу (приобретению) права требования относит к факторингу.

Следовательно, рекламируемая ОАО КБ «СДМ - Банк» услуга является финансовой как по субъекту, который оказывает такую услугу, так и из фактического содержания такой услуги. 

Таким образом, объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как факторинг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – факторинг, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В распространяемой ОАО КБ «СДМ - Банк» рекламе финансовой услуги по факторингу содержится информация о минимальной годовой процентной ставке, информация об иных условиях, определяющих фактическую стоимость факторинга - о формировании процентной ставки финансирования денежного требования, сроке отсрочки платежа и иных условиях прописаны мелким, нечитаемым шрифтом.

Распространяемая Банком реклама банковской услуги по предоставлению факторинга направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно пояснениям Банка, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия факторинга, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по пользованию данной услугой, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, что значительно снижает уровень ее восприятия.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 16.09.2010 по делу А28-214/2010 указал, что «суды установили, что информация, размещенная на рекламных конструкциях и выполненная различным размером шрифта, касается рекламы одной банковской услуги; с учетом особенностей размещения рекламных конструкций (размещены на высоте, достигающей трех метров, что исключает возможность приблизиться к ним), а также свойств человеческого зрения восприятие текста рекламы банковской услуги, исполненного мелким шрифтом в правой нижней части плаката, без специальных приспособлений значительно затруднено и не обеспечивает возможность воспринимать содержание рекламы, в связи с чем пришли к выводам о том, что данная информация не доведена до потребителей надлежащим образом, при этом искажается действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, а использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как различный размер шрифта в размещаемой информации, может ввести в заблуждение потребителя относительно рекламируемой услуги, что не отвечает требованиям Закона о рекламе». Аналогичный подход по вопросу размера шрифта размещаемой в рекламе информации содержится и в других решениях Арбитражных судов, в частности, по делам А40-95999/09-152-713, А40-140613/09-120-889, А17-9743/2009, А40-19142/10-79-96, А33-18978/2009, А24-138/2010, А73-19483/2009 и другим делам.

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг по факторингу нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ОАО КБ «СДМ - Банк».

Реклама размещалась в период с 30.04.2011 по 30.05.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг по факторингу, размещаемую в период с 30.04.2011 по 30.05.2011, ненадлежащей; ОАО КБ «СДМ - Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО КБ «СДМ - Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-1-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  19 июля 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии       И.С. Демина

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Е.А. Норотков

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-15-2011

­­­­

05 июля 2011 год   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-15-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ОАО КБ «СДМ-Банк» (далее –  Банк),

в присутствии представителей Банка: ***,

в отсутствие законных представителей ООО «АПН», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в апреле 2011 г. Тверским УФАС России на рекламной конструкции, находящейся по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, дом 5, корп. 1, (рекламная конструкция № 1071, владелец рекламной конструкции ООО «АПН», разрешение № 448 от 30.05.2007) выявлено размещение рекламы оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

«ПРИБАВЬ ОБОРОТОВ».

В центре рекламного изображения на красном фоне крупным шрифтом белого цвета указано «Факторинг товаров и услуг», чуть ниже на белом фоне  крупным шрифтом красного цвета – «От 11% годовых»».

В нижней части рекламы на белом фоне мелким шрифтом синего цвета  (размер шрифта более чем в 20 раз меньше размера шрифта слова «Факторинг» и указания на максимальный размер процентов – «11%») указаны остальные условия предоставления услуг по факторингу, в том числе, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, а именно:

«Указанная процентная ставка формируется из следующих комиссии: 1) единоразовая комиссия за открытие и ведение договора факторинга в размере 10 000 рублей; 2) комиссия за обработку каждого счета-фактуры в размере 50 рублей; 3) комиссия за использование Клиентом предоставляемого финансирования от 0,027236% до 0,042846% в день от суммы выплаченного финансирования (указанная комиссия зависит от сроков отсрочки по договорам поставки и/или оказания услуг, которые не должны превышать 91 календарный день, и от категории дебиторов, установленной по внутренней методике Банка); 4) комиссия за факторинговое обслуживание в % от суммы счета-фактуры и зависит от объема месячного оборота уступленных Банку денежных требований (при обороте меньше 5 000 000 рублей в месяц – 0,4% от суммы счета-фактуры, при обороте от 5 000 000 до 15 000 000 рублей в месяц – 0,3% от суммы счета-фактуры, при обороте больше 15 000 000 рублей в месяц – 0,2% от суммы счета-фактуры); 5) комиссии за изменение условий финансирования в размере 7 500 рублей при увеличении лимита финансирования и 5 000 рублей при изменении срока финансирования (возможно установление индивидуальных комиссий за изменение условий финансирования). Все комиссии указаны без учета НДС».

Согласно материалам дела 18.10.2011 филиал Коммерческого Банка «СДМ – БАНК» (ОАО) в г. Твери, (по договору – Заказчик) в лице директора ***, действующего на основании доверенности № 6636 от 15.12.2009, заключил с ООО «АПН» (далее - Общество) договор № 18/10-10Щ на размещение наружной рекламы, согласно которому Общество – Исполнитель, принимает на себя обязательство по размещению и обслуживанию рекламного материала Заказчика. Исполнитель обязуется начать размещение рекламного изображения Заказчика с 01.11.2010. Срок действия договора, согласно пункту 5.1 договора – три месяца с даты начала размещения рекламного изображения. Согласно пунктам 2.7 и 2.8 договора Банк обязуется обеспечить достоверность рекламного изображения и его соответствие действующему законодательству РФ о рекламе. Банк самостоятельно несет ответственность за несоблюдение требований к рекламе в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с пунктом 2 Дополнительного соглашения № 1 к договору № 18/10-10Щ, заключенного указанными выше сторонами 31.12.2010, срок действия договора продлен до 31.12.2011.

В соответствии с договором № 18-10/10П на изготовление рекламных материалов, заключенного филиалом Коммерческого Банка «СДМ – БАНК» (ОАО) в г. Твери, (по договору – Заказчик) в лице директора ***, действующего на основании доверенности № 6636 от 15.12.2009, и ООО «ПРИНТ», Заказчик поручает, а ООО «ПРИНТ» принимает на себя обязательства по изготовлению рекламных печатных материалов. Требования к рекламным материалам определяются Заказчиком, который предоставляет всю необходимую для выполнения работ информацию. Согласно пунктам 4.2 и 4.3 договора Банк несет полную ответственность за достоверность и законность предоставляемой информации, Подрядчик несет перед Банком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств третьим лицом, привлеченным Подрядчиком для оказания услуг по указанному договору.

Согласно письменным пояснениям Банка от 29.06.2011 № 1164/06 указанная выше информация на рекламной конструкции об оказываемых Банком услугах по факторингу размещалась в период с 30.04.2011 по 30.05.2011, содержание рекламы определялось Банком.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со статьей 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация помимо перечисленных в части 1 статьи 5 данного Закона банковских операций вправе осуществлять иные сделки, в том числе приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.

Международное законодательство, в частности, Конвенция УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу), операции по переходу (приобретению) права требования относит к факторингу.

Следовательно, рекламируемая ОАО КБ «СДМ - Банк» услуга является финансовой как по субъекту, который оказывает такую услугу, так и из фактического содержания такой услуги. 

Таким образом, объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как факторинг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – факторинг, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В распространяемой ОАО КБ «СДМ - Банк» рекламе финансовой услуги по факторингу содержится информация о минимальной годовой процентной ставке, информация об иных условиях, определяющих фактическую стоимость факторинга - о формировании процентной ставки финансирования денежного требования, сроке отсрочки платежа и иных условиях прописаны мелким, нечитаемым шрифтом.

Распространяемая Банком реклама банковской услуги по предоставлению факторинга направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно пояснениям Банка, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия факторинга, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по пользованию данной услугой, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, что значительно снижает уровень ее восприятия.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 16.09.2010 по делу А28-214/2010 указал, что «суды установили, что информация, размещенная на рекламных конструкциях и выполненная различным размером шрифта, касается рекламы одной банковской услуги; с учетом особенностей размещения рекламных конструкций (размещены на высоте, достигающей трех метров, что исключает возможность приблизиться к ним), а также свойств человеческого зрения восприятие текста рекламы банковской услуги, исполненного мелким шрифтом в правой нижней части плаката, без специальных приспособлений значительно затруднено и не обеспечивает возможность воспринимать содержание рекламы, в связи с чем пришли к выводам о том, что данная информация не доведена до потребителей надлежащим образом, при этом искажается действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, а использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как различный размер шрифта в размещаемой информации, может ввести в заблуждение потребителя относительно рекламируемой услуги, что не отвечает требованиям Закона о рекламе». Аналогичный подход по вопросу размера шрифта размещаемой в рекламе информации содержится и в других решениях Арбитражных судов, в частности, по делам А40-95999/09-152-713, А40-140613/09-120-889, А17-9743/2009, А40-19142/10-79-96, А33-18978/2009, А24-138/2010, А73-19483/2009 и другим делам.

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг по факторингу нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ОАО КБ «СДМ - Банк».

Реклама размещалась в период с 30.04.2011 по 30.05.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых ОАО КБ «СДМ - Банк» услуг по факторингу, размещаемую в период с 30.04.2011 по 30.05.2011, ненадлежащей; ОАО КБ «СДМ - Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО КБ «СДМ - Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-1-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  19 июля 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии       И.С. Демина

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Е.А. Норотков

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-15-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-15-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-19 04:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-05 04:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327036386 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )