Решение комиссии

Номер дела: № 05-6/2-13-2011
Дата публикации: 16 июня 2011, 08:03

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-13-2011

­­­­

01 июня 2011 г.                                                                                                                     г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-13-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы Открытого акционерного общества «Акционерный банк «Пушкино» (далее – Банк),

в присутствии представителей Банка: ***

в отсутствие законных представителей ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в апреле 2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) выявлен факт размещения на рекламной конструкции рег. № 0021, рекламораспространитель ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь», у ТЦ «Олимп» по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 2, рекламы ОАО «АБ «Пушкино» следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

«ВКЛАД МАСЛЕНИЦА. До 9,9%* годовых в рублях. До 8%* годовых в Долларах США/Евро»;

В этой же части рекламного изображения на красном фоне крупным шрифтом белого цвета указано «БАНК ПУШКИНО», более мелким шрифтом – «20 лет с вами».

В нижней части рекламы на красном фоне белыми буквами указано: «8 800 100 40 10 просп. Калинина д. 9, ул. Карпинского д. 28, просп. Чайковского д. 37. ОАО АБ «ПУШКИНО» МО, г. Пушкино, микрорайон Дзержинец, д.1, лицензия ЦБ РФ № 391, выдана 17 июня 1997 года бессрочно. Реклама».

В средней части рекламы на желтом, переходящим в оранжевый фоне красным шрифтом (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слова «ВКЛАД» и более чем в 20 раз меньше указаний на максимальные размеры процентов годовых – «9,9» и «8») указаны остальные условия услуги по привлечению денежных средств во вклады, в том числе, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

«минимальная сумма вклада 500,00 рублей РФ/20 долларов США/20 евро. Прием вклада осуществляется как наличными деньгами, так и безналичным путем со счета Вкладчика, открытого в ОАО «АБ «ПУШКИНО» (далее - Банк) Пополнение вклада возможно как наличными деньгами Вкладчиком, и/или третьими лицами, так и в безналичном порядке с текущего счета Вкладчика, но не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока вклада. Минимальная сумма дополнительного взноса 500,00 рублей РФ/20 долларов США/20 евро. Проценты начисляются со дня, следующего за днем поступления суммы вклада на счет, по день ее возврата Вкладчику включительно. Начисленные на сумму вклада проценты выплачиваются вкладчику в день окончания срока вклада вместе с суммой вклада. При частичном снятии денежных средств со вклада, проценты как на досрочно востребованную часть Вклада, так и на оставшуюся сумму начисляются по ставке 0,1% годовых.

При досрочном востребовании всей суммы Вклада на сумму Вклада проценты начисляются по ставке в зависимости от срока нахождения денежных средств во Вкладе: до 180 дней включительно – ставка 2% годовых в рублях РФ, 1% годовых в долларах США/евро, от 181 дней до 365 дней включительно – 5% годовых в рублях РФ, 3% годовых в долларах США/евро. Возврат части Вклада/всей суммы вклада с начисленными процентами осуществляется Банком в течение срока Вклада/в день окончания срока вклада путем перечисления части вклада-всей суммы вклада или причитающихся процентов на текущий счет вкладчика, открытый в Банке, счет вкладчика, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт эмитированных ОАО «АБ «ПУШКИНО». В дату возврата части Вклада/досрочно востребованной суммы Вклада Банк производит пересчет  начисленных  ранее выплаченных процентов на сумму вклада, при этом излишне выплаченные вкладчику проценты удерживаются банком из подлежащей к выплате части вклада (достаточно востребованной суммы вклада). По истечению срока Вклада Вклад пролонгируется.  Вся информация носит справочной информацией и не является публичной офертой».

В правой части рекламы также мелким шрифтом на белом фоне реклама содержит информацию о том, что при первоначальной сумме вклада от 500 до 200 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 8,50%, при сроке вклада 366 дней – 9,25%; при первоначальной сумме от 200 000 до 500 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 8,75%, при сроке вклада 366 дней – 9,75%; при первоначальной сумме вклада более 500 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 9%, при сроке вклада 366 дней – 9,90%*; при первоначальной сумме вклада от 20 до 5 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 6,50%, при сроке вклада 366 дней – 7,25%; при первоначальной сумме вклада от 5 000 до 15 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 6,75%, при сроке вклада 366 дней – 7,75%; при первоначальной сумме вклада более 15 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 7%, при сроке вклада 366 дней – 8%*.        

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 15.02.2011 в г. Твери Банк, в лице Председателя правления ***, действующего на основании Устава, заключил с ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь» (далее - Общество) договор № 2978, согласно которому Общество – Исполнитель, обязуется по поручению Банка – Заказчика, качественно и в срок изготовить рекламную продукцию; Исполнитель обязуется изготовить рекламную продукцию в течение 10-ти рабочих дней с момента осуществления оплаты и согласования макета. Согласно пункту 3.1.1 договора от 15.02.2011 № РК-2977, заключенного между Банком и Обществом, Общество обязано обеспечить размещение Рекламных материалов Банка на Рекламоносителях, техническое обслуживание Рекламных материалов и Рекламоностиелей в течение всего срока размещения; произвести монтаж Рекламных материалов на Рекламоносителях не позднее третьего дня начала периода их размещения (пункт 3.1.2 договора). Согласно пункту 3.3.6 договора Заказчик обязан обеспечить на Рекламных материалах размещение всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе», а, следовательно, несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям законодательства сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклады.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – до 9,9% годовых в рублях, до 8% годовых в долларах США/Евро, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам до 9,9% годовых в рублях и до 8% годовых в долларах США/Евро возможно получить при следующих условиях: срок вклада 366 дней и сумма от 500 000 рублей или от 15 000 в долларах США/Евро. Вместе с тем, как следует из указанных мелким шрифтом сведений, при других условиях привлечения денежных средств во вклады, в частности, на более короткий срок, меньших суммах вклада, применяется другая менее привлекательная процентная ставка, например: при сроке вклада 181 день - 8,5% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,25% годовых в рублях при вкладе от 500 до 200 000 рублей; при сроке вклада 181 день - 8,75% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,75% годовых в рублях при вкладе от 200 000 до 500 000 рублей; при сроке вклада 181 день - 9% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,9% годовых в рублях при вкладе от 500 000 рублей. При сроке вклада 181 день – 6,5% годовых, сроке вклада 366 дней – 7,25% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 20 до 5 000; при сроке вклада 181 день – 6,75% годовых, сроке вклада 366 дней – 7,75% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 5 000 до 15 000; при сроке вклада 181 день – 7% годовых, сроке вклада 366 дней – 8% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 15 000.

 Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 23.05.2011, исх. № 409, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия вклада прописаны мелкими красными буквами, на желтом, переходящим в оранжевый фон, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «АБ «Пушкино» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «Акционерный Банк «Пушкино».

Реклама размещалась в период с 04.04.2011 по 15.05.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых Открытым акционерным обществом «Акционерный банк «Пушкино» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады (вклад «Масленица»), размещаемую в период с 04.04.2011 по 15.05.2011, ненадлежащей; Открытое акционерное общество «Акционерный банк «Пушкино» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «Акционерный банк «Пушкино» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-13-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  16 июня 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Е.А. Норотков

stdClass Object ( [vid] => 7243 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7243 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327035885 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-13-2011

­­­­

01 июня 2011 г.                                                                                                                     г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-13-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы Открытого акционерного общества «Акционерный банк «Пушкино» (далее – Банк),

в присутствии представителей Банка: ***

в отсутствие законных представителей ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в апреле 2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) выявлен факт размещения на рекламной конструкции рег. № 0021, рекламораспространитель ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь», у ТЦ «Олимп» по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 2, рекламы ОАО «АБ «Пушкино» следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

«ВКЛАД МАСЛЕНИЦА. До 9,9%* годовых в рублях. До 8%* годовых в Долларах США/Евро»;

В этой же части рекламного изображения на красном фоне крупным шрифтом белого цвета указано «БАНК ПУШКИНО», более мелким шрифтом – «20 лет с вами».

В нижней части рекламы на красном фоне белыми буквами указано: «8 800 100 40 10 просп. Калинина д. 9, ул. Карпинского д. 28, просп. Чайковского д. 37. ОАО АБ «ПУШКИНО» МО, г. Пушкино, микрорайон Дзержинец, д.1, лицензия ЦБ РФ № 391, выдана 17 июня 1997 года бессрочно. Реклама».

В средней части рекламы на желтом, переходящим в оранжевый фоне красным шрифтом (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слова «ВКЛАД» и более чем в 20 раз меньше указаний на максимальные размеры процентов годовых – «9,9» и «8») указаны остальные условия услуги по привлечению денежных средств во вклады, в том числе, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

«минимальная сумма вклада 500,00 рублей РФ/20 долларов США/20 евро. Прием вклада осуществляется как наличными деньгами, так и безналичным путем со счета Вкладчика, открытого в ОАО «АБ «ПУШКИНО» (далее - Банк) Пополнение вклада возможно как наличными деньгами Вкладчиком, и/или третьими лицами, так и в безналичном порядке с текущего счета Вкладчика, но не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока вклада. Минимальная сумма дополнительного взноса 500,00 рублей РФ/20 долларов США/20 евро. Проценты начисляются со дня, следующего за днем поступления суммы вклада на счет, по день ее возврата Вкладчику включительно. Начисленные на сумму вклада проценты выплачиваются вкладчику в день окончания срока вклада вместе с суммой вклада. При частичном снятии денежных средств со вклада, проценты как на досрочно востребованную часть Вклада, так и на оставшуюся сумму начисляются по ставке 0,1% годовых.

При досрочном востребовании всей суммы Вклада на сумму Вклада проценты начисляются по ставке в зависимости от срока нахождения денежных средств во Вкладе: до 180 дней включительно – ставка 2% годовых в рублях РФ, 1% годовых в долларах США/евро, от 181 дней до 365 дней включительно – 5% годовых в рублях РФ, 3% годовых в долларах США/евро. Возврат части Вклада/всей суммы вклада с начисленными процентами осуществляется Банком в течение срока Вклада/в день окончания срока вклада путем перечисления части вклада-всей суммы вклада или причитающихся процентов на текущий счет вкладчика, открытый в Банке, счет вкладчика, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт эмитированных ОАО «АБ «ПУШКИНО». В дату возврата части Вклада/досрочно востребованной суммы Вклада Банк производит пересчет  начисленных  ранее выплаченных процентов на сумму вклада, при этом излишне выплаченные вкладчику проценты удерживаются банком из подлежащей к выплате части вклада (достаточно востребованной суммы вклада). По истечению срока Вклада Вклад пролонгируется.  Вся информация носит справочной информацией и не является публичной офертой».

В правой части рекламы также мелким шрифтом на белом фоне реклама содержит информацию о том, что при первоначальной сумме вклада от 500 до 200 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 8,50%, при сроке вклада 366 дней – 9,25%; при первоначальной сумме от 200 000 до 500 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 8,75%, при сроке вклада 366 дней – 9,75%; при первоначальной сумме вклада более 500 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 9%, при сроке вклада 366 дней – 9,90%*; при первоначальной сумме вклада от 20 до 5 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 6,50%, при сроке вклада 366 дней – 7,25%; при первоначальной сумме вклада от 5 000 до 15 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 6,75%, при сроке вклада 366 дней – 7,75%; при первоначальной сумме вклада более 15 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 7%, при сроке вклада 366 дней – 8%*.        

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 15.02.2011 в г. Твери Банк, в лице Председателя правления ***, действующего на основании Устава, заключил с ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь» (далее - Общество) договор № 2978, согласно которому Общество – Исполнитель, обязуется по поручению Банка – Заказчика, качественно и в срок изготовить рекламную продукцию; Исполнитель обязуется изготовить рекламную продукцию в течение 10-ти рабочих дней с момента осуществления оплаты и согласования макета. Согласно пункту 3.1.1 договора от 15.02.2011 № РК-2977, заключенного между Банком и Обществом, Общество обязано обеспечить размещение Рекламных материалов Банка на Рекламоносителях, техническое обслуживание Рекламных материалов и Рекламоностиелей в течение всего срока размещения; произвести монтаж Рекламных материалов на Рекламоносителях не позднее третьего дня начала периода их размещения (пункт 3.1.2 договора). Согласно пункту 3.3.6 договора Заказчик обязан обеспечить на Рекламных материалах размещение всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе», а, следовательно, несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям законодательства сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклады.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – до 9,9% годовых в рублях, до 8% годовых в долларах США/Евро, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам до 9,9% годовых в рублях и до 8% годовых в долларах США/Евро возможно получить при следующих условиях: срок вклада 366 дней и сумма от 500 000 рублей или от 15 000 в долларах США/Евро. Вместе с тем, как следует из указанных мелким шрифтом сведений, при других условиях привлечения денежных средств во вклады, в частности, на более короткий срок, меньших суммах вклада, применяется другая менее привлекательная процентная ставка, например: при сроке вклада 181 день - 8,5% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,25% годовых в рублях при вкладе от 500 до 200 000 рублей; при сроке вклада 181 день - 8,75% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,75% годовых в рублях при вкладе от 200 000 до 500 000 рублей; при сроке вклада 181 день - 9% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,9% годовых в рублях при вкладе от 500 000 рублей. При сроке вклада 181 день – 6,5% годовых, сроке вклада 366 дней – 7,25% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 20 до 5 000; при сроке вклада 181 день – 6,75% годовых, сроке вклада 366 дней – 7,75% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 5 000 до 15 000; при сроке вклада 181 день – 7% годовых, сроке вклада 366 дней – 8% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 15 000.

 Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 23.05.2011, исх. № 409, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия вклада прописаны мелкими красными буквами, на желтом, переходящим в оранжевый фон, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «АБ «Пушкино» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «Акционерный Банк «Пушкино».

Реклама размещалась в период с 04.04.2011 по 15.05.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых Открытым акционерным обществом «Акционерный банк «Пушкино» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады (вклад «Масленица»), размещаемую в период с 04.04.2011 по 15.05.2011, ненадлежащей; Открытое акционерное общество «Акционерный банк «Пушкино» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «Акционерный банк «Пушкино» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-13-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  16 июня 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Е.А. Норотков

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-13-2011

­­­­

01 июня 2011 г.                                                                                                                     г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-13-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы Открытого акционерного общества «Акционерный банк «Пушкино» (далее – Банк),

в присутствии представителей Банка: ***

в отсутствие законных представителей ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь», надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в апреле 2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) выявлен факт размещения на рекламной конструкции рег. № 0021, рекламораспространитель ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь», у ТЦ «Олимп» по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 2, рекламы ОАО «АБ «Пушкино» следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

«ВКЛАД МАСЛЕНИЦА. До 9,9%* годовых в рублях. До 8%* годовых в Долларах США/Евро»;

В этой же части рекламного изображения на красном фоне крупным шрифтом белого цвета указано «БАНК ПУШКИНО», более мелким шрифтом – «20 лет с вами».

В нижней части рекламы на красном фоне белыми буквами указано: «8 800 100 40 10 просп. Калинина д. 9, ул. Карпинского д. 28, просп. Чайковского д. 37. ОАО АБ «ПУШКИНО» МО, г. Пушкино, микрорайон Дзержинец, д.1, лицензия ЦБ РФ № 391, выдана 17 июня 1997 года бессрочно. Реклама».

В средней части рекламы на желтом, переходящим в оранжевый фоне красным шрифтом (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слова «ВКЛАД» и более чем в 20 раз меньше указаний на максимальные размеры процентов годовых – «9,9» и «8») указаны остальные условия услуги по привлечению денежных средств во вклады, в том числе, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

«минимальная сумма вклада 500,00 рублей РФ/20 долларов США/20 евро. Прием вклада осуществляется как наличными деньгами, так и безналичным путем со счета Вкладчика, открытого в ОАО «АБ «ПУШКИНО» (далее - Банк) Пополнение вклада возможно как наличными деньгами Вкладчиком, и/или третьими лицами, так и в безналичном порядке с текущего счета Вкладчика, но не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока вклада. Минимальная сумма дополнительного взноса 500,00 рублей РФ/20 долларов США/20 евро. Проценты начисляются со дня, следующего за днем поступления суммы вклада на счет, по день ее возврата Вкладчику включительно. Начисленные на сумму вклада проценты выплачиваются вкладчику в день окончания срока вклада вместе с суммой вклада. При частичном снятии денежных средств со вклада, проценты как на досрочно востребованную часть Вклада, так и на оставшуюся сумму начисляются по ставке 0,1% годовых.

При досрочном востребовании всей суммы Вклада на сумму Вклада проценты начисляются по ставке в зависимости от срока нахождения денежных средств во Вкладе: до 180 дней включительно – ставка 2% годовых в рублях РФ, 1% годовых в долларах США/евро, от 181 дней до 365 дней включительно – 5% годовых в рублях РФ, 3% годовых в долларах США/евро. Возврат части Вклада/всей суммы вклада с начисленными процентами осуществляется Банком в течение срока Вклада/в день окончания срока вклада путем перечисления части вклада-всей суммы вклада или причитающихся процентов на текущий счет вкладчика, открытый в Банке, счет вкладчика, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт эмитированных ОАО «АБ «ПУШКИНО». В дату возврата части Вклада/досрочно востребованной суммы Вклада Банк производит пересчет  начисленных  ранее выплаченных процентов на сумму вклада, при этом излишне выплаченные вкладчику проценты удерживаются банком из подлежащей к выплате части вклада (достаточно востребованной суммы вклада). По истечению срока Вклада Вклад пролонгируется.  Вся информация носит справочной информацией и не является публичной офертой».

В правой части рекламы также мелким шрифтом на белом фоне реклама содержит информацию о том, что при первоначальной сумме вклада от 500 до 200 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 8,50%, при сроке вклада 366 дней – 9,25%; при первоначальной сумме от 200 000 до 500 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 8,75%, при сроке вклада 366 дней – 9,75%; при первоначальной сумме вклада более 500 000 рублей и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 9%, при сроке вклада 366 дней – 9,90%*; при первоначальной сумме вклада от 20 до 5 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 6,50%, при сроке вклада 366 дней – 7,25%; при первоначальной сумме вклада от 5 000 до 15 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 6,75%, при сроке вклада 366 дней – 7,75%; при первоначальной сумме вклада более 15 000 долларов США/Евро и сроке вклада 181 дней процентная ставка годовых составляет 7%, при сроке вклада 366 дней – 8%*.        

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 15.02.2011 в г. Твери Банк, в лице Председателя правления ***, действующего на основании Устава, заключил с ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь» (далее - Общество) договор № 2978, согласно которому Общество – Исполнитель, обязуется по поручению Банка – Заказчика, качественно и в срок изготовить рекламную продукцию; Исполнитель обязуется изготовить рекламную продукцию в течение 10-ти рабочих дней с момента осуществления оплаты и согласования макета. Согласно пункту 3.1.1 договора от 15.02.2011 № РК-2977, заключенного между Банком и Обществом, Общество обязано обеспечить размещение Рекламных материалов Банка на Рекламоносителях, техническое обслуживание Рекламных материалов и Рекламоностиелей в течение всего срока размещения; произвести монтаж Рекламных материалов на Рекламоносителях не позднее третьего дня начала периода их размещения (пункт 3.1.2 договора). Согласно пункту 3.3.6 договора Заказчик обязан обеспечить на Рекламных материалах размещение всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе», а, следовательно, несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям законодательства сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклады.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – до 9,9% годовых в рублях, до 8% годовых в долларах США/Евро, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам до 9,9% годовых в рублях и до 8% годовых в долларах США/Евро возможно получить при следующих условиях: срок вклада 366 дней и сумма от 500 000 рублей или от 15 000 в долларах США/Евро. Вместе с тем, как следует из указанных мелким шрифтом сведений, при других условиях привлечения денежных средств во вклады, в частности, на более короткий срок, меньших суммах вклада, применяется другая менее привлекательная процентная ставка, например: при сроке вклада 181 день - 8,5% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,25% годовых в рублях при вкладе от 500 до 200 000 рублей; при сроке вклада 181 день - 8,75% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,75% годовых в рублях при вкладе от 200 000 до 500 000 рублей; при сроке вклада 181 день - 9% годовых, сроке вклада 366 дней – 9,9% годовых в рублях при вкладе от 500 000 рублей. При сроке вклада 181 день – 6,5% годовых, сроке вклада 366 дней – 7,25% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 20 до 5 000; при сроке вклада 181 день – 6,75% годовых, сроке вклада 366 дней – 7,75% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 5 000 до 15 000; при сроке вклада 181 день – 7% годовых, сроке вклада 366 дней – 8% годовых в долларах США/Евро при вкладе от 15 000.

 Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 23.05.2011, исх. № 409, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; б) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; в) фактические условия вклада прописаны мелкими красными буквами, на желтом, переходящим в оранжевый фон, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «АБ «Пушкино» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «Акционерный Банк «Пушкино».

Реклама размещалась в период с 04.04.2011 по 15.05.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых Открытым акционерным обществом «Акционерный банк «Пушкино» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады (вклад «Масленица»), размещаемую в период с 04.04.2011 по 15.05.2011, ненадлежащей; Открытое акционерное общество «Акционерный банк «Пушкино» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «Акционерный банк «Пушкино» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-13-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  16 июня 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                            

                                                           Е.А. Норотков

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-13-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-13-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-16 04:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-01 04:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327035885 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )