Решение комиссии

Номер дела: № 05-6/2-11-2011
Дата публикации: 9 июня 2011, 08:00

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-11-2011

­­­­

26 мая 2011 г.                                                                                                                       г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-11-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ЗАО Банк «Советский»,

в отсутствие надлежаще извещенных законных представителей ЗАО Банк «Советский» (согласно письменному заявлению ЗАО Банк «Советский» не возражает против рассмотрения дела в отсутствие представителей Банка), ООО «СтандартСервис,

в присутствии представителя Тверского МУП «ПАТП-1» - ***,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в марте 2010 г. Тверским УФАС России выявлен факт размещения на городском автотранспорте – автобусах маршрута № 21, рекламы оказываемых Закрытым акционерным обществом Банк «Советский» (далее – Банк) услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады следующего содержания.

В левой верней части рекламы на коричневом фоне крупным шрифтом белого цвета указано:

«ВКЛАД 9,8% годовых в рублях».

Внизу рекламного изображения на коричневом фоне крупным шрифтом белого цвета указано «БАНК СОВЕТСКИЙ», более мелким шрифтом – «основан в 1990 году».

В нижней части рекламы на коричневом фоне белым шрифтом (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слова «ВКЛАД» и в 20 раз слов – «9,8») указаны остальные условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а также условия, определяющие фактические условия вклада, влияющие на сумму дохода, а именно:

«ВКЛАД: «Евровклад»: условия тарифа от 17.11.2010. Процентная ставка – 9,8% годовых. Срок хранения – 36 месяцев. Валюта вклада – российский рубль. Минимальная сумма вклада – 50000 рублей. Вклад – пролангируемый. Начисление процентов – в конце срока. В случае досрочного расторжения договора вклада проценты начисляются по условиям вклада «До востребования». Условия вклада могут меняться в связи с изменением тарифной политики Банка. Все изменения публикуются на сайте sovbank.ru. Доходы по вкладам физ.лиц облагаются налогом согласно ст.214.2 НК РФ, часть 2, раздел 8, глава 23. ЗАО Банк «Советский». Лицензия Банка России № 558 от 31.10.2001. Реклама».

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 08.02.2010 в г. Твери Банк в лице директора филиала «Московский» ЗАО Банк «Советский» ***, действующей на основании доверенности, заключил с ИП *** договор № 3/Т о производстве рекламных работ и оказании услуг. Согласно договору ИП Кушнарева О.А. – Исполнитель, обязуется совершать по поручению Банка – Заказчика, юридические и иные действия, связанные с проведением рекламной акции клиента Заказчика посредством распространения его рекламы на городском пассажирском транспорте (пункт 1.1 договора); вид транспорта, маршруты, количество, сроки производства работ по монтажу и демонтажу рекламных материалов, а также сроки проката указаны в Приложении к договору (пункт 1.2 договора). Из этого же пункта договора следует, что оригинал-макет рекламы утверждается Заказчиком, то есть - Банком. Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.5 договора Заказчик обязуется поручить Исполнителю выполнение работ и услуг по изготовлению и распространению рекламных материалов, предоставить информацию для этого в письменном виде; передать утвержденный оригинал-макет согласно техническим требованиям Исполнителя. Согласно пункту 4.2 договора Заказчик несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям закона сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Приложением № 16 от 15.12.2010 к договору № 3/Т от 08.02.2010 стороны фактически продлили срок действия вышеуказанного договора; согласно Приложению Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и монтажу рекламного материала и обеспечению проката рекламного изображения Заказчика на бортах 2 (двух) ТС (пункт 1 Приложения); срок проката рекламы 3 (три) месяца с момента подписания акта ввода рекламы на транспортном средстве (пункт 2 Приложения). Согласно пункту 3 вышеуказанного Приложения, реклама распространяется в течение 3 месяцев – в период с 16.12.2010 по 15.03.2011, в г. Тверь, на бортах двух автобусов марки МАЗ, работающих по маршруту № 21. Приложением № 16 от 18.11.2010 к договору № 3/Т от 08.02.2010 Стороны определили дизайн-проект нанесения рекламного материала на бортах автобусов.

Согласно представленным ООО «СтандартСервис» документам данным Обществом 30.08.2010 с ИП ***заключен договор на оказание услуг № Т-29/10, а впоследствии – 01.12.2010, также договор № Т-96/10, согласно которым Заказчик – ИП ***, поручает, а Исполнитель – ООО «СтандартСервис», обязуется предоставить услуги по размещению рекламной продукции на внешней поверхности транспортных средств, находящихся в эксплуатации МУП «ПАТП-1», а именно на автобусах гос. № 893 и № 895, маршрут № 21. Согласно указанным договорам Заказчик – ИП ***, представляет Исполнителю изображение (фотографии) рекламно-информационных материалов для согласования (пункт 2.1.1 договора), самостоятельно производит размещение рекламной продукции на транспортных средствах (пункт 2.1.2 договора). Согласно пункту 2.1.6 договора Заказчик (ИП ***) обязан соблюдать действующее законодательство о рекламе и обеспечить размещение на рекламной продукции всей необходимой информации о рекламируемом товаре или услуге в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Исполнитель обязуется (пункт 2.2.1 договора) организовать доступ на территорию МУП «ПАТП-1» представителей Заказчика для размещения рекламной продукции. Срок действия договора № Т-29/10 (пункт 6.2) с 16.09.2010 по 15.12.2010, договора № Т-96/10 (пункт 6.2) – с учетом соглашения от 14.03.2011 о расторжении договора об оказании услуг № Т96/10 от 01.12.2010, - с 16.12.2010 по 15.03.2011.   

Согласно представленным Тверским Муниципальным унитарным предприятием «ПАТП-1» (далее – МУП «ПАТП-1») документам, 01.09.2010 МУП «ПАТП-1» и ООО «СтандартСервис» заключили договор № Т-31/10 на размещение рекламы на транспортном средстве, срок действия данного договора с 10.09.2010 по 09.12.2010 (пункт 5.1 договора); 01.12.2010 стороны заключили договор № Т-51/10 на размещение рекламы на транспортном средстве, срок действия данного договора с 16.12.2010 по 15.06.2011 (пункт 5.1 договора). Согласно указанным договорам Предприятие (МУП «ПАТП-1») предоставляет Рекламодателю (ООО «СтандартСервис») право размещать рекламу на транспортных средствах – автобусах государственные номера 893 и 895, марки МАЗ (пункт 1.1 договора). МУП «ПАТП-1» обязуется (пункт 2.1.2 договора) обеспечить доступ на предприятие лиц, привлеченных рекламодателем к размещению рекламы.  

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием боковых площадей транспортных средств (автобусов), адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга, как вклад.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – 9,8 % годовых в рублях, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, указанной гораздо более мелким и фактически нечитаемым шрифтом, указанная процентная ставка начисляется при следующих условиях:  срок вклада - 36 месяцев, минимальная сумма вклада - от 50 000 рублей. Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Спорная реклама ЗАО Банк «Советский» о вкладе размещалась на бортах городского автотранспорта, такая существенная и наиболее привлекательная для потребителя информация о данной финансовой услуге как годовая процентная ставка, указана крупным шрифтом, остальные условия вклада, необходимые потребителю для принятия осознанного решения вложения денежных средств, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, расположены в нижней части борта, что значительно снижает уровень ее восприятия.

Согласно представленным пояснениям Банка от 26.05.2011, исх. № 09-04/3684, все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон не предъявляет требований к размеру шрифта рекламного объявления. Понятие «нечитаемый» является субъективным, зависящим как от физических данных конкретного потребителя, так и от многих внешних факторов (расстояния, погодные условия, освещение и т.д.).

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

Реклама с информацией об услуге и ее условиях, размещалась на автобусах с внешней стороны. Не требует доказательств то обстоятельство, что автобус является не стационарным объектом, а средством передвижения, то есть, движущимся объектом. Следовательно, потребитель рекламы мог знакомиться с рекламой оказываемых Банком услуг, как правило, когда автобус находится в движении, и в любом случае, с противоположной стороны улицы. Также в данном случае Комиссия Тверского УФАС России принимает во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на расстоянии менее 50 сантиметров от земли.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ЗАО Банк «Советский» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ЗАО БАНК «Советский»; о чем свидетельствуют, прежде всего, следующие положения договора от 08.02.2010 № 3/Т о производстве рекламных работ и оказании услуг, заключенным Банком и ИП ***: пункт 1.2 договора - оригинал-макет рекламы утверждается Заказчиком, то есть – Банком; пункты 2.2.1 и 2.2.5 договора - Заказчик обязуется поручить Исполнителю выполнение работ и услуг по изготовлению и распространению рекламных материалов, предоставить информацию для этого в письменном виде; передать утвержденный оригинал-макет согласно техническим требованиям Исполнителя; кроме того, согласно пункту 4.2 договора Заказчик несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям закона сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Из указанных положений договора следует, что вне зависимости от того, кто являлся фактически рекламопроизводителем – ИП*** или ООО «СтандартСервис», вина рекламопроизводителя в нарушении указанных выше норм Закона отсутствует.

В связи с тем, что в материалы дела представлены все необходимые документы, в том числе договора в их поступательной последовательности: от рекламодателя – Банка, до рекламораспространителя - МУП «ПАТП-1», в связи с определением надлежащих лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе, Комиссия Тверского УФАС России считает, что отсутствуют основания и необходимость привлечения к участию в деле ИП ***

Как указано выше, рекламодателем спорной рекламы является Закрытое акционерное общество Банк «Советский», реклама размещалась в период с 16.12.2010 по 15.03.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых Закрытым акционерным обществом Банк «Советский» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады, размещаемую на городском автотранспорте в период с 16.12.2010 по 15.03.2011, ненадлежащей; Закрытое акционерное общество Банк «Советский» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Закрытого акционерного общества Банк «Советский» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-11-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  09 июня 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии          Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                     В.М. Фомин    

                                             

                                                                Е.А. Норотков

stdClass Object ( [vid] => 7241 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7241 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327035703 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-11-2011

­­­­

26 мая 2011 г.                                                                                                                       г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-11-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ЗАО Банк «Советский»,

в отсутствие надлежаще извещенных законных представителей ЗАО Банк «Советский» (согласно письменному заявлению ЗАО Банк «Советский» не возражает против рассмотрения дела в отсутствие представителей Банка), ООО «СтандартСервис,

в присутствии представителя Тверского МУП «ПАТП-1» - ***,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в марте 2010 г. Тверским УФАС России выявлен факт размещения на городском автотранспорте – автобусах маршрута № 21, рекламы оказываемых Закрытым акционерным обществом Банк «Советский» (далее – Банк) услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады следующего содержания.

В левой верней части рекламы на коричневом фоне крупным шрифтом белого цвета указано:

«ВКЛАД 9,8% годовых в рублях».

Внизу рекламного изображения на коричневом фоне крупным шрифтом белого цвета указано «БАНК СОВЕТСКИЙ», более мелким шрифтом – «основан в 1990 году».

В нижней части рекламы на коричневом фоне белым шрифтом (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слова «ВКЛАД» и в 20 раз слов – «9,8») указаны остальные условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а также условия, определяющие фактические условия вклада, влияющие на сумму дохода, а именно:

«ВКЛАД: «Евровклад»: условия тарифа от 17.11.2010. Процентная ставка – 9,8% годовых. Срок хранения – 36 месяцев. Валюта вклада – российский рубль. Минимальная сумма вклада – 50000 рублей. Вклад – пролангируемый. Начисление процентов – в конце срока. В случае досрочного расторжения договора вклада проценты начисляются по условиям вклада «До востребования». Условия вклада могут меняться в связи с изменением тарифной политики Банка. Все изменения публикуются на сайте sovbank.ru. Доходы по вкладам физ.лиц облагаются налогом согласно ст.214.2 НК РФ, часть 2, раздел 8, глава 23. ЗАО Банк «Советский». Лицензия Банка России № 558 от 31.10.2001. Реклама».

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 08.02.2010 в г. Твери Банк в лице директора филиала «Московский» ЗАО Банк «Советский» ***, действующей на основании доверенности, заключил с ИП *** договор № 3/Т о производстве рекламных работ и оказании услуг. Согласно договору ИП Кушнарева О.А. – Исполнитель, обязуется совершать по поручению Банка – Заказчика, юридические и иные действия, связанные с проведением рекламной акции клиента Заказчика посредством распространения его рекламы на городском пассажирском транспорте (пункт 1.1 договора); вид транспорта, маршруты, количество, сроки производства работ по монтажу и демонтажу рекламных материалов, а также сроки проката указаны в Приложении к договору (пункт 1.2 договора). Из этого же пункта договора следует, что оригинал-макет рекламы утверждается Заказчиком, то есть - Банком. Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.5 договора Заказчик обязуется поручить Исполнителю выполнение работ и услуг по изготовлению и распространению рекламных материалов, предоставить информацию для этого в письменном виде; передать утвержденный оригинал-макет согласно техническим требованиям Исполнителя. Согласно пункту 4.2 договора Заказчик несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям закона сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Приложением № 16 от 15.12.2010 к договору № 3/Т от 08.02.2010 стороны фактически продлили срок действия вышеуказанного договора; согласно Приложению Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и монтажу рекламного материала и обеспечению проката рекламного изображения Заказчика на бортах 2 (двух) ТС (пункт 1 Приложения); срок проката рекламы 3 (три) месяца с момента подписания акта ввода рекламы на транспортном средстве (пункт 2 Приложения). Согласно пункту 3 вышеуказанного Приложения, реклама распространяется в течение 3 месяцев – в период с 16.12.2010 по 15.03.2011, в г. Тверь, на бортах двух автобусов марки МАЗ, работающих по маршруту № 21. Приложением № 16 от 18.11.2010 к договору № 3/Т от 08.02.2010 Стороны определили дизайн-проект нанесения рекламного материала на бортах автобусов.

Согласно представленным ООО «СтандартСервис» документам данным Обществом 30.08.2010 с ИП ***заключен договор на оказание услуг № Т-29/10, а впоследствии – 01.12.2010, также договор № Т-96/10, согласно которым Заказчик – ИП ***, поручает, а Исполнитель – ООО «СтандартСервис», обязуется предоставить услуги по размещению рекламной продукции на внешней поверхности транспортных средств, находящихся в эксплуатации МУП «ПАТП-1», а именно на автобусах гос. № 893 и № 895, маршрут № 21. Согласно указанным договорам Заказчик – ИП ***, представляет Исполнителю изображение (фотографии) рекламно-информационных материалов для согласования (пункт 2.1.1 договора), самостоятельно производит размещение рекламной продукции на транспортных средствах (пункт 2.1.2 договора). Согласно пункту 2.1.6 договора Заказчик (ИП ***) обязан соблюдать действующее законодательство о рекламе и обеспечить размещение на рекламной продукции всей необходимой информации о рекламируемом товаре или услуге в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Исполнитель обязуется (пункт 2.2.1 договора) организовать доступ на территорию МУП «ПАТП-1» представителей Заказчика для размещения рекламной продукции. Срок действия договора № Т-29/10 (пункт 6.2) с 16.09.2010 по 15.12.2010, договора № Т-96/10 (пункт 6.2) – с учетом соглашения от 14.03.2011 о расторжении договора об оказании услуг № Т96/10 от 01.12.2010, - с 16.12.2010 по 15.03.2011.   

Согласно представленным Тверским Муниципальным унитарным предприятием «ПАТП-1» (далее – МУП «ПАТП-1») документам, 01.09.2010 МУП «ПАТП-1» и ООО «СтандартСервис» заключили договор № Т-31/10 на размещение рекламы на транспортном средстве, срок действия данного договора с 10.09.2010 по 09.12.2010 (пункт 5.1 договора); 01.12.2010 стороны заключили договор № Т-51/10 на размещение рекламы на транспортном средстве, срок действия данного договора с 16.12.2010 по 15.06.2011 (пункт 5.1 договора). Согласно указанным договорам Предприятие (МУП «ПАТП-1») предоставляет Рекламодателю (ООО «СтандартСервис») право размещать рекламу на транспортных средствах – автобусах государственные номера 893 и 895, марки МАЗ (пункт 1.1 договора). МУП «ПАТП-1» обязуется (пункт 2.1.2 договора) обеспечить доступ на предприятие лиц, привлеченных рекламодателем к размещению рекламы.  

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием боковых площадей транспортных средств (автобусов), адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга, как вклад.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – 9,8 % годовых в рублях, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, указанной гораздо более мелким и фактически нечитаемым шрифтом, указанная процентная ставка начисляется при следующих условиях:  срок вклада - 36 месяцев, минимальная сумма вклада - от 50 000 рублей. Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Спорная реклама ЗАО Банк «Советский» о вкладе размещалась на бортах городского автотранспорта, такая существенная и наиболее привлекательная для потребителя информация о данной финансовой услуге как годовая процентная ставка, указана крупным шрифтом, остальные условия вклада, необходимые потребителю для принятия осознанного решения вложения денежных средств, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, расположены в нижней части борта, что значительно снижает уровень ее восприятия.

Согласно представленным пояснениям Банка от 26.05.2011, исх. № 09-04/3684, все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон не предъявляет требований к размеру шрифта рекламного объявления. Понятие «нечитаемый» является субъективным, зависящим как от физических данных конкретного потребителя, так и от многих внешних факторов (расстояния, погодные условия, освещение и т.д.).

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

Реклама с информацией об услуге и ее условиях, размещалась на автобусах с внешней стороны. Не требует доказательств то обстоятельство, что автобус является не стационарным объектом, а средством передвижения, то есть, движущимся объектом. Следовательно, потребитель рекламы мог знакомиться с рекламой оказываемых Банком услуг, как правило, когда автобус находится в движении, и в любом случае, с противоположной стороны улицы. Также в данном случае Комиссия Тверского УФАС России принимает во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на расстоянии менее 50 сантиметров от земли.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ЗАО Банк «Советский» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ЗАО БАНК «Советский»; о чем свидетельствуют, прежде всего, следующие положения договора от 08.02.2010 № 3/Т о производстве рекламных работ и оказании услуг, заключенным Банком и ИП ***: пункт 1.2 договора - оригинал-макет рекламы утверждается Заказчиком, то есть – Банком; пункты 2.2.1 и 2.2.5 договора - Заказчик обязуется поручить Исполнителю выполнение работ и услуг по изготовлению и распространению рекламных материалов, предоставить информацию для этого в письменном виде; передать утвержденный оригинал-макет согласно техническим требованиям Исполнителя; кроме того, согласно пункту 4.2 договора Заказчик несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям закона сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Из указанных положений договора следует, что вне зависимости от того, кто являлся фактически рекламопроизводителем – ИП*** или ООО «СтандартСервис», вина рекламопроизводителя в нарушении указанных выше норм Закона отсутствует.

В связи с тем, что в материалы дела представлены все необходимые документы, в том числе договора в их поступательной последовательности: от рекламодателя – Банка, до рекламораспространителя - МУП «ПАТП-1», в связи с определением надлежащих лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе, Комиссия Тверского УФАС России считает, что отсутствуют основания и необходимость привлечения к участию в деле ИП ***

Как указано выше, рекламодателем спорной рекламы является Закрытое акционерное общество Банк «Советский», реклама размещалась в период с 16.12.2010 по 15.03.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых Закрытым акционерным обществом Банк «Советский» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады, размещаемую на городском автотранспорте в период с 16.12.2010 по 15.03.2011, ненадлежащей; Закрытое акционерное общество Банк «Советский» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Закрытого акционерного общества Банк «Советский» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-11-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  09 июня 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии          Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                     В.М. Фомин    

                                             

                                                                Е.А. Норотков

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-11-2011

­­­­

26 мая 2011 г.                                                                                                                       г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Норотков Е.А., специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-11-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ЗАО Банк «Советский»,

в отсутствие надлежаще извещенных законных представителей ЗАО Банк «Советский» (согласно письменному заявлению ЗАО Банк «Советский» не возражает против рассмотрения дела в отсутствие представителей Банка), ООО «СтандартСервис,

в присутствии представителя Тверского МУП «ПАТП-1» - ***,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в марте 2010 г. Тверским УФАС России выявлен факт размещения на городском автотранспорте – автобусах маршрута № 21, рекламы оказываемых Закрытым акционерным обществом Банк «Советский» (далее – Банк) услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады следующего содержания.

В левой верней части рекламы на коричневом фоне крупным шрифтом белого цвета указано:

«ВКЛАД 9,8% годовых в рублях».

Внизу рекламного изображения на коричневом фоне крупным шрифтом белого цвета указано «БАНК СОВЕТСКИЙ», более мелким шрифтом – «основан в 1990 году».

В нижней части рекламы на коричневом фоне белым шрифтом (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слова «ВКЛАД» и в 20 раз слов – «9,8») указаны остальные условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а также условия, определяющие фактические условия вклада, влияющие на сумму дохода, а именно:

«ВКЛАД: «Евровклад»: условия тарифа от 17.11.2010. Процентная ставка – 9,8% годовых. Срок хранения – 36 месяцев. Валюта вклада – российский рубль. Минимальная сумма вклада – 50000 рублей. Вклад – пролангируемый. Начисление процентов – в конце срока. В случае досрочного расторжения договора вклада проценты начисляются по условиям вклада «До востребования». Условия вклада могут меняться в связи с изменением тарифной политики Банка. Все изменения публикуются на сайте sovbank.ru. Доходы по вкладам физ.лиц облагаются налогом согласно ст.214.2 НК РФ, часть 2, раздел 8, глава 23. ЗАО Банк «Советский». Лицензия Банка России № 558 от 31.10.2001. Реклама».

Согласно материалам дела, в том числе документам, представленным Банком, 08.02.2010 в г. Твери Банк в лице директора филиала «Московский» ЗАО Банк «Советский» ***, действующей на основании доверенности, заключил с ИП *** договор № 3/Т о производстве рекламных работ и оказании услуг. Согласно договору ИП Кушнарева О.А. – Исполнитель, обязуется совершать по поручению Банка – Заказчика, юридические и иные действия, связанные с проведением рекламной акции клиента Заказчика посредством распространения его рекламы на городском пассажирском транспорте (пункт 1.1 договора); вид транспорта, маршруты, количество, сроки производства работ по монтажу и демонтажу рекламных материалов, а также сроки проката указаны в Приложении к договору (пункт 1.2 договора). Из этого же пункта договора следует, что оригинал-макет рекламы утверждается Заказчиком, то есть - Банком. Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.5 договора Заказчик обязуется поручить Исполнителю выполнение работ и услуг по изготовлению и распространению рекламных материалов, предоставить информацию для этого в письменном виде; передать утвержденный оригинал-макет согласно техническим требованиям Исполнителя. Согласно пункту 4.2 договора Заказчик несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям закона сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Приложением № 16 от 15.12.2010 к договору № 3/Т от 08.02.2010 стороны фактически продлили срок действия вышеуказанного договора; согласно Приложению Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и монтажу рекламного материала и обеспечению проката рекламного изображения Заказчика на бортах 2 (двух) ТС (пункт 1 Приложения); срок проката рекламы 3 (три) месяца с момента подписания акта ввода рекламы на транспортном средстве (пункт 2 Приложения). Согласно пункту 3 вышеуказанного Приложения, реклама распространяется в течение 3 месяцев – в период с 16.12.2010 по 15.03.2011, в г. Тверь, на бортах двух автобусов марки МАЗ, работающих по маршруту № 21. Приложением № 16 от 18.11.2010 к договору № 3/Т от 08.02.2010 Стороны определили дизайн-проект нанесения рекламного материала на бортах автобусов.

Согласно представленным ООО «СтандартСервис» документам данным Обществом 30.08.2010 с ИП ***заключен договор на оказание услуг № Т-29/10, а впоследствии – 01.12.2010, также договор № Т-96/10, согласно которым Заказчик – ИП ***, поручает, а Исполнитель – ООО «СтандартСервис», обязуется предоставить услуги по размещению рекламной продукции на внешней поверхности транспортных средств, находящихся в эксплуатации МУП «ПАТП-1», а именно на автобусах гос. № 893 и № 895, маршрут № 21. Согласно указанным договорам Заказчик – ИП ***, представляет Исполнителю изображение (фотографии) рекламно-информационных материалов для согласования (пункт 2.1.1 договора), самостоятельно производит размещение рекламной продукции на транспортных средствах (пункт 2.1.2 договора). Согласно пункту 2.1.6 договора Заказчик (ИП ***) обязан соблюдать действующее законодательство о рекламе и обеспечить размещение на рекламной продукции всей необходимой информации о рекламируемом товаре или услуге в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Исполнитель обязуется (пункт 2.2.1 договора) организовать доступ на территорию МУП «ПАТП-1» представителей Заказчика для размещения рекламной продукции. Срок действия договора № Т-29/10 (пункт 6.2) с 16.09.2010 по 15.12.2010, договора № Т-96/10 (пункт 6.2) – с учетом соглашения от 14.03.2011 о расторжении договора об оказании услуг № Т96/10 от 01.12.2010, - с 16.12.2010 по 15.03.2011.   

Согласно представленным Тверским Муниципальным унитарным предприятием «ПАТП-1» (далее – МУП «ПАТП-1») документам, 01.09.2010 МУП «ПАТП-1» и ООО «СтандартСервис» заключили договор № Т-31/10 на размещение рекламы на транспортном средстве, срок действия данного договора с 10.09.2010 по 09.12.2010 (пункт 5.1 договора); 01.12.2010 стороны заключили договор № Т-51/10 на размещение рекламы на транспортном средстве, срок действия данного договора с 16.12.2010 по 15.06.2011 (пункт 5.1 договора). Согласно указанным договорам Предприятие (МУП «ПАТП-1») предоставляет Рекламодателю (ООО «СтандартСервис») право размещать рекламу на транспортных средствах – автобусах государственные номера 893 и 895, марки МАЗ (пункт 1.1 договора). МУП «ПАТП-1» обязуется (пункт 2.1.2 договора) обеспечить доступ на предприятие лиц, привлеченных рекламодателем к размещению рекламы.  

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием боковых площадей транспортных средств (автобусов), адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга, как вклад.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – 9,8 % годовых в рублях, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, указанной гораздо более мелким и фактически нечитаемым шрифтом, указанная процентная ставка начисляется при следующих условиях:  срок вклада - 36 месяцев, минимальная сумма вклада - от 50 000 рублей. Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе  приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Спорная реклама ЗАО Банк «Советский» о вкладе размещалась на бортах городского автотранспорта, такая существенная и наиболее привлекательная для потребителя информация о данной финансовой услуге как годовая процентная ставка, указана крупным шрифтом, остальные условия вклада, необходимые потребителю для принятия осознанного решения вложения денежных средств, влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, расположены в нижней части борта, что значительно снижает уровень ее восприятия.

Согласно представленным пояснениям Банка от 26.05.2011, исх. № 09-04/3684, все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон не предъявляет требований к размеру шрифта рекламного объявления. Понятие «нечитаемый» является субъективным, зависящим как от физических данных конкретного потребителя, так и от многих внешних факторов (расстояния, погодные условия, освещение и т.д.).

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

Реклама с информацией об услуге и ее условиях, размещалась на автобусах с внешней стороны. Не требует доказательств то обстоятельство, что автобус является не стационарным объектом, а средством передвижения, то есть, движущимся объектом. Следовательно, потребитель рекламы мог знакомиться с рекламой оказываемых Банком услуг, как правило, когда автобус находится в движении, и в любом случае, с противоположной стороны улицы. Также в данном случае Комиссия Тверского УФАС России принимает во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на расстоянии менее 50 сантиметров от земли.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ЗАО Банк «Советский» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ЗАО БАНК «Советский»; о чем свидетельствуют, прежде всего, следующие положения договора от 08.02.2010 № 3/Т о производстве рекламных работ и оказании услуг, заключенным Банком и ИП ***: пункт 1.2 договора - оригинал-макет рекламы утверждается Заказчиком, то есть – Банком; пункты 2.2.1 и 2.2.5 договора - Заказчик обязуется поручить Исполнителю выполнение работ и услуг по изготовлению и распространению рекламных материалов, предоставить информацию для этого в письменном виде; передать утвержденный оригинал-макет согласно техническим требованиям Исполнителя; кроме того, согласно пункту 4.2 договора Заказчик несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям закона сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Из указанных положений договора следует, что вне зависимости от того, кто являлся фактически рекламопроизводителем – ИП*** или ООО «СтандартСервис», вина рекламопроизводителя в нарушении указанных выше норм Закона отсутствует.

В связи с тем, что в материалы дела представлены все необходимые документы, в том числе договора в их поступательной последовательности: от рекламодателя – Банка, до рекламораспространителя - МУП «ПАТП-1», в связи с определением надлежащих лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе, Комиссия Тверского УФАС России считает, что отсутствуют основания и необходимость привлечения к участию в деле ИП ***

Как указано выше, рекламодателем спорной рекламы является Закрытое акционерное общество Банк «Советский», реклама размещалась в период с 16.12.2010 по 15.03.2011.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказываемых Закрытым акционерным обществом Банк «Советский» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады, размещаемую на городском автотранспорте в период с 16.12.2010 по 15.03.2011, ненадлежащей; Закрытое акционерное общество Банк «Советский» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Закрытого акционерного общества Банк «Советский» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-11-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  09 июня 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии          Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                     В.М. Фомин    

                                             

                                                                Е.А. Норотков

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-11-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-11-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-09 04:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-26 04:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327035703 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )