Решение комиссии

Номер дела: № 05-6/2-09-2011
Дата публикации: 6 декабря 2011, 08:57

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-09-2011

­­­­

22 ноября 2011 год  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Шибанов Я.А. специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-09-2011, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оказываемых Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк», Банк) услуг,

в присутствии представителей

ОАО «ОТП Банк»: ***

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе Тверским УФАС России 26.05.2011 выявлен факт размещения на рекламном щите у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», расположенного по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 9, рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по предоставлению кредита следующего содержания: В верхней и средней частях рекламного изображения на зеленом фоне шрифтом белого цвета указано: «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях». В нижней части рекламы на белом фоне зелеными буквами указано: «Доступно и просто! www.otpbank.ru 8-800-100-55-55 ОТПБАНК Доверяя друг другу»; в этой же части рекламного изображения на салатовом фоне белыми буквами указано: «кредиты наличными».

В рамках проведения проверки по факту распространения вышеуказанной рекламы Тверским УФАС России установлено, что аналогичная реклама размещалась на территории других субъектов Российской Федерации, в частности, в городе Ярославль, в связи с чем, на основании ходатайства, Тверское УФАС России в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, наделено Федеральной антимонопольной службой полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ОАО «ОТП Банк» (г. Москва) по факту распространения рекламы услуг по предоставлению кредита с выражением «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях. Доступно и просто», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон).

Настоящее дело Тверским УФАС России возбуждено 25.08.2011.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорная реклама у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк» размещалась на основании договора № 5/05, заключенного 29.04.2011 Банком, в лице Советника Президента – директора  Дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций ***, и ООО «Альтера», в лице Генерального директора ***Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что Банк поручает, а ООО «Альтера» принимает на себя обязательства по изготовлению, доставке на место монтажа, монтажу и электроподключению рекламно-информационных конструкций.

Согласно представленным при рассмотрении настоящего дела 19.09.2011 ОАО «ОТП Банк» письменным пояснениям, содержание рекламы «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», размещенной у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», определялось непосредственно Банком. Указанная реклама размещалась с марта 2011 г., и по состоянию на 15.09.2011 распространение рекламных плакатов «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» Банком не осуществляется. Кроме того, аналогичная реклама размещалась также по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 10.

Кроме того, также 26.05.2011, Тверским УФАС России выявлено размещение на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, в непосредственной близости от клуба «Лазурный», рекламного изображения, имеющего внешнее сходство со спорной рекламой. Также на зеленом фоне шрифтом белого цвета указано: «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях»; в правой части рекламного изображения указано: «Доступно и просто! www.otpbank.ru 8-800-100-55-55 ОТПБАНК Доверяя друг другу кредиты наличными». В нижней части данного рекламного изображения на белом фоне мелким шрифтом указано: «Сумма от 15 000 до 750 000 рублей. Ставка 10,9% годовых. Срок 1-6 месяцев. Обеспечение: поручительство физического лица. Единовременная плата 2% от суммы кредита. Ежемесячная плата не взимается. Досрочное погашение без комиссий, минимальная сумма не менее 4 000 рублей без учета ежемесячного платежа. Условия действительны на 15.03.2011. ОАО «ОТП «Банк». Реклама».

Кроме того, на сайте http://www.otpbank.ru/ (сайт ОАО «ОТП «Банк») размещена информация о кредитном продукте «Отличный кредит наличными»; согласно размещенной на сайте информации, процентная ставка по данному кредитному продукту, в зависимости от изложенных на сайте условий, составляет от 10,9%  до 25,9%, при этом сумма кредита составляет от 51 000 до 750 000 рублей.

Как пояснил при рассмотрении настоящего дела 19.09.2011 и 22.11.2011 представитель Банка, кредитный продукт «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» введен приказом № 99 от 14.03.2011. Сумма кредита по данному кредитному продукту на дату введения кредитного продукта составляла от 15 000 рублей до 750 000 рублей; впоследствии – от 51 000 до 750 000 рублей. Срок, на который предоставлялся кредит: 1-6 месяцев. По мнению представителя Банка, по данному кредитному продукту отсутствуют какие-либо иные условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, в связи с чем данная реклама не нарушает требования законодательства о рекламе. Как пояснил также представитель Банка, приказом № 76-1 от 28.02.2011 с 01.03.2011 в регионах кредитования ОАО «ОТП Банк» введен кредитный продукт «Отличный кредит наличными», в рамках которого минимальная процентная ставка составляла 10,9% годовых, в каждом конкретном случае размер процентной ставки определялся Банком и мог варьироваться в зависимости от уровня риска потенциального клиента. 

Кроме того, представитель Банка пояснил, что на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, распространяется реклама другого кредитного продукта – не «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», а кредитного продукта «Отличный кредит наличными», в связи с чем информация о наличии единовременной платы в размере 2% от суммы кредита не свидетельствует о наличии такой платы по кредитному продукту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях»; такая плата взимается в связи с предоставлением кредита «Отличный кредит наличными».

В соответствии со статьей 1 Закона целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама кредитного продукта «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», размещенная у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламного щита, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как предоставление кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Между тем распространенная Банком реклама содержала сведения только о минимальной процентной ставке и в ней не были указаны сумма кредита, срок кредита, наличие (отсутствие) иных платежей по кредиту.

При этом учитывается также следующее.

Банком одновременно распространялись два кредитных продукта «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» и «Отличный кредит наличными», в рамках которого минимальная процентная ставка годовых также составляла 10,9%, максимальная, как это следует из информации с сайта – 27,9 % годовых. Согласно представленной Банком информации, за период с 01.03.2011 по 30.09.2011 по кредитной программе «Отличный кредит наличными» на территории  Тверской области выдано 889 кредитов. За тот же период по кредитной программе «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», несмотря на объективно более выгодную процентную ставку при одинаковой сумме кредита, выдано всего 2 кредита: 04.08.2011 и 23.09.2011 соответственно.

Тверское УФАС России также критично относится к доводам Банка о размещении рекламы у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк» по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 9, и на рекламной конструкции на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, различных кредитных продуктов. Оба рекламных изображения идентичны, на рекламной конструкции на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери дополнительно размещена информация об условиях: сумме кредита; сроке, на который предоставляется кредит; процентной ставке, а также о наличии единовременной платы в размере 2% от суммы кредита. При этом такие условия более соответствуют кредиту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», а не кредитному продукту «Отличный кредит наличными», в части сроков, на который предоставляется кредит. Таким образом, довод Банка об отсутствии в принципе условий предоставления кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», влияющих на сумму расходов либо определяющих стоимость кредита, не соответствует действительности.

Отсутствие в спорной рекламе какого-либо указания на то, что кредитный продукт (кредитная программа) «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» является самостоятельной или отличной от кредитного продукта «Отличный кредит наличными» кредитной программой, отсутствие указания на такие условия предоставления кредита, как сумма кредита, срок предоставления кредита, при том, что Банком одновременно предоставлялся кредит «Отличный кредит наличными» с минимальной процентной ставкой годовых, соответствующей ставке по кредиту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», свидетельствует о несоблюдении Банком установленных статьей 5 Закона общих требований к рекламе, в частности, требований части 7 статьи 5 Закона. Косвенно это подтверждается и представленной Банком информации о количестве лиц, получивших кредиты по каждой из кредитных программ. При этом соотношении таких лиц – 889 к 2, при том, что фактическая процентная ставка в случае предоставления кредита «Отличный кредит наличными» значительно выше, чем в случаях получения кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», свидетельствует о явной диспропорции в пользу предоставления кредита с более высокой фактической процентной ставкой, очевидно не соответствующей имущественным и финансовым интересам потребителей рекламы – получателей кредита.

При наличии двух кредитных программ, существенно различающихся между собой по величине расходов потенциальных получателей (в первую очередь, по величине процентной ставки), Банк размещал рекламу таким образом, при котором потребитель был лишен возможности объективную и достоверную информацию как о виде кредитного продукта, так и истинных условиях кредитования, и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по предоставлению кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» нарушены требования пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

Указанное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.03.2009 № 15340/08.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2, 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «ОТП Банк».

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу услуг по предоставлению кредита, размещаемую Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» в период с марта по сентябрь 2011 г., и содержащую выражение «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях. Доступно и просто», ненадлежащей; Открытое акционерное общество «ОТП Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «ОТП Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-09-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                                           Я.А. Шибанов

stdClass Object ( [vid] => 7239 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7239 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327035550 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-09-2011

­­­­

22 ноября 2011 год  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Шибанов Я.А. специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-09-2011, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оказываемых Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк», Банк) услуг,

в присутствии представителей

ОАО «ОТП Банк»: ***

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе Тверским УФАС России 26.05.2011 выявлен факт размещения на рекламном щите у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», расположенного по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 9, рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по предоставлению кредита следующего содержания: В верхней и средней частях рекламного изображения на зеленом фоне шрифтом белого цвета указано: «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях». В нижней части рекламы на белом фоне зелеными буквами указано: «Доступно и просто! www.otpbank.ru 8-800-100-55-55 ОТПБАНК Доверяя друг другу»; в этой же части рекламного изображения на салатовом фоне белыми буквами указано: «кредиты наличными».

В рамках проведения проверки по факту распространения вышеуказанной рекламы Тверским УФАС России установлено, что аналогичная реклама размещалась на территории других субъектов Российской Федерации, в частности, в городе Ярославль, в связи с чем, на основании ходатайства, Тверское УФАС России в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, наделено Федеральной антимонопольной службой полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ОАО «ОТП Банк» (г. Москва) по факту распространения рекламы услуг по предоставлению кредита с выражением «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях. Доступно и просто», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон).

Настоящее дело Тверским УФАС России возбуждено 25.08.2011.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорная реклама у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк» размещалась на основании договора № 5/05, заключенного 29.04.2011 Банком, в лице Советника Президента – директора  Дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций ***, и ООО «Альтера», в лице Генерального директора ***Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что Банк поручает, а ООО «Альтера» принимает на себя обязательства по изготовлению, доставке на место монтажа, монтажу и электроподключению рекламно-информационных конструкций.

Согласно представленным при рассмотрении настоящего дела 19.09.2011 ОАО «ОТП Банк» письменным пояснениям, содержание рекламы «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», размещенной у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», определялось непосредственно Банком. Указанная реклама размещалась с марта 2011 г., и по состоянию на 15.09.2011 распространение рекламных плакатов «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» Банком не осуществляется. Кроме того, аналогичная реклама размещалась также по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 10.

Кроме того, также 26.05.2011, Тверским УФАС России выявлено размещение на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, в непосредственной близости от клуба «Лазурный», рекламного изображения, имеющего внешнее сходство со спорной рекламой. Также на зеленом фоне шрифтом белого цвета указано: «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях»; в правой части рекламного изображения указано: «Доступно и просто! www.otpbank.ru 8-800-100-55-55 ОТПБАНК Доверяя друг другу кредиты наличными». В нижней части данного рекламного изображения на белом фоне мелким шрифтом указано: «Сумма от 15 000 до 750 000 рублей. Ставка 10,9% годовых. Срок 1-6 месяцев. Обеспечение: поручительство физического лица. Единовременная плата 2% от суммы кредита. Ежемесячная плата не взимается. Досрочное погашение без комиссий, минимальная сумма не менее 4 000 рублей без учета ежемесячного платежа. Условия действительны на 15.03.2011. ОАО «ОТП «Банк». Реклама».

Кроме того, на сайте http://www.otpbank.ru/ (сайт ОАО «ОТП «Банк») размещена информация о кредитном продукте «Отличный кредит наличными»; согласно размещенной на сайте информации, процентная ставка по данному кредитному продукту, в зависимости от изложенных на сайте условий, составляет от 10,9%  до 25,9%, при этом сумма кредита составляет от 51 000 до 750 000 рублей.

Как пояснил при рассмотрении настоящего дела 19.09.2011 и 22.11.2011 представитель Банка, кредитный продукт «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» введен приказом № 99 от 14.03.2011. Сумма кредита по данному кредитному продукту на дату введения кредитного продукта составляла от 15 000 рублей до 750 000 рублей; впоследствии – от 51 000 до 750 000 рублей. Срок, на который предоставлялся кредит: 1-6 месяцев. По мнению представителя Банка, по данному кредитному продукту отсутствуют какие-либо иные условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, в связи с чем данная реклама не нарушает требования законодательства о рекламе. Как пояснил также представитель Банка, приказом № 76-1 от 28.02.2011 с 01.03.2011 в регионах кредитования ОАО «ОТП Банк» введен кредитный продукт «Отличный кредит наличными», в рамках которого минимальная процентная ставка составляла 10,9% годовых, в каждом конкретном случае размер процентной ставки определялся Банком и мог варьироваться в зависимости от уровня риска потенциального клиента. 

Кроме того, представитель Банка пояснил, что на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, распространяется реклама другого кредитного продукта – не «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», а кредитного продукта «Отличный кредит наличными», в связи с чем информация о наличии единовременной платы в размере 2% от суммы кредита не свидетельствует о наличии такой платы по кредитному продукту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях»; такая плата взимается в связи с предоставлением кредита «Отличный кредит наличными».

В соответствии со статьей 1 Закона целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама кредитного продукта «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», размещенная у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламного щита, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как предоставление кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Между тем распространенная Банком реклама содержала сведения только о минимальной процентной ставке и в ней не были указаны сумма кредита, срок кредита, наличие (отсутствие) иных платежей по кредиту.

При этом учитывается также следующее.

Банком одновременно распространялись два кредитных продукта «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» и «Отличный кредит наличными», в рамках которого минимальная процентная ставка годовых также составляла 10,9%, максимальная, как это следует из информации с сайта – 27,9 % годовых. Согласно представленной Банком информации, за период с 01.03.2011 по 30.09.2011 по кредитной программе «Отличный кредит наличными» на территории  Тверской области выдано 889 кредитов. За тот же период по кредитной программе «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», несмотря на объективно более выгодную процентную ставку при одинаковой сумме кредита, выдано всего 2 кредита: 04.08.2011 и 23.09.2011 соответственно.

Тверское УФАС России также критично относится к доводам Банка о размещении рекламы у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк» по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 9, и на рекламной конструкции на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, различных кредитных продуктов. Оба рекламных изображения идентичны, на рекламной конструкции на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери дополнительно размещена информация об условиях: сумме кредита; сроке, на который предоставляется кредит; процентной ставке, а также о наличии единовременной платы в размере 2% от суммы кредита. При этом такие условия более соответствуют кредиту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», а не кредитному продукту «Отличный кредит наличными», в части сроков, на который предоставляется кредит. Таким образом, довод Банка об отсутствии в принципе условий предоставления кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», влияющих на сумму расходов либо определяющих стоимость кредита, не соответствует действительности.

Отсутствие в спорной рекламе какого-либо указания на то, что кредитный продукт (кредитная программа) «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» является самостоятельной или отличной от кредитного продукта «Отличный кредит наличными» кредитной программой, отсутствие указания на такие условия предоставления кредита, как сумма кредита, срок предоставления кредита, при том, что Банком одновременно предоставлялся кредит «Отличный кредит наличными» с минимальной процентной ставкой годовых, соответствующей ставке по кредиту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», свидетельствует о несоблюдении Банком установленных статьей 5 Закона общих требований к рекламе, в частности, требований части 7 статьи 5 Закона. Косвенно это подтверждается и представленной Банком информации о количестве лиц, получивших кредиты по каждой из кредитных программ. При этом соотношении таких лиц – 889 к 2, при том, что фактическая процентная ставка в случае предоставления кредита «Отличный кредит наличными» значительно выше, чем в случаях получения кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», свидетельствует о явной диспропорции в пользу предоставления кредита с более высокой фактической процентной ставкой, очевидно не соответствующей имущественным и финансовым интересам потребителей рекламы – получателей кредита.

При наличии двух кредитных программ, существенно различающихся между собой по величине расходов потенциальных получателей (в первую очередь, по величине процентной ставки), Банк размещал рекламу таким образом, при котором потребитель был лишен возможности объективную и достоверную информацию как о виде кредитного продукта, так и истинных условиях кредитования, и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по предоставлению кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» нарушены требования пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

Указанное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.03.2009 № 15340/08.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2, 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «ОТП Банк».

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу услуг по предоставлению кредита, размещаемую Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» в период с марта по сентябрь 2011 г., и содержащую выражение «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях. Доступно и просто», ненадлежащей; Открытое акционерное общество «ОТП Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «ОТП Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-09-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                                           Я.А. Шибанов

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 05-6/2-09-2011

­­­­

22 ноября 2011 год  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

- Шибанов Я.А. специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-09-2011, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оказываемых Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк», Банк) услуг,

в присутствии представителей

ОАО «ОТП Банк»: ***

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе Тверским УФАС России 26.05.2011 выявлен факт размещения на рекламном щите у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», расположенного по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 9, рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по предоставлению кредита следующего содержания: В верхней и средней частях рекламного изображения на зеленом фоне шрифтом белого цвета указано: «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях». В нижней части рекламы на белом фоне зелеными буквами указано: «Доступно и просто! www.otpbank.ru 8-800-100-55-55 ОТПБАНК Доверяя друг другу»; в этой же части рекламного изображения на салатовом фоне белыми буквами указано: «кредиты наличными».

В рамках проведения проверки по факту распространения вышеуказанной рекламы Тверским УФАС России установлено, что аналогичная реклама размещалась на территории других субъектов Российской Федерации, в частности, в городе Ярославль, в связи с чем, на основании ходатайства, Тверское УФАС России в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, наделено Федеральной антимонопольной службой полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ОАО «ОТП Банк» (г. Москва) по факту распространения рекламы услуг по предоставлению кредита с выражением «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях. Доступно и просто», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон).

Настоящее дело Тверским УФАС России возбуждено 25.08.2011.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорная реклама у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк» размещалась на основании договора № 5/05, заключенного 29.04.2011 Банком, в лице Советника Президента – директора  Дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций ***, и ООО «Альтера», в лице Генерального директора ***Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что Банк поручает, а ООО «Альтера» принимает на себя обязательства по изготовлению, доставке на место монтажа, монтажу и электроподключению рекламно-информационных конструкций.

Согласно представленным при рассмотрении настоящего дела 19.09.2011 ОАО «ОТП Банк» письменным пояснениям, содержание рекламы «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», размещенной у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», определялось непосредственно Банком. Указанная реклама размещалась с марта 2011 г., и по состоянию на 15.09.2011 распространение рекламных плакатов «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» Банком не осуществляется. Кроме того, аналогичная реклама размещалась также по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 10.

Кроме того, также 26.05.2011, Тверским УФАС России выявлено размещение на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, в непосредственной близости от клуба «Лазурный», рекламного изображения, имеющего внешнее сходство со спорной рекламой. Также на зеленом фоне шрифтом белого цвета указано: «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях»; в правой части рекламного изображения указано: «Доступно и просто! www.otpbank.ru 8-800-100-55-55 ОТПБАНК Доверяя друг другу кредиты наличными». В нижней части данного рекламного изображения на белом фоне мелким шрифтом указано: «Сумма от 15 000 до 750 000 рублей. Ставка 10,9% годовых. Срок 1-6 месяцев. Обеспечение: поручительство физического лица. Единовременная плата 2% от суммы кредита. Ежемесячная плата не взимается. Досрочное погашение без комиссий, минимальная сумма не менее 4 000 рублей без учета ежемесячного платежа. Условия действительны на 15.03.2011. ОАО «ОТП «Банк». Реклама».

Кроме того, на сайте http://www.otpbank.ru/ (сайт ОАО «ОТП «Банк») размещена информация о кредитном продукте «Отличный кредит наличными»; согласно размещенной на сайте информации, процентная ставка по данному кредитному продукту, в зависимости от изложенных на сайте условий, составляет от 10,9%  до 25,9%, при этом сумма кредита составляет от 51 000 до 750 000 рублей.

Как пояснил при рассмотрении настоящего дела 19.09.2011 и 22.11.2011 представитель Банка, кредитный продукт «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» введен приказом № 99 от 14.03.2011. Сумма кредита по данному кредитному продукту на дату введения кредитного продукта составляла от 15 000 рублей до 750 000 рублей; впоследствии – от 51 000 до 750 000 рублей. Срок, на который предоставлялся кредит: 1-6 месяцев. По мнению представителя Банка, по данному кредитному продукту отсутствуют какие-либо иные условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, в связи с чем данная реклама не нарушает требования законодательства о рекламе. Как пояснил также представитель Банка, приказом № 76-1 от 28.02.2011 с 01.03.2011 в регионах кредитования ОАО «ОТП Банк» введен кредитный продукт «Отличный кредит наличными», в рамках которого минимальная процентная ставка составляла 10,9% годовых, в каждом конкретном случае размер процентной ставки определялся Банком и мог варьироваться в зависимости от уровня риска потенциального клиента. 

Кроме того, представитель Банка пояснил, что на рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, распространяется реклама другого кредитного продукта – не «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», а кредитного продукта «Отличный кредит наличными», в связи с чем информация о наличии единовременной платы в размере 2% от суммы кредита не свидетельствует о наличии такой платы по кредитному продукту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях»; такая плата взимается в связи с предоставлением кредита «Отличный кредит наличными».

В соответствии со статьей 1 Закона целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная выше реклама кредитного продукта «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», размещенная у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк», полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламного щита, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как предоставление кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях».

Законом установлены как общие требования к рекламе (статья 5 Закона), так и особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 3 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона.

В частности, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Между тем распространенная Банком реклама содержала сведения только о минимальной процентной ставке и в ней не были указаны сумма кредита, срок кредита, наличие (отсутствие) иных платежей по кредиту.

При этом учитывается также следующее.

Банком одновременно распространялись два кредитных продукта «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» и «Отличный кредит наличными», в рамках которого минимальная процентная ставка годовых также составляла 10,9%, максимальная, как это следует из информации с сайта – 27,9 % годовых. Согласно представленной Банком информации, за период с 01.03.2011 по 30.09.2011 по кредитной программе «Отличный кредит наличными» на территории  Тверской области выдано 889 кредитов. За тот же период по кредитной программе «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», несмотря на объективно более выгодную процентную ставку при одинаковой сумме кредита, выдано всего 2 кредита: 04.08.2011 и 23.09.2011 соответственно.

Тверское УФАС России также критично относится к доводам Банка о размещении рекламы у входа в здание операционного офиса «Тверской» ОАО «ОТП Банк» по адресу: г. Тверь, Тверской просп., д. 9, и на рекламной конструкции на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери, различных кредитных продуктов. Оба рекламных изображения идентичны, на рекламной конструкции на пересечении ул. Трехсвятская и Тверского просп. г. Твери дополнительно размещена информация об условиях: сумме кредита; сроке, на который предоставляется кредит; процентной ставке, а также о наличии единовременной платы в размере 2% от суммы кредита. При этом такие условия более соответствуют кредиту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», а не кредитному продукту «Отличный кредит наличными», в части сроков, на который предоставляется кредит. Таким образом, довод Банка об отсутствии в принципе условий предоставления кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», влияющих на сумму расходов либо определяющих стоимость кредита, не соответствует действительности.

Отсутствие в спорной рекламе какого-либо указания на то, что кредитный продукт (кредитная программа) «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» является самостоятельной или отличной от кредитного продукта «Отличный кредит наличными» кредитной программой, отсутствие указания на такие условия предоставления кредита, как сумма кредита, срок предоставления кредита, при том, что Банком одновременно предоставлялся кредит «Отличный кредит наличными» с минимальной процентной ставкой годовых, соответствующей ставке по кредиту «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», свидетельствует о несоблюдении Банком установленных статьей 5 Закона общих требований к рекламе, в частности, требований части 7 статьи 5 Закона. Косвенно это подтверждается и представленной Банком информации о количестве лиц, получивших кредиты по каждой из кредитных программ. При этом соотношении таких лиц – 889 к 2, при том, что фактическая процентная ставка в случае предоставления кредита «Отличный кредит наличными» значительно выше, чем в случаях получения кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях», свидетельствует о явной диспропорции в пользу предоставления кредита с более высокой фактической процентной ставкой, очевидно не соответствующей имущественным и финансовым интересам потребителей рекламы – получателей кредита.

При наличии двух кредитных программ, существенно различающихся между собой по величине расходов потенциальных получателей (в первую очередь, по величине процентной ставки), Банк размещал рекламу таким образом, при котором потребитель был лишен возможности объективную и достоверную информацию как о виде кредитного продукта, так и истинных условиях кредитования, и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ОАО «ОТП Банк» услуг по предоставлению кредита «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях» нарушены требования пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

Указанное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.03.2009 № 15340/08.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2, 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является Открытое акционерное общество «ОТП Банк».

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу услуг по предоставлению кредита, размещаемую Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» в период с марта по сентябрь 2011 г., и содержащую выражение «Отличный кредит наличными 10,9% годовых в рублях. Доступно и просто», ненадлежащей; Открытое акционерное общество «ОТП Банк» - нарушившим требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Открытому акционерному обществу «ОТП Банк» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-09-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

            Председатель Комиссии     Л.В. Посохова

 

            Члены Комиссии                 В.М. Фомин    

                                                           Я.А. Шибанов

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-09-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-09-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-06 04:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-22 04:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327035550 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )