Решение комиссии по контролю в сфере размещения заказов Тверского УФАС России

Номер дела: № 05-6/2-2-2011
Дата публикации: 6 мая 2011, 16:01

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-2-2011

 

 27 апреля  2011 год  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии -  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

Фомин В.М., заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

Норотков Е.А., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа управления,

рассмотрев дело № 05-6/2-2-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»,

в присутствии представителей:

- ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»: ***

- гр-на ***,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении на рассмотрении находится жалоба гр-на *** на действия ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» (далее – Банк).

Согласно содержанию жалобы гр-на *** он, ознакомившись с рекламой Банка о предоставлении кредита «Профессионал», 28.07.2010 обратился в Тверской филиал Банка с заявлением о получении такого кредита в размере 500 000 рублей. В тот же день кредит ему был оформлен. При получении кредита ему в Банке был представлен целый пакет документов, составленных мелким шрифтом. В полном объеме с документами он физически не мог ознакомиться и подписал их, полагая, что все условия кредитования ему известны из рекламы. После подписания документов выяснилось, что кредит ему был выдан на условиях, не соответствующих указанным в рекламе. В заявлении гр-на *** указывает на такие условия, не соответствующие указанным в рекламе либо не содержащемся в ней.

В частности, в заявлении указано на то, что для получения кредита его получателю необходимо добровольно застраховать свою жизнь и здоровье, при этом в рекламе такое условие получения кредита отсутствовало. При этом страховой организацией явилась определенная Банком ЗАО «Страховая компания «Авива»; сумма страховой премии составила 28 500 рублей и была оплачена из суммы кредита, вследствие чего полученная им сумма кредита фактически была уменьшена на сумму страховой премии и составила 471 500 рублей.

В заявлении гр-на *** также указано на то, что в рекламе отсутствует информация о предоставлении кредита с использованием кредитной карты «Master Card Unembossed», принадлежащей Банку. Все платежи по кредиту осуществляются через данную банковскую карту, при этом услуги по банковской карте оплачиваются отдельно; в том числе дополнительно оплачиваются услуги по зачислению платежей.

Кроме того, в заявлении гр-на *** указано на то, что в рекламе имеется информация о годовой процентной ставке по кредиту - 12, 5 %, имеется также указание на то, что комиссия за расчетное обслуживание составляет 0, 69 %. Вместе с тем, информацию о полной стоимости кредита  - 29,41% годовых, он узнал, только получив «График платежей»; информация о реальных расходах по пользованию кредитом в рекламе Банка не указана.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктами 1 – 3, 5 и 7 статьи 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из заявления гр-на *** и материалов дела, информация о предоставляемых Банком кредитов, в том числе кредита «Профессионал», распространялась посредством рекламных буклетов, которые содержали, в частности, следующую информацию для частных клиентов:

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Кредит на неотложные нужды без залога и поручительства

Основные условия:

- сумма кредита в рублях РФ                                                               от 200 000 до 750 000

- процентная ставка по кредиту (годовая)                                        12,5%

- комиссия за расчетное обслуживание                                              0,69%

- комиссия за зачисление кредитных средств на Счет Клиента    не взимается

- срок кредита                                                                                        от 12 до 60 месяцев

- время рассмотрения заявки                                                                3 дня».

Далее по тексту рекламного буклета относительно кредита «Профессионал» содержится информация о том, что комиссия за расчетное обслуживание рассчитывается от суммы зачисленного на Счет Кредита и взимается ежемесячно в составе очередного Платежа.

Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных буклетов, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данном случае объектом рекламирования являлись такая оказываемая НБ «Траст» финансовая услуга как кредит, в частности, кредит «Профессионал».

Поскольку Комиссией рассматривается дело, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе, то оценке подлежит насколько реклама предоставляемого Банком кредита «Профессионал» соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 28 Закона.

Системный анализ положений Закона о рекламе также позволяет сделать вывод о том, что требования частей 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондируют с частью 7 статьи 5 Закона, установленной в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Следовательно, в спорном случае для определения того, является ли реклама надлежащей, оценивается не только и не столько то, насколько реклама содержала информацию об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в том числе условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. В данном случае оценивается также то, содержит ли реклама существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не искажается ли при этом смысл информации и не вводятся ли в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия приходит к выводу о том, что при размещении рекламы предоставляемого ОАО «Национальный Банк «Траст» кредита «Профессионал» нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона, учитывая следующее.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама предоставляемого Банком кредита «Профессионал» не содержит всех условий оказания такой услуги, влияющих на его стоимость и на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся такой услугой лица.

В частности, реклама не содержит информации о таком условии предоставления кредита «Профессионал», влияющем на его стоимость и/или сумму расходов, как «добровольное страхование жизни и здоровья», влекущее за собой вычет суммы страховой премии в размере 28 500 рублей из суммы Кредита (раздел 4 Заявления о предоставлении кредита на неотложные нужды «Информация о полисе добровольного страхования жизни и здоровья (при наличии)», пункт 1.2 и абзац 3 на странице 4/4 договора). При этом довод о «добровольном» характере страхования жизни и здоровья не имеет значения в данном конкретном случае применительно к нормам пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона, поскольку, вне зависимости от того, является ли такое «добровольное страхование» обязательным условием предоставления кредита или нет, данное условие повлияло (на что указывает конкретный случай предоставления Банком кредита гр-ну ***) на стоимость кредита и на сумму расходов, которые понесло воспользовавшееся услугой лицо.      

Кроме того, реклама не содержит информации о том, что кредит предоставляется посредством использования карты «Master Card Unembossed». Между тем, как следует из представленного Комиссии договора, заключенного между Банком и гр-ном ***, условия использования данной карты также могут влечь за собой дополнительные расходы, в частности, (далее ссылки на «Тарифный план «Master Card Unembossed»), при проведении операции через кассу Банка (в данном случае ОАО «Национальный банк «Траст») – 0,3 % от суммы операции (подпункт 9.1 Тарифного плана), при проведении операции через кассу банка – агента (без учета комиссии банка – агента) – 1 % от суммы операции (мин. 80 руб.) (подпункт 9.3 Тарифного плана), а также расходы, предусмотренные пунктами 9.5 и 9.6 Тарифного плана.

Указанное свидетельствует также о нарушении при размещении спорной рекламы требований части 7 статьи 5 Закона.

Как правило, реклама банковских услуг, в том числе услуг по предоставлению в кредит  денежных средств, направлена на формирование у потребителей рекламы желания ею воспользоваться, в связи с чем существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Как считает Комиссия, само по себе формальное соблюдение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона (в случае действительного соблюдения таких требований) не во всех случаях свидетельствует о соблюдении требований части 7 статьи 5 Закона, как указано выше, установленной в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). В связи с этим, характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов. Реклама содержит информацию о процентной ставке по кредиту (в процентах годовых) – 12, 5 % годовых, которая, объективно, является привлекательной для потребителя рекламы; о комиссии за расчетное обслуживание – 0,69 %; вместе с тем, указанные условия, не дают потребителю рекламы правильного представления о рекламируемом продукте. Как указано выше, согласно договору, заключенному между Банком и гр-ном ***, полная стоимость кредита составила 29, 41% годовых, что явно несоразмерно указанной в рекламе процентной ставке по кредиту – 12, 5 % годовых.  Следовательно, включение Банком в текст рекламы сведений о процентной ставке по кредиту и сведений о комиссии за расчетное обслуживание, не свидетельствует о соблюдении Банком требований законодательства о рекламе о необходимости размещения в рекламе существенной информации, отсутствие которой ввело потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, Комиссия установила, что при размещении Банком рекламы кредитного продукта «Профессионал» были нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона.

Согласно договору № 11-02 возмездного оказания услуг от 11.11.2009, рекламные буклеты с информацией о кредитах, в том числе кредите «Профессионал», изготовлены ООО «ПРОФ АЛЬЯНС» по заказу ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» в лице Управляющего директора блока «Розничный бизнес». Следовательно, рекламодателем, а также рекламораспространителем (поскольку реклама распространялась в Банке, его отделениях и офисах) является ОАО «Национальный банк «ТРАСТ».    

Согласно письменным пояснениям Банка (исх. № Ф/001-1-112 от 17.02.2011), фактическое размещение спорной рекламы производилось в период с 25.11.2011 по 07.02.2011. Комиссия, с учетом очевидной ошибки в дате указания начала размещения рекламы и сведений о дате производства рекламных буклетов, пришла к выводу о том, что реклама размещалась в период с 25.11.2009. Вместе с тем, вне зависимости от фактической даты начала размещения рекламы в данном случае существенным является то, что реклама размещалась в период заключения гр-ном *** договора – 28.07.2010 г., а также дата окончания размещения рекламы – 07.02.2011, с точки зрения возможности и необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. 

В соответствии частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частями 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем, как указано выше, является ОАО «Национальный банк «ТРАСТ».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать размещаемую ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» рекламу услуги по предоставлению кредита «Профессионал» ненадлежащей; ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» - нарушившим требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

 3. Передать материалы дела № 05-6/2-2-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

              Председатель Комиссии         Л.В. Посохова

              Члены Комиссии                В.М. Фомин

                                                        Е.А. Норотков

stdClass Object ( [vid] => 7234 [uid] => 5 [title] => Решение комиссии по контролю в сфере размещения заказов Тверского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7234 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326978172 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-2-2011

 

 27 апреля  2011 год  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии -  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

Фомин В.М., заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

Норотков Е.А., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа управления,

рассмотрев дело № 05-6/2-2-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»,

в присутствии представителей:

- ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»: ***

- гр-на ***,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении на рассмотрении находится жалоба гр-на *** на действия ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» (далее – Банк).

Согласно содержанию жалобы гр-на *** он, ознакомившись с рекламой Банка о предоставлении кредита «Профессионал», 28.07.2010 обратился в Тверской филиал Банка с заявлением о получении такого кредита в размере 500 000 рублей. В тот же день кредит ему был оформлен. При получении кредита ему в Банке был представлен целый пакет документов, составленных мелким шрифтом. В полном объеме с документами он физически не мог ознакомиться и подписал их, полагая, что все условия кредитования ему известны из рекламы. После подписания документов выяснилось, что кредит ему был выдан на условиях, не соответствующих указанным в рекламе. В заявлении гр-на *** указывает на такие условия, не соответствующие указанным в рекламе либо не содержащемся в ней.

В частности, в заявлении указано на то, что для получения кредита его получателю необходимо добровольно застраховать свою жизнь и здоровье, при этом в рекламе такое условие получения кредита отсутствовало. При этом страховой организацией явилась определенная Банком ЗАО «Страховая компания «Авива»; сумма страховой премии составила 28 500 рублей и была оплачена из суммы кредита, вследствие чего полученная им сумма кредита фактически была уменьшена на сумму страховой премии и составила 471 500 рублей.

В заявлении гр-на *** также указано на то, что в рекламе отсутствует информация о предоставлении кредита с использованием кредитной карты «Master Card Unembossed», принадлежащей Банку. Все платежи по кредиту осуществляются через данную банковскую карту, при этом услуги по банковской карте оплачиваются отдельно; в том числе дополнительно оплачиваются услуги по зачислению платежей.

Кроме того, в заявлении гр-на *** указано на то, что в рекламе имеется информация о годовой процентной ставке по кредиту - 12, 5 %, имеется также указание на то, что комиссия за расчетное обслуживание составляет 0, 69 %. Вместе с тем, информацию о полной стоимости кредита  - 29,41% годовых, он узнал, только получив «График платежей»; информация о реальных расходах по пользованию кредитом в рекламе Банка не указана.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктами 1 – 3, 5 и 7 статьи 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из заявления гр-на *** и материалов дела, информация о предоставляемых Банком кредитов, в том числе кредита «Профессионал», распространялась посредством рекламных буклетов, которые содержали, в частности, следующую информацию для частных клиентов:

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Кредит на неотложные нужды без залога и поручительства

Основные условия:

- сумма кредита в рублях РФ                                                               от 200 000 до 750 000

- процентная ставка по кредиту (годовая)                                        12,5%

- комиссия за расчетное обслуживание                                              0,69%

- комиссия за зачисление кредитных средств на Счет Клиента    не взимается

- срок кредита                                                                                        от 12 до 60 месяцев

- время рассмотрения заявки                                                                3 дня».

Далее по тексту рекламного буклета относительно кредита «Профессионал» содержится информация о том, что комиссия за расчетное обслуживание рассчитывается от суммы зачисленного на Счет Кредита и взимается ежемесячно в составе очередного Платежа.

Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных буклетов, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данном случае объектом рекламирования являлись такая оказываемая НБ «Траст» финансовая услуга как кредит, в частности, кредит «Профессионал».

Поскольку Комиссией рассматривается дело, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе, то оценке подлежит насколько реклама предоставляемого Банком кредита «Профессионал» соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 28 Закона.

Системный анализ положений Закона о рекламе также позволяет сделать вывод о том, что требования частей 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондируют с частью 7 статьи 5 Закона, установленной в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Следовательно, в спорном случае для определения того, является ли реклама надлежащей, оценивается не только и не столько то, насколько реклама содержала информацию об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в том числе условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. В данном случае оценивается также то, содержит ли реклама существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не искажается ли при этом смысл информации и не вводятся ли в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия приходит к выводу о том, что при размещении рекламы предоставляемого ОАО «Национальный Банк «Траст» кредита «Профессионал» нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона, учитывая следующее.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама предоставляемого Банком кредита «Профессионал» не содержит всех условий оказания такой услуги, влияющих на его стоимость и на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся такой услугой лица.

В частности, реклама не содержит информации о таком условии предоставления кредита «Профессионал», влияющем на его стоимость и/или сумму расходов, как «добровольное страхование жизни и здоровья», влекущее за собой вычет суммы страховой премии в размере 28 500 рублей из суммы Кредита (раздел 4 Заявления о предоставлении кредита на неотложные нужды «Информация о полисе добровольного страхования жизни и здоровья (при наличии)», пункт 1.2 и абзац 3 на странице 4/4 договора). При этом довод о «добровольном» характере страхования жизни и здоровья не имеет значения в данном конкретном случае применительно к нормам пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона, поскольку, вне зависимости от того, является ли такое «добровольное страхование» обязательным условием предоставления кредита или нет, данное условие повлияло (на что указывает конкретный случай предоставления Банком кредита гр-ну ***) на стоимость кредита и на сумму расходов, которые понесло воспользовавшееся услугой лицо.      

Кроме того, реклама не содержит информации о том, что кредит предоставляется посредством использования карты «Master Card Unembossed». Между тем, как следует из представленного Комиссии договора, заключенного между Банком и гр-ном ***, условия использования данной карты также могут влечь за собой дополнительные расходы, в частности, (далее ссылки на «Тарифный план «Master Card Unembossed»), при проведении операции через кассу Банка (в данном случае ОАО «Национальный банк «Траст») – 0,3 % от суммы операции (подпункт 9.1 Тарифного плана), при проведении операции через кассу банка – агента (без учета комиссии банка – агента) – 1 % от суммы операции (мин. 80 руб.) (подпункт 9.3 Тарифного плана), а также расходы, предусмотренные пунктами 9.5 и 9.6 Тарифного плана.

Указанное свидетельствует также о нарушении при размещении спорной рекламы требований части 7 статьи 5 Закона.

Как правило, реклама банковских услуг, в том числе услуг по предоставлению в кредит  денежных средств, направлена на формирование у потребителей рекламы желания ею воспользоваться, в связи с чем существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Как считает Комиссия, само по себе формальное соблюдение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона (в случае действительного соблюдения таких требований) не во всех случаях свидетельствует о соблюдении требований части 7 статьи 5 Закона, как указано выше, установленной в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). В связи с этим, характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов. Реклама содержит информацию о процентной ставке по кредиту (в процентах годовых) – 12, 5 % годовых, которая, объективно, является привлекательной для потребителя рекламы; о комиссии за расчетное обслуживание – 0,69 %; вместе с тем, указанные условия, не дают потребителю рекламы правильного представления о рекламируемом продукте. Как указано выше, согласно договору, заключенному между Банком и гр-ном ***, полная стоимость кредита составила 29, 41% годовых, что явно несоразмерно указанной в рекламе процентной ставке по кредиту – 12, 5 % годовых.  Следовательно, включение Банком в текст рекламы сведений о процентной ставке по кредиту и сведений о комиссии за расчетное обслуживание, не свидетельствует о соблюдении Банком требований законодательства о рекламе о необходимости размещения в рекламе существенной информации, отсутствие которой ввело потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, Комиссия установила, что при размещении Банком рекламы кредитного продукта «Профессионал» были нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона.

Согласно договору № 11-02 возмездного оказания услуг от 11.11.2009, рекламные буклеты с информацией о кредитах, в том числе кредите «Профессионал», изготовлены ООО «ПРОФ АЛЬЯНС» по заказу ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» в лице Управляющего директора блока «Розничный бизнес». Следовательно, рекламодателем, а также рекламораспространителем (поскольку реклама распространялась в Банке, его отделениях и офисах) является ОАО «Национальный банк «ТРАСТ».    

Согласно письменным пояснениям Банка (исх. № Ф/001-1-112 от 17.02.2011), фактическое размещение спорной рекламы производилось в период с 25.11.2011 по 07.02.2011. Комиссия, с учетом очевидной ошибки в дате указания начала размещения рекламы и сведений о дате производства рекламных буклетов, пришла к выводу о том, что реклама размещалась в период с 25.11.2009. Вместе с тем, вне зависимости от фактической даты начала размещения рекламы в данном случае существенным является то, что реклама размещалась в период заключения гр-ном *** договора – 28.07.2010 г., а также дата окончания размещения рекламы – 07.02.2011, с точки зрения возможности и необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. 

В соответствии частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частями 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем, как указано выше, является ОАО «Национальный банк «ТРАСТ».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать размещаемую ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» рекламу услуги по предоставлению кредита «Профессионал» ненадлежащей; ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» - нарушившим требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

 3. Передать материалы дела № 05-6/2-2-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

              Председатель Комиссии         Л.В. Посохова

              Члены Комиссии                В.М. Фомин

                                                        Е.А. Норотков

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-2-2011

 

 27 апреля  2011 год  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии -  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

Фомин В.М., заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;

Норотков Е.А., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа управления,

рассмотрев дело № 05-6/2-2-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»,

в присутствии представителей:

- ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»: ***

- гр-на ***,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении на рассмотрении находится жалоба гр-на *** на действия ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» (далее – Банк).

Согласно содержанию жалобы гр-на *** он, ознакомившись с рекламой Банка о предоставлении кредита «Профессионал», 28.07.2010 обратился в Тверской филиал Банка с заявлением о получении такого кредита в размере 500 000 рублей. В тот же день кредит ему был оформлен. При получении кредита ему в Банке был представлен целый пакет документов, составленных мелким шрифтом. В полном объеме с документами он физически не мог ознакомиться и подписал их, полагая, что все условия кредитования ему известны из рекламы. После подписания документов выяснилось, что кредит ему был выдан на условиях, не соответствующих указанным в рекламе. В заявлении гр-на *** указывает на такие условия, не соответствующие указанным в рекламе либо не содержащемся в ней.

В частности, в заявлении указано на то, что для получения кредита его получателю необходимо добровольно застраховать свою жизнь и здоровье, при этом в рекламе такое условие получения кредита отсутствовало. При этом страховой организацией явилась определенная Банком ЗАО «Страховая компания «Авива»; сумма страховой премии составила 28 500 рублей и была оплачена из суммы кредита, вследствие чего полученная им сумма кредита фактически была уменьшена на сумму страховой премии и составила 471 500 рублей.

В заявлении гр-на *** также указано на то, что в рекламе отсутствует информация о предоставлении кредита с использованием кредитной карты «Master Card Unembossed», принадлежащей Банку. Все платежи по кредиту осуществляются через данную банковскую карту, при этом услуги по банковской карте оплачиваются отдельно; в том числе дополнительно оплачиваются услуги по зачислению платежей.

Кроме того, в заявлении гр-на *** указано на то, что в рекламе имеется информация о годовой процентной ставке по кредиту - 12, 5 %, имеется также указание на то, что комиссия за расчетное обслуживание составляет 0, 69 %. Вместе с тем, информацию о полной стоимости кредита  - 29,41% годовых, он узнал, только получив «График платежей»; информация о реальных расходах по пользованию кредитом в рекламе Банка не указана.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктами 1 – 3, 5 и 7 статьи 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из заявления гр-на *** и материалов дела, информация о предоставляемых Банком кредитов, в том числе кредита «Профессионал», распространялась посредством рекламных буклетов, которые содержали, в частности, следующую информацию для частных клиентов:

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Кредит на неотложные нужды без залога и поручительства

Основные условия:

- сумма кредита в рублях РФ                                                               от 200 000 до 750 000

- процентная ставка по кредиту (годовая)                                        12,5%

- комиссия за расчетное обслуживание                                              0,69%

- комиссия за зачисление кредитных средств на Счет Клиента    не взимается

- срок кредита                                                                                        от 12 до 60 месяцев

- время рассмотрения заявки                                                                3 дня».

Далее по тексту рекламного буклета относительно кредита «Профессионал» содержится информация о том, что комиссия за расчетное обслуживание рассчитывается от суммы зачисленного на Счет Кредита и взимается ежемесячно в составе очередного Платежа.

Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных буклетов, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данном случае объектом рекламирования являлись такая оказываемая НБ «Траст» финансовая услуга как кредит, в частности, кредит «Профессионал».

Поскольку Комиссией рассматривается дело, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе, то оценке подлежит насколько реклама предоставляемого Банком кредита «Профессионал» соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 28 Закона.

Системный анализ положений Закона о рекламе также позволяет сделать вывод о том, что требования частей 2 и 3 статьи 28 этого Закона корреспондируют с частью 7 статьи 5 Закона, установленной в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Следовательно, в спорном случае для определения того, является ли реклама надлежащей, оценивается не только и не столько то, насколько реклама содержала информацию об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в том числе условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. В данном случае оценивается также то, содержит ли реклама существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не искажается ли при этом смысл информации и не вводятся ли в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия приходит к выводу о том, что при размещении рекламы предоставляемого ОАО «Национальный Банк «Траст» кредита «Профессионал» нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона, учитывая следующее.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама предоставляемого Банком кредита «Профессионал» не содержит всех условий оказания такой услуги, влияющих на его стоимость и на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся такой услугой лица.

В частности, реклама не содержит информации о таком условии предоставления кредита «Профессионал», влияющем на его стоимость и/или сумму расходов, как «добровольное страхование жизни и здоровья», влекущее за собой вычет суммы страховой премии в размере 28 500 рублей из суммы Кредита (раздел 4 Заявления о предоставлении кредита на неотложные нужды «Информация о полисе добровольного страхования жизни и здоровья (при наличии)», пункт 1.2 и абзац 3 на странице 4/4 договора). При этом довод о «добровольном» характере страхования жизни и здоровья не имеет значения в данном конкретном случае применительно к нормам пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона, поскольку, вне зависимости от того, является ли такое «добровольное страхование» обязательным условием предоставления кредита или нет, данное условие повлияло (на что указывает конкретный случай предоставления Банком кредита гр-ну ***) на стоимость кредита и на сумму расходов, которые понесло воспользовавшееся услугой лицо.      

Кроме того, реклама не содержит информации о том, что кредит предоставляется посредством использования карты «Master Card Unembossed». Между тем, как следует из представленного Комиссии договора, заключенного между Банком и гр-ном ***, условия использования данной карты также могут влечь за собой дополнительные расходы, в частности, (далее ссылки на «Тарифный план «Master Card Unembossed»), при проведении операции через кассу Банка (в данном случае ОАО «Национальный банк «Траст») – 0,3 % от суммы операции (подпункт 9.1 Тарифного плана), при проведении операции через кассу банка – агента (без учета комиссии банка – агента) – 1 % от суммы операции (мин. 80 руб.) (подпункт 9.3 Тарифного плана), а также расходы, предусмотренные пунктами 9.5 и 9.6 Тарифного плана.

Указанное свидетельствует также о нарушении при размещении спорной рекламы требований части 7 статьи 5 Закона.

Как правило, реклама банковских услуг, в том числе услуг по предоставлению в кредит  денежных средств, направлена на формирование у потребителей рекламы желания ею воспользоваться, в связи с чем существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Как считает Комиссия, само по себе формальное соблюдение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона (в случае действительного соблюдения таких требований) не во всех случаях свидетельствует о соблюдении требований части 7 статьи 5 Закона, как указано выше, установленной в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). В связи с этим, характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов. Реклама содержит информацию о процентной ставке по кредиту (в процентах годовых) – 12, 5 % годовых, которая, объективно, является привлекательной для потребителя рекламы; о комиссии за расчетное обслуживание – 0,69 %; вместе с тем, указанные условия, не дают потребителю рекламы правильного представления о рекламируемом продукте. Как указано выше, согласно договору, заключенному между Банком и гр-ном ***, полная стоимость кредита составила 29, 41% годовых, что явно несоразмерно указанной в рекламе процентной ставке по кредиту – 12, 5 % годовых.  Следовательно, включение Банком в текст рекламы сведений о процентной ставке по кредиту и сведений о комиссии за расчетное обслуживание, не свидетельствует о соблюдении Банком требований законодательства о рекламе о необходимости размещения в рекламе существенной информации, отсутствие которой ввело потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, Комиссия установила, что при размещении Банком рекламы кредитного продукта «Профессионал» были нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона.

Согласно договору № 11-02 возмездного оказания услуг от 11.11.2009, рекламные буклеты с информацией о кредитах, в том числе кредите «Профессионал», изготовлены ООО «ПРОФ АЛЬЯНС» по заказу ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» в лице Управляющего директора блока «Розничный бизнес». Следовательно, рекламодателем, а также рекламораспространителем (поскольку реклама распространялась в Банке, его отделениях и офисах) является ОАО «Национальный банк «ТРАСТ».    

Согласно письменным пояснениям Банка (исх. № Ф/001-1-112 от 17.02.2011), фактическое размещение спорной рекламы производилось в период с 25.11.2011 по 07.02.2011. Комиссия, с учетом очевидной ошибки в дате указания начала размещения рекламы и сведений о дате производства рекламных буклетов, пришла к выводу о том, что реклама размещалась в период с 25.11.2009. Вместе с тем, вне зависимости от фактической даты начала размещения рекламы в данном случае существенным является то, что реклама размещалась в период заключения гр-ном *** договора – 28.07.2010 г., а также дата окончания размещения рекламы – 07.02.2011, с точки зрения возможности и необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. 

В соответствии частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частями 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем, как указано выше, является ОАО «Национальный банк «ТРАСТ».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать размещаемую ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» рекламу услуги по предоставлению кредита «Профессионал» ненадлежащей; ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» - нарушившим требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

 3. Передать материалы дела № 05-6/2-2-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

              Председатель Комиссии         Л.В. Посохова

              Члены Комиссии                В.М. Фомин

                                                        Е.А. Норотков

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-6/2-2-2011 [format] => [safe_value] => № 05-6/2-2-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-06 12:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-27 12:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326978172 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )