Решение по делу № 04-6/15-2011
Резолютивная часть решения оглашена:04 мая2011 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей по доверенности:
-администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***;
- Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***,
рассмотрев дело № 04-06/15-2011по признакам нарушения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов, Администрация),
установила:
Дело № 04-6/15-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатовпо признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территорииЭммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка).
Порядком установлено:
- для открытия стационарного объекта в целях осуществления в ней оптовой, розничной, мелкорозничной торговли, оказание услуг общественного питания, бытового обслуживания, приема стеклотары и вторичного сырья (далее – услуги), заявителю необходимо представить в уполномоченный орган заявление и перечень прилагаемых к заявлению документов… При этом, в перечень прилагаемых к заявлению документов входит, в том числе, информация о режиме работы объекта и ассортиментный перечень, предлагаемых к реализации товаров (работ и услуг), подтверждающий профиль и специализацию, копии заключений госорганов (Управления Роспотребнадзора по Тверской области, государственной противопожарной службы, ГИБДД, о регистрации контрольно-кассовой машины, госрегистрации и т.п.(пункт 4.1 статьи 4 Порядка);
- «уполномоченный орган» - администрацию поселения, которая уполномочена на открытие объектов, выдачу свидетельства, талонов, ведения реестра стационарных объектов торговли и услуг (абзац 12 статьи 2 Порядка);
- «Свидетельство» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 15 статьи 2 Порядка). Статья 5 Порядка содержит порядок переоформления свидетельства;
- открытие объекта – признание соответствия размещенного в установленном месте объекта определенным требованиям, необходимым для осуществления в нем соответствующего вида деятельности, подтвержденное свидетельством либо талоном на объект (место) (абзац 14 статьи 2 Порядка);
- для получения талона установленного образца (приложение № 2 к настоящему Порядку) на нестационарный объект (место) мелкорозничной сети субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган перечень документов, указанный в подпунктах 1-4 пункта 6.1 статьи 6 Порядка (пункт 6.1 статьи 6 Порядка);
- «Талон» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 16 статьи 2 Порядка).
Статьи 7-8 Порядка содержат общие требования к владельцам свидетельств (талонов) и основания для утраты силы свидетельств (талонов);
- субъекты предпринимательства, на которые распространяется настоящий Порядок, получают свидетельство (талон) не позже 30 дней с начала момента реализации товаров и услуг на срок до расторжения соответствующих договоров аренды для заявителей, не являющихся собственниками зданий, сооружений, помещений, земельных участков, а для собственников зданий, помещений, земельных участков – на срок, указанный заявителем (пункт 7.1 Порядка);
- невыполнение настоящего Порядка субъектами предпринимательской деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 Порядка);
- руководители и должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение Порядка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.3 Порядка);
- не допускается осуществление субъектами предпринимательства торговли и оказания услуг в нарушение настоящего порядка (часть 4 статьи 1 Порядка).
Следовательно, хозяйствующий субъект в течение 30 дней с момента открытия стационарного и нестационарного объекта в целях осуществления в нем торговли или оказания услуг должен уведомить уполномоченный орган – администрацию Эммаусского сельского поселения c представлением сведений и пакета документов и получить свидетельство, либо талон соответственно, подтверждающий открытие стационарного/нестационарного объекта, за несоблюдение Порядка предусмотрена ответственность (статья 10 Порядка) и не допускается осуществление торговли в нарушение данного Порядка (часть 4 статьи 1 Порядка), т.е. свидетельство и талон носят не только уведомительный, но и разрешительный характер.
Однако, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе, предоставление бытовых услуг, розничная торговля, предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания и др.) не допускается.
В соответствии с Правилами предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере торговли, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), который юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальный орган).
Согласно статье 6 Закона о торговле полномочием органа местного самоуправления является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют способ торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы и т.д.
Информация о режиме работы продавца, ассортимент, предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания, устанавливаются предпринимателем самостоятельно, за исключением режима работы продавца государственной или муниципальной организации, которая устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Следовательно, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не уполномочены давать разрешения на открытие объектов торговли, выдавать свидетельства и талоны на объекты торговли и не наделены полномочиями на получение документов и сведений, названных в пункте 4.1 Порядка.
Таким образом, абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка устанавливают к хозяйствующим субъектам не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о торговле, требования, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и нарушением статьи 15 Закона о торговле.
В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных, в частности муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
ПредставителемСовета депутатов в ходе рассмотрения дела были признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции абзацы 14, 15 и 16 статьи 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка и сообщено, что талоны и свидетельства хозяйствующим субъектам Администрацией не выдаются.
Кроме того, Совет депутатов готов отменить решение Совета депутатов от 13.02.2008 № 09 и представил проект решения об отмене.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1. Признать Совет депутатов Эммаусского сельского поселения нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка).
2. Выдать Совету депутатов Эммаусского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/15-2011
«06» мая 2011 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 мая 2011 г. по делу № 04-6/15-2011 о нарушении Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
предписывает:
Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срокдо 03.06.2011 внести изменения в абзацы 14, 15 и 16 статью 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 13.02.2008 № 09, исключающие необоснованные препятствования к осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения или отменить данное решение.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 7225
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу № 04-6/15-2011
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7225
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1326716551
[changed] => 1368705824
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368705824
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение по делу № 04-6/15-2011
Резолютивная часть решения оглашена:04 мая2011 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей по доверенности:
-администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***;
- Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***,
рассмотрев дело № 04-06/15-2011по признакам нарушения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов, Администрация),
установила:
Дело № 04-6/15-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатовпо признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территорииЭммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка).
Порядком установлено:
- для открытия стационарного объекта в целях осуществления в ней оптовой, розничной, мелкорозничной торговли, оказание услуг общественного питания, бытового обслуживания, приема стеклотары и вторичного сырья (далее – услуги), заявителю необходимо представить в уполномоченный орган заявление и перечень прилагаемых к заявлению документов… При этом, в перечень прилагаемых к заявлению документов входит, в том числе, информация о режиме работы объекта и ассортиментный перечень, предлагаемых к реализации товаров (работ и услуг), подтверждающий профиль и специализацию, копии заключений госорганов (Управления Роспотребнадзора по Тверской области, государственной противопожарной службы, ГИБДД, о регистрации контрольно-кассовой машины, госрегистрации и т.п.(пункт 4.1 статьи 4 Порядка);
- «уполномоченный орган» - администрацию поселения, которая уполномочена на открытие объектов, выдачу свидетельства, талонов, ведения реестра стационарных объектов торговли и услуг (абзац 12 статьи 2 Порядка);
- «Свидетельство» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 15 статьи 2 Порядка). Статья 5 Порядка содержит порядок переоформления свидетельства;
- открытие объекта – признание соответствия размещенного в установленном месте объекта определенным требованиям, необходимым для осуществления в нем соответствующего вида деятельности, подтвержденное свидетельством либо талоном на объект (место) (абзац 14 статьи 2 Порядка);
- для получения талона установленного образца (приложение № 2 к настоящему Порядку) на нестационарный объект (место) мелкорозничной сети субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган перечень документов, указанный в подпунктах 1-4 пункта 6.1 статьи 6 Порядка (пункт 6.1 статьи 6 Порядка);
- «Талон» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 16 статьи 2 Порядка).
Статьи 7-8 Порядка содержат общие требования к владельцам свидетельств (талонов) и основания для утраты силы свидетельств (талонов);
- субъекты предпринимательства, на которые распространяется настоящий Порядок, получают свидетельство (талон) не позже 30 дней с начала момента реализации товаров и услуг на срок до расторжения соответствующих договоров аренды для заявителей, не являющихся собственниками зданий, сооружений, помещений, земельных участков, а для собственников зданий, помещений, земельных участков – на срок, указанный заявителем (пункт 7.1 Порядка);
- невыполнение настоящего Порядка субъектами предпринимательской деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 Порядка);
- руководители и должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение Порядка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.3 Порядка);
- не допускается осуществление субъектами предпринимательства торговли и оказания услуг в нарушение настоящего порядка (часть 4 статьи 1 Порядка).
Следовательно, хозяйствующий субъект в течение 30 дней с момента открытия стационарного и нестационарного объекта в целях осуществления в нем торговли или оказания услуг должен уведомить уполномоченный орган – администрацию Эммаусского сельского поселения c представлением сведений и пакета документов и получить свидетельство, либо талон соответственно, подтверждающий открытие стационарного/нестационарного объекта, за несоблюдение Порядка предусмотрена ответственность (статья 10 Порядка) и не допускается осуществление торговли в нарушение данного Порядка (часть 4 статьи 1 Порядка), т.е. свидетельство и талон носят не только уведомительный, но и разрешительный характер.
Однако, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе, предоставление бытовых услуг, розничная торговля, предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания и др.) не допускается.
В соответствии с Правилами предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере торговли, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), который юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальный орган).
Согласно статье 6 Закона о торговле полномочием органа местного самоуправления является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют способ торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы и т.д.
Информация о режиме работы продавца, ассортимент, предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания, устанавливаются предпринимателем самостоятельно, за исключением режима работы продавца государственной или муниципальной организации, которая устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Следовательно, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не уполномочены давать разрешения на открытие объектов торговли, выдавать свидетельства и талоны на объекты торговли и не наделены полномочиями на получение документов и сведений, названных в пункте 4.1 Порядка.
Таким образом, абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка устанавливают к хозяйствующим субъектам не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о торговле, требования, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и нарушением статьи 15 Закона о торговле.
В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных, в частности муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
ПредставителемСовета депутатов в ходе рассмотрения дела были признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции абзацы 14, 15 и 16 статьи 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка и сообщено, что талоны и свидетельства хозяйствующим субъектам Администрацией не выдаются.
Кроме того, Совет депутатов готов отменить решение Совета депутатов от 13.02.2008 № 09 и представил проект решения об отмене.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1. Признать Совет депутатов Эммаусского сельского поселения нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка).
2. Выдать Совету депутатов Эммаусского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/15-2011
«06» мая 2011 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 мая 2011 г. по делу № 04-6/15-2011 о нарушении Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
предписывает:
Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срокдо 03.06.2011 внести изменения в абзацы 14, 15 и 16 статью 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 13.02.2008 № 09, исключающие необоснованные препятствования к осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения или отменить данное решение.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу № 04-6/15-2011
Резолютивная часть решения оглашена:04 мая2011 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей по доверенности:
-администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***;
- Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***,
рассмотрев дело № 04-06/15-2011по признакам нарушения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов, Администрация),
установила:
Дело № 04-6/15-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатовпо признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территорииЭммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка).
Порядком установлено:
- для открытия стационарного объекта в целях осуществления в ней оптовой, розничной, мелкорозничной торговли, оказание услуг общественного питания, бытового обслуживания, приема стеклотары и вторичного сырья (далее – услуги), заявителю необходимо представить в уполномоченный орган заявление и перечень прилагаемых к заявлению документов… При этом, в перечень прилагаемых к заявлению документов входит, в том числе, информация о режиме работы объекта и ассортиментный перечень, предлагаемых к реализации товаров (работ и услуг), подтверждающий профиль и специализацию, копии заключений госорганов (Управления Роспотребнадзора по Тверской области, государственной противопожарной службы, ГИБДД, о регистрации контрольно-кассовой машины, госрегистрации и т.п.(пункт 4.1 статьи 4 Порядка);
- «уполномоченный орган» - администрацию поселения, которая уполномочена на открытие объектов, выдачу свидетельства, талонов, ведения реестра стационарных объектов торговли и услуг (абзац 12 статьи 2 Порядка);
- «Свидетельство» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 15 статьи 2 Порядка). Статья 5 Порядка содержит порядок переоформления свидетельства;
- открытие объекта – признание соответствия размещенного в установленном месте объекта определенным требованиям, необходимым для осуществления в нем соответствующего вида деятельности, подтвержденное свидетельством либо талоном на объект (место) (абзац 14 статьи 2 Порядка);
- для получения талона установленного образца (приложение № 2 к настоящему Порядку) на нестационарный объект (место) мелкорозничной сети субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган перечень документов, указанный в подпунктах 1-4 пункта 6.1 статьи 6 Порядка (пункт 6.1 статьи 6 Порядка);
- «Талон» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 16 статьи 2 Порядка).
Статьи 7-8 Порядка содержат общие требования к владельцам свидетельств (талонов) и основания для утраты силы свидетельств (талонов);
- субъекты предпринимательства, на которые распространяется настоящий Порядок, получают свидетельство (талон) не позже 30 дней с начала момента реализации товаров и услуг на срок до расторжения соответствующих договоров аренды для заявителей, не являющихся собственниками зданий, сооружений, помещений, земельных участков, а для собственников зданий, помещений, земельных участков – на срок, указанный заявителем (пункт 7.1 Порядка);
- невыполнение настоящего Порядка субъектами предпринимательской деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 Порядка);
- руководители и должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение Порядка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.3 Порядка);
- не допускается осуществление субъектами предпринимательства торговли и оказания услуг в нарушение настоящего порядка (часть 4 статьи 1 Порядка).
Следовательно, хозяйствующий субъект в течение 30 дней с момента открытия стационарного и нестационарного объекта в целях осуществления в нем торговли или оказания услуг должен уведомить уполномоченный орган – администрацию Эммаусского сельского поселения c представлением сведений и пакета документов и получить свидетельство, либо талон соответственно, подтверждающий открытие стационарного/нестационарного объекта, за несоблюдение Порядка предусмотрена ответственность (статья 10 Порядка) и не допускается осуществление торговли в нарушение данного Порядка (часть 4 статьи 1 Порядка), т.е. свидетельство и талон носят не только уведомительный, но и разрешительный характер.
Однако, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе, предоставление бытовых услуг, розничная торговля, предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания и др.) не допускается.
В соответствии с Правилами предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере торговли, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), который юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальный орган).
Согласно статье 6 Закона о торговле полномочием органа местного самоуправления является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют способ торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы и т.д.
Информация о режиме работы продавца, ассортимент, предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания, устанавливаются предпринимателем самостоятельно, за исключением режима работы продавца государственной или муниципальной организации, которая устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Следовательно, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не уполномочены давать разрешения на открытие объектов торговли, выдавать свидетельства и талоны на объекты торговли и не наделены полномочиями на получение документов и сведений, названных в пункте 4.1 Порядка.
Таким образом, абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка устанавливают к хозяйствующим субъектам не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о торговле, требования, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и нарушением статьи 15 Закона о торговле.
В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных, в частности муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
ПредставителемСовета депутатов в ходе рассмотрения дела были признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции абзацы 14, 15 и 16 статьи 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка и сообщено, что талоны и свидетельства хозяйствующим субъектам Администрацией не выдаются.
Кроме того, Совет депутатов готов отменить решение Совета депутатов от 13.02.2008 № 09 и представил проект решения об отмене.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1. Признать Совет депутатов Эммаусского сельского поселения нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы 14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка).
2. Выдать Совету депутатов Эммаусского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/15-2011
«06» мая 2011 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 мая 2011 г. по делу № 04-6/15-2011 о нарушении Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
предписывает:
Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срокдо 03.06.2011 внести изменения в абзацы 14, 15 и 16 статью 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 статьи 10 Порядка открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 13.02.2008 № 09, исключающие необоснованные препятствования к осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения или отменить данное решение.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 04-6/15-1466ЛП
[format] =>
[safe_value] => 04-6/15-1466ЛП
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 04-6/15-2011
[format] =>
[safe_value] => 04-6/15-2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
О нарушении Советом депутатов Эммаусского с/п Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"
[format] => full_html
[safe_value] =>
О нарушении Советом депутатов Эммаусского с/п Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-05-05 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-05-05 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1326716551
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тверское УФАС России
)