Решение и предписание по делу № 04-6/15-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/15-2011
Дата публикации: 6 мая 2011, 00:00

Решение по делу № 04-6/15-2011

Резолютивная часть решения оглашена:04 мая2011 года  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей по доверенности:
-администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области  ***;
- Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***,
рассмотрев дело № 04-06/15-2011по признакам нарушения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области   статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов, Администрация),

установила:

Дело № 04-6/15-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатовпо признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования  осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территорииЭммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка).
Порядком установлено:
- для открытия стационарного объекта в целях осуществления в ней оптовой, розничной, мелкорозничной торговли, оказание услуг общественного питания, бытового обслуживания, приема стеклотары и вторичного сырья (далее – услуги), заявителю необходимо представить в уполномоченный орган заявление и перечень прилагаемых к заявлению документов… При этом, в перечень прилагаемых к заявлению документов  входит, в том числе, информация о режиме работы объекта и ассортиментный перечень,  предлагаемых к реализации товаров (работ и услуг), подтверждающий профиль и специализацию, копии заключений госорганов (Управления Роспотребнадзора по Тверской области, государственной противопожарной службы, ГИБДД, о регистрации контрольно-кассовой машины, госрегистрации и т.п.(пункт 4.1 статьи 4 Порядка);
- «уполномоченный орган» - администрацию поселения, которая уполномочена на открытие объектов, выдачу  свидетельства, талонов, ведения реестра стационарных объектов торговли и услуг (абзац 12 статьи 2 Порядка);
- «Свидетельство» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 15 статьи 2 Порядка). Статья 5 Порядка содержит порядок переоформления свидетельства;
- открытие объекта – признание соответствия размещенного в установленном месте объекта определенным требованиям, необходимым для осуществления в нем  соответствующего вида деятельности, подтвержденное свидетельством либо талоном на объект (место) (абзац 14 статьи 2 Порядка);
-  для получения талона установленного образца (приложение № 2 к  настоящему Порядку) на нестационарный объект (место) мелкорозничной сети субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган перечень документов, указанный в подпунктах 1-4 пункта 6.1 статьи 6 Порядка (пункт 6.1 статьи 6 Порядка);
 - «Талон» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного  объекта (абзац 16 статьи 2 Порядка).
Статьи 7-8 Порядка содержат общие требования к владельцам свидетельств (талонов) и основания для утраты силы свидетельств (талонов);
- субъекты предпринимательства, на которые распространяется настоящий Порядок, получают свидетельство (талон) не позже 30 дней с начала момента реализации товаров и услуг на срок до расторжения соответствующих договоров аренды для заявителей, не являющихся собственниками зданий, сооружений, помещений, земельных участков, а для собственников зданий, помещений, земельных участков – на срок, указанный заявителем (пункт 7.1 Порядка);
- невыполнение настоящего Порядка субъектами предпринимательской деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 Порядка);
- руководители и должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение Порядка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.3 Порядка);
- не допускается осуществление  субъектами предпринимательства торговли и оказания услуг в нарушение настоящего порядка (часть 4 статьи 1 Порядка).
 Следовательно, хозяйствующий субъект в течение 30 дней с момента открытия стационарного и нестационарного объекта в целях осуществления в нем торговли или оказания услуг  должен  уведомить  уполномоченный орган – администрацию Эммаусского сельского поселения  c  представлением сведений и пакета документов и получить свидетельство, либо талон соответственно, подтверждающий открытие стационарного/нестационарного объекта, за несоблюдение Порядка предусмотрена ответственность (статья 10 Порядка) и не допускается осуществление торговли в нарушение данного Порядка (часть 4 статьи 1 Порядка),  т.е. свидетельство и талон носят не только уведомительный, но и разрешительный характер.
Однако, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе, предоставление бытовых услуг, розничная торговля, предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания и др.) не допускается.
В соответствии с Правилами предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности  и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере торговли, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), который юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления  предпринимательской деятельности  в сфере торговли является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальный орган).
 Согласно статье 6 Закона о торговле полномочием органа местного самоуправления является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
 В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют способ торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы и т.д.
Информация о режиме работы  продавца, ассортимент,  предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания, устанавливаются предпринимателем самостоятельно, за исключением режима работы продавца  государственной или муниципальной организации, которая устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Следовательно, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не уполномочены давать разрешения на открытие объектов торговли, выдавать свидетельства и талоны на объекты торговли и не наделены полномочиями на получение документов и сведений, названных в пункте 4.1 Порядка.
Таким образом, абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка устанавливают к хозяйствующим субъектам не предусмотренные  законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о торговле, требования,  что является   нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и нарушением статьи 15 Закона о торговле.
В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к  установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных, в частности муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
ПредставителемСовета депутатов в ходе рассмотрения дела были  признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции абзацы  14, 15 и 16 статьи 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка и сообщено, что  талоны  и свидетельства хозяйствующим субъектам  Администрацией не выдаются.
Кроме того, Совет депутатов готов отменить решение Совета депутатов от 13.02.2008 № 09 и представил проект решения об отмене.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.    Признать Совет депутатов Эммаусского сельского поселения нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в  части  установления  Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования  осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения путем установления  не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка).
2. Выдать Совету депутатов Эммаусского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.


Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/15-2011


«06» мая  2011 года                                                                                      г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 06 мая 2011 г. по делу  № 04-6/15-2011 о нарушении  Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срокдо 03.06.2011 внести изменения  в абзацы  14, 15 и 16 статью 2,  статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 13.02.2008 № 09, исключающие необоснованные препятствования к осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения или  отменить данное решение.  
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7225 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/15-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7225 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326716551 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 04-6/15-2011

Резолютивная часть решения оглашена:04 мая2011 года  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей по доверенности:
-администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области  ***;
- Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***,
рассмотрев дело № 04-06/15-2011по признакам нарушения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области   статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов, Администрация),

установила:

Дело № 04-6/15-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатовпо признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования  осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территорииЭммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка).
Порядком установлено:
- для открытия стационарного объекта в целях осуществления в ней оптовой, розничной, мелкорозничной торговли, оказание услуг общественного питания, бытового обслуживания, приема стеклотары и вторичного сырья (далее – услуги), заявителю необходимо представить в уполномоченный орган заявление и перечень прилагаемых к заявлению документов… При этом, в перечень прилагаемых к заявлению документов  входит, в том числе, информация о режиме работы объекта и ассортиментный перечень,  предлагаемых к реализации товаров (работ и услуг), подтверждающий профиль и специализацию, копии заключений госорганов (Управления Роспотребнадзора по Тверской области, государственной противопожарной службы, ГИБДД, о регистрации контрольно-кассовой машины, госрегистрации и т.п.(пункт 4.1 статьи 4 Порядка);
- «уполномоченный орган» - администрацию поселения, которая уполномочена на открытие объектов, выдачу  свидетельства, талонов, ведения реестра стационарных объектов торговли и услуг (абзац 12 статьи 2 Порядка);
- «Свидетельство» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 15 статьи 2 Порядка). Статья 5 Порядка содержит порядок переоформления свидетельства;
- открытие объекта – признание соответствия размещенного в установленном месте объекта определенным требованиям, необходимым для осуществления в нем  соответствующего вида деятельности, подтвержденное свидетельством либо талоном на объект (место) (абзац 14 статьи 2 Порядка);
-  для получения талона установленного образца (приложение № 2 к  настоящему Порядку) на нестационарный объект (место) мелкорозничной сети субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган перечень документов, указанный в подпунктах 1-4 пункта 6.1 статьи 6 Порядка (пункт 6.1 статьи 6 Порядка);
 - «Талон» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного  объекта (абзац 16 статьи 2 Порядка).
Статьи 7-8 Порядка содержат общие требования к владельцам свидетельств (талонов) и основания для утраты силы свидетельств (талонов);
- субъекты предпринимательства, на которые распространяется настоящий Порядок, получают свидетельство (талон) не позже 30 дней с начала момента реализации товаров и услуг на срок до расторжения соответствующих договоров аренды для заявителей, не являющихся собственниками зданий, сооружений, помещений, земельных участков, а для собственников зданий, помещений, земельных участков – на срок, указанный заявителем (пункт 7.1 Порядка);
- невыполнение настоящего Порядка субъектами предпринимательской деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 Порядка);
- руководители и должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение Порядка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.3 Порядка);
- не допускается осуществление  субъектами предпринимательства торговли и оказания услуг в нарушение настоящего порядка (часть 4 статьи 1 Порядка).
 Следовательно, хозяйствующий субъект в течение 30 дней с момента открытия стационарного и нестационарного объекта в целях осуществления в нем торговли или оказания услуг  должен  уведомить  уполномоченный орган – администрацию Эммаусского сельского поселения  c  представлением сведений и пакета документов и получить свидетельство, либо талон соответственно, подтверждающий открытие стационарного/нестационарного объекта, за несоблюдение Порядка предусмотрена ответственность (статья 10 Порядка) и не допускается осуществление торговли в нарушение данного Порядка (часть 4 статьи 1 Порядка),  т.е. свидетельство и талон носят не только уведомительный, но и разрешительный характер.
Однако, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе, предоставление бытовых услуг, розничная торговля, предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания и др.) не допускается.
В соответствии с Правилами предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности  и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере торговли, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), который юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления  предпринимательской деятельности  в сфере торговли является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальный орган).
 Согласно статье 6 Закона о торговле полномочием органа местного самоуправления является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
 В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют способ торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы и т.д.
Информация о режиме работы  продавца, ассортимент,  предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания, устанавливаются предпринимателем самостоятельно, за исключением режима работы продавца  государственной или муниципальной организации, которая устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Следовательно, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не уполномочены давать разрешения на открытие объектов торговли, выдавать свидетельства и талоны на объекты торговли и не наделены полномочиями на получение документов и сведений, названных в пункте 4.1 Порядка.
Таким образом, абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка устанавливают к хозяйствующим субъектам не предусмотренные  законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о торговле, требования,  что является   нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и нарушением статьи 15 Закона о торговле.
В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к  установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных, в частности муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
ПредставителемСовета депутатов в ходе рассмотрения дела были  признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции абзацы  14, 15 и 16 статьи 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка и сообщено, что  талоны  и свидетельства хозяйствующим субъектам  Администрацией не выдаются.
Кроме того, Совет депутатов готов отменить решение Совета депутатов от 13.02.2008 № 09 и представил проект решения об отмене.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.    Признать Совет депутатов Эммаусского сельского поселения нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в  части  установления  Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования  осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения путем установления  не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка).
2. Выдать Совету депутатов Эммаусского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.


Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/15-2011


«06» мая  2011 года                                                                                      г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 06 мая 2011 г. по делу  № 04-6/15-2011 о нарушении  Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срокдо 03.06.2011 внести изменения  в абзацы  14, 15 и 16 статью 2,  статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 13.02.2008 № 09, исключающие необоснованные препятствования к осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения или  отменить данное решение.  
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 04-6/15-2011

Резолютивная часть решения оглашена:04 мая2011 года  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей по доверенности:
-администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области  ***;
- Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ***,
рассмотрев дело № 04-06/15-2011по признакам нарушения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области   статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов, Администрация),

установила:

Дело № 04-6/15-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатовпо признакам нарушения  части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования  осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территорииЭммаусского сельского поселения путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка).
Порядком установлено:
- для открытия стационарного объекта в целях осуществления в ней оптовой, розничной, мелкорозничной торговли, оказание услуг общественного питания, бытового обслуживания, приема стеклотары и вторичного сырья (далее – услуги), заявителю необходимо представить в уполномоченный орган заявление и перечень прилагаемых к заявлению документов… При этом, в перечень прилагаемых к заявлению документов  входит, в том числе, информация о режиме работы объекта и ассортиментный перечень,  предлагаемых к реализации товаров (работ и услуг), подтверждающий профиль и специализацию, копии заключений госорганов (Управления Роспотребнадзора по Тверской области, государственной противопожарной службы, ГИБДД, о регистрации контрольно-кассовой машины, госрегистрации и т.п.(пункт 4.1 статьи 4 Порядка);
- «уполномоченный орган» - администрацию поселения, которая уполномочена на открытие объектов, выдачу  свидетельства, талонов, ведения реестра стационарных объектов торговли и услуг (абзац 12 статьи 2 Порядка);
- «Свидетельство» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного объекта (абзац 15 статьи 2 Порядка). Статья 5 Порядка содержит порядок переоформления свидетельства;
- открытие объекта – признание соответствия размещенного в установленном месте объекта определенным требованиям, необходимым для осуществления в нем  соответствующего вида деятельности, подтвержденное свидетельством либо талоном на объект (место) (абзац 14 статьи 2 Порядка);
-  для получения талона установленного образца (приложение № 2 к  настоящему Порядку) на нестационарный объект (место) мелкорозничной сети субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган перечень документов, указанный в подпунктах 1-4 пункта 6.1 статьи 6 Порядка (пункт 6.1 статьи 6 Порядка);
 - «Талон» - официальный документ, подтверждающий открытие стационарного  объекта (абзац 16 статьи 2 Порядка).
Статьи 7-8 Порядка содержат общие требования к владельцам свидетельств (талонов) и основания для утраты силы свидетельств (талонов);
- субъекты предпринимательства, на которые распространяется настоящий Порядок, получают свидетельство (талон) не позже 30 дней с начала момента реализации товаров и услуг на срок до расторжения соответствующих договоров аренды для заявителей, не являющихся собственниками зданий, сооружений, помещений, земельных участков, а для собственников зданий, помещений, земельных участков – на срок, указанный заявителем (пункт 7.1 Порядка);
- невыполнение настоящего Порядка субъектами предпринимательской деятельности влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 Порядка);
- руководители и должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение Порядка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.3 Порядка);
- не допускается осуществление  субъектами предпринимательства торговли и оказания услуг в нарушение настоящего порядка (часть 4 статьи 1 Порядка).
 Следовательно, хозяйствующий субъект в течение 30 дней с момента открытия стационарного и нестационарного объекта в целях осуществления в нем торговли или оказания услуг  должен  уведомить  уполномоченный орган – администрацию Эммаусского сельского поселения  c  представлением сведений и пакета документов и получить свидетельство, либо талон соответственно, подтверждающий открытие стационарного/нестационарного объекта, за несоблюдение Порядка предусмотрена ответственность (статья 10 Порядка) и не допускается осуществление торговли в нарушение данного Порядка (часть 4 статьи 1 Порядка),  т.е. свидетельство и талон носят не только уведомительный, но и разрешительный характер.
Однако, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе, предоставление бытовых услуг, розничная торговля, предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания и др.) не допускается.
В соответствии с Правилами предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности  и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере торговли, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), который юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления  предпринимательской деятельности  в сфере торговли является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальный орган).
 Согласно статье 6 Закона о торговле полномочием органа местного самоуправления является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
 В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют способ торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы и т.д.
Информация о режиме работы  продавца, ассортимент,  предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания, устанавливаются предпринимателем самостоятельно, за исключением режима работы продавца  государственной или муниципальной организации, которая устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Следовательно, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не уполномочены давать разрешения на открытие объектов торговли, выдавать свидетельства и талоны на объекты торговли и не наделены полномочиями на получение документов и сведений, названных в пункте 4.1 Порядка.
Таким образом, абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка устанавливают к хозяйствующим субъектам не предусмотренные  законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о торговле, требования,  что является   нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и нарушением статьи 15 Закона о торговле.
В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к  установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных, в частности муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
ПредставителемСовета депутатов в ходе рассмотрения дела были  признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции абзацы  14, 15 и 16 статьи 2, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3 Порядка и сообщено, что  талоны  и свидетельства хозяйствующим субъектам  Администрацией не выдаются.
Кроме того, Совет депутатов готов отменить решение Совета депутатов от 13.02.2008 № 09 и представил проект решения об отмене.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.    Признать Совет депутатов Эммаусского сельского поселения нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в  части  установления  Порядком открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 13.02.2008 № 09, норм, создающих необоснованные препятствования  осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения путем установления  не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (абзацы  14, 15 и 16 статьи 2 Порядка, статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка).
2. Выдать Совету депутатов Эммаусского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/15-2011

«06» мая  2011 года                                                                                      г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 06 мая 2011 г. по делу  № 04-6/15-2011 о нарушении  Советом депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

Совету депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срокдо 03.06.2011 внести изменения  в абзацы  14, 15 и 16 статью 2,  статьи 4-8 и пункты 10.2-10.3  статьи 10 Порядка открытия объектов рыночной инфраструктуры сферы торговли и услуг на территории Эммаусского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 13.02.2008 № 09, исключающие необоснованные препятствования к осуществлению торговли и оказания услуг хозяйствующими субъектами на территории Эммаусского сельского поселения или  отменить данное решение.  
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/15-1466ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/15-1466ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/15-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/15-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советом депутатов Эммаусского с/п Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советом депутатов Эммаусского с/п Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-05 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-05 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326716551 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )