Решение и предписание по делу № 04-6/13-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/13-2011
Дата публикации: 6 мая 2011, 00:00



РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/13-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 27 апреля 2011 года                              г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
-Никифорова Г.И., главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии представителей:
    - администрации Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области ***,***,

рассмотрев дело № 04-6/13-2011 по признакам нарушения Советом депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Закон),

УСТАНОВИЛА:
Дело № 04-6/13-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона, выразившегося:
- в установлении пунктом 5.7 Положения об аренде объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности  Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденного решением от 30.05.2009 № 29 (далее – Положение об аренде, решение № 29) не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам в части  взимания, помимо арендной платы, тарифа за услуги  арендодателя при заключении договора аренды;
- в создании Методикой определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденной  решением от 30.05.2009 № 30  (далее - Методика, решение № 30),  дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов при расчете арендной платы.   
1.В соответствии с  пунктами 1.3 и 1.4 Положения об аренде  заключение договоров аренды осуществляется по результатам торгов.
Согласно пунктам 3.2. и 5.1 Положения об аренде начальный размер арендной платы определяется на основании методики расчета, определенной самостоятельно,  а не в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»,  устанавливающей проведение обязательной оценки независимым оценщиком стоимости объекта муниципальной (государственной) собственности, подлежащего передаче в аренду.
При этом пунктом 5.7 Положения об аренде установлено  взимание с арендатора,  кроме арендной платы,  дополнительной платы  в размере 20% от суммы месячной арендной платы по договору аренды за услуги арендодателя - администрации Верхнетроицкого  сельского поселения, не предусмотренное законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона до принятия ФАС России порядка проведения торгов (приказ ФАС России  от 10.02.2010 № 67) аукционы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а конкурсы  в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Названными федеральными законами взимание платы за услуги арендодателя - администрации муниципального образования (заказчика, организатора торгов) не предусматривается.
Установленный Положением об аренде порядок предоставления в аренду муниципального имущества  приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий заключения договоров аренды, выражающихся в необоснованном взимании помимо арендной платы тарифа за услуги  арендодателя.
Таким образом, установление платы за услуги арендодателя не соответствует статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  и противоречит статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 5.1 Положения об аренде арендная плата за использование объекта нежилого фонда  устанавливается при заключении договоров аренды муниципального имущества на основании Методики, согласно которой определяется начальная цена за право заключения договора аренды при проведении торгов и размер арендной платы при заключении договора аренды без торгов. На основании Методики расчет арендной платы осуществляется по формуле:
АП=(СБ х Кмп х Кт х Ккв х Кс х Кд) х Пл
Методикой установлен коэффициент сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды  Кс: 1.0 -  при сроке аренды более 5 лет и 1.1 – менее 5 лет, создающие дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов и не предусмотренные законодательством. Для расчета арендной платы, кроме коэффициента местоположения объекта (Кмп) и коэффициента типа помещения (Кт)  установлен также коэффициент коммерческой выгодности помещения (Ккв) от 0,4  до 0,6  без установления порядка (критериев) его применения.
    Не установленный Методикой и не регламентированный в иных документах  порядок (критерии)  определения и применения коэффициента коммерческой выгодности помещения  для расчета арендной платы при сдаче в аренду муниципального имущества,  влечет субъективное  его установление, а также свидетельствует о возможном создании дискриминационных условий деятельности  для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством  требований  к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействия) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления. Вместе с тем, названные коэффициенты (Ккв=0,4; КС=1,1) применялись при расчете арендной платы к договору аренды нежилого помещения  от 01.02.2009 № 2 (Приложение 3).
Таким образом, Методикой создаются дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов при расчете арендной платы.

Решением Совета депутатов от 14.04.2011 № 85 «О внесении изменений в решения Совета депутатов Верхнетроицкого сельского поселения» в спорные нормы Положения об аренде  внесены изменения, а именно:
- пункт 2.2 принят в новой редакции: «Арендная плата устанавливается в размере рыночной стоимости определенной оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"»;
-  пункт 5.7  принят в редакции: «Для участия в торгах вносится задаток в размере 20% начального размера арендной платы. Указанные средства перечисляются на расчетный счет или вносятся наличными в кассу администрации и не подлежат налогообложению».
При этом Методика осталась в прежней редакции.
    
    Нарушение правил распоряжения муниципальным имуществом, установленных антимонопольным законодательством, может привести к нарушению условий конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены неправомерные преференции в нарушение установленного порядка, что также является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Совет депутатов  Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с установлением:
- Положением об аренде объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности  Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденным решением от 30.05.2009 № 29, не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам в части  взимания, помимо арендной платы, тарифа за услуги  арендодателя при заключении договора аренды (п.5.7);
- Методикой определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденной  решением от 30.05.2009 № 30, коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды  и коэффициента коммерческой выгодности помещения при отсутствии значений и порядка их применения, которые могут создать  дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов и привести к ограничению конкуренции при заключении договоров аренды муниципального имущества.
        2. Выдать Совету депутатов  Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, внести  изменения в Методику определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденную  решением от 30.05.2009 № 30, путем отмены коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды (Кс) и установления порядка (критериев) применения коэффициента коммерческой выгодности помещения (Ккв).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Председатель Комиссии:  Л.В.Посохова

Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова



ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/13-2011


       «06» мая  2011 года                                                                                г. Тверь                                                                                       
            
                                                                      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
-Никифорова Г.И., главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 06 мая  2011 г. по делу  № 04-6/13-2011 о нарушении Советом депутатов Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    Совету депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области до 31.05.2011 совершить действия, направленные на  обеспечение конкуренции, путем внесения изменений (дополнений) в Методику определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденную  решением от 30.05.2009 № 30, в части отмены коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды (Кс) и установления порядка (критериев) применения коэффициента коммерческой выгодности помещения (Ккв).


Председатель Комиссии: Л.В.Посохова
Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.











 

stdClass Object ( [vid] => 7223 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/13-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7223 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326716020 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>



РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/13-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 27 апреля 2011 года                              г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
-Никифорова Г.И., главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии представителей:
    - администрации Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области ***,***,

рассмотрев дело № 04-6/13-2011 по признакам нарушения Советом депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Закон),

УСТАНОВИЛА:
Дело № 04-6/13-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона, выразившегося:
- в установлении пунктом 5.7 Положения об аренде объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности  Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденного решением от 30.05.2009 № 29 (далее – Положение об аренде, решение № 29) не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам в части  взимания, помимо арендной платы, тарифа за услуги  арендодателя при заключении договора аренды;
- в создании Методикой определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденной  решением от 30.05.2009 № 30  (далее - Методика, решение № 30),  дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов при расчете арендной платы.   
1.В соответствии с  пунктами 1.3 и 1.4 Положения об аренде  заключение договоров аренды осуществляется по результатам торгов.
Согласно пунктам 3.2. и 5.1 Положения об аренде начальный размер арендной платы определяется на основании методики расчета, определенной самостоятельно,  а не в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»,  устанавливающей проведение обязательной оценки независимым оценщиком стоимости объекта муниципальной (государственной) собственности, подлежащего передаче в аренду.
При этом пунктом 5.7 Положения об аренде установлено  взимание с арендатора,  кроме арендной платы,  дополнительной платы  в размере 20% от суммы месячной арендной платы по договору аренды за услуги арендодателя - администрации Верхнетроицкого  сельского поселения, не предусмотренное законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона до принятия ФАС России порядка проведения торгов (приказ ФАС России  от 10.02.2010 № 67) аукционы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а конкурсы  в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Названными федеральными законами взимание платы за услуги арендодателя - администрации муниципального образования (заказчика, организатора торгов) не предусматривается.
Установленный Положением об аренде порядок предоставления в аренду муниципального имущества  приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий заключения договоров аренды, выражающихся в необоснованном взимании помимо арендной платы тарифа за услуги  арендодателя.
Таким образом, установление платы за услуги арендодателя не соответствует статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  и противоречит статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 5.1 Положения об аренде арендная плата за использование объекта нежилого фонда  устанавливается при заключении договоров аренды муниципального имущества на основании Методики, согласно которой определяется начальная цена за право заключения договора аренды при проведении торгов и размер арендной платы при заключении договора аренды без торгов. На основании Методики расчет арендной платы осуществляется по формуле:
АП=(СБ х Кмп х Кт х Ккв х Кс х Кд) х Пл
Методикой установлен коэффициент сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды  Кс: 1.0 -  при сроке аренды более 5 лет и 1.1 – менее 5 лет, создающие дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов и не предусмотренные законодательством. Для расчета арендной платы, кроме коэффициента местоположения объекта (Кмп) и коэффициента типа помещения (Кт)  установлен также коэффициент коммерческой выгодности помещения (Ккв) от 0,4  до 0,6  без установления порядка (критериев) его применения.
    Не установленный Методикой и не регламентированный в иных документах  порядок (критерии)  определения и применения коэффициента коммерческой выгодности помещения  для расчета арендной платы при сдаче в аренду муниципального имущества,  влечет субъективное  его установление, а также свидетельствует о возможном создании дискриминационных условий деятельности  для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством  требований  к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействия) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления. Вместе с тем, названные коэффициенты (Ккв=0,4; КС=1,1) применялись при расчете арендной платы к договору аренды нежилого помещения  от 01.02.2009 № 2 (Приложение 3).
Таким образом, Методикой создаются дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов при расчете арендной платы.

Решением Совета депутатов от 14.04.2011 № 85 «О внесении изменений в решения Совета депутатов Верхнетроицкого сельского поселения» в спорные нормы Положения об аренде  внесены изменения, а именно:
- пункт 2.2 принят в новой редакции: «Арендная плата устанавливается в размере рыночной стоимости определенной оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"»;
-  пункт 5.7  принят в редакции: «Для участия в торгах вносится задаток в размере 20% начального размера арендной платы. Указанные средства перечисляются на расчетный счет или вносятся наличными в кассу администрации и не подлежат налогообложению».
При этом Методика осталась в прежней редакции.
    
    Нарушение правил распоряжения муниципальным имуществом, установленных антимонопольным законодательством, может привести к нарушению условий конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены неправомерные преференции в нарушение установленного порядка, что также является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Совет депутатов  Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с установлением:
- Положением об аренде объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности  Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденным решением от 30.05.2009 № 29, не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам в части  взимания, помимо арендной платы, тарифа за услуги  арендодателя при заключении договора аренды (п.5.7);
- Методикой определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденной  решением от 30.05.2009 № 30, коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды  и коэффициента коммерческой выгодности помещения при отсутствии значений и порядка их применения, которые могут создать  дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов и привести к ограничению конкуренции при заключении договоров аренды муниципального имущества.
        2. Выдать Совету депутатов  Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, внести  изменения в Методику определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденную  решением от 30.05.2009 № 30, путем отмены коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды (Кс) и установления порядка (критериев) применения коэффициента коммерческой выгодности помещения (Ккв).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Председатель Комиссии:  Л.В.Посохова

Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова



ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/13-2011


       «06» мая  2011 года                                                                                г. Тверь                                                                                       
            
                                                                      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
-Никифорова Г.И., главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 06 мая  2011 г. по делу  № 04-6/13-2011 о нарушении Советом депутатов Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    Совету депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области до 31.05.2011 совершить действия, направленные на  обеспечение конкуренции, путем внесения изменений (дополнений) в Методику определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденную  решением от 30.05.2009 № 30, в части отмены коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды (Кс) и установления порядка (критериев) применения коэффициента коммерческой выгодности помещения (Ккв).


Председатель Комиссии: Л.В.Посохова
Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.











 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/13-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 27 апреля 2011 года                              г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 06 мая 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
-Никифорова Г.И., главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти;

в присутствии представителей:
    - администрации Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области ***,***,

рассмотрев дело № 04-6/13-2011 по признакам нарушения Советом депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Закон),

УСТАНОВИЛА:
Дело № 04-6/13-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона, выразившегося:
- в установлении пунктом 5.7 Положения об аренде объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности  Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденного решением от 30.05.2009 № 29 (далее – Положение об аренде, решение № 29) не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам в части  взимания, помимо арендной платы, тарифа за услуги  арендодателя при заключении договора аренды;
- в создании Методикой определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденной  решением от 30.05.2009 № 30  (далее - Методика, решение № 30),  дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов при расчете арендной платы.   
1.В соответствии с  пунктами 1.3 и 1.4 Положения об аренде  заключение договоров аренды осуществляется по результатам торгов.
Согласно пунктам 3.2. и 5.1 Положения об аренде начальный размер арендной платы определяется на основании методики расчета, определенной самостоятельно,  а не в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»,  устанавливающей проведение обязательной оценки независимым оценщиком стоимости объекта муниципальной (государственной) собственности, подлежащего передаче в аренду.
При этом пунктом 5.7 Положения об аренде установлено  взимание с арендатора,  кроме арендной платы,  дополнительной платы  в размере 20% от суммы месячной арендной платы по договору аренды за услуги арендодателя - администрации Верхнетроицкого  сельского поселения, не предусмотренное законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона до принятия ФАС России порядка проведения торгов (приказ ФАС России  от 10.02.2010 № 67) аукционы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а конкурсы  в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Названными федеральными законами взимание платы за услуги арендодателя - администрации муниципального образования (заказчика, организатора торгов) не предусматривается.
Установленный Положением об аренде порядок предоставления в аренду муниципального имущества  приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий заключения договоров аренды, выражающихся в необоснованном взимании помимо арендной платы тарифа за услуги  арендодателя.
Таким образом, установление платы за услуги арендодателя не соответствует статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  и противоречит статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 5.1 Положения об аренде арендная плата за использование объекта нежилого фонда  устанавливается при заключении договоров аренды муниципального имущества на основании Методики, согласно которой определяется начальная цена за право заключения договора аренды при проведении торгов и размер арендной платы при заключении договора аренды без торгов. На основании Методики расчет арендной платы осуществляется по формуле:
АП=(СБ х Кмп х Кт х Ккв х Кс х Кд) х Пл
Методикой установлен коэффициент сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды  Кс: 1.0 -  при сроке аренды более 5 лет и 1.1 – менее 5 лет, создающие дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов и не предусмотренные законодательством. Для расчета арендной платы, кроме коэффициента местоположения объекта (Кмп) и коэффициента типа помещения (Кт)  установлен также коэффициент коммерческой выгодности помещения (Ккв) от 0,4  до 0,6  без установления порядка (критериев) его применения.
    Не установленный Методикой и не регламентированный в иных документах  порядок (критерии)  определения и применения коэффициента коммерческой выгодности помещения  для расчета арендной платы при сдаче в аренду муниципального имущества,  влечет субъективное  его установление, а также свидетельствует о возможном создании дискриминационных условий деятельности  для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством  требований  к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействия) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления. Вместе с тем, названные коэффициенты (Ккв=0,4; КС=1,1) применялись при расчете арендной платы к договору аренды нежилого помещения  от 01.02.2009 № 2 (Приложение 3).
Таким образом, Методикой создаются дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов при расчете арендной платы.

Решением Совета депутатов от 14.04.2011 № 85 «О внесении изменений в решения Совета депутатов Верхнетроицкого сельского поселения» в спорные нормы Положения об аренде  внесены изменения, а именно:
- пункт 2.2 принят в новой редакции: «Арендная плата устанавливается в размере рыночной стоимости определенной оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"»;
-  пункт 5.7  принят в редакции: «Для участия в торгах вносится задаток в размере 20% начального размера арендной платы. Указанные средства перечисляются на расчетный счет или вносятся наличными в кассу администрации и не подлежат налогообложению».
При этом Методика осталась в прежней редакции.
    
    Нарушение правил распоряжения муниципальным имуществом, установленных антимонопольным законодательством, может привести к нарушению условий конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены неправомерные преференции в нарушение установленного порядка, что также является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Совет депутатов  Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с установлением:
- Положением об аренде объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности  Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденным решением от 30.05.2009 № 29, не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам в части  взимания, помимо арендной платы, тарифа за услуги  арендодателя при заключении договора аренды (п.5.7);
- Методикой определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденной  решением от 30.05.2009 № 30, коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды  и коэффициента коммерческой выгодности помещения при отсутствии значений и порядка их применения, которые могут создать  дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов и привести к ограничению конкуренции при заключении договоров аренды муниципального имущества.
        2. Выдать Совету депутатов  Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, внести  изменения в Методику определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденную  решением от 30.05.2009 № 30, путем отмены коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды (Кс) и установления порядка (критериев) применения коэффициента коммерческой выгодности помещения (Ккв).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:  Л.В.Посохова

Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/13-2011

       «06» мая  2011 года                                                                                г. Тверь                                                                                       
            
                                                                      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
-Никифорова Г.И., главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 06 мая  2011 г. по делу  № 04-6/13-2011 о нарушении Советом депутатов Верхнетроицкого сельского поселения Кашинского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    Совету депутатов Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области до 31.05.2011 совершить действия, направленные на  обеспечение конкуренции, путем внесения изменений (дополнений) в Методику определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Верхнетроицкого  сельского поселения Кашинского района Тверской области, утвержденную  решением от 30.05.2009 № 30, в части отмены коэффициента сохранения сложившихся связей с арендаторами в зависимости от срока аренды (Кс) и установления порядка (критериев) применения коэффициента коммерческой выгодности помещения (Ккв).

Председатель Комиссии: Л.В.Посохова
Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/13-1469ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/13-1469ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/13-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/13-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советом депутатов Верхнетроицкого с/п Кашинского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советом депутатов Верхнетроицкого с/п Кашинского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-05 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-05 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326716020 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )