Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/55-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/55-2011
Дата публикации: 28 ноября 2011, 01:00



РЕШЕНИЕ  
по делу № 04-6/55-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 17 ноября  2011 года                         г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 28  ноября  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –  Демина И.С.,  руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации Максатихинского района и Собрания депутатов Максатихинского района Тверской области: ***. и ***,
рассмотрев дело № 04-6/55-2011 по признакам нарушения Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области  части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Собрание депутатов),

УСТАНОВИЛА:
В ходе плановой выездной проверки с 06 октября по 07 октября 2011 года органов местного самоуправления Максатихинского района Тверской области (далее – проверка),  было установлено следующее.
Решением Собрания депутатов от 27.11.2007 № 217 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района (далее -  Положение, решение  № 217).
В соответствии с разделами 2, 3, 5, 10 Положения:
- передача в аренду муниципального имущества осуществляется следующими способами:
•    по целевому назначению (пункт 2.1 раздела 2 Положения);
•    на аукционной (конкурсной) основе;
- целевым назначение передаются объекты в аренду под определенный вид деятельности в соответствии с функциональным назначением помещения и имущества (пункт 2.2 раздела 2 Положения);
- объекты муниципальной собственности передаются целевым назначением, как правило, организациям, учреждениям, финансируемым из бюджета всех уровней, муниципальным предприятиям и общественным некоммерческим организациям. В исключительных случаях передаются коммерческим организациям для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 2.3 раздела 2 Положения);
- на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Максатихинского района заключается договор аренды (пункт 3.4 раздела 3 Положения);
- арендаторы обращаются в Комитет по управлению имуществом Максатихинского района с заявлением о продлении срока договора аренды не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора аренды. Сроки договора аренды могут быть продлены при выполнении условий заключенного договора аренды (пункты 5.1 и 5.2 раздела 5 Положения);
- основанием для продления срока договора аренды является распоряжение Комитета по управлению имуществом  и дополнительное соглашение к договору аренды (пункт 5.4 раздела 5 Положения);
- вопросы о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения рассматриваются при формировании и рассмотрении проекта бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год. Вопросы предоставления  дополнительных льгот рассматриваются Собранием депутатов Максатихинского района (пункт 10.1 раздела 10 Положения);
- по вопросу предоставления льгот арендатор обращается с письменным заявлением к Главе района. Комитет по управлению имуществом в течение 10 дней готовит заключение о возможности и целесообразности предоставления льгот. Проект решения Собрания депутатов Максатихинского района с приложением суммы выпадающих доходов и необходимых справочных материалов вносится на Собрание депутатов Максатихинского района (пункты 10.2 , 10.3 и 10.4 раздела 10 Положения).
 Таким образом, Положением установлен заявительный характер заключения договоров аренды по целевому назначению, по предоставлению льгот по арендной плате и продлению договора аренды без установления каких-либо требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Законом о конкуренции.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом  и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе заключение договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов). Исключения установлены частями 1 и 4 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Закона о конкуренции.
При этом Законом о конкуренции передача имущества  в аренду по целевому назначению без торгов не предусмотрена.
Названный  в пунктах 2.1 и 2.2 Положения способ передачи муниципального имущества по целевому назначению противоречит статье 17.1 Закона о конкуренции.

 Статьей 17.1 Закона о конкуренции также не установлена возможность заключения договоров аренды с муниципальными унитарными предприятиями без торгов, за исключениями, названными в части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
 При этом пунктом 4  части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, с которыми договоры аренды могут быть заключены без торгов: некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные и общественные организации (объединения), в том числе политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации), объединения работодателей, товарищества собственников жилья.
 В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
 Поэтому если в период владения и (или) пользования муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, указанные некоммерческие организации начнут осуществлять деятельность, приносящую им доход, орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации муниципального имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанными лицами.
Следовательно, передача муниципального имущества общественным и некоммерческим организациям  осуществляющим деятельность, приносящую доход,   указанным в пункте 2.3 Положения, а также муниципальным предприятиям должна быть осуществлена с учетом требований  положений статьи  17.1  Закона о защите конкуренции.

Передача муниципального имущества в аренду без торгов является муниципальной преференцией исходя из определения муниципальной преференции, указанной в пункте 20 статьи 4 Закона о конкуренции.
 Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о конкуренции под муниципальной  преференцией понимается предоставление, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
 Муниципальная преференция предоставляется для целей и в порядке определенными статьями 19 и 20 Закона о конкуренции. Не является муниципальной преференцией закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (пункт 4 части 4 статьи 19 Закона о конкуренции)

2. Предоставление льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом также является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а, следовательно, является государственной или муниципальной преференцией в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о конкуренции, которая должна предоставляться в целях и порядке, установленном статье 19 и 20 Закона о конкуренции
 
Таким образом, предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде предоставления имущественных льгот по арендной плате (пункты 10.2 - 10.4 Положения)  в нарушение главы 5 Закона о конкуренции  является  нарушением  части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

3. В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о конкуренции до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о конкуренции и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу  и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его  досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
В иных случаях заключение договоров аренды на новый срок возможно только в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о конкуренции.
 Таким образом, продление договоров аренды, заключенных после 01.07.2008 в нарушение требований статьи 17.1 Закона о  конкуренции создает преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.

4. Кроме того, в  Положении  указаны понятия «коммерческий конкурс» и «некоммерческий конкурс» (пункт 4.2 и 4.3).
 Вместе с тем Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, регулирующие порядок проведения торгов, не содержат понятий «коммерческий конкурс» и «некоммерческий конкурс».
Представителями администрации в ходе рассмотрения дела признаны противоречащими статьям 15 и 17.1 Закона о конкуренции положения разделов 2, 3, 5 и 10 Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217 (пункты 2.1-2.3; 3.4; 5.4; 10.2-10.4).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Собрание депутатов Максатихинского района Тверской области нарушившим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в  части  установления разделами 2 (пункты 2.1-2.3), 3 (пункт 3.4), 5 (пункт 5.4) и 10 (пункты 10.2-10.4) Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217, норм,  реализация которых может создать преимущества отдельным хозяйствующим субъектам при заключении договора аренды муниципального имущества.
2. Выдать Собранию депутатов Максатихинского района Тверской области предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


ПРЕДПИСВАНИЕ по делу № 04-6/55-2011

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/55-2011

       « 28 » ноября  2011 года                                                                          г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Демина И.С.,  руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 28 ноября 2011 г. по делу  № 04-6/55-2011 о нарушении  Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Собранию депутатов Максатихинского района Тверской области:
1. В срок до 28.12.2011 отменить  пункты  2.1-2.3 раздела 2, пункт 3.4 раздела 3, пункт 5.4  раздела 5 и пункты 10.2-10.4 раздела 10  Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217, либо внести в них изменения, исключающие нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

stdClass Object ( [vid] => 7207 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/55-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7207 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326699883 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>



РЕШЕНИЕ  
по делу № 04-6/55-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 17 ноября  2011 года                         г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 28  ноября  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –  Демина И.С.,  руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации Максатихинского района и Собрания депутатов Максатихинского района Тверской области: ***. и ***,
рассмотрев дело № 04-6/55-2011 по признакам нарушения Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области  части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Собрание депутатов),

УСТАНОВИЛА:
В ходе плановой выездной проверки с 06 октября по 07 октября 2011 года органов местного самоуправления Максатихинского района Тверской области (далее – проверка),  было установлено следующее.
Решением Собрания депутатов от 27.11.2007 № 217 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района (далее -  Положение, решение  № 217).
В соответствии с разделами 2, 3, 5, 10 Положения:
- передача в аренду муниципального имущества осуществляется следующими способами:
•    по целевому назначению (пункт 2.1 раздела 2 Положения);
•    на аукционной (конкурсной) основе;
- целевым назначение передаются объекты в аренду под определенный вид деятельности в соответствии с функциональным назначением помещения и имущества (пункт 2.2 раздела 2 Положения);
- объекты муниципальной собственности передаются целевым назначением, как правило, организациям, учреждениям, финансируемым из бюджета всех уровней, муниципальным предприятиям и общественным некоммерческим организациям. В исключительных случаях передаются коммерческим организациям для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 2.3 раздела 2 Положения);
- на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Максатихинского района заключается договор аренды (пункт 3.4 раздела 3 Положения);
- арендаторы обращаются в Комитет по управлению имуществом Максатихинского района с заявлением о продлении срока договора аренды не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора аренды. Сроки договора аренды могут быть продлены при выполнении условий заключенного договора аренды (пункты 5.1 и 5.2 раздела 5 Положения);
- основанием для продления срока договора аренды является распоряжение Комитета по управлению имуществом  и дополнительное соглашение к договору аренды (пункт 5.4 раздела 5 Положения);
- вопросы о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения рассматриваются при формировании и рассмотрении проекта бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год. Вопросы предоставления  дополнительных льгот рассматриваются Собранием депутатов Максатихинского района (пункт 10.1 раздела 10 Положения);
- по вопросу предоставления льгот арендатор обращается с письменным заявлением к Главе района. Комитет по управлению имуществом в течение 10 дней готовит заключение о возможности и целесообразности предоставления льгот. Проект решения Собрания депутатов Максатихинского района с приложением суммы выпадающих доходов и необходимых справочных материалов вносится на Собрание депутатов Максатихинского района (пункты 10.2 , 10.3 и 10.4 раздела 10 Положения).
 Таким образом, Положением установлен заявительный характер заключения договоров аренды по целевому назначению, по предоставлению льгот по арендной плате и продлению договора аренды без установления каких-либо требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Законом о конкуренции.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом  и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе заключение договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов). Исключения установлены частями 1 и 4 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Закона о конкуренции.
При этом Законом о конкуренции передача имущества  в аренду по целевому назначению без торгов не предусмотрена.
Названный  в пунктах 2.1 и 2.2 Положения способ передачи муниципального имущества по целевому назначению противоречит статье 17.1 Закона о конкуренции.

 Статьей 17.1 Закона о конкуренции также не установлена возможность заключения договоров аренды с муниципальными унитарными предприятиями без торгов, за исключениями, названными в части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
 При этом пунктом 4  части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, с которыми договоры аренды могут быть заключены без торгов: некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные и общественные организации (объединения), в том числе политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации), объединения работодателей, товарищества собственников жилья.
 В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
 Поэтому если в период владения и (или) пользования муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, указанные некоммерческие организации начнут осуществлять деятельность, приносящую им доход, орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации муниципального имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанными лицами.
Следовательно, передача муниципального имущества общественным и некоммерческим организациям  осуществляющим деятельность, приносящую доход,   указанным в пункте 2.3 Положения, а также муниципальным предприятиям должна быть осуществлена с учетом требований  положений статьи  17.1  Закона о защите конкуренции.

Передача муниципального имущества в аренду без торгов является муниципальной преференцией исходя из определения муниципальной преференции, указанной в пункте 20 статьи 4 Закона о конкуренции.
 Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о конкуренции под муниципальной  преференцией понимается предоставление, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
 Муниципальная преференция предоставляется для целей и в порядке определенными статьями 19 и 20 Закона о конкуренции. Не является муниципальной преференцией закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (пункт 4 части 4 статьи 19 Закона о конкуренции)

2. Предоставление льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом также является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а, следовательно, является государственной или муниципальной преференцией в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о конкуренции, которая должна предоставляться в целях и порядке, установленном статье 19 и 20 Закона о конкуренции
 
Таким образом, предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде предоставления имущественных льгот по арендной плате (пункты 10.2 - 10.4 Положения)  в нарушение главы 5 Закона о конкуренции  является  нарушением  части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

3. В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о конкуренции до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о конкуренции и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу  и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его  досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
В иных случаях заключение договоров аренды на новый срок возможно только в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о конкуренции.
 Таким образом, продление договоров аренды, заключенных после 01.07.2008 в нарушение требований статьи 17.1 Закона о  конкуренции создает преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.

4. Кроме того, в  Положении  указаны понятия «коммерческий конкурс» и «некоммерческий конкурс» (пункт 4.2 и 4.3).
 Вместе с тем Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, регулирующие порядок проведения торгов, не содержат понятий «коммерческий конкурс» и «некоммерческий конкурс».
Представителями администрации в ходе рассмотрения дела признаны противоречащими статьям 15 и 17.1 Закона о конкуренции положения разделов 2, 3, 5 и 10 Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217 (пункты 2.1-2.3; 3.4; 5.4; 10.2-10.4).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Собрание депутатов Максатихинского района Тверской области нарушившим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в  части  установления разделами 2 (пункты 2.1-2.3), 3 (пункт 3.4), 5 (пункт 5.4) и 10 (пункты 10.2-10.4) Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217, норм,  реализация которых может создать преимущества отдельным хозяйствующим субъектам при заключении договора аренды муниципального имущества.
2. Выдать Собранию депутатов Максатихинского района Тверской области предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


ПРЕДПИСВАНИЕ по делу № 04-6/55-2011

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/55-2011

       « 28 » ноября  2011 года                                                                          г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Демина И.С.,  руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 28 ноября 2011 г. по делу  № 04-6/55-2011 о нарушении  Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Собранию депутатов Максатихинского района Тверской области:
1. В срок до 28.12.2011 отменить  пункты  2.1-2.3 раздела 2, пункт 3.4 раздела 3, пункт 5.4  раздела 5 и пункты 10.2-10.4 раздела 10  Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217, либо внести в них изменения, исключающие нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ  
по делу № 04-6/55-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 17 ноября  2011 года                         г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 28  ноября  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –  Демина И.С.,  руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации Максатихинского района и Собрания депутатов Максатихинского района Тверской области: ***. и ***,
рассмотрев дело № 04-6/55-2011 по признакам нарушения Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области  части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Собрание депутатов),

УСТАНОВИЛА:
В ходе плановой выездной проверки с 06 октября по 07 октября 2011 года органов местного самоуправления Максатихинского района Тверской области (далее – проверка),  было установлено следующее.
Решением Собрания депутатов от 27.11.2007 № 217 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района (далее -  Положение, решение  № 217).
В соответствии с разделами 2, 3, 5, 10 Положения:
- передача в аренду муниципального имущества осуществляется следующими способами:
•    по целевому назначению (пункт 2.1 раздела 2 Положения);
•    на аукционной (конкурсной) основе;
- целевым назначение передаются объекты в аренду под определенный вид деятельности в соответствии с функциональным назначением помещения и имущества (пункт 2.2 раздела 2 Положения);
- объекты муниципальной собственности передаются целевым назначением, как правило, организациям, учреждениям, финансируемым из бюджета всех уровней, муниципальным предприятиям и общественным некоммерческим организациям. В исключительных случаях передаются коммерческим организациям для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 2.3 раздела 2 Положения);
- на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Максатихинского района заключается договор аренды (пункт 3.4 раздела 3 Положения);
- арендаторы обращаются в Комитет по управлению имуществом Максатихинского района с заявлением о продлении срока договора аренды не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора аренды. Сроки договора аренды могут быть продлены при выполнении условий заключенного договора аренды (пункты 5.1 и 5.2 раздела 5 Положения);
- основанием для продления срока договора аренды является распоряжение Комитета по управлению имуществом  и дополнительное соглашение к договору аренды (пункт 5.4 раздела 5 Положения);
- вопросы о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения рассматриваются при формировании и рассмотрении проекта бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год. Вопросы предоставления  дополнительных льгот рассматриваются Собранием депутатов Максатихинского района (пункт 10.1 раздела 10 Положения);
- по вопросу предоставления льгот арендатор обращается с письменным заявлением к Главе района. Комитет по управлению имуществом в течение 10 дней готовит заключение о возможности и целесообразности предоставления льгот. Проект решения Собрания депутатов Максатихинского района с приложением суммы выпадающих доходов и необходимых справочных материалов вносится на Собрание депутатов Максатихинского района (пункты 10.2 , 10.3 и 10.4 раздела 10 Положения).
 Таким образом, Положением установлен заявительный характер заключения договоров аренды по целевому назначению, по предоставлению льгот по арендной плате и продлению договора аренды без установления каких-либо требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Законом о конкуренции.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом  и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе заключение договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов). Исключения установлены частями 1 и 4 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Закона о конкуренции.
При этом Законом о конкуренции передача имущества  в аренду по целевому назначению без торгов не предусмотрена.
Названный  в пунктах 2.1 и 2.2 Положения способ передачи муниципального имущества по целевому назначению противоречит статье 17.1 Закона о конкуренции.

 Статьей 17.1 Закона о конкуренции также не установлена возможность заключения договоров аренды с муниципальными унитарными предприятиями без торгов, за исключениями, названными в части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
 При этом пунктом 4  части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, с которыми договоры аренды могут быть заключены без торгов: некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные и общественные организации (объединения), в том числе политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации), объединения работодателей, товарищества собственников жилья.
 В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
 Поэтому если в период владения и (или) пользования муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, указанные некоммерческие организации начнут осуществлять деятельность, приносящую им доход, орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации муниципального имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанными лицами.
Следовательно, передача муниципального имущества общественным и некоммерческим организациям  осуществляющим деятельность, приносящую доход,   указанным в пункте 2.3 Положения, а также муниципальным предприятиям должна быть осуществлена с учетом требований  положений статьи  17.1  Закона о защите конкуренции.

Передача муниципального имущества в аренду без торгов является муниципальной преференцией исходя из определения муниципальной преференции, указанной в пункте 20 статьи 4 Закона о конкуренции.
 Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о конкуренции под муниципальной  преференцией понимается предоставление, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
 Муниципальная преференция предоставляется для целей и в порядке определенными статьями 19 и 20 Закона о конкуренции. Не является муниципальной преференцией закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (пункт 4 части 4 статьи 19 Закона о конкуренции)

2. Предоставление льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом также является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а, следовательно, является государственной или муниципальной преференцией в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о конкуренции, которая должна предоставляться в целях и порядке, установленном статье 19 и 20 Закона о конкуренции
 
Таким образом, предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде предоставления имущественных льгот по арендной плате (пункты 10.2 - 10.4 Положения)  в нарушение главы 5 Закона о конкуренции  является  нарушением  части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

3. В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о конкуренции до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о конкуренции и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу  и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его  досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
В иных случаях заключение договоров аренды на новый срок возможно только в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о конкуренции.
 Таким образом, продление договоров аренды, заключенных после 01.07.2008 в нарушение требований статьи 17.1 Закона о  конкуренции создает преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.

4. Кроме того, в  Положении  указаны понятия «коммерческий конкурс» и «некоммерческий конкурс» (пункт 4.2 и 4.3).
 Вместе с тем Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, регулирующие порядок проведения торгов, не содержат понятий «коммерческий конкурс» и «некоммерческий конкурс».
Представителями администрации в ходе рассмотрения дела признаны противоречащими статьям 15 и 17.1 Закона о конкуренции положения разделов 2, 3, 5 и 10 Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217 (пункты 2.1-2.3; 3.4; 5.4; 10.2-10.4).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Собрание депутатов Максатихинского района Тверской области нарушившим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в  части  установления разделами 2 (пункты 2.1-2.3), 3 (пункт 3.4), 5 (пункт 5.4) и 10 (пункты 10.2-10.4) Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217, норм,  реализация которых может создать преимущества отдельным хозяйствующим субъектам при заключении договора аренды муниципального имущества.
2. Выдать Собранию депутатов Максатихинского района Тверской области предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСВАНИЕ по делу № 04-6/55-2011

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/55-2011

       « 28 » ноября  2011 года                                                                          г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Демина И.С.,  руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 28 ноября 2011 г. по делу  № 04-6/55-2011 о нарушении  Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Собранию депутатов Максатихинского района Тверской области:
1. В срок до 28.12.2011 отменить  пункты  2.1-2.3 раздела 2, пункт 3.4 раздела 3, пункт 5.4  раздела 5 и пункты 10.2-10.4 раздела 10  Положения о порядке сдачи в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений муниципальной собственности Максатихинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.11.2007 № 217, либо внести в них изменения, исключающие нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/55-3981ИД [format] => [safe_value] => 04-6/55-3981ИД ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/55-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/55-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области части 1 статьи 15 федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Собранием депутатов Максатихинского района Тверской области части 1 статьи 15 федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-27 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-27 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326699883 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )