Решение и предписание по делу № 04-6/54-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/54-2011
Дата публикации: 24 ноября 2011, 01:00


РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/54-2011

Принято 11 ноября  2011 г.                                                                       г. Тверь                                                                                       
Изготовлено в полном объеме  24   ноября  2011 г.                                                                         
                                                                              
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
-  Посохова Л.К., заместитель руководителя;
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации города Твери:***;
- ООО «Рейд-1»: *** и представителя ***,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей Департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области,
рассмотрев дело № 04-6/54-2011 по признакам нарушения Администрацией города Твери  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),
УСТАНОВИЛА:
На основании части 2 статьи  45 Закона и с учетом надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей Департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области.
Комиссией рассмотрено заявленное представителем администрации ходатайство от 11.11.2011 о приостановлении рассмотрения дела № 04-6/54-2011 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области в отношении заявления ООО «Рейд-1» об оспаривании муниципального правового акта – постановления администрации города Твери от 19.04.2011 № 625. В удовлетворении ходатайства отказано в связи с отсутствием прямого указания закона о необходимости приостановления рассмотрения дел в этом случае.
Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО «Рейд» от 15.09.2011 о создании Администрацией города Твери (далее – Администрация) необоснованного препятствования осуществлению деятельности путем включения в постановление Администрации от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013, подписано Главой администрации г.Твери  ***, опубликовано в газете «Муниципальные вести» от 22.04.2011 № 19, далее – Постановление № 625) не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о необходимости представлять в составе заявления для участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки на территории города Твери проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, в течение года, в котором планируется организация ярмарки (пункт 4 Приложения 1 и подпункт 1.1.2 пункта 1 Приложения 5 к данному постановлению).
Материалами дела и в ходе его рассмотрения установлено следующее.
1. Постановлением № 625 регламентирована организация ярмарок на территории города Твери, им утверждены в том числе: Порядок проведения конкурса по выбору администратора ярмарки на территории города Твери (далее - Приложение 1); Положение о комиссии по проведению конкурса по выбору администратора ярмарок на территории города Твери (далее - Приложение 2);  Перечень территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок (далее - Приложение 4); Система критериев оценки ярмарок на территории города Твери (далее - Приложение 5).
Пунктом 4 Приложения 1 установлена норма о необходимости представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в составе заявки на участие в конкурсе по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, в течение года, в котором планируется организация ярмарки (далее – Проектная документация ярмарки).
Кроме Проектной документации ярмарки к заявлению об участии в конкурсе в соответствии с пунктом 4 Приложения 1 должна быть приложена схема размещения продавцов на ярмарке и ассортиментный перечень товаров, реализуемых на ярмарке.
Пунктом 1.1. Приложения 5 установлены требования, которым должны соответствовать заявления субъектов предпринимательства, чтобы быть допущенными к рассмотрению на комиссии, одним из которых является наличие Проектной документации ярмарки (подпункт 1.1.2 пункта 1.1). При этом проект объекта должен содержать план расположения ярмарки на местности, план благоустройства прилегающей территории
Согласно пункту 4.8 Приложения 2 заявления, поступившие  с нарушением  пунктов 3 и 4 Порядка проведения конкурса по выбору администратора ярмарки (далее - Порядок), не передаются на рассмотрение комиссии. По таким заявлениям секретарь комиссии готовит письмо заявителю о несоответствии представленного заявления и прилагаемых документов требованиям Порядка. Ответ подписывается председателем комиссии и направляется секретарем комиссии заявителю посредством почтового отправления в течение 15 рабочих дней.
Таким образом, без приложения  Проектной документации ярмарки, включающей, в том числе, план расположения ярмарки на местности, заявление об участии в конкурсе на получение права исполнять обязанности администратора  ярмарки на территории города Твери отклоняется, а лицо, претендующее на получение права исполнять обязанности администратора ярмарки, не допускается к участию в конкурсе.
2. Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381 –ФЗ) установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них:
Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных  законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей,  законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности,  законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 381-ФЗ Администрацией Тверской области принято постановление от 09.08.2010 № 389 –па «Об организации деятельности ярмарок на территории Тверской области» (далее – Постановление № 389-па), которым утвержден Порядок организации ярмарок на территории Тверской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка:
а) ярмарка - это самостоятельное мероприятие, доступное для всех продавцов товаров, исполнителей работ и услуг, организуемое в установленном месте на определенный срок для осуществления деятельности по продаже товаров;
б) организаторы ярмарок - исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридические лица, индивидуальные предприниматели;
г) администратор ярмарки - юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, уполномоченный организатором ярмарки на осуществление функций по подготовке и проведению ярмарки.
Согласно пункту 7 Порядка ярмарка проводится на основании правового акта о проведении ярмарки, принятого соответствующим исполнительным органом государственной власти Тверской области, органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области, а также на основании решения, принятого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых планируется проведение ярмарки.
В соответствии с пунктом 9 Порядка правовой акт организатора ярмарки о ее проведении должен определять: место проведения ярмарки; вид предложения и сроки проведения ярмарки; режим работы ярмарки; количество торговых мест на ярмарке; лицо, ответственное за организацию и проведение ярмарки.
В силу пункта 10 Порядка организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке согласно настоящему Порядку.
Пунктом 11 Порядка установлено требование приложения к правовому акту организатора ярмарок  схемы размещения продавцов и ассортимента реализуемых товаров на ярмарке. При этом схема размещения продавцов должна предусматривать размещение торговых зон для реализации различных групп товаров, размещение туалетов (биотуалетов), мест сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, мест парковки транспорта и схему движения транспорта в месте проведения ярмарки.
Таким образом, Закон № 381-ФЗ и Постановление № 389-па обязанность разработать план мероприятий, в том числе схему размещения продавцов с указанием в ней торговых зон для реализации различных групп товаров и ассортимента реализуемых товаров на ярмарке, возлагают на  организатора ярмарки.
Организатором ярмарки на территории города Твери выступает Администрация, которая, реализуя свои полномочия, как организатор ярмарки, постановлением от 03.06.2011 № 929 «Об утверждении графика проведения конкурсов по выбору администраторов ярмарок на территории города Твери на 2011 год» (в редакции от 02.11.2011 № 1962) утвердила график проведения конкурсов по выбору администратора ярмарок на территории города Твери, в том числе по адресу: ул. Хрустальная, напротив д.10, кадастровый номер земельного участка 69:40:01 00 169:42, вид ярмарки -универсальная, дата проведения конкурса 01.12.2011.  
Устанавливая пунктом 4 Приложения 1 и подпунктом 1.1.2 пункта 1 Приложения 5 к Постановлению № 625 норму, обязывающую хозяйствующие субъекты, претендующие на право исполнять обязанности администратора ярмарки, представить Проектную документацию ярмарки, разработанную проектной организацией и согласованную с департаментом архитектуры и строительства администрации города, Администрация возлагает на хозяйствующие субъекты необоснованные обременения, влекущие финансовые затраты потенциальных участников конкурса. Кроме того, в отсутствие четких требований к тому, что из себя должна представлять эта Проектная документация (каковы требования к количеству мест и их видов, определен только вид ярмарки – универсальная), разработка проектной документации невозможна и влечет бессмысленные материальные потери.
 3. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (в ред. от 17.06.2011 № 135-ст, далее – ОКВЭД), деятельность по организации ярмарок является самостоятельным видом экономической деятельности  (код по ОКВЭД -74.87.5).
Согласно информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих функции администратора ярмарок на территории города Твери, представленной Администрацией, функции администраторов ярмарок осуществляют 12 хозяйствующих субъектов (ИП М., Ассоциация ***, МУП ***, ИП К., ФФКП ***, МУП ***, ИП Г., ООО В., ООО А., ООО К., ООО Т., ООО С.), из которых 3 последних определены администраторами универсальных ярмарок по результатам  конкурсов, все остальные уполномочены постановлениями  администрации города Твери администраторами краткосрочных ярмарок  продолжительностью  1-15 дней без торгов.
Таким образом, рынок услуг по организации ярмарок (функции администратора ярмарок) представлен 12 хозяйствующими субъектами и ограничен территорией г.Твери. При этом вход на рынок услуг по организации ярмарок (услуг администратора ярмарок) возможен только через определенные административные процедуры двумя способами: путем получения соответствующих прав на  конкурентной основе, т.е. в случае победы на конкурсе, либо правовыми актами без проведения таких процедур.
В приложении 4 к постановлению  № 625 содержится  Перечень территорий, на которых возможна организация ярмарок, с указанием места проведения ярмарки, кадастрового номера участка, вида ярмарки (универсальные,  продовольственные, тематические, выходного дня) и срока проведения ярмарки. В данный Перечень включены 20 территорий, в том числе территория на ул. Хрустальная, напротив д.10, кадастровый номер земельного участка 69:40:01 00 169:42, вид ярмарки – универсальная, со сроком проведения: еженедельно, во вторник, среду и четверг. Названный земельный участок предоставлялся под мини-рынок по договору от 11.12.2007 № 0492-з/07, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ООО «Рейд-1», которое заинтересовано в получении права на исполнение обязанностей администратора ярмарки на данной территории и является потенциальным конкурентом.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.20110 № 220, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18026).
4. Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона при проведении торгов, если их организаторами или заказчиками являются органы местного самоуправления, запрещаются действия, которые могут привести к недопущению и ограничению конкуренции, в том числе не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно части 4 статьи 17 Закона и статье 449 ГК РФ проведение торгов с нарушением правил, установленных Законом, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Установленное пунктом  4 Приложения 1 и подпунктом 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5 к  Постановлению № 625 требование к хозяйствующим субъектам о представлении Проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией и согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, как условие участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона, а реализация вышеуказанной нормы может привести к ограничению доступа к участию в конкурсе и к недопущению и ограничению конкуренции при проведении конкурса и нарушению статьи 17 Закона.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1.  Признать Администрацию города Твери нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления постановлением от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013) не предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о представлении в составе заявления  для участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города (пункт 4 Приложения 1, подпункт 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5), что создает необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к недопущению и ограничению конкуренции на рынке услуг администраторов ярмарок.
  2. Выдать Администрации города Твери предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.И.Никифорова


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/54-2011



       «24» ноября 2011 года                                                                                г. Тверь                                                                                       
            
                                                                      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –   Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Посохова Л.В., заместитель руководителя;
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 24 ноября 2011 г. по делу  № 04-6/54-2011 о нарушении  Администрацией города Твери пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации города Твери:
 1.   В срок до 25.12.2011  устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно, внести изменения в постановление Администрации от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013), исключающие нормы, обязывающие представлять участников конкурса по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города (пункт 4 Приложения 1, подпункт 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5), либо иным образом устранить нарушение Закона о защите конкуренции.
2. Не допускать отклонения заявлений участников конкурсов по выбору администраторов ярмарок на территории города Твери, определенных графиком, утвержденным постановлением администрации города Твери от 02.11.2011 № 1962, в связи с непредставлением проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города.
3.  О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.


Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

 

stdClass Object ( [vid] => 7206 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/54-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7206 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326699507 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/54-2011

Принято 11 ноября  2011 г.                                                                       г. Тверь                                                                                       
Изготовлено в полном объеме  24   ноября  2011 г.                                                                         
                                                                              
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
-  Посохова Л.К., заместитель руководителя;
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации города Твери:***;
- ООО «Рейд-1»: *** и представителя ***,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей Департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области,
рассмотрев дело № 04-6/54-2011 по признакам нарушения Администрацией города Твери  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),
УСТАНОВИЛА:
На основании части 2 статьи  45 Закона и с учетом надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей Департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области.
Комиссией рассмотрено заявленное представителем администрации ходатайство от 11.11.2011 о приостановлении рассмотрения дела № 04-6/54-2011 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области в отношении заявления ООО «Рейд-1» об оспаривании муниципального правового акта – постановления администрации города Твери от 19.04.2011 № 625. В удовлетворении ходатайства отказано в связи с отсутствием прямого указания закона о необходимости приостановления рассмотрения дел в этом случае.
Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО «Рейд» от 15.09.2011 о создании Администрацией города Твери (далее – Администрация) необоснованного препятствования осуществлению деятельности путем включения в постановление Администрации от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013, подписано Главой администрации г.Твери  ***, опубликовано в газете «Муниципальные вести» от 22.04.2011 № 19, далее – Постановление № 625) не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о необходимости представлять в составе заявления для участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки на территории города Твери проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, в течение года, в котором планируется организация ярмарки (пункт 4 Приложения 1 и подпункт 1.1.2 пункта 1 Приложения 5 к данному постановлению).
Материалами дела и в ходе его рассмотрения установлено следующее.
1. Постановлением № 625 регламентирована организация ярмарок на территории города Твери, им утверждены в том числе: Порядок проведения конкурса по выбору администратора ярмарки на территории города Твери (далее - Приложение 1); Положение о комиссии по проведению конкурса по выбору администратора ярмарок на территории города Твери (далее - Приложение 2);  Перечень территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок (далее - Приложение 4); Система критериев оценки ярмарок на территории города Твери (далее - Приложение 5).
Пунктом 4 Приложения 1 установлена норма о необходимости представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в составе заявки на участие в конкурсе по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, в течение года, в котором планируется организация ярмарки (далее – Проектная документация ярмарки).
Кроме Проектной документации ярмарки к заявлению об участии в конкурсе в соответствии с пунктом 4 Приложения 1 должна быть приложена схема размещения продавцов на ярмарке и ассортиментный перечень товаров, реализуемых на ярмарке.
Пунктом 1.1. Приложения 5 установлены требования, которым должны соответствовать заявления субъектов предпринимательства, чтобы быть допущенными к рассмотрению на комиссии, одним из которых является наличие Проектной документации ярмарки (подпункт 1.1.2 пункта 1.1). При этом проект объекта должен содержать план расположения ярмарки на местности, план благоустройства прилегающей территории
Согласно пункту 4.8 Приложения 2 заявления, поступившие  с нарушением  пунктов 3 и 4 Порядка проведения конкурса по выбору администратора ярмарки (далее - Порядок), не передаются на рассмотрение комиссии. По таким заявлениям секретарь комиссии готовит письмо заявителю о несоответствии представленного заявления и прилагаемых документов требованиям Порядка. Ответ подписывается председателем комиссии и направляется секретарем комиссии заявителю посредством почтового отправления в течение 15 рабочих дней.
Таким образом, без приложения  Проектной документации ярмарки, включающей, в том числе, план расположения ярмарки на местности, заявление об участии в конкурсе на получение права исполнять обязанности администратора  ярмарки на территории города Твери отклоняется, а лицо, претендующее на получение права исполнять обязанности администратора ярмарки, не допускается к участию в конкурсе.
2. Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381 –ФЗ) установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них:
Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных  законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей,  законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности,  законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 381-ФЗ Администрацией Тверской области принято постановление от 09.08.2010 № 389 –па «Об организации деятельности ярмарок на территории Тверской области» (далее – Постановление № 389-па), которым утвержден Порядок организации ярмарок на территории Тверской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка:
а) ярмарка - это самостоятельное мероприятие, доступное для всех продавцов товаров, исполнителей работ и услуг, организуемое в установленном месте на определенный срок для осуществления деятельности по продаже товаров;
б) организаторы ярмарок - исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридические лица, индивидуальные предприниматели;
г) администратор ярмарки - юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, уполномоченный организатором ярмарки на осуществление функций по подготовке и проведению ярмарки.
Согласно пункту 7 Порядка ярмарка проводится на основании правового акта о проведении ярмарки, принятого соответствующим исполнительным органом государственной власти Тверской области, органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области, а также на основании решения, принятого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых планируется проведение ярмарки.
В соответствии с пунктом 9 Порядка правовой акт организатора ярмарки о ее проведении должен определять: место проведения ярмарки; вид предложения и сроки проведения ярмарки; режим работы ярмарки; количество торговых мест на ярмарке; лицо, ответственное за организацию и проведение ярмарки.
В силу пункта 10 Порядка организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке согласно настоящему Порядку.
Пунктом 11 Порядка установлено требование приложения к правовому акту организатора ярмарок  схемы размещения продавцов и ассортимента реализуемых товаров на ярмарке. При этом схема размещения продавцов должна предусматривать размещение торговых зон для реализации различных групп товаров, размещение туалетов (биотуалетов), мест сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, мест парковки транспорта и схему движения транспорта в месте проведения ярмарки.
Таким образом, Закон № 381-ФЗ и Постановление № 389-па обязанность разработать план мероприятий, в том числе схему размещения продавцов с указанием в ней торговых зон для реализации различных групп товаров и ассортимента реализуемых товаров на ярмарке, возлагают на  организатора ярмарки.
Организатором ярмарки на территории города Твери выступает Администрация, которая, реализуя свои полномочия, как организатор ярмарки, постановлением от 03.06.2011 № 929 «Об утверждении графика проведения конкурсов по выбору администраторов ярмарок на территории города Твери на 2011 год» (в редакции от 02.11.2011 № 1962) утвердила график проведения конкурсов по выбору администратора ярмарок на территории города Твери, в том числе по адресу: ул. Хрустальная, напротив д.10, кадастровый номер земельного участка 69:40:01 00 169:42, вид ярмарки -универсальная, дата проведения конкурса 01.12.2011.  
Устанавливая пунктом 4 Приложения 1 и подпунктом 1.1.2 пункта 1 Приложения 5 к Постановлению № 625 норму, обязывающую хозяйствующие субъекты, претендующие на право исполнять обязанности администратора ярмарки, представить Проектную документацию ярмарки, разработанную проектной организацией и согласованную с департаментом архитектуры и строительства администрации города, Администрация возлагает на хозяйствующие субъекты необоснованные обременения, влекущие финансовые затраты потенциальных участников конкурса. Кроме того, в отсутствие четких требований к тому, что из себя должна представлять эта Проектная документация (каковы требования к количеству мест и их видов, определен только вид ярмарки – универсальная), разработка проектной документации невозможна и влечет бессмысленные материальные потери.
 3. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (в ред. от 17.06.2011 № 135-ст, далее – ОКВЭД), деятельность по организации ярмарок является самостоятельным видом экономической деятельности  (код по ОКВЭД -74.87.5).
Согласно информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих функции администратора ярмарок на территории города Твери, представленной Администрацией, функции администраторов ярмарок осуществляют 12 хозяйствующих субъектов (ИП М., Ассоциация ***, МУП ***, ИП К., ФФКП ***, МУП ***, ИП Г., ООО В., ООО А., ООО К., ООО Т., ООО С.), из которых 3 последних определены администраторами универсальных ярмарок по результатам  конкурсов, все остальные уполномочены постановлениями  администрации города Твери администраторами краткосрочных ярмарок  продолжительностью  1-15 дней без торгов.
Таким образом, рынок услуг по организации ярмарок (функции администратора ярмарок) представлен 12 хозяйствующими субъектами и ограничен территорией г.Твери. При этом вход на рынок услуг по организации ярмарок (услуг администратора ярмарок) возможен только через определенные административные процедуры двумя способами: путем получения соответствующих прав на  конкурентной основе, т.е. в случае победы на конкурсе, либо правовыми актами без проведения таких процедур.
В приложении 4 к постановлению  № 625 содержится  Перечень территорий, на которых возможна организация ярмарок, с указанием места проведения ярмарки, кадастрового номера участка, вида ярмарки (универсальные,  продовольственные, тематические, выходного дня) и срока проведения ярмарки. В данный Перечень включены 20 территорий, в том числе территория на ул. Хрустальная, напротив д.10, кадастровый номер земельного участка 69:40:01 00 169:42, вид ярмарки – универсальная, со сроком проведения: еженедельно, во вторник, среду и четверг. Названный земельный участок предоставлялся под мини-рынок по договору от 11.12.2007 № 0492-з/07, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ООО «Рейд-1», которое заинтересовано в получении права на исполнение обязанностей администратора ярмарки на данной территории и является потенциальным конкурентом.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.20110 № 220, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18026).
4. Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона при проведении торгов, если их организаторами или заказчиками являются органы местного самоуправления, запрещаются действия, которые могут привести к недопущению и ограничению конкуренции, в том числе не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно части 4 статьи 17 Закона и статье 449 ГК РФ проведение торгов с нарушением правил, установленных Законом, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Установленное пунктом  4 Приложения 1 и подпунктом 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5 к  Постановлению № 625 требование к хозяйствующим субъектам о представлении Проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией и согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, как условие участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона, а реализация вышеуказанной нормы может привести к ограничению доступа к участию в конкурсе и к недопущению и ограничению конкуренции при проведении конкурса и нарушению статьи 17 Закона.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1.  Признать Администрацию города Твери нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления постановлением от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013) не предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о представлении в составе заявления  для участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города (пункт 4 Приложения 1, подпункт 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5), что создает необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к недопущению и ограничению конкуренции на рынке услуг администраторов ярмарок.
  2. Выдать Администрации города Твери предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.И.Никифорова


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/54-2011



       «24» ноября 2011 года                                                                                г. Тверь                                                                                       
            
                                                                      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –   Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Посохова Л.В., заместитель руководителя;
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 24 ноября 2011 г. по делу  № 04-6/54-2011 о нарушении  Администрацией города Твери пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации города Твери:
 1.   В срок до 25.12.2011  устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно, внести изменения в постановление Администрации от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013), исключающие нормы, обязывающие представлять участников конкурса по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города (пункт 4 Приложения 1, подпункт 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5), либо иным образом устранить нарушение Закона о защите конкуренции.
2. Не допускать отклонения заявлений участников конкурсов по выбору администраторов ярмарок на территории города Твери, определенных графиком, утвержденным постановлением администрации города Твери от 02.11.2011 № 1962, в связи с непредставлением проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города.
3.  О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.


Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/54-2011

Принято 11 ноября  2011 г.                                                                       г. Тверь                                                                                       
Изготовлено в полном объеме  24   ноября  2011 г.                                                                         
                                                                              
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
-  Посохова Л.К., заместитель руководителя;
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации города Твери:***;
- ООО «Рейд-1»: *** и представителя ***,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей Департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области,
рассмотрев дело № 04-6/54-2011 по признакам нарушения Администрацией города Твери  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),
УСТАНОВИЛА:
На основании части 2 статьи  45 Закона и с учетом надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей Департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области.
Комиссией рассмотрено заявленное представителем администрации ходатайство от 11.11.2011 о приостановлении рассмотрения дела № 04-6/54-2011 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области в отношении заявления ООО «Рейд-1» об оспаривании муниципального правового акта – постановления администрации города Твери от 19.04.2011 № 625. В удовлетворении ходатайства отказано в связи с отсутствием прямого указания закона о необходимости приостановления рассмотрения дел в этом случае.
Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО «Рейд» от 15.09.2011 о создании Администрацией города Твери (далее – Администрация) необоснованного препятствования осуществлению деятельности путем включения в постановление Администрации от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013, подписано Главой администрации г.Твери  ***, опубликовано в газете «Муниципальные вести» от 22.04.2011 № 19, далее – Постановление № 625) не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о необходимости представлять в составе заявления для участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки на территории города Твери проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, в течение года, в котором планируется организация ярмарки (пункт 4 Приложения 1 и подпункт 1.1.2 пункта 1 Приложения 5 к данному постановлению).
Материалами дела и в ходе его рассмотрения установлено следующее.
1. Постановлением № 625 регламентирована организация ярмарок на территории города Твери, им утверждены в том числе: Порядок проведения конкурса по выбору администратора ярмарки на территории города Твери (далее - Приложение 1); Положение о комиссии по проведению конкурса по выбору администратора ярмарок на территории города Твери (далее - Приложение 2);  Перечень территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок (далее - Приложение 4); Система критериев оценки ярмарок на территории города Твери (далее - Приложение 5).
Пунктом 4 Приложения 1 установлена норма о необходимости представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в составе заявки на участие в конкурсе по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, в течение года, в котором планируется организация ярмарки (далее – Проектная документация ярмарки).
Кроме Проектной документации ярмарки к заявлению об участии в конкурсе в соответствии с пунктом 4 Приложения 1 должна быть приложена схема размещения продавцов на ярмарке и ассортиментный перечень товаров, реализуемых на ярмарке.
Пунктом 1.1. Приложения 5 установлены требования, которым должны соответствовать заявления субъектов предпринимательства, чтобы быть допущенными к рассмотрению на комиссии, одним из которых является наличие Проектной документации ярмарки (подпункт 1.1.2 пункта 1.1). При этом проект объекта должен содержать план расположения ярмарки на местности, план благоустройства прилегающей территории
Согласно пункту 4.8 Приложения 2 заявления, поступившие  с нарушением  пунктов 3 и 4 Порядка проведения конкурса по выбору администратора ярмарки (далее - Порядок), не передаются на рассмотрение комиссии. По таким заявлениям секретарь комиссии готовит письмо заявителю о несоответствии представленного заявления и прилагаемых документов требованиям Порядка. Ответ подписывается председателем комиссии и направляется секретарем комиссии заявителю посредством почтового отправления в течение 15 рабочих дней.
Таким образом, без приложения  Проектной документации ярмарки, включающей, в том числе, план расположения ярмарки на местности, заявление об участии в конкурсе на получение права исполнять обязанности администратора  ярмарки на территории города Твери отклоняется, а лицо, претендующее на получение права исполнять обязанности администратора ярмарки, не допускается к участию в конкурсе.
2. Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381 –ФЗ) установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них:
Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных  законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей,  законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности,  законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 381-ФЗ Администрацией Тверской области принято постановление от 09.08.2010 № 389 –па «Об организации деятельности ярмарок на территории Тверской области» (далее – Постановление № 389-па), которым утвержден Порядок организации ярмарок на территории Тверской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка:
а) ярмарка - это самостоятельное мероприятие, доступное для всех продавцов товаров, исполнителей работ и услуг, организуемое в установленном месте на определенный срок для осуществления деятельности по продаже товаров;
б) организаторы ярмарок - исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридические лица, индивидуальные предприниматели;
г) администратор ярмарки - юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, уполномоченный организатором ярмарки на осуществление функций по подготовке и проведению ярмарки.
Согласно пункту 7 Порядка ярмарка проводится на основании правового акта о проведении ярмарки, принятого соответствующим исполнительным органом государственной власти Тверской области, органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области, а также на основании решения, принятого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых планируется проведение ярмарки.
В соответствии с пунктом 9 Порядка правовой акт организатора ярмарки о ее проведении должен определять: место проведения ярмарки; вид предложения и сроки проведения ярмарки; режим работы ярмарки; количество торговых мест на ярмарке; лицо, ответственное за организацию и проведение ярмарки.
В силу пункта 10 Порядка организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке согласно настоящему Порядку.
Пунктом 11 Порядка установлено требование приложения к правовому акту организатора ярмарок  схемы размещения продавцов и ассортимента реализуемых товаров на ярмарке. При этом схема размещения продавцов должна предусматривать размещение торговых зон для реализации различных групп товаров, размещение туалетов (биотуалетов), мест сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, мест парковки транспорта и схему движения транспорта в месте проведения ярмарки.
Таким образом, Закон № 381-ФЗ и Постановление № 389-па обязанность разработать план мероприятий, в том числе схему размещения продавцов с указанием в ней торговых зон для реализации различных групп товаров и ассортимента реализуемых товаров на ярмарке, возлагают на  организатора ярмарки.
Организатором ярмарки на территории города Твери выступает Администрация, которая, реализуя свои полномочия, как организатор ярмарки, постановлением от 03.06.2011 № 929 «Об утверждении графика проведения конкурсов по выбору администраторов ярмарок на территории города Твери на 2011 год» (в редакции от 02.11.2011 № 1962) утвердила график проведения конкурсов по выбору администратора ярмарок на территории города Твери, в том числе по адресу: ул. Хрустальная, напротив д.10, кадастровый номер земельного участка 69:40:01 00 169:42, вид ярмарки -универсальная, дата проведения конкурса 01.12.2011.  
Устанавливая пунктом 4 Приложения 1 и подпунктом 1.1.2 пункта 1 Приложения 5 к Постановлению № 625 норму, обязывающую хозяйствующие субъекты, претендующие на право исполнять обязанности администратора ярмарки, представить Проектную документацию ярмарки, разработанную проектной организацией и согласованную с департаментом архитектуры и строительства администрации города, Администрация возлагает на хозяйствующие субъекты необоснованные обременения, влекущие финансовые затраты потенциальных участников конкурса. Кроме того, в отсутствие четких требований к тому, что из себя должна представлять эта Проектная документация (каковы требования к количеству мест и их видов, определен только вид ярмарки – универсальная), разработка проектной документации невозможна и влечет бессмысленные материальные потери.
 3. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (в ред. от 17.06.2011 № 135-ст, далее – ОКВЭД), деятельность по организации ярмарок является самостоятельным видом экономической деятельности  (код по ОКВЭД -74.87.5).
Согласно информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих функции администратора ярмарок на территории города Твери, представленной Администрацией, функции администраторов ярмарок осуществляют 12 хозяйствующих субъектов (ИП М., Ассоциация ***, МУП ***, ИП К., ФФКП ***, МУП ***, ИП Г., ООО В., ООО А., ООО К., ООО Т., ООО С.), из которых 3 последних определены администраторами универсальных ярмарок по результатам  конкурсов, все остальные уполномочены постановлениями  администрации города Твери администраторами краткосрочных ярмарок  продолжительностью  1-15 дней без торгов.
Таким образом, рынок услуг по организации ярмарок (функции администратора ярмарок) представлен 12 хозяйствующими субъектами и ограничен территорией г.Твери. При этом вход на рынок услуг по организации ярмарок (услуг администратора ярмарок) возможен только через определенные административные процедуры двумя способами: путем получения соответствующих прав на  конкурентной основе, т.е. в случае победы на конкурсе, либо правовыми актами без проведения таких процедур.
В приложении 4 к постановлению  № 625 содержится  Перечень территорий, на которых возможна организация ярмарок, с указанием места проведения ярмарки, кадастрового номера участка, вида ярмарки (универсальные,  продовольственные, тематические, выходного дня) и срока проведения ярмарки. В данный Перечень включены 20 территорий, в том числе территория на ул. Хрустальная, напротив д.10, кадастровый номер земельного участка 69:40:01 00 169:42, вид ярмарки – универсальная, со сроком проведения: еженедельно, во вторник, среду и четверг. Названный земельный участок предоставлялся под мини-рынок по договору от 11.12.2007 № 0492-з/07, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ООО «Рейд-1», которое заинтересовано в получении права на исполнение обязанностей администратора ярмарки на данной территории и является потенциальным конкурентом.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.20110 № 220, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18026).
4. Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона при проведении торгов, если их организаторами или заказчиками являются органы местного самоуправления, запрещаются действия, которые могут привести к недопущению и ограничению конкуренции, в том числе не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно части 4 статьи 17 Закона и статье 449 ГК РФ проведение торгов с нарушением правил, установленных Законом, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Установленное пунктом  4 Приложения 1 и подпунктом 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5 к  Постановлению № 625 требование к хозяйствующим субъектам о представлении Проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией и согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города, как условие участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона, а реализация вышеуказанной нормы может привести к ограничению доступа к участию в конкурсе и к недопущению и ограничению конкуренции при проведении конкурса и нарушению статьи 17 Закона.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1.  Признать Администрацию города Твери нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления постановлением от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013) не предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о представлении в составе заявления  для участия в конкурсе по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города (пункт 4 Приложения 1, подпункт 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5), что создает необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к недопущению и ограничению конкуренции на рынке услуг администраторов ярмарок.
  2. Выдать Администрации города Твери предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.И.Никифорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/54-2011

       «24» ноября 2011 года                                                                                г. Тверь                                                                                       
            
                                                                      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –   Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Посохова Л.В., заместитель руководителя;
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Никифорова Г.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 24 ноября 2011 г. по делу  № 04-6/54-2011 о нарушении  Администрацией города Твери пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации города Твери:
 1.   В срок до 25.12.2011  устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно, внести изменения в постановление Администрации от 19.04.2011 № 625  «Об организации работы ярмарок на территории  города Твери» (в ред. от 20.06.2011 № 1013), исключающие нормы, обязывающие представлять участников конкурса по выбору администратора ярмарки проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города (пункт 4 Приложения 1, подпункт 1.1.2 пункта 1.1 Приложения 5), либо иным образом устранить нарушение Закона о защите конкуренции.
2. Не допускать отклонения заявлений участников конкурсов по выбору администраторов ярмарок на территории города Твери, определенных графиком, утвержденным постановлением администрации города Твери от 02.11.2011 № 1962, в связи с непредставлением проектной документации ярмарки, разработанной проектной организацией, согласованной с департаментом архитектуры и строительства администрации города.
3.  О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К. Красюкова, Г.И.Никифорова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/54-3949ИД [format] => [safe_value] => 04-6/54-3949ИД ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/54-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/54-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Администрацией города Твери части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Администрацией города Твери части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-23 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-23 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326699507 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )