Решение по делу № 04-6/51-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/51-2011
Дата публикации: 16 ноября 2011, 01:00

Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/51-2011

16.11.2011
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/51-2010

Принято и объявлена резолютивная часть
02 ноября 2011 года  
Решение изготовлено в полном объеме
16 ноября 2011 года                                                                                                      г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» …, сотрудника филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт», по доверенности…;
рассмотрев дело № 04-6/51-2011 по признакам нарушения Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее -  РЭК) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
установила:
На основании части 2 статьи 45 Закон о конкуренции  и с учетом имеющейся информации о надлежащем извещении РЭК и ФСТ России (почтовые уведомления соответственно от 30.09.2011 и от 23.09.2011) Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011 N 141-пп "Об утверждении Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области" (вступило с силу 20.10.2011) Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, являющееся правопреемником Региональной энергетической комиссии Тверской области, является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Основанием для возбуждения настоящего дела послужил поступивший из ФСТ России материал по не утверждению РЭК тарифа на электрическую энергию на 2010 год по заявлению Филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт» от 07.10.2010 № АГ/436-УФС.
ОАО «Оборонэнергосбыт» полагает, что РЭК необоснованно предъявил требования, не предусмотренные законодательством для установления тарифов, в частности, требование о предоставлении перечня потребителей и фактических объемов потребления, либо внесение изменений в существующую (на момент подачи заявления) договорную конструкцию, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции безотносительно того какой ущерб причинен ОАО «Оборонэнергосбыт» в результате отказа регулирующего органа.
Решение об открытии тарифного дела на основании указанного заявления и представленных дополнительных материалов (письмо от 23.11.2010 № АЗ/3941) было принято 09.12.2010 года (распоряжение от 09.12.2010 № 40-РЭ), но тариф на 2010 год так и не был утвержден.
Кроме того, на обращение с заявлением от 28.10.2010 № 2 об установлении тарифа на электрическую энергию на 2011 год для своих потребителей, к числу которых относится население, РЭК письмом от 11.11.2010  № 3836 сообщило, что с 2011 года не устанавливает тарифы на электроэнергию для конечных потребителей.
Позиция РЭК основана на том, что заявление об установлении тарифа для ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» на 2010 год было подано в РЭК 07.10.2010 с приложением пакета документов, которых оказалось недостаточно, а именно, не представлено:
- объемы покупной электроэнергии и мощности на 2010 год;
- структура потребления электрической энергии и мощности на 2010 год;
- копии договоров купли-продажи электроэнергии и мощности, заключенные с ОАО «Тверская энергосбытовая компания», ОАО Тверская областная энергосбытовая компания», ООО «Объединенная Вышневолоцкая энергосбытовая компания», ООО «Русэнергосбыт», для которых на момент обращения ОАО «Оборонэнергосбыт» РЭК уже были установлены тарифные меню для потребителей электрической энергии, а также тарифное меню на покупку электроэнергии энергосбытовыми компаниями у гарантирующих поставщиков для последующей продажи электроэнергии конечным потребителям.
Дополнительный пакет документов был представлен ОАО «Оборонэнергосбыт» 23.11.2010 и решение об открытии тарифного дела было принято 09.12.2010 года (распоряжение от 09.12.2010 № 40-РЭ).
Для установления тарифов на электроэнергию для потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» РЭК необходимо было бы предпринять следующие действия:
- определить точные объемы покупки электроэнергиии и мощности у каждого гарантирующего поставщика и других энергосбытовых компаний;
- определить структуру потребителей электроэнергии;
- произвести перерасчет всех тарифов на электроэнергию для каждой энергосбытовой компании и гарантирующего поставщика на 2010 года, с целью исключения двойного учета покупных объемов электроэнергии.
Таким образом, РЭК не утвердил тариф для ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» на 2010 год вследствие того, что не смог осуществить комплекс мероприятий по экспертизе материалов тарифного дела в срок менее 30 дней, что обусловлено поздней подачей заявления, отсутствием в представленных материалах необходимой информации для корректного расчета тарифов на электроэнергию для конечных потребителей, а также проведением РЭК тарифной компании на 2011 год.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетики) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
В статье 3 названного Закона определено, что субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство и поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определен единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны РФ (Минобороны России), в т.ч. в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»».
В соответствии с указанным постановлением Минобороны России заключило с ОАО «Оборонэнергосбыт» государственный контракт на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Минобороны России от 15.03.2010 № 140/205, согласно которому электрическая энергия поставляется на объекты Минобороны России по регулируемым и свободным (нерегулируемым) ценам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетики (в редакции от 27.07.2010) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия РЭК по установлению регулированием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, установлены статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (не применяется к отношениям, связанным с государственным в электроэнергетике на 2011 и последующие годы (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ)) и пунктом 3.1.1 "Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.04.2007 N 101-па (ред. от 22.03.2010).
Согласно материалам, представленным ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» письмом от 25.10.2011 № 764, ОАО «Оборонэнергосбыт» в период с начала 2010 года осуществлял поставку электрической энергии (мощности) потребителям по договорам энергоснабжения, заключенным в течение 2010 года и начале 2011 года (по поставкам, осуществленным в 2010 году).
По условиям договоров ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» обязуется отпустить в точках поставки электроэнергию абонентам на условиях, предусмотренных договором, в свою очередь абоненты обязуются принять в точках поставки электроэнергию и оплатить компании приобретенную (полученную) электроэнергию.
Определение объемов электроэнергии, которые покупатель обязан приобрести у гарантирующего поставщика по твердой (регулируемой) и свободной (нерегулируемой) цене, устанавливается в соответствии с действующим законодательством (пункты 5.1, 5.3 договора).
При этом, твердая цена, действующая с начала года, равна тарифу гарантирующего поставщика для соответствующих групп потребителей и годового числа часов использования мощности, установленному в соответствии с действующим законодательством решениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования (пункт 5.4 договора).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 26.07.2010) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"» на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, с 1 января 2011 года:
- продажа электрической энергии (мощности) каждым субъектом оптового рынка - поставщиком электрической энергии (мощности) осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
- энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации продают электрическую энергию (мощность) потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему по решению Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей).
В соответствии с приказом РЭК от 18.11.2010 № 282-нп «О тарифах на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Тверской области» установлены единые по Тверской области тарифы для населения, проживающего в городских населенных  пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными   газовыми плитами.
ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» письмом от 07.10.2010 обратился в РЭК с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию по Тверской области на 2010 год, указав, что заявление об открытии тарифного дела направляется впервые. ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет на территории Тверской области деятельность по энергоснабжению потребителей, с числу которых относятся подведомственные Минобороны России организации и население.    
Процедура рассмотрения органами исполнительной власти субъектов РФ заявления об установлении тарифов в области государственного регулирования тарифов установлена разделом III «Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», утвержденного приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э (с изменениями от 29.12.2010).
Перечень документов, которые необходимо представлять вместе с заявлением для установления тарифов, установлен пунктом 10 «Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 (ред. от 24.03.2011), ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
По мнению ФСТ России (письмо от 25.10.2011 № ДС-8410/13) в соответствии с пунктом 12 Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса. ФСТ России полагает, что письмо РЭК от 13.11.2010 № 3865 допустимо рассматривать как запрос дополнительных материалов.
Однако, изложенное в письме РЭК от 13.11.2010 № 3865 указание на необходимость  внесения изменений в существующую договорную конструкцию неправомерно, поскольку исходя из смысла статьи 421 Гражданского кодекса РФ вмешательство в договорные отношения организаций, кроме как в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством, неправомерно. По мнению ФСТ России такое требование выходит за рамки полномочий РЭК в области регулирования тарифов.
Вместе с тем, РЭК распоряжением от 09.12.2010 № 40-РЭ принимает решение об открытии тарифного дела на основании заявки и дополнительных материалов, полученных от ОАО «Оборонэнергосбыт» письмом от 23.11.2010 № АЗ/3941, без внесения изменений в существующую договорную конструкцию, что свидетельствует об отказе от претензий в части существовавших на тот момент договорных отношений ОАО «Оборонэнергосбыт».
При этом, в случае установления РЭК тарифа для ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании заявки и дополнительных материалов, полученных от письмом от 23.11.2010, ОАО «Оборонэнергосбыт» не смог бы применить тариф по отношению к своим потребителям (абонентам) до конца 2010 года, поскольку срок проведения экспертизы предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней устанавливается регулирующим органом и не может превышать один месяц (пункт 16 Правил), а согласно пункту 3.2.5 заключенных договоров изменение стоимости вследствие изменения тарифов возможно с условием уведомления абонента в письменной форме в течение 10 дней.
Кроме того, несмотря на то, что тариф на электрическую энергию для ОАО «Оборонэнергосбыт» установлен не был, обязанность потребителей оплатить поставленную электроэнергию по определенным договорами ценам возникла из фактических действий сторон по согласованию условий договоров. Эти действия в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела не было заявлено об оспаривании абонентами (потребителями) ОАО «Оборонэнергосбыт» фактического потребления электроэнергии за период 2010 года, а также о расторжении договоров купли-продажи электроэнергии по инициативе потребителей и  ОАО «Оборонэнергосбыт» не доказано наличие негативных последствий для осуществления деятельности по энергоснабжению своих потребителей в отсутствие установленного для него тарифа на 2010 год.
ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» письмом от 25.10.2011 № 764 заявило об отсутствии претензий к РЭК в настоящее время и о том, что регулирование тарифов ОАО «Оборонэнергосбыт» на 2011 год проходит без нарушений законодательства.
Статья 15 Закона о конкуренции содержит антимонопольные требования к органам исполнительной власти. При этом действия (бездействие) органа исполнительной власти признаются противоречащими антимонопольному законодательству только в том случае, если могут оказать негативное влияние на конкуренцию на товарном рынке и за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях РЭК при рассмотрении заявления ОАО «Оборонэнергосбыт» филиал «Центральный» от 07.10.2010 об открытии тарифного дела нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № 04-6/51-2011 в отношении Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: Л.В.Посохова
Члены Комиссии:  Л.К.Красюкова
                            И.В.Киртоакэ
    
 

stdClass Object ( [vid] => 7203 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/51-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7203 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326698360 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/51-2011

16.11.2011
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/51-2010

Принято и объявлена резолютивная часть
02 ноября 2011 года  
Решение изготовлено в полном объеме
16 ноября 2011 года                                                                                                      г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» …, сотрудника филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт», по доверенности…;
рассмотрев дело № 04-6/51-2011 по признакам нарушения Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее -  РЭК) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
установила:
На основании части 2 статьи 45 Закон о конкуренции  и с учетом имеющейся информации о надлежащем извещении РЭК и ФСТ России (почтовые уведомления соответственно от 30.09.2011 и от 23.09.2011) Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011 N 141-пп "Об утверждении Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области" (вступило с силу 20.10.2011) Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, являющееся правопреемником Региональной энергетической комиссии Тверской области, является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Основанием для возбуждения настоящего дела послужил поступивший из ФСТ России материал по не утверждению РЭК тарифа на электрическую энергию на 2010 год по заявлению Филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт» от 07.10.2010 № АГ/436-УФС.
ОАО «Оборонэнергосбыт» полагает, что РЭК необоснованно предъявил требования, не предусмотренные законодательством для установления тарифов, в частности, требование о предоставлении перечня потребителей и фактических объемов потребления, либо внесение изменений в существующую (на момент подачи заявления) договорную конструкцию, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции безотносительно того какой ущерб причинен ОАО «Оборонэнергосбыт» в результате отказа регулирующего органа.
Решение об открытии тарифного дела на основании указанного заявления и представленных дополнительных материалов (письмо от 23.11.2010 № АЗ/3941) было принято 09.12.2010 года (распоряжение от 09.12.2010 № 40-РЭ), но тариф на 2010 год так и не был утвержден.
Кроме того, на обращение с заявлением от 28.10.2010 № 2 об установлении тарифа на электрическую энергию на 2011 год для своих потребителей, к числу которых относится население, РЭК письмом от 11.11.2010  № 3836 сообщило, что с 2011 года не устанавливает тарифы на электроэнергию для конечных потребителей.
Позиция РЭК основана на том, что заявление об установлении тарифа для ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» на 2010 год было подано в РЭК 07.10.2010 с приложением пакета документов, которых оказалось недостаточно, а именно, не представлено:
- объемы покупной электроэнергии и мощности на 2010 год;
- структура потребления электрической энергии и мощности на 2010 год;
- копии договоров купли-продажи электроэнергии и мощности, заключенные с ОАО «Тверская энергосбытовая компания», ОАО Тверская областная энергосбытовая компания», ООО «Объединенная Вышневолоцкая энергосбытовая компания», ООО «Русэнергосбыт», для которых на момент обращения ОАО «Оборонэнергосбыт» РЭК уже были установлены тарифные меню для потребителей электрической энергии, а также тарифное меню на покупку электроэнергии энергосбытовыми компаниями у гарантирующих поставщиков для последующей продажи электроэнергии конечным потребителям.
Дополнительный пакет документов был представлен ОАО «Оборонэнергосбыт» 23.11.2010 и решение об открытии тарифного дела было принято 09.12.2010 года (распоряжение от 09.12.2010 № 40-РЭ).
Для установления тарифов на электроэнергию для потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» РЭК необходимо было бы предпринять следующие действия:
- определить точные объемы покупки электроэнергиии и мощности у каждого гарантирующего поставщика и других энергосбытовых компаний;
- определить структуру потребителей электроэнергии;
- произвести перерасчет всех тарифов на электроэнергию для каждой энергосбытовой компании и гарантирующего поставщика на 2010 года, с целью исключения двойного учета покупных объемов электроэнергии.
Таким образом, РЭК не утвердил тариф для ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» на 2010 год вследствие того, что не смог осуществить комплекс мероприятий по экспертизе материалов тарифного дела в срок менее 30 дней, что обусловлено поздней подачей заявления, отсутствием в представленных материалах необходимой информации для корректного расчета тарифов на электроэнергию для конечных потребителей, а также проведением РЭК тарифной компании на 2011 год.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетики) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
В статье 3 названного Закона определено, что субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство и поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определен единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны РФ (Минобороны России), в т.ч. в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»».
В соответствии с указанным постановлением Минобороны России заключило с ОАО «Оборонэнергосбыт» государственный контракт на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Минобороны России от 15.03.2010 № 140/205, согласно которому электрическая энергия поставляется на объекты Минобороны России по регулируемым и свободным (нерегулируемым) ценам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетики (в редакции от 27.07.2010) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия РЭК по установлению регулированием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, установлены статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (не применяется к отношениям, связанным с государственным в электроэнергетике на 2011 и последующие годы (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ)) и пунктом 3.1.1 "Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.04.2007 N 101-па (ред. от 22.03.2010).
Согласно материалам, представленным ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» письмом от 25.10.2011 № 764, ОАО «Оборонэнергосбыт» в период с начала 2010 года осуществлял поставку электрической энергии (мощности) потребителям по договорам энергоснабжения, заключенным в течение 2010 года и начале 2011 года (по поставкам, осуществленным в 2010 году).
По условиям договоров ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» обязуется отпустить в точках поставки электроэнергию абонентам на условиях, предусмотренных договором, в свою очередь абоненты обязуются принять в точках поставки электроэнергию и оплатить компании приобретенную (полученную) электроэнергию.
Определение объемов электроэнергии, которые покупатель обязан приобрести у гарантирующего поставщика по твердой (регулируемой) и свободной (нерегулируемой) цене, устанавливается в соответствии с действующим законодательством (пункты 5.1, 5.3 договора).
При этом, твердая цена, действующая с начала года, равна тарифу гарантирующего поставщика для соответствующих групп потребителей и годового числа часов использования мощности, установленному в соответствии с действующим законодательством решениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования (пункт 5.4 договора).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 26.07.2010) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"» на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, с 1 января 2011 года:
- продажа электрической энергии (мощности) каждым субъектом оптового рынка - поставщиком электрической энергии (мощности) осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
- энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации продают электрическую энергию (мощность) потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему по решению Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей).
В соответствии с приказом РЭК от 18.11.2010 № 282-нп «О тарифах на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Тверской области» установлены единые по Тверской области тарифы для населения, проживающего в городских населенных  пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными   газовыми плитами.
ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» письмом от 07.10.2010 обратился в РЭК с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию по Тверской области на 2010 год, указав, что заявление об открытии тарифного дела направляется впервые. ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет на территории Тверской области деятельность по энергоснабжению потребителей, с числу которых относятся подведомственные Минобороны России организации и население.    
Процедура рассмотрения органами исполнительной власти субъектов РФ заявления об установлении тарифов в области государственного регулирования тарифов установлена разделом III «Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», утвержденного приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э (с изменениями от 29.12.2010).
Перечень документов, которые необходимо представлять вместе с заявлением для установления тарифов, установлен пунктом 10 «Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 (ред. от 24.03.2011), ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
По мнению ФСТ России (письмо от 25.10.2011 № ДС-8410/13) в соответствии с пунктом 12 Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса. ФСТ России полагает, что письмо РЭК от 13.11.2010 № 3865 допустимо рассматривать как запрос дополнительных материалов.
Однако, изложенное в письме РЭК от 13.11.2010 № 3865 указание на необходимость  внесения изменений в существующую договорную конструкцию неправомерно, поскольку исходя из смысла статьи 421 Гражданского кодекса РФ вмешательство в договорные отношения организаций, кроме как в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством, неправомерно. По мнению ФСТ России такое требование выходит за рамки полномочий РЭК в области регулирования тарифов.
Вместе с тем, РЭК распоряжением от 09.12.2010 № 40-РЭ принимает решение об открытии тарифного дела на основании заявки и дополнительных материалов, полученных от ОАО «Оборонэнергосбыт» письмом от 23.11.2010 № АЗ/3941, без внесения изменений в существующую договорную конструкцию, что свидетельствует об отказе от претензий в части существовавших на тот момент договорных отношений ОАО «Оборонэнергосбыт».
При этом, в случае установления РЭК тарифа для ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании заявки и дополнительных материалов, полученных от письмом от 23.11.2010, ОАО «Оборонэнергосбыт» не смог бы применить тариф по отношению к своим потребителям (абонентам) до конца 2010 года, поскольку срок проведения экспертизы предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней устанавливается регулирующим органом и не может превышать один месяц (пункт 16 Правил), а согласно пункту 3.2.5 заключенных договоров изменение стоимости вследствие изменения тарифов возможно с условием уведомления абонента в письменной форме в течение 10 дней.
Кроме того, несмотря на то, что тариф на электрическую энергию для ОАО «Оборонэнергосбыт» установлен не был, обязанность потребителей оплатить поставленную электроэнергию по определенным договорами ценам возникла из фактических действий сторон по согласованию условий договоров. Эти действия в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела не было заявлено об оспаривании абонентами (потребителями) ОАО «Оборонэнергосбыт» фактического потребления электроэнергии за период 2010 года, а также о расторжении договоров купли-продажи электроэнергии по инициативе потребителей и  ОАО «Оборонэнергосбыт» не доказано наличие негативных последствий для осуществления деятельности по энергоснабжению своих потребителей в отсутствие установленного для него тарифа на 2010 год.
ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» письмом от 25.10.2011 № 764 заявило об отсутствии претензий к РЭК в настоящее время и о том, что регулирование тарифов ОАО «Оборонэнергосбыт» на 2011 год проходит без нарушений законодательства.
Статья 15 Закона о конкуренции содержит антимонопольные требования к органам исполнительной власти. При этом действия (бездействие) органа исполнительной власти признаются противоречащими антимонопольному законодательству только в том случае, если могут оказать негативное влияние на конкуренцию на товарном рынке и за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях РЭК при рассмотрении заявления ОАО «Оборонэнергосбыт» филиал «Центральный» от 07.10.2010 об открытии тарифного дела нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № 04-6/51-2011 в отношении Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: Л.В.Посохова
Члены Комиссии:  Л.К.Красюкова
                            И.В.Киртоакэ
    
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/51-2011

16.11.2011
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/51-2010

Принято и объявлена резолютивная часть
02 ноября 2011 года  
Решение изготовлено в полном объеме
16 ноября 2011 года                                                                                                      г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» …, сотрудника филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт», по доверенности…;
рассмотрев дело № 04-6/51-2011 по признакам нарушения Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее -  РЭК) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
установила:
На основании части 2 статьи 45 Закон о конкуренции  и с учетом имеющейся информации о надлежащем извещении РЭК и ФСТ России (почтовые уведомления соответственно от 30.09.2011 и от 23.09.2011) Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011 N 141-пп "Об утверждении Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области" (вступило с силу 20.10.2011) Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, являющееся правопреемником Региональной энергетической комиссии Тверской области, является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Основанием для возбуждения настоящего дела послужил поступивший из ФСТ России материал по не утверждению РЭК тарифа на электрическую энергию на 2010 год по заявлению Филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт» от 07.10.2010 № АГ/436-УФС.
ОАО «Оборонэнергосбыт» полагает, что РЭК необоснованно предъявил требования, не предусмотренные законодательством для установления тарифов, в частности, требование о предоставлении перечня потребителей и фактических объемов потребления, либо внесение изменений в существующую (на момент подачи заявления) договорную конструкцию, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции безотносительно того какой ущерб причинен ОАО «Оборонэнергосбыт» в результате отказа регулирующего органа.
Решение об открытии тарифного дела на основании указанного заявления и представленных дополнительных материалов (письмо от 23.11.2010 № АЗ/3941) было принято 09.12.2010 года (распоряжение от 09.12.2010 № 40-РЭ), но тариф на 2010 год так и не был утвержден.
Кроме того, на обращение с заявлением от 28.10.2010 № 2 об установлении тарифа на электрическую энергию на 2011 год для своих потребителей, к числу которых относится население, РЭК письмом от 11.11.2010  № 3836 сообщило, что с 2011 года не устанавливает тарифы на электроэнергию для конечных потребителей.
Позиция РЭК основана на том, что заявление об установлении тарифа для ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» на 2010 год было подано в РЭК 07.10.2010 с приложением пакета документов, которых оказалось недостаточно, а именно, не представлено:
- объемы покупной электроэнергии и мощности на 2010 год;
- структура потребления электрической энергии и мощности на 2010 год;
- копии договоров купли-продажи электроэнергии и мощности, заключенные с ОАО «Тверская энергосбытовая компания», ОАО Тверская областная энергосбытовая компания», ООО «Объединенная Вышневолоцкая энергосбытовая компания», ООО «Русэнергосбыт», для которых на момент обращения ОАО «Оборонэнергосбыт» РЭК уже были установлены тарифные меню для потребителей электрической энергии, а также тарифное меню на покупку электроэнергии энергосбытовыми компаниями у гарантирующих поставщиков для последующей продажи электроэнергии конечным потребителям.
Дополнительный пакет документов был представлен ОАО «Оборонэнергосбыт» 23.11.2010 и решение об открытии тарифного дела было принято 09.12.2010 года (распоряжение от 09.12.2010 № 40-РЭ).
Для установления тарифов на электроэнергию для потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» РЭК необходимо было бы предпринять следующие действия:
- определить точные объемы покупки электроэнергиии и мощности у каждого гарантирующего поставщика и других энергосбытовых компаний;
- определить структуру потребителей электроэнергии;
- произвести перерасчет всех тарифов на электроэнергию для каждой энергосбытовой компании и гарантирующего поставщика на 2010 года, с целью исключения двойного учета покупных объемов электроэнергии.
Таким образом, РЭК не утвердил тариф для ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» на 2010 год вследствие того, что не смог осуществить комплекс мероприятий по экспертизе материалов тарифного дела в срок менее 30 дней, что обусловлено поздней подачей заявления, отсутствием в представленных материалах необходимой информации для корректного расчета тарифов на электроэнергию для конечных потребителей, а также проведением РЭК тарифной компании на 2011 год.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетики) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
В статье 3 названного Закона определено, что субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство и поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определен единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны РФ (Минобороны России), в т.ч. в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»».
В соответствии с указанным постановлением Минобороны России заключило с ОАО «Оборонэнергосбыт» государственный контракт на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Минобороны России от 15.03.2010 № 140/205, согласно которому электрическая энергия поставляется на объекты Минобороны России по регулируемым и свободным (нерегулируемым) ценам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетики (в редакции от 27.07.2010) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия РЭК по установлению регулированием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, установлены статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (не применяется к отношениям, связанным с государственным в электроэнергетике на 2011 и последующие годы (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ)) и пунктом 3.1.1 "Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.04.2007 N 101-па (ред. от 22.03.2010).
Согласно материалам, представленным ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» письмом от 25.10.2011 № 764, ОАО «Оборонэнергосбыт» в период с начала 2010 года осуществлял поставку электрической энергии (мощности) потребителям по договорам энергоснабжения, заключенным в течение 2010 года и начале 2011 года (по поставкам, осуществленным в 2010 году).
По условиям договоров ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» обязуется отпустить в точках поставки электроэнергию абонентам на условиях, предусмотренных договором, в свою очередь абоненты обязуются принять в точках поставки электроэнергию и оплатить компании приобретенную (полученную) электроэнергию.
Определение объемов электроэнергии, которые покупатель обязан приобрести у гарантирующего поставщика по твердой (регулируемой) и свободной (нерегулируемой) цене, устанавливается в соответствии с действующим законодательством (пункты 5.1, 5.3 договора).
При этом, твердая цена, действующая с начала года, равна тарифу гарантирующего поставщика для соответствующих групп потребителей и годового числа часов использования мощности, установленному в соответствии с действующим законодательством решениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования (пункт 5.4 договора).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 26.07.2010) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"» на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, с 1 января 2011 года:
- продажа электрической энергии (мощности) каждым субъектом оптового рынка - поставщиком электрической энергии (мощности) осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
- энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации продают электрическую энергию (мощность) потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему по решению Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей).
В соответствии с приказом РЭК от 18.11.2010 № 282-нп «О тарифах на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Тверской области» установлены единые по Тверской области тарифы для населения, проживающего в городских населенных  пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными   газовыми плитами.
ОАО «Оборонэнергосбыт» Филиал «Центральный» письмом от 07.10.2010 обратился в РЭК с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию по Тверской области на 2010 год, указав, что заявление об открытии тарифного дела направляется впервые. ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет на территории Тверской области деятельность по энергоснабжению потребителей, с числу которых относятся подведомственные Минобороны России организации и население.    
Процедура рассмотрения органами исполнительной власти субъектов РФ заявления об установлении тарифов в области государственного регулирования тарифов установлена разделом III «Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», утвержденного приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э (с изменениями от 29.12.2010).
Перечень документов, которые необходимо представлять вместе с заявлением для установления тарифов, установлен пунктом 10 «Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 (ред. от 24.03.2011), ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
По мнению ФСТ России (письмо от 25.10.2011 № ДС-8410/13) в соответствии с пунктом 12 Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса. ФСТ России полагает, что письмо РЭК от 13.11.2010 № 3865 допустимо рассматривать как запрос дополнительных материалов.
Однако, изложенное в письме РЭК от 13.11.2010 № 3865 указание на необходимость  внесения изменений в существующую договорную конструкцию неправомерно, поскольку исходя из смысла статьи 421 Гражданского кодекса РФ вмешательство в договорные отношения организаций, кроме как в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством, неправомерно. По мнению ФСТ России такое требование выходит за рамки полномочий РЭК в области регулирования тарифов.
Вместе с тем, РЭК распоряжением от 09.12.2010 № 40-РЭ принимает решение об открытии тарифного дела на основании заявки и дополнительных материалов, полученных от ОАО «Оборонэнергосбыт» письмом от 23.11.2010 № АЗ/3941, без внесения изменений в существующую договорную конструкцию, что свидетельствует об отказе от претензий в части существовавших на тот момент договорных отношений ОАО «Оборонэнергосбыт».
При этом, в случае установления РЭК тарифа для ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании заявки и дополнительных материалов, полученных от письмом от 23.11.2010, ОАО «Оборонэнергосбыт» не смог бы применить тариф по отношению к своим потребителям (абонентам) до конца 2010 года, поскольку срок проведения экспертизы предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней устанавливается регулирующим органом и не может превышать один месяц (пункт 16 Правил), а согласно пункту 3.2.5 заключенных договоров изменение стоимости вследствие изменения тарифов возможно с условием уведомления абонента в письменной форме в течение 10 дней.
Кроме того, несмотря на то, что тариф на электрическую энергию для ОАО «Оборонэнергосбыт» установлен не был, обязанность потребителей оплатить поставленную электроэнергию по определенным договорами ценам возникла из фактических действий сторон по согласованию условий договоров. Эти действия в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела не было заявлено об оспаривании абонентами (потребителями) ОАО «Оборонэнергосбыт» фактического потребления электроэнергии за период 2010 года, а также о расторжении договоров купли-продажи электроэнергии по инициативе потребителей и  ОАО «Оборонэнергосбыт» не доказано наличие негативных последствий для осуществления деятельности по энергоснабжению своих потребителей в отсутствие установленного для него тарифа на 2010 год.
ОАО «Оборонэнергосбыт» Тверское областное отделение филиала «Центральный» письмом от 25.10.2011 № 764 заявило об отсутствии претензий к РЭК в настоящее время и о том, что регулирование тарифов ОАО «Оборонэнергосбыт» на 2011 год проходит без нарушений законодательства.
Статья 15 Закона о конкуренции содержит антимонопольные требования к органам исполнительной власти. При этом действия (бездействие) органа исполнительной власти признаются противоречащими антимонопольному законодательству только в том случае, если могут оказать негативное влияние на конкуренцию на товарном рынке и за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях РЭК при рассмотрении заявления ОАО «Оборонэнергосбыт» филиал «Центральный» от 07.10.2010 об открытии тарифного дела нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № 04-6/51-2011 в отношении Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: Л.В.Посохова
Члены Комиссии:  Л.К.Красюкова
                            И.В.Киртоакэ
    
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/51-3842ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/51-3842ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/51-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/51-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Главным управлением  "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Главным управлением  "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-15 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-15 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326698360 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )