Решение и предписание по делу № 04-6/42-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/42-2011
Дата публикации: 8 сентября 2011, 00:00


РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/42-2011

Резолютивная часть решения оглашена:25 августа2011 года  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 08 сентября 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- КиртоакэИ..С.,  главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя администрации городского поселения поселок Сонково Сонковского района Тверской области: ***;
рассмотрев дело № 04-6/42-2011по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения поселок  Сонково Сонковского района Тверской области  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании части 2 статьи 45 Закона о конкуренции с учетом надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей  Совета депутатов городского поселения поселок  Сонково Сонковского района Тверской области (далее – Совет депутатов).
Дело № 04-6/42-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.2, 5.2.3 (последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73 (в редакции решения от 09.06.2009 № 31), следующих положений (далее – Положение, решение № 73):
- погребение умершего, оказание услуг по погребению, а также содержание кладбищ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 1.2 Положения);
- доставка  тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произвести ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов.
Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2.3 Положения);
- оформление заказов на погребение производятся специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 6.5 Положения).
Таким образом, пункты 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг.
 Администрация сообщила, что применение решения № 73 в этой части не противоречит антимонопольному законодательству, так как иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих погребение и оказание ритуальных услуг в городском поселении поселок Сонково нет.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения Администрации Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  (далее – Закон о погребении) закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
На территории городского поселения поселок Сонково имеется два муниципальных кладбища.
Исходя из содержания абзаца 1 пункта 1.2 Правил функции по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения осуществляет Администрация.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставлен муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства Сонковского района Тверской области.

Таким образом, Совет депутатов, предоставляя пунктами 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг по погребению на территории муниципального образования, создает для специализированной службы по вопросам похоронного дела возможность односторонне воздействовать на общие условия функционирования рынкаоказания услуг по погребению и ритуальных услуг, что может привести к недопущению ограничению устранению конкуренции на указанномрынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов городского поселения поселок Сонковонарушившим части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73(в редакции решения от 09.06.2009 № 31), норм, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынкеоказания услуг по погребению и ритуальных услуг.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения поселок Сонково предписание об отмене или изменении пунктов 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73(в редакции решения от 09.06.2009 № 31), нарушающих антимонопольное законодательство.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: И.В. Киртоакэ; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.


ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/42-2011

«08»  сентября  2011 года                                                                          г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Киртоакэ И..С.,  главный  специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя администрации городского поселения поселок Сонково Сонковского района Тверской области: ***
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 08 сентября 2011 г. по делу  № 04-6/42-2011 о нарушении  Советом депутатов городского поселения поселок Сонково  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения поселок  Сонково:
1. В срок до 15.10.2011 отменить  пункты  1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5  Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73 (в редакции решения от 09.06.2009 № 31), либо внести в них изменения, исключающие нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  И.В. Киртоакэ; М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7194 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/42-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7194 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326694970 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/42-2011

Резолютивная часть решения оглашена:25 августа2011 года  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 08 сентября 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- КиртоакэИ..С.,  главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя администрации городского поселения поселок Сонково Сонковского района Тверской области: ***;
рассмотрев дело № 04-6/42-2011по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения поселок  Сонково Сонковского района Тверской области  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании части 2 статьи 45 Закона о конкуренции с учетом надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей  Совета депутатов городского поселения поселок  Сонково Сонковского района Тверской области (далее – Совет депутатов).
Дело № 04-6/42-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.2, 5.2.3 (последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73 (в редакции решения от 09.06.2009 № 31), следующих положений (далее – Положение, решение № 73):
- погребение умершего, оказание услуг по погребению, а также содержание кладбищ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 1.2 Положения);
- доставка  тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произвести ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов.
Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2.3 Положения);
- оформление заказов на погребение производятся специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 6.5 Положения).
Таким образом, пункты 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг.
 Администрация сообщила, что применение решения № 73 в этой части не противоречит антимонопольному законодательству, так как иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих погребение и оказание ритуальных услуг в городском поселении поселок Сонково нет.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения Администрации Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  (далее – Закон о погребении) закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
На территории городского поселения поселок Сонково имеется два муниципальных кладбища.
Исходя из содержания абзаца 1 пункта 1.2 Правил функции по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения осуществляет Администрация.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставлен муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства Сонковского района Тверской области.

Таким образом, Совет депутатов, предоставляя пунктами 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг по погребению на территории муниципального образования, создает для специализированной службы по вопросам похоронного дела возможность односторонне воздействовать на общие условия функционирования рынкаоказания услуг по погребению и ритуальных услуг, что может привести к недопущению ограничению устранению конкуренции на указанномрынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов городского поселения поселок Сонковонарушившим части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73(в редакции решения от 09.06.2009 № 31), норм, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынкеоказания услуг по погребению и ритуальных услуг.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения поселок Сонково предписание об отмене или изменении пунктов 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73(в редакции решения от 09.06.2009 № 31), нарушающих антимонопольное законодательство.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: И.В. Киртоакэ; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.


ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/42-2011

«08»  сентября  2011 года                                                                          г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Киртоакэ И..С.,  главный  специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя администрации городского поселения поселок Сонково Сонковского района Тверской области: ***
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 08 сентября 2011 г. по делу  № 04-6/42-2011 о нарушении  Советом депутатов городского поселения поселок Сонково  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения поселок  Сонково:
1. В срок до 15.10.2011 отменить  пункты  1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5  Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73 (в редакции решения от 09.06.2009 № 31), либо внести в них изменения, исключающие нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  И.В. Киртоакэ; М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/42-2011

Резолютивная часть решения оглашена:25 августа2011 года  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 08 сентября 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель – Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- КиртоакэИ..С.,  главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя администрации городского поселения поселок Сонково Сонковского района Тверской области: ***;
рассмотрев дело № 04-6/42-2011по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения поселок  Сонково Сонковского района Тверской области  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании части 2 статьи 45 Закона о конкуренции с учетом надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей  Совета депутатов городского поселения поселок  Сонково Сонковского района Тверской области (далее – Совет депутатов).
Дело № 04-6/42-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.2, 5.2.3 (последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73 (в редакции решения от 09.06.2009 № 31), следующих положений (далее – Положение, решение № 73):
- погребение умершего, оказание услуг по погребению, а также содержание кладбищ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 1.2 Положения);
- доставка  тел умерших вне дома, общественных и иных местах, направляемых с места смерти для судебно-медицинского исследования, при отсутствии законных представителей умершего или при невозможности произвести ими оплаты данных работ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области по направлению органа, принявшего решение о направлении тела умершего для судебно-медицинского исследования. Возмещение затрат специализированной службе по доставке тел умерших осуществляется в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов.
Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2.3 Положения);
- оформление заказов на погребение производятся специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 6.5 Положения).
Таким образом, пункты 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг.
 Администрация сообщила, что применение решения № 73 в этой части не противоречит антимонопольному законодательству, так как иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих погребение и оказание ритуальных услуг в городском поселении поселок Сонково нет.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения Администрации Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  (далее – Закон о погребении) закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
На территории городского поселения поселок Сонково имеется два муниципальных кладбища.
Исходя из содержания абзаца 1 пункта 1.2 Правил функции по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения осуществляет Администрация.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставлен муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства Сонковского района Тверской области.

Таким образом, Совет депутатов, предоставляя пунктами 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительное право на оказание услуг по погребению на территории муниципального образования, создает для специализированной службы по вопросам похоронного дела возможность односторонне воздействовать на общие условия функционирования рынкаоказания услуг по погребению и ритуальных услуг, что может привести к недопущению ограничению устранению конкуренции на указанномрынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов городского поселения поселок Сонковонарушившим части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73(в редакции решения от 09.06.2009 № 31), норм, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынкеоказания услуг по погребению и ритуальных услуг.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения поселок Сонково предписание об отмене или изменении пунктов 1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73(в редакции решения от 09.06.2009 № 31), нарушающих антимонопольное законодательство.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: И.В. Киртоакэ; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-6/42-2011

«08»  сентября  2011 года                                                                          г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Киртоакэ И..С.,  главный  специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя администрации городского поселения поселок Сонково Сонковского района Тверской области: ***
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 08 сентября 2011 г. по делу  № 04-6/42-2011 о нарушении  Советом депутатов городского поселения поселок Сонково  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения поселок  Сонково:
1. В срок до 15.10.2011 отменить  пункты  1.2, 5.2.3(последний абзац) и 6.5  Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении поселок Сонково, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселка Сонково от 18.03.2008 № 73 (в редакции решения от 09.06.2009 № 31), либо внести в них изменения, исключающие нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  И.В. Киртоакэ; М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/42-3024ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/42-3024ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/42-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/42-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советом депутатов городского поселения - поселок Сонково части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советом депутатов городского поселения - поселок Сонково части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-07 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-07 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326694970 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )