Решение и предписание по делу № 04-6/41-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/41-2011
Дата публикации: 26 июля 2011, 00:00

Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/41-2011

26.07.2011  
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/41-2011

Принято и объявлена резолютивная часть
13 июля 2011 года  
Решение изготовлено в полном объеме
26 июля 2011 года                                                                                                          г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела   контроля   органов власти;
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения - город Кашин Тверской области (далее – Совет депутатов), заведующего юридическим отделом администрации городского поселения … , по доверенности …..;
- Администрации городского поселения - город Кашин Тверской области (далее – Администрация), заведующего отделом управления имуществом и землепользования администрации …, по доверенности …,
рассмотрев дело № 04-6/41-2010, возбужденное в отношении Совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции),   
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России, по результатам анализа «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», утвержденного решением Совета депутатов от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21) (далее – Положение, Решение № 3), полученного в рамках проведенной в период с 17 по 19 мая выездной проверки Совета депутатов (акт проверки от 18.05.2011 № 16).
Пункт 30 Положения устанавливает различную процедуру предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование для некоммерческих организаций в зависимости от состава учредителей: учредителями (членами) которых является городское поселение – город Кашин – без торгов (пункт «е» абзаца 1); для иных некоммерческих организаций – только на конкурсной основе (абзац 2).
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции некоммерческая организация может быть хозяйствующим субъектом (в случае осуществления деятельности, приносящей доход), подпадающим под действие антимонопольного законодательства.
Администрацией представлен Реестр муниципального имущества городского поселения, предоставленного хозяйствующим субъектам во владение и (или) пользование за период с 01.07.2008 по март 2011, из которого следует, что в безвозмездное пользование передано два нежилых помещения Управлению «Государственная жилищная инспекция Тверской области» и Кашинская районная организация Тверской областной организации «Всероссийское общество инвалидов», что соответствует нормам статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Однако, городское поселение – город Кашин может выступить учредителем также некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, и являющейся в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектом.
Передача муниципального имущества в  безвозмездное пользование без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 447 Гражданского кодекса РФ, ставит отдельного хозяйствующего субъекта по сравнению с другими (потенциальными) участниками рынка в более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке и является муниципальной помощью (пункт 20 статьи 4 Закона о конкуренции).
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» органам власти запрещается принимать акты ограничивающие конкуренцию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Одно из таких исключений - нормы о муниципальной помощи, которые позволяют органам власти принимать ограничивающие конкуренцию акты при соблюдении определённых условий и процедур (глава 5 Закона о конкуренции).
Предоставление муниципальной помощи может быть осуществлено только в целях, перечисленных в части 1 статьи 19 Закона о конкуренции (перечень исчерпывающий) и с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в соответствии с процедурой, установленной статьей 20 Закона о конкуренции.
Таким образом, установление нормы, позволяющей предоставлять муниципальное имущество в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей (независимо от видов осуществляемой деятельности) не соответствует порядку предоставления муниципальной преференции и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Кроме того, в соответствии с вступившей в действие с 02.07.2008 частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, определенными настоящей статьей, к которым не относится передача имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей.
Пункт 4 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции предоставляет возможность передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов социально ориентированным некоммерческим организациям, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности, в т.ч. таких как:
- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
 - деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
При этом не делается различий между некоммерческими организациями в зависимости от состава учредителей.
Таким образом, статья 17.1 Закона о конкуренции не предусматривает возможности передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание объектами аренды, путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
В соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать  органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.  
Представителями Совета депутатов и Администрации признан факт нарушения и представлен проект решения, которым вносятся изменения в Положение, исключающие нарушение. При этом, в настоящее время Администрация не является учредителем (членом) некоммерческих организаций, вследствие чего пункт 30 «е» Положения не применялся.
Вместе с тем, для квалификации актов, действий (бездействия) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции, в части установлении пунктом 30 «е» «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», принятого решением от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21), возможности предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческим организациям (независимо от видов осуществляемой деятельности и в зависимости от состава учредителей) в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области предписание о внесении изменений в нормативный акт.

Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.К.Красюкова
                           И.В.Киртоакэ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения).


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/41-2011

26 июля 2011 года                                                                                                     г. Тверь         
    
              
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела   контроля   органов власти;
руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего  решения  от  26.07.2011 по делу № 04-6/41-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области в срок до 01 сентября 2011 года внести изменения в пункт 30 «е» «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», принятого решением от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21), либо иным образом устранить нарушение антимонопольного законодательства.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.


Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.К.Красюкова
                           И.В.Киртоакэ

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

stdClass Object ( [vid] => 7193 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/41-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7193 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326693930 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/41-2011

26.07.2011  
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/41-2011

Принято и объявлена резолютивная часть
13 июля 2011 года  
Решение изготовлено в полном объеме
26 июля 2011 года                                                                                                          г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела   контроля   органов власти;
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения - город Кашин Тверской области (далее – Совет депутатов), заведующего юридическим отделом администрации городского поселения … , по доверенности …..;
- Администрации городского поселения - город Кашин Тверской области (далее – Администрация), заведующего отделом управления имуществом и землепользования администрации …, по доверенности …,
рассмотрев дело № 04-6/41-2010, возбужденное в отношении Совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции),   
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России, по результатам анализа «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», утвержденного решением Совета депутатов от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21) (далее – Положение, Решение № 3), полученного в рамках проведенной в период с 17 по 19 мая выездной проверки Совета депутатов (акт проверки от 18.05.2011 № 16).
Пункт 30 Положения устанавливает различную процедуру предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование для некоммерческих организаций в зависимости от состава учредителей: учредителями (членами) которых является городское поселение – город Кашин – без торгов (пункт «е» абзаца 1); для иных некоммерческих организаций – только на конкурсной основе (абзац 2).
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции некоммерческая организация может быть хозяйствующим субъектом (в случае осуществления деятельности, приносящей доход), подпадающим под действие антимонопольного законодательства.
Администрацией представлен Реестр муниципального имущества городского поселения, предоставленного хозяйствующим субъектам во владение и (или) пользование за период с 01.07.2008 по март 2011, из которого следует, что в безвозмездное пользование передано два нежилых помещения Управлению «Государственная жилищная инспекция Тверской области» и Кашинская районная организация Тверской областной организации «Всероссийское общество инвалидов», что соответствует нормам статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Однако, городское поселение – город Кашин может выступить учредителем также некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, и являющейся в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектом.
Передача муниципального имущества в  безвозмездное пользование без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 447 Гражданского кодекса РФ, ставит отдельного хозяйствующего субъекта по сравнению с другими (потенциальными) участниками рынка в более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке и является муниципальной помощью (пункт 20 статьи 4 Закона о конкуренции).
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» органам власти запрещается принимать акты ограничивающие конкуренцию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Одно из таких исключений - нормы о муниципальной помощи, которые позволяют органам власти принимать ограничивающие конкуренцию акты при соблюдении определённых условий и процедур (глава 5 Закона о конкуренции).
Предоставление муниципальной помощи может быть осуществлено только в целях, перечисленных в части 1 статьи 19 Закона о конкуренции (перечень исчерпывающий) и с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в соответствии с процедурой, установленной статьей 20 Закона о конкуренции.
Таким образом, установление нормы, позволяющей предоставлять муниципальное имущество в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей (независимо от видов осуществляемой деятельности) не соответствует порядку предоставления муниципальной преференции и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Кроме того, в соответствии с вступившей в действие с 02.07.2008 частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, определенными настоящей статьей, к которым не относится передача имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей.
Пункт 4 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции предоставляет возможность передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов социально ориентированным некоммерческим организациям, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности, в т.ч. таких как:
- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
 - деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
При этом не делается различий между некоммерческими организациями в зависимости от состава учредителей.
Таким образом, статья 17.1 Закона о конкуренции не предусматривает возможности передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание объектами аренды, путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
В соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать  органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.  
Представителями Совета депутатов и Администрации признан факт нарушения и представлен проект решения, которым вносятся изменения в Положение, исключающие нарушение. При этом, в настоящее время Администрация не является учредителем (членом) некоммерческих организаций, вследствие чего пункт 30 «е» Положения не применялся.
Вместе с тем, для квалификации актов, действий (бездействия) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции, в части установлении пунктом 30 «е» «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», принятого решением от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21), возможности предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческим организациям (независимо от видов осуществляемой деятельности и в зависимости от состава учредителей) в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области предписание о внесении изменений в нормативный акт.

Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.К.Красюкова
                           И.В.Киртоакэ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения).


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/41-2011

26 июля 2011 года                                                                                                     г. Тверь         
    
              
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела   контроля   органов власти;
руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего  решения  от  26.07.2011 по делу № 04-6/41-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области в срок до 01 сентября 2011 года внести изменения в пункт 30 «е» «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», принятого решением от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21), либо иным образом устранить нарушение антимонопольного законодательства.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.


Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.К.Красюкова
                           И.В.Киртоакэ

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/41-2011

26.07.2011  
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-6/41-2011

Принято и объявлена резолютивная часть
13 июля 2011 года  
Решение изготовлено в полном объеме
26 июля 2011 года                                                                                                          г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела   контроля   органов власти;
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения - город Кашин Тверской области (далее – Совет депутатов), заведующего юридическим отделом администрации городского поселения … , по доверенности …..;
- Администрации городского поселения - город Кашин Тверской области (далее – Администрация), заведующего отделом управления имуществом и землепользования администрации …, по доверенности …,
рассмотрев дело № 04-6/41-2010, возбужденное в отношении Совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции),   
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России, по результатам анализа «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», утвержденного решением Совета депутатов от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21) (далее – Положение, Решение № 3), полученного в рамках проведенной в период с 17 по 19 мая выездной проверки Совета депутатов (акт проверки от 18.05.2011 № 16).
Пункт 30 Положения устанавливает различную процедуру предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование для некоммерческих организаций в зависимости от состава учредителей: учредителями (членами) которых является городское поселение – город Кашин – без торгов (пункт «е» абзаца 1); для иных некоммерческих организаций – только на конкурсной основе (абзац 2).
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции некоммерческая организация может быть хозяйствующим субъектом (в случае осуществления деятельности, приносящей доход), подпадающим под действие антимонопольного законодательства.
Администрацией представлен Реестр муниципального имущества городского поселения, предоставленного хозяйствующим субъектам во владение и (или) пользование за период с 01.07.2008 по март 2011, из которого следует, что в безвозмездное пользование передано два нежилых помещения Управлению «Государственная жилищная инспекция Тверской области» и Кашинская районная организация Тверской областной организации «Всероссийское общество инвалидов», что соответствует нормам статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Однако, городское поселение – город Кашин может выступить учредителем также некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, и являющейся в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектом.
Передача муниципального имущества в  безвозмездное пользование без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 447 Гражданского кодекса РФ, ставит отдельного хозяйствующего субъекта по сравнению с другими (потенциальными) участниками рынка в более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке и является муниципальной помощью (пункт 20 статьи 4 Закона о конкуренции).
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» органам власти запрещается принимать акты ограничивающие конкуренцию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Одно из таких исключений - нормы о муниципальной помощи, которые позволяют органам власти принимать ограничивающие конкуренцию акты при соблюдении определённых условий и процедур (глава 5 Закона о конкуренции).
Предоставление муниципальной помощи может быть осуществлено только в целях, перечисленных в части 1 статьи 19 Закона о конкуренции (перечень исчерпывающий) и с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в соответствии с процедурой, установленной статьей 20 Закона о конкуренции.
Таким образом, установление нормы, позволяющей предоставлять муниципальное имущество в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей (независимо от видов осуществляемой деятельности) не соответствует порядку предоставления муниципальной преференции и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Кроме того, в соответствии с вступившей в действие с 02.07.2008 частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, определенными настоящей статьей, к которым не относится передача имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей.
Пункт 4 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции предоставляет возможность передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов социально ориентированным некоммерческим организациям, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности, в т.ч. таких как:
- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
 - деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
При этом не делается различий между некоммерческими организациями в зависимости от состава учредителей.
Таким образом, статья 17.1 Закона о конкуренции не предусматривает возможности передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческой организации в зависимости от состава учредителей.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание объектами аренды, путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
В соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать  органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.  
Представителями Совета депутатов и Администрации признан факт нарушения и представлен проект решения, которым вносятся изменения в Положение, исключающие нарушение. При этом, в настоящее время Администрация не является учредителем (членом) некоммерческих организаций, вследствие чего пункт 30 «е» Положения не применялся.
Вместе с тем, для квалификации актов, действий (бездействия) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции, в части установлении пунктом 30 «е» «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», принятого решением от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21), возможности предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование без торгов некоммерческим организациям (независимо от видов осуществляемой деятельности и в зависимости от состава учредителей) в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области предписание о внесении изменений в нормативный акт.

Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.К.Красюкова
                           И.В.Киртоакэ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения).

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-6/41-2011

26 июля 2011 года                                                                                                     г. Тверь         
    
              
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела   контроля   органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела   контроля   органов власти;
руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего  решения  от  26.07.2011 по делу № 04-6/41-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения – город Кашин  Тверской области в срок до 01 сентября 2011 года внести изменения в пункт 30 «е» «Положения об учете и о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского поселения – город Кашин», принятого решением от 22.01.2007 № 3 (в редакции решения от 26.06.2008 № 21), либо иным образом устранить нарушение антимонопольного законодательства.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.К.Красюкова
                           И.В.Киртоакэ

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/41-2481ИД [format] => [safe_value] => 04-6/41-2481ИД ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/41-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/41-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советом депутатов городского поселения - город Кашин части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советом депутатов городского поселения - город Кашин части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-25 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-25 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326693930 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )