Решение и предписание по делу № 04-6/21-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/21-2011
Дата публикации: 20 июля 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/21-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июля  2011 года                     г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 20 июля  2011 года
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»: ***,
рассмотрев дело № 04-06/21-2011 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела № 04-6/21-2010 послужило заявление  ООО «***» (далее – Общество) от 30.03.2011 № б/н о создаваемых администрацией города Вышний Волочек (далее – администрация) препятствованиях Обществу по осуществлению деятельности на рынке погребения и оказания ритуальных услуг в г. Вышний Волочек, а именно:
- ООО «***» было лишено администрацией статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела и  отказано в праве на въезд автокатафального транспорта  и на осуществление погребения на территории  городского кладбища  города Вышний Волочек в виду отсутствия у него статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- ООО «***»  отказано  заключить на новый срок договор аренды ритуального зала, который был передан в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию*** (далее - МУП) (предприятию банкроту), но  деятельность  по оказанию ритуальных услуг в котором  осуществляет  ООО «А.».
На территории города Вышний Волочек деятельность по погребению осуществляет или имеет намерение осуществить (при наличии необходимых для этого ресурсов и статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела) три хозяйствующих субъекта: МУП (специализированная служба по вопросам похоронного дела города Вышний Волочек), ООО «Р.» (специализированная служба по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района) и ООО «***» (специализированная служба Вышневолоцкого района).

2.Статусом городской специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Вышний  Волочек наделено  только МУП  решением Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 оно же согласно письму администрации от 28.04.2011 № 748/01-20 является администрацией кладбищ и уполномочено выделять земельные участки под захоронение и  вести учет захоронений.
Решением Арбитражного Суда Тверской области от 18.10.2010 по делу А66-13317/2009 МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Вместе с тем, МУП продолжает осуществлять деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг, оставаясь администрацией кладбища и выделяя земельные участки под захоронение. Данный факт подтверждается письмом  администрации от 28.04.2011 № 748/01-20.
Получить сведения от МУП не представляется возможным в связи с возвратом определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела Тверского УФАС России по истечении срока давности. По устной информации МУП у сотрудников последнего отсутствуют доверенности, подписанные конкурсным управляющим, на совершение действий от имени МУП. Администрация также не обеспечила вручение названных определений Тверского УФАС России в связи с отсуствием связи с конкурсным управляющим.
ООО «***» (далее – Общество) создано 21.08.2007, основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03),  имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района согласно постановлению Главы Вышневолоцкого района от 06.11.2009 № 665.
Общество  являясь действующим участником рынка погребения и оказания ритуальных услуг за период 2009, 2010 и 1 квартал 2011 года выполнило 189 заказов по оказанию ритуальных услуг, из которых 15 заказов по копке могил и захоронению и 9 автокатафальных услуг на кладбищах Вышневолоцкого района (письма от 10.05.2011 № б/н  и от 17.05.2011 № б/н).
При этом, за вышеуказанный период услуги по копке могил, захоронению и автокатафальные услуги, на  кладбищах города  Вышний Волочок Обществом не оказывались, поскольку похоронное дело в городе Вышний Волочек организовано таким образом, что погребение, выделение земельных участков под захоронение, ведение реестра захоронений осуществляет МУП, что не отрицается администрацией (письмо от  17.05.2011 3 828/01-20).
ООО «***» постановлением Мэра г. В. Волочек  от 23.10.2008 № 75 (далее – постановление № 75) было наделено статусом городской специализированной службы по вопросам похоронного дела. Однако  постановлением Мэра г. В. Волочек от 17.08.2009 № 74 постановление № 75 признано утратившим силу и Общество было лишено данного статуса без обоснования причин.
 Мотивация такого решения приведена в письме от 17.05.2011 № 829/01-20, согласно которому администрация полагает, что орган местного самоуправления не может предоставить коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, так как действующее законодательство не предусматривает органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями создаваемыми органами местного самоуправления. В обосновании своих доводов администрация ссылается на статьи 66 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 68 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах…»).
Однако, статья 113 ГК РФ устанавливает право органов местного самоуправления  учреждать муниципальные унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, статья 66 ГК РФ содержит запрет органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом (Федеральный  закон от 12.01.2996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" исключений из этого правила не содержит), и не регулируют вопросы создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Порядок создания специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Вышний Волочек  не принят. При этом отсутствие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не лишае юридическое лицо права осуществлять погребение.
Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические лица и граждане лишены права заниматься этой деятельностью.
Организация похоронного дела в муниципальном образовании город Вышний Волочек регулируется Положением об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденным постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5 (далее – постановление № 5, Положение). Данным постановлением № 5 было отменено ранее действовавшее постановление от 04.03.2002 № 31 «О погребении и похоронном деле», в соответствии с которым муниципальное кладбище находилось в ведении МУП  и только оно осуществляло захоронение и только у него оформлялись заказы на захоронение.
 Согласно разделу 2 и пункту 6.1 Положения выделять места под захоронение и регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы должна уполномоченная организация, являющаяся структурным подразделением администрации г. Вышний Волочек или учреждением. Выделение места под захоронение фактически означает получение разрешения на захоронение.
В течение 2010 года и по состоянию на 06.07.2011 (день рассмотрения настоящего дела по существу) правовой акт, которым определено структурное подразделение администрации,  уполномоченное выделять места под захоронение в городе Вышний Волочек не определено.
 Руководствуясь пунктом 6.1 Положения и в отсутствие правового акта, которым определено структурное подразделение уполномоченное выделять места под захоронение ООО «***» 30.12.2010 обратилось в администрацию о получении разрешения на въезд специализированного транспорта – автокатафалка  и погребение умерших на территории городского кладбища (вх. № 01-16/5614 от 30.12.2010). Услуга по погребению в силу специфичности должна быть оказана оперативно, в связи с чем получение такого разрешения по каждому факту оказания услуг невозможно.
Позиция администрации по результатам рассмотрения вышеуказанного обращения изложена в  письме от 28.01.2011 № 140/01-20  и заключается в следующем: без  наличия  городского статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела у ООО «***» право осуществлять погребение  на территории кладбища в деревне Теплое и Ермаково  отсутствует.
 Вышеуказанным письмом администрация  фактически отказало ООО «***» в разрешении осуществлять погребение на городском кладбище.
Кроме ООО «***» за разрешением на въезд  и осуществление погребения на территории кладбища обращались хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела: ООО «А.» (письмо ООО «А.», имеющее вх. № администрации 01-16/3958 от 06.11.2009) и получило  письменный отказ администрации (письмо от 18.11.2009 № 1453/01-16); ООО «Р.» (письма от  28.10.2009  и  30.12.2010) и получило  письменный отказ администрации (письма от 25.11.2009 № 1478/01-16 и  от 28.04.2011 № 748/01-20). Отказ мотивирован обстоятельствами аналогичными отказу на обращение ООО «***».
Таким образом, при отсутствии разрешения администрации на осуществление деятельности по погребению на муниципальном кладбище города Вышний Волочек и наличии администратора кладбища - МУП «СОН», за которым администрация  признала право осуществлять погребение, ООО «Память» лишено права осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек.
В соответствии со статьей 16 Закон «Об общих принципах…»  к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Таким образом, действия администрации  по отказу ООО «***»  осуществлять погребение на кладбище влекут для ООО «***»  невозможность осуществлять копку могил и захоронение на муниципальных местах погребения города Вышний Волочек,  ведут к устранению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг и монополизации указанного рынка, что является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о конкуренции).

3.    Встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, ул. Новгородская, д. 1 для оказания и проведения ритуальных услуг населению (ритуальный зал) по договору аренды нежилого  здания (помещения) № 255-08 от 31.12.2008 было передано  Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек ООО «***» (далее – Комитет, ритуальный зал, договор аренды № 255-08). Срок действия договора был установлен с 31.12.2008 по 31.12.2009.  При этом возможность пролонгации  в договоре аренды № 255-08 не предусмотрена.
По окончанию срока действия данного договора ООО «***» письменно было уведомлено Комитетом об отказе перезаключить договор аренды  ритуального зала на новый срок (письмо от 25.12.2009). 29.12.2009  ритуальный зал был возвращен Комитету по акту приема-передачи.
 Решением Комитета от 30.12.2009 № 192 «О передаче в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию по специализированному обслуживанию населения объекта недвижимого имущества» ритуальный зал передан в хозяйственное ведение МУП.
В соответствии со статье 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется на торгах, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции,  к таким исключениям в частности относится предоставление прав на муниципальное имущество на основании федеральных законов (пункт 1 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции).
Согласно частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, и согласно пункту 3 части 4 статьи  19 Закона о конкуренции не является муниципальной преференцией.
Таким образом,  передача  администрацией ритуального зала в хозяйственное ведение МУП не противоречит действующему  гражданскому законодательству.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 17.1 Закона о конкуренции МУП  может передавать в пользование прощальный зал с согласия  администрации (собственника) только на торгах.
Согласие администрации на передачу ритуального зала в пользование ООО «А.» МУП  не получало и сведениями о передаче ритуального зала иным  хозяйствующим субъектам администрация не располагает. Документальные доказательства по передаче МУП ритуального зала в пользование ООО «А.»  не представлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации города Вышний Волочек по отказу ООО «***» осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек  нарушением  части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации города Вышний Волочек предписание по делу № 04-6/21-2011.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятии в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



Предписание по делу № 04-6/21-2011

20 июля 2011 года                                                                                   г. Тверь         

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»:***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 20 июля 2011 г. по делу  № 04-6/21-2011 о нарушении администрацией г. Вышний Волочек статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации  г. Вышний Волочек Тверской области:
1.    Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.    В срок  до 20.08.2011 обеспечить возможность выполнения работ по погребению (включая копку могил) всем хозяйствующим субъектам, имеющим соответствующим образом оформленные полномочия и документы от родственников или иных лиц, взявших на себя обязательства произвести погребение умерших, путем самостоятельного определения соответствующего порядка либо путем обязания МУП  как администратора кладбища обеспечить такую возможность.
3.  В срок до 10.08.2011 довести  решение  и предписание по делу № 04-6/21-2011 до сведения конкурсного управляющего МУП и приложить документы, удостоверяющие факт его ознакомления.
4.  О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России  в срок до 10.09.2011  и представить сведения о хозяйствующих субъектах, получивших в администрации города Вышний Волочек земельные участки под захоронение с указанием количества выданных земельных участков каждому из них.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

stdClass Object ( [vid] => 7165 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/21-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7165 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326458710 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/21-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июля  2011 года                     г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 20 июля  2011 года
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»: ***,
рассмотрев дело № 04-06/21-2011 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела № 04-6/21-2010 послужило заявление  ООО «***» (далее – Общество) от 30.03.2011 № б/н о создаваемых администрацией города Вышний Волочек (далее – администрация) препятствованиях Обществу по осуществлению деятельности на рынке погребения и оказания ритуальных услуг в г. Вышний Волочек, а именно:
- ООО «***» было лишено администрацией статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела и  отказано в праве на въезд автокатафального транспорта  и на осуществление погребения на территории  городского кладбища  города Вышний Волочек в виду отсутствия у него статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- ООО «***»  отказано  заключить на новый срок договор аренды ритуального зала, который был передан в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию*** (далее - МУП) (предприятию банкроту), но  деятельность  по оказанию ритуальных услуг в котором  осуществляет  ООО «А.».
На территории города Вышний Волочек деятельность по погребению осуществляет или имеет намерение осуществить (при наличии необходимых для этого ресурсов и статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела) три хозяйствующих субъекта: МУП (специализированная служба по вопросам похоронного дела города Вышний Волочек), ООО «Р.» (специализированная служба по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района) и ООО «***» (специализированная служба Вышневолоцкого района).

2.Статусом городской специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Вышний  Волочек наделено  только МУП  решением Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 оно же согласно письму администрации от 28.04.2011 № 748/01-20 является администрацией кладбищ и уполномочено выделять земельные участки под захоронение и  вести учет захоронений.
Решением Арбитражного Суда Тверской области от 18.10.2010 по делу А66-13317/2009 МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Вместе с тем, МУП продолжает осуществлять деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг, оставаясь администрацией кладбища и выделяя земельные участки под захоронение. Данный факт подтверждается письмом  администрации от 28.04.2011 № 748/01-20.
Получить сведения от МУП не представляется возможным в связи с возвратом определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела Тверского УФАС России по истечении срока давности. По устной информации МУП у сотрудников последнего отсутствуют доверенности, подписанные конкурсным управляющим, на совершение действий от имени МУП. Администрация также не обеспечила вручение названных определений Тверского УФАС России в связи с отсуствием связи с конкурсным управляющим.
ООО «***» (далее – Общество) создано 21.08.2007, основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03),  имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района согласно постановлению Главы Вышневолоцкого района от 06.11.2009 № 665.
Общество  являясь действующим участником рынка погребения и оказания ритуальных услуг за период 2009, 2010 и 1 квартал 2011 года выполнило 189 заказов по оказанию ритуальных услуг, из которых 15 заказов по копке могил и захоронению и 9 автокатафальных услуг на кладбищах Вышневолоцкого района (письма от 10.05.2011 № б/н  и от 17.05.2011 № б/н).
При этом, за вышеуказанный период услуги по копке могил, захоронению и автокатафальные услуги, на  кладбищах города  Вышний Волочок Обществом не оказывались, поскольку похоронное дело в городе Вышний Волочек организовано таким образом, что погребение, выделение земельных участков под захоронение, ведение реестра захоронений осуществляет МУП, что не отрицается администрацией (письмо от  17.05.2011 3 828/01-20).
ООО «***» постановлением Мэра г. В. Волочек  от 23.10.2008 № 75 (далее – постановление № 75) было наделено статусом городской специализированной службы по вопросам похоронного дела. Однако  постановлением Мэра г. В. Волочек от 17.08.2009 № 74 постановление № 75 признано утратившим силу и Общество было лишено данного статуса без обоснования причин.
 Мотивация такого решения приведена в письме от 17.05.2011 № 829/01-20, согласно которому администрация полагает, что орган местного самоуправления не может предоставить коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, так как действующее законодательство не предусматривает органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями создаваемыми органами местного самоуправления. В обосновании своих доводов администрация ссылается на статьи 66 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 68 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах…»).
Однако, статья 113 ГК РФ устанавливает право органов местного самоуправления  учреждать муниципальные унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, статья 66 ГК РФ содержит запрет органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом (Федеральный  закон от 12.01.2996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" исключений из этого правила не содержит), и не регулируют вопросы создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Порядок создания специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Вышний Волочек  не принят. При этом отсутствие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не лишае юридическое лицо права осуществлять погребение.
Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические лица и граждане лишены права заниматься этой деятельностью.
Организация похоронного дела в муниципальном образовании город Вышний Волочек регулируется Положением об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденным постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5 (далее – постановление № 5, Положение). Данным постановлением № 5 было отменено ранее действовавшее постановление от 04.03.2002 № 31 «О погребении и похоронном деле», в соответствии с которым муниципальное кладбище находилось в ведении МУП  и только оно осуществляло захоронение и только у него оформлялись заказы на захоронение.
 Согласно разделу 2 и пункту 6.1 Положения выделять места под захоронение и регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы должна уполномоченная организация, являющаяся структурным подразделением администрации г. Вышний Волочек или учреждением. Выделение места под захоронение фактически означает получение разрешения на захоронение.
В течение 2010 года и по состоянию на 06.07.2011 (день рассмотрения настоящего дела по существу) правовой акт, которым определено структурное подразделение администрации,  уполномоченное выделять места под захоронение в городе Вышний Волочек не определено.
 Руководствуясь пунктом 6.1 Положения и в отсутствие правового акта, которым определено структурное подразделение уполномоченное выделять места под захоронение ООО «***» 30.12.2010 обратилось в администрацию о получении разрешения на въезд специализированного транспорта – автокатафалка  и погребение умерших на территории городского кладбища (вх. № 01-16/5614 от 30.12.2010). Услуга по погребению в силу специфичности должна быть оказана оперативно, в связи с чем получение такого разрешения по каждому факту оказания услуг невозможно.
Позиция администрации по результатам рассмотрения вышеуказанного обращения изложена в  письме от 28.01.2011 № 140/01-20  и заключается в следующем: без  наличия  городского статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела у ООО «***» право осуществлять погребение  на территории кладбища в деревне Теплое и Ермаково  отсутствует.
 Вышеуказанным письмом администрация  фактически отказало ООО «***» в разрешении осуществлять погребение на городском кладбище.
Кроме ООО «***» за разрешением на въезд  и осуществление погребения на территории кладбища обращались хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела: ООО «А.» (письмо ООО «А.», имеющее вх. № администрации 01-16/3958 от 06.11.2009) и получило  письменный отказ администрации (письмо от 18.11.2009 № 1453/01-16); ООО «Р.» (письма от  28.10.2009  и  30.12.2010) и получило  письменный отказ администрации (письма от 25.11.2009 № 1478/01-16 и  от 28.04.2011 № 748/01-20). Отказ мотивирован обстоятельствами аналогичными отказу на обращение ООО «***».
Таким образом, при отсутствии разрешения администрации на осуществление деятельности по погребению на муниципальном кладбище города Вышний Волочек и наличии администратора кладбища - МУП «СОН», за которым администрация  признала право осуществлять погребение, ООО «Память» лишено права осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек.
В соответствии со статьей 16 Закон «Об общих принципах…»  к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Таким образом, действия администрации  по отказу ООО «***»  осуществлять погребение на кладбище влекут для ООО «***»  невозможность осуществлять копку могил и захоронение на муниципальных местах погребения города Вышний Волочек,  ведут к устранению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг и монополизации указанного рынка, что является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о конкуренции).

3.    Встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, ул. Новгородская, д. 1 для оказания и проведения ритуальных услуг населению (ритуальный зал) по договору аренды нежилого  здания (помещения) № 255-08 от 31.12.2008 было передано  Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек ООО «***» (далее – Комитет, ритуальный зал, договор аренды № 255-08). Срок действия договора был установлен с 31.12.2008 по 31.12.2009.  При этом возможность пролонгации  в договоре аренды № 255-08 не предусмотрена.
По окончанию срока действия данного договора ООО «***» письменно было уведомлено Комитетом об отказе перезаключить договор аренды  ритуального зала на новый срок (письмо от 25.12.2009). 29.12.2009  ритуальный зал был возвращен Комитету по акту приема-передачи.
 Решением Комитета от 30.12.2009 № 192 «О передаче в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию по специализированному обслуживанию населения объекта недвижимого имущества» ритуальный зал передан в хозяйственное ведение МУП.
В соответствии со статье 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется на торгах, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции,  к таким исключениям в частности относится предоставление прав на муниципальное имущество на основании федеральных законов (пункт 1 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции).
Согласно частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, и согласно пункту 3 части 4 статьи  19 Закона о конкуренции не является муниципальной преференцией.
Таким образом,  передача  администрацией ритуального зала в хозяйственное ведение МУП не противоречит действующему  гражданскому законодательству.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 17.1 Закона о конкуренции МУП  может передавать в пользование прощальный зал с согласия  администрации (собственника) только на торгах.
Согласие администрации на передачу ритуального зала в пользование ООО «А.» МУП  не получало и сведениями о передаче ритуального зала иным  хозяйствующим субъектам администрация не располагает. Документальные доказательства по передаче МУП ритуального зала в пользование ООО «А.»  не представлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации города Вышний Волочек по отказу ООО «***» осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек  нарушением  части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации города Вышний Волочек предписание по делу № 04-6/21-2011.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятии в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



Предписание по делу № 04-6/21-2011

20 июля 2011 года                                                                                   г. Тверь         

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»:***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 20 июля 2011 г. по делу  № 04-6/21-2011 о нарушении администрацией г. Вышний Волочек статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации  г. Вышний Волочек Тверской области:
1.    Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.    В срок  до 20.08.2011 обеспечить возможность выполнения работ по погребению (включая копку могил) всем хозяйствующим субъектам, имеющим соответствующим образом оформленные полномочия и документы от родственников или иных лиц, взявших на себя обязательства произвести погребение умерших, путем самостоятельного определения соответствующего порядка либо путем обязания МУП  как администратора кладбища обеспечить такую возможность.
3.  В срок до 10.08.2011 довести  решение  и предписание по делу № 04-6/21-2011 до сведения конкурсного управляющего МУП и приложить документы, удостоверяющие факт его ознакомления.
4.  О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России  в срок до 10.09.2011  и представить сведения о хозяйствующих субъектах, получивших в администрации города Вышний Волочек земельные участки под захоронение с указанием количества выданных земельных участков каждому из них.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/21-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июля  2011 года                     г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 20 июля  2011 года
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»: ***,
рассмотрев дело № 04-06/21-2011 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела № 04-6/21-2010 послужило заявление  ООО «***» (далее – Общество) от 30.03.2011 № б/н о создаваемых администрацией города Вышний Волочек (далее – администрация) препятствованиях Обществу по осуществлению деятельности на рынке погребения и оказания ритуальных услуг в г. Вышний Волочек, а именно:
- ООО «***» было лишено администрацией статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела и  отказано в праве на въезд автокатафального транспорта  и на осуществление погребения на территории  городского кладбища  города Вышний Волочек в виду отсутствия у него статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- ООО «***»  отказано  заключить на новый срок договор аренды ритуального зала, который был передан в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию*** (далее - МУП) (предприятию банкроту), но  деятельность  по оказанию ритуальных услуг в котором  осуществляет  ООО «А.».
На территории города Вышний Волочек деятельность по погребению осуществляет или имеет намерение осуществить (при наличии необходимых для этого ресурсов и статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела) три хозяйствующих субъекта: МУП (специализированная служба по вопросам похоронного дела города Вышний Волочек), ООО «Р.» (специализированная служба по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района) и ООО «***» (специализированная служба Вышневолоцкого района).

2.Статусом городской специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Вышний  Волочек наделено  только МУП  решением Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 оно же согласно письму администрации от 28.04.2011 № 748/01-20 является администрацией кладбищ и уполномочено выделять земельные участки под захоронение и  вести учет захоронений.
Решением Арбитражного Суда Тверской области от 18.10.2010 по делу А66-13317/2009 МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Вместе с тем, МУП продолжает осуществлять деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг, оставаясь администрацией кладбища и выделяя земельные участки под захоронение. Данный факт подтверждается письмом  администрации от 28.04.2011 № 748/01-20.
Получить сведения от МУП не представляется возможным в связи с возвратом определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела Тверского УФАС России по истечении срока давности. По устной информации МУП у сотрудников последнего отсутствуют доверенности, подписанные конкурсным управляющим, на совершение действий от имени МУП. Администрация также не обеспечила вручение названных определений Тверского УФАС России в связи с отсуствием связи с конкурсным управляющим.
ООО «***» (далее – Общество) создано 21.08.2007, основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03),  имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района согласно постановлению Главы Вышневолоцкого района от 06.11.2009 № 665.
Общество  являясь действующим участником рынка погребения и оказания ритуальных услуг за период 2009, 2010 и 1 квартал 2011 года выполнило 189 заказов по оказанию ритуальных услуг, из которых 15 заказов по копке могил и захоронению и 9 автокатафальных услуг на кладбищах Вышневолоцкого района (письма от 10.05.2011 № б/н  и от 17.05.2011 № б/н).
При этом, за вышеуказанный период услуги по копке могил, захоронению и автокатафальные услуги, на  кладбищах города  Вышний Волочок Обществом не оказывались, поскольку похоронное дело в городе Вышний Волочек организовано таким образом, что погребение, выделение земельных участков под захоронение, ведение реестра захоронений осуществляет МУП, что не отрицается администрацией (письмо от  17.05.2011 3 828/01-20).
ООО «***» постановлением Мэра г. В. Волочек  от 23.10.2008 № 75 (далее – постановление № 75) было наделено статусом городской специализированной службы по вопросам похоронного дела. Однако  постановлением Мэра г. В. Волочек от 17.08.2009 № 74 постановление № 75 признано утратившим силу и Общество было лишено данного статуса без обоснования причин.
 Мотивация такого решения приведена в письме от 17.05.2011 № 829/01-20, согласно которому администрация полагает, что орган местного самоуправления не может предоставить коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, так как действующее законодательство не предусматривает органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями создаваемыми органами местного самоуправления. В обосновании своих доводов администрация ссылается на статьи 66 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 68 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах…»).
Однако, статья 113 ГК РФ устанавливает право органов местного самоуправления  учреждать муниципальные унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, статья 66 ГК РФ содержит запрет органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом (Федеральный  закон от 12.01.2996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" исключений из этого правила не содержит), и не регулируют вопросы создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Порядок создания специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Вышний Волочек  не принят. При этом отсутствие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не лишае юридическое лицо права осуществлять погребение.
Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические лица и граждане лишены права заниматься этой деятельностью.
Организация похоронного дела в муниципальном образовании город Вышний Волочек регулируется Положением об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденным постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5 (далее – постановление № 5, Положение). Данным постановлением № 5 было отменено ранее действовавшее постановление от 04.03.2002 № 31 «О погребении и похоронном деле», в соответствии с которым муниципальное кладбище находилось в ведении МУП  и только оно осуществляло захоронение и только у него оформлялись заказы на захоронение.
 Согласно разделу 2 и пункту 6.1 Положения выделять места под захоронение и регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы должна уполномоченная организация, являющаяся структурным подразделением администрации г. Вышний Волочек или учреждением. Выделение места под захоронение фактически означает получение разрешения на захоронение.
В течение 2010 года и по состоянию на 06.07.2011 (день рассмотрения настоящего дела по существу) правовой акт, которым определено структурное подразделение администрации,  уполномоченное выделять места под захоронение в городе Вышний Волочек не определено.
 Руководствуясь пунктом 6.1 Положения и в отсутствие правового акта, которым определено структурное подразделение уполномоченное выделять места под захоронение ООО «***» 30.12.2010 обратилось в администрацию о получении разрешения на въезд специализированного транспорта – автокатафалка  и погребение умерших на территории городского кладбища (вх. № 01-16/5614 от 30.12.2010). Услуга по погребению в силу специфичности должна быть оказана оперативно, в связи с чем получение такого разрешения по каждому факту оказания услуг невозможно.
Позиция администрации по результатам рассмотрения вышеуказанного обращения изложена в  письме от 28.01.2011 № 140/01-20  и заключается в следующем: без  наличия  городского статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела у ООО «***» право осуществлять погребение  на территории кладбища в деревне Теплое и Ермаково  отсутствует.
 Вышеуказанным письмом администрация  фактически отказало ООО «***» в разрешении осуществлять погребение на городском кладбище.
Кроме ООО «***» за разрешением на въезд  и осуществление погребения на территории кладбища обращались хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела: ООО «А.» (письмо ООО «А.», имеющее вх. № администрации 01-16/3958 от 06.11.2009) и получило  письменный отказ администрации (письмо от 18.11.2009 № 1453/01-16); ООО «Р.» (письма от  28.10.2009  и  30.12.2010) и получило  письменный отказ администрации (письма от 25.11.2009 № 1478/01-16 и  от 28.04.2011 № 748/01-20). Отказ мотивирован обстоятельствами аналогичными отказу на обращение ООО «***».
Таким образом, при отсутствии разрешения администрации на осуществление деятельности по погребению на муниципальном кладбище города Вышний Волочек и наличии администратора кладбища - МУП «СОН», за которым администрация  признала право осуществлять погребение, ООО «Память» лишено права осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек.
В соответствии со статьей 16 Закон «Об общих принципах…»  к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Таким образом, действия администрации  по отказу ООО «***»  осуществлять погребение на кладбище влекут для ООО «***»  невозможность осуществлять копку могил и захоронение на муниципальных местах погребения города Вышний Волочек,  ведут к устранению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг и монополизации указанного рынка, что является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о конкуренции).

3.    Встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, ул. Новгородская, д. 1 для оказания и проведения ритуальных услуг населению (ритуальный зал) по договору аренды нежилого  здания (помещения) № 255-08 от 31.12.2008 было передано  Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек ООО «***» (далее – Комитет, ритуальный зал, договор аренды № 255-08). Срок действия договора был установлен с 31.12.2008 по 31.12.2009.  При этом возможность пролонгации  в договоре аренды № 255-08 не предусмотрена.
По окончанию срока действия данного договора ООО «***» письменно было уведомлено Комитетом об отказе перезаключить договор аренды  ритуального зала на новый срок (письмо от 25.12.2009). 29.12.2009  ритуальный зал был возвращен Комитету по акту приема-передачи.
 Решением Комитета от 30.12.2009 № 192 «О передаче в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию по специализированному обслуживанию населения объекта недвижимого имущества» ритуальный зал передан в хозяйственное ведение МУП.
В соответствии со статье 17.1 Закона о конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется на торгах, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции,  к таким исключениям в частности относится предоставление прав на муниципальное имущество на основании федеральных законов (пункт 1 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции).
Согласно частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, и согласно пункту 3 части 4 статьи  19 Закона о конкуренции не является муниципальной преференцией.
Таким образом,  передача  администрацией ритуального зала в хозяйственное ведение МУП не противоречит действующему  гражданскому законодательству.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 17.1 Закона о конкуренции МУП  может передавать в пользование прощальный зал с согласия  администрации (собственника) только на торгах.
Согласие администрации на передачу ритуального зала в пользование ООО «А.» МУП  не получало и сведениями о передаче ритуального зала иным  хозяйствующим субъектам администрация не располагает. Документальные доказательства по передаче МУП ритуального зала в пользование ООО «А.»  не представлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации города Вышний Волочек по отказу ООО «***» осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек  нарушением  части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации города Вышний Волочек предписание по делу № 04-6/21-2011.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятии в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предписание по делу № 04-6/21-2011

20 июля 2011 года                                                                                   г. Тверь         

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»:***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 20 июля 2011 г. по делу  № 04-6/21-2011 о нарушении администрацией г. Вышний Волочек статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации  г. Вышний Волочек Тверской области:
1.    Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.    В срок  до 20.08.2011 обеспечить возможность выполнения работ по погребению (включая копку могил) всем хозяйствующим субъектам, имеющим соответствующим образом оформленные полномочия и документы от родственников или иных лиц, взявших на себя обязательства произвести погребение умерших, путем самостоятельного определения соответствующего порядка либо путем обязания МУП  как администратора кладбища обеспечить такую возможность.
3.  В срок до 10.08.2011 довести  решение  и предписание по делу № 04-6/21-2011 до сведения конкурсного управляющего МУП и приложить документы, удостоверяющие факт его ознакомления.
4.  О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России  в срок до 10.09.2011  и представить сведения о хозяйствующих субъектах, получивших в администрации города Вышний Волочек земельные участки под захоронение с указанием количества выданных земельных участков каждому из них.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/21-2403ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/21-2403ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/21-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/21-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении администрацией г. В. Волочек части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении администрацией г. В. Волочек части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-19 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-19 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326458710 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )