Решение и предписание по делу № 04-6/19-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/19-2011
Дата публикации: 20 июля 2011, 14:25


РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/19-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  06 июля  2011 года                            г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено:  20 июля  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»,
рассмотрев дело № 04-06/19-2011 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек  и Муниципальным унитарным предприятием *** (далее – МУП) статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела № 04-06/19-2011 послужило заявление ООО «***»  от 27.03.2011 № б/н  о согласованных действиях администрации города Вышний Волочек (далее - администрация) и Муниципального унитарного предприятия *** (далее - МУП), направленные на недопущение конкуренции на рынке погребения и оказания ритуальных услуг в г.Вышний Волочек и  не позволяющие  ООО «***»  оказывать услуги по  погребению и перевозке тел умерших к месту погребения на муниципальном кладбище, расположенном на территории  деревень Теплое и Ермаково (далее – кладбище).

2. ООО «***»  создано 14.05.2009,  основным видом его деятельности является  организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03), имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района согласно постановлению администрации Вышневолоцкого района Тверской области от 27.08.2009 № 522. Между Департаментом промышленного производства, торговли и услуг  Тверской области и ООО «***»  28.06.2010 № б/н заключен договор, предметом которого является возмещение расходов по оказанному гарантированному перечню услуг  специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с приложением 3 постановления администрации Тверской области от 28.12.2001 № 25-па «О финансировании расходов областного бюджета, связанных с погребением умерших».
Общество имеет трудовые и материальные ресурсы для осуществления всех услуг  по гарантированному  перечню услуг,  названному в статье 9 Закона о погребении,  в т.ч. копку могил и автокатафальные перевозки.
За период 2009, 2010 и 1 квартал 2011 года ООО «***»  (письмо от 17.05.2011 № б/н) выполнило 739 заказов по оказанию ритуальных услуг, из которых 49 заказов по копке могил и захоронению и 38 автокатафальных услуг на кладбищах Вышневолоцкого района. При этом,  за вышеуказанный период ритуальные услуги, связанные с копкой могил и захоронением и автокатафальные услуги на  муниципальном кладбище города  Вышний Волочек Обществом не оказывались, поскольку похоронное дело в городе Вышний Волочек организовано таким образом, что погребение, выделение земельных участков под захоронение, ведение реестра захоронений осуществляет единственная городская специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП.

3.Решением Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 на базе МУП  в городе Вышний Волочек создана  специализированная  служба по вопросам похоронного дела.
До 21.01.2010  на территории города Вышнего Волочка  действовал приказ МУП  от 04.09.2009 № 30 (далее – приказ № 30), изданный на основании решения Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 и постановления Мэра г. Вышний Волочек от 04.03.2002 № 31, согласно которому «Перевозка тела покойного на кладбище осуществляется только специализированным автотранспортом-автокатафалком и захоронение умерших на муниципальном кладбище производится специализированной службой по вопросам похоронного дела (МУП), т.е. перевозку и захоронение (копку могил) осуществляет только МУП.
 Реализуя вышеуказанный приказ, МУП отказывало гражданам в предоставлении услуг по копке могил, в случае если  услуги по перевозке тела (автокатафалк) умершего заказаны и оплачены не МУП, а иным хозяйствующим субъектом, что подтверждается  копиями  бланков-заказов граждан и заявлений о возврате ранее уплаченных ими в ООО «***»  денежных сумм за услуги автокатафалка  для перевозки  умершего от зала прощания до кладбища: копии заказа № 2 от 15.11.2009 и заявления гр. ***; копии акта выполненных работ № б/н от 10.12.2009, кассового чека на сумму 2100 рублей и заявления гр. ***; заказа № 3 от 24.11.2009 и заявления гр. ***, которые свидетельствуют, что правом на осуществление погребения и оказание услуг по перевозке умерших (автокатафалк) обладает только МУП.
 21.01.2010 по протесту Вышневолоцкого межрайонного прокурора  приказ МУП № 30 был отменен. Решением Арбитражного Суда Тверской области от 18.10.2010 по делу А66-13317/2009 МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.
Вместе с тем, МУП продолжает осуществлять деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг на муниципальном кладбище и оно является единственной организацией за которой администрация города Вышний Волочек признает это право. Данный факт подтверждается  письмом администрации от 28.04.2011 № 748/01-20.
 Получить сведения от МУП не представляется возможным в связи с возвратом определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела Тверского УФАС России по истечении срока давности. По устной информации МУП у сотрудников последнего отсутствуют доверенности, подписанные конкурсным управляющим, на совершение действий от имени МУП. Администрация также не обеспечила вручение названных определений Тверского УФАС России в связи с отсуствием связи с конкурсным управляющим.
4. ООО «***» (далее – Общество), имеющее необходимые  трудовые и материальные ресурсы для осуществления деятельности по погребению, обращалось в администрацию  с заявлениями от 28.10.2009  и от  30.12.2010  (вх. № 01-16/3865 от 29.10.2009 и вх. № 01-16/5615 от 30.12.2010) о получении разрешения на въезд специализированного транспорта – автокатафалка и погребение умерших на территории  муниципального кладбища.
   Позиция администрации по результатам рассмотрения вышеуказанных обращений изложена в ответах от 25.11.2009 № 1478/01-16 и  от 28.04.2011 № 748/01-20  и заключается в следующем: действующее законодательство в сфере похоронного дела не предусматривает ограничительные меры по въезду на территории общественных кладбищ специализированных транспортных средств и каких-либо разрешений на въезд на территорию кладбищ не требуется, однако  без  наличия  городского статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела у ООО «***» право осуществлять погребение  на территории кладбища в деревне Теплое и Ермаково  отсутствует.
 Вышеуказанными письмами  администрация фактически отказывает ООО «***»  в разрешении осуществлять погребение на городском кладбище.
Кроме ООО «***» за разрешением на въезд  и осуществление погребения на территории кладбища обращались иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела города Вышний Волочек:  ООО «А» (письмо ООО «А» с вх. № администрации 01-16/3958 от 06.11.2009)  получило  письменный отказ администрации (письмо от 18.11.2009 № 1453/01-16); ООО «П» (письмо ООО «П» с  вх. № администрации 01-16/5614 от 30.12.2010)  получило  письменный отказ администрации (письмо от 28.01.2011 № 140/01-20) с аналогичным обоснованием отказа, как и у ООО «***».
 В обоснование  своих доводов администрация ссылается на  часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении)  и пункт 17.2 раздела 17 Правил размещения мест погребения, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26.11.2008 № 430-па «О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» (далее – Правила, утвержденные приказом № 430-па).
Таким образом, администрация полагает, что копку могил и захоронение на муниципальном кладбище г.Вышний Волочек могут оказывать только  ритуальные организации,  имеющие статус  городской специализированной службы по вопросам похоронного дела,  то есть  МУП.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах…) к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. При этом, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические лица и граждане лишены права заниматься этой деятельностью.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Кроме того,  пунктом 17.2 Правил, утвержденных приказом № 430-па, предусмотрено, что копку могил и погребение на территории кладбищ осуществляют специализированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не специализированные службы по вопросам похоронного дела, как считает администрация города Вышний Волочек.

5. Организация похоронного дела в муниципальном образовании город Вышний Волочек регулируется Положением об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденным постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5 (далее – постановление № 5, Положение). Данным постановлением № 5 было отменено ранее действовавшее постановление от 04.03.2002 № 31 «О погребении и похоронном деле», в соответствии с которым муниципальное кладбище находилось в ведении МУП  и только оно осуществляло захоронение и только у него оформлялись заказы на захоронение.
 Согласно разделу 2 и пункту 6.1 Положения, утвержденного постановлением от 09.02.2010 № 5, выделять места под захоронение и регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы должна уполномоченная организация, являющаяся структурным подразделением администрации города Вышний Волочек или учреждением (т.е. не хозяйствующий субъект). Выделение места под захоронение фактически означает разрешение на захоронение.
Однако, в течение 2010 года и по состоянию на 06.07.2011 (день рассмотрения настоящего дела по существу) структурное подразделение администрации, которое осуществляло бы контрольно-распорядительные функции и выделяло места под захоронение, не определено. В целях наделения отдела коммунального хозяйства администрации функциями уполномоченной организации разработан проект постановления Мэра города Вышний Волочек «Об уполномоченной организации»,  который проходит процедуру согласования (письмо администрации от 17.06.2011 № 1027/01-13).
Таким образом, отказ администрации разрешить погребение в отсутствие структурного подразделения администрации, которое определено как уполномоченный на это орган, при том, что МУП имеет возможность самостоятельно и без соответствующего разрешения администрации как администратор кладбища осуществлять погребение, фактически создает для хозяйствующих субъектов, действующих на одноименном товарном рынке, разные условия осуществления деятельности.
Согласно письмам  администрации от 28.04.2011 № 748/01-20 и от 17.05.2011 №828/01-20 в отсутствие вышеуказанного правового акта  специализированная служба по вопросам похоронного дела МУП осуществляет содержание кладбища, является администрацией кладбища. Это же предприятие  выделяет земельные участки под захоронение и производит учет захоронений.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органом местного самоуправления.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах … организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
 Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах … следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
 Возможность  наделения хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по  решению вопросов местного значения в части выделения земельных участков под захоронение и регистрации захоронений указанными законами не предусмотрена.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
 Наделение МУП функциями по выделению земельных участков под захоронение противоречит части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения похоронные услуги могут оказывать магазины, в т.ч. салоны- магазины специализированных служб,
Однако, согласно пункту 4.4 Положения   салон- магазин специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставляет ритуальные услуги, в том числе, предоставляет автокатафалк для перевозки гроба на кладбище.
 В соответствии с пунктом 7.1 Положения  прием заказов на погребение производится  специализированной службой по вопросам похоронного дела после регистрации смерти в актовых записях органов загс.
При этом,  под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается организация, создаваемая Администрацией город Вышний Волочек.
Таким образом, пунктами 4.4 и 7.1 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела г. Вышний Волочек (МУП) предоставляется исключительное право на оказание услуг по копке могил и погребению и предоставлению автокатафалка для перевозки гроба на кладбище.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела соответствующего муниципального образования, и что иные юридические лица, в том числе имеющие  данный статус специализированной службы иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
 Таким образом, пункты 4.4 и 7.1 Положения и фактические действия администрации по организации похоронного дела (письма администрации от 25.11.2009 № 1478/01-16 и от 28.04.2011 № 748/01-20)  направленные на создание ситуации когда  возможность осуществлять захоронения на  территории кладбищ  имеет только ритуальная организация МУП при наличии иных организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности, не соответствуют требованиям законодательства в сфере организации похоронного дела и антимонопольного законодательства, создают преимущества  МУП на рынке погребения и оказания ритуальных услуги  и фактически привели к ограничению конкуренции на указанных рынках,  поскольку  препятствуют осуществлению деятельности на рынках погребения и оказания ритуальных услуг другим компаниям, работающим на  этих рынках, и являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров (работ, услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию города Вышний Волочек нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания пунктами 4.4, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденного постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5, для специализированной службы по вопросам похоронного дела МУП  преимущества на рынке погребения и оказания ритуальных услуг.
2. Признать действия администрации города Вышний Волочек:
- по отказу ООО «***» осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек  и оказывать услуги автокатафалка нарушением  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- по возложению функций органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение  и учету захоронений на МУП  нарушением  части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать администрации города Вышний Волочек предписание по делу № 04-6/19-2011 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Предписание по делу №  04-6/19-2011

20 июля 2011 года                                                                                          г. Тверь         

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО « ***»,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 20 июля 2011 г. по делу  № 04-6/19-2011 о нарушении администрацией г. Вышний Волочек  части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации  г. Вышний Волочек Тверской области:
1. В срок до 01.09.2011 прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
1.1 внести изменения в пункты 4.4, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденного постановлением Мэра города Вышний Волочек от 09.02.2010 № 5, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела – Муниципальному унитарному предприятию ***  (далее - МУП) на рынках погребения и оказания ритуальных услуг.
Опубликовать нормативный акт о внесении изменений в официальном печатном издании администрации города Вышний Волочок;
1.2. принять правовой акт об уполномоченной организации, регулирующий порядок выделения земельных участков под захоронение, регистрацию захоронений и доступ на территорию муниципального кладбища хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению, и до принятия данного акта обеспечить рассмотрение заявлений ООО «***» и иных хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков под захоронение.  
Опубликовать акт в официальном печатном издании администрации города Вышний Волочек.
2.  В срок до 10.08.2011 довести  решение  и предписание по делу № 04-6/19-2011 до сведения конкурсного управляющего МУП и приложить документы, удостоверяющие факт его ознакомления.
3.  О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктами 1 и 2 настоящего предписания, с приложением копий  данных актов и/или копий печатного издания, в котором опубликованы акты, и сведений о хозяйствующих субъектах (укажите наименование), получивших в администрации города Вышний Волочек земельные участки под захоронение,  с указанием количества выданных земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7154 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/19-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7154 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326454316 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/19-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  06 июля  2011 года                            г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено:  20 июля  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»,
рассмотрев дело № 04-06/19-2011 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек  и Муниципальным унитарным предприятием *** (далее – МУП) статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела № 04-06/19-2011 послужило заявление ООО «***»  от 27.03.2011 № б/н  о согласованных действиях администрации города Вышний Волочек (далее - администрация) и Муниципального унитарного предприятия *** (далее - МУП), направленные на недопущение конкуренции на рынке погребения и оказания ритуальных услуг в г.Вышний Волочек и  не позволяющие  ООО «***»  оказывать услуги по  погребению и перевозке тел умерших к месту погребения на муниципальном кладбище, расположенном на территории  деревень Теплое и Ермаково (далее – кладбище).

2. ООО «***»  создано 14.05.2009,  основным видом его деятельности является  организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03), имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района согласно постановлению администрации Вышневолоцкого района Тверской области от 27.08.2009 № 522. Между Департаментом промышленного производства, торговли и услуг  Тверской области и ООО «***»  28.06.2010 № б/н заключен договор, предметом которого является возмещение расходов по оказанному гарантированному перечню услуг  специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с приложением 3 постановления администрации Тверской области от 28.12.2001 № 25-па «О финансировании расходов областного бюджета, связанных с погребением умерших».
Общество имеет трудовые и материальные ресурсы для осуществления всех услуг  по гарантированному  перечню услуг,  названному в статье 9 Закона о погребении,  в т.ч. копку могил и автокатафальные перевозки.
За период 2009, 2010 и 1 квартал 2011 года ООО «***»  (письмо от 17.05.2011 № б/н) выполнило 739 заказов по оказанию ритуальных услуг, из которых 49 заказов по копке могил и захоронению и 38 автокатафальных услуг на кладбищах Вышневолоцкого района. При этом,  за вышеуказанный период ритуальные услуги, связанные с копкой могил и захоронением и автокатафальные услуги на  муниципальном кладбище города  Вышний Волочек Обществом не оказывались, поскольку похоронное дело в городе Вышний Волочек организовано таким образом, что погребение, выделение земельных участков под захоронение, ведение реестра захоронений осуществляет единственная городская специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП.

3.Решением Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 на базе МУП  в городе Вышний Волочек создана  специализированная  служба по вопросам похоронного дела.
До 21.01.2010  на территории города Вышнего Волочка  действовал приказ МУП  от 04.09.2009 № 30 (далее – приказ № 30), изданный на основании решения Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 и постановления Мэра г. Вышний Волочек от 04.03.2002 № 31, согласно которому «Перевозка тела покойного на кладбище осуществляется только специализированным автотранспортом-автокатафалком и захоронение умерших на муниципальном кладбище производится специализированной службой по вопросам похоронного дела (МУП), т.е. перевозку и захоронение (копку могил) осуществляет только МУП.
 Реализуя вышеуказанный приказ, МУП отказывало гражданам в предоставлении услуг по копке могил, в случае если  услуги по перевозке тела (автокатафалк) умершего заказаны и оплачены не МУП, а иным хозяйствующим субъектом, что подтверждается  копиями  бланков-заказов граждан и заявлений о возврате ранее уплаченных ими в ООО «***»  денежных сумм за услуги автокатафалка  для перевозки  умершего от зала прощания до кладбища: копии заказа № 2 от 15.11.2009 и заявления гр. ***; копии акта выполненных работ № б/н от 10.12.2009, кассового чека на сумму 2100 рублей и заявления гр. ***; заказа № 3 от 24.11.2009 и заявления гр. ***, которые свидетельствуют, что правом на осуществление погребения и оказание услуг по перевозке умерших (автокатафалк) обладает только МУП.
 21.01.2010 по протесту Вышневолоцкого межрайонного прокурора  приказ МУП № 30 был отменен. Решением Арбитражного Суда Тверской области от 18.10.2010 по делу А66-13317/2009 МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.
Вместе с тем, МУП продолжает осуществлять деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг на муниципальном кладбище и оно является единственной организацией за которой администрация города Вышний Волочек признает это право. Данный факт подтверждается  письмом администрации от 28.04.2011 № 748/01-20.
 Получить сведения от МУП не представляется возможным в связи с возвратом определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела Тверского УФАС России по истечении срока давности. По устной информации МУП у сотрудников последнего отсутствуют доверенности, подписанные конкурсным управляющим, на совершение действий от имени МУП. Администрация также не обеспечила вручение названных определений Тверского УФАС России в связи с отсуствием связи с конкурсным управляющим.
4. ООО «***» (далее – Общество), имеющее необходимые  трудовые и материальные ресурсы для осуществления деятельности по погребению, обращалось в администрацию  с заявлениями от 28.10.2009  и от  30.12.2010  (вх. № 01-16/3865 от 29.10.2009 и вх. № 01-16/5615 от 30.12.2010) о получении разрешения на въезд специализированного транспорта – автокатафалка и погребение умерших на территории  муниципального кладбища.
   Позиция администрации по результатам рассмотрения вышеуказанных обращений изложена в ответах от 25.11.2009 № 1478/01-16 и  от 28.04.2011 № 748/01-20  и заключается в следующем: действующее законодательство в сфере похоронного дела не предусматривает ограничительные меры по въезду на территории общественных кладбищ специализированных транспортных средств и каких-либо разрешений на въезд на территорию кладбищ не требуется, однако  без  наличия  городского статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела у ООО «***» право осуществлять погребение  на территории кладбища в деревне Теплое и Ермаково  отсутствует.
 Вышеуказанными письмами  администрация фактически отказывает ООО «***»  в разрешении осуществлять погребение на городском кладбище.
Кроме ООО «***» за разрешением на въезд  и осуществление погребения на территории кладбища обращались иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела города Вышний Волочек:  ООО «А» (письмо ООО «А» с вх. № администрации 01-16/3958 от 06.11.2009)  получило  письменный отказ администрации (письмо от 18.11.2009 № 1453/01-16); ООО «П» (письмо ООО «П» с  вх. № администрации 01-16/5614 от 30.12.2010)  получило  письменный отказ администрации (письмо от 28.01.2011 № 140/01-20) с аналогичным обоснованием отказа, как и у ООО «***».
 В обоснование  своих доводов администрация ссылается на  часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении)  и пункт 17.2 раздела 17 Правил размещения мест погребения, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26.11.2008 № 430-па «О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» (далее – Правила, утвержденные приказом № 430-па).
Таким образом, администрация полагает, что копку могил и захоронение на муниципальном кладбище г.Вышний Волочек могут оказывать только  ритуальные организации,  имеющие статус  городской специализированной службы по вопросам похоронного дела,  то есть  МУП.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах…) к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. При этом, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические лица и граждане лишены права заниматься этой деятельностью.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Кроме того,  пунктом 17.2 Правил, утвержденных приказом № 430-па, предусмотрено, что копку могил и погребение на территории кладбищ осуществляют специализированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не специализированные службы по вопросам похоронного дела, как считает администрация города Вышний Волочек.

5. Организация похоронного дела в муниципальном образовании город Вышний Волочек регулируется Положением об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденным постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5 (далее – постановление № 5, Положение). Данным постановлением № 5 было отменено ранее действовавшее постановление от 04.03.2002 № 31 «О погребении и похоронном деле», в соответствии с которым муниципальное кладбище находилось в ведении МУП  и только оно осуществляло захоронение и только у него оформлялись заказы на захоронение.
 Согласно разделу 2 и пункту 6.1 Положения, утвержденного постановлением от 09.02.2010 № 5, выделять места под захоронение и регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы должна уполномоченная организация, являющаяся структурным подразделением администрации города Вышний Волочек или учреждением (т.е. не хозяйствующий субъект). Выделение места под захоронение фактически означает разрешение на захоронение.
Однако, в течение 2010 года и по состоянию на 06.07.2011 (день рассмотрения настоящего дела по существу) структурное подразделение администрации, которое осуществляло бы контрольно-распорядительные функции и выделяло места под захоронение, не определено. В целях наделения отдела коммунального хозяйства администрации функциями уполномоченной организации разработан проект постановления Мэра города Вышний Волочек «Об уполномоченной организации»,  который проходит процедуру согласования (письмо администрации от 17.06.2011 № 1027/01-13).
Таким образом, отказ администрации разрешить погребение в отсутствие структурного подразделения администрации, которое определено как уполномоченный на это орган, при том, что МУП имеет возможность самостоятельно и без соответствующего разрешения администрации как администратор кладбища осуществлять погребение, фактически создает для хозяйствующих субъектов, действующих на одноименном товарном рынке, разные условия осуществления деятельности.
Согласно письмам  администрации от 28.04.2011 № 748/01-20 и от 17.05.2011 №828/01-20 в отсутствие вышеуказанного правового акта  специализированная служба по вопросам похоронного дела МУП осуществляет содержание кладбища, является администрацией кладбища. Это же предприятие  выделяет земельные участки под захоронение и производит учет захоронений.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органом местного самоуправления.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах … организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
 Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах … следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
 Возможность  наделения хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по  решению вопросов местного значения в части выделения земельных участков под захоронение и регистрации захоронений указанными законами не предусмотрена.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
 Наделение МУП функциями по выделению земельных участков под захоронение противоречит части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения похоронные услуги могут оказывать магазины, в т.ч. салоны- магазины специализированных служб,
Однако, согласно пункту 4.4 Положения   салон- магазин специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставляет ритуальные услуги, в том числе, предоставляет автокатафалк для перевозки гроба на кладбище.
 В соответствии с пунктом 7.1 Положения  прием заказов на погребение производится  специализированной службой по вопросам похоронного дела после регистрации смерти в актовых записях органов загс.
При этом,  под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается организация, создаваемая Администрацией город Вышний Волочек.
Таким образом, пунктами 4.4 и 7.1 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела г. Вышний Волочек (МУП) предоставляется исключительное право на оказание услуг по копке могил и погребению и предоставлению автокатафалка для перевозки гроба на кладбище.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела соответствующего муниципального образования, и что иные юридические лица, в том числе имеющие  данный статус специализированной службы иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
 Таким образом, пункты 4.4 и 7.1 Положения и фактические действия администрации по организации похоронного дела (письма администрации от 25.11.2009 № 1478/01-16 и от 28.04.2011 № 748/01-20)  направленные на создание ситуации когда  возможность осуществлять захоронения на  территории кладбищ  имеет только ритуальная организация МУП при наличии иных организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности, не соответствуют требованиям законодательства в сфере организации похоронного дела и антимонопольного законодательства, создают преимущества  МУП на рынке погребения и оказания ритуальных услуги  и фактически привели к ограничению конкуренции на указанных рынках,  поскольку  препятствуют осуществлению деятельности на рынках погребения и оказания ритуальных услуг другим компаниям, работающим на  этих рынках, и являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров (работ, услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию города Вышний Волочек нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания пунктами 4.4, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденного постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5, для специализированной службы по вопросам похоронного дела МУП  преимущества на рынке погребения и оказания ритуальных услуг.
2. Признать действия администрации города Вышний Волочек:
- по отказу ООО «***» осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек  и оказывать услуги автокатафалка нарушением  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- по возложению функций органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение  и учету захоронений на МУП  нарушением  части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать администрации города Вышний Волочек предписание по делу № 04-6/19-2011 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Предписание по делу №  04-6/19-2011

20 июля 2011 года                                                                                          г. Тверь         

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО « ***»,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 20 июля 2011 г. по делу  № 04-6/19-2011 о нарушении администрацией г. Вышний Волочек  части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации  г. Вышний Волочек Тверской области:
1. В срок до 01.09.2011 прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
1.1 внести изменения в пункты 4.4, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденного постановлением Мэра города Вышний Волочек от 09.02.2010 № 5, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела – Муниципальному унитарному предприятию ***  (далее - МУП) на рынках погребения и оказания ритуальных услуг.
Опубликовать нормативный акт о внесении изменений в официальном печатном издании администрации города Вышний Волочок;
1.2. принять правовой акт об уполномоченной организации, регулирующий порядок выделения земельных участков под захоронение, регистрацию захоронений и доступ на территорию муниципального кладбища хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению, и до принятия данного акта обеспечить рассмотрение заявлений ООО «***» и иных хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков под захоронение.  
Опубликовать акт в официальном печатном издании администрации города Вышний Волочек.
2.  В срок до 10.08.2011 довести  решение  и предписание по делу № 04-6/19-2011 до сведения конкурсного управляющего МУП и приложить документы, удостоверяющие факт его ознакомления.
3.  О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктами 1 и 2 настоящего предписания, с приложением копий  данных актов и/или копий печатного издания, в котором опубликованы акты, и сведений о хозяйствующих субъектах (укажите наименование), получивших в администрации города Вышний Волочек земельные участки под захоронение,  с указанием количества выданных земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/19-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  06 июля  2011 года                            г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено:  20 июля  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО «***»,
рассмотрев дело № 04-06/19-2011 по признакам нарушения Администрацией города Вышний Волочек  и Муниципальным унитарным предприятием *** (далее – МУП) статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела № 04-06/19-2011 послужило заявление ООО «***»  от 27.03.2011 № б/н  о согласованных действиях администрации города Вышний Волочек (далее - администрация) и Муниципального унитарного предприятия *** (далее - МУП), направленные на недопущение конкуренции на рынке погребения и оказания ритуальных услуг в г.Вышний Волочек и  не позволяющие  ООО «***»  оказывать услуги по  погребению и перевозке тел умерших к месту погребения на муниципальном кладбище, расположенном на территории  деревень Теплое и Ермаково (далее – кладбище).

2. ООО «***»  создано 14.05.2009,  основным видом его деятельности является  организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03), имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела Вышневолоцкого района согласно постановлению администрации Вышневолоцкого района Тверской области от 27.08.2009 № 522. Между Департаментом промышленного производства, торговли и услуг  Тверской области и ООО «***»  28.06.2010 № б/н заключен договор, предметом которого является возмещение расходов по оказанному гарантированному перечню услуг  специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с приложением 3 постановления администрации Тверской области от 28.12.2001 № 25-па «О финансировании расходов областного бюджета, связанных с погребением умерших».
Общество имеет трудовые и материальные ресурсы для осуществления всех услуг  по гарантированному  перечню услуг,  названному в статье 9 Закона о погребении,  в т.ч. копку могил и автокатафальные перевозки.
За период 2009, 2010 и 1 квартал 2011 года ООО «***»  (письмо от 17.05.2011 № б/н) выполнило 739 заказов по оказанию ритуальных услуг, из которых 49 заказов по копке могил и захоронению и 38 автокатафальных услуг на кладбищах Вышневолоцкого района. При этом,  за вышеуказанный период ритуальные услуги, связанные с копкой могил и захоронением и автокатафальные услуги на  муниципальном кладбище города  Вышний Волочек Обществом не оказывались, поскольку похоронное дело в городе Вышний Волочек организовано таким образом, что погребение, выделение земельных участков под захоронение, ведение реестра захоронений осуществляет единственная городская специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП.

3.Решением Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 на базе МУП  в городе Вышний Волочек создана  специализированная  служба по вопросам похоронного дела.
До 21.01.2010  на территории города Вышнего Волочка  действовал приказ МУП  от 04.09.2009 № 30 (далее – приказ № 30), изданный на основании решения Вышневолоцкой городской Думы от 26.02.2002 № 125 и постановления Мэра г. Вышний Волочек от 04.03.2002 № 31, согласно которому «Перевозка тела покойного на кладбище осуществляется только специализированным автотранспортом-автокатафалком и захоронение умерших на муниципальном кладбище производится специализированной службой по вопросам похоронного дела (МУП), т.е. перевозку и захоронение (копку могил) осуществляет только МУП.
 Реализуя вышеуказанный приказ, МУП отказывало гражданам в предоставлении услуг по копке могил, в случае если  услуги по перевозке тела (автокатафалк) умершего заказаны и оплачены не МУП, а иным хозяйствующим субъектом, что подтверждается  копиями  бланков-заказов граждан и заявлений о возврате ранее уплаченных ими в ООО «***»  денежных сумм за услуги автокатафалка  для перевозки  умершего от зала прощания до кладбища: копии заказа № 2 от 15.11.2009 и заявления гр. ***; копии акта выполненных работ № б/н от 10.12.2009, кассового чека на сумму 2100 рублей и заявления гр. ***; заказа № 3 от 24.11.2009 и заявления гр. ***, которые свидетельствуют, что правом на осуществление погребения и оказание услуг по перевозке умерших (автокатафалк) обладает только МУП.
 21.01.2010 по протесту Вышневолоцкого межрайонного прокурора  приказ МУП № 30 был отменен. Решением Арбитражного Суда Тверской области от 18.10.2010 по делу А66-13317/2009 МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.
Вместе с тем, МУП продолжает осуществлять деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг на муниципальном кладбище и оно является единственной организацией за которой администрация города Вышний Волочек признает это право. Данный факт подтверждается  письмом администрации от 28.04.2011 № 748/01-20.
 Получить сведения от МУП не представляется возможным в связи с возвратом определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела Тверского УФАС России по истечении срока давности. По устной информации МУП у сотрудников последнего отсутствуют доверенности, подписанные конкурсным управляющим, на совершение действий от имени МУП. Администрация также не обеспечила вручение названных определений Тверского УФАС России в связи с отсуствием связи с конкурсным управляющим.
4. ООО «***» (далее – Общество), имеющее необходимые  трудовые и материальные ресурсы для осуществления деятельности по погребению, обращалось в администрацию  с заявлениями от 28.10.2009  и от  30.12.2010  (вх. № 01-16/3865 от 29.10.2009 и вх. № 01-16/5615 от 30.12.2010) о получении разрешения на въезд специализированного транспорта – автокатафалка и погребение умерших на территории  муниципального кладбища.
   Позиция администрации по результатам рассмотрения вышеуказанных обращений изложена в ответах от 25.11.2009 № 1478/01-16 и  от 28.04.2011 № 748/01-20  и заключается в следующем: действующее законодательство в сфере похоронного дела не предусматривает ограничительные меры по въезду на территории общественных кладбищ специализированных транспортных средств и каких-либо разрешений на въезд на территорию кладбищ не требуется, однако  без  наличия  городского статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела у ООО «***» право осуществлять погребение  на территории кладбища в деревне Теплое и Ермаково  отсутствует.
 Вышеуказанными письмами  администрация фактически отказывает ООО «***»  в разрешении осуществлять погребение на городском кладбище.
Кроме ООО «***» за разрешением на въезд  и осуществление погребения на территории кладбища обращались иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела города Вышний Волочек:  ООО «А» (письмо ООО «А» с вх. № администрации 01-16/3958 от 06.11.2009)  получило  письменный отказ администрации (письмо от 18.11.2009 № 1453/01-16); ООО «П» (письмо ООО «П» с  вх. № администрации 01-16/5614 от 30.12.2010)  получило  письменный отказ администрации (письмо от 28.01.2011 № 140/01-20) с аналогичным обоснованием отказа, как и у ООО «***».
 В обоснование  своих доводов администрация ссылается на  часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении)  и пункт 17.2 раздела 17 Правил размещения мест погребения, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26.11.2008 № 430-па «О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» (далее – Правила, утвержденные приказом № 430-па).
Таким образом, администрация полагает, что копку могил и захоронение на муниципальном кладбище г.Вышний Волочек могут оказывать только  ритуальные организации,  имеющие статус  городской специализированной службы по вопросам похоронного дела,  то есть  МУП.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах…) к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. При этом, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические лица и граждане лишены права заниматься этой деятельностью.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Кроме того,  пунктом 17.2 Правил, утвержденных приказом № 430-па, предусмотрено, что копку могил и погребение на территории кладбищ осуществляют специализированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не специализированные службы по вопросам похоронного дела, как считает администрация города Вышний Волочек.

5. Организация похоронного дела в муниципальном образовании город Вышний Волочек регулируется Положением об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденным постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5 (далее – постановление № 5, Положение). Данным постановлением № 5 было отменено ранее действовавшее постановление от 04.03.2002 № 31 «О погребении и похоронном деле», в соответствии с которым муниципальное кладбище находилось в ведении МУП  и только оно осуществляло захоронение и только у него оформлялись заказы на захоронение.
 Согласно разделу 2 и пункту 6.1 Положения, утвержденного постановлением от 09.02.2010 № 5, выделять места под захоронение и регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы должна уполномоченная организация, являющаяся структурным подразделением администрации города Вышний Волочек или учреждением (т.е. не хозяйствующий субъект). Выделение места под захоронение фактически означает разрешение на захоронение.
Однако, в течение 2010 года и по состоянию на 06.07.2011 (день рассмотрения настоящего дела по существу) структурное подразделение администрации, которое осуществляло бы контрольно-распорядительные функции и выделяло места под захоронение, не определено. В целях наделения отдела коммунального хозяйства администрации функциями уполномоченной организации разработан проект постановления Мэра города Вышний Волочек «Об уполномоченной организации»,  который проходит процедуру согласования (письмо администрации от 17.06.2011 № 1027/01-13).
Таким образом, отказ администрации разрешить погребение в отсутствие структурного подразделения администрации, которое определено как уполномоченный на это орган, при том, что МУП имеет возможность самостоятельно и без соответствующего разрешения администрации как администратор кладбища осуществлять погребение, фактически создает для хозяйствующих субъектов, действующих на одноименном товарном рынке, разные условия осуществления деятельности.
Согласно письмам  администрации от 28.04.2011 № 748/01-20 и от 17.05.2011 №828/01-20 в отсутствие вышеуказанного правового акта  специализированная служба по вопросам похоронного дела МУП осуществляет содержание кладбища, является администрацией кладбища. Это же предприятие  выделяет земельные участки под захоронение и производит учет захоронений.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органом местного самоуправления.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах … организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
 Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах … следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
 Возможность  наделения хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по  решению вопросов местного значения в части выделения земельных участков под захоронение и регистрации захоронений указанными законами не предусмотрена.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
 Наделение МУП функциями по выделению земельных участков под захоронение противоречит части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения похоронные услуги могут оказывать магазины, в т.ч. салоны- магазины специализированных служб,
Однако, согласно пункту 4.4 Положения   салон- магазин специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставляет ритуальные услуги, в том числе, предоставляет автокатафалк для перевозки гроба на кладбище.
 В соответствии с пунктом 7.1 Положения  прием заказов на погребение производится  специализированной службой по вопросам похоронного дела после регистрации смерти в актовых записях органов загс.
При этом,  под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается организация, создаваемая Администрацией город Вышний Волочек.
Таким образом, пунктами 4.4 и 7.1 Положения специализированной службе по вопросам похоронного дела г. Вышний Волочек (МУП) предоставляется исключительное право на оказание услуг по копке могил и погребению и предоставлению автокатафалка для перевозки гроба на кладбище.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела соответствующего муниципального образования, и что иные юридические лица, в том числе имеющие  данный статус специализированной службы иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
 Таким образом, пункты 4.4 и 7.1 Положения и фактические действия администрации по организации похоронного дела (письма администрации от 25.11.2009 № 1478/01-16 и от 28.04.2011 № 748/01-20)  направленные на создание ситуации когда  возможность осуществлять захоронения на  территории кладбищ  имеет только ритуальная организация МУП при наличии иных организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности, не соответствуют требованиям законодательства в сфере организации похоронного дела и антимонопольного законодательства, создают преимущества  МУП на рынке погребения и оказания ритуальных услуги  и фактически привели к ограничению конкуренции на указанных рынках,  поскольку  препятствуют осуществлению деятельности на рынках погребения и оказания ритуальных услуг другим компаниям, работающим на  этих рынках, и являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о конкуренции).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров (работ, услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию города Вышний Волочек нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания пунктами 4.4, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденного постановлением Мэра города Вышний Волочек  от 09.02.2010 № 5, для специализированной службы по вопросам похоронного дела МУП  преимущества на рынке погребения и оказания ритуальных услуг.
2. Признать действия администрации города Вышний Волочек:
- по отказу ООО «***» осуществлять погребение на муниципальном кладбище города Вышний Волочек  и оказывать услуги автокатафалка нарушением  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- по возложению функций органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение  и учету захоронений на МУП  нарушением  части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать администрации города Вышний Волочек предписание по делу № 04-6/19-2011 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предписание по делу №  04-6/19-2011

20 июля 2011 года                                                                                          г. Тверь         

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации города Вышний Волочек: ***;
- ООО « ***»,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 20 июля 2011 г. по делу  № 04-6/19-2011 о нарушении администрацией г. Вышний Волочек  части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации  г. Вышний Волочек Тверской области:
1. В срок до 01.09.2011 прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
1.1 внести изменения в пункты 4.4, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Вышний Волочек, утвержденного постановлением Мэра города Вышний Волочек от 09.02.2010 № 5, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела – Муниципальному унитарному предприятию ***  (далее - МУП) на рынках погребения и оказания ритуальных услуг.
Опубликовать нормативный акт о внесении изменений в официальном печатном издании администрации города Вышний Волочок;
1.2. принять правовой акт об уполномоченной организации, регулирующий порядок выделения земельных участков под захоронение, регистрацию захоронений и доступ на территорию муниципального кладбища хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению, и до принятия данного акта обеспечить рассмотрение заявлений ООО «***» и иных хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков под захоронение.  
Опубликовать акт в официальном печатном издании администрации города Вышний Волочек.
2.  В срок до 10.08.2011 довести  решение  и предписание по делу № 04-6/19-2011 до сведения конкурсного управляющего МУП и приложить документы, удостоверяющие факт его ознакомления.
3.  О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктами 1 и 2 настоящего предписания, с приложением копий  данных актов и/или копий печатного издания, в котором опубликованы акты, и сведений о хозяйствующих субъектах (укажите наименование), получивших в администрации города Вышний Волочек земельные участки под захоронение,  с указанием количества выданных земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/19-2405ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/19-2405ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/19-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/19-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении администрацией г. В. Волочек части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении администрацией г. В. Волочек части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-20 10:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-19 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326454316 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )