Деньги! Лови момент!

Что же делать? Выход есть. Не так давно управление федеральной антимонопольной службы по Тверской области приняло решение о признании незаконными действия целой цепочки нарушителей закона о рекламе, начиная от оператора мобильной связи и заканчивая индивидуальным предпринимателем, которые занимались рассылкой рекламных сообщений без согласия на то абонентов. О тонкостях этого дела мы беседуем с заместителем руководителя управления ФАС по Тверской области Людмилой ПОСОХОВОЙ.

– Людмила Владимировна, SMS­-реклама, с одной стороны, современный, мобильный способ заявить компаниям о себе, о своей продукции, с другой – назойливый натиск, заполонивший сотовые телефоны и электронную почту огромного числа людей. Как расценивает такое «общение» антимонопольная служба?

– Мы рассматриваем это явление в правовом поле с точки зрения буквы закона «О рекламе», который подлежит обязательному исполнению. В статье 18­-й однозначно указывается на недопустимость распространения рекламных сообщений по сетям электросвязи без согласия абонента или получателя таких сообщений. Это требование в равной мере относится как к SMS­сообщениям, так и к рассылке по электронной почте. Как правило, никто такого согласия не запрашивает, и в результате все мы получаем огромное количество ненужных нам SMS. Кто­то к этому спокойно относится, кто­то – болезненно. Многие активно пользуются правом обжаловать незаконные действия рекламо­распространителей.

Сейчас в производстве у нас только одно принятое решение, но на выходе еще несколько. Мы признали нарушителями не только одного индивидуального предпринимателя, но и всю цепочку рекламораспространителей. Надеемся на добросовестность и ответственность прежде всего юридических лиц, поскольку попытки общения с индивидуальным предпринимателем оказались безуспешными.

Дело не в том, в какой сети зарегистрирован номер телефона абонента, на который нежданно свалились предложения всякого рода услуг. Нарушителем является тот сотовый оператор, с телефона которого пришло SMS­сообщение.

Их рассылка происходит в автоматическом режиме. Как утверждает оператор связи, отсеивать их как спам технически он не может, потому что рассыл осуществляется не на все имеющиеся в базе номера телефонов по порядку, скажем, от 092001 до 092099, а выборочно, смешанно. С другой стороны, это проблема оператора: в рамках закона пусть как хочет, но отслеживает.

– А каким образом индивидуальный предприниматель завладел всей базой номеров телефонов абонентов?

– На самом деле база данных не нужна. Зная начальный код сети оператора, далее в программу «забиваются», но не в порядковой очередности (поскольку в этом случае сообщения могут быть автоматически отнесены к категории «спам») номера телефонов, и процесс пошел. Естественно, это делается не вручную.

– Грустно, что новые технологии нашли недостойное применение. Что будет дальше с нарушителями закона?

– За нашим решением последует наложение административного штрафа за несоблюдение законодательства о рекламе. Его минимальный размер на юридическое лицо – 100 тысяч рублей, а в зависимости от обстоятельств – до 500 тысяч. Здесь важно то, что комиссия УФАС по Тверской области, тщательно исследуя обстоятельства дела, выявила не только распространителей несанкционированной рекламы, но и наличие цепи договорных отношений между оператором – ретранслятором и индивидуальным предпринимателем. Это дает основания рассматривать такие отношения как взаимосвязанные действия рекламо­распространителей.

– Людмила Владимировна, каким образом каждый из нас, абонентов сотовой связи, может отстоять свое право жить без назойливой рек­ламы, если, естественно, сами ее не заказывали и не давали согласия на ее получение?

– Если вам приходят ненужные SMS-­сообщения с рекламой и вы точно знаете, что не давали своего согласия на их получение, вы можете подать жалобу в УФАС. Просьба не забывать, что согласие на получение рекламы вы могли дать при оформлении дисконтных карт или при заполнении различных анкет. В любом случае обязательным является получение распечатки входящих на ваш номер за интересующую дату звонков и сообщений в офисе своего оператора и представление ее в УФАС. Это требование – не блажь, и оно не свидетельствует о нежелании антимонопольного органа работать. Объясняется это нормами закона «О связи» и закона, регулирующего требования защиты персональных данных, позволяющих оператору не давать антимонопольному органу распечатки. А распечатка является единственным документом, позволяющим определить номер, с которого пришло SMS-­сообщение, и оператора связи, которому этот номер принадлежит. Просьба также учитывать, что с заявлением в УФАС может обратиться исключительно лицо, заключившее договор на предоставление услуг связи, а не кто­то из родственников или знакомых.

– Какие дела ожидают вас впереди?

– В сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе мы завалены документами и активно занимаемся SMS­-вопросами. Отслеживаем ситуацию при размещении рекламы пива, БАДов, различных финансовых услуг, поскольку именно в этих сферах наибольшее число нарушений. Кроме того, необходимо понимать, что контроль за соблюдением законодательства о рекламе – только малая часть того, что государство обязало нас делать. Более объемная часть нашей работы связана с исполнением антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов. Так что покой нам только снится.

P.S. Решение УФАС обжаловано заинтересованной стороной в суде. О развитии ситуации «ТЖ» проинформирует своих читателей.