Не верь глазам своим

 

Не верь глазам своим

Арбитражный суд признал законным решение Тверского УФАС России о нарушении законодательства о рекламе одним из банков, представленных в Твери.

 

 Рекламные конструкции, установленные летом прошлого года в разных частях города, завлекали горожан выгодным вкладом под названием «Цветочная поляна». Реклама была оформлена таким образом, что в глаза сразу бросалась привлекательная процентная ставка – 9,5% годовых в рублях и 7,5% годовых в долларах и евро. А вот сопровождавший эти цифры предлог «до» был написан шрифтом в семь раз меньше указанной максимальной ставки. Остальные условия вклада, которые потребителю знать не менее важно, были даны совершенно нечитаемым шрифтом. А ведь именно от них и зависела величина реальных доходов, которые могли получить воспользовавшиеся услугой лица. Так, например, при более детальном изучении рекламного предложения можно было выяснить, что максимально возможная ставка 9,5% годовых в рублях начислялась только при вкладе на срок 367 дней и сумме вклада от 500001 рубля. При иных условиях процентная ставка была ниже. Все эти нюансы были обозначены шрифтом в 10 раз меньше слова «вклад» и в 20 раз мельче максимальных процентных ставок. 

 

 Тверское УФАС, проводившее проверку, пришло к выводу, что таким образом банк умалчивал существенные условия. А согласно закону, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя. 

 

 При рассмотрении дела представители банка пояснили, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют, так как Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама. Также в документе не указывается, с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

 

 Однако комиссия Тверского УФАС России посчитала приведенные доводы несостоятельными, так как в данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации. Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение. 

 

 В ноябре 2011 года антимонопольщики признали рекламу ненадлежащей, в отношении банка было возбуждено дело об административном нарушении. Обжалование этого решения в арбитражном суде положительного результата рекламодателю не принесло. Как нам сообщили в Тверском УФАС, минимальная сумма, на которую может быть оштрафован банк, составляет 100 тысяч рублей. Максимальная – 500 тысяч. 

 

 В антимонопольной службе отмечают, что подобное отношение банков к рекламе вклада и иных финансовых услуг не редкость. Тверским УФАС только в 2011 - 2012 годах в связи с распространением ненадлежащей рекламы оказываемых банками финансовых услуг рассмотрено 9 дел в отношении 5 банков. По словам и.о. руководителя УФАС по Тверской области Владимира Фомина, лишь часть из них уплачивает штрафы в добровольном порядке без обжалований в Арбитражном суде.

 

 Учитывая, что некоторые банки идут на нарушение закона повторно, можно предположить, что размер прибыли, которую успевают извлечь кредитные учреждения благодаря ненадлежащей рекламе своих услуг, гораздо выше выплачиваемых ими штрафов.

 

Анна УСТИНОВА