С широко открытыми глазами

Об итогах работы в 2011 году мы беседуем с начальником управления ФАС по Тверской области Ириной Деминой.

– Ирина Семеновна, минувший год можно смело назвать знаменательным для вас и ваших коллег. Во-первых, вы отпраздновали 20-летний юбилей управления, достойно отмечены заслуги и плодотворная работа вашего коллектива. Во-вторых, произошло существенное совершенствование антимонопольного законодательства, и с января 2012 года страна будет жить по новым антимонопольным правилам.
Так давайте поговорим о главных событиях этого года! Расскажите хотя бы о самых крупных делах, которые вы вели.

– Прежде всего я хочу упомянуть два дела в отношении ОАО «Тверьоблгаз».
Первое было возбуждено по необоснованному взиманию с граждан денег за выдачу технических условий на газоснабжение. По действующему законодательству, в том случае, когда к системе газоснабжения подключаются впервые, вначале нужно получить технические условия. Только потом проектируется газопровод, потом он строится и подключается. Так что технические условия – это первично. И законодатель в этом случае однозначно установил, что они должны выдаваться безвозмездно.

Однако Облгаз деньги от населения принимал – наверное, пользуясь тем, что далеко не все граждане знают об этой норме. В среднем цена колебалась от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, выдавались ли технические условия в рамках программы газоснабжения, либо граждане прокладывали газовые сети самостоятельно, минуя эти программы. Мы не можем установить, сколько денег взималось Облгазом за весь период, и признать их получение неправомерным, поскольку существует определенный срок давности. Но вот за полтора года мы это смогли проанализировать в период рассмотрения дела. Так, от жителей Калининского района и г. Твери было принято более чем 1,2 млн. рублей. В настоящий момент мы выиграли дело в двух судебных инстанциях. Мы не просто признали действия ОАО «Тверьоблгаз» неправомерными, но выдали предписания о перечислении этих неправомерно полученных денег в федеральный бюджет. Кроме того, в отношении Облгаза будут рассмотрены и административные дела.
Ну а второе дело – это установка приборов учета потребляемых ресурсов.

– Сейчас это очень актуально!

– Да, недавно принятый закон об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности обязывает всех нас их устанавливать. Так вот, устанавливая приборы учета на потребляемый газ, Облгаз кроме стоимости самой работы вынуждал граждан оплачивать также эскиз – то есть, условно говоря, некий рисунок, на котором будет отображено расположение прибора учета на вашей газовой трубе.

– Но он достаточно стандартен?

– Да, он в типовых домах практически одинаков. И иначе быть не может, поскольку приборы учета должны устанавливаться в соответствии с паспортом на этот прибор и действующими строительными правилами, где четко регламентировано, на какой высоте от пола, от стены, от газовой плиты прибор должен быть расположен.

– Однако изготовление эскиза удорожает саму работу.

– И весьма существенно! Ну а граждане не очень осведомлены о нормах права и, естественно, платят за все, что им диктует монополист. Разумеется, мы не могли закрывать на это глаза, возбудили дело и выдали предписание. Арбитражный суд и в этом случае согласился с аргументацией управления и отказал Облгазу в удовлетворении заявления о признании решения и предписания недействительным.

– Была еще любопытная история с «Домом на площади», как его в народе окрестили…

– Да, мы это дело широко освещали в прессе. Территориальное управление Росимущества без торгов передало коммерческой организации здание федеральной собственности и исторического наследия на Советской площади – не просто без торгов, но и по достаточно льготной арендной плате, по средней стоимости одного квадратного метра 120 рублей. А эта коммерческая организация сразу же передала здание в субаренду по цене от 500 до 600 рублей за квадратный метр. Налицо нарушение закона, федеральный бюджет не получил существенную сумму. Предприниматели получили прибыль, ничего не приложив и не организовав никакого производства.

Мы здесь действовали в активном сотрудничестве с прокуратурой, отстаивали свое решение в суде, а прокуратура обращалась в судебном порядке. Этот договор был признан недействительным. Это было очень сложное дело, и вот недавно нам удалось поставить в нем победную точку.

– У вас было много дел в отношении субъектов рынка электроэнергетики.

– Да, на нем все никак не воцарится хотя бы относительная стабилизация.
Мы рассмотрели много дел о необоснованном отказе в заключении договоров энергоснабжения. К сожалению, в электроэнергетике обозначилась еще одна серьезная проблема. Речь пойдет о технологическом присоединении новых потребителей, прежде всего частного жилого сектора, в зоне действия сетей той или иной сетевой компании – это и МРСК Центра, и Тверьгорэлектро, и другие компании в районах области. Гражданин имеет право присоединить свое жилище (или будущее жилище) к энергообеспечению за 550 рублей, если оно находится на расстоянии менее 300 метров от сетей той или иной компании. С этой целью он обращается с соответствующим заявлением, ему должны выдать технические условия и заключить договор технологического присоединения.
Максимальный срок его исполнения в большинстве случаев не может превышать 6 месяцев. Но на деле этот процесс затягивается на неопределенное время – порой на годы. При этом люди даже не получают ответа на свое заявление. Я понимаю, что на самом деле присоединение может быть очень сложным и обходится гораздо дороже. Но закон есть закон, и его необходимо исполнять. И в результате в ХХI веке люди годами не могут добиться электроснабжения. Сейчас эти жалобы идут валом – только на этой неделе их было уже 12…

– Ирина Семеновна, это такой монополизм местного разлива?

– Да, конечно! Пренебрежительное отношение крупной компании к мелкому потребителю – это тоже монополизм. У нас на рассмотрении сейчас находится несколько таких дел.

– Вы «помогли» Ржевской администрации сэкономить несколько миллионов?

– Можно сказать и так. Администрация города Ржева проводила аукцион на строительство водозабора, но документацию об аукционе разместила так, что обнаружить техническое задание можно было только случайно – это был один листок отсканированного текста, включенный в общую документацию, а это кипа в 300 листов! В результате подать полноценную заявку смогли не все. Мы были вынуждены вмешаться. Администрация выполнила наше предписание и допустила к участию в торгах ранее отстраненного участника. И вот начальная цена 39,4 млн. рублей снижена до 34,1 млн. рублей!

Я хочу подчеркнуть: цель торгов – получить результат нужного качества по наименьшей цене. А это возможно только в том случае, когда и сам заказчик должным образом соблюдает свои обязательства. И результаты ржевских торгов это наглядно продемонстрировали.

– А по штрафным санкциям много денег принесли бюджету?

– Почти 4 миллиона, но много штрафных санкций сейчас оспаривается в суде. В случае положительного судебного решения федеральный бюджет получит дополнительные средства.

– Вы постоянно ведете мониторинг цен на бензин?

– Да, и рада отметить, что цены в последнее время стабильны и серьезных нарушений в 2011 году не было.

– И в немалой степени потому, что УФАС не теряло бдительности. Ирина Семеновна, а как насчет недобросовестной рекламы?

– Дел этой категории у нас всегда много. Если помните, раньше мы были вынуждены уделять постоянное внимание рекламе пива. Было очень много нарушений, но все же мы, видимо, смогли оказать какое-то воспитательное воздействие. А в прошлом году, например, нам пришлось много заниматься банками. Некоторые предлагают кредиты под привлекательные годовые ставки, а анализ условий кредитного договора показывает, что полная стоимость кредита будет вдвое, а то и втрое больше обещанного. Мы рассматривали дела в отношении Национального банка «ТРАСТ» и ОАО «ОТП банк». Например, ТРАСТ распространял в Твери рекламные буклеты, в которых предлагал кредит под 12,5 процента, а на деле вместе с различными дополнительными и незапланированными клиентом расходами полная стоимость кредита составляла около 29,5 процента годовых. На фоне этого примененный нами штраф 100 тысяч рублей выглядел достаточно мягкой мерой, но банк все же решил оспорить его в Арбитражном суде Москвы. Однако суд признал нашу правоту.

Или, скажем, несколько тверских аптек одна за другой объявляли себя «аптеками низких цен». И потребители, естественно, были вправе ожидать, что в этих аптеках цены будут ниже, чем в других. Мы сравнили цены в 28 аптеках. Проанализировали по 140 позиций – как препараты из списка жизненно необходимых, так и те, что в него не вошли. И убедились, что эти ожидания практически не оправдываются, причем в отношении лекарственных препаратов обеих этих категорий. Стоимость лишь нескольких препаратов бывала чуть меньше, чем в других аптеках. Таким образом, недобросовестная информация вводила потребителя в заблуждение. Это явное нарушение.

– Оглядываясь на год минувший, как не вспомнить это сладкое слово «тендер»…

– Ну как же не вспомнить! Например, проанализировав и приняв меры только по одной жалобе, мы сэкономили федеральному бюджету более 30 миллионов рублей. Одно из учебных заведений с нарушениями разместило заказ на строительство спортивного объекта. После вмешательства УФАС и повторно проведенного аукциона стоимость заказа снизилась как раз на эту сумму, которая совсем не лишняя для нашего народного образования.

– Вспомню еще одно интересное дело – по Бежецку. Там районная администрация пыталась без торгов передавать в аренду электрические сети. Очень затейливо действовала – сети объявила движимым имуществом и отделила от недвижимого – трансформаторных подстанций, к которым они подсоединены. Сети она передала в аренду как движимое имущество, а трансформаторные подстанции оставила у себя в казне. На самом же деле никто ничего не делил. Естественно, трансформаторы так и оставались в трансформаторных подстанциях!

– Ситуация складывалась явно абсурдная! Тем не менее нам пришлось отстаивать свою позицию в трех судебных инстанциях, а тем временем подобные ситуации стали возникать и в других районах. Пришлось дойти до Высшего арбитражного суда, который и признал наше решение правомерным.
Я хочу заявить нашу прин¬ципиальную позицию. В регионе ветхие электросети, а торги – это способ наиболее эффективного содержания такого важного для жизнеобеспечения имущества. И в подобных ситуациях мы в полном соответствии с законом будем добиваться проведения торгов.

– Вот мы и перешли к дню нынешнему. Какие планы на этот год, Ирина Семеновна?

– Всего не спланируешь, специфика нашей работы в том, что мы реагируем на возникающую ситуацию. Но уже сейчас скажу, что мы по-прежнему будем мониторить цены на топливо, присматриваемся к работе почты – есть жалобы на доставку заказных писем. Анализируем ситуацию с ритуальными услугами в Вышнем Волочке, где не все здорово. Есть, конечно, и другие планы. Но главное – мы приступили к реализации так называемого «третьего антимонопольного пакета», т.е. новаций, вступивших в силу после новогодних праздников.

– Что ж, спасибо за беседу. И разрешите еще раз поздравить и вас, и ваших коллег с заслуженными наградами, которые вам были вручены перед Новым годом.

 

Лидия ГАДЖИЕВА