• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Андрей Тенишев: От того, насколько честно распределяются государственные ресурсы, зависит состояние экономики

Об антимонопольных запретах в госзакупках, самодетерминации картелей и превентивном значении уголовной ответственности рассказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России

29 октября 2020 года в г. Москве состоялась ХV Всероссийская практическая конференция «Государственные и муниципальные закупки – 2020».

В своем выступлении начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России сообщил, что контроль сферы государственных закупок связан применением двух федеральных законов – 223-ФЗ и 44-ФЗ.

«Это процедурные законы, иными словами правила, в соответствии с которыми ежегодно в России проходят закупочные процедуры на суммы до 30 трлн рублей, и 25-30% ВВП страны распределяется через систему госзакупок. В зависимости от того, как будет организован госзаказ, насколько честно и эффективно будут распределяться государственные ресурсы, будет зависеть состояние экономики в целом», - начал свое выступление представитель ФАС.
Он отметил, что кроме правил проведения закупок, установленных 223-ФЗ и 44-ФЗ, есть антимонопольные требования к торгам в Законе о защите конкуренции и запреты на антиконкурентные соглашения, содержащиеся в статьях 11 и 17 этого закона.

«Эти статьи запрещают компаниям-конкурентам договариваться между собой о поддержании цены, а также договариваться с заказчиком или организатором торгов с целью ограничения конкуренции или получения преимуществ на торгах. Переговоры между участниками и заказчиками запрещены не сами по себе, а только тогда, когда в результате достигнутых договоренностей наступают последствия, ограничивающие конкуренцию. Например, чья-то заявка неправомерно отклонена, или аукционная документация «заточена» под определенного победителя, или информация была предоставлена какой-то одной компании, что создало для нее преимущественное положение. И если сговор доказан, за него наступает ответственность. Для компаний – это штрафы до 50% от НМЦК, для должностных лиц – административный штраф либо уголовные наказания», - сказал Андрей Тенишев.
«Электронные торги существенно затрудняют возможность сговоров, но, к сожалению, не исключают их. Они существенно облегчают нам контроль и сбор необходимых доказательств. Поэтому мы неоднократно повторяем, что сговариваться на электронных торговых площадках – крайне рискованная история», - продолжил он.
Начальник Управления по борьбе с картелями привел статистику возбужденных антимонопольных дел. Он сообщил, что ФАС фиксирует снижение «картельной» активности в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Так, количество дел об антиконкуретных соглашениях в первом полугодии 2020 года по сравнению с первым полугодием предыдущего года уменьшилось на 43%, количество дел о картелях – на 35%. Спикер объяснил это двумя факторами: более ответственным поведением добросовестного бизнеса, а также снижением активности картелей на госзакупках и переориентацией их на товарные рынки.

Спикер также отметил, что налагаемые ФАС России административные штрафы не всегда являются для компаний сдерживающим от заключения сговора фактором.

«Бывает, мы ловим одни и те же компании, которые, уже получив однажды штраф, снова идут на нарушение закона. «Потому что ваши штрафы нужно отрабатывать», - сказал мне участник одного из картелей. То есть, особо циничные картельщики суммы уплаченных штрафов закладывают в стоимость новых госконтрактов или цены товаров. Мы называем это явление «самодетерминация картелей». И потом либо государство при проведении закупок, либо все мы с вами – потребители будем из своего кармана оплачивать их штрафы, потому что они зайдут в цену госконтрактов, хлеба в магазинах, бензина на заправках и всего остального. И, на мой взгляд, только угроза наступления уголовной ответственности может остановить недобросовестного бизнесмена от совершения таких преступлений», - заключил Андрей Тенишев.