Типовые нарушения закона о контрактной системе и предложения ФАС России по совершенствованию законодательства о госзаказе

«Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен, чтобы предприниматели и заказчики работали в среде добросовестной конкуренции с изначально понятными и разумными правилами», - отметил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев

В контрольной практике ФАС России часто встречаются нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах. Так, согласно ежегодному Докладу о состоянии конкуренции в России, в числе основных нарушений законодательства о контрактной системе (44-ФЗ):
- нарушения в части размещения информации в ЕИС;
- нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- нарушение порядка отбора участников закупок;
- нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;
- нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

Сегодня в целях совершенствования законодательства о контрактной системе Минфин, ФАС и Казначейство России совместно подготовили «оптимизационный» пакет поправок. Как уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов, ожидается, что многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах.

В частности, документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
В целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.

Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной цены для всех закупок свыше 20 млн руб.

Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.

В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС. Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.

В настоящий момент «оптимизационный» пакет поправок находится на завершающихся согласительных процедурах в Правительстве РФ.