Итоги 2017 года. Региону нужен план развития конкуренции.

21 февраля 2018 в ГАУ «РИА» «Верхневолжье» Тверское УФАС России подвело итоги деятельности за 2017 года.

Тверское УФАС представило отчет по основным направлениями деятельности Управления: контроль законодательства о защите конкуренции, законодательства о контрактной системе в сфере закупок и контроль рекламы.

В ходе мероприятия представители ведомства привели статистику по рассмотренным жалобам и делам; рассказали о типичных нарушениях законодательства и наложенных штрафах, а также об основных положениях Национального плана развития конкуренции.

(фото: Александр Солодков. Тверская жизнь)

Антимонопольный контроль

 

В рамках антимонопольного контроля Управлением рассмотрено 150 заявлений (2016 – 171). Выявлено 12 нарушений антимонопольного законодательства (2016 – 15). Из них 6 дел, рассмотрено по статье 11 Закона о защите конкуренции (сговор на торгах) и 1 дело по статье 16 Закона о защите конкуренции (антиконкурентное соглашение при закупке работ по ремонту дорог).

Институт предупреждений по-прежнему доказывает свою эффективность. Это возможность оперативного устранения признаков нарушений антимонопольного законодательства до возбуждения дела.

Управлением выдано 30 предупреждений (2016 – 23). В частности, было выдано предупреждение Администрации г. Твери, которая установила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов (НТО), не предусмотренные действующим законодательством требования.          

Другое предупреждение связано созданием неконкурентных условий доступа к муниципальной инфраструктуре для размещения сетей связи и условия доступа на рынок телематических услуг города Твери, что могло привести к существенному удорожанию стоимости таких услуг для населения.

Законность выданных предупреждений поддержана судебными инстанциями.

Управление также эффективно борется и с недобросовестной конкуренцией. Одним из ярких примеров  2017 года является дело о незаконном использовании символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года при проведении рекламной акции.

 

Рассмотрено 10 заявлений о предоставлении преференций (особых условий) (2016 -29), из них:

           - согласовано без условий – 3 (2016 – 1)

           - согласовано с введением ограничений – 3 (2016 – 10)

           - отказано – 3 (2016 - 15)

При этом отказы связаны с тем, что заявленная цель не соответствует целям, определенным антимонопольным законодательством.

 

           Контроль в сфере закупок

 

В 2017 году в Управление поступило 369 жалоб (в 2016 – 283), из них: возвращено – 64, отозвано – 20, признаны обоснованными - 169, признаны необоснованными-116.

Специалистами Управления проведено 41 проверочное мероприятие (в 2016 - 40).

Статистика нарушений с разбивкой по уровням органов власти:

Федеральный:  Поступило 88 жалоб (из них 37 признаны обоснованными);

Региональный:  Поступило 134 жалоб (из них 55 признаны обоснованными);

Муниципальный: Поступило 145 жалоб (из них 77 признаны обоснованными);

 

"Количество жалоб на госзакупки продолжает расти из года в год, в том числе растет количество обоснованных жалоб. Значительное число жалоб связано с поздним размещением закупок на ремонт дорог и некачественно подготовленной документации о закупке", отметил Владимир Фомин.

Основными нарушениями в сфере госзакупок, как и в прошлом году, остаются – необъективное описание объекта закупок и нарушение порядка отбора участников.

 

           Реестр недобросовестных поставщиков

 

В прошедшем году Реестр недобросовестных поставщиков пополнился информацией о 51-ом поставщике (при 37, внесенных в список в 2016-ом году). Значительная часть таких поставщиков ненадлежащим образом исполняли заключенные контракты (нарушение сроков поставки, ненадлежащего качества/количества), либо вовсе не осуществляли поставку товаров, в том числе и продуктов питания для социальных учреждений региона.

 

 

           Контроль иных закупок (кроме закупок по 44-ФЗ)

 

Рассмотрено 56 жалоб (2016 – 81)

Признаны обоснованными 22 жалобы (2016 – 37)

 

           Реклама

 

Рассмотрено – 50 заявлений (2016 – 56)

Возбуждено 28 дел (такое же количество возбуждено и в 2016  году)

Всего выдано 12 предписаний (2016 – 18)

 

Основные нарушения:

           - реклама по сетям электросвязи (смс и телефон) без согласия получателя;

           - неполная или недостоверная информация о рекламе финансовых услуг (кредит и услуги потребительских кооперативов);

           Так, Управление рассмотрело дело о рекламной акции, проводимой в магазине «Техносила», в рамках которого было установлено, что на одном из проспектов города Твери была размещена рекламная конструкция с информацией о предоставлении товаров в рассрочку, при этом существенные условия выполнены мелким нечитаемым шрифтом.

           - несоблюдение печатными СМИ формальных требований Закона о рекламе при размещении рекламы на страницах газет (без указания «на правах рекламы).

          

 

           Административная ответственность

 

Возбуждено 282 дела об административных правонарушениях, вынесено 239 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму более 8,5 млн. руб.

При этом значительная часть дел завершена наказанием в виде предупреждения в отношении субъектов малого и среднего бизнеса  (статья 4.1.1 КоАП РФ).

Взыскано в доход бюджетов – более 6 млн. руб.

 

           Публичные обсуждения деятельности

 

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и с целью профилактики правонарушений Управление во 2 квартале 2017 года дало старт ежеквартальным публичным обсуждениям правоприменительной практики.

За прошедший год в обсуждениях приняли участие более 400 представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, подконтрольных хозяйствующих субъектов, было рассмотрено значительное количество проблемных вопросов в  подконтрольных сферах. Наибольший интерес вызывало обсуждение проблемных вопросов контрактной системы в сфере закупок.

Такая практика сохранится и в 2018 году. С планом-графиком публичных обсуждений можно ознакомиться по ссылке =>

 

           Национальный план развития конкуренции

 

Нац. план утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 от 21 декабря 2017 года и является документом стратегического планирования.

Нац. план развития конкуренции направлен на снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, реформу тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса.

"Нац. план развития конкуренции к 2020 году, в частности, ставит следующие задачи: снижение органами власти нарушений антимонопольного законодательства и закона о закупках; обеспечение присутствия во всех сферах экономики не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу; определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и злоупотребления монопольным положением ", отметила зам. руководителя Людмила Посохова.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

«Национальный план позволит осуществить переход от охранительной функции конкуренции к ее реальному развитию», подчеркнул Владимир Фомин.

С текстом Национального плана можно ознакомиться по ссылке =>

          

 

Пресс-служба,

(4822) 34-52-97, 34-24-31

Файлы для скачивания

1
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.4 МБ