Отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Тверской области по итогам 2012-2013 гг.
Отчет
о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли
лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения
и сопутствующими товарами в Тверской области по итогам 2012-2013 гг.
Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2012-2013 гг. проведен на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), и методическим рекомендациями к поручению ФАС России от 19.02.2014 №АК/5633/14 (далее - Методические рекомендации) в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.
При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, Министерства здравоохранения Тверской области.
1. Временной интервал исследования товарного рынка
В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012 и 2013 гг.
2. Определение продуктовых границ товарного рынка
2.1. Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:
- аптека готовых лекарственных форм;
- аптека производственная;
- аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
- аптечный пункт;
- аптечный киоск.
Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.
2.2. При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.
Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – медицинские изделия и сопутствующие товары).
При этом услуга розничной торговли медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:
- приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);
- приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку медицинских изделий (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);
- приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.
Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно или исключительно в аптеках.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.
Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.
Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.
Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.
Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.
Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.
Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.
В связи с изложенным, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.
Указанному виду деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».
3. Определение географических границ товарного рынка
Для определения географических границ товарного рынка выделены группы покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных муниципальными районами и городскими округами Тверской области.
Всего выделено 44 товарных рынка: в границах 36 муниципальных районов и 8 городских округов Тверской области (см.Таблицу 1):
Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов Тверской области.
Наименование городского округа или муниципального района | Численность населения, тыс.чел. |
| Наименование городского округа или муниципального района | Численность населения, тыс.чел. | ||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | |||
Андреапольский | 12819 | 12401 | Кувшиновский | 15194 | 14992 | |
Бежецкий | 35858 | 35422 | Лесной | 5133 | 5252 | |
Бельский | 6355 | 6166 | Лихославльский | 28299 | 28198 | |
Бологовский | 37529 | 37004 | Максатихинский | 16333 | 15876 | |
Весьегонский | 12898 | 12478 | Молоковский | 4998 | 4775 | |
Вышневолоцкий | 25407 | 25153 | Нелидовский | 29747 | 29115 | |
Город Вышний Волочек | 51259 | 50341 | Оленинский | 12539 | 12432 | |
Город Кимры | 48562 | 47625 | Осташковский | 23708 | 23323 | |
Город Ржев | 61439 | 61091 | Пеновский | 6686 | 6557 | |
Город Тверь | 406918 | 408877 | Поселок Озерный (ЗАТО) | 10766 | 10692 | |
Город Торжок | 47326 | 47260 | Поселок Солнечный (ЗАТО) | 2249 | 2238 | |
Город Удомля | 31061 | 31061 | Рамешковский | 15172 | 15535 | |
Жарковский | 5890 | 5700 | Ржевский | 12352 | 12211 | |
Западнодвинский | 15380 | 15047 | Сандовский | 6534 | 6330 | |
Зубцовский | 17211 | 17211 | Селижаровский | 12630 | 12524 | |
Калининский | 50958 | 50732 | Сонковский | 8487 | 8608 | |
Калязинский | 21318 | 21125 | Спировский | 12009 | 11831 | |
Кашинский | 27039 | 26648 | Старицкий | 23844 | 23706 | |
Кесовогорский | 8236 | 8129 | Торжокский | 22897 | 23071 | |
Кимрский | 12920 | 12711 | Торопецкий | 19802 | 19509 | |
Конаковский | 86944 | 86571 | Удомельский | 39882 | 39542 | |
Краснохолмский | 11425 | 11219 | Фировский | 9248 | 9011 |
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица, продавцами - юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).
В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.
В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявлялись.
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 № 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности (далее – Методические указания), в соответствии с пунктом 36 которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности (далее – лицензирующие органы), ведут реестр лицензий на фармацевтическую деятельность. В Тверской области лицензирующим органом в данной сфере является Министерство здравоохранения Тверской области.
По информации Министерства здравоохранения Тверской области деятельность на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012г. осуществляли 177 хозяйствующих субъектов (далее – ХС), в 2013г. количество участников рынка выросло на 10 единиц (5,6%) и составило 187 ХС.
Число аптечных организаций, участвующих в розничной торговле, за 2012г. – 2013г. выросло с 469 до 489 единиц (на 20 ед. или на 4,2%).
В разрезе городских округов и муниципальных районов информация об участниках рынка представлена в Таблице 3:
Таблица 3. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных организаций Тверской области и их суммарный товарооборот за 2012г. и 2013г.
Наименование городского округа или муниципального района | Количество хозяйствующих субъектов | Количество аптечных организаций | Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб. | |||
---|---|---|---|---|---|---|
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | |
Город Тверь | 45 | 48 | 145 | 148 | 3130231,53 | 3367636,12 |
Конаковский | 16 | 17 | 37 | 38 | 448872,23 | 567891,02 |
Город Кимры | 4 | 4 | 24 | 24 | 299519 | 332040 |
Город Торжок | 7 | 8 | 23 | 24 | 306775,61 | 324130,31 |
Город Вышний Волочек | 15 | 15 | 29 | 29 | 277521,14 | 293592,25 |
Город Ржев | 10 | 10 | 20 | 20 | 229544,12 | 264471,83 |
Город Удомля | 5 | 6 | 11 | 12 | 181951 | 195425 |
Бежецкий | 4 | 4 | 10 | 10 | 148663 | 147574 |
Нелидовский | 5 | 6 | 8 | 9 | 116158,22 | 133915,84 |
Кашинский | 5 | 5 | 13 | 13 | 111988,7 | 123735,7 |
Осташковский | 6 | 6 | 11 | 11 | 111254,57 | 122546,91 |
Торопецкий | 2 | 2 | 3 | 3 | 87577 | 98448 |
Бологовский | 6 | 8 | 7 | 15 | 88378,01 | 95862,84 |
Лихославльский | 4 | 4 | 6 | 6 | 70229,3 | 85880,7 |
Старицкий | 1 | 2 | 9 | 10 | 71155 | 84505 |
Калязинский | 2 | 3 | 4 | 5 | 65528,1 | 76111,9 |
Зубцовский | 3 | 3 | 5 | 5 | 53441 | 65036 |
Максатихинский | 6 | 6 | 7 | 7 | 57143,8 | 64606,2 |
Западнодвинский | 2 | 2 | 7 | 7 | 55135 | 60289 |
Кувшиновский | 3 | 3 | 13 | 13 | 41855,6 | 49776,2 |
Весьегонский | 3 | 3 | 4 | 4 | 41270,9 | 46448,3 |
Рамешковский | 2 | 2 | 5 | 5 | 33694,3 | 38252,8 |
Краснохолмский | 1 | 1 | 2 | 2 | 30843 | 38064 |
Спировский | 3 | 5 | 3 | 5 | 27828 | 36627,94 |
Андреапольский | 1 | 1 | 5 | 5 | 34939,76 | 35694,09 |
Калининский | 5 | 6 | 9 | 10 | 32271 | 35031 |
Поселок Озерный (ЗАТО) | 1 | 1 | 2 | 2 | 28000 | 31000 |
Селижаровский | 1 | 1 | 5 | 5 | 28097 | 29712 |
Фировский | 2 | 2 | 6 | 6 | 25130,6 | 27926,6 |
Пеновский | 3 | 3 | 5 | 5 | 23479 | 27053 |
Кесовогорский | 2 | 2 | 2 | 2 | 21500 | 25636 |
Вышневолоцкий | 3 | 3 | 3 | 3 | 20799,96 | 24204,41 |
Сонковский | 2 | 2 | 3 | 3 | 22295 | 23338 |
Сандовский | 2 | 2 | 4 | 4 | 19897 | 22626 |
Оленинский | 2 | 2 | 2 | 2 | 20029 | 22227 |
Бельский | 3 | 3 | 3 | 3 | 19499,92 | 20888,38 |
Жарковский | 1 | 1 | 1 | 1 | 17015 | 18489 |
Молоковский | 2 | 2 | 3 | 3 | 16201 | 17796 |
Лесной | 1 | 1 | 1 | 1 | 13857 | 14586 |
Кимрский | 2 | 2 | 2 | 2 | 10229,2 | 12007,9 |
Торжокский | 3 | 3 | 3 | 3 | 12313,59 | 11840 |
Ржевский | 1 | 1 | 2 | 2 | 2147,4 | 1914,2 |
Удомельский | 1 | 1 | 2 | 2 | 1351 | 1145 |
Поселок Солнечный (ЗАТО) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего по субъекту РФ | 177 | 187 | 469 | 489 | 6455610,55 | 7115982,43 |
За период с 2012г.-2013г. количество одиночных аптек (хозяйствующих субъектов, объединяющих не более одного аптечного учреждения) выросло с 101 до 111 объектов (на 10 единиц или на 9,9%), количество аптечных сетей – не изменилось.
Изменение количества одиночных аптек, аптечных сетей и в целом общего количества аптечных организаций в Тверской области с 2008г. по 2013г. представлено следующим образом:
Год | Количество одиночных аптек | Количество аптечных сетей | Общее количество аптечных организаций |
2008 | 84 | 65 | 375 |
2009 | 90 | 67 | 396 |
2010 | 110 | 73 | 436 |
2011 | 123 | 78 | 459 |
2012 | 101 | 76 | 469 |
2013 | 111 | 76 | 489 |
Таким образом, больше всего аптечных сетей (3 и более) в 2012г. и 2013г. было сконцентрировано в г.Твери – 23 аптечных сети, а также в 11 муниципальных образованиях: в Конаковском районе – 7 АС, г.Вышний Волочек - 6 АС, г.Ржеве, Бологовском и Кашинском районах – по 4 АС, г.Торжок, г.Удомля, Бежецком, Калининском, Нелидовском, и Осташковском районах – по 3 АС.
Аптечных организаций государственной формы собственности в 2012г.-2013г. было зарегистрировано 30 ед., муниципальной формы собственности – 64 ед.
Количество участников рынка в зависимости от организационно-правовых форм ХС (далее - ОПФ) за анализируемый период изменилось, при этом только за счет роста аптечных организаций частной формы собственности на 20 объектов (с 375 до 395) (см.Таблицу 5):
Таблица 5. Количество аптечных учреждений по формам собственности
в Тверской области в 2012г. и 2013г.
№ п/п | Наименование городского округа или муниципального района | Количество аптечных организаций | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
государственной формы собственности | муниципальной формы собственности | частной формы собственности | иных форм собственности | ||||||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | ||
1 | Андреапольский | - | - | - | - | 5 | 5 | - | - |
2 | Бежецкий | - | - | - | - | 10 | 10 | - | - |
3 | Бельский | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - |
4 | Бологовский | 1 | 1 | - | - | 6 | 14 | - | - |
5 | Весьегонский | - | - | 1 | 1 | 3 | 3 | - | - |
6 | Вышневолоцкий | - | - | - | - | 3 | 3 | - | - |
7 | Город Вышний Волочек | - | - | 10 | 10 | 19 | 19 | - | - |
8 | Город Кимры | - | - | - | - | 24 | 24 | - | - |
9 | Город Ржев | - | - | 3 | 3 | 17 | 17 | - | - |
10 | Город Тверь | 13 | 13 | 4 | 4 | 128 | 131 | - | - |
11 | Город Торжок | - | - | 1 | 1 | 22 | 23 | - | - |
12 | Город Удомля | - | - | - | - | 11 | 12 | - | - |
13 | Жарковский | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - |
14 | Западнодвинский | - | - | 3 | 3 | 4 | 4 | - | - |
15 | Зубцовский | - | - | - | - | 5 | 5 | - | - |
16 | Калининский | - | - | 1 | 1 | 8 | 9 | - | - |
17 | Калязинский | - | - | 1 | 1 | 3 | 4 | - | - |
18 | Кашинский | 1 | 1 | - | - | 12 | 12 | - | - |
19 | Кесовогорский | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
20 | Кимрский | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - |
21 | Конаковский | - | - | 11 | 11 | 26 | 27 | - | - |
22 | Краснохолмский | - | - | - | - | 2 | 2 | - | - |
23 | Кувшиновский | 8 | 8 | - | - | 5 | 5 | - | - |
24 | Лесной | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - |
25 | Лихославльский | 2 | 2 | - | - | 4 | 4 | - | - |
26 | Максатихинский | 1 | 1 | - | - | 6 | 6 | - | - |
27 | Молоковский | - | - | - | - | 3 | 3 | - | - |
28 | Нелидовский | - | - | 2 | 2 | 6 | 7 | - | - |
29 | Оленинский | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
30 | Осташковский | - | - | 4 | 4 | 7 | 7 | - | - |
31 | Пеновский | - | - | - | - | 5 | 5 | - | - |
32 | Поселок Озерный (ЗАТО) | - | - | - | - | 2 | 2 | - | - |
33 | Рамешковский | 3 | 3 | - | - | 2 | 2 | - | - |
34 | Ржевский | - | - | 2 | 2 | - | - | - | - |
35 | Сандовский | - | - | 1 | 1 | 3 | 3 | - | - |
36 | Селижаровский | - | - | - | - | 5 | 5 | - | - |
37 | Сонковский | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - |
38 | Спировский | - | - | 1 | 1 | 2 | 4 | - | - |
39 | Старицкий | - | - | 9 | 9 | - | 1 | - | - |
40 | Торжокский | - | - | - | - | 3 | 3 | - | - |
41 | Торопецкий | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - |
42 | Удомельский | - | - | - | - | 2 | 2 | - | - |
43 | Фировский | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 | - | - |
44 | Поселок Солнечный (ЗАТО) | - | - | - | - | - | - | - | - |
Всего по субъекту РФ | 30 | 30 | 64 | 64 | 375 | 395 | 0 | 0 |
Таким образом, за анализируемый период рост количества аптечных организаций (далее - АО) частной формы собственности был отмечен в 10 из 44 муниципальных образований Тверской области, при этом наибольший прирост наблюдался в Бологовском районе (с 6 до 14 АО) и г.Твери (на 3 АО).
В муниципальных районах аптечные организации, как правило, располагались в городах (поселках) районного подчинения, что напрямую связано с их социальным и экономическим потенциалом для развития указанного рынка.
5. Расчет объема товарного рынка
Расчет объема товарного рынка производился в стоимостном выражении (в тыс.руб. с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включались только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.
Источником получения данных являлась информация, представленная непосредственно хозяйствующими субъектами по запросу Тверского УФАС России.
Сведения об объеме рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района Тверской области за 2012г. и 2013г. представлены в Таблице 6:
Таблица 6. Объем рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района Тверской области за 2012г. и 2013г.
№ п/п | Наименование городского округа или муниципального района | Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс.руб. | Изменение объема товарного рынка в 2013г. по отношению к 2012г. | ||
2012 | 2013 | в тыс.руб. | в % | ||
1 | Город Тверь | 3130232 | 3367636 | 237404,6 | 7,58 |
2 | Конаковский | 448872 | 567891 | 119018,8 | 26,52 |
3 | Город Торжок | 306776 | 324130 | 17354,7 | 5,66 |
4 | Город Кимры | 299519 | 332040 | 32521 | 10,86 |
5 | Город Вышний Волочек | 277521 | 293592 | 16071,11 | 5,79 |
6 | Город Ржев | 229544 | 264472 | 34927,71 | 15,22 |
7 | Город Удомля | 181951 | 195425 | 13474 | 7,41 |
8 | Бежецкий | 148663 | 147574 | -1089 | -0,73 |
9 | Нелидовский | 116158 | 133916 | 17757,62 | 15,29 |
10 | Кашинский | 111989 | 123736 | 11747 | 10,49 |
11 | Осташковский | 111255 | 122547 | 11292,34 | 10,15 |
12 | Бологовский | 88378 | 95862,8 | 7484,83 | 8,47 |
13 | Торопецкий | 87577 | 98448 | 10871 | 12,41 |
14 | Старицкий | 71155 | 84505 | 13350 | 18,76 |
15 | Лихославльский | 70229,3 | 85880,7 | 15651,4 | 22,29 |
16 | Калязинский | 65528,1 | 76111,9 | 10583,8 | 16,15 |
17 | Максатихинский | 57143,8 | 64606,2 | 7462,4 | 13,06 |
18 | Западнодвинский | 55135 | 60289 | 5154 | 9,35 |
19 | Зубцовский | 53441 | 65036 | 11595 | 21,70 |
20 | Кувшиновский | 41855,6 | 49776,2 | 7920,6 | 18,92 |
21 | Весьегонский | 41270,9 | 46448,3 | 5177,4 | 12,54 |
22 | Андреапольский | 34939,8 | 35694,1 | 754,33 | 2,16 |
23 | Рамешковский | 33694,3 | 38252,8 | 4558,5 | 13,53 |
24 | Калининский | 32271 | 35031 | 2760 | 8,55 |
25 | Краснохолмский | 30843 | 38064 | 7221 | 23,41 |
26 | Селижаровский | 28097 | 29712 | 1615 | 5,75 |
27 | Поселок Озерный (ЗАТО) | 28000 | 31000 | 3000 | 10,71 |
28 | Спировский | 27828 | 36627,9 | 8799,94 | 31,62 |
29 | Фировский | 25130,6 | 27926,6 | 2796 | 11,13 |
30 | Пеновский | 23479 | 27053 | 3574 | 15,22 |
31 | Сонковский | 22295 | 23338 | 1043 | 4,68 |
32 | Кесовогорский | 21500 | 25636 | 4136 | 19,24 |
33 | Вышневолоцкий | 20800 | 24204,4 | 3404,45 | 16,37 |
34 | Оленинский | 20029 | 22227 | 2198 | 10,97 |
35 | Сандовский | 19897 | 22626 | 2729 | 13,72 |
36 | Бельский | 19499,9 | 20888,4 | 1388,46 | 7,12 |
37 | Жарковский | 17015 | 18489 | 1474 | 8,66 |
38 | Молоковский | 16201 | 17796 | 1595 | 9,85 |
39 | Лесной | 13857 | 14586 | 729 | 5,26 |
40 | Торжокский | 12313,6 | 11840 | -473,59 | -3,85 |
41 | Кимрский | 10229,2 | 12007,9 | 1778,7 | 17,39 |
42 | Ржевский | 2147,4 | 1914,2 | -233,2 | -10,86 |
43 | Удомельский | 1351 | 1145 | -206 | -15,25 |
44 | Поселок Солнечный (ЗАТО) | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего по субъекту РФ | 6455611 | 7115982 | 660371,9 | 10,23 |
В результате анализа полученной информации установлено, что товарооборот лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров в Тверской области в 2013г. по сравнению с 2012г. вырос на 660371,9 тыс.руб. (10,23%) с 6455611 тыс.руб. до 7115982 тыс.руб.
6. Результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке
|
|
Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.
В соответствии с рассчитанными значениями коэффициента рыночной концентрации (CR-3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) товарные рынки распределились по уровню концентрации следующим образом (см.Таблица 10):
Таблица 10. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Тверской области в 2012г.-2013г.
№ п/п | Наименование городского округа или муниципального района | Коэффициент рыночной концентрации CR3, % | Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI) | Вывод об уровне концентрации товарного рынка (*) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | ||
1 | Андреапольский | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
2 | Бежецкий | 98 | 98 | 4080,15 | 3943,65 | Высокий | Высокий |
3 | Бельский | 100 | 100 | 4877,53 | 5216,51 | Высокий | Высокий |
4 | Бологовский | 76 | 64 | 2359,8 | 1766,82 | Высокий | Умеренный |
5 | Весьегонский | 100 | 100 | 4325,94 | 4567,98 | Высокий | Высокий |
6 | Вышневолоцкий | 100 | 100 | 4932,65 | 4878,4 | Высокий | Высокий |
7 | Город Вышний Волочек | 63 | 58 | - | - | Умеренный | Умеренный |
8 | Город Кимры | 99 | 99 | 4643,62 | 4704,58 | Высокий | Высокий |
9 | Город Ржев | 62 | 61 | 1758,85 | 1692,81 | Умеренный | Умеренный |
10 | Город Тверь | 36 | 34 | - | - | Низкий | Низкий |
11 | Город Торжок | 84 | 83 | 3083,49 | 3133,16 | Высокий | Высокий |
12 | Город Удомля | 94 | 92 | 3192,45 | 2937,16 | Высокий | Высокий |
13 | Жарковский | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
14 | Западнодвинский | 100 | 100 | 5014,87 | 5012,14 | Высокий | Высокий |
15 | Зубцовский | 100 | 100 | 5658,88 | 4838,7 | Высокий | Высокий |
16 | Калининский | 92 | 89 | 3678,71 | 3320,32 | Высокий | Высокий |
17 | Калязинский | 100 | 100 | 5153,41 | 4083,5 | Высокий | Высокий |
18 | Кашинский | 85 | 86 | 2745,84 | 3862,35 | Высокий | Высокий |
19 | Кесовогорский | 100 | 100 | 6992,42 | 7352,9 | Высокий | Высокий |
20 | Кимрский | 100 | 100 | 5080,38 | 5017,9 | Высокий | Высокий |
21 | Конаковский | 67 | 60 | - | - | Умеренный | Умеренный |
22 | Краснохолмский | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
23 | Кувшиновский | 100 | 100 | 5066,48 | 5172,03 | Высокий | Высокий |
24 | Лесной | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
25 | Лихославльский | 96 | 90 | 6847,65 | 4868,26 | Высокий | Высокий |
26 | Максатихинский | 93 | 86 | 4344,61 | 3447 | Высокий | Высокий |
27 | Молоковский | 100 | 100 | 5267,74 | 5598,69 | Высокий | Высокий |
28 | Нелидовский | 81 | 78 | 2597,83 | 2445,25 | Высокий | Высокий |
29 | Оленинский | 100 | 100 | 9314,3 | 9281,05 | Высокий | Высокий |
30 | Осташковский | 68 | 67 | 1950,94 | 1902,56 | Умеренный | Умеренный |
31 | Пеновский | 100 | 100 | 5282,95 | 5608,82 | Высокий | Высокий |
32 | Поселок Озерный (ЗАТО) | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
33 | Поселок Солнечный (ЗАТО) | - | - | - | - | - | - |
34 | Рамешковский | 100 | 100 | 5550,06 | 5723,31 | Высокий | Высокий |
35 | Ржевский | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
36 | Сандовский | 100 | 100 | 5549,65 | 5516,77 | Высокий | Высокий |
37 | Селижаровский | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
38 | Сонковский | 100 | 100 | 5164,91 | 5461,2 | Высокий | Высокий |
39 | Спировский | 100 | 94 | 6630,34 | 4071,51 | Высокий | Высокий |
40 | Старицкий | 100 | 100 | 10000 | 7035,89 | Высокий | Высокий |
41 | Торжокский | 100 | 100 | 6211,33 | 6270,03 | Высокий | Высокий |
42 | Торопецкий | 100 | 100 | 5780,94 | 5849,7 | Высокий | Высокий |
43 | Удомельский | 100 | 100 | 10000 | 10000 | Высокий | Высокий |
44 | Фировский | 100 | 100 | 5000,94 | 5017,4 | Высокий | Высокий |
Примечание:
* - высокий уровень концентрации товарного рынка (70% <= CR-3<= 100% или 2000 <= HHI <= 10000)
- умеренный уровень концентрации товарного рынка (45%<= CR-3<=70% или 1000 <= HHI <= 2000)
- низкий уровень концентрации товарного рынка (CR-3<=45% или HHI <1000)
Таким образом, на протяжении 2012г.-2013г. на территории 37 муниципальных образований рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являлся высококонцентрированным, в 4 городских округах – умеренноконцентрированным (г.Вышний Волочек, г.Ржев, Конаковский и Осташковский районы) и только в г.Твери – низкоконцентрированным.
В 8 муниципальных образованиях Тверской области, что составляет 18% от общего количества муниципальных образований, имеющих аптечные учреждения, конкуренция вообще отсутствовала (Андреапольский, Жарковский, Селижаровский, Краснохолмский, Лесной, Ржевский, Удомельский районы, поселок Озерный (ЗАТО)).
Вместе с тем была отмечена и положительная динамика в части снижения уровня концентрации товарного рынка – в Бологовском районе рынок из категории высококонцентрированных рынков перешел в категорию с умеренной рыночной концентрацией.
Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. Ниже представлены сведения об уровне обеспеченности населения Тверской области услугами аптечных организаций по итогам 2012г. – 2013г. (см. Таблицу 11):
Таблица 11. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений
в Тверской области в 2012г.-2013г.
№ п/п | Наименование городского округа или муниципального района | Вывод об уровне концентрации товарного рынка | Численность населения, чел. | Количество аптечных организаций | Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел. | Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | ||
1 | Андреапольский | Высокий | Высокий | 12819 | 12401 | 5 | 5 | 2563,8 | 2480,2 | Высокая плотность | Высокая плотность |
2 | Бежецкий | Высокий | Высокий | 35858 | 35422 | 10 | 10 | 3585,8 | 3542,2 | Высокая плотность | Высокая плотность |
3 | Бельский | Высокий | Высокий | 6355 | 6166 | 3 | 3 | 2118,3 | 2055,3 | Высокая плотность | Высокая плотность |
4 | Бологовский | Высокий | Умеренный | 37529 | 37004 | 7 | 15 | 5361,2 | 2466,9 | Недостаток аптечных организаций | Высокая плотность |
5 | Весьегонский | Высокий | Высокий | 12898 | 12478 | 4 | 4 | 3224,5 | 3119,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
6 | Вышневолоцкий | Высокий | Высокий | 25407 | 25153 | 3 | 3 | 8469 | 8384,3 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
7 | Город Вышний Волочек | Умеренный | Умеренный | 51259 | 50341 | 29 | 29 | 1767,5 | 1735,9 | Высокая плотность | Высокая плотность |
8 | Город Кимры | Высокий | Высокий | 48562 | 47625 | 24 | 24 | 2023,4 | 1984,3 | Высокая плотность | Высокая плотность |
9 | Город Ржев | Умеренный | Умеренный | 61439 | 61091 | 20 | 20 | 3071,9 | 3054,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
10 | Город Тверь | Низкий | Низкий | 406918 | 408877 | 145 | 148 | 2806,3 | 2762,6 | Высокая плотность | Высокая плотность |
11 | Город Торжок | Высокий | Высокий | 47326 | 47260 | 23 | 24 | 2057,6 | 1969,1 | Высокая плотность | Высокая плотность |
12 | Город Удомля | Высокий | Высокий | 31061 | 31061 | 11 | 12 | 2823,7 | 2588,4 | Высокая плотность | Высокая плотность |
13 | Жарковский | Высокий | Высокий | 5890 | 5700 | 1 | 1 | 5890 | 5700 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
14 | Западнодвинский | Высокий | Высокий | 15380 | 15047 | 7 | 7 | 2197,1 | 2149,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
15 | Зубцовский | Высокий | Высокий | 17211 | 17211 | 5 | 5 | 3442,2 | 3442,2 | Высокая плотность | Высокая плотность |
16 | Калининский | Высокий | Высокий | 50958 | 50732 | 9 | 10 | 5662 | 5073,2 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
17 | Калязинский | Высокий | Высокий | 21318 | 21125 | 4 | 5 | 5329,5 | 4225 | Недостаток аптечных организаций | Нормальная плотность |
18 | Кашинский | Высокий | Высокий | 27039 | 26648 | 13 | 13 | 2079,9 | 2049,8 | Высокая плотность | Высокая плотность |
19 | Кесовогорский | Высокий | Высокий | 8236 | 8129 | 2 | 2 | 4118 | 4064,5 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
20 | Кимрский | Высокий | Высокий | 12920 | 12711 | 2 | 2 | 6460 | 6355,5 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
21 | Конаковский | Умеренный | Умеренный | 86944 | 86571 | 37 | 38 | 2349,8 | 2278,1 | Высокая плотность | Высокая плотность |
22 | Краснохолмский | Высокий | Высокий | 11425 | 11219 | 2 | 2 | 5712,5 | 5609,5 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
23 | Кувшиновский | Высокий | Высокий | 15194 | 14992 | 13 | 13 | 1168,7 | 1153,2 | Высокая плотность | Высокая плотность |
24 | Лесной | Высокий | Высокий | 5133 | 5252 | 1 | 1 | 5133 | 5252 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
25 | Лихославльский | Высокий | Высокий | 28299 | 28198 | 6 | 6 | 4716,5 | 4699,67 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
26 | Максатихинский | Высокий | Высокий | 16333 | 15876 | 7 | 7 | 2333,2 | 2268 | Высокая плотность | Высокая плотность |
27 | Молоковский | Высокий | Высокий | 4998 | 4775 | 3 | 3 | 1666 | 1591,6 | Высокая плотность | Высокая плотность |
28 | Нелидовский | Высокий | Высокий | 29747 | 29115 | 8 | 9 | 3718,3 | 3235 | Высокая плотность | Высокая плотность |
29 | Оленинский | Высокий | Высокий | 12539 | 12432 | 2 | 2 | 6269,5 | 6216 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
30 | Осташковский | Умеренный | Умеренный | 23708 | 23323 | 11 | 11 | 2155,2 | 2120,2 | Высокая плотность | Высокая плотность |
31 | Пеновский | Высокий | Высокий | 6686 | 6557 | 5 | 5 | 1337,2 | 1311,4 | Высокая плотность | Высокая плотность |
32 | Поселок Озерный (ЗАТО) | Высокий | Высокий | 10766 | 10692 | 2 | 2 | 5383 | 5346 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
33 | Поселок Солнечный (ЗАТО) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
34 | Рамешковский | Высокий | Высокий | 15172 | 15535 | 5 | 5 | 3034,4 | 3107 | Высокая плотность | Высокая плотность |
35 | Ржевский | Высокий | Высокий | 12352 | 12211 | 2 | 2 | 6176 | 6105,5 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
36 | Сандовский | Высокий | Высокий | 6534 | 6330 | 4 | 4 | 1633,5 | 1582,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
37 | Селижаровский | Высокий | Высокий | 12630 | 12524 | 5 | 5 | 2526 | 2504,8 | Высокая плотность | Высокая плотность |
38 | Сонковский | Высокий | Высокий | 8487 | 8608 | 3 | 3 | 2829 | 2869,3 | Высокая плотность | Высокая плотность |
39 | Спировский | Высокий | Высокий | 12009 | 11831 | 3 | 5 | 4003 | 2366,2 | Нормальная плотность | Высокая плотность |
40 | Старицкий | Высокий | Высокий | 23844 | 23706 | 9 | 10 | 2649,3 | 2370,6 | Высокая плотность | Высокая плотность |
41 | Торжокский | Высокий | Высокий | 22897 | 23071 | 3 | 3 | 7632,3 | 7690,3 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
42 | Торопецкий | Высокий | Высокий | 19802 | 19509 | 3 | 3 | 6600,6 | 6503 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
43 | Удомельский | Высокий | Высокий | 39882 | 39542 | 2 | 2 | 19941 | 19771 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
44 | Фировский | Высокий | Высокий | 9248 | 9011 | 6 | 6 | 1541,3 | 1501,8 | Высокая плотность | Высокая плотность |
Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.
7. Определение барьеров входа на рынок.
Источником получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (обстоятельствах или действиях, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке) являлась информация, представленная хозяйствующими субъектами (одиночными аптеками и аптечными сетями) в ходе проведения опроса.
По итогам анализа за 2012-2013 гг. были выявлены следующие барьеры входа на рынок, которые не претерпели существенных изменений по сравнению с барьерами, установленными в результате исследования рынка за 2010г. – 2011г. (см. Таблицу 12):
Таблица 12. Барьеры входа на товарный рынок
Основные группы барьеров | Перечень барьеров | Подробное описание сути барьеров | Оценка преодолимости выявленных барьеров |
---|---|---|---|
Экономические ограничения | Величина установленных торговых надбавок | Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 №545-нп «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» установлены торговые надбавки, размер которых не позволяет вести рентабельную деятельность | Труднопреодолимым |
Высокий уровень арендной платы на фоне низкой доходности хозяйствующих субъектов данной сферы деятельности, складывающейся, главным образом, из-за низкой платежеспособности населения и регулирования торговых надбавок | Труднопреодолимым | ||
Высокая процентная ставка по кредитам и трудности в получении краткосрочных кредитов | В основном участники рынка – субъекты малого бизнеса. Как правило, выдача краткосрочных кредитов возможна лишь при условии залога основных средств, равнозначных размеру кредита, которыми субъекты малого бизнеса не располагают | Труднопреодолимым | |
Административные ограничения | Процедура оформления органами местного самоуправления и энергоснабжающими организациями (в том числе коммунального комплекса) разрешительных документов | Длительные сроки оформления разрешительных документов | Труднопреодолимым |
Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров | Недобросовестная конкуренция среди участников рынка | Распространение конкурентами ложной информации о качестве реализуемой продукции, вступление в сговор с врачами о направлении пациентов только в определенные аптеки | Труднопреодолимым, поскольку, как правило, документальные доказательства фактов недобросовестной конкуренции отсутствуют либо возникают трудности в их получении |
Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов | - | - | - |
Другие ограничения входа на товарный рынок | Отсутствие на рынке рабочей силы квалифицированных специалистов и намечающийся в связи с этим «кадровый голод» | Труднопреодолимым |
В результате анализа возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемых товарных рынков и возможности хозяйствующих субъектов, действующих на них, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара, было установлено, что перечисленные выше барьеры входа на рынок являются труднопреодолимыми: экспертный опрос показал, что затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются доходами, которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок, однако в течение достаточно долгого, по мнению опрошенных, времени – до 3 лет.
Вывод о преодолимости барьеров подтверждается ростом количества аптечных организаций, а также расширением сферы их присутствия в муниципальных образованиях.
8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.
Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами за 2012г.-2013г. показал, что о наличии развитой конкурентной среды можно говорить только в отношении рынка г.Твери, в 5 муниципальных образованиях (г.Вышний Волочек и г.Ржев, Бологовский, Конаковский, Осташковский районы) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в остальных 38 муниципальных образованиях - к рынку с неразвитой конкуренцией.
Оценивая перспективы изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке, принимая во внимание установленные барьеры входа на рынок, можно отметить, что, несмотря на снижение значений показателей концентрации, наблюдаемое в течение 2012г-2013г. в результате входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, а также роста объема товарооборотов аптечных организаций, кардинальных перемен в части снижения уровня концентрации рынка, а также перехода рынка от одного вида к другому - от рынка с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией к рынку с развитой конкуренцией - в ближайшие 2 года не предвидится.
Данный вывод подтверждается тем, что на территории 29 муниципальных образований коэффициент рыночной концентрации (CR-3) в течение 2012г.-2013г. не изменялся, что свидетельствует об укреплении аптечными организациями своих рыночных позиций.