Отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Тверской области по итогам 2012-2013 гг.

 

Отчет

о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли

лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения

и сопутствующими товарами в Тверской области по итогам 2012-2013 гг.

 

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2012-2013 гг. проведен на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), и методическим рекомендациями к поручению ФАС России от 19.02.2014 №АК/5633/14 (далее - Методические рекомендации) в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, Министерства здравоохранения Тверской области.

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012 и 2013 гг.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

2.1. Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

  •  аптека готовых лекарственных форм;
  •  аптека производственная;
  •  аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
  •  аптечный пункт;
  •  аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

 

2.2. При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

 

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – медицинские изделия и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

  • приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);
  • приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку медицинских изделий (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);
  • приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно или исключительно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.

Указанному виду деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

 

3. Определение географических границ товарного рынка

 

Для определения географических границ товарного рынка выделены группы покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных муниципальными районами и городскими округами Тверской области.

Всего выделено 44 товарных рынка: в границах 36 муниципальных районов и 8 городских округов Тверской области (см.Таблицу 1):

 

  Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов                               Тверской области.

 

Наименование

городского округа или

муниципального района

Численность населения, тыс.чел.

 

Наименование

городского округа или

муниципального района

Численность населения, тыс.чел.

2012

2013

2012

2013

Андреапольский

12819

12401

Кувшиновский

15194

14992

Бежецкий

35858

35422

Лесной

5133

5252

Бельский

6355

6166

Лихославльский

28299

28198

Бологовский

37529

37004

Максатихинский

16333

15876

Весьегонский

12898

12478

Молоковский

4998

4775

Вышневолоцкий

25407

25153

Нелидовский

29747

29115

Город Вышний Волочек

51259

50341

Оленинский

12539

12432

Город Кимры

48562

47625

Осташковский

23708

23323

Город Ржев

61439

61091

Пеновский

6686

6557

Город Тверь

406918

408877

Поселок Озерный (ЗАТО)

10766

10692

Город Торжок

47326

47260

Поселок Солнечный (ЗАТО)

2249

2238

Город Удомля

31061

31061

Рамешковский

15172

15535

Жарковский

5890

5700

Ржевский

12352

12211

Западнодвинский

15380

15047

Сандовский

6534

6330

Зубцовский

17211

17211

Селижаровский

12630

12524

Калининский

50958

50732

Сонковский

8487

8608

Калязинский

21318

21125

Спировский

12009

11831

Кашинский

27039

26648

Старицкий

23844

23706

Кесовогорский

8236

8129

Торжокский

22897

23071

Кимрский

12920

12711

Торопецкий

19802

19509

Конаковский

86944

86571

Удомельский

39882

39542

Краснохолмский

11425

11219

Фировский

9248

9011

 

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

 

Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица, продавцами - юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявлялись.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 № 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности (далее – Методические указания), в соответствии с пунктом 36 которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности (далее – лицензирующие органы), ведут реестр лицензий на фармацевтическую деятельность. В Тверской области лицензирующим органом в данной сфере является Министерство здравоохранения Тверской области.

По информации Министерства здравоохранения Тверской области деятельность на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012г. осуществляли 177 хозяйствующих субъектов (далее – ХС), в 2013г. количество участников рынка выросло на 10 единиц (5,6%) и составило 187 ХС.

Число аптечных организаций, участвующих в розничной торговле, за 2012г. – 2013г. выросло с 469 до 489 единиц (на 20 ед. или на 4,2%).

В разрезе городских округов и муниципальных районов информация об участниках рынка представлена в Таблице 3:

 

 

Таблица 3. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных организаций Тверской области и их суммарный товарооборот  за 2012г. и 2013г.

 

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных организаций

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

2012

2013

2012

2013

2012

2013

Город Тверь

45

48

145

148

3130231,53

3367636,12

Конаковский

16

17

37

38

448872,23

567891,02

Город Кимры

4

4

24

24

299519

332040

Город Торжок

7

8

23

24

306775,61

324130,31

Город Вышний Волочек

15

15

29

29

277521,14

293592,25

Город Ржев

10

10

20

20

229544,12

264471,83

Город Удомля

5

6

11

12

181951

195425

Бежецкий

4

4

10

10

148663

147574

Нелидовский

5

6

8

9

116158,22

133915,84

Кашинский

5

5

13

13

111988,7

123735,7

Осташковский

6

6

11

11

111254,57

122546,91

Торопецкий

2

2

3

3

87577

98448

Бологовский

6

8

7

15

88378,01

95862,84

Лихославльский

4

4

6

6

70229,3

85880,7

Старицкий

1

2

9

10

71155

84505

Калязинский

2

3

4

5

65528,1

76111,9

Зубцовский

3

3

5

5

53441

65036

Максатихинский

6

6

7

7

57143,8

64606,2

Западнодвинский

2

2

7

7

55135

60289

Кувшиновский

3

3

13

13

41855,6

49776,2

Весьегонский

3

3

4

4

41270,9

46448,3

Рамешковский

2

2

5

5

33694,3

38252,8

Краснохолмский

1

1

2

2

30843

38064

Спировский

3

5

3

5

27828

36627,94

Андреапольский

1

1

5

5

34939,76

35694,09

Калининский

5

6

9

10

32271

35031

Поселок Озерный (ЗАТО)

1

1

2

2

28000

31000

Селижаровский

1

1

5

5

28097

29712

Фировский

2

2

6

6

25130,6

27926,6

Пеновский

3

3

5

5

23479

27053

Кесовогорский

2

2

2

2

21500

25636

Вышневолоцкий

3

3

3

3

20799,96

24204,41

Сонковский

2

2

3

3

22295

23338

Сандовский

2

2

4

4

19897

22626

Оленинский

2

2

2

2

20029

22227

Бельский

3

3

3

3

19499,92

20888,38

Жарковский

1

1

1

1

17015

18489

Молоковский

2

2

3

3

16201

17796

Лесной

1

1

1

1

13857

14586

Кимрский

2

2

2

2

10229,2

12007,9

Торжокский

3

3

3

3

12313,59

11840

Ржевский

1

1

2

2

2147,4

1914,2

Удомельский

1

1

2

2

1351

1145

Поселок Солнечный (ЗАТО)

0

0

0

0

0

0

Всего по субъекту РФ

177

187

469

489

6455610,55

7115982,43

 

 

За период с 2012г.-2013г. количество одиночных аптек (хозяйствующих субъектов, объединяющих не более одного аптечного учреждения) выросло с 101 до 111 объектов (на 10 единиц или на 9,9%), количество аптечных сетей – не изменилось.

Изменение количества одиночных аптек, аптечных сетей и в целом общего количества аптечных организаций в Тверской области с 2008г. по 2013г. представлено следующим образом:

 

Год

Количество

 одиночных аптек

Количество

аптечных сетей

Общее количество

аптечных

организаций

2008

84

65

375

2009

90

67

396

2010

110

73

436

2011

123

78

459

2012

101

76

469

2013

111

76

489

 

Таким образом, больше всего аптечных сетей (3 и более) в 2012г. и 2013г. было сконцентрировано в г.Твери – 23 аптечных сети, а также в 11 муниципальных образованиях: в Конаковском районе – 7 АС, г.Вышний Волочек  - 6 АС, г.Ржеве, Бологовском и Кашинском районах – по 4 АС, г.Торжок, г.Удомля, Бежецком, Калининском, Нелидовском, и Осташковском районах – по 3 АС.

Аптечных организаций государственной формы собственности в 2012г.-2013г. было зарегистрировано 30 ед., муниципальной формы собственности – 64 ед.

Количество участников рынка в зависимости от организационно-правовых форм ХС  (далее - ОПФ) за анализируемый период изменилось, при этом только за счет роста аптечных организаций частной формы собственности на 20 объектов (с 375 до 395) (см.Таблицу 5):

 

 

 

Таблица 5. Количество аптечных учреждений по формам собственности

в Тверской области в 2012г. и 2013г.

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных организаций

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Андреапольский

-

-

-

-

5

5

-

-

2

Бежецкий

-

-

-

-

10

10

-

-

3

Бельский

-

-

1

1

2

2

-

-

4

Бологовский

1

1

-

-

6

14

-

-

5

Весьегонский

-

-

1

1

3

3

-

-

6

Вышневолоцкий

-

-

-

-

3

3

-

-

7

Город Вышний Волочек

-

-

10

10

19

19

-

-

8

Город Кимры

-

-

-

-

24

24

-

-

9

Город Ржев

-

-

3

3

17

17

-

-

10

Город Тверь

13

13

4

4

128

131

-

-

11

Город Торжок

-

-

1

1

22

23

-

-

12

Город Удомля

-

-

-

-

11

12

-

-

13

Жарковский

-

-

1

1

-

-

-

-

14

Западнодвинский

-

-

3

3

4

4

-

-

15

Зубцовский

-

-

-

-

5

5

-

-

16

Калининский

-

-

1

1

8

9

-

-

17

Калязинский

-

-

1

1

3

4

-

-

18

Кашинский

1

1

-

-

12

12

-

-

19

Кесовогорский

-

-

1

1

1

1

-

-

20

Кимрский

1

1

-

-

1

1

-

-

21

Конаковский

-

-

11

11

26

27

-

-

22

Краснохолмский

-

-

-

-

2

2

-

-

23

Кувшиновский

8

8

-

-

5

5

-

-

24

Лесной

-

-

1

1

-

-

-

-

25

Лихославльский

2

2

-

-

4

4

-

-

26

Максатихинский

1

1

-

-

6

6

-

-

27

Молоковский

-

-

-

-

3

3

-

-

28

Нелидовский

-

-

2

2

6

7

-

-

29

Оленинский

-

-

1

1

1

1

-

-

30

Осташковский

-

-

4

4

7

7

-

-

31

Пеновский

-

-

-

-

5

5

-

-

32

Поселок Озерный (ЗАТО)

-

-

-

-

2

2

-

-

33

Рамешковский

3

3

-

-

2

2

-

-

34

Ржевский

-

-

2

2

-

-

-

-

35

Сандовский

-

-

1

1

3

3

-

-

36

Селижаровский

-

-

-

-

5

5

-

-

37

Сонковский

-

-

1

1

2

2

-

-

38

Спировский

-

-

1

1

2

4

-

-

39

Старицкий

-

-

9

9

-

1

-

-

40

Торжокский

-

-

-

-

3

3

-

-

41

Торопецкий

-

-

1

1

2

2

-

-

42

Удомельский

-

-

-

-

2

2

-

-

43

Фировский

-

-

3

3

3

3

-

-

44

Поселок Солнечный (ЗАТО)

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего по субъекту РФ

30

30

64

64

375

395

0

0

 

Таким образом, за анализируемый период рост количества аптечных организаций (далее - АО) частной формы собственности был отмечен в 10 из 44 муниципальных образований Тверской области, при этом наибольший прирост наблюдался в Бологовском районе (с 6 до 14 АО) и г.Твери (на 3 АО).

В муниципальных районах аптечные организации, как правило, располагались в городах (поселках) районного подчинения, что напрямую связано с их социальным и экономическим потенциалом для развития указанного рынка.

 

5. Расчет объема товарного рынка

 

Расчет объема товарного рынка производился в стоимостном выражении (в тыс.руб. с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включались только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источником получения данных являлась информация, представленная непосредственно хозяйствующими субъектами по запросу Тверского УФАС России.

Сведения об объеме рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района Тверской области за 2012г. и 2013г. представлены в Таблице 6:

 

Таблица 6. Объем рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района Тверской области за 2012г. и 2013г.

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс.руб.

Изменение объема товарного рынка в 2013г. по отношению к 2012г.

2012

2013

в тыс.руб.

в %

1

Город Тверь

3130232

3367636

237404,6

7,58

2

Конаковский

448872

567891

119018,8

26,52

3

Город Торжок

306776

324130

17354,7

5,66

4

Город Кимры

299519

332040

32521

10,86

5

Город Вышний Волочек

277521

293592

16071,11

5,79

6

Город Ржев

229544

264472

34927,71

15,22

7

Город Удомля

181951

195425

13474

7,41

8

Бежецкий

148663

147574

-1089

-0,73

9

Нелидовский

116158

133916

17757,62

15,29

10

Кашинский

111989

123736

11747

10,49

11

Осташковский

111255

122547

11292,34

10,15

12

Бологовский

88378

95862,8

7484,83

8,47

13

Торопецкий

87577

98448

10871

12,41

14

Старицкий

71155

84505

13350

18,76

15

Лихославльский

70229,3

85880,7

15651,4

22,29

16

Калязинский

65528,1

76111,9

10583,8

16,15

17

Максатихинский

57143,8

64606,2

7462,4

13,06

18

Западнодвинский

55135

60289

5154

9,35

19

Зубцовский

53441

65036

11595

21,70

20

Кувшиновский

41855,6

49776,2

7920,6

18,92

21

Весьегонский

41270,9

46448,3

5177,4

12,54

22

Андреапольский

34939,8

35694,1

754,33

2,16

23

Рамешковский

33694,3

38252,8

4558,5

13,53

24

Калининский

32271

35031

2760

8,55

25

Краснохолмский

30843

38064

7221

23,41

26

Селижаровский

28097

29712

1615

5,75

27

Поселок Озерный (ЗАТО)

28000

31000

3000

10,71

28

Спировский

27828

36627,9

8799,94

31,62

29

Фировский

25130,6

27926,6

2796

11,13

30

Пеновский

23479

27053

3574

15,22

31

Сонковский

22295

23338

1043

4,68

32

Кесовогорский

21500

25636

4136

19,24

33

Вышневолоцкий

20800

24204,4

3404,45

16,37

34

Оленинский

20029

22227

2198

10,97

35

Сандовский

19897

22626

2729

13,72

36

Бельский

19499,9

20888,4

1388,46

7,12

37

Жарковский

17015

18489

1474

8,66

38

Молоковский

16201

17796

1595

9,85

39

Лесной

13857

14586

729

5,26

40

Торжокский

12313,6

11840

-473,59

-3,85

41

Кимрский

10229,2

12007,9

1778,7

17,39

42

Ржевский

2147,4

1914,2

-233,2

-10,86

43

Удомельский

1351

1145

-206

-15,25

44

Поселок Солнечный (ЗАТО)

0

0

0

0

Всего по субъекту РФ

6455611

7115982

660371,9

10,23

 

В результате анализа полученной информации установлено, что товарооборот лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров в Тверской области в 2013г. по сравнению с 2012г. вырос на  660371,9 тыс.руб. (10,23%) с 6455611 тыс.руб. до 7115982 тыс.руб.

 

6. Результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке

 

 

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

В соответствии с рассчитанными значениями коэффициента рыночной концентрации (CR-3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) товарные рынки распределились по уровню концентрации следующим образом (см.Таблица 10):

 

Таблица 10. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Тверской области в 2012г.-2013г.

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка (*)

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Андреапольский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

2

Бежецкий

98

98

4080,15

3943,65

Высокий

Высокий

3

Бельский

100

100

4877,53

5216,51

Высокий

Высокий

4

Бологовский

76

64

2359,8

1766,82

Высокий

Умеренный

5

Весьегонский

100

100

4325,94

4567,98

Высокий

Высокий

6

Вышневолоцкий

100

100

4932,65

4878,4

Высокий

Высокий

7

Город Вышний Волочек

63

58

-

-

Умеренный

Умеренный

8

Город Кимры

99

99

4643,62

4704,58

Высокий

Высокий

9

Город Ржев

62

61

1758,85

1692,81

Умеренный

Умеренный

10

Город Тверь

36

34

-

-

Низкий

Низкий

11

Город Торжок

84

83

3083,49

3133,16

Высокий

Высокий

12

Город Удомля

94

92

3192,45

2937,16

Высокий

Высокий

13

Жарковский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

14

Западнодвинский

100

100

5014,87

5012,14

Высокий

Высокий

15

Зубцовский

100

100

5658,88

4838,7

Высокий

Высокий

16

Калининский

92

89

3678,71

3320,32

Высокий

Высокий

17

Калязинский

100

100

5153,41

4083,5

Высокий

Высокий

18

Кашинский

85

86

2745,84

3862,35

Высокий

Высокий

19

Кесовогорский

100

100

6992,42

7352,9

Высокий

Высокий

20

Кимрский

100

100

5080,38

5017,9

Высокий

Высокий

21

Конаковский

67

60

-

-

Умеренный

Умеренный

22

Краснохолмский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

23

Кувшиновский

100

100

5066,48

5172,03

Высокий

Высокий

24

Лесной

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

25

Лихославльский

96

90

6847,65

4868,26

Высокий

Высокий

26

Максатихинский

93

86

4344,61

3447

Высокий

Высокий

27

Молоковский

100

100

5267,74

5598,69

Высокий

Высокий

28

Нелидовский

81

78

2597,83

2445,25

Высокий

Высокий

29

Оленинский

100

100

9314,3

9281,05

Высокий

Высокий

30

Осташковский

68

67

1950,94

1902,56

Умеренный

Умеренный

31

Пеновский

100

100

5282,95

5608,82

Высокий

Высокий

32

Поселок Озерный (ЗАТО)

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

33

Поселок Солнечный

(ЗАТО)

-

-

-

-

-

-

34

Рамешковский

100

100

5550,06

5723,31

Высокий

Высокий

35

Ржевский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

36

Сандовский

100

100

5549,65

5516,77

Высокий

Высокий

37

Селижаровский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

38

Сонковский

100

100

5164,91

5461,2

Высокий

Высокий

39

Спировский

100

94

6630,34

4071,51

Высокий

Высокий

40

Старицкий

100

100

10000

7035,89

Высокий

Высокий

41

Торжокский

100

100

6211,33

6270,03

Высокий

Высокий

42

Торопецкий

100

100

5780,94

5849,7

Высокий

Высокий

43

Удомельский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

44

Фировский

100

100

5000,94

5017,4

Высокий

Высокий

Примечание:

* - высокий уровень концентрации товарного рынка  (70% <= CR-3<= 100% или 2000 <= HHI <= 10000)

   - умеренный уровень концентрации товарного рынка (45%<= CR-3<=70% или 1000 <= HHI <= 2000)

   - низкий уровень концентрации товарного рынка (CR-3<=45% или HHI <1000)

 

Таким образом, на протяжении 2012г.-2013г. на территории 37 муниципальных образований рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являлся высококонцентрированным, в 4 городских округах – умеренноконцентрированным (г.Вышний Волочек, г.Ржев, Конаковский и Осташковский районы) и только в г.Твери – низкоконцентрированным.

В 8 муниципальных образованиях Тверской области, что составляет 18% от общего количества муниципальных образований, имеющих аптечные учреждения, конкуренция вообще отсутствовала (Андреапольский, Жарковский, Селижаровский, Краснохолмский, Лесной, Ржевский, Удомельский районы, поселок Озерный (ЗАТО)).

Вместе с тем была отмечена и положительная динамика в части снижения уровня концентрации товарного рынка – в Бологовском районе рынок из категории высококонцентрированных рынков перешел в категорию с умеренной рыночной концентрацией.

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. Ниже представлены сведения об уровне обеспеченности населения Тверской области услугами аптечных организаций по итогам 2012г. – 2013г. (см. Таблицу 11):

 

Таблица 11. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений

в Тверской области в 2012г.-2013г.

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, чел.

Количество аптечных организаций

Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Андреапольский

Высокий

Высокий

12819

12401

5

5

2563,8

2480,2

Высокая плотность

Высокая плотность

2

Бежецкий

Высокий

Высокий

35858

35422

10

10

3585,8

3542,2

Высокая плотность

Высокая плотность

3

Бельский

Высокий

Высокий

6355

6166

3

3

2118,3

2055,3

Высокая плотность

Высокая плотность

4

Бологовский

Высокий

Умеренный

37529

37004

7

15

5361,2

2466,9

Недостаток аптечных организаций

Высокая плотность

5

Весьегонский

Высокий

Высокий

12898

12478

4

4

3224,5

3119,5

Высокая плотность

Высокая плотность

6

Вышневолоцкий

Высокий

Высокий

25407

25153

3

3

8469

8384,3

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

7

Город Вышний Волочек

Умеренный

Умеренный

51259

50341

29

29

1767,5

1735,9

Высокая плотность

Высокая плотность

8

Город Кимры

Высокий

Высокий

48562

47625

24

24

2023,4

1984,3

Высокая плотность

Высокая плотность

9

Город Ржев

Умеренный

Умеренный

61439

61091

20

20

3071,9

3054,5

Высокая плотность

Высокая плотность

10

Город Тверь

Низкий

Низкий

406918

408877

145

148

2806,3

2762,6

Высокая плотность

Высокая плотность

11

Город Торжок

Высокий

Высокий

47326

47260

23

24

2057,6

1969,1

Высокая плотность

Высокая плотность

12

Город Удомля

Высокий

Высокий

31061

31061

11

12

2823,7

2588,4

Высокая плотность

Высокая плотность

13

Жарковский

Высокий

Высокий

5890

5700

1

1

5890

5700

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

14

Западнодвинский

Высокий

Высокий

15380

15047

7

7

2197,1

2149,5

Высокая плотность

Высокая плотность

15

Зубцовский

Высокий

Высокий

17211

17211

5

5

3442,2

3442,2

Высокая плотность

Высокая плотность

16

Калининский

Высокий

Высокий

50958

50732

9

10

5662

5073,2

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

17

Калязинский

Высокий

Высокий

21318

21125

4

5

5329,5

4225

Недостаток аптечных организаций

Нормальная плотность

18

Кашинский

Высокий

Высокий

27039

26648

13

13

2079,9

2049,8

Высокая плотность

Высокая плотность

19

Кесовогорский

Высокий

Высокий

8236

8129

2

2

4118

4064,5

Нормальная плотность

Нормальная плотность

20

Кимрский

Высокий

Высокий

12920

12711

2

2

6460

6355,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

21

Конаковский

Умеренный

Умеренный

86944

86571

37

38

2349,8

2278,1

Высокая плотность

Высокая плотность

22

Краснохолмский

Высокий

Высокий

11425

11219

2

2

5712,5

5609,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

23

Кувшиновский

Высокий

Высокий

15194

14992

13

13

1168,7

1153,2

Высокая плотность

Высокая плотность

24

Лесной

Высокий

Высокий

5133

5252

1

1

5133

5252

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

25

Лихославльский

Высокий

Высокий

28299

28198

6

6

4716,5

4699,67

Нормальная плотность

Нормальная плотность

26

Максатихинский

Высокий

Высокий

16333

15876

7

7

2333,2

2268

Высокая плотность

Высокая плотность

27

Молоковский

Высокий

Высокий

4998

4775

3

3

1666

1591,6

Высокая плотность

Высокая плотность

28

Нелидовский

Высокий

Высокий

29747

29115

8

9

3718,3

3235

Высокая плотность

Высокая плотность

29

Оленинский

Высокий

Высокий

12539

12432

2

2

6269,5

6216

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

30

Осташковский

Умеренный

Умеренный

23708

23323

11

11

2155,2

2120,2

Высокая плотность

Высокая плотность

31

Пеновский

Высокий

Высокий

6686

6557

5

5

1337,2

1311,4

Высокая плотность

Высокая плотность

32

Поселок Озерный (ЗАТО)

Высокий

Высокий

10766

10692

2

2

5383

5346

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

33

Поселок Солнечный (ЗАТО)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

34

Рамешковский

Высокий

Высокий

15172

15535

5

5

3034,4

3107

Высокая плотность

Высокая плотность

35

Ржевский

Высокий

Высокий

12352

12211

2

2

6176

6105,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

36

Сандовский

Высокий

Высокий

6534

6330

4

4

1633,5

1582,5

Высокая плотность

Высокая плотность

37

Селижаровский

Высокий

Высокий

12630

12524

5

5

2526

2504,8

Высокая плотность

Высокая плотность

38

Сонковский

Высокий

Высокий

8487

8608

3

3

2829

2869,3

Высокая плотность

Высокая плотность

39

Спировский

Высокий

Высокий

12009

11831

3

5

4003

2366,2

Нормальная плотность

Высокая плотность

40

Старицкий

Высокий

Высокий

23844

23706

9

10

2649,3

2370,6

Высокая плотность

Высокая плотность

41

Торжокский

Высокий

Высокий

22897

23071

3

3

7632,3

7690,3

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

42

Торопецкий

Высокий

Высокий

19802

19509

3

3

6600,6

6503

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

43

Удомельский

Высокий

Высокий

39882

39542

2

2

19941

19771

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

44

Фировский

Высокий

Высокий

9248

9011

6

6

1541,3

1501,8

Высокая плотность

Высокая плотность

 

Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.

7. Определение барьеров входа на рынок.

Источником получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (обстоятельствах или действиях, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке) являлась информация, представленная хозяйствующими субъектами (одиночными аптеками и аптечными сетями) в ходе проведения опроса.

По итогам анализа за 2012-2013 гг. были выявлены следующие барьеры входа на рынок, которые не претерпели существенных изменений по сравнению с барьерами, установленными в результате исследования рынка за 2010г. – 2011г. (см. Таблицу 12):

Таблица 12. Барьеры входа на товарный рынок

 

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути

барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

Величина установленных торговых надбавок

Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 №545-нп «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» установлены торговые надбавки, размер которых не позволяет вести рентабельную деятельность

Труднопреодолимым

Высокий уровень арендной платы на фоне низкой доходности хозяйствующих субъектов данной сферы деятельности, складывающейся, главным образом, из-за низкой платежеспособности населения и регулирования торговых надбавок

Труднопреодолимым

Высокая процентная ставка по кредитам и трудности в получении краткосрочных кредитов

В основном участники рынка – субъекты малого бизнеса. Как правило, выдача краткосрочных кредитов возможна лишь при условии залога основных средств, равнозначных размеру кредита, которыми субъекты малого бизнеса не располагают

Труднопреодолимым

Административные ограничения

Процедура оформления органами местного самоуправления и энергоснабжающими организациями (в том числе коммунального комплекса) разрешительных документов

Длительные сроки оформления разрешительных документов

Труднопреодолимым

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

Недобросовестная конкуренция среди участников рынка

Распространение конкурентами ложной информации о качестве реализуемой продукции, вступление в сговор с врачами о направлении пациентов только в определенные аптеки

Труднопреодолимым, поскольку, как правило, документальные доказательства фактов недобросовестной конкуренции отсутствуют либо возникают трудности в их получении

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

-

-

-

Другие ограничения входа на товарный рынок

Отсутствие на рынке рабочей силы квалифицированных специалистов и намечающийся в связи с этим «кадровый голод»

Труднопреодолимым

 

 

В результате анализа возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемых товарных рынков и возможности хозяйствующих субъектов, действующих на них, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара, было установлено, что перечисленные выше барьеры входа на рынок являются труднопреодолимыми: экспертный опрос показал, что затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются доходами, которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок, однако в течение достаточно долгого, по мнению опрошенных, времени – до 3 лет.

Вывод о преодолимости барьеров подтверждается ростом количества аптечных организаций, а также расширением сферы их присутствия в муниципальных образованиях.

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами за 2012г.-2013г. показал, что о наличии развитой конкурентной среды можно говорить только в отношении рынка г.Твери, в 5 муниципальных образованиях (г.Вышний Волочек и г.Ржев, Бологовский, Конаковский, Осташковский районы) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в остальных 38 муниципальных образованиях - к рынку с неразвитой конкуренцией.

Оценивая перспективы изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке, принимая во внимание установленные барьеры входа на рынок, можно отметить, что, несмотря на снижение значений показателей концентрации, наблюдаемое в течение 2012г-2013г. в результате входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, а также роста объема товарооборотов аптечных организаций, кардинальных перемен в части снижения уровня концентрации рынка, а также перехода рынка от одного вида к другому - от рынка с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией к рынку с развитой конкуренцией - в ближайшие 2 года не предвидится.

Данный вывод подтверждается тем, что на территории 29 муниципальных образований коэффициент рыночной концентрации (CR-3) в течение 2012г.-2013г. не изменялся, что свидетельствует об укреплении аптечными организациями своих рыночных позиций.