Решение по делу № 04-6/2-34-2013 по признакам нарушения ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе"

Номер дела: 04-6/2-34-2013
Дата публикации: 15 октября 2013, 14:46

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-34-2013

­­­­

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г.                                            г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-34-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер К. без предварительного его согласия рекламы «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***»,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «СМАРТС», ЗАО «Астрахань-GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «ГрандТелеком», ООО «Моби Сервис», ООО «ИНФОРМАТОР», ИП Е., К., ООО «Нано-Финанс», ОАО «Мобильные ТелеСистемы»,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УСТАНОВИЛА:

 

 В Тверское УФАС России из Рязанского УФАС России поступило заявление К. (далее также заявитель) о распространении 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-*** без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***».

Рязанское УФАС России в порядке пункта 3.20.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, направило в адрес Тверского УФАС России заявление владельца номера 8-910-*** оператора сотовой связи ОАО «Мобильные Телесистемы», а также дополнительно полученные Рязанским УФАС России в ходе предварительного рассмотрения заявления документы.

Как следует из представленных Рязанским УФАС России документов и сведений, к распространению вышеуказанного смс-сообщения на номер заявителя имеет непосредственное отношение индивидуальный предприниматель Е. (далее - ИП Е.), с которым ООО «Нано-Финанс» заключен договор возмездного оказания услуг от  01.11.2012 № 15. При этом ИП Е. зарегистрирован  в Тверской области, что и обусловило необходимость направления всех материалов для рассмотрения в Тверское УФАС России.

В своем заявлении К. сообщил, что согласия на получение рекламных сообщений от ООО «Нано-Финанс» не давал.

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются услуги ООО «Нано-Финанс».

Согласно части 1 статьи 5 Закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

На рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано.

Как указано выше, при обращении в Тверское УФАС России заявитель сообщил об отсутствии его разрешения на получение рекламных сообщений от ООО «Нано-Финанс».

ООО «Нано-Финанс» в письме от 28.02.2013 № 33 сообщило, что рекламораспространителем рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы  ООО «Нано-Финанс» 8800***» является ИП Е., с которым был заключен договор возмездного оказания услуг от 01.11.2012.   

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Учитывая отсутствие разрешения заявителя и его согласия на получение рекламы услуг ООО «Нано-Финанс», при распространении 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-*** без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***», были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

Как указано выше, статьей 3 Закона определено, что рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом Закон содержит понятие рекламораспространителя и не ограничивает количество таких рекламораспространителей (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011  по делу № А40-***).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Оператором сотовой связи номера телефона 8-910-***, принадлежащего заявителю, является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС»). 

В соответствии с детализацией состоявшихся разговоров за 16.01.2013, представленной заявителем, смс-сообщение следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***» поступило с телефонного номера +7902***.

Из представленных пояснений ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от 06.05.2013                       следует, что смс-сообщение поступило с телефонного номера +7902***, не относящегося к номерной емкости ОАО «МТС». Указанный номер относится к номерной емкости ОАО «СМАРТС».

Решением Федерального Агентства Связи об изменении нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации от 28.08.2008 № 23962 ресурс нумерации 3700000-3799999 выделен ОАО «СМАРТС».

Полученные из Рязанского УФАС России и дополнительно полученные Тверским УФАС России документы свидетельствуют о следующем.

Из представленной ОАО «СМАРТС» информации от 08.05.2013 № 1-1283 следует, что указанный номер закреплен за СМС-центром ЗАО «Астрахань-GSM». Из ответа ЗАО «Астрахань-GSM» от 15.05.2013 № 01/938 следует, что ЗАО «Астрахань-GSM» в целях распространения смс-рекламы заключает договоры с юридическими лицами по пропуску SMS трафика.

Между ЗАО «Астрахань-GSM» (Оператор) и ООО «Крафт Телеком» (Абонент) заключен договор от 01.04.2012 № 06-02-*** , согласно пунктам 2.1, 3.1.2 и 3.1.4 которого Абонент передает Оператору, а Оператор обеспечивает отправку смс-сообщений, поступивших от Абонента.

Согласно пояснениям ООО «Крафт Телеком» от 22.05.2013 отправка смс-сообщения была осуществлена исключительно в рамках заключенного договора от 01.08.2011 № 01/08 с ООО «Моби Сервис».

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора и Приложению № 1 к договору, заключенного между ООО «Крафт Телеком» (Исполнитель) и ООО «Моби Сервис» (Заказчик), Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по рассылке смс-сообщений через Интерфейс (технические средства Исполнителя, предоставляющие возможность формировать и передавать Абонентам короткие текстовые сообщения (sms-сообщения)).

В свою очередь, ООО «Моби Сервис» предоставило техническую возможность для формирования и отправления смс-сообщений ЗАО «ГрандТелеком» в целях исполнения договора от 01.03.2012 № 51.

Между ООО «Моби Сервис» (Исполнитель) и ЗАО «Гранд Телеком» (Заказчик) заключен договор от 01.03.2012 № 51, согласно которому Исполнитель оказывает Заказчику  услуги по отправке смс-сообщений в порядке и на условиях, предусмотренных договором, Приложениями и дополнительными соглашениями к нему, а Заказчик оплачивает оказанные услуги исходя из объема доставленных смс-сообщений.

18.09.2013  ЗАО «ГрандТелеком» (Исполнитель) заключило договор оказания услуг         № 000***  с ООО «ИНФОРМАТОР» (Заказчик), согласно которому Заказчик формирует смс-сообщения, а Исполнитель за вознаграждение оказывает услуги по отправке смс-сообщений.

По сообщению ООО «ИНФОРМАТОР» (письмо от 05.08.2013), отправка смс-сообщения на телефонный номер К. была инициирована ИП Е., что подтверждается договором от 01.10.2012 № 23378/*** . Согласно пунктам 5.4, 5.5, 5.6 и 5.7 вышеуказанного договора Заказчик (ИП Е.) получает доступ к Системе, формирует смс-сообщения и передает их Исполнителю (ООО «ИНФОРМАТОР»), а Исполнитель отправляет смс-сообщения Абонентам.

Согласно условиям договора возмездного оказания услуг от 01.11.2012 № 15, заключенного между ООО «Нано-Финанс» и ИП Е., исполнитель (ИП Е.) обязуется оказать услуги по распространению сообщений по сетям электросвязи.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что фактическое (или физическое) доведение смс-сообщений до абонента, в данном случае, заявителя, о рекламе услуг ООО «Нано-Финанс» осуществлялось цепочкой рекламораспространителей – ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е.

Принимая во внимание совокупность действий всех лиц, участвующих в схеме доведения смс-сообщений до Заявителя, Комиссия считает действия ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. по распространению смс-сообщения на телефонный номер заявителя по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без его предварительного согласия, нарушающими часть 1 статьи 18 Закона.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия  ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. по распространению 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-***  смс-сообщения, содержащего рекламу услуг ООО «Нано-Финанс», нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ООО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством смс-сообщений без предварительного согласия абонента.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителей указанной рекламы: ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ООО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                           Л.В. Посохова    

Члены Комиссии                                        Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-34-2013 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

Резолютивная часть предписания объявлена 27 сентября 2013 года                                г. Тверь

Предписание изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

на основании решения от 27.09.2013 по делу № 04-6/2-34-2013 и в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. В течение 10 дней со дня получения настоящего предписания:
    1. ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер 8-910-*** обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно, прекратить распространение рекламных смс-сообщений услуг ООО «Нано-Финанс» без предварительного согласия абонента.

2. В течение 20 дней со дня получения настоящего предписания ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

Председатель Комиссии                           Л.В. Посохова

Члены Комиссии                                      Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8490 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-6/2-34-2013 по признакам нарушения ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8490 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386841587 [changed] => 1386841587 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386841587 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-34-2013

­­­­

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г.                                            г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-34-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер К. без предварительного его согласия рекламы «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***»,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «СМАРТС», ЗАО «Астрахань-GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «ГрандТелеком», ООО «Моби Сервис», ООО «ИНФОРМАТОР», ИП Е., К., ООО «Нано-Финанс», ОАО «Мобильные ТелеСистемы»,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УСТАНОВИЛА:

 

 В Тверское УФАС России из Рязанского УФАС России поступило заявление К. (далее также заявитель) о распространении 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-*** без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***».

Рязанское УФАС России в порядке пункта 3.20.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, направило в адрес Тверского УФАС России заявление владельца номера 8-910-*** оператора сотовой связи ОАО «Мобильные Телесистемы», а также дополнительно полученные Рязанским УФАС России в ходе предварительного рассмотрения заявления документы.

Как следует из представленных Рязанским УФАС России документов и сведений, к распространению вышеуказанного смс-сообщения на номер заявителя имеет непосредственное отношение индивидуальный предприниматель Е. (далее - ИП Е.), с которым ООО «Нано-Финанс» заключен договор возмездного оказания услуг от  01.11.2012 № 15. При этом ИП Е. зарегистрирован  в Тверской области, что и обусловило необходимость направления всех материалов для рассмотрения в Тверское УФАС России.

В своем заявлении К. сообщил, что согласия на получение рекламных сообщений от ООО «Нано-Финанс» не давал.

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются услуги ООО «Нано-Финанс».

Согласно части 1 статьи 5 Закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

На рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано.

Как указано выше, при обращении в Тверское УФАС России заявитель сообщил об отсутствии его разрешения на получение рекламных сообщений от ООО «Нано-Финанс».

ООО «Нано-Финанс» в письме от 28.02.2013 № 33 сообщило, что рекламораспространителем рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы  ООО «Нано-Финанс» 8800***» является ИП Е., с которым был заключен договор возмездного оказания услуг от 01.11.2012.   

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Учитывая отсутствие разрешения заявителя и его согласия на получение рекламы услуг ООО «Нано-Финанс», при распространении 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-*** без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***», были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

Как указано выше, статьей 3 Закона определено, что рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом Закон содержит понятие рекламораспространителя и не ограничивает количество таких рекламораспространителей (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011  по делу № А40-***).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Оператором сотовой связи номера телефона 8-910-***, принадлежащего заявителю, является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС»). 

В соответствии с детализацией состоявшихся разговоров за 16.01.2013, представленной заявителем, смс-сообщение следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***» поступило с телефонного номера +7902***.

Из представленных пояснений ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от 06.05.2013                       следует, что смс-сообщение поступило с телефонного номера +7902***, не относящегося к номерной емкости ОАО «МТС». Указанный номер относится к номерной емкости ОАО «СМАРТС».

Решением Федерального Агентства Связи об изменении нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации от 28.08.2008 № 23962 ресурс нумерации 3700000-3799999 выделен ОАО «СМАРТС».

Полученные из Рязанского УФАС России и дополнительно полученные Тверским УФАС России документы свидетельствуют о следующем.

Из представленной ОАО «СМАРТС» информации от 08.05.2013 № 1-1283 следует, что указанный номер закреплен за СМС-центром ЗАО «Астрахань-GSM». Из ответа ЗАО «Астрахань-GSM» от 15.05.2013 № 01/938 следует, что ЗАО «Астрахань-GSM» в целях распространения смс-рекламы заключает договоры с юридическими лицами по пропуску SMS трафика.

Между ЗАО «Астрахань-GSM» (Оператор) и ООО «Крафт Телеком» (Абонент) заключен договор от 01.04.2012 № 06-02-*** , согласно пунктам 2.1, 3.1.2 и 3.1.4 которого Абонент передает Оператору, а Оператор обеспечивает отправку смс-сообщений, поступивших от Абонента.

Согласно пояснениям ООО «Крафт Телеком» от 22.05.2013 отправка смс-сообщения была осуществлена исключительно в рамках заключенного договора от 01.08.2011 № 01/08 с ООО «Моби Сервис».

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора и Приложению № 1 к договору, заключенного между ООО «Крафт Телеком» (Исполнитель) и ООО «Моби Сервис» (Заказчик), Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по рассылке смс-сообщений через Интерфейс (технические средства Исполнителя, предоставляющие возможность формировать и передавать Абонентам короткие текстовые сообщения (sms-сообщения)).

В свою очередь, ООО «Моби Сервис» предоставило техническую возможность для формирования и отправления смс-сообщений ЗАО «ГрандТелеком» в целях исполнения договора от 01.03.2012 № 51.

Между ООО «Моби Сервис» (Исполнитель) и ЗАО «Гранд Телеком» (Заказчик) заключен договор от 01.03.2012 № 51, согласно которому Исполнитель оказывает Заказчику  услуги по отправке смс-сообщений в порядке и на условиях, предусмотренных договором, Приложениями и дополнительными соглашениями к нему, а Заказчик оплачивает оказанные услуги исходя из объема доставленных смс-сообщений.

18.09.2013  ЗАО «ГрандТелеком» (Исполнитель) заключило договор оказания услуг         № 000***  с ООО «ИНФОРМАТОР» (Заказчик), согласно которому Заказчик формирует смс-сообщения, а Исполнитель за вознаграждение оказывает услуги по отправке смс-сообщений.

По сообщению ООО «ИНФОРМАТОР» (письмо от 05.08.2013), отправка смс-сообщения на телефонный номер К. была инициирована ИП Е., что подтверждается договором от 01.10.2012 № 23378/*** . Согласно пунктам 5.4, 5.5, 5.6 и 5.7 вышеуказанного договора Заказчик (ИП Е.) получает доступ к Системе, формирует смс-сообщения и передает их Исполнителю (ООО «ИНФОРМАТОР»), а Исполнитель отправляет смс-сообщения Абонентам.

Согласно условиям договора возмездного оказания услуг от 01.11.2012 № 15, заключенного между ООО «Нано-Финанс» и ИП Е., исполнитель (ИП Е.) обязуется оказать услуги по распространению сообщений по сетям электросвязи.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что фактическое (или физическое) доведение смс-сообщений до абонента, в данном случае, заявителя, о рекламе услуг ООО «Нано-Финанс» осуществлялось цепочкой рекламораспространителей – ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е.

Принимая во внимание совокупность действий всех лиц, участвующих в схеме доведения смс-сообщений до Заявителя, Комиссия считает действия ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. по распространению смс-сообщения на телефонный номер заявителя по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без его предварительного согласия, нарушающими часть 1 статьи 18 Закона.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия  ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. по распространению 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-***  смс-сообщения, содержащего рекламу услуг ООО «Нано-Финанс», нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ООО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством смс-сообщений без предварительного согласия абонента.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителей указанной рекламы: ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ООО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                           Л.В. Посохова    

Члены Комиссии                                        Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-34-2013 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

Резолютивная часть предписания объявлена 27 сентября 2013 года                                г. Тверь

Предписание изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

на основании решения от 27.09.2013 по делу № 04-6/2-34-2013 и в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. В течение 10 дней со дня получения настоящего предписания:
    1. ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер 8-910-*** обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно, прекратить распространение рекламных смс-сообщений услуг ООО «Нано-Финанс» без предварительного согласия абонента.

2. В течение 20 дней со дня получения настоящего предписания ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

Председатель Комиссии                           Л.В. Посохова

Члены Комиссии                                      Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-34-2013

­­­­

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г.                                            г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти;

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 04-6/2-34-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер К. без предварительного его согласия рекламы «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***»,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «СМАРТС», ЗАО «Астрахань-GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «ГрандТелеком», ООО «Моби Сервис», ООО «ИНФОРМАТОР», ИП Е., К., ООО «Нано-Финанс», ОАО «Мобильные ТелеСистемы»,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УСТАНОВИЛА:

 

 В Тверское УФАС России из Рязанского УФАС России поступило заявление К. (далее также заявитель) о распространении 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-*** без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***».

Рязанское УФАС России в порядке пункта 3.20.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, направило в адрес Тверского УФАС России заявление владельца номера 8-910-*** оператора сотовой связи ОАО «Мобильные Телесистемы», а также дополнительно полученные Рязанским УФАС России в ходе предварительного рассмотрения заявления документы.

Как следует из представленных Рязанским УФАС России документов и сведений, к распространению вышеуказанного смс-сообщения на номер заявителя имеет непосредственное отношение индивидуальный предприниматель Е. (далее - ИП Е.), с которым ООО «Нано-Финанс» заключен договор возмездного оказания услуг от  01.11.2012 № 15. При этом ИП Е. зарегистрирован  в Тверской области, что и обусловило необходимость направления всех материалов для рассмотрения в Тверское УФАС России.

В своем заявлении К. сообщил, что согласия на получение рекламных сообщений от ООО «Нано-Финанс» не давал.

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются услуги ООО «Нано-Финанс».

Согласно части 1 статьи 5 Закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

На рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано.

Как указано выше, при обращении в Тверское УФАС России заявитель сообщил об отсутствии его разрешения на получение рекламных сообщений от ООО «Нано-Финанс».

ООО «Нано-Финанс» в письме от 28.02.2013 № 33 сообщило, что рекламораспространителем рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы  ООО «Нано-Финанс» 8800***» является ИП Е., с которым был заключен договор возмездного оказания услуг от 01.11.2012.   

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Учитывая отсутствие разрешения заявителя и его согласия на получение рекламы услуг ООО «Нано-Финанс», при распространении 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-*** без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***», были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

Как указано выше, статьей 3 Закона определено, что рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом Закон содержит понятие рекламораспространителя и не ограничивает количество таких рекламораспространителей (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011  по делу № А40-***).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Оператором сотовой связи номера телефона 8-910-***, принадлежащего заявителю, является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС»). 

В соответствии с детализацией состоявшихся разговоров за 16.01.2013, представленной заявителем, смс-сообщение следующего содержания: «Займы на любые цели! Звони! Займы ООО «Нано-Финанс» 8800***» поступило с телефонного номера +7902***.

Из представленных пояснений ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от 06.05.2013                       следует, что смс-сообщение поступило с телефонного номера +7902***, не относящегося к номерной емкости ОАО «МТС». Указанный номер относится к номерной емкости ОАО «СМАРТС».

Решением Федерального Агентства Связи об изменении нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации от 28.08.2008 № 23962 ресурс нумерации 3700000-3799999 выделен ОАО «СМАРТС».

Полученные из Рязанского УФАС России и дополнительно полученные Тверским УФАС России документы свидетельствуют о следующем.

Из представленной ОАО «СМАРТС» информации от 08.05.2013 № 1-1283 следует, что указанный номер закреплен за СМС-центром ЗАО «Астрахань-GSM». Из ответа ЗАО «Астрахань-GSM» от 15.05.2013 № 01/938 следует, что ЗАО «Астрахань-GSM» в целях распространения смс-рекламы заключает договоры с юридическими лицами по пропуску SMS трафика.

Между ЗАО «Астрахань-GSM» (Оператор) и ООО «Крафт Телеком» (Абонент) заключен договор от 01.04.2012 № 06-02-*** , согласно пунктам 2.1, 3.1.2 и 3.1.4 которого Абонент передает Оператору, а Оператор обеспечивает отправку смс-сообщений, поступивших от Абонента.

Согласно пояснениям ООО «Крафт Телеком» от 22.05.2013 отправка смс-сообщения была осуществлена исключительно в рамках заключенного договора от 01.08.2011 № 01/08 с ООО «Моби Сервис».

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора и Приложению № 1 к договору, заключенного между ООО «Крафт Телеком» (Исполнитель) и ООО «Моби Сервис» (Заказчик), Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по рассылке смс-сообщений через Интерфейс (технические средства Исполнителя, предоставляющие возможность формировать и передавать Абонентам короткие текстовые сообщения (sms-сообщения)).

В свою очередь, ООО «Моби Сервис» предоставило техническую возможность для формирования и отправления смс-сообщений ЗАО «ГрандТелеком» в целях исполнения договора от 01.03.2012 № 51.

Между ООО «Моби Сервис» (Исполнитель) и ЗАО «Гранд Телеком» (Заказчик) заключен договор от 01.03.2012 № 51, согласно которому Исполнитель оказывает Заказчику  услуги по отправке смс-сообщений в порядке и на условиях, предусмотренных договором, Приложениями и дополнительными соглашениями к нему, а Заказчик оплачивает оказанные услуги исходя из объема доставленных смс-сообщений.

18.09.2013  ЗАО «ГрандТелеком» (Исполнитель) заключило договор оказания услуг         № 000***  с ООО «ИНФОРМАТОР» (Заказчик), согласно которому Заказчик формирует смс-сообщения, а Исполнитель за вознаграждение оказывает услуги по отправке смс-сообщений.

По сообщению ООО «ИНФОРМАТОР» (письмо от 05.08.2013), отправка смс-сообщения на телефонный номер К. была инициирована ИП Е., что подтверждается договором от 01.10.2012 № 23378/*** . Согласно пунктам 5.4, 5.5, 5.6 и 5.7 вышеуказанного договора Заказчик (ИП Е.) получает доступ к Системе, формирует смс-сообщения и передает их Исполнителю (ООО «ИНФОРМАТОР»), а Исполнитель отправляет смс-сообщения Абонентам.

Согласно условиям договора возмездного оказания услуг от 01.11.2012 № 15, заключенного между ООО «Нано-Финанс» и ИП Е., исполнитель (ИП Е.) обязуется оказать услуги по распространению сообщений по сетям электросвязи.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что фактическое (или физическое) доведение смс-сообщений до абонента, в данном случае, заявителя, о рекламе услуг ООО «Нано-Финанс» осуществлялось цепочкой рекламораспространителей – ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е.

Принимая во внимание совокупность действий всех лиц, участвующих в схеме доведения смс-сообщений до Заявителя, Комиссия считает действия ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. по распространению смс-сообщения на телефонный номер заявителя по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без его предварительного согласия, нарушающими часть 1 статьи 18 Закона.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия  ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. по распространению 16.01.2013 в 10 часов 49 минут на телефонный номер заявителя 8-910-***  смс-сообщения, содержащего рекламу услуг ООО «Нано-Финанс», нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ООО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством смс-сообщений без предварительного согласия абонента.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителей указанной рекламы: ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ООО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                           Л.В. Посохова    

Члены Комиссии                                        Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-34-2013 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

Резолютивная часть предписания объявлена 27 сентября 2013 года                                г. Тверь

Предписание изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

на основании решения от 27.09.2013 по делу № 04-6/2-34-2013 и в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. В течение 10 дней со дня получения настоящего предписания:
    1. ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер 8-910-*** обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно, прекратить распространение рекламных смс-сообщений услуг ООО «Нано-Финанс» без предварительного согласия абонента.

2. В течение 20 дней со дня получения настоящего предписания ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

Председатель Комиссии                           Л.В. Посохова

Члены Комиссии                                      Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/2-34-3252ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/2-34-3252ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/2-34-2013 [format] => [safe_value] => 04-6/2-34-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу  № 04-6/2-24-2013 по признакам нарушения требования статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся  в распространении ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента  ненадлежащей рекламы.

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу  № 04-6/2-24-2013 по признакам нарушения требования статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся  в распространении ЗАО Астрахань- GSM», ООО «Крафт Телеком», ООО «Моби Сервис», ЗАО «Гранд Телеком», ООО «ИНФОРМАТОР» и ИП Е. посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента  ненадлежащей рекламы.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-15 10:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-30 09:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386841587 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )