Решение и предписание по делу № 04-6/15-2012

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/15-2012
Дата публикации: 8 августа 2012, 09:55

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/15-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена:  23 июля 2012 года                           г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 06 августа 2012 года                                             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии - Посохова Л.В., заместитель руководителя;

Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;

- Иванова Ю.Б., специалист 1 разряда отдела  контроля органов власти;

- Никифорова Г.И., ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии:

- ИП Середин Дмитрий Владимирович - заявитель,

- Б. – заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области,

- Б. – старшего специалиста 1-го разряда УФМС по Тверской области,

- Т. -  заместителя начальника Отдела ФГУП «Паспортно-визовый сервис»,

- Т. – директора ООО «Эксперт»

рассмотрев  дело № 04-6/15-2012,  возбужденное по заявлению ИП Середин Д.В. от 11.04.2012 вх. № 1467 (далее – заявитель) по признакам нарушения Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области (далее – УФМС по Тверской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.04.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области поступило заявление ИП Середин Д.В., полагающего свои права существенно нарушенными в связи с размещением в помещении УФМС по Тверской области информации, содержание которой ущемляет его права, создает благоприятные условия  деятельности для ООО «Эксперт», который осуществляет аналогичный вид деятельности.

Заявитель представил размещенное на седьмом этаже в помещении УФМС по Тверской области информационное сообщение следующего содержания:

«В связи с многочисленными обращениями разъясняем, что осуществление контроля за деятельностью различного рода организаций, оказывающих юридические и иные услуги по оформлению документов, не входит в сферу полномочий Федеральной миграционной службы. Таким образом, УФМС по Тверской области не несет ответственности за деятельностьорганизаций, в частности, находящихся на 8-ом этаже нашего здания (офис 811»). В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России С.Е. Донцова от 30 сентября 2011 г. № 106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы по Тверской области. Отдел оказывает квалифицированную консультативную помощь, а также помощь в подготовке документов, связанных с получением государственной услугипо оформлению заграничного паспорта. Деятельность отдела и взаимодействие с Управлением ФМС России по Тверской области осуществляется на основании Соглашения. Официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС России по Тверской области в соответствии с заключенным договором является ООО «Эксперт» (г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15, 6 этаж, офис 613)».

В ходе рассмотрения заявления ИП Середин Д.В. Тверским УФАС России были  истребованы и проанализированы документы, составлены акты проверки здания и помещений по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова, д.15 (далее – здание), официального сайта  УФМС по Тверской области с целью сбора и анализа доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении.

УФМС по Тверской области признал факт размещения информационного сообщения сотрудниками УФМС, но полагает, что данное сообщение не ущемляет предпринимателя и его права (письма от 25.05.2012 № 1/7-1936 и от 25.05.2012 № 2/2 -2068). В обоснование своей позиции указало на требования Приказа ФМС России от 02.02.2011 №25 «Об объявлении решения коллегии ФМС от 26.01.2011 № КС-1 и № КС-2», в котором указано (п.22): «Начальникам территориальных органов ФМС России при открытии в субъектах Российской Федерации филиалов ФГУП «Паспортно-визовый центр» оказывать им всестороннюю помощь в осуществлении уставной деятельности» (далее – Приказ ФМС России от 02.02.2011 №25).

Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о следующем.

1. На седьмом этаже здания располагаются офисные помещения УФМС по Тверской области, согласно выписке из реестра федерального имущества от 06.06.2012 № 143/2 основанием возникновения вещного права на помещения  явились следующие документы: распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области  от 18.02.2008 № 77, с изменениями от 25.09.2009 № 408; акт-приемки-передачи от 19.02.2008 № 3.

Предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов и исполнение государственной функции по их учету осуществляются ФМС РФ и его структурными подразделениями в соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в соответствии с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденным Приказом ФМС России от 03.02.2010 N 26 (далее – Регламент ФМС, ФМС).

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах) государственная услуга является деятельностью органа власти по реализации этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей. Предоставлять государственные услуги могут только:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственных внебюджетных фондов;

- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Перечень органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, является закрытым.

2. Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 №1638-р создано федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы (далее - ФГУП «ПВС»), основным направлением деятельности ФГУП «ПВС» является оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультативных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС России и (или) его территориальные органы при получении государственных услуг.

В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России от 30.09.11 №106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис ФМС по Тверской области (далее – Отдел).

Согласно Уставу ФГУП «ПВС», утвержденному приказом ФМС от 09.12.09 № 347, предприятие осуществляет услуги:

- информационно-консультационного характера по вопросам въезда, пребывания, временного или постоянного проживания, осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

- услуги по оформлению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, оформлению и выдаче приглашений на въезд, а также по обеспечению соответствующими бланками.

Фактически Отдел занимается организационными вопросами, оказывает консультационную помощь, возмездные услуги, перечисленные в Уставе ФГУП «ПВС», заполнение заявлений для получения государственной услуги по оформлению загранпаспорта, оказывают агенты Отдела, заключившие с Отделом агентские договоры.

Согласно сведениям Отдела (письмо от 24.05.2012 № б/н, вх.от 25.05.2012 № 2136 и сайтов http://tver-ufms.ru, http://fms69.ru) агентами Отдела являются: ООО «Эксперт», ЗАО «Тверская Информ-Компания», ЗАО «Тверская Техинформ-Компания».

ООО «Эксперт» зарегистрировано 19.04.2011, с 05.05.2011 ООО «Эксперт» размещается на 6 этаже здания (офис 613) согласно договору аренды № 11 с ОАО «НИПКТИ» и сдает в субаренду Отделу 4 кв.м. арендуемой площади офиса 613 в соответствии с дополнительным соглашением к вышеуказанному договору от 15.06.2011 и договором субаренды недвижимого имущества № 354-СА/69. Кроме того, ООО «Эксперт» арендует офис 614 с 01.03.2012 в соответствии с дополнительным соглашением № 2  с ОАО «НИПКТИ».

30.09.2011 ФГУП «ПВС» заключило с ООО «Эксперт» агентский договор №334-АД/69, с ноября 2011 года ООО «Эксперт» принимает клиентов в офисе № 613 и оказывает возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта.

Заявитель размещается на восьмом этаже (офис 811), арендуя помещения  в соответствии с договором аренды с ОАО «Научно-исследовательский, проектный и конструкторско-технологический институт» (далее - ОАО «НИПКТИ») от 03.05.2011 и оказывает в нем возмездные услуги по заполнению заявлений, анкет для оформления загранпаспортов. При этом Заявитель не является Агентом Отдела, осуществляя вышеуказанную деятельность с 2006 года (ежегодно перезаключая договор аренды).

Таким образом, ООО «Эксперт» и Заявитель, располагаясь на различных этажах здания (шестой и восьмой соответственно), в котором на седьмом этаже размещается УФМС по Тверской области, оказывают возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, являясь участниками одного товарного рынка (соответствует позиции классификационных групп «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности»: 74.8   «Предоставление различных видов услуг»,  в том числе: 74.84 «Предоставление прочих услуг»), но с различной продолжительностью присутствия на рынке (Заявитель – с 2006 года, ООО «Эксперт» - с середины 2011 года.

Помимо Заявителя и агентов Отдела (ООО «Эксперт» ЗАО «Тверская Информ-Компания», ЗАО «Тверская Техинформ-Компания»), услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, в г. Твери оказывают ООО «Межгосударственный миграционный центр», ООО «Зева» и другие компании.

3. В помещении УФМС по Тверской области на седьмом этаже здания в соответствии с устными прояснениями Заявителя с декабря 2011 по июль 2012 были размещены информационные сообщения и рекламные объявления ООО «Эксперт» на листах красного цвета следующего содержания: «Заполнение анкет для: заграничных паспортов, гражданства, РВП, вида на жительство, патента, разрешения на работу и др. Тел. 8-960-703-43-84, 8-906-555-70-74, ул.Вагжанова, д.15, 6 этаж, офис 613. ООО «Эксперт». Агент ФГУП «ПВС» России».

 При этом на шестом этаже здания присутствовали размещенные ООО «Эксперт» объявления-указатели с  информацией о месте нахождения и оказываемых услугах: «Оформление паспортов и ксерокопия» (часть 5 Акта осмотра здания и помещений по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова д.15 (1, 6-8 этажи) от 18.04.2012, письмо от 25.05.2012 вх.2137), что является недостоверной информацией, поскольку государственная услуга по оформлению и выдаче паспортов может оказываться только государственными органами.  В конце мае 2012 (письмо о 25.05.2012 вх. № 2137) содержание объявлений-указателей было изменено следующим образом: «Оформление анкет для подачи документов на загранпаспорт, ксерокопия» (акт осмотра здания и помещений от 13.07.2012).

Согласно письму УФМС по Тверской области письму от 25.05.2012 №1/7-1936 после поступления Приказа ФМС России от 02.02.2011 № 25 УФМС по Тверской области в месте своего расположения для сведений граждан размещено информационное сообщение следующего содержания: «В связи с многочисленными обращениями разъясняем, что осуществление контроля за деятельностью различного рода организаций, оказывающих юридические и иные услуги по оформлению документов, не входит в сферу полномочий Федеральной миграционной службы. Таким образом, УФМС по Тверской области не несет ответственности за деятельность  организаций, в частности, находящихся на 8-ом этаже нашего здания (офис 811»). В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России С.Е. Донцова от 30 сентября 2011 г. № 106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы по Тверской области. Отдел оказывает квалифицированную консультативную помощь, а также помощь в подготовке документов, связанных с получением государственной услуги  по оформлению заграничного паспорта. Деятельность отдела и взаимодействие с Управлением ФМС России по Тверской области осуществляется на основании Соглашения. Официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС России по Тверской области в соответствии с заключенным договором является ООО «Эксперт» (г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15, 6 этаж, офис 613)».

Основанием для размещения данного информационного сообщения послужило требование приказа ФМС России от 02.02.2011 №25 об оказании всесторонней поддержки ФГУП «ПВС» и систематические претензии граждан на не квалифицированное оказание услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, как в офисе 811, где размещается заявитель, так и иными организациями, в том числе ООО «Эксперт». При этом документальные доказательства наличия жалоб или претензий граждан отсутствуют.

Анализ содержания информационного сообщения свидетельствует, что государственный орган исполнительной власти – УФМС по Тверской области с одной стороны отмечает, что не несет ответственности за деятельность всех хозяйствующих субъектов, оказывающих возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, и одновременно акцентирует внимание на деятельности ООО «Эксперт», который является агентом Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовая служба», созданного ФМС России, приводит данные о его местоположении (офис 613 этого же здания). 

Сообщение в совокупности воспринимается как положительная оценка деятельности ООО «Эксперт» на фоне иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, как гарантия должного оформления документов, что является существенным фактором влияния на потенциального потребителя, стремящегося быстро и с наименьшими временными и финансовыми затратами получить государственную услугу, а, следовательно, создает преимущества для ООО «Эксперт», что недопустимо в силу требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Анализ свидетельствует о том, что за период с ноября 2011 года по июнь 2012 года совокупный объем услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, оказанных ООО «Эксперт» и Заявителем, существенно уменьшился (в июне 2012 года объем услуг снизился на 33% по сравнению с ноябрем 2011 года), при общем росте обращений в УФМС по Тверской области с заявлениями об оказании государственной услуги «Оформление и выдача загранпаспорта» почти на 50% (в ноябре 2011 года – 4225 обращений, в июне 2012 года – 6315 обращений).            

Кроме того, анализ свидетельствует о перераспределении объемом возмездных услуг в пользу ООО «Эксперт». При этом перераспределение объемом возмездных услуг в пользу ООО «Эксперт» имеет место, несмотря на существенную разницу стоимости одинаковых по содержанию возмездных услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспортарта: у Заявителя - 280 руб., в ООО «Эксперт» - 500 руб.

4. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции признаются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия УФМС по Тверской области по размещению в месте своего нахождения информационного сообщения, содержащего положительную оценку деятельности ООО «Эксперт» на фоне иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, создают преимущества для ООО «Эксперт» и способно повлиять на конкуренцию на рынке возмездных услуг по заполнению заявлений для оформления загранпаспортов и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

5. Тверским УФАС установлено и отражено в акте осмотра официального сайта УФМС по Тверской области http://www.tver-ufms.ru от 19.04.2012 содержание сведений и информации на сайте УФМС по Тверской области, который согласно письму от 18.06.2012 №2/2-2068  ведет только само УФМС по Тверской области в соответствии с Приказами ФМС России от 16.12.2010 №416 и УФМС по Тверской области от 30.09.2011 № 116. В частности:

1). Официальный сайт УФМС по Тверской области http://www.tver-ufms.ru имеет ссылочный банер на официальный сайт ФГУП «ПСВ»  ФМС России, где открывается сайт Отдела http://fms69.ru.

2). На странице «Главная» официального сайта http://fms69.ru содержится следующая информация: ФГУП «ПВС». Отдел по Тверской области.  «Популярные услуги ФГУП «ПВС» ФМС России»:

Оформление заграничного паспорта нового поколения

- Получение паспорта нового поколения гражданином РФ

Оформление заграничного паспорта старого образца

- Получение паспорта старого образца гражданином РФ»,

здесь же приводится информация о том, что услуги оказываются «Официально и легитимно», «Быстро и без бюрократии», «Выгодно и профессионально».

Аналогичную информацию (об оказании услуг по оформлению паспортов) размещал Агент Отдела – ООО «Эксперт» на своих объявлениях-указателях (часть 5 Акта осмотра здания от 18.04.2012).

При этом данный перечень услуг ни Отделом, ни ООО «Эксперт»  не оказывается и оказываться не может в силу требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия УФМС по Тверской области по размещению информационного сообщения, содержащего сведения об одном из участников рынка оказания услуг по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по оформлению заграничного паспорта – ООО «Эксперт», создающее для него преимущества на данном рынке, нарушающими часть 1 статьи 15, статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать УФМС по Тверской области предписание о прекращении нарушения путем исключения из информационного сообщения, размещенного в помещениях УФМС по Тверской области, сведений об ООО «Эксперт» и упоминания об организации на восьмом этаже (офисе №811).

3. Рекомендовать УФМС по Тверской области привести содержание информации на официальном сайте в сети интернет об оказываемых Отделом ФГУП «ПВС» по Тверской области услугах в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

Председатель Комиссии:     Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Л.К. Красюкова,  Ю.Б. Иванова,  Г.И. Никифорова   

 

       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/15-2012

 

06 августа 2012 года                                                                                               г. Тверь  

     

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;

- Никифорова Г.И., ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

-  Иванова Ю.Б., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и  на основании своего  решения  от 06 августа 2012  по делу  № 04-6/15-2012 о нарушении Управлением федеральной миграционной службы по Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д.13) (далее – УФМС по Тверской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Управлению Федеральной миграционной службы по Тверской области:

  1. В срок до 13.08.2012 исключить из информационного сообщения, размещенного в помещениях УФМС по Тверской области, сведения об ООО «Эксперт» и упоминание об организации на восьмом этаже (офисе № 811).
  2. О выполнении настоящего предписания проинформировать Тверское УФАС России в срок до 20.08.2012 года.

 

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

 

Председатель Комиссии:     Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Л.К. Красюкова,  Ю.Б. Иванова,  Г.И. Никифорова   

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 7782 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/15-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7782 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358402419 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/15-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена:  23 июля 2012 года                           г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 06 августа 2012 года                                             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии - Посохова Л.В., заместитель руководителя;

Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;

- Иванова Ю.Б., специалист 1 разряда отдела  контроля органов власти;

- Никифорова Г.И., ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии:

- ИП Середин Дмитрий Владимирович - заявитель,

- Б. – заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области,

- Б. – старшего специалиста 1-го разряда УФМС по Тверской области,

- Т. -  заместителя начальника Отдела ФГУП «Паспортно-визовый сервис»,

- Т. – директора ООО «Эксперт»

рассмотрев  дело № 04-6/15-2012,  возбужденное по заявлению ИП Середин Д.В. от 11.04.2012 вх. № 1467 (далее – заявитель) по признакам нарушения Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области (далее – УФМС по Тверской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.04.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области поступило заявление ИП Середин Д.В., полагающего свои права существенно нарушенными в связи с размещением в помещении УФМС по Тверской области информации, содержание которой ущемляет его права, создает благоприятные условия  деятельности для ООО «Эксперт», который осуществляет аналогичный вид деятельности.

Заявитель представил размещенное на седьмом этаже в помещении УФМС по Тверской области информационное сообщение следующего содержания:

«В связи с многочисленными обращениями разъясняем, что осуществление контроля за деятельностью различного рода организаций, оказывающих юридические и иные услуги по оформлению документов, не входит в сферу полномочий Федеральной миграционной службы. Таким образом, УФМС по Тверской области не несет ответственности за деятельностьорганизаций, в частности, находящихся на 8-ом этаже нашего здания (офис 811»). В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России С.Е. Донцова от 30 сентября 2011 г. № 106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы по Тверской области. Отдел оказывает квалифицированную консультативную помощь, а также помощь в подготовке документов, связанных с получением государственной услугипо оформлению заграничного паспорта. Деятельность отдела и взаимодействие с Управлением ФМС России по Тверской области осуществляется на основании Соглашения. Официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС России по Тверской области в соответствии с заключенным договором является ООО «Эксперт» (г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15, 6 этаж, офис 613)».

В ходе рассмотрения заявления ИП Середин Д.В. Тверским УФАС России были  истребованы и проанализированы документы, составлены акты проверки здания и помещений по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова, д.15 (далее – здание), официального сайта  УФМС по Тверской области с целью сбора и анализа доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении.

УФМС по Тверской области признал факт размещения информационного сообщения сотрудниками УФМС, но полагает, что данное сообщение не ущемляет предпринимателя и его права (письма от 25.05.2012 № 1/7-1936 и от 25.05.2012 № 2/2 -2068). В обоснование своей позиции указало на требования Приказа ФМС России от 02.02.2011 №25 «Об объявлении решения коллегии ФМС от 26.01.2011 № КС-1 и № КС-2», в котором указано (п.22): «Начальникам территориальных органов ФМС России при открытии в субъектах Российской Федерации филиалов ФГУП «Паспортно-визовый центр» оказывать им всестороннюю помощь в осуществлении уставной деятельности» (далее – Приказ ФМС России от 02.02.2011 №25).

Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о следующем.

1. На седьмом этаже здания располагаются офисные помещения УФМС по Тверской области, согласно выписке из реестра федерального имущества от 06.06.2012 № 143/2 основанием возникновения вещного права на помещения  явились следующие документы: распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области  от 18.02.2008 № 77, с изменениями от 25.09.2009 № 408; акт-приемки-передачи от 19.02.2008 № 3.

Предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов и исполнение государственной функции по их учету осуществляются ФМС РФ и его структурными подразделениями в соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в соответствии с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденным Приказом ФМС России от 03.02.2010 N 26 (далее – Регламент ФМС, ФМС).

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах) государственная услуга является деятельностью органа власти по реализации этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей. Предоставлять государственные услуги могут только:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственных внебюджетных фондов;

- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Перечень органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, является закрытым.

2. Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 №1638-р создано федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы (далее - ФГУП «ПВС»), основным направлением деятельности ФГУП «ПВС» является оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультативных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС России и (или) его территориальные органы при получении государственных услуг.

В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России от 30.09.11 №106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис ФМС по Тверской области (далее – Отдел).

Согласно Уставу ФГУП «ПВС», утвержденному приказом ФМС от 09.12.09 № 347, предприятие осуществляет услуги:

- информационно-консультационного характера по вопросам въезда, пребывания, временного или постоянного проживания, осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

- услуги по оформлению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, оформлению и выдаче приглашений на въезд, а также по обеспечению соответствующими бланками.

Фактически Отдел занимается организационными вопросами, оказывает консультационную помощь, возмездные услуги, перечисленные в Уставе ФГУП «ПВС», заполнение заявлений для получения государственной услуги по оформлению загранпаспорта, оказывают агенты Отдела, заключившие с Отделом агентские договоры.

Согласно сведениям Отдела (письмо от 24.05.2012 № б/н, вх.от 25.05.2012 № 2136 и сайтов http://tver-ufms.ru, http://fms69.ru) агентами Отдела являются: ООО «Эксперт», ЗАО «Тверская Информ-Компания», ЗАО «Тверская Техинформ-Компания».

ООО «Эксперт» зарегистрировано 19.04.2011, с 05.05.2011 ООО «Эксперт» размещается на 6 этаже здания (офис 613) согласно договору аренды № 11 с ОАО «НИПКТИ» и сдает в субаренду Отделу 4 кв.м. арендуемой площади офиса 613 в соответствии с дополнительным соглашением к вышеуказанному договору от 15.06.2011 и договором субаренды недвижимого имущества № 354-СА/69. Кроме того, ООО «Эксперт» арендует офис 614 с 01.03.2012 в соответствии с дополнительным соглашением № 2  с ОАО «НИПКТИ».

30.09.2011 ФГУП «ПВС» заключило с ООО «Эксперт» агентский договор №334-АД/69, с ноября 2011 года ООО «Эксперт» принимает клиентов в офисе № 613 и оказывает возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта.

Заявитель размещается на восьмом этаже (офис 811), арендуя помещения  в соответствии с договором аренды с ОАО «Научно-исследовательский, проектный и конструкторско-технологический институт» (далее - ОАО «НИПКТИ») от 03.05.2011 и оказывает в нем возмездные услуги по заполнению заявлений, анкет для оформления загранпаспортов. При этом Заявитель не является Агентом Отдела, осуществляя вышеуказанную деятельность с 2006 года (ежегодно перезаключая договор аренды).

Таким образом, ООО «Эксперт» и Заявитель, располагаясь на различных этажах здания (шестой и восьмой соответственно), в котором на седьмом этаже размещается УФМС по Тверской области, оказывают возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, являясь участниками одного товарного рынка (соответствует позиции классификационных групп «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности»: 74.8   «Предоставление различных видов услуг»,  в том числе: 74.84 «Предоставление прочих услуг»), но с различной продолжительностью присутствия на рынке (Заявитель – с 2006 года, ООО «Эксперт» - с середины 2011 года.

Помимо Заявителя и агентов Отдела (ООО «Эксперт» ЗАО «Тверская Информ-Компания», ЗАО «Тверская Техинформ-Компания»), услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, в г. Твери оказывают ООО «Межгосударственный миграционный центр», ООО «Зева» и другие компании.

3. В помещении УФМС по Тверской области на седьмом этаже здания в соответствии с устными прояснениями Заявителя с декабря 2011 по июль 2012 были размещены информационные сообщения и рекламные объявления ООО «Эксперт» на листах красного цвета следующего содержания: «Заполнение анкет для: заграничных паспортов, гражданства, РВП, вида на жительство, патента, разрешения на работу и др. Тел. 8-960-703-43-84, 8-906-555-70-74, ул.Вагжанова, д.15, 6 этаж, офис 613. ООО «Эксперт». Агент ФГУП «ПВС» России».

 При этом на шестом этаже здания присутствовали размещенные ООО «Эксперт» объявления-указатели с  информацией о месте нахождения и оказываемых услугах: «Оформление паспортов и ксерокопия» (часть 5 Акта осмотра здания и помещений по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова д.15 (1, 6-8 этажи) от 18.04.2012, письмо от 25.05.2012 вх.2137), что является недостоверной информацией, поскольку государственная услуга по оформлению и выдаче паспортов может оказываться только государственными органами.  В конце мае 2012 (письмо о 25.05.2012 вх. № 2137) содержание объявлений-указателей было изменено следующим образом: «Оформление анкет для подачи документов на загранпаспорт, ксерокопия» (акт осмотра здания и помещений от 13.07.2012).

Согласно письму УФМС по Тверской области письму от 25.05.2012 №1/7-1936 после поступления Приказа ФМС России от 02.02.2011 № 25 УФМС по Тверской области в месте своего расположения для сведений граждан размещено информационное сообщение следующего содержания: «В связи с многочисленными обращениями разъясняем, что осуществление контроля за деятельностью различного рода организаций, оказывающих юридические и иные услуги по оформлению документов, не входит в сферу полномочий Федеральной миграционной службы. Таким образом, УФМС по Тверской области не несет ответственности за деятельность  организаций, в частности, находящихся на 8-ом этаже нашего здания (офис 811»). В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России С.Е. Донцова от 30 сентября 2011 г. № 106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы по Тверской области. Отдел оказывает квалифицированную консультативную помощь, а также помощь в подготовке документов, связанных с получением государственной услуги  по оформлению заграничного паспорта. Деятельность отдела и взаимодействие с Управлением ФМС России по Тверской области осуществляется на основании Соглашения. Официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС России по Тверской области в соответствии с заключенным договором является ООО «Эксперт» (г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15, 6 этаж, офис 613)».

Основанием для размещения данного информационного сообщения послужило требование приказа ФМС России от 02.02.2011 №25 об оказании всесторонней поддержки ФГУП «ПВС» и систематические претензии граждан на не квалифицированное оказание услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, как в офисе 811, где размещается заявитель, так и иными организациями, в том числе ООО «Эксперт». При этом документальные доказательства наличия жалоб или претензий граждан отсутствуют.

Анализ содержания информационного сообщения свидетельствует, что государственный орган исполнительной власти – УФМС по Тверской области с одной стороны отмечает, что не несет ответственности за деятельность всех хозяйствующих субъектов, оказывающих возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, и одновременно акцентирует внимание на деятельности ООО «Эксперт», который является агентом Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовая служба», созданного ФМС России, приводит данные о его местоположении (офис 613 этого же здания). 

Сообщение в совокупности воспринимается как положительная оценка деятельности ООО «Эксперт» на фоне иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, как гарантия должного оформления документов, что является существенным фактором влияния на потенциального потребителя, стремящегося быстро и с наименьшими временными и финансовыми затратами получить государственную услугу, а, следовательно, создает преимущества для ООО «Эксперт», что недопустимо в силу требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Анализ свидетельствует о том, что за период с ноября 2011 года по июнь 2012 года совокупный объем услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, оказанных ООО «Эксперт» и Заявителем, существенно уменьшился (в июне 2012 года объем услуг снизился на 33% по сравнению с ноябрем 2011 года), при общем росте обращений в УФМС по Тверской области с заявлениями об оказании государственной услуги «Оформление и выдача загранпаспорта» почти на 50% (в ноябре 2011 года – 4225 обращений, в июне 2012 года – 6315 обращений).            

Кроме того, анализ свидетельствует о перераспределении объемом возмездных услуг в пользу ООО «Эксперт». При этом перераспределение объемом возмездных услуг в пользу ООО «Эксперт» имеет место, несмотря на существенную разницу стоимости одинаковых по содержанию возмездных услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспортарта: у Заявителя - 280 руб., в ООО «Эксперт» - 500 руб.

4. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции признаются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия УФМС по Тверской области по размещению в месте своего нахождения информационного сообщения, содержащего положительную оценку деятельности ООО «Эксперт» на фоне иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, создают преимущества для ООО «Эксперт» и способно повлиять на конкуренцию на рынке возмездных услуг по заполнению заявлений для оформления загранпаспортов и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

5. Тверским УФАС установлено и отражено в акте осмотра официального сайта УФМС по Тверской области http://www.tver-ufms.ru от 19.04.2012 содержание сведений и информации на сайте УФМС по Тверской области, который согласно письму от 18.06.2012 №2/2-2068  ведет только само УФМС по Тверской области в соответствии с Приказами ФМС России от 16.12.2010 №416 и УФМС по Тверской области от 30.09.2011 № 116. В частности:

1). Официальный сайт УФМС по Тверской области http://www.tver-ufms.ru имеет ссылочный банер на официальный сайт ФГУП «ПСВ»  ФМС России, где открывается сайт Отдела http://fms69.ru.

2). На странице «Главная» официального сайта http://fms69.ru содержится следующая информация: ФГУП «ПВС». Отдел по Тверской области.  «Популярные услуги ФГУП «ПВС» ФМС России»:

Оформление заграничного паспорта нового поколения

- Получение паспорта нового поколения гражданином РФ

Оформление заграничного паспорта старого образца

- Получение паспорта старого образца гражданином РФ»,

здесь же приводится информация о том, что услуги оказываются «Официально и легитимно», «Быстро и без бюрократии», «Выгодно и профессионально».

Аналогичную информацию (об оказании услуг по оформлению паспортов) размещал Агент Отдела – ООО «Эксперт» на своих объявлениях-указателях (часть 5 Акта осмотра здания от 18.04.2012).

При этом данный перечень услуг ни Отделом, ни ООО «Эксперт»  не оказывается и оказываться не может в силу требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия УФМС по Тверской области по размещению информационного сообщения, содержащего сведения об одном из участников рынка оказания услуг по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по оформлению заграничного паспорта – ООО «Эксперт», создающее для него преимущества на данном рынке, нарушающими часть 1 статьи 15, статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать УФМС по Тверской области предписание о прекращении нарушения путем исключения из информационного сообщения, размещенного в помещениях УФМС по Тверской области, сведений об ООО «Эксперт» и упоминания об организации на восьмом этаже (офисе №811).

3. Рекомендовать УФМС по Тверской области привести содержание информации на официальном сайте в сети интернет об оказываемых Отделом ФГУП «ПВС» по Тверской области услугах в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

Председатель Комиссии:     Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Л.К. Красюкова,  Ю.Б. Иванова,  Г.И. Никифорова   

 

       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/15-2012

 

06 августа 2012 года                                                                                               г. Тверь  

     

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;

- Никифорова Г.И., ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

-  Иванова Ю.Б., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и  на основании своего  решения  от 06 августа 2012  по делу  № 04-6/15-2012 о нарушении Управлением федеральной миграционной службы по Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д.13) (далее – УФМС по Тверской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Управлению Федеральной миграционной службы по Тверской области:

  1. В срок до 13.08.2012 исключить из информационного сообщения, размещенного в помещениях УФМС по Тверской области, сведения об ООО «Эксперт» и упоминание об организации на восьмом этаже (офисе № 811).
  2. О выполнении настоящего предписания проинформировать Тверское УФАС России в срок до 20.08.2012 года.

 

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

 

Председатель Комиссии:     Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Л.К. Красюкова,  Ю.Б. Иванова,  Г.И. Никифорова   

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-6/15-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена:  23 июля 2012 года                           г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 06 августа 2012 года                                             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии - Посохова Л.В., заместитель руководителя;

Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;

- Иванова Ю.Б., специалист 1 разряда отдела  контроля органов власти;

- Никифорова Г.И., ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии:

- ИП Середин Дмитрий Владимирович - заявитель,

- Б. – заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области,

- Б. – старшего специалиста 1-го разряда УФМС по Тверской области,

- Т. -  заместителя начальника Отдела ФГУП «Паспортно-визовый сервис»,

- Т. – директора ООО «Эксперт»

рассмотрев  дело № 04-6/15-2012,  возбужденное по заявлению ИП Середин Д.В. от 11.04.2012 вх. № 1467 (далее – заявитель) по признакам нарушения Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области (далее – УФМС по Тверской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.04.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области поступило заявление ИП Середин Д.В., полагающего свои права существенно нарушенными в связи с размещением в помещении УФМС по Тверской области информации, содержание которой ущемляет его права, создает благоприятные условия  деятельности для ООО «Эксперт», который осуществляет аналогичный вид деятельности.

Заявитель представил размещенное на седьмом этаже в помещении УФМС по Тверской области информационное сообщение следующего содержания:

«В связи с многочисленными обращениями разъясняем, что осуществление контроля за деятельностью различного рода организаций, оказывающих юридические и иные услуги по оформлению документов, не входит в сферу полномочий Федеральной миграционной службы. Таким образом, УФМС по Тверской области не несет ответственности за деятельностьорганизаций, в частности, находящихся на 8-ом этаже нашего здания (офис 811»). В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России С.Е. Донцова от 30 сентября 2011 г. № 106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы по Тверской области. Отдел оказывает квалифицированную консультативную помощь, а также помощь в подготовке документов, связанных с получением государственной услугипо оформлению заграничного паспорта. Деятельность отдела и взаимодействие с Управлением ФМС России по Тверской области осуществляется на основании Соглашения. Официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС России по Тверской области в соответствии с заключенным договором является ООО «Эксперт» (г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15, 6 этаж, офис 613)».

В ходе рассмотрения заявления ИП Середин Д.В. Тверским УФАС России были  истребованы и проанализированы документы, составлены акты проверки здания и помещений по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова, д.15 (далее – здание), официального сайта  УФМС по Тверской области с целью сбора и анализа доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении.

УФМС по Тверской области признал факт размещения информационного сообщения сотрудниками УФМС, но полагает, что данное сообщение не ущемляет предпринимателя и его права (письма от 25.05.2012 № 1/7-1936 и от 25.05.2012 № 2/2 -2068). В обоснование своей позиции указало на требования Приказа ФМС России от 02.02.2011 №25 «Об объявлении решения коллегии ФМС от 26.01.2011 № КС-1 и № КС-2», в котором указано (п.22): «Начальникам территориальных органов ФМС России при открытии в субъектах Российской Федерации филиалов ФГУП «Паспортно-визовый центр» оказывать им всестороннюю помощь в осуществлении уставной деятельности» (далее – Приказ ФМС России от 02.02.2011 №25).

Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о следующем.

1. На седьмом этаже здания располагаются офисные помещения УФМС по Тверской области, согласно выписке из реестра федерального имущества от 06.06.2012 № 143/2 основанием возникновения вещного права на помещения  явились следующие документы: распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области  от 18.02.2008 № 77, с изменениями от 25.09.2009 № 408; акт-приемки-передачи от 19.02.2008 № 3.

Предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов и исполнение государственной функции по их учету осуществляются ФМС РФ и его структурными подразделениями в соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в соответствии с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденным Приказом ФМС России от 03.02.2010 N 26 (далее – Регламент ФМС, ФМС).

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах) государственная услуга является деятельностью органа власти по реализации этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей. Предоставлять государственные услуги могут только:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственных внебюджетных фондов;

- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Перечень органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, является закрытым.

2. Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 №1638-р создано федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы (далее - ФГУП «ПВС»), основным направлением деятельности ФГУП «ПВС» является оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультативных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС России и (или) его территориальные органы при получении государственных услуг.

В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России от 30.09.11 №106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис ФМС по Тверской области (далее – Отдел).

Согласно Уставу ФГУП «ПВС», утвержденному приказом ФМС от 09.12.09 № 347, предприятие осуществляет услуги:

- информационно-консультационного характера по вопросам въезда, пребывания, временного или постоянного проживания, осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

- услуги по оформлению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, оформлению и выдаче приглашений на въезд, а также по обеспечению соответствующими бланками.

Фактически Отдел занимается организационными вопросами, оказывает консультационную помощь, возмездные услуги, перечисленные в Уставе ФГУП «ПВС», заполнение заявлений для получения государственной услуги по оформлению загранпаспорта, оказывают агенты Отдела, заключившие с Отделом агентские договоры.

Согласно сведениям Отдела (письмо от 24.05.2012 № б/н, вх.от 25.05.2012 № 2136 и сайтов http://tver-ufms.ru, http://fms69.ru) агентами Отдела являются: ООО «Эксперт», ЗАО «Тверская Информ-Компания», ЗАО «Тверская Техинформ-Компания».

ООО «Эксперт» зарегистрировано 19.04.2011, с 05.05.2011 ООО «Эксперт» размещается на 6 этаже здания (офис 613) согласно договору аренды № 11 с ОАО «НИПКТИ» и сдает в субаренду Отделу 4 кв.м. арендуемой площади офиса 613 в соответствии с дополнительным соглашением к вышеуказанному договору от 15.06.2011 и договором субаренды недвижимого имущества № 354-СА/69. Кроме того, ООО «Эксперт» арендует офис 614 с 01.03.2012 в соответствии с дополнительным соглашением № 2  с ОАО «НИПКТИ».

30.09.2011 ФГУП «ПВС» заключило с ООО «Эксперт» агентский договор №334-АД/69, с ноября 2011 года ООО «Эксперт» принимает клиентов в офисе № 613 и оказывает возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта.

Заявитель размещается на восьмом этаже (офис 811), арендуя помещения  в соответствии с договором аренды с ОАО «Научно-исследовательский, проектный и конструкторско-технологический институт» (далее - ОАО «НИПКТИ») от 03.05.2011 и оказывает в нем возмездные услуги по заполнению заявлений, анкет для оформления загранпаспортов. При этом Заявитель не является Агентом Отдела, осуществляя вышеуказанную деятельность с 2006 года (ежегодно перезаключая договор аренды).

Таким образом, ООО «Эксперт» и Заявитель, располагаясь на различных этажах здания (шестой и восьмой соответственно), в котором на седьмом этаже размещается УФМС по Тверской области, оказывают возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, являясь участниками одного товарного рынка (соответствует позиции классификационных групп «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности»: 74.8   «Предоставление различных видов услуг»,  в том числе: 74.84 «Предоставление прочих услуг»), но с различной продолжительностью присутствия на рынке (Заявитель – с 2006 года, ООО «Эксперт» - с середины 2011 года.

Помимо Заявителя и агентов Отдела (ООО «Эксперт» ЗАО «Тверская Информ-Компания», ЗАО «Тверская Техинформ-Компания»), услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, в г. Твери оказывают ООО «Межгосударственный миграционный центр», ООО «Зева» и другие компании.

3. В помещении УФМС по Тверской области на седьмом этаже здания в соответствии с устными прояснениями Заявителя с декабря 2011 по июль 2012 были размещены информационные сообщения и рекламные объявления ООО «Эксперт» на листах красного цвета следующего содержания: «Заполнение анкет для: заграничных паспортов, гражданства, РВП, вида на жительство, патента, разрешения на работу и др. Тел. 8-960-703-43-84, 8-906-555-70-74, ул.Вагжанова, д.15, 6 этаж, офис 613. ООО «Эксперт». Агент ФГУП «ПВС» России».

 При этом на шестом этаже здания присутствовали размещенные ООО «Эксперт» объявления-указатели с  информацией о месте нахождения и оказываемых услугах: «Оформление паспортов и ксерокопия» (часть 5 Акта осмотра здания и помещений по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова д.15 (1, 6-8 этажи) от 18.04.2012, письмо от 25.05.2012 вх.2137), что является недостоверной информацией, поскольку государственная услуга по оформлению и выдаче паспортов может оказываться только государственными органами.  В конце мае 2012 (письмо о 25.05.2012 вх. № 2137) содержание объявлений-указателей было изменено следующим образом: «Оформление анкет для подачи документов на загранпаспорт, ксерокопия» (акт осмотра здания и помещений от 13.07.2012).

Согласно письму УФМС по Тверской области письму от 25.05.2012 №1/7-1936 после поступления Приказа ФМС России от 02.02.2011 № 25 УФМС по Тверской области в месте своего расположения для сведений граждан размещено информационное сообщение следующего содержания: «В связи с многочисленными обращениями разъясняем, что осуществление контроля за деятельностью различного рода организаций, оказывающих юридические и иные услуги по оформлению документов, не входит в сферу полномочий Федеральной миграционной службы. Таким образом, УФМС по Тверской области не несет ответственности за деятельность  организаций, в частности, находящихся на 8-ом этаже нашего здания (офис 811»). В соответствии с приказом ФГУП «ПВС» ФМС России С.Е. Донцова от 30 сентября 2011 г. № 106-П/69 на территории Тверской области создан отдел Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы по Тверской области. Отдел оказывает квалифицированную консультативную помощь, а также помощь в подготовке документов, связанных с получением государственной услуги  по оформлению заграничного паспорта. Деятельность отдела и взаимодействие с Управлением ФМС России по Тверской области осуществляется на основании Соглашения. Официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС России по Тверской области в соответствии с заключенным договором является ООО «Эксперт» (г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15, 6 этаж, офис 613)».

Основанием для размещения данного информационного сообщения послужило требование приказа ФМС России от 02.02.2011 №25 об оказании всесторонней поддержки ФГУП «ПВС» и систематические претензии граждан на не квалифицированное оказание услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, как в офисе 811, где размещается заявитель, так и иными организациями, в том числе ООО «Эксперт». При этом документальные доказательства наличия жалоб или претензий граждан отсутствуют.

Анализ содержания информационного сообщения свидетельствует, что государственный орган исполнительной власти – УФМС по Тверской области с одной стороны отмечает, что не несет ответственности за деятельность всех хозяйствующих субъектов, оказывающих возмездные услуги по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, и одновременно акцентирует внимание на деятельности ООО «Эксперт», который является агентом Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовая служба», созданного ФМС России, приводит данные о его местоположении (офис 613 этого же здания). 

Сообщение в совокупности воспринимается как положительная оценка деятельности ООО «Эксперт» на фоне иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, как гарантия должного оформления документов, что является существенным фактором влияния на потенциального потребителя, стремящегося быстро и с наименьшими временными и финансовыми затратами получить государственную услугу, а, следовательно, создает преимущества для ООО «Эксперт», что недопустимо в силу требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Анализ свидетельствует о том, что за период с ноября 2011 года по июнь 2012 года совокупный объем услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспорта, оказанных ООО «Эксперт» и Заявителем, существенно уменьшился (в июне 2012 года объем услуг снизился на 33% по сравнению с ноябрем 2011 года), при общем росте обращений в УФМС по Тверской области с заявлениями об оказании государственной услуги «Оформление и выдача загранпаспорта» почти на 50% (в ноябре 2011 года – 4225 обращений, в июне 2012 года – 6315 обращений).            

Кроме того, анализ свидетельствует о перераспределении объемом возмездных услуг в пользу ООО «Эксперт». При этом перераспределение объемом возмездных услуг в пользу ООО «Эксперт» имеет место, несмотря на существенную разницу стоимости одинаковых по содержанию возмездных услуг по оформлению документов, необходимых для получения загранпаспортарта: у Заявителя - 280 руб., в ООО «Эксперт» - 500 руб.

4. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции признаются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия УФМС по Тверской области по размещению в месте своего нахождения информационного сообщения, содержащего положительную оценку деятельности ООО «Эксперт» на фоне иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, создают преимущества для ООО «Эксперт» и способно повлиять на конкуренцию на рынке возмездных услуг по заполнению заявлений для оформления загранпаспортов и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

5. Тверским УФАС установлено и отражено в акте осмотра официального сайта УФМС по Тверской области http://www.tver-ufms.ru от 19.04.2012 содержание сведений и информации на сайте УФМС по Тверской области, который согласно письму от 18.06.2012 №2/2-2068  ведет только само УФМС по Тверской области в соответствии с Приказами ФМС России от 16.12.2010 №416 и УФМС по Тверской области от 30.09.2011 № 116. В частности:

1). Официальный сайт УФМС по Тверской области http://www.tver-ufms.ru имеет ссылочный банер на официальный сайт ФГУП «ПСВ»  ФМС России, где открывается сайт Отдела http://fms69.ru.

2). На странице «Главная» официального сайта http://fms69.ru содержится следующая информация: ФГУП «ПВС». Отдел по Тверской области.  «Популярные услуги ФГУП «ПВС» ФМС России»:

Оформление заграничного паспорта нового поколения

- Получение паспорта нового поколения гражданином РФ

Оформление заграничного паспорта старого образца

- Получение паспорта старого образца гражданином РФ»,

здесь же приводится информация о том, что услуги оказываются «Официально и легитимно», «Быстро и без бюрократии», «Выгодно и профессионально».

Аналогичную информацию (об оказании услуг по оформлению паспортов) размещал Агент Отдела – ООО «Эксперт» на своих объявлениях-указателях (часть 5 Акта осмотра здания от 18.04.2012).

При этом данный перечень услуг ни Отделом, ни ООО «Эксперт»  не оказывается и оказываться не может в силу требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия УФМС по Тверской области по размещению информационного сообщения, содержащего сведения об одном из участников рынка оказания услуг по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по оформлению заграничного паспорта – ООО «Эксперт», создающее для него преимущества на данном рынке, нарушающими часть 1 статьи 15, статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать УФМС по Тверской области предписание о прекращении нарушения путем исключения из информационного сообщения, размещенного в помещениях УФМС по Тверской области, сведений об ООО «Эксперт» и упоминания об организации на восьмом этаже (офисе №811).

3. Рекомендовать УФМС по Тверской области привести содержание информации на официальном сайте в сети интернет об оказываемых Отделом ФГУП «ПВС» по Тверской области услугах в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

Председатель Комиссии:     Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Л.К. Красюкова,  Ю.Б. Иванова,  Г.И. Никифорова   

 

       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-6/15-2012

 

06 августа 2012 года                                                                                               г. Тверь  

     

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

-  Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;

- Никифорова Г.И., ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

-  Иванова Ю.Б., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;

руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и  на основании своего  решения  от 06 августа 2012  по делу  № 04-6/15-2012 о нарушении Управлением федеральной миграционной службы по Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д.13) (далее – УФМС по Тверской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Управлению Федеральной миграционной службы по Тверской области:

  1. В срок до 13.08.2012 исключить из информационного сообщения, размещенного в помещениях УФМС по Тверской области, сведения об ООО «Эксперт» и упоминание об организации на восьмом этаже (офисе № 811).
  2. О выполнении настоящего предписания проинформировать Тверское УФАС России в срок до 20.08.2012 года.

 

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.

 

Председатель Комиссии:     Л.В. Посохова

Члены Комиссии:   Л.К. Красюкова,  Ю.Б. Иванова,  Г.И. Никифорова   

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/15-2344ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/15-2344ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/15-2012 [format] => [safe_value] => 04-6/15-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание по делу № 04-6/15-2012 рассмотренного и возбужденного в отношении Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание по делу № 04-6/15-2012 рассмотренного и возбужденного в отношении Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-08 05:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-06 05:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358402419 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )