Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу №03-6/1-39-2012

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: 03-6/1-39-2012
Дата публикации: 13 ноября 2012, 11:13

РЕШЕНИЕ

по делу №03-6/1-39-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена       01 ноября  2012  года     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме       13  ноября  2012  года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Фомин В.М.- руководитель управления;

- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-39-2012 по признакам нарушения ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» части 1 статьи 10  Федерального закона Российской  Федерации от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством неисполнения обязательств по поставке электрической энергии на объект электроснабжения, расположенный по адресу: Тхх, что ущемляет интересы Заявителя,

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению гр.  Кхх  (далее - Заявитель) (проживающая: Тхх) об ущемлении  ее интересов посредством неисполнения обязательств по поставке электрической энергии на объект электроснабжения, расположенный по адресу: Тхх.

Исходя из позиции Кхх, изложенной в заявлении, ООО «Региональная электросетевая компания» (в настоящее время – ООО «Тверьоблэлектро») отказало в возобновлении услуги электроснабжения ее дома в виду отсутствия прибора учета определенной марки  на внешней стороне дома.

Позиция ООО «Тверьоблэлектро» состоит в том, что уведомления об ограничении режима потребления в отношении объекта электроснабжения Заявителя в адрес сетевой организации от ООО «Тверьоблэлэнергосбыт» не поступали, соответственно, прекращения энергоснабжения в отношении объекта Заявителя ООО «Тверьоблэлектро» не осуществляло.

ООО  «Тверьоблэлектро» в своих письменных пояснениях от 26.10.2012 исх. № 1019 утверждает, что Кхх с 2007 г. в сбытовую организацию с жалобами на отсутствие энергоснабжения не обращалась, а последняя оплата за электрическую энергию была произведена лишь в 2003 г.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по поставке электрической энергии, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

1. Согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-НП «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков электрической энергии и согласований границ зон их деятельности» (в редакции от 28.04.2009 № 44-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-нп), ООО «Тверьоблэнергосбыт» признан гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей следующих сетевых организаций:

- ЗАО "Торопецкие коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Нелидовские коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Андреапольские коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Западнодвинские коммунальные электрические сети".

  Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 21.04.2011 № 86 ООО «Тверьоблэнергосбыт» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: продажа электрической энергии на розничном рынке в географических границах  г. Нелидово, г. Торопец, г. Западная Двина, г. Андреаполь   в границах электрических сетей ООО «Тверьоблэнергосбыт», с долей на рынке указанного товара более 65 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае   положение ООО «Тверьоблэнергосбыт» признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

ООО «Тверьоблэлектро», предоставляя услуги по передаче электрической энергии,  согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является субъектом естественной монополии. В соответствии с частью 5 статьи 5  Закон о защите конкуренции положение ООО «Тверьоблэлектро», как субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии,  признается доминирующим. Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 29.12.2008 № 181 ООО «РЭК» (в настоящее время – ООО «Тверьоблэлектро») включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: услуги по передаче электрической энергии в географических границах: г. Андреаполь, г. Бологое, г. Весьегонск, г. Западная Двина, г. Калязин, г. Осташков, п. Сонково, г. Торопец Тверской области в границах зон прилегания сетей ООО "РЭК",  с долей на рынке указанного товара более 50 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае  положение ООО «Тверьоблэлектро»  признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Андреаполь предоставляется ООО «Тверьоблэлектро» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ООО «Тверьоблэлектро» в границах г. Андреаполь в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии для потребителей указанного городского поселения.

2. Согласно информации, указанной в заявлении Кхх., в сентябре 2010 г. в  отношении  объекта электроснабжения, расположенного по адресу: Тхх было прекращено электроснабжение. 

При этом Заявитель постоянно не использует данный объект электроснабжения для проживания. С письмом о восстановлении электроснабжения по указанному адресу Заявитель обратился в Андреапольское отделение ООО «Тверьоблэлектро» лишь в мае 2011 г. Согласно заявлению Кхх. ООО «РЭК» отказал в возобновлении услуги электроснабжения ее дома в виду отсутствия прибора учета определенной марки и на внешней стороне дома. Однако, доказательства на которые ссылается в своем заявлении Кхх.,  не представлены.

18.05.2012 Кхх. обратилась в адрес ООО «Тверьоблэнергосбыт» о  возобновлении электроснабжения в отношении объекта электроснабжения расположенного по адресу: Тхх.

28.05.2012 ООО «Тверьоблэлектро» в лице Андреапольского отделения сообщило Заявителю о том, что в отношении объекта  энергоснабжения Заявителя отключение электроэнергии не производило.

Сведения о том, что Кхх. обращалась в ООО «Тверьоблэнергосбыт» об отсутствии электроснабжения объекта расположенного по адресу: Тхх. - отсутствуют.

Согласно маршрутным листам № 03-29 от марта 2011, №26-07 от июля 2011 и № 08-01 от 11.01.2012 факт проживания Кхх. в жилом доме, расположенном по адресу: Тхх. - не установлен.

Исходя из сведений, представленных в письменной позиции ООО «Тверьоблэлектро» от 26.10.2012,  исх. № 1019, последняя оплата по прибору учета, находящемуся в вышеуказанном объекте электроснабжения произведена 29.07.2004, после переоформления лицевого счета на Заявителя, а именно с марта 2007 г.  оплата за потребленную электроэнергию  не производилась. Жалобы от Заявителя на отсутствие электроэнергии с 2007 г. в адрес энергосбытовой организации не поступали.

В целях выяснения причин, послуживших основанием отсутствия электроснабжения объекта Заявителя, 24.10.2012 был составлен акт проверки режима энергоснабжения объекта недвижимости расположенного по адресу: Тхх., с участием представителей ООО «Тверьоблэлектро», ООО «Тверьоблэнергосбыт», правоохранительных органов, ГУ МЧС России по Тверской области, свидетелей, согласно которому напряжение в электросетях ООО «Тверьоблэлектро», а именно на вводных изоляторах жилого дома,  составляет 228 Вольт, что свидетельствует о наличии напряжения на границе балансовой и эксплуатационной ответственности  Заявителя.

Согласно подпункту «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861,  (далее -Правила) в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил,   устанавливается распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2011 г. N ВАС-16008/10, распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией должно производиться по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил.

Таким образом, ответственность за энергоснабжение перед Заявителем у энергосбытовой и сетевой организации существует до границ его земельного участка, а в границах земельного участка, правообладателем которого является Заявитель, обязанность по содержанию соответствующего имущества и выполнению мероприятий по надлежащему энергоснабжению своего объекта энергопотребления  возложена на него.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии  с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 (в редакции постановления  от 14.10.2010 N 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" действия (бездействие) могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, если они совершены вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, и налагают на контрагентов неразумные ограничения или обременения.

Учитывая представление ООО «Тверьоблэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэлектро» доказательства наличия требуемого напряжения на границе балансовой и эксплуатационной ответственности Заявителя, основания квалифицировать действия ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт»  как злоупотребление доминирующим положением – отсутствуют.

 Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» по делу № 03-6/1-39-2012.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Тверьоьблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием  нарушения  антимонопольного законодательства  в рассматриваемых  Комиссией  действиях указанных  хозяйствующих  субъектов.

Председатель Комиссии        В.М. Фомин

Члены Комиссии:                   Л.В. Посохова

С.Е. Иванов   

                                             А.С. Пестова

Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7676 [uid] => 5 [title] => Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу №03-6/1-39-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7676 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353395759 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №03-6/1-39-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена       01 ноября  2012  года     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме       13  ноября  2012  года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Фомин В.М.- руководитель управления;

- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-39-2012 по признакам нарушения ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» части 1 статьи 10  Федерального закона Российской  Федерации от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством неисполнения обязательств по поставке электрической энергии на объект электроснабжения, расположенный по адресу: Тхх, что ущемляет интересы Заявителя,

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению гр.  Кхх  (далее - Заявитель) (проживающая: Тхх) об ущемлении  ее интересов посредством неисполнения обязательств по поставке электрической энергии на объект электроснабжения, расположенный по адресу: Тхх.

Исходя из позиции Кхх, изложенной в заявлении, ООО «Региональная электросетевая компания» (в настоящее время – ООО «Тверьоблэлектро») отказало в возобновлении услуги электроснабжения ее дома в виду отсутствия прибора учета определенной марки  на внешней стороне дома.

Позиция ООО «Тверьоблэлектро» состоит в том, что уведомления об ограничении режима потребления в отношении объекта электроснабжения Заявителя в адрес сетевой организации от ООО «Тверьоблэлэнергосбыт» не поступали, соответственно, прекращения энергоснабжения в отношении объекта Заявителя ООО «Тверьоблэлектро» не осуществляло.

ООО  «Тверьоблэлектро» в своих письменных пояснениях от 26.10.2012 исх. № 1019 утверждает, что Кхх с 2007 г. в сбытовую организацию с жалобами на отсутствие энергоснабжения не обращалась, а последняя оплата за электрическую энергию была произведена лишь в 2003 г.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по поставке электрической энергии, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

1. Согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-НП «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков электрической энергии и согласований границ зон их деятельности» (в редакции от 28.04.2009 № 44-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-нп), ООО «Тверьоблэнергосбыт» признан гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей следующих сетевых организаций:

- ЗАО "Торопецкие коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Нелидовские коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Андреапольские коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Западнодвинские коммунальные электрические сети".

  Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 21.04.2011 № 86 ООО «Тверьоблэнергосбыт» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: продажа электрической энергии на розничном рынке в географических границах  г. Нелидово, г. Торопец, г. Западная Двина, г. Андреаполь   в границах электрических сетей ООО «Тверьоблэнергосбыт», с долей на рынке указанного товара более 65 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае   положение ООО «Тверьоблэнергосбыт» признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

ООО «Тверьоблэлектро», предоставляя услуги по передаче электрической энергии,  согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является субъектом естественной монополии. В соответствии с частью 5 статьи 5  Закон о защите конкуренции положение ООО «Тверьоблэлектро», как субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии,  признается доминирующим. Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 29.12.2008 № 181 ООО «РЭК» (в настоящее время – ООО «Тверьоблэлектро») включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: услуги по передаче электрической энергии в географических границах: г. Андреаполь, г. Бологое, г. Весьегонск, г. Западная Двина, г. Калязин, г. Осташков, п. Сонково, г. Торопец Тверской области в границах зон прилегания сетей ООО "РЭК",  с долей на рынке указанного товара более 50 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае  положение ООО «Тверьоблэлектро»  признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Андреаполь предоставляется ООО «Тверьоблэлектро» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ООО «Тверьоблэлектро» в границах г. Андреаполь в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии для потребителей указанного городского поселения.

2. Согласно информации, указанной в заявлении Кхх., в сентябре 2010 г. в  отношении  объекта электроснабжения, расположенного по адресу: Тхх было прекращено электроснабжение. 

При этом Заявитель постоянно не использует данный объект электроснабжения для проживания. С письмом о восстановлении электроснабжения по указанному адресу Заявитель обратился в Андреапольское отделение ООО «Тверьоблэлектро» лишь в мае 2011 г. Согласно заявлению Кхх. ООО «РЭК» отказал в возобновлении услуги электроснабжения ее дома в виду отсутствия прибора учета определенной марки и на внешней стороне дома. Однако, доказательства на которые ссылается в своем заявлении Кхх.,  не представлены.

18.05.2012 Кхх. обратилась в адрес ООО «Тверьоблэнергосбыт» о  возобновлении электроснабжения в отношении объекта электроснабжения расположенного по адресу: Тхх.

28.05.2012 ООО «Тверьоблэлектро» в лице Андреапольского отделения сообщило Заявителю о том, что в отношении объекта  энергоснабжения Заявителя отключение электроэнергии не производило.

Сведения о том, что Кхх. обращалась в ООО «Тверьоблэнергосбыт» об отсутствии электроснабжения объекта расположенного по адресу: Тхх. - отсутствуют.

Согласно маршрутным листам № 03-29 от марта 2011, №26-07 от июля 2011 и № 08-01 от 11.01.2012 факт проживания Кхх. в жилом доме, расположенном по адресу: Тхх. - не установлен.

Исходя из сведений, представленных в письменной позиции ООО «Тверьоблэлектро» от 26.10.2012,  исх. № 1019, последняя оплата по прибору учета, находящемуся в вышеуказанном объекте электроснабжения произведена 29.07.2004, после переоформления лицевого счета на Заявителя, а именно с марта 2007 г.  оплата за потребленную электроэнергию  не производилась. Жалобы от Заявителя на отсутствие электроэнергии с 2007 г. в адрес энергосбытовой организации не поступали.

В целях выяснения причин, послуживших основанием отсутствия электроснабжения объекта Заявителя, 24.10.2012 был составлен акт проверки режима энергоснабжения объекта недвижимости расположенного по адресу: Тхх., с участием представителей ООО «Тверьоблэлектро», ООО «Тверьоблэнергосбыт», правоохранительных органов, ГУ МЧС России по Тверской области, свидетелей, согласно которому напряжение в электросетях ООО «Тверьоблэлектро», а именно на вводных изоляторах жилого дома,  составляет 228 Вольт, что свидетельствует о наличии напряжения на границе балансовой и эксплуатационной ответственности  Заявителя.

Согласно подпункту «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861,  (далее -Правила) в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил,   устанавливается распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2011 г. N ВАС-16008/10, распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией должно производиться по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил.

Таким образом, ответственность за энергоснабжение перед Заявителем у энергосбытовой и сетевой организации существует до границ его земельного участка, а в границах земельного участка, правообладателем которого является Заявитель, обязанность по содержанию соответствующего имущества и выполнению мероприятий по надлежащему энергоснабжению своего объекта энергопотребления  возложена на него.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии  с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 (в редакции постановления  от 14.10.2010 N 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" действия (бездействие) могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, если они совершены вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, и налагают на контрагентов неразумные ограничения или обременения.

Учитывая представление ООО «Тверьоблэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэлектро» доказательства наличия требуемого напряжения на границе балансовой и эксплуатационной ответственности Заявителя, основания квалифицировать действия ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт»  как злоупотребление доминирующим положением – отсутствуют.

 Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» по делу № 03-6/1-39-2012.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Тверьоьблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием  нарушения  антимонопольного законодательства  в рассматриваемых  Комиссией  действиях указанных  хозяйствующих  субъектов.

Председатель Комиссии        В.М. Фомин

Члены Комиссии:                   Л.В. Посохова

С.Е. Иванов   

                                             А.С. Пестова

Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №03-6/1-39-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена       01 ноября  2012  года     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме       13  ноября  2012  года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- Фомин В.М.- руководитель управления;

- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;

- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-39-2012 по признакам нарушения ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» части 1 статьи 10  Федерального закона Российской  Федерации от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством неисполнения обязательств по поставке электрической энергии на объект электроснабжения, расположенный по адресу: Тхх, что ущемляет интересы Заявителя,

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению гр.  Кхх  (далее - Заявитель) (проживающая: Тхх) об ущемлении  ее интересов посредством неисполнения обязательств по поставке электрической энергии на объект электроснабжения, расположенный по адресу: Тхх.

Исходя из позиции Кхх, изложенной в заявлении, ООО «Региональная электросетевая компания» (в настоящее время – ООО «Тверьоблэлектро») отказало в возобновлении услуги электроснабжения ее дома в виду отсутствия прибора учета определенной марки  на внешней стороне дома.

Позиция ООО «Тверьоблэлектро» состоит в том, что уведомления об ограничении режима потребления в отношении объекта электроснабжения Заявителя в адрес сетевой организации от ООО «Тверьоблэлэнергосбыт» не поступали, соответственно, прекращения энергоснабжения в отношении объекта Заявителя ООО «Тверьоблэлектро» не осуществляло.

ООО  «Тверьоблэлектро» в своих письменных пояснениях от 26.10.2012 исх. № 1019 утверждает, что Кхх с 2007 г. в сбытовую организацию с жалобами на отсутствие энергоснабжения не обращалась, а последняя оплата за электрическую энергию была произведена лишь в 2003 г.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по поставке электрической энергии, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

1. Согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-НП «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков электрической энергии и согласований границ зон их деятельности» (в редакции от 28.04.2009 № 44-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 26.10.2006 N 108/1-нп), ООО «Тверьоблэнергосбыт» признан гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей следующих сетевых организаций:

- ЗАО "Торопецкие коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Нелидовские коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Андреапольские коммунальные электрические сети";

- ЗАО "Западнодвинские коммунальные электрические сети".

  Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 21.04.2011 № 86 ООО «Тверьоблэнергосбыт» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: продажа электрической энергии на розничном рынке в географических границах  г. Нелидово, г. Торопец, г. Западная Двина, г. Андреаполь   в границах электрических сетей ООО «Тверьоблэнергосбыт», с долей на рынке указанного товара более 65 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае   положение ООО «Тверьоблэнергосбыт» признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

ООО «Тверьоблэлектро», предоставляя услуги по передаче электрической энергии,  согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является субъектом естественной монополии. В соответствии с частью 5 статьи 5  Закон о защите конкуренции положение ООО «Тверьоблэлектро», как субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии,  признается доминирующим. Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 29.12.2008 № 181 ООО «РЭК» (в настоящее время – ООО «Тверьоблэлектро») включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: услуги по передаче электрической энергии в географических границах: г. Андреаполь, г. Бологое, г. Весьегонск, г. Западная Двина, г. Калязин, г. Осташков, п. Сонково, г. Торопец Тверской области в границах зон прилегания сетей ООО "РЭК",  с долей на рынке указанного товара более 50 процентов.

Согласно части 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007  № 5,  в данном случае  положение ООО «Тверьоблэлектро»  признается доминирующим  на товарном рынке,   в продуктовых  и географических границах которого  он  включен в Реестр.  

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Андреаполь предоставляется ООО «Тверьоблэлектро» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ООО «Тверьоблэлектро» в границах г. Андреаполь в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии для потребителей указанного городского поселения.

2. Согласно информации, указанной в заявлении Кхх., в сентябре 2010 г. в  отношении  объекта электроснабжения, расположенного по адресу: Тхх было прекращено электроснабжение. 

При этом Заявитель постоянно не использует данный объект электроснабжения для проживания. С письмом о восстановлении электроснабжения по указанному адресу Заявитель обратился в Андреапольское отделение ООО «Тверьоблэлектро» лишь в мае 2011 г. Согласно заявлению Кхх. ООО «РЭК» отказал в возобновлении услуги электроснабжения ее дома в виду отсутствия прибора учета определенной марки и на внешней стороне дома. Однако, доказательства на которые ссылается в своем заявлении Кхх.,  не представлены.

18.05.2012 Кхх. обратилась в адрес ООО «Тверьоблэнергосбыт» о  возобновлении электроснабжения в отношении объекта электроснабжения расположенного по адресу: Тхх.

28.05.2012 ООО «Тверьоблэлектро» в лице Андреапольского отделения сообщило Заявителю о том, что в отношении объекта  энергоснабжения Заявителя отключение электроэнергии не производило.

Сведения о том, что Кхх. обращалась в ООО «Тверьоблэнергосбыт» об отсутствии электроснабжения объекта расположенного по адресу: Тхх. - отсутствуют.

Согласно маршрутным листам № 03-29 от марта 2011, №26-07 от июля 2011 и № 08-01 от 11.01.2012 факт проживания Кхх. в жилом доме, расположенном по адресу: Тхх. - не установлен.

Исходя из сведений, представленных в письменной позиции ООО «Тверьоблэлектро» от 26.10.2012,  исх. № 1019, последняя оплата по прибору учета, находящемуся в вышеуказанном объекте электроснабжения произведена 29.07.2004, после переоформления лицевого счета на Заявителя, а именно с марта 2007 г.  оплата за потребленную электроэнергию  не производилась. Жалобы от Заявителя на отсутствие электроэнергии с 2007 г. в адрес энергосбытовой организации не поступали.

В целях выяснения причин, послуживших основанием отсутствия электроснабжения объекта Заявителя, 24.10.2012 был составлен акт проверки режима энергоснабжения объекта недвижимости расположенного по адресу: Тхх., с участием представителей ООО «Тверьоблэлектро», ООО «Тверьоблэнергосбыт», правоохранительных органов, ГУ МЧС России по Тверской области, свидетелей, согласно которому напряжение в электросетях ООО «Тверьоблэлектро», а именно на вводных изоляторах жилого дома,  составляет 228 Вольт, что свидетельствует о наличии напряжения на границе балансовой и эксплуатационной ответственности  Заявителя.

Согласно подпункту «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861,  (далее -Правила) в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил,   устанавливается распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2011 г. N ВАС-16008/10, распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией должно производиться по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил.

Таким образом, ответственность за энергоснабжение перед Заявителем у энергосбытовой и сетевой организации существует до границ его земельного участка, а в границах земельного участка, правообладателем которого является Заявитель, обязанность по содержанию соответствующего имущества и выполнению мероприятий по надлежащему энергоснабжению своего объекта энергопотребления  возложена на него.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии  с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 (в редакции постановления  от 14.10.2010 N 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" действия (бездействие) могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, если они совершены вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, и налагают на контрагентов неразумные ограничения или обременения.

Учитывая представление ООО «Тверьоблэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэлектро» доказательства наличия требуемого напряжения на границе балансовой и эксплуатационной ответственности Заявителя, основания квалифицировать действия ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт»  как злоупотребление доминирующим положением – отсутствуют.

 Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Тверьоблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» по делу № 03-6/1-39-2012.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Тверьоьблэлектро» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием  нарушения  антимонопольного законодательства  в рассматриваемых  Комиссией  действиях указанных  хозяйствующих  субъектов.

Председатель Комиссии        В.М. Фомин

Члены Комиссии:                   Л.В. Посохова

С.Е. Иванов   

                                             А.С. Пестова

Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-6/1-39-2012 [format] => [safe_value] => 03-6/1-39-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-13 07:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-01 07:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353395759 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )