Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-22-2012

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: № 03-6/1-22-2012
Дата публикации: 26 июля 2012, 17:22

РЕШЕНИЕ
по делу №03-6/1-22-2012

Резолютивная часть решения оглашена       19 июля  2012  года        г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме       26 июля  2012  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-22-2012 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее –ОАО «МРСК Центра»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении сроков технологического присоединения объекта электроснабжения (…), расположенного по адресу: (…), что ущемляет интересы последней,


установила:
 

Настоящее дело возбуждено по заявлению гражданки (…) (далее - Заявитель) об ущемлении её прав  ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго», посредством несоблюдения сроков технологического присоединения вышеуказанного объекта энергоснабжения.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии на территории Калининского района Тверской области  предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области (и на территории (…) сельского поселения, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
(…) подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и (...) в целях удовлетворения личных бытовых нужд последней заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от (...) № (…) (объект энергоснабжения расположен по адресу: (…).
Согласно пункту 5 поименованных Договоров установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты заключения договора.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно условиям указанного Договора заканчивается 23.04.2011.
Однако принятые на себя ОАО «МРСК Центра» обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией исполнены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, неисполнение сетевой организацией условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения и вышеуказанными договорами, ущемляет интересы  (...) и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно представленной ОАО «МРСК Центра» в материалы дела информации (исх. от 21.06.2012 № ТВ/13-1/17-95), присоединение энергопринимающих устройств (…) должно осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН) от  вновь построенных ВЛ-0,4 кВ.
Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 Тургиново (дер. (…), а также ВЛ-0,4 кВ, от которой планируется присоединение энергопринмающего устройства (...), осуществляется Калининским РЭС филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».
Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению): наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), возможность (...) по подключению к электросетям сетям, географическими границами рынка, на котором ОАО «МРСК Центра» совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ВЛ-0,4 кВ и ПС 35/10 Тургиново (дер. (…).
В процессе рассмотрения дела установлено, что между (...) и ОАО «МРСК Центра» заключено дополнительное соглашение от 06.07.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения от  (…) № (…), срок осуществления сторонами технологического присоединения по которому продлён до 31.08.2012 г. 
Однако, подписание (...) и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанных дополнительных соглашений о продлении сроков технологического присоединения не свидетельствует об отсутствии со  стороны ОАО «МРСК Центра» нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств (…).
Более того, применяемая форма типового договора технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 в качестве приложения к Правилам технологического присоединения, не предусматривает возможности продления поименованных технических условий.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,  заключенный между ОАО «МРСК Центра» и (...), также не содержат условий, предусматривающих продление сетевой организацией сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов электроснабжения технологического присоединения к электрическим сетям.
Вместе с тем, принимая во внимание достижение между (…)  и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанного дополнительного соглашения, которым предусмотрен новый конкретный срок технологического присоединения -  до 31.08.2012 г.,  Комиссия не находит оснований для выдачи ОАО «МРСК Центра» предписания по делу.  
В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» своих обязательств по договорам технологического присоединения к электрическим сетям объектов (…).
  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:
 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов гражданки (…) действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающего устройства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от (…) № (…) (объект энергоснабжения расположен по адресу: (…).
2. Учитывая обстоятельства, установленные по исполнению указанного договора (заключение (...) и ОАО «МРСК Центра»  дополнительного соглашения от 06.07.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения от  (…) № (…), предписания ОАО «МРСК Центра» по делу № 03-6/1-22-2012 не выдавать.


Председатель Комиссии               Л.В.  Посохова
Члены Комиссии:                          С.Е. Иванов   
                                                         А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

stdClass Object ( [vid] => 7669 [uid] => 5 [title] => Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-22-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7669 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353331518 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №03-6/1-22-2012

Резолютивная часть решения оглашена       19 июля  2012  года        г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме       26 июля  2012  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-22-2012 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее –ОАО «МРСК Центра»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении сроков технологического присоединения объекта электроснабжения (…), расположенного по адресу: (…), что ущемляет интересы последней,


установила:
 

Настоящее дело возбуждено по заявлению гражданки (…) (далее - Заявитель) об ущемлении её прав  ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго», посредством несоблюдения сроков технологического присоединения вышеуказанного объекта энергоснабжения.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии на территории Калининского района Тверской области  предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области (и на территории (…) сельского поселения, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
(…) подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и (...) в целях удовлетворения личных бытовых нужд последней заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от (...) № (…) (объект энергоснабжения расположен по адресу: (…).
Согласно пункту 5 поименованных Договоров установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты заключения договора.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно условиям указанного Договора заканчивается 23.04.2011.
Однако принятые на себя ОАО «МРСК Центра» обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией исполнены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, неисполнение сетевой организацией условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения и вышеуказанными договорами, ущемляет интересы  (...) и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно представленной ОАО «МРСК Центра» в материалы дела информации (исх. от 21.06.2012 № ТВ/13-1/17-95), присоединение энергопринимающих устройств (…) должно осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН) от  вновь построенных ВЛ-0,4 кВ.
Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 Тургиново (дер. (…), а также ВЛ-0,4 кВ, от которой планируется присоединение энергопринмающего устройства (...), осуществляется Калининским РЭС филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».
Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению): наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), возможность (...) по подключению к электросетям сетям, географическими границами рынка, на котором ОАО «МРСК Центра» совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ВЛ-0,4 кВ и ПС 35/10 Тургиново (дер. (…).
В процессе рассмотрения дела установлено, что между (...) и ОАО «МРСК Центра» заключено дополнительное соглашение от 06.07.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения от  (…) № (…), срок осуществления сторонами технологического присоединения по которому продлён до 31.08.2012 г. 
Однако, подписание (...) и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанных дополнительных соглашений о продлении сроков технологического присоединения не свидетельствует об отсутствии со  стороны ОАО «МРСК Центра» нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств (…).
Более того, применяемая форма типового договора технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 в качестве приложения к Правилам технологического присоединения, не предусматривает возможности продления поименованных технических условий.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,  заключенный между ОАО «МРСК Центра» и (...), также не содержат условий, предусматривающих продление сетевой организацией сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов электроснабжения технологического присоединения к электрическим сетям.
Вместе с тем, принимая во внимание достижение между (…)  и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанного дополнительного соглашения, которым предусмотрен новый конкретный срок технологического присоединения -  до 31.08.2012 г.,  Комиссия не находит оснований для выдачи ОАО «МРСК Центра» предписания по делу.  
В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» своих обязательств по договорам технологического присоединения к электрическим сетям объектов (…).
  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:
 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов гражданки (…) действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающего устройства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от (…) № (…) (объект энергоснабжения расположен по адресу: (…).
2. Учитывая обстоятельства, установленные по исполнению указанного договора (заключение (...) и ОАО «МРСК Центра»  дополнительного соглашения от 06.07.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения от  (…) № (…), предписания ОАО «МРСК Центра» по делу № 03-6/1-22-2012 не выдавать.


Председатель Комиссии               Л.В.  Посохова
Члены Комиссии:                          С.Е. Иванов   
                                                         А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №03-6/1-22-2012

Резолютивная часть решения оглашена       19 июля  2012  года        г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме       26 июля  2012  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-22-2012 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее –ОАО «МРСК Центра»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении сроков технологического присоединения объекта электроснабжения (…), расположенного по адресу: (…), что ущемляет интересы последней,

установила:
 

Настоящее дело возбуждено по заявлению гражданки (…) (далее - Заявитель) об ущемлении её прав  ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго», посредством несоблюдения сроков технологического присоединения вышеуказанного объекта энергоснабжения.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии на территории Калининского района Тверской области  предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области (и на территории (…) сельского поселения, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
(…) подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО «МРСК Центра» и (...) в целях удовлетворения личных бытовых нужд последней заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от (...) № (…) (объект энергоснабжения расположен по адресу: (…).
Согласно пункту 5 поименованных Договоров установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты заключения договора.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно условиям указанного Договора заканчивается 23.04.2011.
Однако принятые на себя ОАО «МРСК Центра» обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией исполнены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, неисполнение сетевой организацией условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения и вышеуказанными договорами, ущемляет интересы  (...) и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно представленной ОАО «МРСК Центра» в материалы дела информации (исх. от 21.06.2012 № ТВ/13-1/17-95), присоединение энергопринимающих устройств (…) должно осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН) от  вновь построенных ВЛ-0,4 кВ.
Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 Тургиново (дер. (…), а также ВЛ-0,4 кВ, от которой планируется присоединение энергопринмающего устройства (...), осуществляется Калининским РЭС филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».
Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению): наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), возможность (...) по подключению к электросетям сетям, географическими границами рынка, на котором ОАО «МРСК Центра» совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ВЛ-0,4 кВ и ПС 35/10 Тургиново (дер. (…).
В процессе рассмотрения дела установлено, что между (...) и ОАО «МРСК Центра» заключено дополнительное соглашение от 06.07.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения от  (…) № (…), срок осуществления сторонами технологического присоединения по которому продлён до 31.08.2012 г. 
Однако, подписание (...) и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанных дополнительных соглашений о продлении сроков технологического присоединения не свидетельствует об отсутствии со  стороны ОАО «МРСК Центра» нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств (…).
Более того, применяемая форма типового договора технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 в качестве приложения к Правилам технологического присоединения, не предусматривает возможности продления поименованных технических условий.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,  заключенный между ОАО «МРСК Центра» и (...), также не содержат условий, предусматривающих продление сетевой организацией сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов электроснабжения технологического присоединения к электрическим сетям.
Вместе с тем, принимая во внимание достижение между (…)  и ОАО «МРСК Центра» вышеуказанного дополнительного соглашения, которым предусмотрен новый конкретный срок технологического присоединения -  до 31.08.2012 г.,  Комиссия не находит оснований для выдачи ОАО «МРСК Центра» предписания по делу.  
В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО «МРСК Центра» своих обязательств по договорам технологического присоединения к электрическим сетям объектов (…).
  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:
 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов гражданки (…) действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающего устройства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от (…) № (…) (объект энергоснабжения расположен по адресу: (…).
2. Учитывая обстоятельства, установленные по исполнению указанного договора (заключение (...) и ОАО «МРСК Центра»  дополнительного соглашения от 06.07.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения от  (…) № (…), предписания ОАО «МРСК Центра» по делу № 03-6/1-22-2012 не выдавать.

Председатель Комиссии               Л.В.  Посохова
Члены Комиссии:                          С.Е. Иванов   
                                                         А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-6/1-22-2012 [format] => [safe_value] => № 03-6/1-22-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-26 13:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-19 13:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353331518 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )