Решение и предписание по делу № 04-6/31-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/31-2011
Дата публикации: 9 июня 2011, 00:00


РЕШЕНИЕ по делу № 04-06/31-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  07 июня  2011 года                                  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 09  июня  2011 года
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области: ***;
- администрации городского поселения город Бологое Тверской области:*** (далее – администрация),
рассмотрев дело № 04-06/31-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения город Бологое Тверской области (171060, Тверская область, город Бологое,  ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Решением Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области от 25.11.2009 № 85 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения (далее – Положение).
Согласно нормам Положения:
- пункту 4.3: непосредственное предоставление гражданам услуг и продажу похоронных принадлежностей производят салоны-магазины (магазины) специализированных служб по вопросам похоронного дела;
- пункту 7.1: прием заказов на погребение производится специализированной службой по вопросам похоронного дела после регистрации смерти в актовых записях органов загс;
 - пункту 8.8: оформление заказов на погребение умерших (погибших) производится специализированной службой по вопросам похоронного дела.
 - разделу 2 Положения:
o    агент похоронной службы – штатный сотрудник салона-магазина Специализированной службы по вопросам похоронного дела, предоставляющий услуги по организации похорон и обеспечению заказчика похоронными принадлежностями;
o    салон-магазин (магазин) специализированной службы по вопросам похоронного дела – организации, создаваемые органами местного самоуправления в порядке, установленным законодательством РФ, осуществляющие деятельность по погребению и оказанию услуг по погребению;
o    счет заказ на похороны – документ с уголковым штемпелем организации, оформившей заказ, с указанием в правом верхнем  углу, кода организации, табельного номера агента похоронной службы и телефона для справок.
Из содержания пункта 3.12 следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела соответственно  в определенном в пункте 3.12 случае определяет место захоронения (т.е. может выделить земельный участок под захоронение).
Однако, выделение земельных участков под захоронение является функцией органа местного самоуправления – Администрации городского поселения город Бологое Тверской области и предусмотрено пунктом 6.1 Положения.
В соответствии со статьей 14 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 25 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности, предусматривающей создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Таким образом, раздел 2, пункты 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения, утвержденного решением Совета депутатов от 25.11.2009, специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг (копка могил и погребение, оформление заказов на погребение), что создает для специализированной службе по вопросам похоронного дела  преимущества на рынке погребения, что может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках, поскольку может препятствовать осуществлению деятельности по копке могил и погребению другим компаниям, работающим на  этих рынках, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
Согласно сведениям администрации (письмо от 31.05.2011 № 493а) похоронное дело в городском поселении город Бологое организовано следующим образом:
- в городском поселении город  Бологое  имеется шесть  общественных кладбищ;
- ведение книги регистрации захоронений и выделения мест под захоронение на муниципальных кладбищах закреплено за главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры администрации (выдает удостоверения о захоронении);
- хозяйствующими субъектами, которые оказывают  полный перечень ритуальных услуг, в том числе копку могил и погребение,  являются:
o    МУП «Ритуальные услуги», которое наделено статусом  специализированной службы по вопросам похоронного дела постановлением  администрации от 29.01.2008 № 10-р;
o    ИП *** (магазин «Ритуал»);
o    ИП *** (пункт приема заказов на изготовление памятников);
-  выполнение работ по содержанию общественных кладбищ осуществляет МУП «Ритуальные услуги» на основании муниципальных контрактов, заключенных по результатам  запроса котировок.
Следовательно, администрацией похоронное дело в городском поселении город Бологое организовано в соответствии с федеральным законодательством о погребении.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения город Бологое Тверской области нарушившим часть 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления разделом 2, пунктами 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения о порядке организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бологовского городского поселения Тверской области  от 25.11.2009 № 85, норм, реализация которых может привести к созданию преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела и к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения город Бологое Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Предписание по делу № 04-6/31-2011

« 09 » июня  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
 - Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области: ***;
- администрации городского поселения город Бологое Тверской области:***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 09 июня 2011 г. по делу  № 04-6/31-2011 о нарушении  Советом депутатов городского поселения город Бологое Тверской области (171060, Тверская область, город Бологое,  ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения город Бологое Тверской области:
1. В срок до 01.08.2011 внести изменения  в раздел 2, пункты 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения о порядке организации похоронного дела, предоставлению ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бологовского городского поселения Тверской области от 25.11.2009 № 85, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке  оказания услуг по погребению.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7182 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/31-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7182 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326690008 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


РЕШЕНИЕ по делу № 04-06/31-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  07 июня  2011 года                                  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 09  июня  2011 года
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области: ***;
- администрации городского поселения город Бологое Тверской области:*** (далее – администрация),
рассмотрев дело № 04-06/31-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения город Бологое Тверской области (171060, Тверская область, город Бологое,  ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Решением Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области от 25.11.2009 № 85 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения (далее – Положение).
Согласно нормам Положения:
- пункту 4.3: непосредственное предоставление гражданам услуг и продажу похоронных принадлежностей производят салоны-магазины (магазины) специализированных служб по вопросам похоронного дела;
- пункту 7.1: прием заказов на погребение производится специализированной службой по вопросам похоронного дела после регистрации смерти в актовых записях органов загс;
 - пункту 8.8: оформление заказов на погребение умерших (погибших) производится специализированной службой по вопросам похоронного дела.
 - разделу 2 Положения:
o    агент похоронной службы – штатный сотрудник салона-магазина Специализированной службы по вопросам похоронного дела, предоставляющий услуги по организации похорон и обеспечению заказчика похоронными принадлежностями;
o    салон-магазин (магазин) специализированной службы по вопросам похоронного дела – организации, создаваемые органами местного самоуправления в порядке, установленным законодательством РФ, осуществляющие деятельность по погребению и оказанию услуг по погребению;
o    счет заказ на похороны – документ с уголковым штемпелем организации, оформившей заказ, с указанием в правом верхнем  углу, кода организации, табельного номера агента похоронной службы и телефона для справок.
Из содержания пункта 3.12 следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела соответственно  в определенном в пункте 3.12 случае определяет место захоронения (т.е. может выделить земельный участок под захоронение).
Однако, выделение земельных участков под захоронение является функцией органа местного самоуправления – Администрации городского поселения город Бологое Тверской области и предусмотрено пунктом 6.1 Положения.
В соответствии со статьей 14 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 25 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности, предусматривающей создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Таким образом, раздел 2, пункты 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения, утвержденного решением Совета депутатов от 25.11.2009, специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг (копка могил и погребение, оформление заказов на погребение), что создает для специализированной службе по вопросам похоронного дела  преимущества на рынке погребения, что может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках, поскольку может препятствовать осуществлению деятельности по копке могил и погребению другим компаниям, работающим на  этих рынках, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
Согласно сведениям администрации (письмо от 31.05.2011 № 493а) похоронное дело в городском поселении город Бологое организовано следующим образом:
- в городском поселении город  Бологое  имеется шесть  общественных кладбищ;
- ведение книги регистрации захоронений и выделения мест под захоронение на муниципальных кладбищах закреплено за главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры администрации (выдает удостоверения о захоронении);
- хозяйствующими субъектами, которые оказывают  полный перечень ритуальных услуг, в том числе копку могил и погребение,  являются:
o    МУП «Ритуальные услуги», которое наделено статусом  специализированной службы по вопросам похоронного дела постановлением  администрации от 29.01.2008 № 10-р;
o    ИП *** (магазин «Ритуал»);
o    ИП *** (пункт приема заказов на изготовление памятников);
-  выполнение работ по содержанию общественных кладбищ осуществляет МУП «Ритуальные услуги» на основании муниципальных контрактов, заключенных по результатам  запроса котировок.
Следовательно, администрацией похоронное дело в городском поселении город Бологое организовано в соответствии с федеральным законодательством о погребении.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения город Бологое Тверской области нарушившим часть 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления разделом 2, пунктами 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения о порядке организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бологовского городского поселения Тверской области  от 25.11.2009 № 85, норм, реализация которых может привести к созданию преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела и к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения город Бологое Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Предписание по делу № 04-6/31-2011

« 09 » июня  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
 - Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области: ***;
- администрации городского поселения город Бологое Тверской области:***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 09 июня 2011 г. по делу  № 04-6/31-2011 о нарушении  Советом депутатов городского поселения город Бологое Тверской области (171060, Тверская область, город Бологое,  ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения город Бологое Тверской области:
1. В срок до 01.08.2011 внести изменения  в раздел 2, пункты 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения о порядке организации похоронного дела, предоставлению ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бологовского городского поселения Тверской области от 25.11.2009 № 85, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке  оказания услуг по погребению.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-06/31-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  07 июня  2011 года                                  г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 09  июня  2011 года
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области: ***;
- администрации городского поселения город Бологое Тверской области:*** (далее – администрация),
рассмотрев дело № 04-06/31-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения город Бологое Тверской области (171060, Тверская область, город Бологое,  ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Решением Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области от 25.11.2009 № 85 утверждено Положение о порядке организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения (далее – Положение).
Согласно нормам Положения:
- пункту 4.3: непосредственное предоставление гражданам услуг и продажу похоронных принадлежностей производят салоны-магазины (магазины) специализированных служб по вопросам похоронного дела;
- пункту 7.1: прием заказов на погребение производится специализированной службой по вопросам похоронного дела после регистрации смерти в актовых записях органов загс;
 - пункту 8.8: оформление заказов на погребение умерших (погибших) производится специализированной службой по вопросам похоронного дела.
 - разделу 2 Положения:
o    агент похоронной службы – штатный сотрудник салона-магазина Специализированной службы по вопросам похоронного дела, предоставляющий услуги по организации похорон и обеспечению заказчика похоронными принадлежностями;
o    салон-магазин (магазин) специализированной службы по вопросам похоронного дела – организации, создаваемые органами местного самоуправления в порядке, установленным законодательством РФ, осуществляющие деятельность по погребению и оказанию услуг по погребению;
o    счет заказ на похороны – документ с уголковым штемпелем организации, оформившей заказ, с указанием в правом верхнем  углу, кода организации, табельного номера агента похоронной службы и телефона для справок.
Из содержания пункта 3.12 следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела соответственно  в определенном в пункте 3.12 случае определяет место захоронения (т.е. может выделить земельный участок под захоронение).
Однако, выделение земельных участков под захоронение является функцией органа местного самоуправления – Администрации городского поселения город Бологое Тверской области и предусмотрено пунктом 6.1 Положения.
В соответствии со статьей 14 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 25 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности, предусматривающей создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Таким образом, раздел 2, пункты 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения, утвержденного решением Совета депутатов от 25.11.2009, специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг (копка могил и погребение, оформление заказов на погребение), что создает для специализированной службе по вопросам похоронного дела  преимущества на рынке погребения, что может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках, поскольку может препятствовать осуществлению деятельности по копке могил и погребению другим компаниям, работающим на  этих рынках, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
Согласно сведениям администрации (письмо от 31.05.2011 № 493а) похоронное дело в городском поселении город Бологое организовано следующим образом:
- в городском поселении город  Бологое  имеется шесть  общественных кладбищ;
- ведение книги регистрации захоронений и выделения мест под захоронение на муниципальных кладбищах закреплено за главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры администрации (выдает удостоверения о захоронении);
- хозяйствующими субъектами, которые оказывают  полный перечень ритуальных услуг, в том числе копку могил и погребение,  являются:
o    МУП «Ритуальные услуги», которое наделено статусом  специализированной службы по вопросам похоронного дела постановлением  администрации от 29.01.2008 № 10-р;
o    ИП *** (магазин «Ритуал»);
o    ИП *** (пункт приема заказов на изготовление памятников);
-  выполнение работ по содержанию общественных кладбищ осуществляет МУП «Ритуальные услуги» на основании муниципальных контрактов, заключенных по результатам  запроса котировок.
Следовательно, администрацией похоронное дело в городском поселении город Бологое организовано в соответствии с федеральным законодательством о погребении.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения город Бологое Тверской области нарушившим часть 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления разделом 2, пунктами 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения о порядке организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бологовского городского поселения Тверской области  от 25.11.2009 № 85, норм, реализация которых может привести к созданию преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела и к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения город Бологое Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Предписание по делу № 04-6/31-2011

« 09 » июня  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
 - Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области: ***;
- администрации городского поселения город Бологое Тверской области:***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 09 июня 2011 г. по делу  № 04-6/31-2011 о нарушении  Советом депутатов городского поселения город Бологое Тверской области (171060, Тверская область, город Бологое,  ул. Кирова, д. 13) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов городского поселения город Бологое Тверской области:
1. В срок до 01.08.2011 внести изменения  в раздел 2, пункты 3.12, 4.3, 7.1, 8.8 Положения о порядке организации похоронного дела, предоставлению ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории Бологовского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бологовского городского поселения Тверской области от 25.11.2009 № 85, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке  оказания услуг по погребению.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/31-1873ИД [format] => [safe_value] => 04-6/31-1873ИД ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/31-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/31-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советопм депутатов городского поселения город Бологое статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советопм депутатов городского поселения город Бологое статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-08 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-08 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326690008 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )