Решение и предписание по делу № 04-6/27-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/27-2011
Дата публикации: 6 июня 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/27-2011

Резолютивная часть решения оглашена:   01 июня  2011 года                            г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 03 июня  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***;
- администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***,
рассмотрев дело № 04-06/27-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (171661, Тверская область, Краснохолмский район, город Красный Холм, ул. Мясникова, д. 1/17) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов),

УСТАНОВИЛА:

1.    Решением Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области от 18.06.2009 № 76 утверждены Положение о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм (Приложение № 1 к Положению) и Правила работы муниципального кладбища и порядок его содержания (далее – Правила).
Согласно:
- пункту 1.2 Положения: погребение умершего, оказание услуг по погребению, а также содержание кладбищ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела;
-  последнему абзацу пункта 5.2.3 Положения: во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии;
 - пункту 6.3 Положения и пункту 2.1 Правил: копку могил на территории городского кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела;
- пункту 6.5 Положения: оформление заказов на погребение производятся специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее -  Закон об общих принципах …) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
 В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Таким образом, пункты 1.2, 5.2.3, 6.3 и 6.5 Положения и пункт 2.1 Правил, утвержденных решением Совета депутатов от 18.06.2009 № 76, специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг (копка могил и погребение, транспортировка тел умерших для сохранения), что создает для специализированной службы по вопросам похоронного дела  преимущества на рынке погребения, что может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках, поскольку может препятствовать осуществлению деятельности по копке могил и погребению другим компаниям, работающим на  этих рынках, и является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
2.    Данный нормативный акт, противоречащий Закону о погребении и  статье 15 Закона о конкуренции, привел к  тому, что похоронное дело в муниципальном образовании  организовано следующим образом.
Согласно сведениям администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (письмо от 16.05.2011 № 762):
- в городском поселении город Красный Холм  имеется одно муниципальное кладбище площадью 51500 кв. м с кадастровым номером 69:16:0070760622 по  адресу: Тверская область, г. Красный Холм, ул. Чистякова, д. 81;
- единственным хозяйствующим субъектом, который оказывает все ритуальные услуги, в том числе копку могил и погребение,  является ООО «Лакома», которое  наделено статусом  специализированной службы по вопросам похоронного дела постановлением  администрации от 15.02.2010 № 21. Оно же ведет книгу регистрации захоронений и выделяет места под захоронения на муниципальном кладбище.
  Согласно пунктам 6.6 и 6.7 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела   заполняет журнал произведенных захоронений  и   хранит  в своем архиве книгу учета захоронений, которая является документом строгой отчетности.
Муниципальное кладбище в соответствии с распоряжением администрации от 15.07.2010 № 76-ра  и договором доверительного управления имуществом № 1 от 15.07.2010 передано в доверительное управление ООО «Лакома» сроком на 5 лет. При этом  доверительный управляющий *** действует от имени генерального директора ООО «Лакома» ***.  В соответствии с пунктами 3 и 9 договора доверительного управления имуществом в пределах, предусмотренных законом, доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного в его управление имущества правомочия собственника и вправе совершать в отношении переданного ему имущества любые юридические и фактические сделки.
 Кроме того, *** входит в комиссию по определению места под захоронение на муниципальном кладбище, созданную  постановлением администрации от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36).  В соответствии с пунктом 2 постановления от 18.04.2011 № 36 ООО «Лакома» рекомендовано организовать работу по проведению систематического обследования  территорий муниципального кладбища с целью выявления мест под захоронения с последующей передачей данных на рассмотрение комиссии.
Следовательно, пунктами 6.6 и 6.7 Положения и договором доверительного управления специализированной службе по вопросам похоронного дела - ООО «Лакома» переданы контрольно-распорядительные функции  органа местного самоуправления по организации похоронного дела  в части  выделения земельных участков под захоронение и ведения книги учета произведенных захоронений (архивного фонда), что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах … организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
 Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах … следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
 Возможность передачи общественных кладбищ в  доверительное управление  или ведение хозяйствующего субъекта и наделение хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по  решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
 Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.
 Часть 3 статьи 15 Закона о конкуренции содержит абсолютный запрет  по наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
 Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Таким образом, постановлением администрации от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36), распоряжением  администрации от 15.07.2010 № 76-ра  и заключенным на его основе договором доверительного управления имуществом от 15.07.2010 № 1, хозяйствующий субъект - специализированная служба по вопросам похоронного дела ООО «Лакома» наделено полномочиями органа местного самоуправления в сфере погребения, что является  нарушением часть 3 статьи 15 Закона о погребении.

Согласно  пункту 5 части 1  статьи 49 Закона о конкуренции комиссия при принятии  решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе  вопрос  о направлении  рекомендаций в органы местного самоуправления.
 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области нарушившим  части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2, 5.2.3, 6.3, 6.5, 6.6 и 6.7 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм и пунктом 2.1 Правил работы муниципального кладбища и порядок его содержания, утвержденных решением от 18.06.2009 № 76, норм, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению и создает  для специализированной службы по вопросам похоронного дела – ООО «Лакома» исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг на муниципальном кладбище.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке  оказания услуг по погребению и ритуальных услуг в городе Красный Холм.
3.  Рекомендовать администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области   в срок до 25.07.2011 в добровольном порядке  устранить нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отмены (или внесения изменений) в:
-   распоряжение от 15.07.2010 № 76-ра  и договор доверительного управления имуществом  от 15.07.2010 № 1 в части передачи в доверительное управление ООО «Лакома» городского кладбища;
-  постановление от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36) в части исключения из Комиссии представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по копке могил  и погребению.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/27-2011

« 03 » июня  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***;
- администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей 49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от  03 июня 2011 г. по делу  № 04-6/27-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (171661, Тверская область, Краснохолмский район, город Красный Холм, ул. Мясникова, д. 1/17)  частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов  городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области:
1. В срок до 25.07.2011  внести  изменения в пункты 1.2, 5.2.3, 6.3, 6.5, 6.6 и 6.7 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм и пункт 2.1 Правил работы муниципального кладбища и порядок его содержания, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области от 18.06.2009 № 76, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке погребения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7177 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/27-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7177 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326688045 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/27-2011

Резолютивная часть решения оглашена:   01 июня  2011 года                            г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 03 июня  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***;
- администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***,
рассмотрев дело № 04-06/27-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (171661, Тверская область, Краснохолмский район, город Красный Холм, ул. Мясникова, д. 1/17) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов),

УСТАНОВИЛА:

1.    Решением Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области от 18.06.2009 № 76 утверждены Положение о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм (Приложение № 1 к Положению) и Правила работы муниципального кладбища и порядок его содержания (далее – Правила).
Согласно:
- пункту 1.2 Положения: погребение умершего, оказание услуг по погребению, а также содержание кладбищ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела;
-  последнему абзацу пункта 5.2.3 Положения: во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии;
 - пункту 6.3 Положения и пункту 2.1 Правил: копку могил на территории городского кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела;
- пункту 6.5 Положения: оформление заказов на погребение производятся специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее -  Закон об общих принципах …) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
 В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Таким образом, пункты 1.2, 5.2.3, 6.3 и 6.5 Положения и пункт 2.1 Правил, утвержденных решением Совета депутатов от 18.06.2009 № 76, специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг (копка могил и погребение, транспортировка тел умерших для сохранения), что создает для специализированной службы по вопросам похоронного дела  преимущества на рынке погребения, что может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках, поскольку может препятствовать осуществлению деятельности по копке могил и погребению другим компаниям, работающим на  этих рынках, и является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
2.    Данный нормативный акт, противоречащий Закону о погребении и  статье 15 Закона о конкуренции, привел к  тому, что похоронное дело в муниципальном образовании  организовано следующим образом.
Согласно сведениям администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (письмо от 16.05.2011 № 762):
- в городском поселении город Красный Холм  имеется одно муниципальное кладбище площадью 51500 кв. м с кадастровым номером 69:16:0070760622 по  адресу: Тверская область, г. Красный Холм, ул. Чистякова, д. 81;
- единственным хозяйствующим субъектом, который оказывает все ритуальные услуги, в том числе копку могил и погребение,  является ООО «Лакома», которое  наделено статусом  специализированной службы по вопросам похоронного дела постановлением  администрации от 15.02.2010 № 21. Оно же ведет книгу регистрации захоронений и выделяет места под захоронения на муниципальном кладбище.
  Согласно пунктам 6.6 и 6.7 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела   заполняет журнал произведенных захоронений  и   хранит  в своем архиве книгу учета захоронений, которая является документом строгой отчетности.
Муниципальное кладбище в соответствии с распоряжением администрации от 15.07.2010 № 76-ра  и договором доверительного управления имуществом № 1 от 15.07.2010 передано в доверительное управление ООО «Лакома» сроком на 5 лет. При этом  доверительный управляющий *** действует от имени генерального директора ООО «Лакома» ***.  В соответствии с пунктами 3 и 9 договора доверительного управления имуществом в пределах, предусмотренных законом, доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного в его управление имущества правомочия собственника и вправе совершать в отношении переданного ему имущества любые юридические и фактические сделки.
 Кроме того, *** входит в комиссию по определению места под захоронение на муниципальном кладбище, созданную  постановлением администрации от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36).  В соответствии с пунктом 2 постановления от 18.04.2011 № 36 ООО «Лакома» рекомендовано организовать работу по проведению систематического обследования  территорий муниципального кладбища с целью выявления мест под захоронения с последующей передачей данных на рассмотрение комиссии.
Следовательно, пунктами 6.6 и 6.7 Положения и договором доверительного управления специализированной службе по вопросам похоронного дела - ООО «Лакома» переданы контрольно-распорядительные функции  органа местного самоуправления по организации похоронного дела  в части  выделения земельных участков под захоронение и ведения книги учета произведенных захоронений (архивного фонда), что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах … организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
 Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах … следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
 Возможность передачи общественных кладбищ в  доверительное управление  или ведение хозяйствующего субъекта и наделение хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по  решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
 Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.
 Часть 3 статьи 15 Закона о конкуренции содержит абсолютный запрет  по наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
 Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Таким образом, постановлением администрации от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36), распоряжением  администрации от 15.07.2010 № 76-ра  и заключенным на его основе договором доверительного управления имуществом от 15.07.2010 № 1, хозяйствующий субъект - специализированная служба по вопросам похоронного дела ООО «Лакома» наделено полномочиями органа местного самоуправления в сфере погребения, что является  нарушением часть 3 статьи 15 Закона о погребении.

Согласно  пункту 5 части 1  статьи 49 Закона о конкуренции комиссия при принятии  решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе  вопрос  о направлении  рекомендаций в органы местного самоуправления.
 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области нарушившим  части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2, 5.2.3, 6.3, 6.5, 6.6 и 6.7 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм и пунктом 2.1 Правил работы муниципального кладбища и порядок его содержания, утвержденных решением от 18.06.2009 № 76, норм, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению и создает  для специализированной службы по вопросам похоронного дела – ООО «Лакома» исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг на муниципальном кладбище.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке  оказания услуг по погребению и ритуальных услуг в городе Красный Холм.
3.  Рекомендовать администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области   в срок до 25.07.2011 в добровольном порядке  устранить нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отмены (или внесения изменений) в:
-   распоряжение от 15.07.2010 № 76-ра  и договор доверительного управления имуществом  от 15.07.2010 № 1 в части передачи в доверительное управление ООО «Лакома» городского кладбища;
-  постановление от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36) в части исключения из Комиссии представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по копке могил  и погребению.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/27-2011

« 03 » июня  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***;
- администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей 49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от  03 июня 2011 г. по делу  № 04-6/27-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (171661, Тверская область, Краснохолмский район, город Красный Холм, ул. Мясникова, д. 1/17)  частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов  городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области:
1. В срок до 25.07.2011  внести  изменения в пункты 1.2, 5.2.3, 6.3, 6.5, 6.6 и 6.7 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм и пункт 2.1 Правил работы муниципального кладбища и порядок его содержания, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области от 18.06.2009 № 76, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке погребения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/27-2011

Резолютивная часть решения оглашена:   01 июня  2011 года                            г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 03 июня  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***;
- администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***,
рассмотрев дело № 04-06/27-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (171661, Тверская область, Краснохолмский район, город Красный Холм, ул. Мясникова, д. 1/17) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Совет депутатов),

УСТАНОВИЛА:

1.    Решением Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области от 18.06.2009 № 76 утверждены Положение о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм (Приложение № 1 к Положению) и Правила работы муниципального кладбища и порядок его содержания (далее – Правила).
Согласно:
- пункту 1.2 Положения: погребение умершего, оказание услуг по погребению, а также содержание кладбищ осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела;
-  последнему абзацу пункта 5.2.3 Положения: во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии;
 - пункту 6.3 Положения и пункту 2.1 Правил: копку могил на территории городского кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела;
- пункту 6.5 Положения: оформление заказов на погребение производятся специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее -  Закон об общих принципах …) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
 В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Таким образом, пункты 1.2, 5.2.3, 6.3 и 6.5 Положения и пункт 2.1 Правил, утвержденных решением Совета депутатов от 18.06.2009 № 76, специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставляют исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг (копка могил и погребение, транспортировка тел умерших для сохранения), что создает для специализированной службы по вопросам похоронного дела  преимущества на рынке погребения, что может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках, поскольку может препятствовать осуществлению деятельности по копке могил и погребению другим компаниям, работающим на  этих рынках, и является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.
2.    Данный нормативный акт, противоречащий Закону о погребении и  статье 15 Закона о конкуренции, привел к  тому, что похоронное дело в муниципальном образовании  организовано следующим образом.
Согласно сведениям администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (письмо от 16.05.2011 № 762):
- в городском поселении город Красный Холм  имеется одно муниципальное кладбище площадью 51500 кв. м с кадастровым номером 69:16:0070760622 по  адресу: Тверская область, г. Красный Холм, ул. Чистякова, д. 81;
- единственным хозяйствующим субъектом, который оказывает все ритуальные услуги, в том числе копку могил и погребение,  является ООО «Лакома», которое  наделено статусом  специализированной службы по вопросам похоронного дела постановлением  администрации от 15.02.2010 № 21. Оно же ведет книгу регистрации захоронений и выделяет места под захоронения на муниципальном кладбище.
  Согласно пунктам 6.6 и 6.7 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела   заполняет журнал произведенных захоронений  и   хранит  в своем архиве книгу учета захоронений, которая является документом строгой отчетности.
Муниципальное кладбище в соответствии с распоряжением администрации от 15.07.2010 № 76-ра  и договором доверительного управления имуществом № 1 от 15.07.2010 передано в доверительное управление ООО «Лакома» сроком на 5 лет. При этом  доверительный управляющий *** действует от имени генерального директора ООО «Лакома» ***.  В соответствии с пунктами 3 и 9 договора доверительного управления имуществом в пределах, предусмотренных законом, доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного в его управление имущества правомочия собственника и вправе совершать в отношении переданного ему имущества любые юридические и фактические сделки.
 Кроме того, *** входит в комиссию по определению места под захоронение на муниципальном кладбище, созданную  постановлением администрации от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36).  В соответствии с пунктом 2 постановления от 18.04.2011 № 36 ООО «Лакома» рекомендовано организовать работу по проведению систематического обследования  территорий муниципального кладбища с целью выявления мест под захоронения с последующей передачей данных на рассмотрение комиссии.
Следовательно, пунктами 6.6 и 6.7 Положения и договором доверительного управления специализированной службе по вопросам похоронного дела - ООО «Лакома» переданы контрольно-распорядительные функции  органа местного самоуправления по организации похоронного дела  в части  выделения земельных участков под захоронение и ведения книги учета произведенных захоронений (архивного фонда), что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах … организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
 Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах … следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
 Возможность передачи общественных кладбищ в  доверительное управление  или ведение хозяйствующего субъекта и наделение хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по  решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
 Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.
 Часть 3 статьи 15 Закона о конкуренции содержит абсолютный запрет  по наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
 Вышеуказанное подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 17206/10).
Таким образом, постановлением администрации от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36), распоряжением  администрации от 15.07.2010 № 76-ра  и заключенным на его основе договором доверительного управления имуществом от 15.07.2010 № 1, хозяйствующий субъект - специализированная служба по вопросам похоронного дела ООО «Лакома» наделено полномочиями органа местного самоуправления в сфере погребения, что является  нарушением часть 3 статьи 15 Закона о погребении.

Согласно  пункту 5 части 1  статьи 49 Закона о конкуренции комиссия при принятии  решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе  вопрос  о направлении  рекомендаций в органы местного самоуправления.
 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
1. Признать Совет депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области нарушившим  части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2, 5.2.3, 6.3, 6.5, 6.6 и 6.7 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм и пунктом 2.1 Правил работы муниципального кладбища и порядок его содержания, утвержденных решением от 18.06.2009 № 76, норм, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению и создает  для специализированной службы по вопросам похоронного дела – ООО «Лакома» исключительное право на оказание услуг по погребению и ритуальных услуг на муниципальном кладбище.
2. Выдать Совету депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке  оказания услуг по погребению и ритуальных услуг в городе Красный Холм.
3.  Рекомендовать администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области   в срок до 25.07.2011 в добровольном порядке  устранить нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отмены (или внесения изменений) в:
-   распоряжение от 15.07.2010 № 76-ра  и договор доверительного управления имуществом  от 15.07.2010 № 1 в части передачи в доверительное управление ООО «Лакома» городского кладбища;
-  постановление от 16.07.2009 № 52 (в редакции от 18.04.2011 № 36) в части исключения из Комиссии представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по копке могил  и погребению.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание по делу № 04-6/27-2011

« 03 » июня  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителей:
- Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***;
- администрации города Красный Холм Краснохолмского района Тверской области: ***
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей 49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от  03 июня 2011 г. по делу  № 04-6/27-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области (171661, Тверская область, Краснохолмский район, город Красный Холм, ул. Мясникова, д. 1/17)  частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов  городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области:
1. В срок до 25.07.2011  внести  изменения в пункты 1.2, 5.2.3, 6.3, 6.5, 6.6 и 6.7 Положения о порядке организации похоронного дела в городском поселении город Красный Холм и пункт 2.1 Правил работы муниципального кладбища и порядок его содержания, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области от 18.06.2009 № 76, исключающие создание преимущественных условий осуществления деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела на рынке погребения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня  истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии: Л.К. Красюкова; М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/27-1837ЛП [format] => [safe_value] => 04-6/27-1837ЛП ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/27-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/27-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советом депутатов городского поселения город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-05 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-02 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326688045 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )