Решение и предписание по делу № 04-6/17-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-6/17-2011
Дата публикации: 30 мая 2011, 14:36


РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/17-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  24 мая  2011 года                             г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 30 мая  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области:***,
рассмотрев дело № 04-06/20-2011 по признакам нарушения Советом депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, администрация, Совет депутатов),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/17-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов по признакам нарушения статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.8, 1.11 Правил работы муниципального кладбищ и порядке их содержания, утвержденных решением Совета депутатов  от 06.04.2007 № 54 (далее – Правила), положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
В соответствии с пунктом 1.11 Правил администрацией кладбищ предоставляются места под захоронения администрацией кладбища по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела.
При этом Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) не предусматривает, что иные хозяйствующие субъекты, не наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Таким образом, наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не ставит хозяйствующего субъекта, имеющего  статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению, и возлагает на хозяйствующий субъект обязательства  по предоставлению на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению по требованию любого лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, с возмещением данной службе затрат из соответствующего бюджета (в настоящее время 4000 рублей).
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 подтверждается, что оказывать услуги по погребению вправе не только специализированные службы по вопросам похоронного дела, но и иные хозяйствующие субъекты.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения  поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.

Пункт 1.8  Правил устанавливает один из критериев конкурса на право обслуживания кладбищ опыт работы в сфере обслуживания кладбищ. Однако законодательство не устанавливает особых требований или каких-либо разрешительных процедур для осуществления данного вида деятельности. Следовательно, могут быть созданы преимущества хозяйствующим субъектам ранее осуществлявшим данную деятельность, что недопустимо согласно статье 15 Закона  конкуренции.
При этом, согласно информации администрации Нерльского сельского поселения от 16.02.2011 № 156/3, организовано похоронное дело в муниципальном образовании следующим образом.
Всего в поселении 15 общественных кладбищ.
ЧП *** в Нерльском сельском поселении  является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим ритуальные услуги (захоронения и подзахоронения) на  общественном кладбище, имеющем месторасположение:  юг-запад с. Нерль, ул. Больничный участок, так и автокатафальные услуги. Он же на безвозмездной основе осуществляет содержание  данного кладбища и выполняет функции органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение и ведению  реестра захоронений, что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
 Представителем администрации на рассмотрение дела представлено решение Совета депутатов от 13.05.2011 № 92, которым Правила работы муниципального кладбищ и порядок их содержания, утвержденные решением Совета депутатов  от 06.04.2007 № 54, отменены (далее – решение № 92).
Таким образом, решением № 92 нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, содержащиеся в Правилах (пункты 1.11 и 1.8), устранены до принятия решения по существу.
В настоящее время функции  по копке могил, ведению  реестра захоронений,  содержание  вышеуказанного кладбища продолжает осуществлять ЧП ***, данный факт  на рассмотрении дела не отрицался представителем Совета депутатов.
Фактов осуществления ЧП *** действий по препятствованию погребения иным лицам, взявшим на себя обязанность по погребению, на момент рассмотрения настоящего дела не установлено.
В  соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции  антимонопольный орган  вправе выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области нарушившим   статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.8 и 1.11 Правил работы муниципального кладбищ и порядка их содержания, утвержденных решением Совета депутатов  Нерльского сельского поселения от 06.04.2007 № 54, положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
2. Прекратить рассмотрение дела № 04-6-/17-2011 в отношении Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в связи с   добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать Совету депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.


Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предписание по делу № 04-6/17-2011

«30» мая  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области: ***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 30 мая 2011 г. по делу  № 04-6/17-2011 о нарушении  Советом депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области (171560, Тверская область, Калязинский район, с. Нерль, ул. Совхозная, д. 29А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в срок до 15.06.2011:
- при наличии  иных хозяйствующих субъектов, кроме ЧП ***, взявшим на себя обязательства по проведению захоронения, обеспечить беспрепятственную возможность осуществления деятельности;
- представить в Тверское УФАС России сведения о количестве захоронений  с января 2011 года по май включительно, произведенных на кладбище, по адресу: юг-запад с. Нерль, ул. Больничный участок, всеми хозяйствующими субъектами, в том числе ЧП ***.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

stdClass Object ( [vid] => 7158 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-6/17-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7158 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326454957 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/17-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  24 мая  2011 года                             г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 30 мая  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области:***,
рассмотрев дело № 04-06/20-2011 по признакам нарушения Советом депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, администрация, Совет депутатов),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/17-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов по признакам нарушения статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.8, 1.11 Правил работы муниципального кладбищ и порядке их содержания, утвержденных решением Совета депутатов  от 06.04.2007 № 54 (далее – Правила), положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
В соответствии с пунктом 1.11 Правил администрацией кладбищ предоставляются места под захоронения администрацией кладбища по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела.
При этом Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) не предусматривает, что иные хозяйствующие субъекты, не наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Таким образом, наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не ставит хозяйствующего субъекта, имеющего  статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению, и возлагает на хозяйствующий субъект обязательства  по предоставлению на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению по требованию любого лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, с возмещением данной службе затрат из соответствующего бюджета (в настоящее время 4000 рублей).
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 подтверждается, что оказывать услуги по погребению вправе не только специализированные службы по вопросам похоронного дела, но и иные хозяйствующие субъекты.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения  поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.

Пункт 1.8  Правил устанавливает один из критериев конкурса на право обслуживания кладбищ опыт работы в сфере обслуживания кладбищ. Однако законодательство не устанавливает особых требований или каких-либо разрешительных процедур для осуществления данного вида деятельности. Следовательно, могут быть созданы преимущества хозяйствующим субъектам ранее осуществлявшим данную деятельность, что недопустимо согласно статье 15 Закона  конкуренции.
При этом, согласно информации администрации Нерльского сельского поселения от 16.02.2011 № 156/3, организовано похоронное дело в муниципальном образовании следующим образом.
Всего в поселении 15 общественных кладбищ.
ЧП *** в Нерльском сельском поселении  является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим ритуальные услуги (захоронения и подзахоронения) на  общественном кладбище, имеющем месторасположение:  юг-запад с. Нерль, ул. Больничный участок, так и автокатафальные услуги. Он же на безвозмездной основе осуществляет содержание  данного кладбища и выполняет функции органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение и ведению  реестра захоронений, что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
 Представителем администрации на рассмотрение дела представлено решение Совета депутатов от 13.05.2011 № 92, которым Правила работы муниципального кладбищ и порядок их содержания, утвержденные решением Совета депутатов  от 06.04.2007 № 54, отменены (далее – решение № 92).
Таким образом, решением № 92 нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, содержащиеся в Правилах (пункты 1.11 и 1.8), устранены до принятия решения по существу.
В настоящее время функции  по копке могил, ведению  реестра захоронений,  содержание  вышеуказанного кладбища продолжает осуществлять ЧП ***, данный факт  на рассмотрении дела не отрицался представителем Совета депутатов.
Фактов осуществления ЧП *** действий по препятствованию погребения иным лицам, взявшим на себя обязанность по погребению, на момент рассмотрения настоящего дела не установлено.
В  соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции  антимонопольный орган  вправе выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области нарушившим   статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.8 и 1.11 Правил работы муниципального кладбищ и порядка их содержания, утвержденных решением Совета депутатов  Нерльского сельского поселения от 06.04.2007 № 54, положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
2. Прекратить рассмотрение дела № 04-6-/17-2011 в отношении Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в связи с   добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать Совету депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.


Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предписание по делу № 04-6/17-2011

«30» мая  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области: ***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 30 мая 2011 г. по делу  № 04-6/17-2011 о нарушении  Советом депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области (171560, Тверская область, Калязинский район, с. Нерль, ул. Совхозная, д. 29А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в срок до 15.06.2011:
- при наличии  иных хозяйствующих субъектов, кроме ЧП ***, взявшим на себя обязательства по проведению захоронения, обеспечить беспрепятственную возможность осуществления деятельности;
- представить в Тверское УФАС России сведения о количестве захоронений  с января 2011 года по май включительно, произведенных на кладбище, по адресу: юг-запад с. Нерль, ул. Больничный участок, всеми хозяйствующими субъектами, в том числе ЧП ***.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 04-6/17-2011

Резолютивная часть решения оглашена:  24 мая  2011 года                             г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 30 мая  2011 года
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области:***,
рассмотрев дело № 04-06/20-2011 по признакам нарушения Советом депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, администрация, Совет депутатов),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 04-6/17-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов по признакам нарушения статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.8, 1.11 Правил работы муниципального кладбищ и порядке их содержания, утвержденных решением Совета депутатов  от 06.04.2007 № 54 (далее – Правила), положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
В соответствии с пунктом 1.11 Правил администрацией кладбищ предоставляются места под захоронения администрацией кладбища по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела.
При этом Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) не предусматривает, что иные хозяйствующие субъекты, не наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишены права заниматься этой деятельностью.
Статья 25 Закона о погребении закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности  и предусматривает создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, не имея статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иными муниципальными образованиями, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Таким образом, наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не ставит хозяйствующего субъекта, имеющего  статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению, и возлагает на хозяйствующий субъект обязательства  по предоставлению на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению по требованию любого лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, с возмещением данной службе затрат из соответствующего бюджета (в настоящее время 4000 рублей).
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 подтверждается, что оказывать услуги по погребению вправе не только специализированные службы по вопросам похоронного дела, но и иные хозяйствующие субъекты.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения  поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов
Для квалификации актов, действий (бездействий) органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется доказывание наступления неблагоприятных  последствий, достаточно угрозы их наступления.

Пункт 1.8  Правил устанавливает один из критериев конкурса на право обслуживания кладбищ опыт работы в сфере обслуживания кладбищ. Однако законодательство не устанавливает особых требований или каких-либо разрешительных процедур для осуществления данного вида деятельности. Следовательно, могут быть созданы преимущества хозяйствующим субъектам ранее осуществлявшим данную деятельность, что недопустимо согласно статье 15 Закона  конкуренции.
При этом, согласно информации администрации Нерльского сельского поселения от 16.02.2011 № 156/3, организовано похоронное дело в муниципальном образовании следующим образом.
Всего в поселении 15 общественных кладбищ.
ЧП *** в Нерльском сельском поселении  является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим ритуальные услуги (захоронения и подзахоронения) на  общественном кладбище, имеющем месторасположение:  юг-запад с. Нерль, ул. Больничный участок, так и автокатафальные услуги. Он же на безвозмездной основе осуществляет содержание  данного кладбища и выполняет функции органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение и ведению  реестра захоронений, что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
 Представителем администрации на рассмотрение дела представлено решение Совета депутатов от 13.05.2011 № 92, которым Правила работы муниципального кладбищ и порядок их содержания, утвержденные решением Совета депутатов  от 06.04.2007 № 54, отменены (далее – решение № 92).
Таким образом, решением № 92 нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, содержащиеся в Правилах (пункты 1.11 и 1.8), устранены до принятия решения по существу.
В настоящее время функции  по копке могил, ведению  реестра захоронений,  содержание  вышеуказанного кладбища продолжает осуществлять ЧП ***, данный факт  на рассмотрении дела не отрицался представителем Совета депутатов.
Фактов осуществления ЧП *** действий по препятствованию погребения иным лицам, взявшим на себя обязанность по погребению, на момент рассмотрения настоящего дела не установлено.
В  соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции  антимонопольный орган  вправе выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области нарушившим   статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.8 и 1.11 Правил работы муниципального кладбищ и порядка их содержания, утвержденных решением Совета депутатов  Нерльского сельского поселения от 06.04.2007 № 54, положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции  на рынке оказания услуг по погребению.
2. Прекратить рассмотрение дела № 04-6-/17-2011 в отношении Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в связи с   добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать Совету депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области предписание  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предписание по делу № 04-6/17-2011

«30» мая  2011 года                                                                             г. Тверь                                                                                       
                                                                                  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель –  Посохова Л.В.,  заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
-  Красюкова  Л.К.,  начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя Совета депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области: ***,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   на основании своего  решения  от 30 мая 2011 г. по делу  № 04-6/17-2011 о нарушении  Советом депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области (171560, Тверская область, Калязинский район, с. Нерль, ул. Совхозная, д. 29А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету депутатов Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в срок до 15.06.2011:
- при наличии  иных хозяйствующих субъектов, кроме ЧП ***, взявшим на себя обязательства по проведению захоронения, обеспечить беспрепятственную возможность осуществления деятельности;
- представить в Тверское УФАС России сведения о количестве захоронений  с января 2011 года по май включительно, произведенных на кладбище, по адресу: юг-запад с. Нерль, ул. Больничный участок, всеми хозяйствующими субъектами, в том числе ЧП ***.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
          Члены Комиссии:  Л.К. Красюкова, М.Ю. Шуклина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/17-1742ИД [format] => [safe_value] => 04-6/17-1742ИД ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-6/17-2011 [format] => [safe_value] => 04-6/17-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

О нарушении Советом депутатов Нерльского с/п Калязинского района Тверской области статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

О нарушении Советом депутатов Нерльского с/п Калязинского района Тверской области статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-30 10:36:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-29 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326454957 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )