Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-36-2011

Номер дела: № 03-6/1-36-2011
Дата публикации: 22 декабря 2011, 09:45

РЕШЕНИЕ
по делу №03-6/1-36-2011

Резолютивная часть решения оглашена       09 декабря  2011  года       г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме       22 декабря  2011  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-36-2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов Заявителя в связи с отказом продлить срок действия технических условий являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д.Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области, 

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО «Энерго-Т» (юр. адрес: 170546 Тверская область, Калининский район, с. Бурашево, д.40У; почтовый адрес: ул. Симеоновская, д. 39, оф. 301, г. Тверь, 170100) (далее - Заявитель) об ущемлении его прав  ОАО «МРСК Центра» в лице структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», посредством отказа продлить срок действия технических условий на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области, выданных в декабре 2008 года.

Как следует из письма Заявителя, ООО «Энерго-Т», в связи с невыполнением в срок технических условий (ТУ), заблаговременно за 3 месяца до окончания срока их действия обратилось в ОАО «МРСК Центра» об их продлении. ОАО «МРСК Центра» не продлило срок действия ранее выданных технических условий, являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 (далее - ТУ), а выдало новые технические условия, по мнению Заявителя не учитывающие выполнение мероприятий по предыдущим техническим условиям, лишающие Заявителя возможности в дальнейшем оказывать услуги по передаче электроэнергии (транзит), а также снижающие надежность энергоснабжения потребителей.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Центра» от 09.08.2011 № ТВ/13-2/26-130, в течение срока действия ТУ (приложение № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08) мероприятия обязательные к исполнению со стороны ОАО «МРСК Центра» были выполнены, со стороны ООО «Энерго-Т» технические условия исполнены не были. В связи  с длительным неисполнением  ООО «Энерго-Т» полученных технических условий на присоединение ПС 110 кВ и вынужденным подключением всех потребителей индустриально-промышленной зоны «Боровлево» к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра»  надежность энергоузла и ранее присоединенных потребителей Калининского района и Южной части г. Тверь значительно снизилась. Таким образом, в целях создания технической возможности технологического присоединения объекта Заявителя мощностью 32,5 МВт, ООО «Энерго-Т» 28.03.2011 было подготовлено и направлено дополнительное соглашение № 3 к Договору от 05.12.2008 № 249-ТП/12-08 об осуществлении технологического присоединения с приложением новых технических условий.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
1. ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области  в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
2. Между ОАО «МРСК Центра» и ООО «Энерго-Т»  заключен договор  об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 (далее - Договор) и выданы технические условия на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области. Дополнительным соглашением от 27.03.2009 сторонами Договора были согласованы новые технические условия сроком действия  2 года, согласно которым срок действия технических условий от 25.12.2008 истекал 27.03.2011.
В связи с неисполнением ООО «Энерго-Т» мероприятий, указанных в технических условиях от 25.12.2008, письмом от 06.12.2010 № 1-7/008, Заявитель, руководствуясь пунктом 27 Правил технологического присоединения, обратился в сетевую организацию в целях продления срока исполнения указанных технических условий. ОАО «МРСК Центра» письмом от 31.12.2010 № МРСК-ЦА/19/2297 сообщило, что вопрос о продлении поименованных технических условиях возможен  после предоставления документов, подтверждающих полномочия нового генерального директора ООО «Энерго -Т». Такие полномочия ООО «Энерго-Т»  были подтверждены письмом от 13.01.2011 № 1-7/002.
Письмом от 21.01.2011 № МРСК-ЦА/19/113 ОАО «МРСК Центра» сообщает, что продление технических условий ООО «Энерго-Т» будет возможно по окончании согласования технических условий по технологическому присоединению торгово-промышленной зоны ООО «Энерго-Т», расположенной по адресу: Тверская обл., Калининский район, Бурашевское с/п, д. Неготино максимальной мощностью  32500 кВт,  с филиалом ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Центра (ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Центра).
28.03.2011 ОАО «МРСК Центра» письмом № МРСК-ЦА/19/933 направило  в адрес ООО «Энерго-Т» оферту - дополнительное соглашение № 3 к Договору с приложением новых технических условий на технологическое присоединение ООО «Энерго-Т» № ТВ/6-1/30-8-103, утвержденных ОАО «МРСК Центра» и согласованных филиалом ОАО «ФСК ЕЭС»- МЭС Центра.  В отличии от ранее выданных технических условий от 25.12.2008,  пункт 3 новых технических условий для ООО «Энерго-Т» предусматривал иные мероприятия по технологическому присоединению, что изменяет техническое решение технологического присоединения и предполагает дополнительные финансовые затраты. При этом, отказ в продлении  ранее выданных технических условий  мотивирован прекращением  27.03.2011 срока действия предыдущих ТУ.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Центра» от 09.08.2011 № ТВ/13-2/26-130  техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МвТ – отсутствует в связи с возникшим текущим дефицитом пропускной способности ПС 110/35/100 кВ Южная, к которой планировалось осуществить присоединение. Необходимость перефиксации 2-х присоединений ВЛ-110 кВ на ПС 330/110 кВ Калининская, обозначенное в технических условиях ОАО «ФСК ЕЭС», является обязательным требованием для обеспечения сохранения надежности ранее присоединенных потребителей при условии присоединения новой ПС 110/10 кВ Боровлево. Кроме того, возникла необходимость изменения схемы электроснабжения присоединения ВЛ-110 кВ «городского кольца».
Письмом ОАО «МРСК Центра» от 26.10.2011 б/н представлена выписка из раздела «Расчет режимов сетей 110 кВ прилегающих к ПС 110/10/10 кВ «Боровлево» Проекта по строительству ПС «Боровлево». ОАО «МРСК Центра», руководствуясь обстоятельствами, указанными в вышеуказанных письмах, полагает, что техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МвТ – отсутствует.
Как следует из письма, ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 25.02.2011 в ответ на письмо ОАО «МРСК Центра» от 07.02.2011 № МРСК-ЦА/25/307 которым представлен проект изменения ТУ ООО «Энерго-Т», технологическое присоединение по новым техническим условиям снижает надежность энергоснабжения по сравнению с прежним технологическим решением, а новые технические условия потребуют пересмотра 1 этапа проекта, выполненного Заявителем в соответствии с прежними техническими условиями.
Из ответа ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 23.09.2011 № 07-б2-III-19-4751, на письмо ООО «Энерго-Т»  от 05.09.2011 № 77/П-09.11 о возможности технологического присоединения ПС 110/10/10 кВ Боровлево в 2011-2012 г.г. в соответствии с первоначальными ТУ, а также по вновь предложенной ОАО «МРСК Центра» схеме,  следует, что присоединение ПС 110 кВ Боровлево возможно по любой из рассматриваемых схем и это не приведет к нарушению нормального режима работы сети 110 кВ, прилегающей к ПС 110 кВ Боровлево.
  Кроме того, Заявитель полагает, позицию ОАО «МРСК Центра», изложенную в письме от 16.09.2011 № ТВ/24/01-584 об отсутствии технической возможности технологического присоединения объектов электроснабжения ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МВт со ссылкой на превышение нагрузок, не  обоснованной, поскольку расчет о превышении нагрузок произведен ОАО «МРСК Центра» без учета подлежащего применению поправочного коэффициена на температуру воздуха для неизолированных проводов, что позволяет в период минусовых температур (-5 и ниже оптимально принятой температуре провода 70 0 С ), увеличить нагрузку на ВЛ – 110 кВ в 1,29 раза, т.е. на 129 %. Вышеуказанную позицию Заявитель мотивирует ссылкой на Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР  05.10.1979) (ред. от 20.06.2003).

В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который является публичным.
Из пунктов 7, 8  Правил технологического присоединения следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора.
Пунктом 27  Правил технологического присоединения установлено, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается. При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, право продлить срок действия ТУ обусловлено наличием (отсутствием) на дату окончания срока действия ТУ технической возможности технологического присоединения. При этом, сетевая организация имеет право выдать новые ТУ только при изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия ТУ.

В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из перечисленных критериев (согласно п.29 Правил технологического присоединения) считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункту 31 Правил технологического присоединения, в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Учитывая, что отказ продлить ТУ обусловлен обстоятельствами, указанными в подпунктах "а" - "в" пункта 28 Правил технологического присоединения, факт отказа Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – отдел Ростехнадзора по Тверской области) выдать заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения  на дату окончания срока действия ТУ по запросу ООО «Энерго-Т»  от 09.08.2011 № 153, Тверское УФАС России, руководствуясь пунктом 31 Правил технологического присоединения и частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции приняло решение о необходимости привлечения отдела Ростехнадзора по Тверской области в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, направив последнему определение  о привлечении эксперта к рассмотрению дела № 03-6/1-36-2011 от 28.09.2011 и поставив перед ним задачу дать заключение о наличии/отсутствии технической возможности технологического присоединения энергоустановок ООО «Энерго-Т» (ПС 110/10 Боровлево) к сетям филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго» с заявленной максимальной мощностью 32,5 МВт по состоянию на март 2011 года по схеме в соответствии с ТУ (Приложение №2) к договору №249-ТП/12-08 от 05.12.2008, предусматривающей транзит электроэнергии через сети заявителя, в том числе, с учетом имеющихся в деле №03-6/1-36-2011 о нарушении антимонопольного законодательства материалов.
  Согласно заключениям отдела Ростехнадзора по Тверской области от 07.10.2011 № 07-15/3902, от 23.11.2011 № 07-15/5157 присоединение энергоустановок по схеме  подключения в соответствии с техническими условиями от 25.12.2008 – возможно.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Отказ ОАО «МРСК Центра» продлить срок действия технических условий на технологическое присоединение, являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008, при наличии подтвержденной соответствующим заключением уполномоченного органа технической возможности присоединения электроустановок Заявителя по схеме подключения, предусмотренной вышеуказанными ТУ, свидетельствует о навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008, и нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку предполагает иное техническое решение и дополнительные финансовые затраты Заявителя.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (навязывание невыгодных условий договора технологического присоединения) действия ОАО «МРСК Центра», при рассмотрении обращения ООО «Энерго-Т» от 06.12.2010 № 1-7/008 о продлении срока действия технических условий на технологическое присоединение, являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 электроустановок заявителя, расположенных в д.Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области.
2. Выдать ОАО «МРСК Центра» предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства посредством продления  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания технических условий являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок ООО «Энерго-Т», расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района, Тверской области.

Председатель Комиссии    Л.В.  Посохова
Члены Комиссии:             С.Е. Иванов   
                                        А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 03-6/1-36-2011

«22»  декабря  2011 г.               г. Тверь                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
-  Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
-  Пестова А.С. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь пунктом «и» статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.07.2011 по делу № 03-6/1-36-2011 о нарушении  ОАО «МРСК Центра» (Глухарев пер., д. 4/2, г. Москва, 129090)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «МРСК Центра» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  посредством продления  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания технических условий являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок ООО «Энерго-Т», расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района, Тверской области.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии   Л.В. Посохова
Члены Комиссии:             С.Е. Иванов
                                       А.С. Пестова                                                                                                

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7122 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-36-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7122 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326434904 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №03-6/1-36-2011

Резолютивная часть решения оглашена       09 декабря  2011  года       г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме       22 декабря  2011  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-36-2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов Заявителя в связи с отказом продлить срок действия технических условий являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д.Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области, 

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО «Энерго-Т» (юр. адрес: 170546 Тверская область, Калининский район, с. Бурашево, д.40У; почтовый адрес: ул. Симеоновская, д. 39, оф. 301, г. Тверь, 170100) (далее - Заявитель) об ущемлении его прав  ОАО «МРСК Центра» в лице структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», посредством отказа продлить срок действия технических условий на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области, выданных в декабре 2008 года.

Как следует из письма Заявителя, ООО «Энерго-Т», в связи с невыполнением в срок технических условий (ТУ), заблаговременно за 3 месяца до окончания срока их действия обратилось в ОАО «МРСК Центра» об их продлении. ОАО «МРСК Центра» не продлило срок действия ранее выданных технических условий, являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 (далее - ТУ), а выдало новые технические условия, по мнению Заявителя не учитывающие выполнение мероприятий по предыдущим техническим условиям, лишающие Заявителя возможности в дальнейшем оказывать услуги по передаче электроэнергии (транзит), а также снижающие надежность энергоснабжения потребителей.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Центра» от 09.08.2011 № ТВ/13-2/26-130, в течение срока действия ТУ (приложение № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08) мероприятия обязательные к исполнению со стороны ОАО «МРСК Центра» были выполнены, со стороны ООО «Энерго-Т» технические условия исполнены не были. В связи  с длительным неисполнением  ООО «Энерго-Т» полученных технических условий на присоединение ПС 110 кВ и вынужденным подключением всех потребителей индустриально-промышленной зоны «Боровлево» к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра»  надежность энергоузла и ранее присоединенных потребителей Калининского района и Южной части г. Тверь значительно снизилась. Таким образом, в целях создания технической возможности технологического присоединения объекта Заявителя мощностью 32,5 МВт, ООО «Энерго-Т» 28.03.2011 было подготовлено и направлено дополнительное соглашение № 3 к Договору от 05.12.2008 № 249-ТП/12-08 об осуществлении технологического присоединения с приложением новых технических условий.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
1. ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области  в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
2. Между ОАО «МРСК Центра» и ООО «Энерго-Т»  заключен договор  об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 (далее - Договор) и выданы технические условия на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области. Дополнительным соглашением от 27.03.2009 сторонами Договора были согласованы новые технические условия сроком действия  2 года, согласно которым срок действия технических условий от 25.12.2008 истекал 27.03.2011.
В связи с неисполнением ООО «Энерго-Т» мероприятий, указанных в технических условиях от 25.12.2008, письмом от 06.12.2010 № 1-7/008, Заявитель, руководствуясь пунктом 27 Правил технологического присоединения, обратился в сетевую организацию в целях продления срока исполнения указанных технических условий. ОАО «МРСК Центра» письмом от 31.12.2010 № МРСК-ЦА/19/2297 сообщило, что вопрос о продлении поименованных технических условиях возможен  после предоставления документов, подтверждающих полномочия нового генерального директора ООО «Энерго -Т». Такие полномочия ООО «Энерго-Т»  были подтверждены письмом от 13.01.2011 № 1-7/002.
Письмом от 21.01.2011 № МРСК-ЦА/19/113 ОАО «МРСК Центра» сообщает, что продление технических условий ООО «Энерго-Т» будет возможно по окончании согласования технических условий по технологическому присоединению торгово-промышленной зоны ООО «Энерго-Т», расположенной по адресу: Тверская обл., Калининский район, Бурашевское с/п, д. Неготино максимальной мощностью  32500 кВт,  с филиалом ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Центра (ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Центра).
28.03.2011 ОАО «МРСК Центра» письмом № МРСК-ЦА/19/933 направило  в адрес ООО «Энерго-Т» оферту - дополнительное соглашение № 3 к Договору с приложением новых технических условий на технологическое присоединение ООО «Энерго-Т» № ТВ/6-1/30-8-103, утвержденных ОАО «МРСК Центра» и согласованных филиалом ОАО «ФСК ЕЭС»- МЭС Центра.  В отличии от ранее выданных технических условий от 25.12.2008,  пункт 3 новых технических условий для ООО «Энерго-Т» предусматривал иные мероприятия по технологическому присоединению, что изменяет техническое решение технологического присоединения и предполагает дополнительные финансовые затраты. При этом, отказ в продлении  ранее выданных технических условий  мотивирован прекращением  27.03.2011 срока действия предыдущих ТУ.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Центра» от 09.08.2011 № ТВ/13-2/26-130  техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МвТ – отсутствует в связи с возникшим текущим дефицитом пропускной способности ПС 110/35/100 кВ Южная, к которой планировалось осуществить присоединение. Необходимость перефиксации 2-х присоединений ВЛ-110 кВ на ПС 330/110 кВ Калининская, обозначенное в технических условиях ОАО «ФСК ЕЭС», является обязательным требованием для обеспечения сохранения надежности ранее присоединенных потребителей при условии присоединения новой ПС 110/10 кВ Боровлево. Кроме того, возникла необходимость изменения схемы электроснабжения присоединения ВЛ-110 кВ «городского кольца».
Письмом ОАО «МРСК Центра» от 26.10.2011 б/н представлена выписка из раздела «Расчет режимов сетей 110 кВ прилегающих к ПС 110/10/10 кВ «Боровлево» Проекта по строительству ПС «Боровлево». ОАО «МРСК Центра», руководствуясь обстоятельствами, указанными в вышеуказанных письмах, полагает, что техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МвТ – отсутствует.
Как следует из письма, ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 25.02.2011 в ответ на письмо ОАО «МРСК Центра» от 07.02.2011 № МРСК-ЦА/25/307 которым представлен проект изменения ТУ ООО «Энерго-Т», технологическое присоединение по новым техническим условиям снижает надежность энергоснабжения по сравнению с прежним технологическим решением, а новые технические условия потребуют пересмотра 1 этапа проекта, выполненного Заявителем в соответствии с прежними техническими условиями.
Из ответа ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 23.09.2011 № 07-б2-III-19-4751, на письмо ООО «Энерго-Т»  от 05.09.2011 № 77/П-09.11 о возможности технологического присоединения ПС 110/10/10 кВ Боровлево в 2011-2012 г.г. в соответствии с первоначальными ТУ, а также по вновь предложенной ОАО «МРСК Центра» схеме,  следует, что присоединение ПС 110 кВ Боровлево возможно по любой из рассматриваемых схем и это не приведет к нарушению нормального режима работы сети 110 кВ, прилегающей к ПС 110 кВ Боровлево.
  Кроме того, Заявитель полагает, позицию ОАО «МРСК Центра», изложенную в письме от 16.09.2011 № ТВ/24/01-584 об отсутствии технической возможности технологического присоединения объектов электроснабжения ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МВт со ссылкой на превышение нагрузок, не  обоснованной, поскольку расчет о превышении нагрузок произведен ОАО «МРСК Центра» без учета подлежащего применению поправочного коэффициена на температуру воздуха для неизолированных проводов, что позволяет в период минусовых температур (-5 и ниже оптимально принятой температуре провода 70 0 С ), увеличить нагрузку на ВЛ – 110 кВ в 1,29 раза, т.е. на 129 %. Вышеуказанную позицию Заявитель мотивирует ссылкой на Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР  05.10.1979) (ред. от 20.06.2003).

В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который является публичным.
Из пунктов 7, 8  Правил технологического присоединения следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора.
Пунктом 27  Правил технологического присоединения установлено, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается. При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, право продлить срок действия ТУ обусловлено наличием (отсутствием) на дату окончания срока действия ТУ технической возможности технологического присоединения. При этом, сетевая организация имеет право выдать новые ТУ только при изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия ТУ.

В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из перечисленных критериев (согласно п.29 Правил технологического присоединения) считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункту 31 Правил технологического присоединения, в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Учитывая, что отказ продлить ТУ обусловлен обстоятельствами, указанными в подпунктах "а" - "в" пункта 28 Правил технологического присоединения, факт отказа Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – отдел Ростехнадзора по Тверской области) выдать заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения  на дату окончания срока действия ТУ по запросу ООО «Энерго-Т»  от 09.08.2011 № 153, Тверское УФАС России, руководствуясь пунктом 31 Правил технологического присоединения и частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции приняло решение о необходимости привлечения отдела Ростехнадзора по Тверской области в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, направив последнему определение  о привлечении эксперта к рассмотрению дела № 03-6/1-36-2011 от 28.09.2011 и поставив перед ним задачу дать заключение о наличии/отсутствии технической возможности технологического присоединения энергоустановок ООО «Энерго-Т» (ПС 110/10 Боровлево) к сетям филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго» с заявленной максимальной мощностью 32,5 МВт по состоянию на март 2011 года по схеме в соответствии с ТУ (Приложение №2) к договору №249-ТП/12-08 от 05.12.2008, предусматривающей транзит электроэнергии через сети заявителя, в том числе, с учетом имеющихся в деле №03-6/1-36-2011 о нарушении антимонопольного законодательства материалов.
  Согласно заключениям отдела Ростехнадзора по Тверской области от 07.10.2011 № 07-15/3902, от 23.11.2011 № 07-15/5157 присоединение энергоустановок по схеме  подключения в соответствии с техническими условиями от 25.12.2008 – возможно.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Отказ ОАО «МРСК Центра» продлить срок действия технических условий на технологическое присоединение, являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008, при наличии подтвержденной соответствующим заключением уполномоченного органа технической возможности присоединения электроустановок Заявителя по схеме подключения, предусмотренной вышеуказанными ТУ, свидетельствует о навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008, и нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку предполагает иное техническое решение и дополнительные финансовые затраты Заявителя.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (навязывание невыгодных условий договора технологического присоединения) действия ОАО «МРСК Центра», при рассмотрении обращения ООО «Энерго-Т» от 06.12.2010 № 1-7/008 о продлении срока действия технических условий на технологическое присоединение, являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 электроустановок заявителя, расположенных в д.Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области.
2. Выдать ОАО «МРСК Центра» предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства посредством продления  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания технических условий являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок ООО «Энерго-Т», расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района, Тверской области.

Председатель Комиссии    Л.В.  Посохова
Члены Комиссии:             С.Е. Иванов   
                                        А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 03-6/1-36-2011

«22»  декабря  2011 г.               г. Тверь                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
-  Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
-  Пестова А.С. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь пунктом «и» статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.07.2011 по делу № 03-6/1-36-2011 о нарушении  ОАО «МРСК Центра» (Глухарев пер., д. 4/2, г. Москва, 129090)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «МРСК Центра» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  посредством продления  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания технических условий являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок ООО «Энерго-Т», расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района, Тверской области.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии   Л.В. Посохова
Члены Комиссии:             С.Е. Иванов
                                       А.С. Пестова                                                                                                

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №03-6/1-36-2011

Резолютивная часть решения оглашена       09 декабря  2011  года       г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме       22 декабря  2011  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-36-2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов Заявителя в связи с отказом продлить срок действия технических условий являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д.Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области, 

установила:

Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО «Энерго-Т» (юр. адрес: 170546 Тверская область, Калининский район, с. Бурашево, д.40У; почтовый адрес: ул. Симеоновская, д. 39, оф. 301, г. Тверь, 170100) (далее - Заявитель) об ущемлении его прав  ОАО «МРСК Центра» в лице структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», посредством отказа продлить срок действия технических условий на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области, выданных в декабре 2008 года.

Как следует из письма Заявителя, ООО «Энерго-Т», в связи с невыполнением в срок технических условий (ТУ), заблаговременно за 3 месяца до окончания срока их действия обратилось в ОАО «МРСК Центра» об их продлении. ОАО «МРСК Центра» не продлило срок действия ранее выданных технических условий, являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 (далее - ТУ), а выдало новые технические условия, по мнению Заявителя не учитывающие выполнение мероприятий по предыдущим техническим условиям, лишающие Заявителя возможности в дальнейшем оказывать услуги по передаче электроэнергии (транзит), а также снижающие надежность энергоснабжения потребителей.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Центра» от 09.08.2011 № ТВ/13-2/26-130, в течение срока действия ТУ (приложение № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08) мероприятия обязательные к исполнению со стороны ОАО «МРСК Центра» были выполнены, со стороны ООО «Энерго-Т» технические условия исполнены не были. В связи  с длительным неисполнением  ООО «Энерго-Т» полученных технических условий на присоединение ПС 110 кВ и вынужденным подключением всех потребителей индустриально-промышленной зоны «Боровлево» к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра»  надежность энергоузла и ранее присоединенных потребителей Калининского района и Южной части г. Тверь значительно снизилась. Таким образом, в целях создания технической возможности технологического присоединения объекта Заявителя мощностью 32,5 МВт, ООО «Энерго-Т» 28.03.2011 было подготовлено и направлено дополнительное соглашение № 3 к Договору от 05.12.2008 № 249-ТП/12-08 об осуществлении технологического присоединения с приложением новых технических условий.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
1. ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146  ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области  в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
2. Между ОАО «МРСК Центра» и ООО «Энерго-Т»  заключен договор  об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 (далее - Договор) и выданы технические условия на технологическое присоединение электроустановок Заявителя, расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области. Дополнительным соглашением от 27.03.2009 сторонами Договора были согласованы новые технические условия сроком действия  2 года, согласно которым срок действия технических условий от 25.12.2008 истекал 27.03.2011.
В связи с неисполнением ООО «Энерго-Т» мероприятий, указанных в технических условиях от 25.12.2008, письмом от 06.12.2010 № 1-7/008, Заявитель, руководствуясь пунктом 27 Правил технологического присоединения, обратился в сетевую организацию в целях продления срока исполнения указанных технических условий. ОАО «МРСК Центра» письмом от 31.12.2010 № МРСК-ЦА/19/2297 сообщило, что вопрос о продлении поименованных технических условиях возможен  после предоставления документов, подтверждающих полномочия нового генерального директора ООО «Энерго -Т». Такие полномочия ООО «Энерго-Т»  были подтверждены письмом от 13.01.2011 № 1-7/002.
Письмом от 21.01.2011 № МРСК-ЦА/19/113 ОАО «МРСК Центра» сообщает, что продление технических условий ООО «Энерго-Т» будет возможно по окончании согласования технических условий по технологическому присоединению торгово-промышленной зоны ООО «Энерго-Т», расположенной по адресу: Тверская обл., Калининский район, Бурашевское с/п, д. Неготино максимальной мощностью  32500 кВт,  с филиалом ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Центра (ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Центра).
28.03.2011 ОАО «МРСК Центра» письмом № МРСК-ЦА/19/933 направило  в адрес ООО «Энерго-Т» оферту - дополнительное соглашение № 3 к Договору с приложением новых технических условий на технологическое присоединение ООО «Энерго-Т» № ТВ/6-1/30-8-103, утвержденных ОАО «МРСК Центра» и согласованных филиалом ОАО «ФСК ЕЭС»- МЭС Центра.  В отличии от ранее выданных технических условий от 25.12.2008,  пункт 3 новых технических условий для ООО «Энерго-Т» предусматривал иные мероприятия по технологическому присоединению, что изменяет техническое решение технологического присоединения и предполагает дополнительные финансовые затраты. При этом, отказ в продлении  ранее выданных технических условий  мотивирован прекращением  27.03.2011 срока действия предыдущих ТУ.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Центра» от 09.08.2011 № ТВ/13-2/26-130  техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МвТ – отсутствует в связи с возникшим текущим дефицитом пропускной способности ПС 110/35/100 кВ Южная, к которой планировалось осуществить присоединение. Необходимость перефиксации 2-х присоединений ВЛ-110 кВ на ПС 330/110 кВ Калининская, обозначенное в технических условиях ОАО «ФСК ЕЭС», является обязательным требованием для обеспечения сохранения надежности ранее присоединенных потребителей при условии присоединения новой ПС 110/10 кВ Боровлево. Кроме того, возникла необходимость изменения схемы электроснабжения присоединения ВЛ-110 кВ «городского кольца».
Письмом ОАО «МРСК Центра» от 26.10.2011 б/н представлена выписка из раздела «Расчет режимов сетей 110 кВ прилегающих к ПС 110/10/10 кВ «Боровлево» Проекта по строительству ПС «Боровлево». ОАО «МРСК Центра», руководствуясь обстоятельствами, указанными в вышеуказанных письмах, полагает, что техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МвТ – отсутствует.
Как следует из письма, ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 25.02.2011 в ответ на письмо ОАО «МРСК Центра» от 07.02.2011 № МРСК-ЦА/25/307 которым представлен проект изменения ТУ ООО «Энерго-Т», технологическое присоединение по новым техническим условиям снижает надежность энергоснабжения по сравнению с прежним технологическим решением, а новые технические условия потребуют пересмотра 1 этапа проекта, выполненного Заявителем в соответствии с прежними техническими условиями.
Из ответа ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 23.09.2011 № 07-б2-III-19-4751, на письмо ООО «Энерго-Т»  от 05.09.2011 № 77/П-09.11 о возможности технологического присоединения ПС 110/10/10 кВ Боровлево в 2011-2012 г.г. в соответствии с первоначальными ТУ, а также по вновь предложенной ОАО «МРСК Центра» схеме,  следует, что присоединение ПС 110 кВ Боровлево возможно по любой из рассматриваемых схем и это не приведет к нарушению нормального режима работы сети 110 кВ, прилегающей к ПС 110 кВ Боровлево.
  Кроме того, Заявитель полагает, позицию ОАО «МРСК Центра», изложенную в письме от 16.09.2011 № ТВ/24/01-584 об отсутствии технической возможности технологического присоединения объектов электроснабжения ООО «Энерго-Т» максимальной мощностью 32,5 МВт со ссылкой на превышение нагрузок, не  обоснованной, поскольку расчет о превышении нагрузок произведен ОАО «МРСК Центра» без учета подлежащего применению поправочного коэффициена на температуру воздуха для неизолированных проводов, что позволяет в период минусовых температур (-5 и ниже оптимально принятой температуре провода 70 0 С ), увеличить нагрузку на ВЛ – 110 кВ в 1,29 раза, т.е. на 129 %. Вышеуказанную позицию Заявитель мотивирует ссылкой на Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР  05.10.1979) (ред. от 20.06.2003).

В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который является публичным.
Из пунктов 7, 8  Правил технологического присоединения следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора.
Пунктом 27  Правил технологического присоединения установлено, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается. При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, право продлить срок действия ТУ обусловлено наличием (отсутствием) на дату окончания срока действия ТУ технической возможности технологического присоединения. При этом, сетевая организация имеет право выдать новые ТУ только при изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия ТУ.

В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из перечисленных критериев (согласно п.29 Правил технологического присоединения) считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункту 31 Правил технологического присоединения, в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Учитывая, что отказ продлить ТУ обусловлен обстоятельствами, указанными в подпунктах "а" - "в" пункта 28 Правил технологического присоединения, факт отказа Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – отдел Ростехнадзора по Тверской области) выдать заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения  на дату окончания срока действия ТУ по запросу ООО «Энерго-Т»  от 09.08.2011 № 153, Тверское УФАС России, руководствуясь пунктом 31 Правил технологического присоединения и частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции приняло решение о необходимости привлечения отдела Ростехнадзора по Тверской области в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, направив последнему определение  о привлечении эксперта к рассмотрению дела № 03-6/1-36-2011 от 28.09.2011 и поставив перед ним задачу дать заключение о наличии/отсутствии технической возможности технологического присоединения энергоустановок ООО «Энерго-Т» (ПС 110/10 Боровлево) к сетям филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго» с заявленной максимальной мощностью 32,5 МВт по состоянию на март 2011 года по схеме в соответствии с ТУ (Приложение №2) к договору №249-ТП/12-08 от 05.12.2008, предусматривающей транзит электроэнергии через сети заявителя, в том числе, с учетом имеющихся в деле №03-6/1-36-2011 о нарушении антимонопольного законодательства материалов.
  Согласно заключениям отдела Ростехнадзора по Тверской области от 07.10.2011 № 07-15/3902, от 23.11.2011 № 07-15/5157 присоединение энергоустановок по схеме  подключения в соответствии с техническими условиями от 25.12.2008 – возможно.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Отказ ОАО «МРСК Центра» продлить срок действия технических условий на технологическое присоединение, являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008, при наличии подтвержденной соответствующим заключением уполномоченного органа технической возможности присоединения электроустановок Заявителя по схеме подключения, предусмотренной вышеуказанными ТУ, свидетельствует о навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008, и нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку предполагает иное техническое решение и дополнительные финансовые затраты Заявителя.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (навязывание невыгодных условий договора технологического присоединения) действия ОАО «МРСК Центра», при рассмотрении обращения ООО «Энерго-Т» от 06.12.2010 № 1-7/008 о продлении срока действия технических условий на технологическое присоединение, являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 электроустановок заявителя, расположенных в д.Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района Тверской области.
2. Выдать ОАО «МРСК Центра» предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства посредством продления  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания технических условий являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок ООО «Энерго-Т», расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района, Тверской области.

Председатель Комиссии    Л.В.  Посохова
Члены Комиссии:             С.Е. Иванов   
                                        А.С. Пестова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 03-6/1-36-2011

«22»  декабря  2011 г.               г. Тверь                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
-  Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
-  Пестова А.С. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь пунктом «и» статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.07.2011 по делу № 03-6/1-36-2011 о нарушении  ОАО «МРСК Центра» (Глухарев пер., д. 4/2, г. Москва, 129090)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «МРСК Центра» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  посредством продления  в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания технических условий являющихся приложением № 2 к договору об осуществлении технологического присоединения № 249-ТП/12-08 от 05.12.2008 на технологическое присоединение электроустановок ООО «Энерго-Т», расположенных в д. Неготино, Бурашевского с/о, Калининского района, Тверской области.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии   Л.В. Посохова
Члены Комиссии:             С.Е. Иванов
                                       А.С. Пестова                                                                                                

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-6/1-36-2011 [format] => [safe_value] => № 03-6/1-36-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-22 05:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-09 11:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326434904 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )