Решение комиссии Тверского УФАС России

Дата публикации: 24 июня 2008, 04:00
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;

- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

- Киртоакэ.И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

в присутствии Конкина А.В., юрисконсульта Собрания депутатов Удомельского района (доверенность от 15.05.2008 № 01-11/818),

рассмотрев дело № 04-6/1-58-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по признакам нарушения Тверской городской Думой (170100, г. Тверь, ул. Советская, 34) статей 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:


Решением Собрания депутатов Удомельского района от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области» (далее – Собрание депутатов, Положение) утверждено Положение, согласно которому (п.п.18.1.2-18.1.5) имущество, составляющее казну Удомельского района, может быть передано в безвозмездное пользование в том числе отдельным хозяйствующим субъектам, а именно:

- муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям Удомельского района;

- открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в случаях, когда им передаются объекты, входящие в состав имущества приватизируемых муниципальных унитарных предприятий и не подлежащие приватизации, до принятия решения о дальнейшем их использовании;

- некоммерческим организациям, участвующим в решении вопросов местного значения муниципального района, соучредителем (членом) которых является муниципальное образование Удомельский район;

- межмуниципальным хозяйственным обществам в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, межмуниципальным печатным средствам массовой информации, соучредителем которых является муниципальное образование Удомельский район.

При этом Положением не установлено, что передача имущества вышеназванным лицам должна осуществляться по результатам проведения торгов, в то время как иным коммерческим и некоммерческим организациям, соучредителем которых муниципальное образование Удомельский район не является, а также индивидуальным предпринимателям имущество Удомельского района может быть передано в безвозмездное пользование только по результатам торгов (п.18.2 Положения).


Тем самым, в зависимости от формы собственности и от того, кто является учредителем организации, Положение предусматривает разные условия для хозяйствующих субъектов при получении ими права безвозмездного пользования муниципальным имуществом Удомельского района: одним – без торгов, другим – только на торгах, что ставит одних хозяйствующих субъектов в преимущественное положение по сравнению с другими, работающими на рынок тех же товаров.

Кроме того, предоставление имущества в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту уже само по себе является для него преимуществом, создающим более выгодные условия по сравнению с иными участниками рынка (в том числе потенциальными).

Согласно пункту статьи 374 Налогового кодекса РФ имущество, полученное в безвозмездное пользование, не является для хозсубъекта объектом налогообложения, поскольку не учитывается на его балансе. При этом орган местного самоуправления (имущество в данном случае остается в казне), также не уплачивает налоги, поскольку согласно Закону Тверской области «О налоге на имущество организаций» органы местного самоуправления освобождены от уплаты налога на имущество.


На рассмотрение настоящего дела Собрание депутатов представило возражения (вх.от 17.06.2008 № 1603), из которых следует, что Собрание депутатов считает Положение соответствующим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона «О защите конкуренции», статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах»), Закона Тверской области от 09.04.2002 «Об управлении государственным имуществом Тверской области» (далее – Закон Тверской области), главы VI Устава Удомельского района.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) считает доводы Собрания депутатов не основанными на законе в связи с нижеследующим.

Согласно статье 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно статье 51 Закона «Об общих принципах» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Названной статьей установлен перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим. Помимо приведенных в статье действий, не допускается, в частности, создание преимущественных условий для осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Одним из исключений, предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», является предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде оказания государственной или муниципальной помощи в соответствии с положениями статей 19 и 20 названного закона.

Согласно статье 4 Закона государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В соответствии со статьей 19 Закона государственная и муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Перечень является исчерпывающим.

При этом Закон «О защите конкуренции» не связывает возможность предоставления государственной или муниципальной помощи с характеристикой самого хозяйствующего субъекта (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели), формой собственности имущества хозсубъекта (государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности), а также иными, не установленными статьей 19 Закона, условиями, в частности, в зависимости от того, кто является учредителем (соучредителем) юридического лица.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, Положение создает преимущества отдельным хозсубъектам не в целях, допускаемых Законом, поскольку в основу предоставления таких преимуществ положены не условия использования имущества, а форма собственности или статус учредителя, что противоречит Закону «О защите конкуренции».


Ссылки Собрания депутатов на Закон Тверской области, содержащий аналогичные положения, также не могут быть приняты во внимание, поскольку:

- исключения при применении статьи 15 Закона «О защите конкуренции» могут устанавливаться только федеральными законами;

- Закон Тверской области принят до вступления в силу Закона «О защите конкуренции».


Доводы Тверского УФАС России подтверждены судебной практикой, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2007 г. № А 26-3838/2007, которым установлено, что:

- создание неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от формы собственности является нарушением антимонопольного законодательства;

- установление нормативным актом положений, согласно которым одни хозсубъекты ставятся в привилегированное положение по сравнению с другими, может привести к ограничению конкуренции и является нарушением антимонопольного законодательства;

- нормативный акт по распоряжению имуществом, адресованный неопределенному кругу лиц, носит властный характер.

Таким образом, предоставление муниципального имущества Удомельского района в безвозмездное пользование отдельным хозяйствующим субъектам, указанным в п.п.18.1.2-18.1.5 Положения, без взаимосвязи с конкретными целями статьи 19 Закона «О защите конкуренции» создает необоснованные преимущества указанным хозяйствующим субъектам, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках, что является нарушением статей 15 и 19 Закона «О защите конкуренции».


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:


1. Признать Собрание депутатов Удомельского района нарушившим статьи 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления решением от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области», преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, указанным в п.п.18.1.2-18.1.5 названного положения, при получении права безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

2. Рекомендовать Собранию депутатов Удомельского района в срок до 01.09.2008 внести изменения в решение от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области, обеспечив соответствие его требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или иным способом устранить нарушение антимонопольного законодательства.

3. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области рассмотреть вопрос об обращении в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании противоречащим статьям 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» п.п.18.1.2-18.1.5 вышеназванного решения Собрания депутатов Удомельского района и недействующим в случае, если нарушение не будет устранено в добровольном порядке.


Председатель Комиссии: И.С.Демина

Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
Г.А.Воронина
И.ВА.Киртоакэ


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 6280 [uid] => 1 [title] => Решение комиссии Тверского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6280 [type] => solution [language] => ru [created] => 1214251200 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;

- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

- Киртоакэ.И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

в присутствии Конкина А.В., юрисконсульта Собрания депутатов Удомельского района (доверенность от 15.05.2008 № 01-11/818),

рассмотрев дело № 04-6/1-58-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по признакам нарушения Тверской городской Думой (170100, г. Тверь, ул. Советская, 34) статей 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:


Решением Собрания депутатов Удомельского района от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области» (далее – Собрание депутатов, Положение) утверждено Положение, согласно которому (п.п.18.1.2-18.1.5) имущество, составляющее казну Удомельского района, может быть передано в безвозмездное пользование в том числе отдельным хозяйствующим субъектам, а именно:

- муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям Удомельского района;

- открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в случаях, когда им передаются объекты, входящие в состав имущества приватизируемых муниципальных унитарных предприятий и не подлежащие приватизации, до принятия решения о дальнейшем их использовании;

- некоммерческим организациям, участвующим в решении вопросов местного значения муниципального района, соучредителем (членом) которых является муниципальное образование Удомельский район;

- межмуниципальным хозяйственным обществам в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, межмуниципальным печатным средствам массовой информации, соучредителем которых является муниципальное образование Удомельский район.

При этом Положением не установлено, что передача имущества вышеназванным лицам должна осуществляться по результатам проведения торгов, в то время как иным коммерческим и некоммерческим организациям, соучредителем которых муниципальное образование Удомельский район не является, а также индивидуальным предпринимателям имущество Удомельского района может быть передано в безвозмездное пользование только по результатам торгов (п.18.2 Положения).


Тем самым, в зависимости от формы собственности и от того, кто является учредителем организации, Положение предусматривает разные условия для хозяйствующих субъектов при получении ими права безвозмездного пользования муниципальным имуществом Удомельского района: одним – без торгов, другим – только на торгах, что ставит одних хозяйствующих субъектов в преимущественное положение по сравнению с другими, работающими на рынок тех же товаров.

Кроме того, предоставление имущества в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту уже само по себе является для него преимуществом, создающим более выгодные условия по сравнению с иными участниками рынка (в том числе потенциальными).

Согласно пункту статьи 374 Налогового кодекса РФ имущество, полученное в безвозмездное пользование, не является для хозсубъекта объектом налогообложения, поскольку не учитывается на его балансе. При этом орган местного самоуправления (имущество в данном случае остается в казне), также не уплачивает налоги, поскольку согласно Закону Тверской области «О налоге на имущество организаций» органы местного самоуправления освобождены от уплаты налога на имущество.


На рассмотрение настоящего дела Собрание депутатов представило возражения (вх.от 17.06.2008 № 1603), из которых следует, что Собрание депутатов считает Положение соответствующим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона «О защите конкуренции», статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах»), Закона Тверской области от 09.04.2002 «Об управлении государственным имуществом Тверской области» (далее – Закон Тверской области), главы VI Устава Удомельского района.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) считает доводы Собрания депутатов не основанными на законе в связи с нижеследующим.

Согласно статье 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно статье 51 Закона «Об общих принципах» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Названной статьей установлен перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим. Помимо приведенных в статье действий, не допускается, в частности, создание преимущественных условий для осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Одним из исключений, предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», является предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде оказания государственной или муниципальной помощи в соответствии с положениями статей 19 и 20 названного закона.

Согласно статье 4 Закона государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В соответствии со статьей 19 Закона государственная и муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Перечень является исчерпывающим.

При этом Закон «О защите конкуренции» не связывает возможность предоставления государственной или муниципальной помощи с характеристикой самого хозяйствующего субъекта (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели), формой собственности имущества хозсубъекта (государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности), а также иными, не установленными статьей 19 Закона, условиями, в частности, в зависимости от того, кто является учредителем (соучредителем) юридического лица.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, Положение создает преимущества отдельным хозсубъектам не в целях, допускаемых Законом, поскольку в основу предоставления таких преимуществ положены не условия использования имущества, а форма собственности или статус учредителя, что противоречит Закону «О защите конкуренции».


Ссылки Собрания депутатов на Закон Тверской области, содержащий аналогичные положения, также не могут быть приняты во внимание, поскольку:

- исключения при применении статьи 15 Закона «О защите конкуренции» могут устанавливаться только федеральными законами;

- Закон Тверской области принят до вступления в силу Закона «О защите конкуренции».


Доводы Тверского УФАС России подтверждены судебной практикой, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2007 г. № А 26-3838/2007, которым установлено, что:

- создание неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от формы собственности является нарушением антимонопольного законодательства;

- установление нормативным актом положений, согласно которым одни хозсубъекты ставятся в привилегированное положение по сравнению с другими, может привести к ограничению конкуренции и является нарушением антимонопольного законодательства;

- нормативный акт по распоряжению имуществом, адресованный неопределенному кругу лиц, носит властный характер.

Таким образом, предоставление муниципального имущества Удомельского района в безвозмездное пользование отдельным хозяйствующим субъектам, указанным в п.п.18.1.2-18.1.5 Положения, без взаимосвязи с конкретными целями статьи 19 Закона «О защите конкуренции» создает необоснованные преимущества указанным хозяйствующим субъектам, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках, что является нарушением статей 15 и 19 Закона «О защите конкуренции».


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:


1. Признать Собрание депутатов Удомельского района нарушившим статьи 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления решением от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области», преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, указанным в п.п.18.1.2-18.1.5 названного положения, при получении права безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

2. Рекомендовать Собранию депутатов Удомельского района в срок до 01.09.2008 внести изменения в решение от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области, обеспечив соответствие его требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или иным способом устранить нарушение антимонопольного законодательства.

3. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области рассмотреть вопрос об обращении в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании противоречащим статьям 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» п.п.18.1.2-18.1.5 вышеназванного решения Собрания депутатов Удомельского района и недействующим в случае, если нарушение не будет устранено в добровольном порядке.


Председатель Комиссии: И.С.Демина

Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
Г.А.Воронина
И.ВА.Киртоакэ


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;

- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

- Киртоакэ.И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

в присутствии Конкина А.В., юрисконсульта Собрания депутатов Удомельского района (доверенность от 15.05.2008 № 01-11/818),

рассмотрев дело № 04-6/1-58-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по признакам нарушения Тверской городской Думой (170100, г. Тверь, ул. Советская, 34) статей 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

Решением Собрания депутатов Удомельского района от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области» (далее – Собрание депутатов, Положение) утверждено Положение, согласно которому (п.п.18.1.2-18.1.5) имущество, составляющее казну Удомельского района, может быть передано в безвозмездное пользование в том числе отдельным хозяйствующим субъектам, а именно:

- муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям Удомельского района;

- открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в случаях, когда им передаются объекты, входящие в состав имущества приватизируемых муниципальных унитарных предприятий и не подлежащие приватизации, до принятия решения о дальнейшем их использовании;

- некоммерческим организациям, участвующим в решении вопросов местного значения муниципального района, соучредителем (членом) которых является муниципальное образование Удомельский район;

- межмуниципальным хозяйственным обществам в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, межмуниципальным печатным средствам массовой информации, соучредителем которых является муниципальное образование Удомельский район.

При этом Положением не установлено, что передача имущества вышеназванным лицам должна осуществляться по результатам проведения торгов, в то время как иным коммерческим и некоммерческим организациям, соучредителем которых муниципальное образование Удомельский район не является, а также индивидуальным предпринимателям имущество Удомельского района может быть передано в безвозмездное пользование только по результатам торгов (п.18.2 Положения).

Тем самым, в зависимости от формы собственности и от того, кто является учредителем организации, Положение предусматривает разные условия для хозяйствующих субъектов при получении ими права безвозмездного пользования муниципальным имуществом Удомельского района: одним – без торгов, другим – только на торгах, что ставит одних хозяйствующих субъектов в преимущественное положение по сравнению с другими, работающими на рынок тех же товаров.

Кроме того, предоставление имущества в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту уже само по себе является для него преимуществом, создающим более выгодные условия по сравнению с иными участниками рынка (в том числе потенциальными).

Согласно пункту статьи 374 Налогового кодекса РФ имущество, полученное в безвозмездное пользование, не является для хозсубъекта объектом налогообложения, поскольку не учитывается на его балансе. При этом орган местного самоуправления (имущество в данном случае остается в казне), также не уплачивает налоги, поскольку согласно Закону Тверской области «О налоге на имущество организаций» органы местного самоуправления освобождены от уплаты налога на имущество.

На рассмотрение настоящего дела Собрание депутатов представило возражения (вх.от 17.06.2008 № 1603), из которых следует, что Собрание депутатов считает Положение соответствующим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона «О защите конкуренции», статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах»), Закона Тверской области от 09.04.2002 «Об управлении государственным имуществом Тверской области» (далее – Закон Тверской области), главы VI Устава Удомельского района.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) считает доводы Собрания депутатов не основанными на законе в связи с нижеследующим.

Согласно статье 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно статье 51 Закона «Об общих принципах» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Названной статьей установлен перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим. Помимо приведенных в статье действий, не допускается, в частности, создание преимущественных условий для осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Одним из исключений, предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», является предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде оказания государственной или муниципальной помощи в соответствии с положениями статей 19 и 20 названного закона.

Согласно статье 4 Закона государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В соответствии со статьей 19 Закона государственная и муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Перечень является исчерпывающим.

При этом Закон «О защите конкуренции» не связывает возможность предоставления государственной или муниципальной помощи с характеристикой самого хозяйствующего субъекта (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели), формой собственности имущества хозсубъекта (государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности), а также иными, не установленными статьей 19 Закона, условиями, в частности, в зависимости от того, кто является учредителем (соучредителем) юридического лица.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, Положение создает преимущества отдельным хозсубъектам не в целях, допускаемых Законом, поскольку в основу предоставления таких преимуществ положены не условия использования имущества, а форма собственности или статус учредителя, что противоречит Закону «О защите конкуренции».

Ссылки Собрания депутатов на Закон Тверской области, содержащий аналогичные положения, также не могут быть приняты во внимание, поскольку:

- исключения при применении статьи 15 Закона «О защите конкуренции» могут устанавливаться только федеральными законами;

- Закон Тверской области принят до вступления в силу Закона «О защите конкуренции».

Доводы Тверского УФАС России подтверждены судебной практикой, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2007 г. № А 26-3838/2007, которым установлено, что:

- создание неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от формы собственности является нарушением антимонопольного законодательства;

- установление нормативным актом положений, согласно которым одни хозсубъекты ставятся в привилегированное положение по сравнению с другими, может привести к ограничению конкуренции и является нарушением антимонопольного законодательства;

- нормативный акт по распоряжению имуществом, адресованный неопределенному кругу лиц, носит властный характер.

Таким образом, предоставление муниципального имущества Удомельского района в безвозмездное пользование отдельным хозяйствующим субъектам, указанным в п.п.18.1.2-18.1.5 Положения, без взаимосвязи с конкретными целями статьи 19 Закона «О защите конкуренции» создает необоснованные преимущества указанным хозяйствующим субъектам, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках, что является нарушением статей 15 и 19 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Собрание депутатов Удомельского района нарушившим статьи 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления решением от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области», преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, указанным в п.п.18.1.2-18.1.5 названного положения, при получении права безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

2. Рекомендовать Собранию депутатов Удомельского района в срок до 01.09.2008 внести изменения в решение от 06.12.2007 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Удомельский район Тверской области, обеспечив соответствие его требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или иным способом устранить нарушение антимонопольного законодательства.

3. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области рассмотреть вопрос об обращении в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании противоречащим статьям 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» п.п.18.1.2-18.1.5 вышеназванного решения Собрания депутатов Удомельского района и недействующим в случае, если нарушение не будет устранено в добровольном порядке.

Председатель Комиссии: И.С.Демина

Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
Г.А.Воронина
И.ВА.Киртоакэ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => о признании нарушения Собранием депутатов Удомельского района статей 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [format] => full_html [safe_value] =>

о признании нарушения Собранием депутатов Удомельского района статей 15 и 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-06-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-06-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110964 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )