Решение комиссии Тверского УФАС России

Дата публикации: 25 июня 2008, 04:00
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;

- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

- Киртоакэ.И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

в присутствии:

- от Собрания депутатов Сонковского района: заместитель главы администрации Сонковского района Ершова Т.М.(доверенность от 24.06.2008 б/н);

- от Администрации Сонковского района: заместитель главы администрации Сонковского района Ершова Т.М.(доверенность от 24.06.2008 б/н);

- от ФГУП «Почта России»: руководитель юридического отдела Козлова И.В. (доверенность от 15.02.2008),

рассмотрев дело № 04-6/1-57-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по признакам нарушения Собранием депутатов (171450, Тверская обл., п.Сонково, пр.Ленина, д.24) и администрацией Сонковского района (171450, Тверская обл., п.Сонково, пр.Ленина, д.24) статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:

Дело рассмотрено в отсутствие представителя редакции газеты «Сонковский вестник», надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении заказного письма Тверского УФАС России от 28.05.2008).

Решением Собрания депутатов Сонковского района (далее – Собрание депутатов) от 20.12.2007 № 192 «Об освобождении от арендной платы за аренду муниципального имущества» (далее – Решение) отдельные хозяйствующие субъекты, а именно: муниципальные унитарные предприятия и учреждения Сонковского района, редакция газеты «Сонковский вестник, ОСП Бежецкий почтамт Управления Федеральной почтовой связи Тверской области – Филиал ФГУП «Почта России» освобождены от арендной платы на 2008 год.

Проект Решения не представлялся в Тверское УФАС России для получения согласованяи на представление муниципальной помощи.


Из материалов дела и пояснений присутствовавших на рассмотрении дела представителей следует:

1. Решением предоставлены льготы по арендной плате хозяйствующим субъектам, учредителем (соучредителем) которых является Администрация Сонковского района: муниципальным унитарным предприятиям и газете «Сонковский вестник»; а также ОСП Бежецкий почтамт УФПС Тверской области – филиал ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) на основании Федерального закона от 17.09.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

2.В 2008 г. муниципальным унитарным предприятиям не предоставлялись в аренду муниципальные нежилые помещения, в связи с чем не предоставлялись и вышеназванные льготы. На территории района зарегистрированы МУП жилищно-коммунального хозяйства (вид деятельности - оказание жилищно-коммунальных услуг) и МУП «Сонковская ЦРА № 51» (вид деятельности – изготовление и реализация лекарств и оказание услуг).

3. Предоставление жилищно-коммунальных услуг на территории района осуществляет только МУП «ЖКХ».
Услуги почтовой связи оказывает только Почта России.

Газета «Сонковский вестник» является автономной некоммерческой организацией и единственным средством массовой информации, зарегистрированным на территории района.

Реализацией лекарств занимается, помимо муниципальной аптеки, Сонковское райпо.

4. Согласно Методике определения уровня арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Сонковского района, утвержденной постановлением Главы администрации Сонковского района от 30.03.2001 № 72 (далее – Методика), для расчета арендной платы применяются следующие коэффициенты видов деятельности КД:
- редакции газет и журналов, издательства: КД =0,7;

- аптеки, склады медикаментов, киоски по продаже медицинских препаратов: КД=1,1;

- виды деятельности, не вошедшие в приведенный в Методике перечень (в том числе жилищно-коммунальные услуги, услуги почтовой связи): КД=1,0.


В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Названной статьей установлен перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим. Помимо приведенных в статье действий, не допускается, в частности, создание преимущественных условий для осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Одним из исключений, предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», является предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде оказания государственной или муниципальной помощи в соответствии с положениями статей 19 и 20 названного закона.

Согласно статье 4 Закона государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В соответствии со статьей 19 Закона государственная и муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Перечень является исчерпывающим.

При этом Закон «О защите конкуренции» не связывает возможность предоставления государственной или муниципальной помощи с характеристикой самого хозяйствующего субъекта (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели), формой собственности имущества хозсубъекта (государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности), а также иными, не установленными статьей 19 Закона, условиями, в частности, в зависимости от того, кто является учредителем (соучредителем) юридического лица.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Следовательно, предоставление Решением преимуществ отдельным хозсубъектам не в целях, допускаемых Законом «О защите конкуренции», а в зависимости от формы собственности или статуса учредителя противоречит антимонопольному законодательству.


Согласно статье 20 Закона муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется:
1) в соответствии с федеральным законом;

2) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;

3) за счет резервного фонда органа местного самоуправления.

При этом цели предоставления помощи должны соответствовать целям статьи 19 Закона «О защите конкуренции» (поскольку это является помощью).


Согласно статье 4 Основ законодательства Российской федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 23.12.2003) настоящие Основы регулируют в том числе культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием.

Согласно статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред.от 13.05.2008) «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем полного или частичного освобождения от платы за пользование муниципальным имуществом.

Следовательно, цель предоставления муниципальной помощи газете «Сонковский вестник» соответствует цели, установленной статьей 19 Закона «О защите конкуренции» - развитие культуры и сохранение культурного наследия. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» эта помощь может предоставляться без согласования с антимонопольным органом, если средство массовой информации создано в форме некоммерческой организации.


Таким образом, предоставление Решением преимуществ (в виде освобождения от арендной платы) муниципальным предприятиям и учреждениям Сонковского района и газете «Сонковский вестник» является муниципальной помощью

При этом, предоставления муниципальной помощи:

- муниципальным предприятиям и учреждениям Сонковского района без взаимосвязи с целями, определенными статьей 19 Закона «О защите конкуренции», и без согласования с антимонопольным органом является нарушением статей 15, 19 и 20 названного закона;

- газете «Сонковский вестник» соответствует целям, определенным статьей 19 Закона «О защите конкуренции» и может предоставляться без согласования с антимонопольным органом.


Частью 2 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» установлен перечень случаев, когда предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам не квалифицируется как государственная или муниципальная помощь. К таким случаям в том числе относится предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа.

Согласно статье 31 Федерального закона от 17.09.1999 № 176-ФЗ (ред. от 26.06.2008) «О почтовой связи» органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной почтовой связи соответствующие технологическим нормам нежилые помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях в порядке и на условиях, определяемых органами местного самоуправления.

Таким образом, предоставление помещений организациям федеральной почтовой связи (ФГУП «Почта России» и его структурные подразделения, к которым относится ОСП Бежецкий почтамт УФПС Тверской области – филиал ФГУП «Почта России») на условиях, установленных органом местного самоуправления (в том числе с полным освобождением от арендной платы) не является муниципальной помощью.


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:


1. Признать Собрание депутатов Сонковского района нарушившим статьи 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления решением Собрания депутатов Сонковского района от 20.12.2007 № 192 «Об освобождении от арендной платы за аренду муниципального имущества» (далее – Решение) преимуществ муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям Сонковского района в виде освобождения от арендной платы на 2008 год без взаимосвязи с целями, установленными статьей 19 названного закона и без согласования с антимонопольным органом

2. Рекомендовать Собранию депутатов Сонковского района в срок до 01.09.2008 внести изменения в решение от 20.12.2007 № 192, обеспечив соответствие его требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или иным способом устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: И.С.Демина

Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
Г.А.Воронина
И.ВА.Киртоакэ


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 6279 [uid] => 1 [title] => Решение комиссии Тверского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6279 [type] => solution [language] => ru [created] => 1214337600 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;

- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

- Киртоакэ.И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

в присутствии:

- от Собрания депутатов Сонковского района: заместитель главы администрации Сонковского района Ершова Т.М.(доверенность от 24.06.2008 б/н);

- от Администрации Сонковского района: заместитель главы администрации Сонковского района Ершова Т.М.(доверенность от 24.06.2008 б/н);

- от ФГУП «Почта России»: руководитель юридического отдела Козлова И.В. (доверенность от 15.02.2008),

рассмотрев дело № 04-6/1-57-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по признакам нарушения Собранием депутатов (171450, Тверская обл., п.Сонково, пр.Ленина, д.24) и администрацией Сонковского района (171450, Тверская обл., п.Сонково, пр.Ленина, д.24) статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:

Дело рассмотрено в отсутствие представителя редакции газеты «Сонковский вестник», надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении заказного письма Тверского УФАС России от 28.05.2008).

Решением Собрания депутатов Сонковского района (далее – Собрание депутатов) от 20.12.2007 № 192 «Об освобождении от арендной платы за аренду муниципального имущества» (далее – Решение) отдельные хозяйствующие субъекты, а именно: муниципальные унитарные предприятия и учреждения Сонковского района, редакция газеты «Сонковский вестник, ОСП Бежецкий почтамт Управления Федеральной почтовой связи Тверской области – Филиал ФГУП «Почта России» освобождены от арендной платы на 2008 год.

Проект Решения не представлялся в Тверское УФАС России для получения согласованяи на представление муниципальной помощи.


Из материалов дела и пояснений присутствовавших на рассмотрении дела представителей следует:

1. Решением предоставлены льготы по арендной плате хозяйствующим субъектам, учредителем (соучредителем) которых является Администрация Сонковского района: муниципальным унитарным предприятиям и газете «Сонковский вестник»; а также ОСП Бежецкий почтамт УФПС Тверской области – филиал ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) на основании Федерального закона от 17.09.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

2.В 2008 г. муниципальным унитарным предприятиям не предоставлялись в аренду муниципальные нежилые помещения, в связи с чем не предоставлялись и вышеназванные льготы. На территории района зарегистрированы МУП жилищно-коммунального хозяйства (вид деятельности - оказание жилищно-коммунальных услуг) и МУП «Сонковская ЦРА № 51» (вид деятельности – изготовление и реализация лекарств и оказание услуг).

3. Предоставление жилищно-коммунальных услуг на территории района осуществляет только МУП «ЖКХ».
Услуги почтовой связи оказывает только Почта России.

Газета «Сонковский вестник» является автономной некоммерческой организацией и единственным средством массовой информации, зарегистрированным на территории района.

Реализацией лекарств занимается, помимо муниципальной аптеки, Сонковское райпо.

4. Согласно Методике определения уровня арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Сонковского района, утвержденной постановлением Главы администрации Сонковского района от 30.03.2001 № 72 (далее – Методика), для расчета арендной платы применяются следующие коэффициенты видов деятельности КД:
- редакции газет и журналов, издательства: КД =0,7;

- аптеки, склады медикаментов, киоски по продаже медицинских препаратов: КД=1,1;

- виды деятельности, не вошедшие в приведенный в Методике перечень (в том числе жилищно-коммунальные услуги, услуги почтовой связи): КД=1,0.


В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Названной статьей установлен перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим. Помимо приведенных в статье действий, не допускается, в частности, создание преимущественных условий для осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Одним из исключений, предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», является предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде оказания государственной или муниципальной помощи в соответствии с положениями статей 19 и 20 названного закона.

Согласно статье 4 Закона государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В соответствии со статьей 19 Закона государственная и муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Перечень является исчерпывающим.

При этом Закон «О защите конкуренции» не связывает возможность предоставления государственной или муниципальной помощи с характеристикой самого хозяйствующего субъекта (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели), формой собственности имущества хозсубъекта (государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности), а также иными, не установленными статьей 19 Закона, условиями, в частности, в зависимости от того, кто является учредителем (соучредителем) юридического лица.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Следовательно, предоставление Решением преимуществ отдельным хозсубъектам не в целях, допускаемых Законом «О защите конкуренции», а в зависимости от формы собственности или статуса учредителя противоречит антимонопольному законодательству.


Согласно статье 20 Закона муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется:
1) в соответствии с федеральным законом;

2) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;

3) за счет резервного фонда органа местного самоуправления.

При этом цели предоставления помощи должны соответствовать целям статьи 19 Закона «О защите конкуренции» (поскольку это является помощью).


Согласно статье 4 Основ законодательства Российской федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 23.12.2003) настоящие Основы регулируют в том числе культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием.

Согласно статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред.от 13.05.2008) «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем полного или частичного освобождения от платы за пользование муниципальным имуществом.

Следовательно, цель предоставления муниципальной помощи газете «Сонковский вестник» соответствует цели, установленной статьей 19 Закона «О защите конкуренции» - развитие культуры и сохранение культурного наследия. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» эта помощь может предоставляться без согласования с антимонопольным органом, если средство массовой информации создано в форме некоммерческой организации.


Таким образом, предоставление Решением преимуществ (в виде освобождения от арендной платы) муниципальным предприятиям и учреждениям Сонковского района и газете «Сонковский вестник» является муниципальной помощью

При этом, предоставления муниципальной помощи:

- муниципальным предприятиям и учреждениям Сонковского района без взаимосвязи с целями, определенными статьей 19 Закона «О защите конкуренции», и без согласования с антимонопольным органом является нарушением статей 15, 19 и 20 названного закона;

- газете «Сонковский вестник» соответствует целям, определенным статьей 19 Закона «О защите конкуренции» и может предоставляться без согласования с антимонопольным органом.


Частью 2 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» установлен перечень случаев, когда предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам не квалифицируется как государственная или муниципальная помощь. К таким случаям в том числе относится предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа.

Согласно статье 31 Федерального закона от 17.09.1999 № 176-ФЗ (ред. от 26.06.2008) «О почтовой связи» органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной почтовой связи соответствующие технологическим нормам нежилые помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях в порядке и на условиях, определяемых органами местного самоуправления.

Таким образом, предоставление помещений организациям федеральной почтовой связи (ФГУП «Почта России» и его структурные подразделения, к которым относится ОСП Бежецкий почтамт УФПС Тверской области – филиал ФГУП «Почта России») на условиях, установленных органом местного самоуправления (в том числе с полным освобождением от арендной платы) не является муниципальной помощью.


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:


1. Признать Собрание депутатов Сонковского района нарушившим статьи 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления решением Собрания депутатов Сонковского района от 20.12.2007 № 192 «Об освобождении от арендной платы за аренду муниципального имущества» (далее – Решение) преимуществ муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям Сонковского района в виде освобождения от арендной платы на 2008 год без взаимосвязи с целями, установленными статьей 19 названного закона и без согласования с антимонопольным органом

2. Рекомендовать Собранию депутатов Сонковского района в срок до 01.09.2008 внести изменения в решение от 20.12.2007 № 192, обеспечив соответствие его требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или иным способом устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: И.С.Демина

Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
Г.А.Воронина
И.ВА.Киртоакэ


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:

- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;

- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

- Киртоакэ.И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,

в присутствии:

- от Собрания депутатов Сонковского района: заместитель главы администрации Сонковского района Ершова Т.М.(доверенность от 24.06.2008 б/н);

- от Администрации Сонковского района: заместитель главы администрации Сонковского района Ершова Т.М.(доверенность от 24.06.2008 б/н);

- от ФГУП «Почта России»: руководитель юридического отдела Козлова И.В. (доверенность от 15.02.2008),

рассмотрев дело № 04-6/1-57-2008, возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по признакам нарушения Собранием депутатов (171450, Тверская обл., п.Сонково, пр.Ленина, д.24) и администрацией Сонковского района (171450, Тверская обл., п.Сонково, пр.Ленина, д.24) статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

Дело рассмотрено в отсутствие представителя редакции газеты «Сонковский вестник», надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении заказного письма Тверского УФАС России от 28.05.2008).

Решением Собрания депутатов Сонковского района (далее – Собрание депутатов) от 20.12.2007 № 192 «Об освобождении от арендной платы за аренду муниципального имущества» (далее – Решение) отдельные хозяйствующие субъекты, а именно: муниципальные унитарные предприятия и учреждения Сонковского района, редакция газеты «Сонковский вестник, ОСП Бежецкий почтамт Управления Федеральной почтовой связи Тверской области – Филиал ФГУП «Почта России» освобождены от арендной платы на 2008 год.

Проект Решения не представлялся в Тверское УФАС России для получения согласованяи на представление муниципальной помощи.

Из материалов дела и пояснений присутствовавших на рассмотрении дела представителей следует:

1. Решением предоставлены льготы по арендной плате хозяйствующим субъектам, учредителем (соучредителем) которых является Администрация Сонковского района: муниципальным унитарным предприятиям и газете «Сонковский вестник»; а также ОСП Бежецкий почтамт УФПС Тверской области – филиал ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) на основании Федерального закона от 17.09.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

2.В 2008 г. муниципальным унитарным предприятиям не предоставлялись в аренду муниципальные нежилые помещения, в связи с чем не предоставлялись и вышеназванные льготы. На территории района зарегистрированы МУП жилищно-коммунального хозяйства (вид деятельности - оказание жилищно-коммунальных услуг) и МУП «Сонковская ЦРА № 51» (вид деятельности – изготовление и реализация лекарств и оказание услуг).

3. Предоставление жилищно-коммунальных услуг на территории района осуществляет только МУП «ЖКХ».
Услуги почтовой связи оказывает только Почта России.

Газета «Сонковский вестник» является автономной некоммерческой организацией и единственным средством массовой информации, зарегистрированным на территории района.

Реализацией лекарств занимается, помимо муниципальной аптеки, Сонковское райпо.

4. Согласно Методике определения уровня арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Сонковского района, утвержденной постановлением Главы администрации Сонковского района от 30.03.2001 № 72 (далее – Методика), для расчета арендной платы применяются следующие коэффициенты видов деятельности КД:
- редакции газет и журналов, издательства: КД =0,7;

- аптеки, склады медикаментов, киоски по продаже медицинских препаратов: КД=1,1;

- виды деятельности, не вошедшие в приведенный в Методике перечень (в том числе жилищно-коммунальные услуги, услуги почтовой связи): КД=1,0.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Названной статьей установлен перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим. Помимо приведенных в статье действий, не допускается, в частности, создание преимущественных условий для осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Одним из исключений, предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», является предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в виде оказания государственной или муниципальной помощи в соответствии с положениями статей 19 и 20 названного закона.

Согласно статье 4 Закона государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В соответствии со статьей 19 Закона государственная и муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Перечень является исчерпывающим.

При этом Закон «О защите конкуренции» не связывает возможность предоставления государственной или муниципальной помощи с характеристикой самого хозяйствующего субъекта (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели), формой собственности имущества хозсубъекта (государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности), а также иными, не установленными статьей 19 Закона, условиями, в частности, в зависимости от того, кто является учредителем (соучредителем) юридического лица.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Следовательно, предоставление Решением преимуществ отдельным хозсубъектам не в целях, допускаемых Законом «О защите конкуренции», а в зависимости от формы собственности или статуса учредителя противоречит антимонопольному законодательству.

Согласно статье 20 Закона муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется:
1) в соответствии с федеральным законом;

2) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;

3) за счет резервного фонда органа местного самоуправления.

При этом цели предоставления помощи должны соответствовать целям статьи 19 Закона «О защите конкуренции» (поскольку это является помощью).

Согласно статье 4 Основ законодательства Российской федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 23.12.2003) настоящие Основы регулируют в том числе культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием.

Согласно статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред.от 13.05.2008) «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем полного или частичного освобождения от платы за пользование муниципальным имуществом.

Следовательно, цель предоставления муниципальной помощи газете «Сонковский вестник» соответствует цели, установленной статьей 19 Закона «О защите конкуренции» - развитие культуры и сохранение культурного наследия. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» эта помощь может предоставляться без согласования с антимонопольным органом, если средство массовой информации создано в форме некоммерческой организации.

Таким образом, предоставление Решением преимуществ (в виде освобождения от арендной платы) муниципальным предприятиям и учреждениям Сонковского района и газете «Сонковский вестник» является муниципальной помощью

При этом, предоставления муниципальной помощи:

- муниципальным предприятиям и учреждениям Сонковского района без взаимосвязи с целями, определенными статьей 19 Закона «О защите конкуренции», и без согласования с антимонопольным органом является нарушением статей 15, 19 и 20 названного закона;

- газете «Сонковский вестник» соответствует целям, определенным статьей 19 Закона «О защите конкуренции» и может предоставляться без согласования с антимонопольным органом.

Частью 2 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» установлен перечень случаев, когда предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам не квалифицируется как государственная или муниципальная помощь. К таким случаям в том числе относится предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа.

Согласно статье 31 Федерального закона от 17.09.1999 № 176-ФЗ (ред. от 26.06.2008) «О почтовой связи» органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной почтовой связи соответствующие технологическим нормам нежилые помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях в порядке и на условиях, определяемых органами местного самоуправления.

Таким образом, предоставление помещений организациям федеральной почтовой связи (ФГУП «Почта России» и его структурные подразделения, к которым относится ОСП Бежецкий почтамт УФПС Тверской области – филиал ФГУП «Почта России») на условиях, установленных органом местного самоуправления (в том числе с полным освобождением от арендной платы) не является муниципальной помощью.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Собрание депутатов Сонковского района нарушившим статьи 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления решением Собрания депутатов Сонковского района от 20.12.2007 № 192 «Об освобождении от арендной платы за аренду муниципального имущества» (далее – Решение) преимуществ муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям Сонковского района в виде освобождения от арендной платы на 2008 год без взаимосвязи с целями, установленными статьей 19 названного закона и без согласования с антимонопольным органом

2. Рекомендовать Собранию депутатов Сонковского района в срок до 01.09.2008 внести изменения в решение от 20.12.2007 № 192, обеспечив соответствие его требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или иным способом устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: И.С.Демина

Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
Г.А.Воронина
И.ВА.Киртоакэ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => о нарушении Собранием депутатов Сонковского района статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [format] => full_html [safe_value] =>

о нарушении Собранием депутатов Сонковского района статей 15, 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-06-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-06-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110964 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )