Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
-Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
-Иванов С.Е. – начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
-Браженец О.Г. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- Суханова Н.А. –ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках,
рассмотревдело № 03-6/1-52-2008 по признакам нарушения ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее Закон),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлениямООО «Искра» (Старицкий район) и Ассоциации «Производители и переработчики молока Тверской области» о нарушенииантимонопольного законодательства, выразившемся в снижении закупочных цен на молоко молочного скота.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон ипроанализировавэкономические показатели хозяйственной деятельностипроизводителей и переработчиков молока, а также факторы, влияющие на рынкиоптовых закупок молока молочного скота, пришла к следующим выводам.
1. ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» (далее молокоперерабатывающие предприятия) соответствующими приказами территориальногоантимонопольного органа включены в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: молоко молочного скота (на оптовом рынке закупок молока на переработку) по результатам исследованийконкурентной среды наоптовых рынкахзакупок молока Тверской области ипроведения мониторинговрынковв период1996-2007 г.г:
- ОАО «Тверьмолоко»в географических границах рынка:Калининский и Кимрский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказы от 09.10.1996 № 26 иот 14.03.2007№ 17);
- ОАО «Весьегонский маслосырзавод» в географических границах: Весьегонский район Тверской области, с долей на рынке более 65% (приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Жарковский молокозавод» в географических границах:Жарковский район Тверской области, с долей на рынке более 65% (приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Калязинский маслосырзавод» в географических границах:Калязинский район Тверской области, с долей на рынке более 35%(приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Краснохолмский маслосырзавод» в географических границах:Краснохолмский район Тверской области, с долей на рынке более 35%(приказ от 11.12.1997№ 64)
- ОАО «Максатихинский маслодельный завод» в географических границах:Максатихинский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 28.12.1998№ 68)
- ООО «Нелидовский маслосырзавод»в географических границах:Нелидовский район Тверской области, с долей на рынке более 65% ( приказ от 28.12.1998№ 68)
- ООО «Молоко» (п. Рамешки)в географических границах:Рамешковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 04.02.1999№ 7)
- ОАО «Бологовский молочный завод» в географических границах: Бологовский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ООО «Бурёнка»в географических границах:Лихославльский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
-ЗАО «Кузнецковский сыродел» в географических границах:Молоковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%; (приказ от 14.03.2007 № 17)
- ОАО «Молоко» г. Ржевв географических границах:Ржевский, Оленинский, Осташковский, Селижаровский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ООО «Сонковское молоко»в географических границах:Сонковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ОАО «Старицкий сыр»в географических границах: Старицкий иКувшиновский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17).
В соответствии с пунктом 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 установлениедоминирующего положения хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр с долей более пятидесяти процентов не требуется.
2. Анализ закупочных цен на оптовых рынках закупок молока на переработку, на которых действуют рассматриваемыемолокоперерабатывающие предприятия,ина сопоставимых товарных рынках, на которых молокоперерабатывающие предприятия не занимают доминирующего положения, показал, что на сопоставимых рынкахмолокоперерабатывающие предприятия закупают молоко по более низким ценамлибо ценамравным,устанавливаемым ими в границах товарного рынка, на котором они доминируют.
По данным сельхозпредприятий (круг предприятий определен Ассоциацией «Производители и переработчики молока Тверской области») по итогам хозяйственной деятельности по производству и реализации сырого молока на переработку в 2007 г. и 1 квартале2008 г.получена прибыль, а темп роста себестоимости производства молока к цене его реализации составил в апреле 2008г. к марту 2008г.- 109,8%.
3. Анализ хозяйственной деятельности молокоперерабатывающих предприятийпоказал следующее.
В 2008 году по сравнению с аналогичными периодами 2007 года имел место существенный рост закупочных цен на сырое молоко (январь 2008г. к январю 2007г. – 160%-197%; апрель 2008г. к апрелю 2007г. – 140%-162%), который особенно явно наблюдался с октября 2007г. и достиг своего максимального значения в январе-феврале 2008г.
Закупочные цены на сырое молоко в конце2007г. и в январе-апреле2008г.у большинствамолокоперерабатывающих предприятий росли более высокими темпами по сравнению с отпускными ценами на производимуюими молочную продукцию.Так, средняязакупочная цена на сырое молоко в периодянварь 2007г. – январь2008г. выросла в 1,8 раза, асредние отпускныецены: на молоко в пленке 2,5% жирности за тот же период выросли в 1,4 раза; на кефир 2,5% жирности- в 1,4 раза; намасло сливочное весовое - в 1,6 раза; на сыр - в 1,5 раза. Аналогичная тенденция прослеживается при сопоставлении показателей за апрель 2007г. иапрель 2008г.
Более высокийрост закупочных цен на сырое молоко по сравнению с отпускными ценами на молочную продукцию сопровождался убытками рядамолокоперерабатывающих предприятий Тверской области по итогам работы за 2007г. и 1 квартал 2008 г., особенно у предприятий, закупающих большие объемы сырого молока: ОАО «Тверьмолоко», ОАО «Старицкий сыр» и ОАО «Весьегонский маслосырзавод».
При этом более половины молокоперерабатывающих предприятийне снижали объемы закупок сырого молока (объемы закупки сырого молока в январе 2008г. превысили объемы закупки в январе 2007 г.).
Основной причиной, по которой молокоперерабатывающие предприятия выступили с предложением о снижении закупочных цен на молоко в апреле 2008г., является сезонность в производстве сырого молока, наблюдаемая ежегодно начиная с марта по август(так называемый сезон «большого молока»).
По данным Тверьстата производство и реализация сырого молока хозяйствами Тверской области в январе-апреле 2008г. характеризуется следующими данными:
январь
февраль
март
апрель
Темп роста (апрель к февралю), %
Объем производства сырого молока во всех категориях хозяйств, тонн
19,0
20,6
27,0
28,5
х
Темп роста объемов производства сырого молокак предыдущему месяцу, %
85,5
108,4
131,1
105,6
138,3
Объем реализациисырого молока всеми сельхозпроизводителями, тонн
15,0
15,5
19,5
21,2
х
Темп роста объемов реализации сырого молока к предыдущему месяцу, %
75,4
103,3
125,8
108,7
136,8
Таким образом, в 2008 г. в начале сезона «большого молока» объемы производства и реализациимолока всеми хозяйствами Тверской области увеличились более чем на 30%, что привело к перенасыщению региональных оптовых рынков закупок молока на переработку.
Весенне-летний период характеризуется ежегодным увеличением производства сырого молока и снижением потребительского спроса на молочную продукцию в связи с изменением рациона питания населения.
4. Анализ данных об использовании сухого молока молокоперерабатывающими предприятиями Тверской области выявил, что не все предприятияиспользуют этот продукт при производстве молочной продукциии его влияние на величину объемов закупок и закупочных цен на сырое молоко в апреле 2008 г. было незначительным.
5. Закупочные цены на сырое молоко в рассматриваемый период (апрель 2008 г.) устанавливались молокоперерабатывающими предприятиями не на одинаковом уровне, а с учетом вышеперечисленных факторов и рыночных механизмов формирования закупочной цены, а также сортности сырого молока.
Средняязакупочнаяценана молоко 1 сорта (без НДС) по оперативным данным молокоперерабатывающих предприятий в 2008 году была разной у разных предприятийисоставляла (руб./кг): в январе -8,84-13,69при средней цене по области - 12,18; в феврале - 9,66-13,34 при средней цене по области - 12,08; в марте - 9,21-13,09при средней цене по области - 11,55; в апреле - 8,0-12,55 при средней цене по области -10,07.
6. Снижение цены реализации сырого молока в апреле 2008г.не сопровождалось сокращением количества сельхозпредприятий – производителей молока.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
При этом не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 8 указанного Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Таким образом, действия молокоперерабатывающих предприятий по снижению закупочных цен на сырое молоко в апреле2008 года явились действиями хозяйствующих субъектов, работающих в рыночныхконкурентных условиях и подчиняющихсярыночным механизмам спроса и предложения. На действия молокоперерабатывающих предприятий в равной мере влияли условия рынка, а именно, увеличение предложения сырого молока и снижение потребительского спроса на молочную продукцию, наблюдаемые в одни и те же периоды, что привелок вынужденному снижению закупочных цен на молоко для осуществления безубыточной деятельности по его переработке.
Исходя из вышеизложенного, закупочные цены на сырое молоко, предложенныемолокоперерабатывающимипредприятиями в апреле 2008 года,неносят признаковмонопольно низких цен всоответствии с условиями статьи 7 Закона, а действия молокоперерабатывающих предприятий не являются согласованными и не подпадают под действие статьи 8 Закона.
Установленные Комиссией обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,решила:
прекратить рассмотрениедела № 03-6/1-52-2008 по признакам нарушения ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции»на основании пункта 2части 1 статьи 48Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции»в связи с отсутствиемнарушенияантимонопольного законодательствав рассматриваемыхКомиссиейдействиях указанныххозяйствующих субъектов.
Председатель КомиссииИ.С. Демина
Члены Комиссии:Л.В.Посохова
С.Е. Иванов
О.Г. Браженец
Т.Н. Забелина
Н.А. Суханова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
-Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
-Иванов С.Е. – начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
-Браженец О.Г. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- Суханова Н.А. –ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках,
рассмотревдело № 03-6/1-52-2008 по признакам нарушения ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее Закон),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлениямООО «Искра» (Старицкий район) и Ассоциации «Производители и переработчики молока Тверской области» о нарушенииантимонопольного законодательства, выразившемся в снижении закупочных цен на молоко молочного скота.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон ипроанализировавэкономические показатели хозяйственной деятельностипроизводителей и переработчиков молока, а также факторы, влияющие на рынкиоптовых закупок молока молочного скота, пришла к следующим выводам.
1. ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» (далее молокоперерабатывающие предприятия) соответствующими приказами территориальногоантимонопольного органа включены в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: молоко молочного скота (на оптовом рынке закупок молока на переработку) по результатам исследованийконкурентной среды наоптовых рынкахзакупок молока Тверской области ипроведения мониторинговрынковв период1996-2007 г.г:
- ОАО «Тверьмолоко»в географических границах рынка:Калининский и Кимрский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказы от 09.10.1996 № 26 иот 14.03.2007№ 17);
- ОАО «Весьегонский маслосырзавод» в географических границах: Весьегонский район Тверской области, с долей на рынке более 65% (приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Жарковский молокозавод» в географических границах:Жарковский район Тверской области, с долей на рынке более 65% (приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Калязинский маслосырзавод» в географических границах:Калязинский район Тверской области, с долей на рынке более 35%(приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Краснохолмский маслосырзавод» в географических границах:Краснохолмский район Тверской области, с долей на рынке более 35%(приказ от 11.12.1997№ 64)
- ОАО «Максатихинский маслодельный завод» в географических границах:Максатихинский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 28.12.1998№ 68)
- ООО «Нелидовский маслосырзавод»в географических границах:Нелидовский район Тверской области, с долей на рынке более 65% ( приказ от 28.12.1998№ 68)
- ООО «Молоко» (п. Рамешки)в географических границах:Рамешковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 04.02.1999№ 7)
- ОАО «Бологовский молочный завод» в географических границах: Бологовский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ООО «Бурёнка»в географических границах:Лихославльский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
-ЗАО «Кузнецковский сыродел» в географических границах:Молоковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%; (приказ от 14.03.2007 № 17)
- ОАО «Молоко» г. Ржевв географических границах:Ржевский, Оленинский, Осташковский, Селижаровский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ООО «Сонковское молоко»в географических границах:Сонковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ОАО «Старицкий сыр»в географических границах: Старицкий иКувшиновский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17).
В соответствии с пунктом 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 установлениедоминирующего положения хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр с долей более пятидесяти процентов не требуется.
2. Анализ закупочных цен на оптовых рынках закупок молока на переработку, на которых действуют рассматриваемыемолокоперерабатывающие предприятия,ина сопоставимых товарных рынках, на которых молокоперерабатывающие предприятия не занимают доминирующего положения, показал, что на сопоставимых рынкахмолокоперерабатывающие предприятия закупают молоко по более низким ценамлибо ценамравным,устанавливаемым ими в границах товарного рынка, на котором они доминируют.
По данным сельхозпредприятий (круг предприятий определен Ассоциацией «Производители и переработчики молока Тверской области») по итогам хозяйственной деятельности по производству и реализации сырого молока на переработку в 2007 г. и 1 квартале2008 г.получена прибыль, а темп роста себестоимости производства молока к цене его реализации составил в апреле 2008г. к марту 2008г.- 109,8%.
3. Анализ хозяйственной деятельности молокоперерабатывающих предприятийпоказал следующее.
В 2008 году по сравнению с аналогичными периодами 2007 года имел место существенный рост закупочных цен на сырое молоко (январь 2008г. к январю 2007г. – 160%-197%; апрель 2008г. к апрелю 2007г. – 140%-162%), который особенно явно наблюдался с октября 2007г. и достиг своего максимального значения в январе-феврале 2008г.
Закупочные цены на сырое молоко в конце2007г. и в январе-апреле2008г.у большинствамолокоперерабатывающих предприятий росли более высокими темпами по сравнению с отпускными ценами на производимуюими молочную продукцию.Так, средняязакупочная цена на сырое молоко в периодянварь 2007г. – январь2008г. выросла в 1,8 раза, асредние отпускныецены: на молоко в пленке 2,5% жирности за тот же период выросли в 1,4 раза; на кефир 2,5% жирности- в 1,4 раза; намасло сливочное весовое - в 1,6 раза; на сыр - в 1,5 раза. Аналогичная тенденция прослеживается при сопоставлении показателей за апрель 2007г. иапрель 2008г.
Более высокийрост закупочных цен на сырое молоко по сравнению с отпускными ценами на молочную продукцию сопровождался убытками рядамолокоперерабатывающих предприятий Тверской области по итогам работы за 2007г. и 1 квартал 2008 г., особенно у предприятий, закупающих большие объемы сырого молока: ОАО «Тверьмолоко», ОАО «Старицкий сыр» и ОАО «Весьегонский маслосырзавод».
При этом более половины молокоперерабатывающих предприятийне снижали объемы закупок сырого молока (объемы закупки сырого молока в январе 2008г. превысили объемы закупки в январе 2007 г.).
Основной причиной, по которой молокоперерабатывающие предприятия выступили с предложением о снижении закупочных цен на молоко в апреле 2008г., является сезонность в производстве сырого молока, наблюдаемая ежегодно начиная с марта по август(так называемый сезон «большого молока»).
По данным Тверьстата производство и реализация сырого молока хозяйствами Тверской области в январе-апреле 2008г. характеризуется следующими данными:
январь
февраль
март
апрель
Темп роста (апрель к февралю), %
Объем производства сырого молока во всех категориях хозяйств, тонн
19,0
20,6
27,0
28,5
х
Темп роста объемов производства сырого молокак предыдущему месяцу, %
85,5
108,4
131,1
105,6
138,3
Объем реализациисырого молока всеми сельхозпроизводителями, тонн
15,0
15,5
19,5
21,2
х
Темп роста объемов реализации сырого молока к предыдущему месяцу, %
75,4
103,3
125,8
108,7
136,8
Таким образом, в 2008 г. в начале сезона «большого молока» объемы производства и реализациимолока всеми хозяйствами Тверской области увеличились более чем на 30%, что привело к перенасыщению региональных оптовых рынков закупок молока на переработку.
Весенне-летний период характеризуется ежегодным увеличением производства сырого молока и снижением потребительского спроса на молочную продукцию в связи с изменением рациона питания населения.
4. Анализ данных об использовании сухого молока молокоперерабатывающими предприятиями Тверской области выявил, что не все предприятияиспользуют этот продукт при производстве молочной продукциии его влияние на величину объемов закупок и закупочных цен на сырое молоко в апреле 2008 г. было незначительным.
5. Закупочные цены на сырое молоко в рассматриваемый период (апрель 2008 г.) устанавливались молокоперерабатывающими предприятиями не на одинаковом уровне, а с учетом вышеперечисленных факторов и рыночных механизмов формирования закупочной цены, а также сортности сырого молока.
Средняязакупочнаяценана молоко 1 сорта (без НДС) по оперативным данным молокоперерабатывающих предприятий в 2008 году была разной у разных предприятийисоставляла (руб./кг): в январе -8,84-13,69при средней цене по области - 12,18; в феврале - 9,66-13,34 при средней цене по области - 12,08; в марте - 9,21-13,09при средней цене по области - 11,55; в апреле - 8,0-12,55 при средней цене по области -10,07.
6. Снижение цены реализации сырого молока в апреле 2008г.не сопровождалось сокращением количества сельхозпредприятий – производителей молока.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
При этом не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 8 указанного Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Таким образом, действия молокоперерабатывающих предприятий по снижению закупочных цен на сырое молоко в апреле2008 года явились действиями хозяйствующих субъектов, работающих в рыночныхконкурентных условиях и подчиняющихсярыночным механизмам спроса и предложения. На действия молокоперерабатывающих предприятий в равной мере влияли условия рынка, а именно, увеличение предложения сырого молока и снижение потребительского спроса на молочную продукцию, наблюдаемые в одни и те же периоды, что привелок вынужденному снижению закупочных цен на молоко для осуществления безубыточной деятельности по его переработке.
Исходя из вышеизложенного, закупочные цены на сырое молоко, предложенныемолокоперерабатывающимипредприятиями в апреле 2008 года,неносят признаковмонопольно низких цен всоответствии с условиями статьи 7 Закона, а действия молокоперерабатывающих предприятий не являются согласованными и не подпадают под действие статьи 8 Закона.
Установленные Комиссией обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,решила:
прекратить рассмотрениедела № 03-6/1-52-2008 по признакам нарушения ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции»на основании пункта 2части 1 статьи 48Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции»в связи с отсутствиемнарушенияантимонопольного законодательствав рассматриваемыхКомиссиейдействиях указанныххозяйствующих субъектов.
Председатель КомиссииИ.С. Демина
Члены Комиссии:Л.В.Посохова
С.Е. Иванов
О.Г. Браженец
Т.Н. Забелина
Н.А. Суханова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
-Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
-Иванов С.Е. – начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
-Браженец О.Г. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- Суханова Н.А. –ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках,
рассмотревдело № 03-6/1-52-2008 по признакам нарушения ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее Закон),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлениямООО «Искра» (Старицкий район) и Ассоциации «Производители и переработчики молока Тверской области» о нарушенииантимонопольного законодательства, выразившемся в снижении закупочных цен на молоко молочного скота.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон ипроанализировавэкономические показатели хозяйственной деятельностипроизводителей и переработчиков молока, а также факторы, влияющие на рынкиоптовых закупок молока молочного скота, пришла к следующим выводам.
1. ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» (далее молокоперерабатывающие предприятия) соответствующими приказами территориальногоантимонопольного органа включены в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: молоко молочного скота (на оптовом рынке закупок молока на переработку) по результатам исследованийконкурентной среды наоптовых рынкахзакупок молока Тверской области ипроведения мониторинговрынковв период1996-2007 г.г:
- ОАО «Тверьмолоко»в географических границах рынка:Калининский и Кимрский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказы от 09.10.1996 № 26 иот 14.03.2007№ 17);
- ОАО «Весьегонский маслосырзавод» в географических границах: Весьегонский район Тверской области, с долей на рынке более 65% (приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Жарковский молокозавод» в географических границах:Жарковский район Тверской области, с долей на рынке более 65% (приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Калязинский маслосырзавод» в географических границах:Калязинский район Тверской области, с долей на рынке более 35%(приказ от 11.12.1997№ 64);
- ОАО «Краснохолмский маслосырзавод» в географических границах:Краснохолмский район Тверской области, с долей на рынке более 35%(приказ от 11.12.1997№ 64)
- ОАО «Максатихинский маслодельный завод» в географических границах:Максатихинский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 28.12.1998№ 68)
- ООО «Нелидовский маслосырзавод»в географических границах:Нелидовский район Тверской области, с долей на рынке более 65% ( приказ от 28.12.1998№ 68)
- ООО «Молоко» (п. Рамешки)в географических границах:Рамешковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 04.02.1999№ 7)
- ОАО «Бологовский молочный завод» в географических границах: Бологовский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ООО «Бурёнка»в географических границах:Лихославльский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
-ЗАО «Кузнецковский сыродел» в географических границах:Молоковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%; (приказ от 14.03.2007 № 17)
- ОАО «Молоко» г. Ржевв географических границах:Ржевский, Оленинский, Осташковский, Селижаровский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ООО «Сонковское молоко»в географических границах:Сонковский район Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17)
- ОАО «Старицкий сыр»в географических границах: Старицкий иКувшиновский районы Тверской области, с долей на рынке более 65%(приказ от 14.03.2007 № 17).
В соответствии с пунктом 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 установлениедоминирующего положения хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр с долей более пятидесяти процентов не требуется.
2. Анализ закупочных цен на оптовых рынках закупок молока на переработку, на которых действуют рассматриваемыемолокоперерабатывающие предприятия,ина сопоставимых товарных рынках, на которых молокоперерабатывающие предприятия не занимают доминирующего положения, показал, что на сопоставимых рынкахмолокоперерабатывающие предприятия закупают молоко по более низким ценамлибо ценамравным,устанавливаемым ими в границах товарного рынка, на котором они доминируют.
По данным сельхозпредприятий (круг предприятий определен Ассоциацией «Производители и переработчики молока Тверской области») по итогам хозяйственной деятельности по производству и реализации сырого молока на переработку в 2007 г. и 1 квартале2008 г.получена прибыль, а темп роста себестоимости производства молока к цене его реализации составил в апреле 2008г. к марту 2008г.- 109,8%.
3. Анализ хозяйственной деятельности молокоперерабатывающих предприятийпоказал следующее.
В 2008 году по сравнению с аналогичными периодами 2007 года имел место существенный рост закупочных цен на сырое молоко (январь 2008г. к январю 2007г. – 160%-197%; апрель 2008г. к апрелю 2007г. – 140%-162%), который особенно явно наблюдался с октября 2007г. и достиг своего максимального значения в январе-феврале 2008г.
Закупочные цены на сырое молоко в конце2007г. и в январе-апреле2008г.у большинствамолокоперерабатывающих предприятий росли более высокими темпами по сравнению с отпускными ценами на производимуюими молочную продукцию.Так, средняязакупочная цена на сырое молоко в периодянварь 2007г. – январь2008г. выросла в 1,8 раза, асредние отпускныецены: на молоко в пленке 2,5% жирности за тот же период выросли в 1,4 раза; на кефир 2,5% жирности- в 1,4 раза; намасло сливочное весовое - в 1,6 раза; на сыр - в 1,5 раза. Аналогичная тенденция прослеживается при сопоставлении показателей за апрель 2007г. иапрель 2008г.
Более высокийрост закупочных цен на сырое молоко по сравнению с отпускными ценами на молочную продукцию сопровождался убытками рядамолокоперерабатывающих предприятий Тверской области по итогам работы за 2007г. и 1 квартал 2008 г., особенно у предприятий, закупающих большие объемы сырого молока: ОАО «Тверьмолоко», ОАО «Старицкий сыр» и ОАО «Весьегонский маслосырзавод».
При этом более половины молокоперерабатывающих предприятийне снижали объемы закупок сырого молока (объемы закупки сырого молока в январе 2008г. превысили объемы закупки в январе 2007 г.).
Основной причиной, по которой молокоперерабатывающие предприятия выступили с предложением о снижении закупочных цен на молоко в апреле 2008г., является сезонность в производстве сырого молока, наблюдаемая ежегодно начиная с марта по август(так называемый сезон «большого молока»).
По данным Тверьстата производство и реализация сырого молока хозяйствами Тверской области в январе-апреле 2008г. характеризуется следующими данными:
январь
февраль
март
апрель
Темп роста (апрель к февралю), %
Объем производства сырого молока во всех категориях хозяйств, тонн
19,0
20,6
27,0
28,5
х
Темп роста объемов производства сырого молокак предыдущему месяцу, %
85,5
108,4
131,1
105,6
138,3
Объем реализациисырого молока всеми сельхозпроизводителями, тонн
15,0
15,5
19,5
21,2
х
Темп роста объемов реализации сырого молока к предыдущему месяцу, %
75,4
103,3
125,8
108,7
136,8
Таким образом, в 2008 г. в начале сезона «большого молока» объемы производства и реализациимолока всеми хозяйствами Тверской области увеличились более чем на 30%, что привело к перенасыщению региональных оптовых рынков закупок молока на переработку.
Весенне-летний период характеризуется ежегодным увеличением производства сырого молока и снижением потребительского спроса на молочную продукцию в связи с изменением рациона питания населения.
4. Анализ данных об использовании сухого молока молокоперерабатывающими предприятиями Тверской области выявил, что не все предприятияиспользуют этот продукт при производстве молочной продукциии его влияние на величину объемов закупок и закупочных цен на сырое молоко в апреле 2008 г. было незначительным.
5. Закупочные цены на сырое молоко в рассматриваемый период (апрель 2008 г.) устанавливались молокоперерабатывающими предприятиями не на одинаковом уровне, а с учетом вышеперечисленных факторов и рыночных механизмов формирования закупочной цены, а также сортности сырого молока.
Средняязакупочнаяценана молоко 1 сорта (без НДС) по оперативным данным молокоперерабатывающих предприятий в 2008 году была разной у разных предприятийисоставляла (руб./кг): в январе -8,84-13,69при средней цене по области - 12,18; в феврале - 9,66-13,34 при средней цене по области - 12,08; в марте - 9,21-13,09при средней цене по области - 11,55; в апреле - 8,0-12,55 при средней цене по области -10,07.
6. Снижение цены реализации сырого молока в апреле 2008г.не сопровождалось сокращением количества сельхозпредприятий – производителей молока.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
При этом не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 8 указанного Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Таким образом, действия молокоперерабатывающих предприятий по снижению закупочных цен на сырое молоко в апреле2008 года явились действиями хозяйствующих субъектов, работающих в рыночныхконкурентных условиях и подчиняющихсярыночным механизмам спроса и предложения. На действия молокоперерабатывающих предприятий в равной мере влияли условия рынка, а именно, увеличение предложения сырого молока и снижение потребительского спроса на молочную продукцию, наблюдаемые в одни и те же периоды, что привелок вынужденному снижению закупочных цен на молоко для осуществления безубыточной деятельности по его переработке.
Исходя из вышеизложенного, закупочные цены на сырое молоко, предложенныемолокоперерабатывающимипредприятиями в апреле 2008 года,неносят признаковмонопольно низких цен всоответствии с условиями статьи 7 Закона, а действия молокоперерабатывающих предприятий не являются согласованными и не подпадают под действие статьи 8 Закона.
Установленные Комиссией обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,решила:
прекратить рассмотрениедела № 03-6/1-52-2008 по признакам нарушения ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО«Тверьмолоко» части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции»на основании пункта 2части 1 статьи 48Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции»в связи с отсутствиемнарушенияантимонопольного законодательствав рассматриваемыхКомиссиейдействиях указанныххозяйствующих субъектов.
Председатель КомиссииИ.С. Демина
Члены Комиссии:Л.В.Посохова
С.Е. Иванов
О.Г. Браженец
Т.Н. Забелина
Н.А. Суханова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => о прекращении рассмотрения дела № 03-6/1-52-2008 в отношении ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО «Тверьмолоко» о нарушении части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции
[format] => full_html
[safe_value] =>
о прекращении рассмотрения дела № 03-6/1-52-2008 в отношении ОАО «Бологовский молочный завод», ОАО «Весьегонский маслосырзавод», ОАО «Жарковский молокозавод», ОАО «Калязинский маслосырзавод», ОАО «Краснохолмский маслосырзавод», ООО «Бурёнка» (г.Лихославль), ОАО «Максатихинский маслодельный завод», ЗАО «Кузнецковский сыродел» (Молоковский район), ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Молоко» п. Рамешки, ОАО «Молоко» г. Ржев, ООО «Сонковское молоко», ОАО «Старицкий сыр», ОАО «Тверьмолоко» о нарушении части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции