Решение комиссии Тверского УФАС России

Дата публикации: 14 марта 2008, 18:01
Принято: 14 марта 2008 г.
Изготовлено в полном объеме: 18 марта 2008 г. г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л. К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А, заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Петрова Е.И., специалист - эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
в присутствии представителей:
- Администрации муниципального образования «город.Удомля»: первый заместитель главы администрации Яремчук В.П.(доверенность б/д № 26), заместитель главы Клещерова М.С. .(доверенность б/д № 25), Краснополин Ю.А.(без доверенности);
- ООО «Сфера»: Полянцев Д.А. (доверенность от 13.03.2008 № 18), Иванова О.А. (доверенность от 13.03.2008 № 19),
рассмотрев дело № 04-6/1-47-2008 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «город Удомля» (170841, Тверская обл., г.Удомля, ул.Попова, д.22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О защите конкуренции» (далее – Закон «О конкуренции»),

установила:

В Тверское УФАС России (далее – Управление) поступило обращение ООО «Сфера» (далее – Общество) об объявлении администрацией города Удомли (далее – Администрация) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли, в конкурсной документации которого (далее – конкурсная документация) предусмотрены условия, ограничивающие, по мнению Общества, допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим.
В частности, п.3.1 «Опыт работы в сфере передачи и распределения электрической энергии» тома 2 конкурсной документации установлено:
3.1.1. Заявитель должен быть зарегистрирован в Реестре энергоснабжающих организаций Тверской области.
3.1.2. Наличие у Заявителя утвержденного региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
3.1.3 Наличие у Заявителя соответствующих лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей, строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
3.1.4. Наличие в собственности предприятия производственных мощностей (со складами и мастерскими и т.п.).
3.1.5. Наличие в собственности заявителя техники (автовышка или гидроподъемник, кран, экскаватор, передвижная и (или) стационарная электролаборатория).
3.1.6. Наличие средств испытаний и измерений, в том числе для раннего диагностирования дефектов, а также высоковольтных испытаний электрооборудования, силовых кабелей, измерение характеристик трансформаторов, испытания масла на пробой, отыскания мест повреждения в кабельных линиях.
3.1.7. Наличие обученного квалифицированного оперативно-ремонтного персонала.
3.1.8. Наличие диспетчерской службы с прямым городским номером.

Общество просит оценить соответствие названных условий требованиям антимонопольного законодательства.

Из материалов дела следует, что Администрация полагает вышеназванные требования минимальными, соответствующими Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.200 № 163, не ущемляющими чьи-либо интересы и не ограничивающими необоснованно допуск к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов.
Вышеназванными правилами установлены требования:
- к квалификации электротехнического персонала участника конкурса (Заявителя);
- к организации работы ремонтного персонала, предусматривающие в том числе и наличие необходимых помещений и оборудования.
Вместе с тем, названные правила не определяют, что указанные помещения и оборудование должны быть в собственности организации.

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения конкурсная документация:
- должна содержать требования к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам), в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса;
- не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Статьей 8 Закона № 115-ФЗ установлено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128 (ред. от 06.12.2007) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации электрических сетей не подлежит лицензированию.

В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 23.07.2003 № 56-э/5 признано утратившим силу постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.03.1998 № 13/3 «Об утверждении Положения о Реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование», на основании которого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формировались и велись реестры энергоснабжающих организаций.
Иные правовые основания для создания и ведения указанного реестра не установлены.
В соответствии с п.10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (ред. от 29.12.2007) «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов.
Таким образом:
- требование о наличии у Заявителя утвержденного региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п.3.1.2 ) не является требованием, характеризующим участника конкурса и его квалификацию;
- отсутствует обязанность утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии до выхода хозяйствующего субъекта на соответствующий товарный рынок.

Следовательно, условия, установленные п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 (в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей), п. 3.1.4 (в части наличия в собственности производственных мощностей) и п. 3.1.5 (в части наличия в собственности техники) тома 2 конкурсной документации противоречат статьям 8 и 23 Закона № 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;
- не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:
1. Признать действия Администрации муниципального образования «город Удомля», выразившиеся в установлении в конкурсной документации конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли условий, ограничивающих допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим (п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 /в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей/, п. 3.1.4 /в части наличия в собственности производственных мощностей/ и п. 3.1.5 /в части наличия в собственности техники/) нарушением пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального образования «город Удомля» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения в конкурсную документацию изменений, устраняющих вышеназванные противоречия конкурсной документации Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина, Е.И.Петрова.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Петрова Е.И., специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.03.2008 по делу № 04-6/1-47-2008 о нарушении Администрацией муниципального образования «город Удомля» (171841, Тверская обл., г.Удомля, ул.Попова, д.22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации муниципального образования «город Удомля»:
1. В срок до 19.03.2008 внести в конкурсную документацию (п.3.1 тома 2) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли изменения, устраняющие условия, ограничивающие допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим, а именно:
o п.п.3.1.1 и 3.1.2 - исключить полностью;
o п.3.1.3 - исключить требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей;
o п.п. 3.1.4 и 3.1.5 – изменить, предусмотрев в качестве требования к наличию производственных мощностей и техники их наличие не только на праве собственности.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Тверскому УФАС России в течение трех дней по истечении сроков, указанных в п.1настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина, Е.И.Петрова.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа
stdClass Object ( [vid] => 6235 [uid] => 1 [title] => Решение комиссии Тверского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6235 [type] => solution [language] => ru [created] => 1205496109 [changed] => 1368705824 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368705824 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Принято: 14 марта 2008 г.
Изготовлено в полном объеме: 18 марта 2008 г. г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л. К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А, заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Петрова Е.И., специалист - эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
в присутствии представителей:
- Администрации муниципального образования «город.Удомля»: первый заместитель главы администрации Яремчук В.П.(доверенность б/д № 26), заместитель главы Клещерова М.С. .(доверенность б/д № 25), Краснополин Ю.А.(без доверенности);
- ООО «Сфера»: Полянцев Д.А. (доверенность от 13.03.2008 № 18), Иванова О.А. (доверенность от 13.03.2008 № 19),
рассмотрев дело № 04-6/1-47-2008 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «город Удомля» (170841, Тверская обл., г.Удомля, ул.Попова, д.22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О защите конкуренции» (далее – Закон «О конкуренции»),

установила:

В Тверское УФАС России (далее – Управление) поступило обращение ООО «Сфера» (далее – Общество) об объявлении администрацией города Удомли (далее – Администрация) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли, в конкурсной документации которого (далее – конкурсная документация) предусмотрены условия, ограничивающие, по мнению Общества, допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим.
В частности, п.3.1 «Опыт работы в сфере передачи и распределения электрической энергии» тома 2 конкурсной документации установлено:
3.1.1. Заявитель должен быть зарегистрирован в Реестре энергоснабжающих организаций Тверской области.
3.1.2. Наличие у Заявителя утвержденного региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
3.1.3 Наличие у Заявителя соответствующих лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей, строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
3.1.4. Наличие в собственности предприятия производственных мощностей (со складами и мастерскими и т.п.).
3.1.5. Наличие в собственности заявителя техники (автовышка или гидроподъемник, кран, экскаватор, передвижная и (или) стационарная электролаборатория).
3.1.6. Наличие средств испытаний и измерений, в том числе для раннего диагностирования дефектов, а также высоковольтных испытаний электрооборудования, силовых кабелей, измерение характеристик трансформаторов, испытания масла на пробой, отыскания мест повреждения в кабельных линиях.
3.1.7. Наличие обученного квалифицированного оперативно-ремонтного персонала.
3.1.8. Наличие диспетчерской службы с прямым городским номером.

Общество просит оценить соответствие названных условий требованиям антимонопольного законодательства.

Из материалов дела следует, что Администрация полагает вышеназванные требования минимальными, соответствующими Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.200 № 163, не ущемляющими чьи-либо интересы и не ограничивающими необоснованно допуск к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов.
Вышеназванными правилами установлены требования:
- к квалификации электротехнического персонала участника конкурса (Заявителя);
- к организации работы ремонтного персонала, предусматривающие в том числе и наличие необходимых помещений и оборудования.
Вместе с тем, названные правила не определяют, что указанные помещения и оборудование должны быть в собственности организации.

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения конкурсная документация:
- должна содержать требования к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам), в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса;
- не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Статьей 8 Закона № 115-ФЗ установлено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128 (ред. от 06.12.2007) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации электрических сетей не подлежит лицензированию.

В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 23.07.2003 № 56-э/5 признано утратившим силу постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.03.1998 № 13/3 «Об утверждении Положения о Реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование», на основании которого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формировались и велись реестры энергоснабжающих организаций.
Иные правовые основания для создания и ведения указанного реестра не установлены.
В соответствии с п.10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (ред. от 29.12.2007) «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов.
Таким образом:
- требование о наличии у Заявителя утвержденного региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п.3.1.2 ) не является требованием, характеризующим участника конкурса и его квалификацию;
- отсутствует обязанность утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии до выхода хозяйствующего субъекта на соответствующий товарный рынок.

Следовательно, условия, установленные п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 (в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей), п. 3.1.4 (в части наличия в собственности производственных мощностей) и п. 3.1.5 (в части наличия в собственности техники) тома 2 конкурсной документации противоречат статьям 8 и 23 Закона № 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;
- не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:
1. Признать действия Администрации муниципального образования «город Удомля», выразившиеся в установлении в конкурсной документации конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли условий, ограничивающих допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим (п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 /в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей/, п. 3.1.4 /в части наличия в собственности производственных мощностей/ и п. 3.1.5 /в части наличия в собственности техники/) нарушением пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального образования «город Удомля» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения в конкурсную документацию изменений, устраняющих вышеназванные противоречия конкурсной документации Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина, Е.И.Петрова.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Петрова Е.И., специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.03.2008 по делу № 04-6/1-47-2008 о нарушении Администрацией муниципального образования «город Удомля» (171841, Тверская обл., г.Удомля, ул.Попова, д.22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации муниципального образования «город Удомля»:
1. В срок до 19.03.2008 внести в конкурсную документацию (п.3.1 тома 2) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли изменения, устраняющие условия, ограничивающие допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим, а именно:
o п.п.3.1.1 и 3.1.2 - исключить полностью;
o п.3.1.3 - исключить требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей;
o п.п. 3.1.4 и 3.1.5 – изменить, предусмотрев в качестве требования к наличию производственных мощностей и техники их наличие не только на праве собственности.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Тверскому УФАС России в течение трех дней по истечении сроков, указанных в п.1настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина, Е.И.Петрова.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Принято: 14 марта 2008 г.
Изготовлено в полном объеме: 18 марта 2008 г. г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель – Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л. К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А, заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Петрова Е.И., специалист - эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
в присутствии представителей:
- Администрации муниципального образования «город.Удомля»: первый заместитель главы администрации Яремчук В.П.(доверенность б/д № 26), заместитель главы Клещерова М.С. .(доверенность б/д № 25), Краснополин Ю.А.(без доверенности);
- ООО «Сфера»: Полянцев Д.А. (доверенность от 13.03.2008 № 18), Иванова О.А. (доверенность от 13.03.2008 № 19),
рассмотрев дело № 04-6/1-47-2008 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «город Удомля» (170841, Тверская обл., г.Удомля, ул.Попова, д.22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О защите конкуренции» (далее – Закон «О конкуренции»),

установила:

В Тверское УФАС России (далее – Управление) поступило обращение ООО «Сфера» (далее – Общество) об объявлении администрацией города Удомли (далее – Администрация) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли, в конкурсной документации которого (далее – конкурсная документация) предусмотрены условия, ограничивающие, по мнению Общества, допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим.
В частности, п.3.1 «Опыт работы в сфере передачи и распределения электрической энергии» тома 2 конкурсной документации установлено:
3.1.1. Заявитель должен быть зарегистрирован в Реестре энергоснабжающих организаций Тверской области.
3.1.2. Наличие у Заявителя утвержденного региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
3.1.3 Наличие у Заявителя соответствующих лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей, строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
3.1.4. Наличие в собственности предприятия производственных мощностей (со складами и мастерскими и т.п.).
3.1.5. Наличие в собственности заявителя техники (автовышка или гидроподъемник, кран, экскаватор, передвижная и (или) стационарная электролаборатория).
3.1.6. Наличие средств испытаний и измерений, в том числе для раннего диагностирования дефектов, а также высоковольтных испытаний электрооборудования, силовых кабелей, измерение характеристик трансформаторов, испытания масла на пробой, отыскания мест повреждения в кабельных линиях.
3.1.7. Наличие обученного квалифицированного оперативно-ремонтного персонала.
3.1.8. Наличие диспетчерской службы с прямым городским номером.

Общество просит оценить соответствие названных условий требованиям антимонопольного законодательства.

Из материалов дела следует, что Администрация полагает вышеназванные требования минимальными, соответствующими Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.200 № 163, не ущемляющими чьи-либо интересы и не ограничивающими необоснованно допуск к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов.
Вышеназванными правилами установлены требования:
- к квалификации электротехнического персонала участника конкурса (Заявителя);
- к организации работы ремонтного персонала, предусматривающие в том числе и наличие необходимых помещений и оборудования.
Вместе с тем, названные правила не определяют, что указанные помещения и оборудование должны быть в собственности организации.

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения конкурсная документация:
- должна содержать требования к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам), в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса;
- не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Статьей 8 Закона № 115-ФЗ установлено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128 (ред. от 06.12.2007) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации электрических сетей не подлежит лицензированию.

В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 23.07.2003 № 56-э/5 признано утратившим силу постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.03.1998 № 13/3 «Об утверждении Положения о Реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование», на основании которого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формировались и велись реестры энергоснабжающих организаций.
Иные правовые основания для создания и ведения указанного реестра не установлены.
В соответствии с п.10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (ред. от 29.12.2007) «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов.
Таким образом:
- требование о наличии у Заявителя утвержденного региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п.3.1.2 ) не является требованием, характеризующим участника конкурса и его квалификацию;
- отсутствует обязанность утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии до выхода хозяйствующего субъекта на соответствующий товарный рынок.

Следовательно, условия, установленные п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 (в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей), п. 3.1.4 (в части наличия в собственности производственных мощностей) и п. 3.1.5 (в части наличия в собственности техники) тома 2 конкурсной документации противоречат статьям 8 и 23 Закона № 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;
- не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации муниципального образования «город Удомля», выразившиеся в установлении в конкурсной документации конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли условий, ограничивающих допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим (п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 /в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей/, п. 3.1.4 /в части наличия в собственности производственных мощностей/ и п. 3.1.5 /в части наличия в собственности техники/) нарушением пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального образования «город Удомля» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения в конкурсную документацию изменений, устраняющих вышеназванные противоречия конкурсной документации Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина, Е.И.Петрова.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
- Петрова Е.И., специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.03.2008 по делу № 04-6/1-47-2008 о нарушении Администрацией муниципального образования «город Удомля» (171841, Тверская обл., г.Удомля, ул.Попова, д.22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации муниципального образования «город Удомля»:
1. В срок до 19.03.2008 внести в конкурсную документацию (п.3.1 тома 2) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли изменения, устраняющие условия, ограничивающие допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим, а именно:
o п.п.3.1.1 и 3.1.2 - исключить полностью;
o п.3.1.3 - исключить требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей;
o п.п. 3.1.4 и 3.1.5 – изменить, предусмотрев в качестве требования к наличию производственных мощностей и техники их наличие не только на праве собственности.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Тверскому УФАС России в течение трех дней по истечении сроков, указанных в п.1настоящего предписания.

Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина, Е.И.Петрова.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => и предписание по делу № 04-6/1-47-2008 в отношении Администрации города Удомли о признании нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» [format] => full_html [safe_value] =>

и предписание по делу № 04-6/1-47-2008 в отношении Администрации города Удомли о признании нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-03-14 15:01:49 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-03-14 15:01:49 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110964 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тверское УФАС России )