Единочество дорожной сети

При проведении аукциона на право содержать улично-дорожную сеть города Твери в 2015-2016 году были допущены нарушения. К такому выводу пришла УФАС России по Тверской области, но решение оспаривается в суде. Если суд примет сторону антимонопольной службы под угрозой окажется одно из принципиальнейших изменений Юрия Тимофеева на посту главы администрации.

В конце августа город объявил аукцион на определение поставщика, который займется уборкой и содержанием улично-дорожной сети Твери с 1 октября 2015 года по 30 декабря 2016 года. Начальная стоимость контракта оценивалась почти в 420 млн рублей. Аукцион предсказуемо второй год подряд выиграло МУП «ЖЭК». Единственная разница в сумме контракта – в прошлом году уборку и содержание дорог администрация Твери оценила в 492 млн рублей.

МУП «ЖЭК» второй год подряд оказался единственным претендентом на самый крупный годовой контракт в Твери. Удивительного в этом немного. Глава администрации Твери Юрий Тимофеев после вступления в должность одним из первых делом объединил все городские дороги под управлением департамента дорожного хозяйства и транспорта. До этого за часть дорог отвечали районные администрации, проводившие отдельные конкурсы. Следом МУП «ЖЭК» была за счет бюджета закуплена новая снегоуборочная техника. Глава администрации Твери также неоднократно заявлял, что именно МУП «ЖЭК» должно единолично заниматься уборкой и содержанием всех городских улиц и дорог.

В целом МУП «ЖЭК» в первый год работы с контрактом справилось. Исключение составила уборка тротуаров. В итоге со своего поста был уволен сначала начальник департамента Роман Егоров, а затем и замглавы по дорожному хозяйству и транспорту Дмитрий Насибуллин.

В текущем году контракт между дептраснпорта и МУП «ЖЭК» был заключен 28 сентября. Но еще ранее УФАС России выписала предписание устранить нарушения при проведении аукциона. Оспорило аукцион ООО «Доринжиниринг-Тверь», которой не понравилось, что в лот были включены работы по разработке схем организации дорожного движения (ОДД) и дислокации дорожных знаков. По мнению компании, указанный вид работ никак технологически не связан с остальными заявленными в техническом задании.

Стоит отметить, что «Доринжиниринг-Тверь» регулярно участвует в госзакупках. В прошлом году компания выиграла 10 контрактов на 176 млн рублей. Основным заказчиков выступил Упрдор «Россия». Компания осуществляла надзор за строительством трассы «Москва-Санкт-Петербург». В своем заявлении «Доринжиниринг-Тверь» указала, что планировала участвовать в аукционах на право разработку схем ОДД в городе Твери, поскольку до текущего года данный вид работ проходил отдельным аукционом.

Администрация Твери в свою очередь утверждала, что объект закупки — комплекс работ по содержанию улично-дорожной сети города Твери, который не подлежит делению на виды работ.

УФАС России по Тверской области приняло сторону «Доринжиниринг-Тверь». В качестве обоснования антимонопольная служба указала, что в 2011-2014 годах городская власть не только выделяла разработку схем ОДД в отдельные аукционы, но и делила единый дорожный комплекс по районам. Проведение конкурсов по районам позволяло достичь конкуренции. УФАС России пришло к выводу, что в Твери сложилось два рынка – уборка улично-дорожной сети и разработка схем ОДД – и объединение их в один лот препятствует развитию конкуренции. Городу было предписано до 24 сентября (то есть до фактического заключения контракта с МУП «ЖЭК») внести изменения в конкурсную документацию, и провести новый аукцион.

Решение УФАС России по Тверской области, естественно, было оспорено в Арбитражном суде Тверской области. Причем сразу с двух сторон. МУП «ЖЭК» попытается убедить суд, что антимонопольная служба нарушила сроки публикации решения, а департамент дорожного хозяйства и транспорта оспорит решение и предписание по сути.

Контракт между администрации Твери и МУП «ЖЭК» заключить все-таки смогли. Городу удалось убедить суд, что в случае исполнения решения УФАС России по Тверской области, под угрозу ставится надлежащие содержание улично-дорожной сети. Арбитражный суд Тверской области принял обеспечительные меры, приостановил действие решения антимонопольной службы, после чего между городом и МУП «ЖЭК» был заключен контракт.

Первые заседания по сути состоятся в ноябре. Вряд ли решение суда серьезно повлияет на судьбу контракта: даже в негативном для администрации Твери исходе город может подать апелляцию и судиться довольно долго. Однако важен сам прецедент. Если УФАС России по Тверской области удастся доказать существование двух независимых рынков – уборка дорог и создание схем ОДД, то другие компаниям могут попытаться вновь разбить единый неделимый комплекс улично-дорожной сети по районам города.