В Тверском УФАС отмечают: бороться с смс-рекламой можно, но сложно

14 февраля на прошедшей в Твери пресс-конференции руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Тверской области Владимир Фомин и его заместитель Людмила Посохова рассказали об основных итогах работы УФАС в 2012 году.

В прошлом году Тверским УФАС вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере более 18 млн. рублей,  а в доход бюджетов всех уровней взыскано более 7,5 млн. рублей штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. Также рассмотрено более 600 заявлений и жалоб,  устранено более 290 нарушений.

269 жалоб касались нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, из них - 109 обоснованных. Исполнение предписания Управления только по одной из рассмотренных жалоб способствовало экономии средств областного бюджета на сумму почти 40 млн. рублей.

Кроме того, активно применялась введенная в 2012 году система мер предупредительного характера, позволяющая при отдельных нарушениях антимонопольного законодательства оперативно выносить предупреждения о прекращении нарушений и не штрафовать нарушителей в случае исполнения предупреждений.  К примеру, как рассказал Владимир Фомин, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» исполнил предупреждения Тверского УФАС и направил в адрес МУП «Коммунальные системы» проект договора поставки природного газа, который ранее отказывался заключить, что ставило под угрозу теплоснабжение поселка Новозавидовский. 

Как и в 2012 году, остается велика доля правонарушений на рынке электроэнергетики и жилищно-коммунальных услуг.

Значительное число нарушений законодательства о рекламе отмечено со стороны банков, которые размещали неполную информацию об условиях кредитования и привлечения денежных средств во вклады. В результате к административной ответственности привлекались как сами банки, так и их должностные лица.

В настоящее время на рассмотрении управления находятся заявления абонентов сети сотовой связи о рассылке смс-рекламы без их согласия. Как отметил Владимир Фомин, по поводу смс-сообщений поступает большое количество жалоб, однако судебная практика по данному вопросу в основном складывается в пользу распространителя. Как правило, сообщения направляет не сам оператор сотовой и связи и не рекламодатель. Часто схема рассылки выглядит следующим образом: оператор связи заключает договор с некой промежуточной компанией, которая находит индивидуального предпринимателя или физическое лицо, которое и выступает последним в цепочке рекламораспространителя. Выявить и привлечь к ответственности его достаточно сложно. Причем рекламодатель (банк, магазин и т.п.) не несет ответственности за распространение о себе информации. С индивидуальными предпринимателями бороться достаточно сложно, кстати, суммы штрафов для них варьируются от 4 до 20 тысяч рублей, тогда как для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей. Тем не менее, как отметил Владимир Фомин, не так давно было принято решение по заявлению от гражданина о смс-рекламе, когда признали нарушителем целую цепочку - начиная от оператора и заканчивая ИП.  Добавим, что лицо, считающее, что его права были нарушены, сначала должно получить распечатку входящих сообщений – УФАС такую информацию оператор сотовой связи может и не предоставить.