• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

В Твери прошла пресс-конференция регионального УФАС по вопросам конкуренции

Как обстоят дела с конкуренцией в регионе и какие новые перспективы для ее развития появились – об этом шла речь на традиционной ежегодной пресс-конференции управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, прошедшей в РИА «Верхневолжье».

В зоне конкуренции

Как обстоят дела с конкуренцией в регионе и какие новые перспективы для ее развития появились – об этом шла речь на традиционной ежегодной пресс-конференции управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, прошедшей в РИА «Верхневолжье».

Итоги работы ведомства с цифрами и примерами привел руководитель управления Владимир Фомин. Отчет прозвучал по всем направлениям – антимонопольное регулирование, контроль закупок, рекламы и недобросовестной конкуренции.

Дорогие подвески

Количество дел, рассмотренных в рамках антимонопольного регулирования, несколько снизилось по сравнению с 2016 годом (со 171 до 150). Помним – тогда много споров и обсуждений было по поводу сноса нестационарных торговых объектов, которые убирали не только из исторического центра Твери (что можно понять), но и с периферии, где они были и востребованы, и пейзаж не портили.

Из свежих примеров Владимир Фомин привел обращения предпринимателей – операторов сотовой связи. Из-за высокой стоимости подвесок к сетям МУП «Тверьгорэлектро» (300 с лишним рублей на каждый столб) цена интернета могла взлететь до 1000 рублей в месяц. То есть где-то в два раза больше адекватной и сложившейся рыночной.

Только после конкурса

Закупки находятся под пристальным вниманием управления. Его специалисты изучают, нет ли сговора между участниками торгов или заказчиком и одним из участников. Подобные случаи выявляются. И больно бьют по подрядчику. В отличие от должностного лица, которое отделается штрафом в 20-30 тысяч (неприятно, но терпимо), организация должна будет раскошелиться на сумму, равную половине начальной максимальной цены контракта. То есть может уйти в миллионный минус.

Как ни странно, иногда такие нарушения продиктованы благими намерениями. Живой пример: городу нужно было срочно отремонтировать дорогу, администрация договаривается для скорости с подрядчиком, тот работы выполняет качественно и быстро. Но для того, чтобы оплатить выполненные работы, необходимо объявить торги, и в этих торгах должен победить наш подрядчик. Для этого город дважды проводит торги: в первых побеждает другая фирма, со снижением цены, на которую воздействуют всеми известными административными методами, и она расторгает контракт; во-вторых, наконец побеждает нужный подрядчик, но без снижения цены, по максимальной цене.

Ежегодной пресс-конференции управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области

В результате управление привлекло к административной ответственности главу администрации, гендиректора подрядчика и подрядчика как юрлицо, что может быть очень болезненно даже для крупного предприятия. Благие намерения – сделать быстро, но не по закону – влекут большие проблемы, в первую очередь для бизнеса.

Вообще, количество жалоб о нарушении законодательства о контрактной системе (44-ФЗ) растет. Только за последний год – в полтора раза, значительная часть из них обоснованные.
– Однако во многих случаях причина нарушений – не злой умысел, – сказал Владимир Фомин. – Самый наглядный пример – ремонт дорог. По-хорошему тендеры надо разыгрывать весной. А муниципалитеты начинают оформлять конкурсную документацию после поступления денег в бюджет. И так как уровень специалистов не везде высок (особенно в небольших населенных пунктах), то и сроки затягиваются, и ошибки возникают. Как следствие – на такие поздние конкурсы подрядчики не идут, поскольку риски высоки. Помешает погода выполнить работы, и вместо дохода получишь расход, да еще и репутацию испортишь.

Какая FIFA

У тверских антимонопольщиков за прошедший год отмененных дел в судах нет. Уж если они привлекали кого-то к ответственности, то повод для этого имеется. Некоторые примеры уникальные. Владимир Фомин остановился на одном из последних резонансных дел. На крупнейший тверской пивоваренный завод подала заявление Международная федерация футбола.

Дело в том, что предприятие, не имея никакого договора с FIFA, не являясь генеральным спонсором чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, незаконно разыгрывало билеты на матчи, а также использовало символику и эмблему FIFA. Такие действия являются недобросовестной конкуренцией, влекут существенные штрафы. Сейчас решение Тверского УФАС России оспаривается в суде.

В силу загруженности спорные вопросы по рекламе специалисты УФАС разбирают, как правило, только по заявлениям. Их каждый год примерно одинаковое количество – в районе 50. В прошлом году заведено 28 дел, выдано 12 предписаний. В основном это касается рекламы различных финансовых услуг с неполной информацией и рекламы через смс или по телефону без согласия получателя.

Нацплан

Заместитель руководителя Тверского управления ФАС Людмила Посохова отметила, что впервые в России разработан и принят, подписан Президентом РФ Национальный план развития конкуренции:
  
– Национальный план является документом стратегического планирования, который базируется на конституционных принципах, запрещающих монополизацию, недобросовестную конкуренцию и ограничение конкуренции в любых формах. О необходимости развивать конкуренцию и недопустимости ее ограничения Президент Российской Федерации регулярно отмечал в ежегодных посланиях.

Впервые мероприятия по развитию конкуренции облечены в форму национального плана с конкретными задачами для всех ветвей власти и конкретными показателями, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Это свидетельствует и о значении, которое придается на уровне государства теме развития конкуренции, и о том, что у нас не все благополучно в этом направлении, – констатировала Людмила Владимировна.

– Количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти выше, чем со стороны хозяйствующих субъектов. Национальный план, например, ставит задачу снизить количество таких нарушений в два раза к 2020 году. Одновременно необходимо повысить ответственность органов власти, прозрачность закупок, увеличивать долю малого бизнеса в закупках.

Важно также обеспечить присутствие практически во всех сферах экономики (за исключением естественных монополий и оборонного комплекса) не менее трех хозяйствующих субъектов, один из которых должен быть частным. Кстати, поставлена задача ввести запрет на создание новых унитарных предприятий.

Что ж, чем честнее и развитее конкуренция, тем круче экономика. Нацплан нам в помощь.
Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО